Повторись, Скандинавия!

Поверьте мне, этот отчёт будет сильно отличаться от того, который был написан о Москве, ибо страны, выбранные мной на этот раз, одновременно сочетают в себе и черты, противоположные славянской культуре, и черты, так на неё похожие. Именно после этой поездки я всё больше и больше склоняюсь к тому, что именно скандинавы являются нашими, то бишь украинскими прародителями. Уж очень хочется в это верить!

Итак, начну путешествие. В этот раз путешествовала через киевское турагенство и ничуть об этом не жалею! Организация прошла на высшем уровне – интересные рассказы, конкурсы (в одном из которых я стала победительницей – ну, я, конечно, покраснела от смущения, но не рассказать об этом не могла), в общем фактически полное погружение в северную культуру.

К Скандинавии относятся три страны – Швеция, Дания, Норвегия. Многие люди по ошибке относят к этим странам и Финляндию, но это ошибка. Путешествие мы начали с интересных экскурсий по Варшаве и Лихеню. Если про Варшаву многие слышали, то Лихень – очень интересный маленький и туристо-неизведанный городок! А ведь всё началось с чуда – на поляне умирал солдат, и вдруг перед ним появилась Дева Мария. Она его спасла, а взамен он с помощью других людей построил храм. Сейчас этот город является местом паломничества поляков – там теперь стоит не только старый храм, но и новый, а также комплекс, именуемый Голгофа, где люди восходят на искусственную гору, тем самым проделывая путь Христа, вплоть до распятия в натуральную величину, установленного на вершине. Мы попали как раз на Троицу, поэтому не могу даже передать, сколько было людей – много!

Кстати, на обратном пути мы посетили один из ганзейских (купеческий город, расположенный на море) городов – Гданьск. Симпатичный городок, особенно набережные, где плавают стаи белоснежных лебедей, и красивейшие заливы. Вот. Это была пара слов о Польше – отдать дань всё-таки надо было. А теперь всё самое классное и интересное – добро пожаловать в Скандинавию!

Именно столько раз мы побывали за две недели в стране, потому как ездили мы много. Начну всё по порядку. Мы прибыли в Швецию на пароме, хотя по моему мнению этому громадному плавучему средству больше подходит название теплоход или лайнер. Ведь это 9-этажный дом с кафе, ресторанами, магазинами, дискотеками, на котором переплавляются не только люди, но и такие крупные транспортные средства, как автобусы, цистерны, грузовики и фуры! Каюта похожа на комфортабельное купе – два места внизу, два вверху, душ и туалет. Тесно, но уютно, к тому же редко кто сидит в каютах в основном люди ходят, гуляют, сидят в уютных кафе и слушают живую музыку. Мы не были в этом случае оригинальны, поэтому отправились провожать польские берега на верхнюю палубу, потом отметили начало путешествия, посмотрели, что происходит на дискотеке и с чистой совестью отправились спать.

Швеция нас встречала ярким солнцем и ясным небом. С паспортным и таможенным контролем проблем не возникло, мы начали своё путешествие по Скандинавии! По территории Швеции мы проехали на территорию Дании – не волнуйтесь, я обязательно вернусь к самой Швеции чуть позже.

Дания – это маленький аккуратненький блинчик, где высота самой высокой горы – всего лишь 150 м. Спустя несколько часов весёлой дороги, разбавленной музыкой и хорошим вином, мы достигли Копенгагена. Экскурсию мы начали с больших слонов, охраняющих въезд к пивзаводу Карлсберг, затем последовали на Ратушную площадь.

Сама по себе Ратуша – красивое здание, площадь раньше имела форму раковины, сейчас окружена разными зданиями. На одном из них находится необычный барометр – к дождю выезжает девушка под зонтом, а к ясной погоде – девушка на велосипеде. Если стоять лицом к Ратуше, то по левую сторону можно увидеть двух викингов с трубами. Тут мнение народа расходится – первая версия: если пройдёт девственница, вторая: если пройдёт человек, уплативший все налоги, то викинги затрубят. Пока ещё не трубили...

Так, теперь поворачиваем голову направо – парк Тиволи – аттракционы и развлекухи-развлекалки! Вообще это как бы для детей, но там было то, что нас заинтересовало – музей восковых фигур племянника мадам Тюссо. Но об этом чуть позже! Напротив музея памятник Г. Андерсену. Как оказалось, он очень не любил детей, был страшным скрягой и просто противным. А какие сказки писал! Ах...

После осмотра площади мы увидели нынешнее место обитания королей, единственную во всей Скандинавии православную церковь Александра Невского, увидели королевский караул в медвежьих шапках – бедные парни, я вам скажу. В тот день было +28. Даже мы, привыкшие к сумасшедшей августовской украинской жаре, к тому времени уже носили боевую окраску индейцев племени ирокезов – ярко-красные полосы по всему телу, так можете себе представить, что было под их шапками!!!!

Наконец мы отправились на поиски моей заветной мечты – Русалочки. Вы знаете, она такая, как я и представляла – милая, нежная, грустная. Она сидит и ждёт своего принца, в то время как вокруг бушуют нереальные толпы туристов, жаждущих её сфотографировать. Я, наверное, буду помнить этот миг всегда...

Нам было пора двигаться вперёд, мы помотрели набережную, фонтан Гефионы – богини, превратившей своих сыновей в быков, чтобы выиграть спор и отхватить больший кусок Дании, просто её вспахав, затем мы попали в парк при королевском дворце, посмотрели сам дворец. Парк окружён рвом, в котором плавают громадные карпы. Вот тут мне предоставился удобный случай проверить свои чары – караулу нельзя сходить со своих мест, дело обстояло так. С моей новообретённой знакомой Олей мы сели на склоне перед рвом с водой и карпами и вытянули в блаженстве ноги – тяжёлый всё-таки день!

Тут я замечаю, что мимо меня катится какой-то колобок и весело плюхается в воду... я поворачиваюсь к Оле, чтобы спросить, видела она колобка или нет, и вижу, что она просто остолбенела и с ужасом смотрит на воду. Я тоже смотрю в том же направлении и понимаю, что это был совсем не колобок, а Олина маленькая сумочка бежевого цвета, которая в тот момент спокойно отплывала от берегов всё дальше и дальше... когда ступор прошёл, мы поняли, что надо что-то делать. С берега сумочку уже невозможно было достать, а палки, к сожалению, в таких цивилизованных странах не валяются даже в парках.

Я побежала к гвардейцу с большой винтовкой, наивно полагая, что ею как раз и можно выловить сумочку. Пока я объясняла ему на английском что к чему, пока он, сойдя с поста, умирал от смеха, почти катался по полу, наши туристы уже обступили растерявшуюся Олю – её можно понять – все деньги и документы, мобильный телефон, ой, трагедия – и от всей души фотографировали сумочку и карпов, сплывшихся отовсюду к ней. Пока прибежали спасатели – ну, это понятно, это ведь мы привыкли ко многому и умеем быстро реагировать, а там – капиталисты обленившиеся – один парень из нашей группы нашёл-таки палку и вытащил сумочку. Вернее палкой её вытащила Оля, а он держал её, свисающую с обрыва над водой, за ноги. В общем, камасутра отдыхает...

После этого Оля ещё долго отходила, сушила сумочку, то смеялась, то грустила, но наш путь продолжался. Мы отправились в часовой "круиз" по водным дорогам Копенгагена, увидели город с воды, а потом пообедали. Потом наша группа распалась на кусочки и эти кусочки пошли в разных направлениях. Наш кусочек в составе меня, Оли и ещё одной (78-летней!) туристки направился в Круглую башню. Издалека кажется, что она наклонена, словно Пизанская. Внутри башни нет ступеней – просто спиралью брусчатая дорога стремится вверх. Когда-то там побывал Пётр 1, проскакавший наверх на коне, а за ним Екатерина на карете... внутри очень прикольно, идти наверх совсем не сложно, а в конце – награда – прекрасная смотровая площадка. Раньше это было любимое место самоубийц, а теперь там надёжная ограда, через которую не так уж и просто перелезть. Мы провели некоторое время там, потом побродили по городу, вернулись на Ратушную площадь, посидели на лавочках.

К этому времени мы уже ужасно обгорели, хотелось прохлады помещения, ну и понесло нас на нашу голову в музей восковых фигур племянника мадам Тюссо – Луи Тюссо, а также в комнату ужасов... Мама родная, девочки и мальчики! Это просто надо пережить, мы накричались так, что я думала мы поседеем в тех подвалах, где даже туалеты с сюрпризами. Какими – не скажу, будет стимул туда самим съездить и посмотреть!

День удался, хотелось отдохнуть. Отели во время поездки были отличные – с бесплатным выходом в интернет, с сауной и бассейном. Так что поверьте, в тот день мы хорошо пропарили кости!

На следующий день нас ждала Датская Ривьера – красивейшие замки Дании! Больше всего впечатлил замок Кронборг – именно там происходило действие шекспировского "Гамлета". Замок всегда имел оборонительно-наблюдательное значение – напротив видны берега враждебной Швеции. Он мрачен, сер и холоден, хотя во рву плавает милейшее семейство лебедей; и хотя табличка с изображением Шекспира говорит нам, что всё, что он написал, никогда в этом замке не происходило, хочется верить, что сейчас по серому тёмному коридору рука в руке пройдут ожившие статуи Гамлета и Офелии...

Жаль было уезжать из Дании, но нас во второй раз ждала гостеприимная Швеция. Плыли мы на небольшом пароме вместе с нашим автобусом всего лишь 20 минут, затем – короткий транзит по Швеции и мы в Норвегии!

Я думала, что со своим опытом путешественника меня нельзя ничем удивить, но Норвегия всегда будет в моём сердце. Можно ехать часами по этой земле, смотреть вокруг и удивляться! Это необыкновенная страна. Сначала мы погуляли по ночному Осло, на следующий день мы вернулись в город – очень симпатичный, аккуратный, со множеством историй и легенд, совмещающий современное и старинное. Но главное впечатление о Норвегии осталось после увиденного в горах, у фьордов, в маленьких деревушках, у водопадов.... мы ехали через вершины гор – высота 1400 м, где даже летом лежит снег. Начнём по порядку.

Мы приехали в отель, где нам предстояло прожить ближайшие 4 дня. Отель расположен в самом большом и живописном ущелье – Сталхеймском. Отель был построен 150 лет назад и в холле до сих пор находятся антикварные вещи – серебро, сервизы, мебель. Каждый вечер в холле звучит живая музыка, вкусная еда, добрые и отзывчивые люди. Вид из окон просто потрясающий – горы, горы, горы....

В первый день мы просто гуляли и наслаждались окружающей красотой – это ведь тоже своего рода инаркотик, её надо вводить осторожно, шаг за шагом, чтобы не потерять голову. Второй день мы начали с осмотра красивейших водопадов страны – и каскадный, и самый высокий, и самый большой – всё вы сможете найти в этом списке, мы были просто очарованы, столько живой воды! Скоро мы приехали в город Берген – город, который носит звание самого дождливого города Европы, ведь почти каждый день там идёт дождь. Там даже мода отвечает требованиям погоды – резиновые сапоги "откутюр"! Просто другая обувь там обречена на быструю смерть, а хозяин – на вечный насморк.

В Бергене находится знаменитая набережная, внесённая в список мирового наследия ЮНЕСКО, - это целая череда разноцветных деревянных домиков, и даже дорога между ними выложена досками. Домики стоят такими, какими они были в 17 веке. Мы походили по городу, поели на огромном рыбном рынке красной рыбы, креветок и китового мяса, поднялись на фуникулёре на гору, чтобы попасть в изумительный туманный лес, увидели тролля, накупили настоящих норвежских свитеров и вечером, промокшие, усталые, но с невиданным доселе блеском в глазах вернулись в отель, где нас уже ждал пианист-виртуоз....

Ещё надо упомянуть, что недалеко от того места, где построен отель, в 18 веке было поселение. Деревушка просто из сказки – деревянные домики, два общественных туалета – для мужчин и женщин отдельно, а в женском ещё и маленькая дырка для детей. Сейчас это что-то вроде музея под открытым небом, куда можно заходить только постояльцам отеля. Мне уйти оттуда было очень трудно!

Спали мы в ту ночь как убитые. На следующий день у нас было запланировано два грандиозных события – прогулка на катере по самому длинному фьорду страны – Согнефьорду (Фьорд Снов, фьорды – явление уникальное, характерное только для Норвегии, это море, которое входит на сотни километров в сушу между горами, вода там изумрудного цвета, словно зеркальная гладь) и посещение самого большого ледника в Северной Европе.

Катание на катере – вещь очень приятная, но что особенно запомнилось, помимо красот, водопадов, горных козочек и тюленей, это кормление чаек из рук – они выхватывают хлеб из вытянутой руки. Радовались мы как дети!

А вот ледник – это было одно из самых запоминающихся событий в моей жизни. Как-никак 450 квадратных километра голубого льда, лежащего в пространстве между 5 горными вершинами, тающего на 3 см в день и образовывающего огромное ледяное озеро необыкновенного бирюзового цвета, через которое мы перебирались на небольшом катере! Ледник впечатляет, это просто громадная глыба льда, куча альпинистов, уходящих вдаль, минут 20 хорошей туристической тропы, ветер в лицо и отменный аппетит при поедании супа, сосисок и маринованых огурцов! мы были достаточно близко к Полярному кругу и чувствовали себя героями!

В отель мы вернулись просто умирающими от усталости, т.к. на обратном пути было ещё пару экскурсий, много остановок в живописных местах, преодоление самого длинного в мире Лаэрдальского туннеля – аж 24,5 км – и посещение небольшого поселения саами – народа, зависящего от оленей. Живут они далеко на севере, в горах, в землянках, обросших травой. Тут душа наших туристов понеслась в рай – покупали всё, включая мухобойки из оленьей кожи!

Из Норвегии мы уезжали неохотно, очень уж красивая и добрая страна, в которой возвращаешься в детсво, вспоминаешь кто ты есть и зачем ты на земле живёшь...

Мы ненадолго вернулись в Осло, отдохнули, переночевали, а с утра пораньше отправились в Швецию – в третий и в последний раз, для того, чтобы насладиться Стокгольмом. По пути мы видели смешных неуклюжих лосей, даже не пытающихся себя спрятать в лесных дебрях. В Стокгольм мы приехали под вечер, но ведь Скандинавия – это прежде всего белые ночи, по-настоящему белые, т.е. когда не темнеет очень долго, а в три часа ночи выходит солнышко! Это потрясающе. Так что мы нагулялись от души!

Посмотрели и новый город, и старый город, видели тот самый маленький магазинчик, в котором Ленин купил свою знаменитую кепку! Зашли также и на самую красивую станцию метро. Несколько лет назад станции метро отдали в руки студентам института изобразительных искусств. Вот они и постарались – то вы попадаете в Древнюю Грецию, то в музей и т.д. Увидели статую мальчика, очень маленькую, но приносящую много счастья, при условии, что вы потрёте его светлую (в смысле сильно натёртую туристами)))) голову! Были на самой узкой в мире улице – всего 90 см!!! видели королевский дворец, набережную и ещё очень много интересных мест.

В общем, в отель мы вернулись усталые, но очень довольные. План на следующий день уже к тому времени созрел! И вот утром мы своим маленьким дружным коллективом из двух прекрасных дам отправились в Скансен – музей под открытым небом. Это мини-Швеция – его основатель собирал домики, мельницы, утварь, одежду по всей Швеции. Теперь, например, если вы зайдёте к гончару, увидите его в национальном костюме и при работе! Тут же находится единственный в Швеции зоопарк, где живут только животные этой страны – грозные волки, мрачные зубры, задумчивые лоси, игривые медведи и ленивые тюлени. Затем мы сделали марш-бросок – покатались на яхте, посмотрели очень красочную смену караула у королевского дворца, погуляли по Гамластану – Старому городу, посетили усыпальницу шведских королей, попали под дождик, поели вкусного шведского мороженого, походили по магазинам, накупили сувениров.... ой, в общем, много чего сделали и полезного в том числе!

Уезжать из Швеции нам не хотелось, но недалеко от Стокгольма, в порту, нас ждал прекрасный лайнер, с которого начинался путь домой, много весёлых приключений и на лайнере, и в поезде, и в Киеве, но королевой этого рассказа должна остаться великолепная, далёкая и близкая, таинственная Скандинавия...

Алина
    18/08/2005 10:48

Новости из Норвегии

29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз