Про Прагу, обычаи местных жителей и еще кое о чем…



    Аппетит приходит во время еды, написал отзыв про Кельн , и во мне снова проснулся графоман. На этот раз речь пойдет, понятное дело, о Чехии. Чтобы мой поток сознания было легче воспринимать, я его поделил на смысловые (или бессмысленные?) разделы. Итак…

    Про дорогу

    Добрался до Чехии рейсом "Красэйр" из Домодедово в Пардубице, а оттуда еще 2,5 часа ехали на автобусе до Праги, сделав по дороге остановку на осмотр Кутна Горы. Почему-то у нас такие рейсы называют чартерами, хотя на самом деле речь идет о типичном авиадискаунтере, когда с вас берут за билет меньше денег, но самолет прилетает не в крупный аэропорт рядом с большим городом, а в маленький аэропорт в отдалении от всяких мегаполисов.

    Авиадискаунтеры стали популярны после терактов 11 сентября, Чтобы люди не перестали летать самолетами, авиакомпании скинули цены на билеты. В моем случае разница с "Аэрофлотом", который летает из Шарика в Прагу, составила чуть ли не 60 баксов, а то и больше. Поэтому впредь я буду летать только через Домодедово – не фиг поддерживать мафию вокруг Шереметьево, которая скорее удавится, чем даст построить долгожданный третий терминал и ж-д ветку до Шарика.

    Летели на Ту-204. Самолетик ничего, внутри весьма комфортно, но вот только качество сборки пластиковых деталей в салоне – как у "девяток". При наборе высоты и снижении пластик заметно скрипел, приводя в ужас особо чувствительных пассажиров. С погодой повезло – рейсы не задержали ни разу, хотя это часто бывает из-за плохой погоды в Пардубице.

    Про путеводители

    По отзывам, некоторым нравится путеводитель по Праге от "Афиши". Возможно, он действительно неплох, но, во-первых, он не содержит сведений по остальной Чехии, а во-вторых, по моему личному убеждению, издания "Афиши", как, скажем, и журнал "Бурда", читают люди, которые не в состоянии самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. (Ну не люблю я, когда мне как лоху объясняют, что вот этот ресторан – хороший, а вот этот – плохой, этот фильм стоит посмотреть, а тот – нет).

    Гайды серии Polyglott хороши тем, что в них всегда есть мини-разговорник, и являются неплохим подспорьем для тех, кто путешествует на машине. Однако из-за небольших объемов, эти путеводители обычно содержат лишь поверхностную информацию по стране, за исключением разве что тех случаев, когда речь идет о совсем уж небольших странах навроде прибалтийских республик.

    Вообще путеводителей по Чехии – сейчас тьма-тьмущая, так что, возвращаясь к вопросу о свободе выбора, каждый наверняка найдет что-то на свой личный вкус. Единственное, что могу посоветовать, - не брезгуйте гайдами выпуска конца 1990-ых годов, они сохраняют свою актуальность, за исключением указанных там цен и визовых правил. И еще – очень неплохие карты городов мира, включая карту Праги, выпускаются в серии "Туристические столицы мира" - с указанием всех местных достопримечательностей и подробной схемой городского транспорта.

    Еще раз про любовь и секс

    Общеизвестно, что после падения "железного занавеса" Чехия, как и другие славянские государства, стала крупным поставщиком проституток для западных европейцев, в первую очередь для немцев. Соответственно в Чехии очень развит секс-туризм. Проститутки выходят уже в 8-9 часов вечера на перекрестки прямо в центре Праги, не говоря о том, что тут же, в смысле в центре, полно многочисленных заведений с пип-шоу и прочими прелестями. (Немного непривычно, что все это делается так открыто, зато в гостинице никто не ломится в номер среди ночи с предложением своих услуг, как это часто бывает у нас). Что касается прелестей самих чешек, то у меня сложилось впечатление, что они существуют в природе самые разные – от ужасно страшных до ужас как красивых. Например, меня поражает своей просто-таки убийственной красотой чешская порнозвезда Зденка Подкапова.

    Но! Вряд ли стоит ехать в Прагу, как немцы, для того, чтобы повторить подвиг матроса из юморески, который "в Сингапуре сошел на берег с радаром, а вернулся с сифилисом". В Праге можно познакомиться с девушкой чуть ли не любой национальности и расы: белой, азиаткой, мулаткой, негритянкой. А уж какие здесь шансы свести знакомство с представительницами слабого пола из бывшего СССР!

    Подавляющее количественное превосходство женщин и девушек над особями мужского пола в нашей тургруппе просто бросалось в глаза. Такую отчаянную "стрельбу глазами" по собственной персоне одновременно со стороны столь большого числа представительниц прекрасного пола я последний раз ощущал, наверное, только в годы учебы на филфаке, не без причины именуемом "факультетом невест".

    В общем, мужики, если кто "хочет большой и чистой любви", езжайте в Чехию. Те, кто хочет растопить чье-то ледяное сердце, тоже везите ее в Прагу (женщины теряют голову в этом городе быстрее, чем в Париже), тем более что многие так и делают.

    Про транспорт

    От романтической темы переходим к чисто прагматической. Многие даже из тех, кто не бывал в Чехии, знают, что часть местного подвижного состава, - та же, что и во всех бывших странах соцлагеря. Полно хорошо знакомых нам трамваев Tatra, в метро ходят составы из мытищинских вагонов, но вот "Икарусов" почему-то нет. Видимо, чехи их не уважают. Основные виды городского транспорта в Праге – метрополитен и трамваи. Раньше в столице Чехии ходили троллейбусы местного производства (Skoda), но их сняли, чтобы провода не уродовали исторический центр города. (Интересно, когда до этого додумаются власти Москвы, а главное, Питера?). В других крупных чешских городах троллейбусы Skoda весьма популярны, также я их видел в Риге – комфорт, как у наших, зато, в отличие от энгельсовских изделий, носятся как угорелые.

    Пражский метрополитен, состоящий из 3-ех линий, строили в 1970-ые годы советские строители. Составы в нем существенно меньше, чем в Москве, оформление станций – поскромнее, интервалы между поездами – больше. Зато народу в местном метро в разы меньше, чем в московском или питерском, причем основную массу составляют туристы, а вентиляция – намного лучше, чем у нас, так что духоты практически не чувствуется. Можем, когда хотим, только хотим редко.

    С некоторых пор часть мытищинских вагонов в пражском метро заменили на более комфортабельные - то ли немецкие Siemens, то ли сделанные по немецкой лицензии Skoda. Их непривычная для нас черта – как это принято в Германии, Бельгии, Франции и прочих заграницах, чтобы двери открылись, нужно нажать кнопку рядом с дверью. С трамваями та же история – "Татры" постепенно меняют на составы западноевропейского образца из трех вагонов, соединенных "гармошкой", так что при желании можно болтаться по всему салону.

    С местной железной дорогой я столкнулся только раз, когда мы с двумя девчонками из нашей группы ездили в Карлштейн. Что умилило – в Чехии сохранились низкие платформы, периодически встречающиеся как в бывшем СССР, так и в Европе. Но при этом не приходится лезть в вагон на верхотуру, как, скажем, в Латвии, а спокойно заходишь в поезд, так как уровень пола в нем не намного выше уровня платформы.

    Больше того, в Чехии, как и в Польше, не говоря о странах Западной Европы, в большой части поездов предусмотрена возможность въехать в них на инвалидной коляске и внести велосипед. В какой поезд с чем можно влезть (велосипед, коляска), доходчиво указывают картинки в расписании. Сам поезд, на котором мы ехали, - футуристичного вида двухэтажный состав я-ля немецкий Intercity Express (может быть, это и был один из его подвидов?). Внутри весьма комфортно, причем первый этаж отдан под второй класс, второй этаж – под первый. Общее впечатление – самолет на колесах. Наши "скоростные" "Спутники" рядом не стояли. Но это вовсе не означает, что такие же поезда ходят в Чехии по другим направлениям, просто Карлштейн – место, куда ездит большое количество иностранных туристов.

    Туристические автобусы, на которых нас возили на экскурсии, - чешские Karosa и немецкие Mercedes и Neoplan. Конечно, Karosa получше, чем Ikarus, но против немецких автобусов, даже турецкого лицензионного производства, - не конкурент. Поразило мастерство местных водителей автобусов, ухитряющихся разъезжаться на узких улочках Праги и крутых серпантинах. Не зря в Праге висят объявления, зазывающие чешских водил на работу в Англию.

    Интересен состав личного автотранспорта в Чехии. Основу автопарка более-менее новых машин по понятным причинам составляют Skoda Octavia и Skoda Felicia. Говорят, даже депутатов чешского парламента хотели пересадить на "Октавии" - вот откуда Немцов почерпнул свою идею с "Волгами". Но наряду с новыми машинами, есть огромное количество автомобилей 1970-80-ых годов, причем не всяких там Audi и BMW – фигушки. Самый популярный в Чехии "энтомобиль" немецкого производства – VW Passat образца 1980-ых годов (кстати, неплохая машинка). Больше же всего стареньких Skod, за ними среди бэушных авто идут наши "Жигули", а затем – ни за что не догадаетесь что… ГДР-овские "Трабанты" с пластмассовым кузовом. Вот, оказывается, куда они все подевались! Как-то видели в Праге "Волгу" ГАЗ-24 и даже, не поверите, "Москвич"-2141 – не успел рассмотреть наверняка, но, по-моему, номера были местные.

    Короче говоря, изобилия дорогих иномарок, как в крупных городах России, я в Праге не встретил, только раз за неделю видел Hummer. Оно и понятно, такого дикого социального расслоения, как у нас, чехи не допустят – сразу взбунтуются, если судить по их истории. (Правда, бездомных в Праге тоже хватает). Зато в Карловых Варах, где, как известно, собирается нынешняя "элита" из бывшего СССР, автопарк – как в Москве. Горячий привет Кучме и прочим вовремя соориентировавшимся партагеноссам.

    Что характерно, цены на машины, особенно новые, в Чехии заметно ниже российских. Зато бензин стоит 28-31 крону за литр (курс кроны см. ниже) - в зависимости от октанового числа. Поэтому у них очень популярны машины на дизелях. Вынужденная ремарка: когда я был в Чехии этим летом, то обалдел от их цен на топливо, когда вернулся домой – обалдел от наших. Я могу понять причину высоких цен на бензин в стране, в которой нет собственной нефти и которая задолжала России что-то около 5 млрд долларов за поставки энергоносителей. Но какого хрена нефтянщики беспредельничают у нас? Не все до сих пор пересели на те же "Хаммеры"? Да чтоб у них попа слиплась!

    Про билеты

    Билеты на городской транспорт (езденки) продаются на станциях метро у кассиров и в автоматах (правда, не все могут освоить обращение с ними), а также в киосках с надписью Trafika и даже на ресепшен в гостиницах, причем без наценки. Как правильно советуют знающие люди, лучше покупать езденки с запасом, потому что если поедете на транспорте ночью, могут быть проблемы (в трамваях езденки не продаются). Самые распространенные езденки – за 14 крон (поездка на любом виде транспорта без права пересадки на 15 минут) и за 20 – (поездка на любом виде транспорта с правом пересадки на 60-75 минут). Если гостиница, где Вы будете жить, находится недалеко от центра, лучше покупать одноразовые езденки. Если же это, скажем, "Купа" на конечной станции метро Гайе, лучше купить проездной на неделю, который стоит порядка 280 крон. Когда заходите в метро или трамвай, обязательно компостируйте езденку. Контролеров за неделю я видел только раз, это были три молодых мужика, которые стояли на выходе из метро и выборочно проверяли билеты. Контролеров можно было узнать издалека по однотипной темной одежде.

    Как я уже написал, мы сами поехали в Карлштейн – замок примерно в 30 км от Праги, построенный при Карле IV и использовавшийся как императорская сокровищница. Чтобы добраться туда, надо купить на Главни нАдражи (Главный вокзал) или на Смиховском вокзале в Праге билет туда и обратно (так дешевле). Стоит он по-моему 58 крон.

    Мы "сообразили на троих", получили скидку, и в результате билет обошелся в 148 крон сразу на всю троицу. Кстати, почти везде – в музеях, на ж-д и т.д. - есть скидки для групп из нескольких человек и для семей.

    В Карловы Вары ездил сам, уже без девчонок (наши программы на тот день разошлись). Во-первых, турфирмы предлагают поездку туда аж за 35 евро (можно купить экскурсию в Праге дешевле), во-вторых, при поездке в составе группы почти не остается времени на самостоятельный осмотр города. Ехать надо с автовокзала Флоренц. Билет на человека туда и обратно в этом году стоил 260 крон (только в одну сторону – уже 150). Обратите внимание, что в Варах два автовокзала: автобусы прибывают на один, а уходят в Прагу с другого, расположенного у ж.д.-станции Дольни нАдражи. Он расположен в 5-10 минутах ходьбы от первого автовокзала, у реки Огрже.

    Про гидов

    Гидом у нас был некий Александр (то ли белорус, то ли украинец - я до конца не понял) – вполне адекватный мужик, с неплохим чувством юмора и с чувством такта по отношению к представительницам слабого пола – группа-то была в основном женская. Практически всегда он дожидался отстававших от нашей группы туристов (а терялись наши с постоянством, которому позавидовали бы 10 негритят) – так ведут себя далеко не все гиды.

    Только раз Саша психанул и оставил в Глубока над Влтавой парня и девушку. Но я его понимаю: эта парочка два раза в течение дня задерживала весь автобус своими опозданиями, а третий раз стал для них последним. (До сих пор, наверное, пробираются на родину, как партизаны, через леса и поля).

    Конечно, не обошлось без заходов в не самые дешевые рестораны, где Саша имеет свои комиссионные, и небольшой наценки на входные билеты в некоторые музеи. Но это обычная практика во всех странах, везде действует принцип "хочешь жить – умей вертеться". Главное, чтобы качество услуг гида при этом было соответствующим, а с Сашей это было именно так.

    Очень хорошее впечатление на всю нашу группу произвела Любовь Баллова, водившая нас по Мала Стране и Граду. Приятная интеллигентная женщина, окончила МГУ, переводчик, журналистка, живет в Чехии уже лет 20. По ее собственным словам, она водила по Праге и Павла Любимцева, и Дмитрия Крылова. "Люба" рассказала нам очень много интересного из того, что не пишут в путеводителях. Так что если будет возможность выбора гида – обращайтесь именно к ней.

    Про чешский космополитизм

    Считается, что чехи – космополиты. Попробовали бы они ими не быть: в Чехии кроме большого числа русских и немцев, невероятное количество англичан, американцев, испанцев, японцев, украинцев, албанцев, турков, жителей Юго-Восточной Азии и т.д. Но чешский космополитизм имеет свои границы, а с 1991 года – еще и ярко выраженную экономическую окраску. Проще говоря, сегодня обычно не идет речи о том, что "чехи не любят русских" или кого-то там еще. Речь идет о том, что с туриста любой национальности надо поиметь свой интерес.

    К сожалению, обсчет туристов сегодня стал у чехов национальным видом спорта, в первую очередь в ресторанах и среди таксистов. В пивнушках обращайте внимание на так называемые куверты, чтобы потом не удивляться, откуда в счете взялись "лишние" 20-30 и более крон. При расплате не стесняйтесь проверять соответствие принесенного официантом счета реальному заказу.

    К своему стыду, я напрочь забыл имя одного очень известного современного скульптора, из работ которого наши туристы лучше всего знают бронзовых младенцев без лиц, которые ползают по Жижковой ТВ-башне в Праге и олицетворяют безликого человека нового тысячелетия. Так вот, его работа по поводу чешского космополитизма изображает двух великанов, которые мочатся с двух сторон на Чехию. Под великанами имеются в виду Восток и Запад. Этот же скульптор прославился тем, что во времена перестройки выкрасил в розовый цвет советский танк Т-34, установленный на постаменте в Праге. А уже в новые времена он создал композицию, изображающую Вацлава Гавела и еще какой-то шишки из местного правительства, сидящих внутри огромной задницы.

    Вообще чехи просто обожают скульптуры, несущие в массы подобного рода юмор. Например, широкую известность приобрела скульптура Ленина, которую чехи пристроили на крышу одного из домов в центре Праги. Также на улицах города наше воображение поразили скульптуры голого мужика-мазохиста, девочки, которая издалека смотрится как живая, но почему-то сидит безо всякой страховки на карнизе на уровне 4-5 этажа, а также вольготно разлегшегося на траве толстого-претолстого мужика (евнуха?). В нашей группе последней композиции дали два названия: "Венера Пражская", или "Жертва чешского пива".

    Про язык общения

    Все разговоры о том, что чехи хорошо знают русский язык, потому что учили его в школе, хотя и имеют под собой основания, не так уж соответствуют истине. Да, некоторые чехи действительно хорошо говорят по-русски, но очень немногие. Обычно это люди за 40, которые часто общаются с нашими соотечественниками (например, продавцы сувениров в Карловых Варах). Основная же масса не понимает по-русски ни бельмеса, не то чтобы еще самим говорить. А некоторые пожилые люди говорить – говорят, но, как некоторые прибалты, нарочно делают вид, что не понимают.

    Надежды же на то, что можно объясниться по-английски, не всегда оправдываются. Мы тоже учили английский в школе, и что? В общем, говорите медленно и на том языке, который знаете лучше всего, максимально прибегая к жестам. Иногда можно встретить работающих в туристической сфере украинцев, тогда проблем с языком, естественно, нет.

    На всякий случай несколько пояснений: пан – обращение к мужчине, пани – обращение к женщине, панна – девушка, потрАвини – продукты, лахудки – деликатесы, слева – скидка, промИньте – извините, просим – пожалуйста, Учет – счет, едЕльни лИстек – меню, колик то е – сколько это стоит, позор – внимание, осторожно. Добри рано, добри ден, добри вечер, еште едно пиво, нема – думаю, понятно и так. Числительные тоже звучат очень похоже: три – трши, восемь – осУм, пятьдесят – падесат, тысяча – тисич и т.д.

    Про обменники

    Не секрет, что чешские обменники – самые жульнические в Восточной Европе. Курс в них отличается от официального на порядки, особенно в таких местах, как окрестности Карлова моста, Вацлавская или Староместская площадь. При обмене, например, 20 евро можно переплатить 150 "лишних" крон. В аэропортах тоже денег лучше не менять, но придется – курс невыгодный, но, например, в центре Москвы он по-моему еще хуже, а небольшая сумма в кронах нужна сразу по прилете (в туалет сходить или в музей). Если "горит", деньги можно поменять на ресепшен в некоторых гостиницах.

    А теперь главное. Совместными усилиями наших туристов было выяснено, что самый выгодный курс (этим летом - 24-24,5 крон за доллар безо всяких комиссий – проверенный факт) в центре Праги предлагают арабы. Если я не путаю, их точный адрес: Poitickych Venzu, 14. Причем арабы эти хорошо владеют нужной для их дела русской лексикой. Почему у них такой курс, непонятно. То ли они налоги не платят, а другие платят, то ли что. По крайней мере, кроны у них вроде бы не фальшивые – при расплате ими никто полицию не вызывал.

    Про еду и пивнушки

    Не претендуя на роль знатока чешской кухни, могу сказать одно: их кнедлики – редкая гадость, и пробовать их стоит только для того, чтобы убедиться в этом самому. Остальные же блюда, пришедшие преимущественно из немецкой кухни, такие как всевозможные шницели или свиная рулька (по-чешски - печено вепшево колено) – очень вкусные и сытные. Из гарниров самые распространенные вареная картошка – вАрени брАмбори и картофель фри – гранольки.

    Цены на еду очень сильно меняются в зависимости от близости рестаураце к центру города. Например, 150-граммовая порция мяса с салатом в заведениях в Жижкове (спальный район недалеко от центра Праги, где часто селят русских туристов) стоила 87-100 крон, в центре же – в районе 120-150 или даже больше. В спальных районах далеко от центра цены еще ниже, чем в Жижкове.

    Если не хотите остаться без штанов, выбирая место для обеда или ужина, обходите такие места, как Староместская площадь или Градчаны, и, прежде чем заходить внутрь очередного "рестаураце", читайте вывешенные на улице меню. Для ориентировки можно также смотреть на цены на пиво. Например, 35 или 40 крон за пол-литровую кружку – это цена для немецких или японских туристов. На самом деле, пиво в ценах этого летнего сезона стоило 18-25 крон или даже меньше. Пива – море, на любой вкус, наиболее популярные дежурные варианты – светлое Staropramen и темное Krusovice.

    Реплика в сторону – в магазинах (супермаркеты Albert и Delvita, дискаунтеры Lidl, гипермаркеты Tesco и Carrefour и пр.) пиво обычно стоит дешевле, чем в рестаураце и в барах. В одном сельпо местный аналог "Жигулевского" вообще продавался по 8 крон за пол-литровую бутылку, включая 3 кроны – стоимость самой бутылки. Но! В магазинах пиво с горьким привкусом и часто продается теплым. (А не фиг вывозить чешское пиво из страны, надо пить его в самой Чехии). Пиво же из сельпо ушло недалеко от "Жигулевского" не только по цене, но и по качеству.

    Я, как и многие наши туристы, с большим удовольствием заходил в недорогие пивнушки подальше от центра, где тусуются местные жители. Вот где действительно можно почувствовать биение пульса настоящей Чехии, а не в каких-нибудь разрекламированных "У Флеку", "У Швейка" и "Пивоварском думе".

    Правда, не забудьте: если вам понравились атмосфера и обслуживание в заведении, нужно отблагодарить официанта чаевыми, дать хотя бы 5 крон. Но хочу разочаровать тех, кто думает, что его принимают в таких пивнушках за своего. Только совсем молодые чехи могут принять русского или украинца за чеха, немца или даже американца. Люди постарше безошибочно вычисляют нас: по манере вести себя и одеваться, по акценту, если вы пытаетесь "млувить чешски" и т.п.

    Немного про кельтов

    Если уж зашла речь о национальных особенностях, то тут нужно сказать следующее. При всей близости Чехии к Германии и Австрии чехи так же далеки от немцев и австрийцев, как и мы. Но в то же время они далеки и от нас. Моя версия: все дело в кельтах, которые населяли территорию Чехии еще во времена Римской империи. Если русские это, грубо говоря, восточные славяне + финно-угры, украинцы = восточные славяне + скифы, белорусы = восточные славяне + балты, то чехи = западные славяне + кельты. Еще во времена римлян Богемия была крупным европейским центром по выплавке бронзы, а потом железа и изготовлению всевозможных фибул, замков, мечей и т.д. Эти способности к технике перешли по наследству к чехам, которые в разное время производили на своей небольшой территории великое множество паровозов, вагонов, легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, самолетов, танков, оборудования для АЭС, станков, отопительных радиаторов и бог знает еще чего.

    В общем, хотел я посмотреть на известные кельтские городища в Збраславе (южная окраина Праги) и Страконице (в городке Бероун - по той же ж-д, что и Карлштейн, но чуть подальше), однако времени не хватило. К тому же наш гид Саша уверил меня, что в Страконице обширная экспозиция только предполагается, а пока там больше иллюстративного материала, чем собственно артефактов кельтской эпохи.

    Про религию и районы исторического центра Праги

    Чехи не такие ревностные католики, как, например, поляки, но религия в их жизни играет заметно большую роль, чем у нас. Подавляющая часть верующего населения – католики, 20-30% верующих – протестанты. Широко известны гуситские войны, разразившиеся в XV веке, после того как ректор Пражского университета Ян Гус подхватил протестантское учение англичанина Джона Уиклифа, за что и был казнен. Хотя войны эти кончились поражением гуситов, протестанты в Чехии все равно получили большой вес в обществе. И сегодня Чехия была бы протестантской страной, если бы не подпала под власть контрреформитской Австрии, которая огнем и мечом уничтожала очаги протестантского учения.

    Как ни странно, для сегодняшних туристов это даже хорошо. Убранство большинства чешских церквей – очень пышное, всюду позолота и барочные завитки, что в протестантских храмах было бы немыслимо. А уж всевозможные постройки иезуитов и заповедник барокко – Мала Страна – просто мекка для любителей барокко-рококо.

    Доминирующий над Мала Страной Пражский Град издали производит сумасшедшее впечатление, вернее, впечатляет не сам Град, а собор Св. Вита – один из лучших образцов готики не только в Восточной, но и во всей Европе. Сам же Град, подобно Московскому Кремлю, внутри чересчур официозен.

    Интересен именно собор, строившийся с XIV века. Как мне популярно объяснила одна девчонка из нашей группы, размещается он на месте еще языческого славянского храма и назван не в честь некоего Вита, а именем языческого же божества Святовита. Сам храм, благодаря мастеру Матье из Арраса, снаружи имеет характерные черты французской готики (Карл IV, при котором строился собор и вообще Чехия стала центром Германской империи, провел детство в Париже, а его первой женой была француженка Бланш Валуа). А внутри мастер Петр Парлерж, благо что шваб, придал собору черты английской готики. Собор и вообще Град лучше осматривать или рано утром или после 6 часов вечера, когда тут не бродят толпы туристов. Между прочим, от Злата улички я, честно говоря, ожидал большего.

    Старе Место и Вацлавка – без комментариев. Туда погружаешься и душой, и телом и растворяешься полностью. Любителям романтики советую посетить Вышеград. Здесь я не могу удержаться от исторического комментария. Во все времена знать и "элита" стремились отгородиться от народа высоким забором – достаточно вспомнить "замки людоедов" на Рублевке с двухметровыми кирпичными заборами с колючей проволокой поверху (сам видел). В древних Афинах такой "Рублевкой" был Акрополь – "верхний город", располагавшийся на холме и отгороженный стеной от остального города.

    У ранних славян княжеские резиденции тоже располагались на холме или скале рядом с посадом. Такой резиденцией князя и служившей ему дружины были Вышгород у древнего Киева, раскопанное археологами Гнездово у Смоленска, Вишиград, где жили перенявшие много у славян венгерские короли, и т.д. На краю многих старинных русских городов, таких как Звенигород или Коломна, сохранились остатки таких же "вышгородов" - городищ, где сейчас обычно разбивают парки.

    В пражском Вышеграде вокруг великолепного готического собора Свв. Петра и Павла также разбит парк, по которому можно не только погулять, но и осмотреть романскую ротонду Св. Мартина XI века, романский же мост и надгробные памятники местной творческой интеллигенции. С крепостных стен, которые своей невиданной высотой навевают воспоминания о крепости аборигенов острова с Кинг-Конгом, открывается великолепный вид на Прагу и мосты через Влтаву. В общем, лучшего места, чем Вышеградская скала, чтобы бросить прощальный взгляд на город перед возвращением домой, и не придумаешь.

    Итоги

    В Прагу надо ехать не меньше чем на 2-3 недели, предварительно договорившись с одним из местных частных пансионов, который вам и приглашение для получения визы пришлет, и проживание обеспечит, как в 3-звездочной гостинице, причем в центре города и за сумму в 2-3 меньше. Базируясь в Праге, можно и нужно не только гулять по городу, но и спокойно и методично объезжать всевозможные замки и средневековые города в окрестностях. В общем, одной поездки в Чехию явно мало. Видал я людей, которые, прилетев из Турции, больше не хотели туда возвращаться, а про Чехию никто такого еще не сказал, несмотря на имеющую место (и порой заслуженную) критику этой страны.

    Глеб
    13/11/2005 17:06


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Чехии

    24.02.24 Чехия продлила запрет на выдачу виз россиянам на неопределенный срок
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    17.05.23 Словакия временно вводит контроль на границах
    23.03.23 Чехия продлила запрет на выдачу виз россиянам
    14.12.22 Чехия запретила безвизовый транзит
    19.10.22 Чехия закроет въезд для российских туристов
    09.09.22 Упрощенный визовый режим между Россией и ЕС больше не действует
    22.07.22 Названы туристические места в Европе, где больше всего карманников
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран