Вьетнам и Камбоджа

Предисловие

Юго-Восточная Азия – это другой мир, загадочный и неизвестный для российского туриста. Ещё 2 года назад нам совершенно не хотелось тратить своё драгоценное время и кучу денег на поездку в Азию. Наш друг, побывавший в Камбодже, так заразительно рассказывал и показывал в фотографиях красоты и прелести этой страны, что мы задумались о том, что, скорее всего, мы просто мало знаем об этих странах, чтобы что-то от них хотеть. Поэтому, когда нам случайным образом попался на глаза путеводитель по Вьетнаму из серии "Шаг за шагом", мы купили его, не раздумывая. Из него мы не только узнали много интересного, но и увидели профессиональные фотографии, которые вдохновили нас на эту поездку. Потребовался ещё год, чтобы окончательно созреть духовно и материально, разработать программу "Что мы хотели бы увидеть во Вьетнаме" и начать серьёзную подготовку к поездке. И вот, теперь мы можем поделиться своими впечатлениями не только об этой замечательной стране, но и о Камбодже, а точнее, об огромном комплексе Ангкор, в который не заехать, будучи во Вьетнаме, было просто невозможно. Но обо всём по порядку…

Составив программу тех мест, где мы хотим побывать, разбив их по числам, мы купили авиабилеты в офисе авиакомпании "Vietnam Airlines" за 2 месяца до планируемой поездки (с 15 апреля по 1 мая 2006 года), включающие в себя 6 перелетов: 4 международных и 2 местных (53000 р. на двоих). Затем для получения визы заказали приглашение от вьетнамской стороны через Интернет (72,8$ на двоих для многократных виз, виза в посольстве оплачивалась дополнительно). Имея такое приглашение, никаких других документов в посольстве не потребуется, кроме паспорта, фотографий и анкеты, естественно. Срок получения визы 5 рабочих дней. Часть отелей мы забронировали заранее, часть оставили на "потом". Как оказалось на практике, отели класса 3* есть на каждом углу; на улице точно не останетесь. Мы об этом знали, но… всё-таки сомневались. И напрасно.

Полёт до Ханоя продолжительностью 9 часов был очень комфортабельным, поскольку в салоне самолёта удобные кресла, подушка, плед, чтобы было тепло и уютно, 2-хразовое питание, прохладительные напитки, включая сухое вино, и встроенный в кресло компьютер-монитор, в котором вы по своему выбору можете смотреть фильмы, слушать музыку, играть в компьютерные игры, следить за полётом и так далее.

Ханой – Cапа – бухта Халонг

Прилетели в 5 утра. Мы бронировали отель заранее, поэтому машина за 10$ нас уже ждала. Приехали в отель "Classic 1 Hotel", расположенный в центре, в 5 минутах ходьбы от озера Возвращенного меча. Перешагнув через спящий… э-э-э персонал, подошли к reception. Один из проснувшихся продефилировал в трусах к стойке, попутно объяснив, что свободных номеров пока нет, приходите, мол, после 12. Первое впечатление было безнадежно испорчено. Посидев минут 20 в internet-room, мы уж было решили прогуляться, но тут появился наш "соня", выдал ключи от свободного номера, и мы двинулись досыпать прерванные сны. Да, удивило то, что во Вьетнаме требуют во время проживания в отеле оставить паспорт на reception, мотивируя это указаниями правительства. В 10 утра выбрались в город. Было ощущение, что мы попали "в телевизор", настолько необычно было первое впечатление: узкие улочки, сотни мотобайков, пагоды... На наш взгляд, на осмотр города достаточно одного дня. Больше всего понравились Храм Литературы и пагода на одном столбе; а вот "театр на воде" показался скучноватым, хотя вьетнамцы считают его национальным достоянием. Но, как говорится, каждому свое… О достопримечательностях лучше почитать в путеводителях или в интернете. В первый день были проблемы найти подходящее место покушать, уж очень необычен внешний вид заведений, но когда голод "взял за горло", сели за столики прямо на улице. В большом котле что-то варилось и соблазнительно пахло. Это оказался "Pho Bo" - суп с лапшой и говядиной. Очень вкусно и дёшево, прекрасно восстанавливает силы после продолжительных прогулок. Заведения, где питаются вьетнамцы, отличаются дешевизной и качеством пищи, в отличие от более европеизированных ресторанчиков, где качество еды значительно хуже при более высоких ценах. Особый разговор о фруктах, не попробовать которые просто кощунство: ананасы, папайя, манго, арбузы и множество других неизвестных и малопонятных. Как говорится, дело вкуса. Понравился "Lemon Juice", соком это не является, несмотря на название, но вкусно и утоляет жажду. Ну и, конечно, пиво. В нашем понимании, это не совсем пиво, но пьётся приятно. Чуть не забыли упомянуть о напитке, который называется "SHAKE": смесь фруктов, льда и молока. Вкуснятина!

На севере страны проживает большое количество этнических народностей, которые сохранили свой быт и свою культуру. Чтобы не тратить время на поиски гостиницы, решили купить готовый тур на 2 дня в Сапу прямо в нашем отеле. Стоит он 70$ на каждого и включает переезд в ночном комфортабельном поезде (4-местное купе) туда и обратно, отель в Шапе, 3-хразовое питание, 2 пешеходных тура с англоязычным гидом и трансфер от поезда до Сапы и обратно. В нашей группе было ещё 4 человека: пара из Испании и пара из Австралии. Было интересно общаться на протяжении всего двухдневного путешествия: узнали, что они уже видели, куда ещё собираются, получился своеобразный обмен полезной информацией и положительными эмоциями. Местные жители поразили доброжелательностью и дружелюбием, им удалось сохранить свою индивидуальность и самобытность. Разнообразные вышивки, браслеты, кошельки, постельное белье, вышитые умелыми руками, смогут порадовать многих. Живут они бедно: покосившиеся дома, огороды, школа без окон, без пола, с дверным проёмом без двери, в котором только школьная доска и старенькие "чуть живые" парты. Неизменным атрибутом является портрет Хо Ши Мина на стене. На переменах босые и чумазые мальчишки играют в футбол, это самый распространённый вид спорта в стране. В течение 15-километрового пешего похода нас непрерывно сопровождали, сменяя друг друга, местные женщины и дети. Они не только желали нам что-нибудь продать, но и бескорыстно помогали пробираться через лужи и потоки воды после дождя. Местность гористая, поэтому в долине постоянно висит туман (даже в номере отеля). После ночного дождя туман рассеялся, видимость улучшилась. Вокруг очень живописные рисовые поля, заполненные водой, водопады, бамбуковые леса. В общем, впечатления исключительно приятные.

Из Ханоя выбирались на один день в бухту Халонг: место, находящееся под охраной ЮНЕСКО. Оно действительно стоит однодневного посещения. Тысяча высоких островов, покрытых лесом, создают живописную картину. Четырёхчасовое путешествие по заливу происходит на маленьком теплоходе. В программе: рыбный магазин прямо на воде, посещение нескольких пещер, обед на судне и бесконечное созерцание окружающих красот.

Хуэ – одна из семи столиц Вьетнама

Из Ханоя в Хуэ мы добрались ночным поездом, билеты на который можно купить или на вокзале или в любом турагенстве на улице. Отель не был забронирован, и мы поехали в "Binh Minh". Мадам Тю, встретившая нас на пороге, была очень гостеприимна, мила, приветлива. Отель оказался самый дешёвый (15$) за всё наше путешествие и при этом достаточно комфортабельный.

Городок Хуэ, пожалуй, самый яркий среди вьетнамских городов, в нём переплелись история и современность. Мы посетили цитадель в центре города и гробницу императора Тык Дыка где-то на окраине, до которой добирались на мотобайке. Очень быстрый и недорогой вид транспорта. Единственное неудобство – это дорожная пыль, которая летит в лицо, но, спрятавшись за байкера, можно решить эту проблему. Вечерами жизнь "кипит" на набережной: народу много, работают уличные кафе, играет музыка, мост через Ароматную реку меняет цвет, как хамелеон…

Купив билет на утренний сидячий поезд, в котором ещё и кормят обедом, мы добрались до Дананга. Небольшая пешая прогулка по городу и курс на аэропорт. Час на самолёте и мы приземлились на полуострове Камрань. Незабываемое впечатление от белого, как снег, песка, синих водоемов и молодой ярко-зеленой поросли. К сожаленью, Хойан остался в стороне. Говорят, там интересно.

Курорт Нячанг (Hha Trang)

Нячанг – это один из самых известных курортов Вьетнама. Аэропорт находится в 35 км от города (40 минут на такси, 200 тысяч донгов). Наш отель "Hai Yen" (22$) расположен прямо на набережной. Чтобы дойти до городского пляжа, нужно перейти проезжую часть. Вода тёплая + 30 С. Берег песчаный, сначала неглубокий, поэтому здесь понравится и взрослым, и детям. Анимации никакой нет, поэтому оптимальным видится купить за 6$ однодневный тур по островам, где будет возможность покупаться вволю, вкусно пообедать, где будет и живая музыка, и "бар на воде"… На борту: компания оказалась очень пёстрая – со всего мира от Америки до Австралии, мы были единственными представителями из России. Да, и вообще, надо заметить, русских там мало, в основном отдыхают организованными группами на пляжах.

В самом городе тоже найдутся достопримечательности. Во-первых, чамские башни Понагар - это сохранившаяся часть древней цивилизации. Всего 4 башни, но их стоит посмотреть. Во-вторых, горячие источники Чапба, но мы туда не добрались. В-третьих, огромнейшая статуя Будды, которую видно издалека. По дороге к статуе можно посмотреть пагоду, а чуть выше – статую лежачего Будды, которую можно второпях и не заметить. Именно в этом месте были очень навязчивые вьетнамцы. Три дня быстро пролетели, и надо было двигаться дальше.

Siem Reap – Angkor (Камбоджа)

Самолётом с пересадкой в Сайгоне мы отправились в Камбоджу. Мы должны были прилететь в 20-30. Но случились непредвиденные события. В аэропорту нас встретили сотрудники "Вьетнамских авиалиний" и сообщили, что рейс изменен, и что нужно спешить на регистрацию. Затем через полчаса после взлёта командир экипажа сообщил, что в камбоджийском аэропорту какие-то проблемы с посадочной полосой, и было принято решение возвращаться в Сайгон. Ещё через 15 минут он сознался, что проблемы не в Камбодже, а с нашим самолётом. Народ в самолёте подобрался спокойный, паники не было. Вскоре сели в Сайгоне, через всевозможные люки по трапам вышли из аэролайнера и отправились в здание аэропорта. Потеряв ещё 40 минут, нас посадили в тот же самый самолёт.

Слава богу, со второго раза долетели без происшествий, но с общим опозданием на 2 часа. Нас должны были встречать. Но из-за смены рейса и опоздания нас потеряли. Пришлось искать выход на месте. Сначала – получение визы: заполнение анкеты, 20$ и 15 минут времени. Затем взяли "такси" и двинулись на поиски места проживания. Поскольку из аэропорта мы вышли последними, то пришлось отбиваться от желающих нас довезти (их было человек 10). Несколько кругов по Сием Риепу и мы остановились (точнее, нам настоятельно рекомендовал наш таксист) в "Sakura Village" за 20$ в сутки. Номер был отличный. Парень, который нас вёз из аэропорта, предложил свои услуги водителя на все время нашего пребывания в Сием Риепе (25$ в сутки, включая дальние поездки). Мы согласились.

Вставали в 5-30 утра, чтобы начинать осмотр с первыми лучами солнца, пока не очень жарко и нет туристов. Входной билет на территорию комплекса на 3 дня стоит 40$. Ваша фотография приклеивается на специальный билет, где указаны его сроки действия, а потом ламинируется. Очень симпатичный сувенир получился.

Начали осмотр с Байона, Бапхуона и близлежащих памятников, оставив Ангкор Ват на послеобеденное время. Не хватает слов, чтобы описать красоту и величие этого огромного города. Лучше всего увидеть Ангкор собственными глазами, хотя бы по фотографиям в Интернете. Ангкор имеет три яруса, ступени очень высокие и узкие, залезть наверх легко, а вот спуститься могут немногие. На одной из лестниц сделаны перила, поэтому там всегда очередь. Лазить можно практически везде, где нет реставрационных работ. Местных не пускают на территорию строений, поэтому возле каждого архитектурного чуда расположились местные рынки. Платить можно и долларами, и камбоджийскими риелями, но в риелях удобнее, к тому же на купюрах изображены наиболее известные фрагменты Ангкора, еще один сувенир.

На второй день посетили Бантей Срей за 37 км от Ангкор Вата. Это маленький монастырь, весь покрытый очаровательный резьбой. Особенно он красив в лучах восходящего солнца. Произвёл неизгладимое впечатление Та Пром, где огромные деревья растут сквозь камень; надо сказать, что выглядит такое соседство очень гармонично.

На третий день наш водитель не приехал, оказывается, сломалась машина. В итоге мы взяли "тук-тук" на целый день (10$). В заключение нашего визита в Камбодже, мы посетили озеро Тонлесап, воочию увидев деревню на воде. Трудно представить, как три деревни численностью 2500 человек постоянно живут в лодках.. Одна из лодок выделена под церковь, одна под музей, одна - для разведения рыбы и крокодилов. Один телевизор на всю братию является предметом гордости. Дети плавают в пластмассовых тазиках с веслом по озеру, выклянчивая у туристов всякую всячину. Есть школа, в которой их учат техническим премудростям, ведению хозяйства и английскому языку, который они довольно неплохо знают.

Апрель – самый жаркий и самый сухой месяц. Уровень воды в озере падает на 1,5-2 метра, поэтому до берега добраться сложно. Приходится углублять каналы с помощью экскаваторов. Когда вода поднимается, они перекочёвывают ближе к берегу таким образом, чтобы глубина под лодкой была около одного метра. При всей своей бедности, они доброжелательные, гостеприимные люди.

Хо Ши Мин Сити (Сайгон) и окрестности

После Камбоджи снова возвращаемся во Вьетнам. Этот город не зря называют "городом контрастов". Днём он напоминает обычный вьетнамский город, а с наступлением темноты зажигается неоновая реклама, перегораживаются улицы, открываются уличные кафе и музыкальные площадки, и может показаться, что вы вообще не во Вьетнаме. Остановились мы в "Lele Hotel" (18$ сутки). Особо интересных достопримечательностей в городе мы не обнаружили, но здесь большой выбор товаров и сувениров, которыми туристы стараются запастись (чего стоит только рынок Бентань). Кроме того, здесь достаточно большой выбор загородных поездок. На долину Меконга просто не хватило времени. Мы же предпочли каодайский монастырь и туннели Кучи (5$ с человека, без стоимости обеда).

Внешний вид и внутреннее убранство главного здания весьма необычны. Перед входом обязательно оставляют обувь и головные уборы. Над алтарём парит "всевидящее око". Во время службы туристам разрешается находиться только на втором ярусе. Ровно в полдень началась служба, верующие входят определённым порядком, женщины слева от входа, мужчины – справа. И в течение 40 минут под звуки хора и камерного оркестра усердно молятся, сидя на причудливо-узорчатом полу.

А туннели Кучи – это ещё один культурный шок. Туннели находятся в тех местах, где когда-то вьетнамцы вели партизанскую войну с американцами. Протяжённость туннелей около 200 км диаметром от 40 см. В тоннелях располагались жилые помещения, кухни, мастерские… Продуманная система вентиляции и множество выходов в лесу и у воды позволяли вьетконговцам появляться и исчезать совершенно неожиданно для американцев. Впечатляют ловушки, которые вьетнамцы мастерили для врага. Жестоко, но необходимо для выживания. Каждый желающий может спуститься в один из тоннелей, преодолеть эти 30 метров и прочувствовать, как могли жить в этом подземном мире партизаны. Надо сказать, впечатляет! А потом вам предложат попробовать партизанскую еду: зелёный чай и корень какого-то растения, по вкусу напоминающий варёный картофель.

Обратно летели в Москву из Сайгона. Время полёта 10 часов. Осталось безумное желание вернуться и повторить все снова. Оно того стоит.

Людмила Жарова, Андрей Мусыркин
    24/05/2006 10:05

Новости из Вьетнама

31.01.24 "Туркменские авиалинии" предлагают стыковочные рейсы в Малайзию и Вьетнам
    30.01.24 IRAERO начала продавать билеты на рейсы из Иркутска в Нячанг
    16.01.24 "ИрАэро" планирует летать из Иркутска в Нячанг
    18.12.23 "Аэрофлот" снова будет летать в Хошимин
    15.08.23 Вьетнам начал оформлять электронные визы и увеличил срок безвизового пребывания