Мое путешествие в Харбин

За границей мы с мужем не были никогда, хотя загранпаспорта сделали еще года полтора назад. Зимой – ждали открытия навигации, в начале лета – для поездки в Фуюань все время были деньги только на проезд, на шоппинг уже почти не оставалось. В конце лета – деньги тратились на поездку в Приморье.

Но в этом, 2006 году, все же мы твердо решили побывать за границей. Тем более в мае подвернулась возможность: муж находился в дипломном отпуске, а меня на любимой работе отправили отдыхать за прошлый год. Страну для нашего путешествия мы выбрали исключительно из экономических соображений – китайцев мы, мягко говоря, не очень любим. Больше проблем возникло с целью путешествия, пришлось опросить ездивших в Китай коллег по работе и просто знакомых. Вариантов было четыре: Пекин, Харбин, Суйфэньхэ и Фуюань. Первый отпал сразу же из-за больших финансовых затрат.

В основном, все знакомые, ездили, конечно же, в Фуюань. Судя из рассказов, очевидные плюсы: невысокие цены на одежду, доставка на теплоходе (Амур – все-таки очень красивая река), невысокие цены на различные развлечения: рестораны, дешевое пиво, сауну, массаж. Минусы: Фуюань – большая деревня, посмотреть, с точки зрения культурного человека, абсолютно нечего, время, выбранное нами для путешествия – начало мая, предполагает, судя по прошлым годам, почти полное отсутствие того, зачем мы, собственно говоря, и собирались в Фуюань – летней одежды.

Про Суйфэньхэ ничего определенного знакомые сказать не могли, хотя многие там были. Пришлось почерпнуть информацию на форумах в инете. Плюсы: довольно низкие цены, рестораны, сауны, многие китайцы говорят на русском, минусы: путешествие на поезде и автобусе с китайцами нельзя назвать приятным время провождением, довольно высокие затраты на поездку по сравнению с Фуюанем.

Пара знакомых были в Харбине, оба остались довольны. После просмотра в инете предложений хабаровских турфирм, меня заинтересовал предлагаемый некоторыми агентствами тур "В Харбин через Суйфэньхэ". Поездка напрямую в Харбин меня пугала довольно высокой ценой из-за авиаперелета Хабаровск – Харбин - Хабаровск.

Начать мы решили с турфирмы "Спутник", так как в 2004 году с этой фирмой мы ездили в свадебное путешествие по маршруту "Хабаровск – Москва – Санкт-Петербург". Понравилось очень. Но, приехав в офис фирмы на ул. Муравьева-Амурского около НК-Сити, нас ждало разочарование – мы увидели лишь охранника, который пояснил, что фирма переезжает и куда – он не знает. Так как с другими турагенствами мы знакомы не были, решили обратиться в Дальневосточную туристическую компанию. Мы приехали в офис около "Совкино", от тура "В Харбин через Суйфэньхэ" нас сразу же начали отговаривать. Переезд очень утомительный, с множеством пересадок: на поезде до г. Уссурийск, автобусом до пос. Пограничный, затем до Суйфэньхэ, а оттуда уже вдвоем – без группы, на китайском поезде нужно было добираться до Харбина. Но сказали, что смельчаки, решившиеся на такую поездку, в турфирме все же были.

Нам был предложен тур "Харбин. Эконом-маршрут". Предлагают туры 8 дней/7 ночей, 5 дней/4 ночи, 4 дня/3 ночи. Нас устроил второй вариант. Размещение в отеле "Глория ***" в центе Харбина, на так называемом харбинском Арбате. Стоимость на двух человек 24 тысячи рублей, включает авиабилеты Хабаровск – Харбин – Хабаровск, встреча/проводы гидом переводчиком, проживание в отеле, питание – завтраки, шведский стол, визовая поддержка, страховка. Дополнительно нужно было оплачивать аэропортовые сборы в РФ – 850 руб./чел, и пожеланию, двухдневные экскурсии – 50 долларов на человека за 2 дня.

Посовещавшись, мы решились на этот тур. За неделю до предполагаемой даты поездки мы внесли полную стоимость путевки. Из документов нам понадобился только загранпаспорт. Заполнили договор бронирования, нам отдали оригинал, им осталось копия. Дали квитанцию об оплате. Подарили русско-китайский разговорник и путеводитель по Харбину (правда, старый). Выдали памятку туристам, выезжающим в Китай. Назначили время, в которое мы должны были прибыть в международный аэропорт для встречи с представителями фирмы.

Предложили экскурсии за отдельную плату: 1 день – Пешеходная улица, площадь Софийского Собора, Буддийский храм, Чайная церемония, парк "Окно в Европу и Азию". 2 день – Шелковая фабрика, Парк тигров, Научно-технический центр. Или предложили заменить чайную церемонию и научно-технический центр на телебашню. Также было сказано, что услуги гида-переводчика нам обойдутся около 400 рублей в день, если он нам понадобиться.

Покопавшись в инете, я сделала вывод, что хочу посмотреть несколько другие места, чем они предлагали, причем это будет экономически выгодно. Итак, меня заинтересовали:

1. Пешеходный Арбат, на котором будет находиться наша гостиница. Набережная Сунгари. Супермаркеты, универмаги, магазины. Поющий фонтан, парк Сталина. Софийский Собор. Парк Чжаолинь.
    2. Буддийский храм. Храм Конфуция. Парк культуры: аттракционы, океанариум, музей бабочек.
    3. Солнечный остров: фуникулер, научно-технический музей (муж захотел), японский сад, озеро лотосов, пещера ужасов, парк аттракционов.
    4. Зоопарк или парк тигров.
    5. Если останется время: парк "Окно в Европу и Азию", телебашня.

День первый

Вот и настал долгожданный день нашего отъезда в Харбин. Мы прибыли в назначенный час в международный аэропорт города Хабаровска. Прошли металлоискатель, у назначенного столика встретили девушку Лену – представителя фирмы ДМТК. Она познакомила нас с нашей группой и представила старшего. Летели 10 человек по нашему списку, 5 из них в Харбин, остальные – через Харбин в другие города. Так как путешествие было по списку, нам нужно было визуально запомнить нашу группу, чтобы через 5 дней опять вместе в порядке очереди пройти таможню и покинуть Харбин.

Лена выдала нам авиабилеты, пару календариков, памятку основных фраз по-китайски. После оплаты аэропортового сбора, она проводила нас на стойку регистрации на авиарейс. После прохождения таможенного и специального контроля мы попали в зал ожидания. На Dirty Free продавались сигареты блоками и спиртное по более низким ценам, чем в Хабаровске.

Ровно в назначенный час мы сели на самолет ТУ-154М. Это был наш первый перелет в жизни. Честно говоря, самолет внутри я себе представляла другим: слишком уж тесно. Полет длился 1 час 10 минут.

В самолете мы познакомились с русским, живущим в Китае. Он предложил услуги собственного переводчика 100 юаней/день, посоветовал никогда не слушать "помогаек" и т.д. В самолете нам предложили прохладительные напитки, заполнить карточку прибывающего в страну и о состоянии здоровья. Они были на английском, и я в очередной раз убедилась, какой же все-таки темный и непонятливый русский народ.

В аэропорту Харбина мы очень быстро получили багаж, прошли паспортный и специальный контроль. У выхода из аэропорта нас ждала переводчик Маша – китаянка, 2 года прожившая в России. В руках она держала табличку с нашими фамилиями и названием фирмы "Летний сад". Нас усадили в микроавтобус (нас двое, Маша, еще одна семейная пара, молодая девушка и китаец.) Нас повезли в город. От аэропорта до центра Харбина ехать около 45 минут. По дороге на сотовый Маше позвонила Лена из Хабаровска(!) и спросила, все ли у нас нормально, поинтересовалась, как долетели, и рассказала о погоде в Хабаровске. Было очень неожиданно и приятно.

Маша поселила нас в гостиницу "Глория Инн" на пешеходном Арбате. Она все показала: куда спускаться кушать, как пользоваться камерой хранения ценностей, что имеется в номере, поменяла нам 200 долларов на юани по курсу 1:8 (в Хабаровске где-то 1:7,4). 1 юань равен примерно 3,5 рубля. Нам сказали, что средняя зарплата в Харбине 600 юаней. Маша предложила нам экскурсии за 100 долларов за двух человек на 2 дня. Мы решили согласиться, так как экскурсии оказались немного не такие, о которых говорили в Хабаровске. Договорились встретиться у нас в номере в 9 утра.

Маша ушла, и мы направились на свое первое знакомство с Харбином. Сначала мы направились на набережную реки Сунгари, которая находится рядом с нашей гостиницей. Почти сразу же к нам пристал "помогайка", он представился студентом, изучающим русский язык, и предложил нам помочь. Еле от него отвязались. Купили попить, бутылочка колы 0,5 мл стоит там 3-5 юаней.

Дальше мы пошли по центральной пешеходной улице, между русскими называемой Арбат, по направлению к подземке. Двигались согласно путеводителю, попутно заходя в магазины. Зашли покушать в Макдональдс. Взяли 1 картошку фри, 1 сэндвич с курицей и 1 кока-колу. Все это обошлось в 19 юаней. Там в очередной раз убедились, что китайцы говорят только по-китайски. Удивила доброжелательность китайцев, в туалете они жестами научили меня пользоваться сантехникой (подносишь руки, а вода из крана сама льется.)

Арбат представляет собой улицу, обложенную брусчаткой и очень похожую на Арбат во Владивостоке. Часть улицы перекрыта для машин и предназначена только для прогулок. Но не понравилось, что каждый квартал эту улицу пересекает оживленная магистраль.

Надо особо отметить автомобильное движение в Харбине. Машины, мотоциклисты, велорикши, велосипедисты, трехколесные автомобили, автобусы. Все движется абсолютно хаотично, невзирая на правила и почти непрерывно сигналя. Причем логике все действия водителей абсолютно не поддаются. Например, вполне нормально ехать по встречной полосе и самому сигналить. Гаишников почти нет, аварий очень мало. Машины в основном японские, но китайской сборки, с левым рулем. Один раз нам даже встретился "Москвич–пирожок".

На пешеходной улице находится множество магазинов (половина с русскими сувенирами, водкой, шоколадками и сигаретами, как оказалось, они для китайцев, приезжающих в Харбин, которые не могут себе позволить путешествие в Россию) и кафешек, универмаги.

Заходили во многие магазины, но так и ничего не купили. Съели по довольно вкусному китайскому мороженому по 2 юаня. Потом спустились в подземный рынок. Подобие хабаровского "Сингапура". Торговались с помощью калькулятора, некоторые продавцы знают пару слов по-русски, по-английски не говорит никто. Купили пару топиков, футболку, сумку, кепку. Цены есть дешевые, есть не очень, нужно торговаться, причем первоначальную стоимость, судя по опыту, нужно делить на 3. Выбор одежды не очень богат, в основном спортивного стиля, часто с огромным Микки-Маусом или что-то типа того. "Помогаек" в подземке, которыми так пугают в интернете, мы там не встретили – может не сезон.

Выйдя из подземки, мы, попутно заходя в разные магазинчики, направились в парк Чжаолинь. Вход в парк стоил 2 юаня. Там покатались на чертовом колесе – 10 юаней с человека/2 круга. Вид на город и парк открывается неплохой, но очень уж стекла в кабинке не подходят для фотографирования. Все остальные аттракционы в парке детские, только на симпатичном искусственном пруду можно покататься на катамаранах. Парк неплохой для тихих прогулок, а вот развлечений мало.

Возле парка пытались попросить таксиста отвезти нас в русский ресторан "Брежнев" по названию, которое по-китайски нам написала Маша, но это оказалось бесполезным – они нас так и не поняли. Тогда мы решили поехать в немецкий ресторан "Новый Ганс", это название мы нашли в путеводителе. Таксист в машину нас посадил, но туда ли мы едем – сомневался. Ехали довольно долго, разглядывали город: подземную дорогу, два небоскреба-близнеца, много уличных экранов, какой-то собор, как потом оказалось, что Софийский. За поездку заплатили 21 юань.

В ресторане нас встретили китаянки в национальных немецких платьях. По-русски и по-английски они абсолютно не понимали. Посетителей в ресторане больше не было. Меню было только по-китайски, правда, с картинками. Заказали несколько блюд:
    1. блюдо, по виду напоминающее мясо с зеленью, а оказавшееся странным мясом какого-то насекомого и листья салата в довольно вкусном соусе.
    2. Салат из сои, древесных грибов, перца и т.д. – неплохой, но в огромном количестве.
    3. Блюдо, которое посоветовала официантка: огромная кастрюля с бульоном, где лежали палочки, на которые нанизаны очень острые рожки, абсолютно несъедобно.
    4. два пива, т.к. там были нарисованы бокалы, но принесли два кувшина по 1,2 литра. Пиво вкусное, его варят прямо там. От него почти не пьянеешь и не бегаешь постоянно в туалет.

Мяса не было нигде. На все блюда из разговорника со словом "свинина" они мотали головой. Потом все-таки принесли какое-то старое меню с русскими названиями, почти ничего из предложенного у них не было, но удалось заказать говядину с картошкой фри в пиве. Вкусно. Китайские палочки мы забрали как сувенир, так как фразой из разговорника я попросила принести вилки. Обед нам обошелся в 110 юаней, мы дали 120 (типа, на чай), но они дали сдачу.

Мы вышли из ресторана и пошли, куда глаза глядят, чем весьма расстроили дожидавшегося нас таксиста. Затем мы пришли на площадь с телебашней, пофотались и на такси за 8 юаней поехали к поющему фонтану. Фонтан находился за большим уличным кафе на площади с оригинальными фонарями, где китайцы играют в большой теннис сами с собой, катаются на роликах и т.д.

Поющий фонтан – это самое восхитительное из того, что я видела в Харбине. Струи воды движутся под музыку на огромной площади, с великолепной подсветкой, с различной интенсивностью и высотой струи. Можно любоваться вечно. У уличных торговцев мы купили манго (6 юаней/500 гр.) и мандарины 11 юаней за килограмм.

Затем мы поймали такси, показали ему визитку гостиницы, он долго сомневался, советовался с прохожими и только потом привез, куда надо. Может специально. В итоге поездка обошлась в 21 юаней.

Приехав в гостиницу, мы осмотрели наш номер. Каждый день нам бесплатно полагались: жасминовый чай, блокнот, ручка, тапочки, гель для душа, зубная паста, нитки, иголки, пуговицы, булавки, расческа. Так же в номере был телевизор и электрический чайник. Цены на заказ еду в номер и массаж (200 юаней) не порадовали.

Вечером мы пошли гулять на набережную Сунгари – реку, с которой у каждого хабаровчанина связаны весьма неприятные воспоминания. Она оказалась лужей средних размеров, с нашим Амуром ее нельзя даже сравнивать. Набережная почти не освещена, китайцы мокрыми палками зачес-то рисуют иероглифы на асфальте. На площади стоит памятник борцам против наводнений и маленький поющий фонтан, который включают вечером в определенное время. Жуткий запах, так как там готовят китайскую пищу и прямо на улице едят.

День второй

Из-за разницы во времени проснулись мы рано – полшестого. Полвосьмого пошли в ресторан отеля на шведский стол, включенный в стоимость путевки. Еды море, количество подходов не ограничено: грибы с мясом, рис, фунчоза, сладкий картофель, утиные и куриные яйца, жареная ветчина, много салатов, арахис, различная выпечка, фрукты и соки. В общем, хорошо покушали и пошли немного прогуляться. В 9 часов пришла Маша с еще одной девушкой, которая представилась Инной и сказала, что она немного приболела, и проводить экскурсии с нами будет Инна. Нас возили на микроавтобусе.

Сначала мы направились в Сафари-парк тигров. Ехали долго, минут 50, местами по полному бездорожью, так как там идет застройка новых районов Харбина. Там мы сели на экскурсионный автобус, заполненный в основном китайскими туристами. Тигры ходят мимо автобусов, почти не обращая на них внимания. Можно купить живую курицу, утку или даже корову и тогда на твоих глазах их бросят на съедение тиграм. Китаец с нашего автобуса купил утку, которую служитель на джипе бросил в озеро, где ее поймал тигр. Была там еще одна семья львов. В последней клетке был тигролев.

Большая территория, искусственные пруды, шалашики для укрытия тигров от солнца.

После того, как мы проехали по парку на автобусе, началась небольшая пешеходная экскурсия. Но там уже не было почти ничего интересного.

Дальше мы поехали в парк "Окно в Европу и Азию". Стоимость посещения 20 юаней. Здесь собраны все известные архитектурные сооружения нашего континента в миниатюре: московский кремль, Триумфарная арка, Голландские мельницы и т.д.

Честно говоря, большого впечатления не производит. Площадь огромная, ходить просто лень. Через искусственное озеро посреди парка можно перебраться через качающиеся мостики, шины и т.д.

Там покатались на аттракционах с машинками (10 юаней с человека).

После этого мы поехали на Жемчужную фабрику. Там нам показали аквариум с моллюсками, в которых выращивают жемчуг, при нас разрезали одного. Также там был магазин изделий и кремов из жемчуга, правда, цены не дешевые. Потом мы поехали на Чайную церемонию. Там нас учили правильно заваривать чай, дали попробовать чай трех видов: жасминовый, омолаживающий "Чайный дракон", лотосовый. Омолаживающий пахнет обалденно. Вход на чайную церемонию бесплатный, как рекламная акция. Мы купили зеленый чай (145 юаней/100 гр.).

Потом мы отпустили машину и пошли в Буддийский храм. Сначала там была курильница, в которой верующие жгут палочки с благовониями. Переход входом в здания стоят подставки для верующих, где они встают на колени. На пороги наступать нельзя. Во всех зданиях находятся фигурки Будды во всех ипостасях, но внутри помещений фотографировать нельзя. На улице стоит огромный золотой Будда, около него можно фотаться.

На улице стоит штуковина со сквозной горизонтальной дырой, где нужно бросать монетку и загадывать желания. Потом мы отпустили Инну и пошли мимо всех посещенных зданий к Парку культуры вдоль множества магазинчиков с сувенирами. Я хотела купить фигурки Будды в качестве сувениров друзьям, но продавцы по-английски не объяснялись, и я не могла узнать, какой Будда что значит. Купили палочки с благовониями за 4 юаня.

Вход в Парк Культуры стоил 3 юаня. В парке пили пиво Харбин (4 юаня/0,7 л – в Хабаровске в "Супергуде" 120 рублей), чипсов.

Катались на аттракционе "Виртуальность" - 15 юаней. Там в вагончике на экране показывают дорогу, а кресло под тобой то тормозит, то накреняется и т.д. Очень интересно. Еще там есть американские горки с мертвой петлей, но мы не рискнули. Очень понравился аттракцион, где вдвоем садишься в шлюпку, которая движется по желобам с водой. В верней точке у меня чуть сердце не выпрыгнуло. Просто супер, цена 15 юаней.

Ходили в пещеру ужасов (тоже 15 юаней). Садишься вдвоем в вагончик, которые в темноте по пещере движется по рельсам, а на тебя со звуками выскакивают разные фигуры. Временами страшно.

Еще одна пещера ужасов – идешь по лабиринту в темноте, а там всем время выскакивают разные фигуры, причем больше всего пугаешься живых китайцев, которые делают там ремонтные работы. Идти нужно на светящиеся точки, и был период, когда мы уже по-настоящему заблудились, уже было не до смеха.

Муж покатался на машинке (10 юаней), еще покатались по монорельсовой дороге, где двигаешься на высоте в вагончике вдоль некоторых аттракционов (10 юаней).

Также там есть огромное колесо обозрения, время полного круга где-то 20 минут, в каждой кабинке кондиционер. Но оно не работало, так как был сильный ветер.

Еще там было множество аттракционов и русских туристов, которых можно было узнать по пиву и русским матам, раздающимся во время аттракционов.

После парка культуры мы пошли на роликовую дискотеку. Вход для иностранных туристов стоит 15 юаней, прокат роликов бесплатно. Дискотека: два зала, зеркала, поручни, светомузыка. Из посетителей только мы и еще одна китайская пара. На ролики мы встали первый раз, муж поехал сразу, а я сначала упала. Но потом тоже быстро научилась. Было супер. Китайцы даже включили русскую музыку. Пили пиво (5 юаней/0,33 литра и чипсы/3 юаня).

После роликовой дискотеки мы поехали в русский ресторан "12 стульев" на улице Гоголя. Доехали за 10 юаней. Заведение внешне выглядит нереспектабельно: простые обои, телевизор с DVD, играют русские клипы, на каждом столике пульты. Из посетителей только мы и еще одна пара: русский и китаянка, общающиеся по-английски. Официантка русская. Заказали картошку фри, мясо в сладком соусе, салат (помидоры, огурцы), баклажаны с майонезом и чесноком и вино (за 88 юаней, в магазине – 17). Вкусно, но порции небольшие. Отдали 110 юаней, чаевых они опять не взяли. Затем походили по магазинам, купили мне босоножки, фонарик, теннисную ракетку и т.д.

День третий

Утро опять началось со шведского стола, причем ассортимент уже обновился. Добавилась печеная тыква, сладкий картофель, анты, пончики, виноград и т.д.

Затем за нами приехала Инна, и на такси мы направились смотреть Софийский собор. Он считается символом Харбина. Собор не действует, только для туристов. Внешне собор живописностью не отличается, внутри – тоже.

Гораздо интереснее его подземная часть, куда можно войти по тому же билету. Там находится огромный пенопластовый макет всего города: ездят поезда, кружится чертово колесо, город освещается. Очень впечатляет, я бы не отказалась посмотреть на подобный макет нашего города.

Мы спросили у Инны, сколько в Харбине стоят ролики, и она повела нас в магазин "Тысяча мелочей" напротив Софийского собора. Там она помогла нам купить ролики, мы выбрали хорошие, с гелиевыми колесиками за 350 и 400 юаней, атрибутику (по 50 юаней), ракетку для пинг-понга (4*) – 240 юаней.

Кстати деньги мы обменивали сначала у Маши: 1 доллар – 7,94 юаня, потом прямо в гостиницу, объясняясь по-английски 1:7,91, в то время как в Хабаровске курс получался 1:7,44.

Затем мы поехали на шелковую фабрику, там нам показали, как из шелкопрядов получают шелк. Рекламировали их продукцию, она очень качественная, но цены слишком высокие.

Затем мы направились к телебашне. Ее высота вроде 260 метров, за 7 секунд поднимаемся на стеклянном лифте. Многие закрывают глаза, но нам было интересно. На высоте расположена открытая площадка, там город выглядит, как на ладони, немного закладывает уши, но очень интересно.

Можно посмотреть телескоп, 1 юань/2 минуты. На отметке 209 метров можно за 1 юань купить тапочки и походить по стеклянному полу, когда под тобой – бездна, хотя многие боятся. Можно сделать гипсовый слепок своей руки. Также там можно было купить входной билет с рестораном, но мы решили сходить не туда, а в ресторан "Седьмое небо" на 36-м этаже какой-то гостиницы, который работает с 18:00 до 21:00.

На телебашне мы купили сувениры: 2 брелка с башней и магнит на телевизор в виде телебашни с градусником. Все по 15 юаней.

Купили билет на 10-минутный стерео 4Д фильм, по 30 юаней. Все стереофильмы, показываемые у нас в "Гиганте" - ерунда по сравнению с тем, что мы увидели там. Садишься в высокое кресло, пристегиваешься, тебе выдают очки. Предупреждают, что фильм нельзя смотреть людям со слабой нервной системой, младше 6 и старше 70 лет, а затем начинается фильм. Изображение перед тобой кажется абсолютно реальным, в зависимости от сюжета тебя то хватают ха ноги, то дотрагиваются до головы, то дуют воздухом. Несколько раз я кричала, пару раз закрыла глаза. Просто супер!

Затем мы отпустили Инну и поехали в экспоцентр, так как в то время в Харбине проходила выставка автомобильных запчастей, там не было ничего интересного, и мы решили опять поехать в "Тысячу мелочей".

Там зашли в кафе блюд из курицы "KFC". Объяснялись по-английски. Заказали курицу с корочкой – очень вкусно, картофель фри и попить, обошлось в 50 юаней.

Случайно зашли в другой, бесконечный подземный рынок. Одежды много, но она не в моем вкусе, к тому же на типичную китайскую фигуру. Но немного вещей я все же купила.

В "1000 мелочей" купила топик (8 юаней, у нас – от 50 руб.), упаковку свечей, к ним ароматические масла (25 юаней), лаки для ногтей (по 5), набор кухонных принадлежностей (100).

Затем мы отвезли покупки и направились в ресторан "Седьмое небо". Оказалось, что он не работает. На улице купили фрукты: личи (5 юаней/500 гр.), большие вкусные пирожные (по 10). Потом попали в большой четырехэтажный супермаркет с эскалаторами. Берешь корзину и покупаешь все: еда, одежда, обувь, бытовая техника, посуда, спортинвентарь, автомобильные товары и т.д.

Затем зашли в кафе, поели шашлычки по 2 юаня. Затем пошли в гостиницу пить купленное в супермаркете китайское пиво, оно оказалось очень вкусным, особенно темное.

День четвертый

Снова шведский стол, из новых блюд: спаржа с мясом – очень вкусно, кукуруза, грибы с морковью и огурцом, редис, бананы и т.д. Некоторые русские пытаются есть палочками, некоторые китайцы – вилками, всем интересно.

На улице нас удивило то, что у них принято собираться всем вместе и делать зарядку, танцевать или молиться – кому что нравится. Также многие китайцы, особенно дети, любят поглазеть на русских, некоторые, увидев нас, говорят "здравствуйте", "пиво" или "hello". Все очень доброжелательные и жизнерадостные.

Мы поймали такси и поехали в Научно-технический центр, представляющий собой большое красивое трехэтажное здание с эскалаторами. Там все достижения человеческой мысли: двигатель внутреннего сгорания, которые можно завести и переключать скорости, имитатор движение автомобиля, вертолет, экскаватор, которым можно грузить кирпичи за 1 юань, велотренажер со спидометром, шаровая молния в стеклянном шаре, земной шар, который висит в воздухе и вращается, робот, который говорит и двигает руками. Много пособий для изучения гидравлики. Причем все можно крутить и трогать руками. Также посмотрели трехмерные картинки (2 минуты/1 юань). Также сходили на 4D фильм, там уже пристегиваться было не нужно, но все равно захватывающе, особенно, когда на тебя брызгает вода.

Затем на такси за 9 юаней мы доехали до Полярного зоопарка (вход 80 юаней с человека).

Полярный зоопарк начинался аквариумами с разнообразными рыбами. Потом были пингвины. Очень забавные существа. За стеклом льдины и воды, где ходят и плавают пара десятков пингвинов, ныряя и вылезая из воды.

За следующим стеклом были два белых медведя. Один плавал, второй ходил по суше. Такого я еще никогда не видела. Также в стеклянной емкости плавали два дельфина, причем емкость можно было видеть в трех ракурсах: сверху, прямо и снизу. В определенные часы там проводят представления с дельфинами, но мы их не застали.

Затем мы пошли в парк на Солнечном острове. Вход стоил 20 юаней, машина по парку – 15 юаней, или можно было брать напрокат велосипеды. В парке нам не понравилось, огромные площади, ничего интересного. Можно поиграть в шахматы, большой теннис, там есть японский сад, русская деревня и т.д., похоже, все за дополнительную плату.

Потом мы вышли с парка и направились на канатную дорогу. Она стоила 100 юаней на 1 человека туда/обратно. Но погода испортилась, и фуникулер перестал работать. Мы направились обратно в парк. Но ближайший выход был закрыт, мы пошли к входу, но там нас со старыми билетами не пустили. И мы оказались в ловушке: с одной стороны река Сунгари, с другой – парк, в который нас не пускают.

Китаянка, проверяющая билеты, ничего не понимала ни по-русски, ни по-английски. Даже слово такси. Предложила жестами нам переплыть на ту сторону Сунгари. Мы сказали ей из разговорника фразу "Мне нужно такси" и после уговоров она нас все-таки пропустила. На такси мы поехали в гостиницу.

Затем мы поехали на автомобильную улицу. Там было грязно и ничего интересного. Дальше пошли пешком по так называемой улице Гоголя. Там встречались русские названия, типа "Столовая". Видели индийскую улицу и живых индийцев, там продавались стандартные сувениры. Видели памятник харбинскому трамваю (их по Харбину уже не ездит). Он представляет собой трамвай на рельсах, стоящий прямо посреди дороги.

Затем мы поехали в телебашню, в ресторан "Седьмое небо". Вход в башню с рестораном стоил 130 юаней/человек. Время ужина: 17:30-20:30. Так как мы пришли раньше: около 16 часов, то решили подождать. Вдруг откуда-то взялись Маша и Инна. Маша закричала: "Как я рада, что я вас увидела!" И очень удивилась, что мы можем самостоятельно путешествовать по Харбину. Маша узнала, что мы хотим в ресторан, вырвала у нас билеты и побежала. Вернулась с какой-то бумажкой. Мы спросили, где наши билеты, а она сказала, что они оформляются. Потом сказала, что ей говорят, что русских пускают только с переводчиком, и она пойдет с нами. А мы ей говорим, что нам нужны наши билеты и мы подойдем попозже, и что-то долго объясняла женщине, проверяющей билеты. Потом подошла Инна, и мы все-таки добились того, чтобы нам отдали билеты. На что Маша сказала, что нас обязательно дождется внизу и проводит до ресторана. Мы вышли из башни и поняли, что она обменяла наши билеты на билет "VIP + 2 персоны".

Получается, что она хотела покушать за наш счет, а может еще и попросить денег за услуги переводчика. Когда мы минут через 15 зашли в телебашню, откуда ни возьмись вновь появилась Маша, мы еле от нее отделались. Потом еще походили по башне, пофотографировались. Затем зашли в ресторан: шведский стол, можно также купить пиво от 10 юаней. Большой выбор горячего, салатов почти нет, но есть отдельные ингредиенты и соусы. Фрукты, пирожные, торты, желе и т.д. Ресторан вращается, думаю, полный оборот где-то за 3 часа, так что можно посмотреть вечерний Харбин со всех сторон, очень интересно.

Затем мы поехали к гостинице, там походили по магазинам, опять зашли в супермаркет. Купили пива, дорожную сумку. Потом на улице купили фрукты: личи, дыни. И пошли в гостиницу собирать вещи.

День пятый

Наутро опять был шведский стол. Потом позвонил мужчина и с китайским акцентом сказал, что за нами приехала машина. Когда мы спустились, он взял ключ от нашего номера и сам его сдал. Мы сели в автобус и поехали в аэропорт. С нами ехали туристы, возвращающиеся во Владивосток. Нас это насторожило, и мы так и не поняли, в тот ли автобус сели. В харбинском аэропорту нами уже никто не занимался. Еле разобрались, куда идти. Случайно там встретили Машу, но с нами общаться она не захотела.

Встретили нашу группу, стали проходить таможню, но, оказалось, что нас не 10 человек, как по списку, а только 9, но это никого не волновало, каждый думал только о себе, так что судьба десятого человека, так и осталась неизвестной.

В аэропорту зашли в магазин беспошлинной торговли, но там нас ничего не заинтересовало. На контроле у одной хабаровской пары забрали целый пакет с пивом, сказали, что не положено. А у меня в сумочке баночку пива не заметили. Лететь обратно было уже поприятней. Я даже поспала, и через 70 минут мы приземлились в аэропорту Хабаровска, за бортом было 150С. Нас встретили хмурые люди, дорогие фрукты, нереальные цены на такси (400 руб. от аэропорта до первого микрорайона), отсутствие эскалаторов и наличие карманников.

Но, несмотря на все это, мы были очень рады, что, наконец, вернулись на Родину!

Итого за поездку 5 дней/4 ночи мы потратили на двух человек:

1. авиаперелет, сборы в аэропорту, проживание в гостинице ***, завтраки "шведский стол", трансфер до аэропорта - 27700 руб.
    2. экскурсии, вход в различные культурно-развлекательные места, аттракционы в парках - 4450 руб.
    3. такси - 880 руб.
    4. еда (4 кафе, 3 ресторана, пиво, фрукты, напитки, пирожные) - 3000 руб.
    5. покупки (немного одежды, босоножки, ролики, ракетки для пинг-понга, сувениры и т.д.) - 6200 руб.
    Итого мы потратили за всю поездку около 42 тысяч рублей.

Элеонор
    30/05/2006 09:27

Новости из Китая

18.03.24 "Уральские авиалинии" полетят из Иркутска в Пекин
    11.03.24 Открылся первый туристический экскурсионный автобусный маршрут вокруг Хайнаня
    06.03.24 China Eastern Airlines начала летать между Москвой и Шэньяном
    26.02.24 В Китае открылся природный заповедник больших панд
    25.02.24 China Southern Airlines будет регулярно летать между Яньцзи и Владивостоком
    12.02.24 S7 Airlines начала продавать билеты на рейсы из Владивостока в Шанхай
    05.02.24 "Уральские авиалинии" начнут выполнять рейсы из Екатеринбурга в Пекин
    31.01.24 Москва отметит Новый год по китайскому календарю
    30.01.24 Китайские визовые центры в Москве и Санкт-Петербурге будут закрыты из-за китайского Нового года