Улудаг. Записки "чайников"

Причины, побудившие нас пуститься в это сомнительное, на первый взгляд, предприятие

Если вы уже встречали в Сети наши путевые заметки от имени Карин Ф и Проходимца Мимо, то наверное помните, что мы вообще-то предпочитаем проводить время в теплых странах, причем желательно снабженных теплыми морями. Короткое уральское лето вызывает в нас непреодолимое желание его увеличить, пусть ненадолго и в другой стране. Так что на горнолыжный курорт нас могла занести только цепочка совсем уж случайных причин, которые, как звезды, и сошлись над нами зимой 2006 года.

Во-первых, наши друзья пару лет назад таки научили нас стоять на горных лыжах и даже немного проезжать на них вниз, не падая. Наличие вокруг города Екатеринбурга уральских, башкирских и Бог еще знает каких гор делает невозможным избежать этой науки; впрочем, надо отметить, что те, кто уже вкусил прелести скатывания с горы, с таким энтузиазмом и неподдельной доброжелательностью делятся этой радостью с другими, что обидеть их отказом могут только люди совсем уж черствые, к коим мы, без сомнения, не относимся. Так что минимальные навыки обращения с горами и лыжами у нас были.

Во-вторых, на нас навалилось какое-то нереальное количество дел, которые непременно надо было сделать до или сразу после новогодних праздников. Так что мы могли себе позволить уехать только на собственно каникулы - то есть не раньше 30-го - и вернуться не позже 10-го. Как известно, именно в это время уезжают за пределы нашей Родины большинство сограждан, так что цены взлетают просто до заоблачных высот. Поняв, что долго вынашивавшиеся планы о теплых островах горят синим пламенем (самый простенький отель на Мальдивах в это время стоил под $3000), мы уже смирились было с мыслью о том, что каникулы проводим в городе, когда наши добрые знакомые из турфирмы "Фонд Мира" предложили очень удобный по цене и срокам вариант - горнолыжный курорт в Турции под названием Улудаг. Вылет 3-го, возвращение 10-го, стоимость отеля Кар 3* с полным пансионом и включенным ски-пассом (то есть пропуском на подъемник на гору) вполне разумная - $1100 на человека. А пуркуа бы и не па? - подумали мы и начали изучать информацию по Улудагу.

Что можно узнать в Сети об Улудаге

В буклетах, которые нам показали, все выглядело вполне убедительно. Горы были похожи на горы, отели - на отели, а елки вообще впечатляли - никогда бы не подумали, что в Турции могут быть такие рождественские пейзажи. Покопавшись в Сети, мы выяснили, что Улудаг находится недалеко от города Бурса, четвертого по величине города Турции, что езды дотуда от Стамбула 4 часа, из которых последние 1,5 по серпантину, что на курорте есть каток, дорожки для беговых лыж и фуникулер до Бурсы. Все немногочисленные и достаточно лаконичнее отзывы, которые нам удалось найти, сходились в одном - курорт и отели замечательные, но только вот трассы ужасно скучные, для "чайников". С нашей точки зрения, великолепная рекомендация, вдохновившая нас чрезвычайно. Мы сразу же стали выяснять погоду в Бурсе на начало января - и получили жестокие +13+15С. Может на горе прохладней? - подумали мы, попросив друзей отписать знакомым в Турцию на предмет погоды в Улудаге. "Снег наличествует, и народ катается", - получили мы в ответ. Только с помощью сайта www.ski.ru, с которого есть ссылка на погодный сайтwww.snow-forecast.com/resorts/Uludag.0to3mid.php, мы окончательно разобрались с ситуацией: Бурса находится у подножия горы, и там на самом деле плюс; но Улудаг находится на высоте 1700 м., а подъемники доезжают до 2100 м., и на этих высотах температура примерно +2-2 и -5-7. соответственно. Рассудив, что дома все равно скучно, еще и на работу вытащат, а в Улудаге, даже если не срастется с передвижением по горе, по крайней мере можно будет погулять по красивым склонам и покататься на любимых нами обычных лыжах, мы решили: летим!

Все свое бери с собой!

Сборы проходили… да никак они не проходили! Где-то в середине дня 2-го января мы вспомнили, что ночью улетаем, и принялись складывать вещи. Из-за неполной ясности с погодой приходилось учитывать все варианты, то есть, брать вещи и на +5 и на -10. Также прибавлялась лыжная экипировка (которая, по идее, должна была включать и обещанные нам лыжи/палки/ботинки, но в итоге свелась к перчаткам и очкам). Как всегда в таких случаях, первого выяснилось, что "наши" лыжи обещаны кому-то еще. В общем, лыжи вычеркиваем.

Некоторое затруднение при сборах вызвала "проблема обуви", так как ботинки должны были быть теплыми, но не слишком, выдерживать слякоть и быть нескользкими. В результате в спортивном магазине был найден искомый вариант - нечто вроде утепленных кроссовок. Каблуки рекомендуем исключить, так как дороги тут чистят, но не слишком усердно, днем все подтаивает, потом застывает… Кстати, о нарядных вещах (юбках, шелках, декольте и прочем) - по большому счету, они тут совершенно ни к чему. На ужин сойдет и свитерок поярче, в бары все ходят в том же, в чем катаются (разве что "ватные" штаны сменят на джинсы). На дискотеке мы не были, но картина, скорее всего та же. Здешний люд ценит в вещах удобство, непромокаемость и универсальность. Не загромождайте багаж лишними шмотками!

После складирования всего собранного мы поняли, что любимой дорожной сумкой не обойдемся - зима, все вещи объемные. Выручил заслуженный черный чемодан, который со скрипом, но все-таки застегнулся - после того, как мы взгромоздились на него вдвоем. Если повезете с собой лыжи, имейте в виду, что норма багажа все равно остается 20 кг на человека, но за габариты в "лыжных" турах доплачивать обычно не нужно (хотя это лучше уточнить при покупке путевки). По нашим наблюдениям народ распределял вещи следующим образом: одну сумку занимали ботинки, вторую (обычно небольшую) - вещи. Невошедшие пожитки складировались в чехлы с лыжами: и лыжи дополнительно страхуются от повреждений, и вещи распределяются. Особенно нам понравился вариант совмещения дорожной сумки и лыжного чехла: нечто вроде очень длинного и узкого чемодана, с ручкой и колесиками. Таким образом, вместо нескольких сумок и чехлов - один легко перевозимый чемодан.

Из зимы в лето и обратно

В Улудаге мы уже 4 день, и из всего взятого не пригодился пока только самый теплый свитер, впрочем, завтра обещают похолодание. Все остальное пошло в дело - и запасная шапка, и хлопковые водолазки (в отеле тепло, в шерсти ходить жарко), и разные варианты теплых носков (погода здесь меняется несколько раз на дню). Конечно, тут есть магазины, но их совсем немного и цены, прямо скажем, курортные. Но если вдруг захочется купить что-то "окологорнолыжное" - все имеется в наличии. Вывод: берите несколько вариантов одежды, погода разнообразная и неустойчивая, к тому же батареи в номере не слишком обширные, и если что-то намокнет, то высохнет, в лучшем случае, к утру.

В 1.30 третьего января мы прибыли в аэропорт. Отправляли рейс, кстати, из нового терминала в Кольцово. Здание новое, сделано по европейским стандартам, получилось не хуже, чем в Салониках, например. В самолет прошли по "рукаву"… мелочь, а приятно. В 3.30, точно по расписанию, борт взлетел. [Я даже почти заснула, как вдруг… наши соседи решили собрать вокруг себя маленькую толпу и начать отмечать отпуск. После того, как меня в 3 раз разбудили воплем "а теперь еще по маленькой", я испытала непреодолимое желание кинуть в них чем-нибудь очень тяжелым. А еще лучше - отправить развеселую компашку в багажное отделение и перемешать с лыжами. Видимо, другие разбуженные испытывали примерно те же эмоции и, глядя на наши "добрые лица", эти, хм… (тут надо вставить другое слово из великого и могучего - Карин Ф.) "отмечальщики" угомонились.

В Стамбуле таможню прошли довольно быстро, хотя визы продавал всего один сонный турок. Кстати, имейте при себе мелкие доллары (виза стоит 20$) - у него вечно нет сдачи. Снег на улице отсутствовал как класс, дул теплый ветер и совершенно не верилось, что где-то в Турции вообще есть горы, склоны и все такое. Как сообщил гид, до Улудага было где-то 4 часа езды, причем часть пути предстояло проделать на пароме, переправляясь через Босфор. Переправа, как нам показалось, очень приятно разнообразила обычный путь от аэропорта до отеля. Паромчик небольшой, но шустрый. Будете покупать что-то в баре (на второй палубе) - посмотрите сначала прайс и спросите у гида курс доллара\134евро. Иначе цену вам назовут совершенно "с потолка" (мы так переплатили долларов 5). Единственное совершенно непривлекательное (а точнее - отвратительное) место на пароме - это гальюн. Такого мы не видели и не обоняли очень, очень давно. Если есть возможность перетерпеть - подождите до следующей остановки (минут через 30) на заправке, там поприличнее.

После переправы окончательно развиднелось, и когда минут через сорок автобус въехал в Бурсу, нам удалось ее неплохо рассмотреть. Город большой, довольно ухоженный, и совершенно не похож ни на что виденное нами ранее - не европейский, не русский, не азиатский… Большой турецкий некурортный город, живущий своей жизнью. Мы крутились по нему минут 30 и, наконец, выехали к дороге, ведущей в Улудаг. Как гласил указатель, до цели оставалось 30 км. Народ оживился, предвкушая скорый отдых. Немного напрягало одно - никакого намека на снег! Кругом зеленела травка, и на деревьях кое-где виднелись листья. Начался серпантин; виды на Бурсу открывались потрясающие, но никакого снега и за 6 км до Улудага и в помине не было. Потом, как-то совсем неожиданно, снег все-таки появился. Сначала немного, потом больше и вот, наконец, сугробы! Да, по обочинам сугробы, а на дороге - ледяная каша. Из-за гололеда на дороге образовался затор, пока ждали тягач, пока одевали на колеса цепи (первый раз видели воочию, как это делается) - прошел еще час.

Дорога начинала утомлять. Но вот и курорт. Выглядит уютно, хотя кроме отельчиков почти ничего и нет. Вот и подъемники… и это склоны "для чайников"??? Да??? Тогда мы не чайники, мы самовары! (Но об этом чуть ниже)

Начался развоз туристов по отелям. Большинство ехали в новую Каринну 4*. Там застряли еще на полчаса. Потом еще одну пару завезли в Клуб Вояж… вот и наш скромный Кар - зеленый, с красной крышей. Времени было 12.10. В дороге мы провели 11 часов и довольно сильно устали. Но нет худа без добра - номера были уже готовы, и нас сразу заселили. Как позже поведал гид, в Каринне люди ждали номеров до 5 вечера. Иногда селиться в маленький скромный отель гораздо удобнее...

Гид Хасан, очередной образчик энциклопедической эрудиции и обязательности арабоидов

Кстати, о гиде. (Это вообще одна из любимейших наших тем, потому что кроме Греции и Таиланда нам НИГДЕ не приходилось больше встречать нормальных гидов - то есть информированных, эрудированных, обязательных и внимательных.) Этот раз не был исключением. В принципе, нельзя сказать, что Хасан плохой гид - видывали мы и похуже, особенно в Египте. Но в общем - типичный арабоид, то есть человек весьма поверхностно знакомый с тем делом, которым занимается, но тем не менее пытающийся казаться настоящим профи. От Хасана мы не узнали, что в баре на пароме не дают сдачу по курсу, если вовремя не потребовать, что в Улудаге нет обменников, поэтому валюту лучше всего менять просто в отеле на ресепшн, и что напитки во время обеда и ужина все-таки платные (кроме воды). Зато мы узнали, что все подъемники в Улудаге бесплатные для всех туристов, как море в Алании (абсолютно не так!), что долмуш (маршрутка) до Бурсы не доезжает до центра города, поэтому с окраины надо брать такси (на самом деле доезжает), что фуникулер до города не ходит (в реальности - вполне себе фуникулирует), что экскурсия в Бурсу стоит $20 (по мере увеличения нашей готовности ее купить $20 последовательно превратились в $25, $30 и наконец в $45, на каковой цифре мы сломались и решили поехать туда самостоятельно), наконец, что наш обратный самолет улетит не в 6 вечера, как написано в ваучере, а в 10 утра (мы еще не улетели, но по последним данным - все-таки все будет по изначальному графику). То, что он опаздывал на 2-3 часа каждый раз, когда мы с ним договаривались о встрече - это как бы подразумевается… Но в целом - очень приятный молодой человек. Зря он только в гиды пошел, не способны мужчины мусульманской национальности на эту работу.

Что на самом деле есть в Улудаге

Итак, что все-таки на самом деле можно найти на этом горном курорте? В Улудаге есть много-много всяких разных подъемников и склонов - последних значительно больше, потому что от каждого подъемника есть несколько вариантов спусков. Есть много отелей, разумеется. В этих отелях есть бары и рестораны, комнаты для хранения лыж и прокат всяческого снаряжения. Есть небольшой торговый центр, где продается все для тех, кто съезжает с горы - дорого, но очень разнообразно. В центре есть пара маркетов с водой, шоколадками, соками и орехами (литровая кола - примерно 2, литровый пакет сока - примерно 2,5). Есть диско-бар, куда ходят, похоже, только русскоязычные подростки. Есть своеобразный паб, в котором находится пара бильярдных столов (7 за час), несколько компьютеров с выходом в интернет (2,5 за полчаса), и игровые приставки (футбольные; не играли, цену не знаем). В пабе, кроме обычного набора, можно заказать кальян, думаем, травку там тоже можно раздобыть без особых проблем. Там же, в центре, останавливаются маршрутки-долмуши напрямую до Бурсы (4 в один конец), или до фуникулера - он все-таки есть, только не от самого Улудага, а со склона чуть ниже (на маршрутке до спуска написано что-то вроде "Телеферик", а стоит это в целом до Бурсы чуть дороже). Может быть, по окраинам, типа отеля Каринна, есть что-то еще - не гуляли, не видели, врать не будем. Практически у каждого подъемника на вершине есть либо кафе (и маленькие, и побольше), либо что-нибудь жарят на мангале, а внизу можно взять чай, глинтвейн, воду и прочее.

Цены и сервис

В целом цены нас не напрягали. Мы, конечно, не покупали ничего лыжного - не надо было, да и реально дорого: рулетка для ски-паса за $20 это, на наш взгляд, перебор. Но все остальное - вполне лояльно. За наши выезды на разные курорты мы привыкли к чаю и пиву за 2-4, коктейлям за 5-10 и так далее. Мир, к сожалению, не становится дешевле, и Турция в этом смысле не исключение. В чуть менее официальных местах, типа уличных шашлыков или небольших баров, сдачу могут и замылить, так что лучше давать хотя бы приблизительно нужную сумму. Но в общем сервис достаточно неплохой, люди на удивление доброжелательные и отзывчивые, всегда готовы помочь или объяснить, многие немного знают русский язык - в общем, горная Турция понравилась одному из авторов намного больше приморской деревушки Сиде, куда его занесла нелегкая в 2000 году.

Карин Ф и Проходимец Мимо
    21/01/2006 12:47

Новости из Турции

21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям