Путешествие на кемпере по Финляндии, Норвегии, Швеции



    Отчет о путешествии на "кемпере" (Фиат-Дукато 1998 г.в.) по Финляндии-Норвегии-Швеции. Август 2005 года. До Финляндии добирались как обычно на своей машине ВАЗ 2111 с остановками в Москве и Питере. Все как обычно – ямы, канавы, злые гайцы и добрые и приветливые родственники.

    6 августа

    9-00 час. Выехали из Хяменлинны на машине Форд "Мондео" универсал. Нас пятеро: мы с мужем и семейная пара наших друзей из Финляндии с 11-летним сыном. Готовились основательно: закупили продукты, набрали вещей на все случаи жизни, едем-то на Север. Конечно, прихватили все, что привезли с собой, в том числе и спиртное, для себя, и в качестве жидкой валюты. Набралось так много всего, что на крышу пристроили закрытый багажник, у финнов он называется "тещин гроб". Двигатель работает на дизельном топливе, залили полный бак. Сделали фото на память перед отправкой и… полный вперед!

    Первоначальная цель – г. Оулу в 540 км, где забронирован кемпер – дом на колесах. Трасса Е-63 - хороший знак: номер трассы совпадает с номером нашего региона. Направление на Ювяскюли, движение достаточно интенсивное, т.к. в его окрестностях в этот день проводилось международное авторалли. Никогда раньше не замечала такого количества автоприцепов и кемперов, впечатление такое, что вся Европа путешествует только таким образом. По мере углубления в Лапландию, меняется растительность: низкорослые деревья очень смахивают на наши посадки вдоль дорог. Около одной из заправок настоящий музей колоколов. Все рассмотрели, во все позвонили.

    Через 5 часов прибыли к торговому центру "Цепелин" за 10 км до Оулу, созвонились с хозяином и в ожидании встречи с нашим "домом" начали рассматривать большой парк автодомов и прицепов нового поколения, выставленных здесь же на продажу. Скажу только, у нас многие не живут в таких условиях, в каких здесь путешествуют. То, что подгоняют для нас, тоже вполне! Начинается подробный инструктаж. Мужчины осваивают техническую часть, женщины – холодильник и плиту (газовые), душ, туалет и прочие удобства. Расставшись с хозяином, начинаем распихивать вещи по многочисленным шкафчикам. Рассевшись в салоне, почти полностью копирующем нижние места плацкартного купе (это три спальных места, еще два над кабиной водителя), решаем подкупить продукты, благо есть, где хранить и готовить.

    В это время начинается такой сильный ливень, как оказалось, небольшой отголосок настоящего потопа, обрушившегося на юг Скандинавии, что вода стоит на уровне 5-7 см над асфальтом, ветер гонит по ней настоящие волны. Испытание на герметичность машина прошла на отлично, а дождь в начале пути – хорошая примета. 17-00 выехали из Оулу в сторону Кемми. Наши водители с удовольствием осваивают новый для них тип машины. С удовольствием машут руками, приветствуя встречные кемперы, оказывается, так принято среди путешествующей братии. По карте определили, что едем вдоль Ботнического залива, наконец, открывается чудный вид: песчаный пляж, окаймленный валунами. Конечно, останавливаемся, тем более что это – первая большая вода на нашем пути. Финны с маленькими детишками во всю плещутся, хотя вода градусов 17, мы воздерживаемся от купания, но умываемся, дабы с уверенностью сказать: - Я там был.

    Проезжаем город Кемми без остановки, сворачиваем с основной трассы и в местечке Тэрвола на берегу реки Кеммиёки устраиваемся на первый ночлег почти со всеми удобствами, т.к. это небольшой городской пляжик. К городу ведет красивый мост, прямо напротив нас церковь с кладбищем. Вечер тихий, речка чистая, течение очень медленное, расстояние от одного берега до другого примерно 400 метров. В свете вечернего заката вид, достойный воплотиться в картину. Хватаю удочки и бегу на берег, жаль, что очень мелко и наживки иной, чем белый хлеб нет, но 4 рыбешки попадаются. Можно постоять еще, но начинают грызть комары. Перекусив бутербродами, отправляемся на прогулку к церкви, несмотря на позднее время (здесь полярный день, темно не бывает). Побродив по кладбищу вокруг собора, возвращаемся, принимаем водные процедуры, и, наконец, укладываемся спать. Первый день путешествия позади.

    7 августа

    Подъем ранний. При открытом окне ночью было довольно прохладно, но меня это радует, в Самаре за 30 градусов, а жару я переношу плохо. Умываемся в реке, впервые пользуемся газовой плитой для приготовления кофе, трудностей не возникло. Впереди по плану Рованиеми и посещение резиденции Санта Клауса. Через 40 минут мы у входа в пещеру финского Деда Мороза. Смешная деталь, дословный перевод с финского Санта Клаус – праздничный козел. Честно сказать, ничего особенного, очень скромненько: высоченный частокол из старого серого дерева, которое издалека спутала с шифером, дорога из крупного булыжника и стилизованные свечи по ее краям, у входа деревянный домик-ящик, похожий на скворечник для писем Санте.

    Сегодня воскресенье, все закрыто, что ж, Самого не увидим, но можно побродить в окрестностях. Поднявшись на 300 м вверх по лестнице, оказываемся на смотровой площадке. Внизу Рованиеми, слияние двух рек: Кеммиёки и Оунасёки (ёки - река), видимость километров 15-20. Вся гора усыпана черникой, жуем непрерывно, ее вкус мне напомнил нашу иргу. Деревню Санты рассматриваем через окно и останавливаемся у полярного круга. Сам полярный круг – белая полоса шириной 30-35 см с написанными на ней координатами, упирающаяся в гранитный глобус с двух сторон. Здесь же столб с указателями расстояния до разных городов и мест мира, читаем, что до Нордкапа 600 км, нам туда. Всюду снуют туристы, отовариваются сувенирами в симпатичных киосках и магазинах, здесь же почтовый домик, где за определенную сумму (в зависимости от времени получения) можно отправить письмо со штемпелем Сана Клауса. Все очень дорого, но уж больно место знаменательное, покупаем подарочки домой.

    Дальше направление на Ивало, день солнечный, дорога красивая. Неожиданно резко тормозим, на дороге стоит олень, не торопится. Теперь мне понятно русское выражение: "ну, ты - олень", мужской вариант - "ну, ты - корова", одинаково бестолковые на дорогах. Рассматриваем его со всех сторон: бархатные рожки, а бока плешивые, у них самое время линьки. В одном месте дорога вдруг становится в 2 раза шире, Дима объясняет, что это - запасная взлетно-посадочная полоса для военных самолетов, так вот ни с того, ни с сего среди тундры. Особых достопримечательностей пока нет, поэтому радуемся всякой фигурке, цветам и красивому газону у редких заправок и кафе. Исмо с кем-то болтает по телефону по-фински, поэтому, когда сообщает нам о том, что мы приглашены в гости на кофе к его бывшему соседу по дому, отдыхающему с женой в Лапландии по пути нашего следования, приятно удивляемся.

    В небольшом местечке Саариселька нас встречают Сеппо и Сейя Куусейла . Проживают они здесь, по-нашему, как бы по путевке от ее медицинского учреждения, но вот только это и по-нашему, потому что все остальное по-фински: замечательный двухуровневый домик со всеми удобствами, сауной, красивой кухней и современной обстановкой. Хозяева оказываются очень радушными, весело и много говорят, жаль, что ничего не понимаем. Наши переводчики заняты угощениями и только иногда вносят ясность, поэтому общаемся на английском, в котором они тоже не сильны и при помощи жестов. К кофе подают "блинчатый пирог" с вареньем из морошки со взбитыми сливками и лапландский сыр, который жуется как резина, но приятный на вкус. Все это пробуем впервые, интересуюсь рецептом пирога: 3 яйца, 1литр молока, соль и 4 децилитра (?) муки (консистенция жидкой сметаны), на смазанный маслом противень вылить толщиной 1 см и выпекать в духовке. Забегая вперед скажу, что дома мы все-таки добавили рыхлитель и все получилось!

    Дальше Сеппо демонстрирует нам свое охотничье обмундирование, особое впечатление произвело деревянное копье с резьбой и металлическим наконечником, сделанное им самим, рассказывает, что в тундре много медведей, без этого выходить нельзя. Очень эмоционально описывает, как рычит и посвистывает медведь (из-за особого строения нижней губы, она отвисшая, при дыхании получается свист). Что ж, все хорошо в меру, "гостям рады дважды, когда приходят и уходят", важно помнить об этом, тем более, что сегодня день визитов, и ночевать мы должны у друга детства Исмо где-то почти на границе с Норвегией, на берегу озера Инари, кстати, самое популярное название, встречающееся в русских кроссвордах. Прощаемся, обмениваемся взаимными приглашениями, ни к чему не обязывающими.

    "Едем дальше – видим лес", олени уже совсем обнаглели: гуляют где хотят и как хотят, на дороге не разгонишься, при каждом резком торможении в кемпере падает и летит все, что плохо стоит и лежит, со смехом совершаем хаотичные хватательные движения - лучше не спешить. В Ивало заправляем кемпер. Исмо идет в банк менять евро на норвежские кроны, Дима решает попробовать проделать ту же операцию при помощи пластиковой карты "Visa Classik". Отлично – никаких проблем! Для того, чтобы добраться до дачи, где нас ждут, пришлось свернуть на грунтовку и ехать так долго, что уже начали сомневаться, что куда-нибудь вообще приедем и что мы до сих пор на территории Финляндии. Наконец, увидели условный знак – машину хозяина на повороте. Господи, какая глухомань! Сплошной экстрим. В лесу большая бревенчатая избушка, рядом сарайчик и навес от дождя. Подъезжаем под противные писклявые крики, оказывается к хозяину забрел пьяный сосед, который оказался еще и "дураковатым", от этого идиота мы не можем избавиться весь вечер. Хорошо, что хоть содержание этого визга нам не понятно.

    Сам Юрмаа оказался приятным спокойным мужчиной, сюда за 900 км от дома он приезжает раз в год на неделю, так и не поняла, в чем прелесть такой дачи. Развели костер, сделали гриль. Я поинтересовалась, почему у Юрмаа рука на повязке? Ольга рассказывает, что он упал на горных лыжах, но это еще ничего по сравнению с тем, что почти два года был недвижим, после того, как ревнивая жена избила его бейсбольной битой. Вот это страсть, вот это любовь! А еще говорят, что финны заторможенные. Мы достаем "Путинку", название производит впечатление на всех (бутылку попросили на память), подтянулся хозяин всех этих мест, владелец 3000 оленей. Звучит!? Да, если не учитывать, что это – старенький, маленький, щупленький, пьяненький и, как оказалось, одинокий саам. От того, как и что он пил, мне стало страшно: в кружку с крепким кофе добавлял пол стакана водки. Это ж, какое здоровье нужно иметь? Скоро он уже обещал продать оленьи шкуры по дешевке, но здесь, как раз, все как в России – помню, пока пью.

    Дальше по программе сауна, палатка из прорезиненной ткани на берегу озера. Я – пасс! Диму уговаривают, уверяя, что ничего подобного он больше нигде не испытает, так и оказалось: выскочив из бани, не очень то и горячей, он следом за всеми попробовал нырнуть в воду (уверяет, что все именно ныряли), там оказалось по колено, слава Богу, только слегка ободрал живот. Что оставалось делать мне на этом "празднике жизни"? Рыбалка не получилась: мелко, ветрено, нет наживки (за полярным кругом черви не водятся). Идти некуда, да и страшновато. Гуляли с Ольгой вокруг, собирали грибы, ели ягоды. В конце концов, мы с Димой отправились спать, оставив нашу финскую половину общаться между собой.

    8 августа

    Просыпаемся под стук дождя, небо затянуто тучами. После вчерашнего вечера вставать тяжеловато, тянем до последнего. За утренней суетой, не сразу вспоминаем, что сегодня у Ольги день рождения. Поздравляем, желаем... главное торжество намечено на вечер, у нас для этого все припасено заранее. Попрощаться и поблагодарить за все хозяина, которого еще не видно во дворе, отправляем мужчин. Приводим в порядок наше жилище и едем дальше по грунтовке, возвращаться на трассу далеко, а здесь, саамы подсказали, до Норвежской границы 14 км.

    Дождь проходит, и мы развлекаемся тем, что собираем грибы из машины: видим в окно, выпрыгиваем, кто вперед, приносим отборные экземпляры боровиков, подосиновиков и подберезовиков. В самом выгодном положении оказывается именинница, у нее "татарские галоши", как оказалось, самая универсальная обувь для такого путешествия. Вечером будет картошка с жареными грибами, да и почему не побегать, ехать то всего ничего. Увы, 14 км растянулись на все 80 км. Я решила не терять время и нарядить салон кемпера воздушными шариками, которые приготовила для этого случая еще дома. Наконец, начинают появляться какие-то признаки жизни, дорога выравнивается, и мы чувствуем, что вот- вот въедем в Норвегию.

    Я начинаю шебуршиться в сумке, готовлю загранпаспорта, немного волнуюсь. Не сразу понимаем, что тетка в желтом жилете, сидящая на стуле у маленькой будки и была границей. Немного даже обидно, что на нас не обратили никакого внимания, не останавливаясь въезжаем в другое государство, попадаем в приграничный город Карасьок. Город маленький и скромненький, все указатели и знаки на кольце теперь уже на языке, не понятном никому, поэтому поворачиваем не в ту сторону и едем 30 км, пока не понимаем, что по карте дорога не должна идти вдоль реки, а у нас за окном она бурлит постоянно. Похоже, что мы едем в сторону Мурманска, ну, тянет нас в Россию, как магнитом, "…отпустить меня не хочет Родина моя…".

    Дима решительно сворачивает с дороги на подъезд к какому-то дому. Знаем, знаем, что это – частное владение, но что делать? По счастливому стечению обстоятельств, к почтовым ящикам подъезжает машина с корреспонденцией, за рулем молоденькая норвежка, которая немного теряется от вида перегораживающего ей дорогу бородатого мужика, активно размахивающего руками и кричащего: - Джаст э момент! Нордкап? Мы с интересом ждем, что из этого получится, наблюдаем, как они оживленно разговаривают и рассматривают карту, прощаются. Довольный Дима сообщает, что придется вернуться, а на недоуменный вопрос Исмо: - На каком языке ты с ней говорил? Гордо отвечает: - На норвежском. Финн задумался…

    Деревья вокруг все ниже и коряжестее, болота, мхи, лишайники. Приходится часто останавливаться из-за ремонта дороги. Движение с промежутками, то в одну, то в другую сторону, но каждую колонну скопившихся машин обязательно сопровождает спец. машина дорожной службы, короче, едем в сопровождении. Горы возникают как-то неожиданно. Отвесные скалы слоистой структуры, это уже начало фьордов, но океана пока не видно. Обогнув очередную гору сразу с несколькими небольшими водопадами, выезжаем к заливу. Сказать, что вокруг красиво – ничего не сказать, потрясающе! Теперь я знаю, какой он, цвет морской волны. Как подарок, выглянуло солнце, не скажу за остальных, но я себя почувствовала в сказке. Описать это не возможно, снимаем на камеру.

    Интересное наблюдение, и днем, и вечером мы видим отлив, когда же бывает прилив? Ближе к вечеру останавливаемся на побережье, на стоянке уже несколько автодомов. С трех сторон горы с тремя ниточками водопадов, впереди морская гладь. Стоять в толпе не хочется, ведь сегодня вечером у нас торжество. Мужчины ушли на разведку по дороге в сторону гор. Шлагбаум на дороге – помеха только для законопослушных голландцев, итальянцев, немцев, но не для русских. Отодвинув заграждение, въезжаем в каменную чашу, рядом водопады и горная речка. Справедливости ради признаюсь, что машину мы все- таки спрятали за горой из гранитной крошки (видимо, собранной с дороги после зимы), чтобы нас не было видно с дороги. Тишину в этом месте нарушает только шум горного потока буквально в 3 метрах от нас и водопада в небольшом отдалении. Осмотревшись, мы с Ольгой взялись за приготовление праздничного ужина, Исмо с Даниэлем отправились к водопаду, а Дима – изучать окрестности.

    У нашей плиты 2 комфорки, очень быстро отвариваем картошку и жарим собранные и перебранные еще утром грибы. Машина наполняется вкусными запахами. Скоро все сбегаются к сервированному столу. Честное слово, вряд ли какой ресторан мира сможет претендовать на такой вид из окна. Ольга соглашается, что такого дня рождения у нее никогда не было и вряд ли будет. Наши скалолазы намерены совершить восхождение на местные вершины. Кстати, панорамное фото сделано именно оттуда, а белое пятнышко в самом центре около деревьев это и есть наш кемпер. Мы втроем идем к океану, весь берег усыпан плоскими каменными пластинами, строю из них пирамиду, таких здесь сотни, так принято у туристов. Некоторые пишут на них послания, на русском не встретили, а нам, к сожалению, нечем. Берем на память несколько камешков, пробуем воду на вкус - горько-соленая. По дороге назад встречаем несколько оленей, один ослепительно-белый, где-то здесь у них тропа. Собираемся все вместе, делимся впечатлениями, Даниэль показывает олений рог, найденный на вершине. Пьем чай, моем посуду в речке, укладываемся.

    9 августа

    Сегодня мы должны добраться до главной цели нашего путешествия – Нордкапа. С погодой опять повезло: яркое солнце, тепло и тихо. Начитавшись "страшилок" про ветра, туманы и холода с дождями в этих местах, мы готовились именно к такому развитию событий. Узкая дорога петляет, с одной стороны скалы, с другой – вода. Впереди отверстие в горе, въезд в тоннель. Знаем, что их будет несколько, разной протяженности. Первый всего (!) 3км. Все напоминает метро, только стены каменные. Чувствуется некоторая загазованность, значит, вентиляция не на уровне. Освещение не очень яркое, через определенное расстояние расположены площадки с информацией и телефонами дорожной службы и службы спасения. Какая же колоссальная работа сделана людьми. Мне все интересно, и все нравится. Теперь понимаю фразу – "свет в конце тоннеля", это – яркая вспышка, некоторое мгновенье ничего вокруг не видишь и не воспринимаешь, выскакиваешь в никуда.

    Отмечаем, что на дороге совсем нет грузовиков, на таком серпантине им не развернуться. В основном едут туристы на кемперах, с прицепами, на машинах и мотоциклах, последнее, судя по номерам, предпочитают французы и итальянцы. Нас обгоняет кавалькада из 9 итальянских мотоциклистов. Шикарные "моцики", ребята в коже, экипированы на все 100%. Красиво! Каково же было наше удивление, когда эти ребята оказались мужчинами к 50 годам, убеленными сединами, невольно проникаешься уважением к их страсти путешествовать по миру. Вот, наконец, мы у самого длинного, платного тоннеля в 7 км, знаем, что он проходит под водой, но никак не ощущаем этого. О том, что спускаемся глубоко вниз, можно понять по тому, что Дима постоянно давит на тормоз, затем обратная картина – двигатель работает на пределе. Теперь остается взобраться на гору, вокруг ни травинки, только камень, уже видно открытый океан.

    На дороге, посередине горы стоит будка, рядом шлагбаум, обойти это можно элементарно, объехать невозможно – от обочины дороги сразу идет откос. Проезд стоит 28 евро на человека, наши спортивные финны, говорят, что для них махнуть пешком пару–тройку километров по горе не составит никаких проблем. Поступает предложение не въезжать, не платить, идти пешком. Извините, ребята, мы, конечно, туристы, но исключительно автомобильные. Да и вообще, столько ехать сюда, чтобы постоять где-то рядом? Нет проблем! Платим за пятерых и через несколько минут мы у цели нашего путешествия. Встаем на стоянку, одеваемся теплее, потому что с океана дует сильный ветер. Нордкап – пятачок земли, где-то 500 на 500 метров, большой гостиничный комплекс с рестораном, кинозалом, ледовым музеем, сувенирным магазином и т.п. Сам символ европейской Мекки – металлический глобус, это и есть самая северная точка Европы. Дальше необозримое пространство. Северный Ледовитый океан в дымке соединяется с небом, полное ощущение, что стоишь на краю земли: обрыв в никуда и …бесконечность. Едва различимая линия горизонта имеет округлую форму. Господа! Наша Земля круглая! Справа и слева замечательный вид. Находившись вдоль и поперек, понимаем, что больше здесь делать нечего.

    Идем тратить деньги на небольшие памятные безделушки себе и детям. Покупаем брелоки и магнитики на холодильник с основным видом Нордкапа. На обратном пути рассматриваем скульптурные композиции. В ресторан мы не идем, варим кофе сами, и, хотя можем здесь находиться целых 2 дня, уезжаем дальше. Все, что хотели, увидели. Провожает нас целое стадо оленей. Дима шутит, что не может отделаться от желания поддать им под зад. Уже через 100 км пути почувствовали, что едем на юг. На улице жарко, горы покрыты деревьями. Ольга сравнивает эти места с Мадейрой, они там отдыхали в прошлом году.

    Проехали город Альта, красивый и уютный. По времени получилось остановиться у озера, мне жаль, ведь где-то рядом море, но остальные довольны, у них есть горы, куда они в очередной раз и отправились. Опять остановились не там, где все, а с другой стороны заграждения, найдя довольно крутой спуск прямо к воде. Приятно было встретить там питерскую молодую пару на Мерседесе, тем более, что это была уже вторая встреча с ними за последние дни, обрадовались, как родным. Очень колоритная девочка: в бандане, с тату на спине, трехсантиметровыми ногтями. Тут же достали кальян, установили на стол и периодически потягивали трубку, что у иностранцев вызвало испуг, они решили, что русские курят наркотики. Пришлось популярно объяснить, что к чему. Ребята достали ноутбук, подключенный к интернету, при помощи навигатора показали свой маршрут, обсудили дальнейшее передвижение и отправились искать гостиницу в Альте.

    Мы решили прогуляться вокруг, набрели на мотодром, где тренировалась группа подростков на спортивных мотоциклах. Они совершали прыжки на трамплинах. Костюмы и каски подобраны под цвет машины, все по-настоящему, только гонщики маленькие. Мы очень болели за самого маленького, прыгал он не высоко, но так старался. Когда вернулись, на стоянке уже стояли голландцы, немцы, итальянцы и финны. Все, кроме последних, начали здороваться и знакомиться. Удивлялись, как мы попали за ту сторону ограждения, непосредственно на берег. Дима шутил, что у нас "рашен джип", итальянцы возразили, что это итальянский Фиат. Дальше непереводимая игра слов: "да, италиен Фиат плюс рашен хендс получается рашен джип", при этом он выразительно выставил вперед свои ладони. Поразительно, но все всё поняли. Только финны, спрятавшись за своим кемпером, молча жарили барбекю. Не в обиду будет сказано нашим друзьям, но их соотечественники, пожалуй, самые не коммуникабельные, подозрительные и недоверчивые среди путешествующей братии. Четвертый день поездки позади.

    10 августа

    Еще раз вспомню народную мудрость – "умный в гору не пойдет…" Съехать то мы съехали вчера, а вот утром смогли взобраться в горку только с 6 раза, колеса начали буксовать и дымиться. Выталкивали "рашен джип" всем скопом. Развлекались сами и развлекли проснувшихся итальянцев, которые что-то кричали, показывали руками, но нам было не до них, шел процесс. Внутри машины еще долго попахивало паленой резиной, а еще мы заметили небольшую трещину вверху лобового стекла, это-то еще откуда? Дорога, закрученная серпантином, то взлетает вверх, то падает вниз, обочины никакой, заграждения тоже. Я сижу у окна и чувствую, что у меня начинается паника, вижу только обрыв под собой, бездну в 200 – 300 м. Машину заносит на поворотах, Исмо у нас известный "Шумахер", любит притираться к обочине, а здесь ее нет. Сначала все смеются над моими вскрикиваниями и хватанием за все подряд, потом Дима пересаживает меня на другую сторону, я смотрю вперед, но успокаиваюсь только тогда, когда он сам садиться за руль. Он объясняет, что с людьми такое часто случается на горных дорогах, а я не могу поверить, что так струсила. Тем не менее, вокруг сказочные картинки, с высоты разноцветные домики кажутся игрушечными.

    Дорога приводит нас на вершину, выше только облака. На небольшой площадке припаркована машина с голландскими номерами, в шезлонгах сидят и любуются видом с высоты птичьего полета пожилые муж и жена. Они никуда не спешат, почему-то вспомнила наших бабулек и дедулек с авоськами в общественном транспорте, стало так обидно. Мы сделали несколько фотографий, размяли ноги и двинулись дальше, не стали им мешать. Спустились в какой-то маленький городок, остановились на пирсе у воды. Может здесь мне повезет с рыбалкой? Глубина 3-4 метра, дно видно, до мельчайших подробностей, вода холодная и прозрачная. Ближе к берегу в морских водорослях мечутся стаи мелких рыбешек (сравнивая с консервами, крупные шпроты или салака), на камнях лежат морские звезды, медленно передвигается краб. Потревоженный омар, забивается в щель между валунами, торчат только клешни внушительного размера. Я, просто впадаю в ребячество, бегаю по берегу, присматриваюсь к дну, ничего подобного я никогда не видела.

    Говорят, южные моря отличаются невероятной красотой. Наверное, но и северное прекрасно. Откуда–то медленно и чинно выплывает крупная медуза с симметричным фиолетовым рисунком, ничего общего с Черноморской (больше мне не с чем сравнивать). Когда же я увидела круглобоких полосатых скумбрий внушительных размеров (по крайней мере точная копия продающихся в нашем магазине), я рванула за удочками и булкой. Мелочь набрасывалась тучей на хлебный шарик, поплавок не успевал лечь на воду, Дима предложил нацепить на крючок сигаретную фольгу, булка слишком быстро исчезала с крючка, эффект оказался тем же. Крупную рыбу, крутящуюся здесь же, нам не удалось выловить за короткий промежуток времени, выделенный мне на рыбалку, но, думаю это вполне возможно. Наши друзья заскучали: не рыбаки, да и удочек у них нет. Вот так меня и увезли из самого интересного для меня места.

    Делаю выводы на будущее: если вы едете отдыхать в компании, выбирайте единомышленников, интересы которых совпадают с вашими. Мы отлично провели время с нашими друзьями, у нас не было разногласий, но их интересовали горы, как объект исследования, а меня чисто созерцательно, и все наоборот, что касается моря. Плюс к тому, с ними путешествовал ребенок 11 лет, которому ехать было утомительно и которого нужно было развлекать, что и делали его родители, мы к этому относились с пониманием. Но интересы детей и взрослых редко совпадают. И еще, мы не взяли спиннинг, а именно он в Скандинавии был бы кстати. С остановкой у океана нам вновь не повезло, хотя в поисках места мы исколесили несколько десятков километров, отклонившись от основного маршрута. Дело в том, что все побережье – частные владения, и, хотя они не отгорожены высоким забором от внешнего мира и не охраняются злыми собаками, как мы привыкли, но вторгаться в них не этично. Возможно, мы – русские и нашли бы местечко, откуда нас, наверняка, никто бы не согнал, но нервировать финнов, у которых свое понимание этого вопроса, мы не стали. Поэтому останавливаемся у очередной речки.

    После ужина Исмо предлагает прогуляться до подвесного моста через реку, который он каким-то образом рассмотрел. Я, честно говоря, ничего не вижу, но верю на слово, да и делать больше нечего. Наши любители приключений ринулись прямо вдоль берега, я уж совсем было припустилась за ними, но мой мудрый муж повел меня другим путем, разумно рассудив: если есть мост, то к нему идет дорога с основной трассы. Ничего удивительного, что так оно и оказалось, мы прогулочным шагом пришли к мосту по асфальту, насобирав грибов вдоль дороги. По мере нашего передвижения мы слышали постоянные вопли и только догадывались, какие лишения испытывают наши бедолаги, преодолевая многочисленные ручьи, заросли и болота. Но то, что мы увидели, давно уже стоя на мосту, превзошло всякое ожидание: из зарослей появилась Ольга, она была в истерике. Искусанную комарами, изодранную кустами, с промокшими ногами – очень неудобно и скользко в галошах прыгать через ручьи – ее трясло от возмущения. Наш довольный вид у нее вызвал состояние шока. Мост - действительно интересное сооружение: длина – 800м, ширина – около 3м, грузоподъемность – 8т. Когда мы шли по нему, он заметно раскачивался, как же он себя ведет, когда едет машина?

    11 августа

    Сегодня мы покидаем Норвегию и въезжаем в Швецию, что первоначально не планировали. Обратную дорогу переиграли уже на ходу. С самого утра палит солнце , 25-26 градусов, настоящий юг, народ в шортах, топиках, футболках. Нам нужно остановиться и где-то истратить норвежские кроны, но еще рано и все закрыто. Решено ехать до Нарвика, перед нами снова океан и теперь все, даже погода, за то, чтобы Дима исполнил еще одно свое заветное желание – искупаться в Северном Ледовитом океане. Скоро находим подходящее местечко, ребята переодеваются и лезут в воду, а я бегу за ними с фотоаппаратом. Купальщиков хватило минуты на три, вода 14-15 градусов, подсолив кожу, они быстренько выскакивают на берег.

    В этом же месте в океан впадает горный ручей, образуя маленький водопадик, вот вам и душ. Мы с Ольгой собираем разноцветные камни на берегу, она для нового фонтана, я – на дачную горку. Можно найти голыши почти всех цветов радуги, но все не увезешь. Дорога поворачивает в сторону материка, прощальный взгляд на фьорды. Жалко расставаться с такой красотой, понимаю, вряд ли когда-нибудь еще здесь буду. Постепенно пропадают и горы в снегу, опять камни и тундра. Красиво, но все строже и суровее. Останавливаемся обедать у маленькой гидростанции, предполагаем, что где-то рядом водохранилище, а около нас в небольшом озерце из-под воды выбивается мощная струя. Видимо, на дне выходит труба из-под дамбы, но нам хочется верить, что это подземный источник Проезжаем, не останавливаясь, норвежско-шведскую границу, никого не видно, вот и хорошо, на этот раз даже паспорта не стала доставать.

    Природа в северной Швеции такая, что смотреть особо нечего, часто останавливаемся в тундре, собираем грибы и ягоды. Появилась морошка, а скандинавы на ней заморочены. Впервые пробую в натуральном виде. Готова согласиться, что она может быть очень полезной, но это же не вкусно. Сама ягода напоминает нашу малину, но дольки гораздо крупнее, соответственно и косточки здоровенные. Вкус?.. Несладкий кисель с привкусом медицинского бинта, через который его процедили. Да простят меня наши друзья, которые в ее поисках бегали по местным болотам!

    Ближе к вечеру останавливаемся в г.Кируна. Северный шведский городок с металлургическим комбинатом. Побродили по улицам, погуляли на центральной площади, где у них подобие нашей барахолки, заглянули в магазины. Дима купил в подарок своему шефу охотничий нож. Ольга закупила продукты, в этом она большой спец. На ужин обязательно будет что-нибудь чисто шведское. Выход в город – самая культурная программа за пять дней путешествия, цивилизация радует. Целая неделя без какой либо информации: въезд в Финляндию лишил нас русского радио, телевидения, прессы. Единственный канал – звонки домой, а что за это время успеешь узнать, в основном, как дела дома? Сто раз порадовалась, что съездили на МТС и подключили международный роуминг, проблем не было никаких, в то время как у Димы телефон постоянно требовал выбора какой-то местной сети. Короче, мы в отпуске немного одичали и оторвались от действительности. Но главная дичь была еще впереди, потому что предстоящая ночь среди болот оказалась почти историей про собаку Баскервилей. Но, как не странно, испытав не самые приятные чувства, именно об этой ночевке мы вспоминаем сейчас чаще всего.

    Итак, отъехав от города, мы особенно и не старались выбирать место, не из чего – сплошь болота. Поэтому, увидев более или менее сухой съезд с дороги в лес, не задумываясь, свернули. Какие-то заброшенные, полуразрушенные вагончики на старой дороге, идущей параллельно основной трассе, производили жуткое впечатление. Если бы мы были дома, было бы понятно – здесь жили бомжи, но в Швеции … Сразу же на нас напали местные полчища голодных комаров, я представила себе ночь, проведенную в их обществе. Наши мужички, сходу приняли пивка, и приставать с переездом на новое место не было смысла. Я решила абстрагироваться, принять все, как неизбежность обстоятельств. На пятачке в 20 квадратных метров, рядом с кемпером, мы обнаружили большую свежеобглоданную берцовую кость животного. По размеру предположили, что это мог быть лось, по свежей крови, что все произошло недавно. Никто не стал комментировать этот факт и строить догадки, но как-то стало жутковато.

    Поужинали, так как гулять негде, прошлись вдоль болот по трассе. Попробовала вместе со всеми поискать грибы и ягоды, но, как только земля подо мной закачалась, а ноги начали проваливаться в мох почти до колена, я ретировалась и предпочла наблюдать со стороны за остальными. Вернувшись, долго сидели у костра, пытаясь в его дыму спастись от комаров. Через какое-то время мы с Даниэлем услышали рычание, все остальные не обратили внимания на звук, а нас успокоили тем, что где-нибудь рядом дача с собакой. Может быть, но лучше я побуду в машине. Ночью все проснулись от звона комаров, как оказалось, Дима оставил маленькую щель в боковом окне кабины. Спать в этом аду было невозможно, лежим, молчим… Вдруг, теперь уже все, слышим громкое рычание и посвистывание. Насчет последнего, Ольга решила, что это мы с Димой прикалываемся, а я сразу вспомнила все рассказы Сеппо про тундру и медведей и начала быстро закупоривать окна. Кое-как долежали до утра и, быстренько собравшись, удрали. Вот такая кошмарная ночка выдалась у нас. Настоящий карху ("карху" -медведь по-фински), а не нарисованный на пивных упаковках самого популярного в Скандинавии пива, бродил вокруг нас.

    12 августа

    Никто не выспался. Хорошо хоть за окном становится повеселее, появились населенные пункты, въехали в город Галливаре. Исмо не теряет надежды обменять норвежские кроны. Оставляем нашу технику у ж/д вокзала, стоянка ограничена по времени, выставляем на карточке 30 минут, кладем за лобовое стекло и бегом по городу в поисках банка. Наконец, разобрались с валютой, в остальное время осматриваем центр и возвращаемся к машине. Сегодня пятница, много компаний молодых людей в спортивной одежде и с рюкзаками ожидают поезд. Неужели на болота поедут?

    После обеда подъезжаем к Люлео. Это - большой город. Заходим в центральный собор готического стиля. Не так богато, как в русских церквях. Большой орган (вес 25т, состоит из 4500 труб и 60 регистров, выбор которых программируются на компьютере), приятно увидеть икону Божьей матери - дар епископа Мурманского и Мончегорского Симона, повеяло родным. Для прихожан приготовлены молитвенники, лежат на скамьях и стоят в специальных шкафчиках. Жаль, что не звучал орган. Взяли проспекты, нашелся и на русском языке, и, духовно, просвещенные, двинулись по центральным магазинам. Вот, где можно было бы развернуться женской фантазии: красивые вещи, доступные цены, распродажи. То там, то тут слышу русскую речь, соотечественницы примеряют модные тряпки. Мы с Ольгой даже не стали смотреть: на это уйдет куча времени, а на улице нас ожидают мужчины, так зачем дразнить себя напрасно? Купили Даньке футболки к школе, ребенку – святое дело! Здесь действительно все на много дешевле, чем у финнов.

    У выхода из магазина наблюдаем очень колоритную личность индейского происхождения: черные волосы до пояса, мощный верх, узкие бедра, в брюках и на каблуках?.. Ну, не могу понять, мужик или баба? Спрашиваю у Исмо, как он думает? Ответ финна русскими словами, как всегда, фольклорный кладезь: - "Смотри в штаны, он – мужчина". По этому поводу вспомню еще один случай, как-то, разглядывая наши фотографии и увидев на одной из них меня, Исмо усмехнулся и произнес: - Огромная женщина! Все замолчали, я растерялась, обидно, конечно, но постаралась сгладить ситуацию – огромная, так огромная (я и в самом деле не худышка). Поняв, что что-то не так он начал по-фински говорить с женой, оказывается, хотел сказать – роковая. Трудно иностранцам говорить по-русски, а мыслить еще сложнее.

    Вернусь к Люлео, нравятся мне шведские города, нарядные, яркие, с красивой публикой, много иностранцев, жизнь кипит. Пешеходные зоны утопают в цветах, все оформлено с большой любовью. Хочется просто так бродить по улицам, наслаждаться и отдыхать, посидеть в кафешке, заказать вкусную выпечку. Жалко уезжать, но сегодня нам просто необходимо найти нормальное место для ночлега, желательно на берегу Ботнического залива. Сворачиваем с основной дороги на указателе "кемпинг", через 800 м читаем, что до него 10 км, дурят нашего брата, но решили не возвращаться и не пожалели. Кемпинг оказывается частным, при оформлении Дима заполняет документы на русском языке, хозяин удивлен, русские здесь не были ни разу. Наше место №25, выдали 2 ключа: подключение к электричеству и от хозяйственного блока. Въезжаем на территорию, встаем на своей площадке, наш автодом стоит, как прыщ, среди роскошных автоприцепов, к каждому из которых подсоединена, сделанная по индивидуальному размеру палатка, больше напоминающая прихожую или холл. Ко всему этому присоединяется специальное ограждение – веранда с полом.

    Места бронируются на весь сезон и похоже используются шведами, как дачи. У домиков разбиты клумбы, стоят кашпо с цветами, скульптуры из камня и цветного стекла. Все это великолепие находится в сосновом бору на песчаном берегу залива. Напротив нас оборудовано место для гриля, хорошо, что в городе закупили необходимые продукты, разжигаем костер и идем на осмотр территории. Среди деревьев поле для минигольфа, детская площадка, на ресепшене можно купить всякие мелочи. Мы с Ольгой изучаем хозяйственную часть: кухня со всеми наворотами, прачечная, гладильная, душ на улице и в туалетной комнате. Ужинаем за столиком рядом с грилем. Рядом большая компания шведов, несколько семейных пар преклонного возраста. Количество человек увеличивается по мере прибывания машин в кемпинг, ужинают, пьют вино, общаются, поют песни. Ловлю себя на мысли, что завидую такому образу жизни людей под семьдесят. Сможем ли мы такое себе позволить? Возвращаемся из душа, уже темно, в каждом "доме" горят свечи, площадки и цветы подсвечиваются, впечатление такое, что попали на новогодний праздник. У нашей машины сидит заяц, украшение в виде живой скульптуры. Наша последняя и такая красивая ночь.

    13 августа

    Последний день прошел в заботах, уже с утра начали собираться, укладывать вещи. О том, что въехали на территорию Финляндии, сообщила скромная табличка. Дорога знакомая, мы уже мало глазеем по сторонам, а прямо на ходу затеваем уборку. Кемпер должны сдать отчищенным и отмытым. Туалетом мы не пользовались, не было такой необходимости, одной проблемой меньше. Оттираем зеркала, чистим плиту и холодильник. Уже в Оулу на знакомой площади умудряемся помыть сам автомобиль. Пылесос есть на заправке, быстро привели в порядок салон. Форд Исмо, ожидая нашего возвращения, простоял целую неделю рядом с супермаркетом, и …ничего. (Не думаю, что мы вот так запросто оставили бы свою машину). Перегрузились, встретились с хозяином, мужчины разобрались со всеми вопросами. Все, еще 500 км и мы у Ольги и Исмо дома. Вечером наслаждались сауной, ужинали и отмечали успешное завершение путешествия. Воспоминаний пока не было, все нужно осмыслить и разложить по полочкам. Сидели в беседке, смотрели на фонтан, уровень воды в котором за время нашего отсутствия повысился на 10 см - такие здесь прошли дожди. Как же нам повезло с погодой.

    P.S.

    Кемпер на базе Фиата Дукато 1998 г. выпуска,турбодизель. Объём – 2,5 л Мощность – 115 л.с. Передний привод Пробег – 165 тыс. км

    Орловы Марина и Дмитрий
    06/12/2005 11:32


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз