2000 километров по Израилю



    Предисловие. Тем, кого не интересуют описания чужих приключений, а нужна только практическая информация, предлагаю сразу проследовать в конец рассказа, где я привожу все "технические" выкладки по нашей поездке. Остальным – приятного чтения, пардон, если получилось длинно и не очень литературно (ну не писатель я :)).

    Идея поездки в Израиль созрела очень давно, но как-то все не складывалось. И вот, наконец, желание, свободное время и деньги собрались воедино – итогом этой "встречи" и стало нижеописанное путешествие. Будучи последовательными ненавистниками организованного "бараньего" группового туризма, мы изначально решили не покупать тур, а ехать "дикарями".

    Как известно, на микроскопической (особенно по российским меркам) территории Израиля собрано огромное количество исторических, религиозных, природных и всяких других достопримечательностей. На осмотр всего этого у нас были всего лишь две недели, поэтому решено было составить тщательный план, дабы не упустить ничего важного (когда еще удастся туда выбраться…).

    При подготовке к поездке мы столкнулись с неожиданными трудностями – казалось бы, про Израиль известно все – существуют десятки русско- и англоязычных сайтов, куча путеводителей и т.д. Но все оказалось совсем не так просто.

    Облом номер один поджидал нас при попытке приобрести "библию" независимых путешественников "Lonely Planet". Оказывается, последний полноценный "LP" по Израилю был выпущен аж в 1996 году и современным реалиям, естественно, не соответствует. Все что мог предложить нам "LP" это небольшой раздел в путеводителе по Ближнему Востоку. Кое-какую информацию мы там, конечно, нашли, но этого было явно недостаточно и пришлось нам обратить свои взоры на отечественные издания. Неплохо помог "Израиль" издательства "Окно в мир". Там довольно много общей информации по стране и кое-какие практические советы путешественникам. Следующим был "Израиль" издательства "Полиглот" - информации "0" (ну о чем можно говорить, если на картах этого так называемого "путеводителя" Голанские высоты к Израилю не относятся; рекомендуется для прочтения разве что горячим поклонникам арабов).

    Не нашли на бумаге – найдем в сети, подумали мы, и полезли в интернет. Здесь я могу порекомендовать следующие сайты – 1) сайт министерства туризма Израиля (www.goisrael.ru) – куча всякой информации; 2)сайт www.prichal.com – русскоязычный сайт о национальных парках и заповедниках Израиля; 3) сайт sela-v.com - сайт с информацией для "бэкпекеров". На каждом из этих сайтов вы найдете дополнительные ссылки по стране.

    Обломом номер два стало то, что все эти сайты так и не дали нам ответа на многие "технические" вопросы; третий состоял в невозможности приобрести в России подробные карты Израиля – с этими проблемами решено было разбираться на месте.

    Итак, в результате многочасовых бдений, был выработан следующий план предстоящего "трипа". Прилет в Бен-Гурион – на автобусе в Хайфу – аренда машины – побережье севернее Хайфы – поездка вдоль границы с Ливаном – Голанские высоты – Галилейское море(озеро) – Галилея – Иерусалим – Тель-Авив-Яффо – Мертвое море – пустыня Негев – Эйлат – Тель-Авив-Яффо – Бен-Гурион. Были куплены билеты на "Эль-Аль" (345$), забронированы гостиницы и хостелы (все это легко делается через интернет – следуйте по ссылкам министерства туризма (естественно, нужна кредитка)). Также из Москвы была арендована машина (hyundai getz, автомат – 28$/день) – кстати, это тот случай, когда желательно прибегнуть к помощи агентства, где вы покупаете авиабилеты – такую цену на аренду машины можно получить только у них, при попытке прямой аренды вы получите, чуть ли не в два раза более высокую цену.

    Теперь, собственно о поездке.

    По дороге в Домодедово мы вспоминали истории, которые нам рассказывали про службу безопасности "Эль Аль" - типа добро пожаловать на допрос в сталинские застенки. На деле все оказалось совсем не страшно. Двое ребят задавали стандартные вопросы – кто, откуда, куда и почему. При этом они, конечно, старались напустить на себя суровый и загадочный вид крутых парней, которым все про вас известно. Мы односложно отвечали на их вопросы и весь "допрос" занял от силы пару минут (может быть, потому, что мы говорили правду, только правду и ничего кроме правды :)). Ни одного оскорбительного или грубого вопроса нам не задавали. Так что, на мой взгляд, если вы не выглядите как законченный террорист, молдавский гастрабайтер или малолетняя проститутка то никаких проблем с прохождением службы безопасности не будет. Полет прошел спокойно, странным показалось только то, что на "московском" рейсе не было русскоязычных стюардесс и все диалоги пришлось вести на английском. Прилетев в Бен-Гурион, мы попали в небольшую временную "дырку" - рейс сел в 4 утра, а первый автобус на Тель-Авив шел только в 6. Решив занять образовавшееся свободное время питанием, мы столкнулись с еще одной странностью – меню во всех кафешках международного аэропорта были, почему-то, только на иврите. Пришлось опять прибегать к великому и могучему языку международного общения – благо по-английски говорил каждый встречный. Сытые и довольные мы прибыли на центральную автобусную станцию Т-А. Помимо своего прямого назначения это гигантское здание вмещает в себя еще и десятки магазинов со всякой нужными путешественнику вещами. В частности, мы приобрели там русскоязычный атлас автодорог и городов Израиля. Стоил он дорого (около 40$), но без него, как показали дальнейшие события, нам было бы очень плохо. Дождавшись рейса на Хайфу (ждать пришлось недолго, весь междугородний транспорт по основным направлениям ходит с промежутком 30-45 минут), мы загрузились в весьма комфортабельный автобус и поехали. Поначалу немного напрягало то, что примерно половину пассажиров составляли молодые люди со всевозможным огнестрельным оружием. Но мы быстро к этому привыкли и занялись осмотром окрестностей. Довольно забавно выглядела природа – пальмы росли вперемешку с вполне привычными для России деревьями и кустами. И везде море цветов – весна. Обочины дорог были на удивление чистыми – никаких брошенных покрышек, бутылок или другого мусора – позже в поездке мы видели, как специальные бригады ежедневно чистят дороги.

    В Хайфе нас в первую очередь интересовал Бахайский Храм – основная церковь прикольной секты, сделавшей попытку объединить все основные религии в один флакон. Основатель этой секты кончил весьма плохо – правившие в 19 веке в Палестине турки его не поняли и быстренько отправили на тот свет, но дело его живет и процветает. Пусть не очень многочисленные, но явно богатые последователи построили на склонах горы Кармель (собственно вся Хайфа расположена на склонах этой горы) большой храм и многоуровневые сады – а ля Эдем. Красиво – потрясающе, место из разряда тех, что "отрежьте мне язык, но я должен это увидеть". Единственный минус – для осмотра всего этого великолепия требуется неплохая горная подготовка – склоны у горы крутые и ноги через два дня осмотра города у нас просто отваливались. По всему видно, что немало здесь живет наших бывших соотечественников – местные стены дадут сто очков вперед "общественному парижскому туалету"(© В.В. Высоцкий). Насмотревшись на Хайфу, мы оседлали арендованную машину и двинулись на север.

    Первой остановкой значился Акко, город, долгое время бывший столицей крестоносцев в Палестине. Приехали, посмотрели – ничего великого, особенно если учесть, что в основном замке сейчас идет активный ремонт, а, по сути, лепится конкретный новодел. Ну, может через пару лет и будет интересно. Понравился разве что арабский квартал с рынком, на котором (о чудо!) к нам никто особо не приставал и можно было просто спокойно гулять, наслаждаясь колоритом. Спасибо, Акко – едем дальше и приезжаем в Рош-Ханикру. Тут все гораздо интереснее. Белые скалы как в Англии, очень красивые (хоть и небольшие) морские гроты, ну и плюс ко всему – граница с Ливаном – с гребня горы видно чуть ли не Бейрут, а в сторону Израиля почти всю Галилею. Насмотревшись, поехали ночевать в первый из многочисленных зарезервированных нами хостелов. Маленькое лирическое отступление по поводу израильских хостелов, входящих в ассоциацию молодежного туризма – это очень неплохие, чистенькие и уютные гостиницы среднего уровня, не имеющие ничего общего с, например, амстердамскими притонами, которые тоже называют себя хостелами. С учетом того, что гостиницы в Израиле удовольствие не самое дешевое, смело рекомендую израильские хостелы всем "бюджетным" путешественникам.

    На следующий день мы поехали вдоль ливанской границы по горам, заехали в Мейтулу – самый северный город Израиля с опять-таки шикарными видами на Ливан и посетили пару национальных парков – Тель-Дан(очень красивый парк с горной рекой) и крепость Нимрод, построенную арабами в средние века и бывшую одним из последних оплотов сирийцев в войне 1967 года. На этой крепости остановлюсь поподробнее – она стоит почти на самой высокой израильской горе и вид, открывающийся с нее, поразительно напоминает вид из Минас-Тирита (см. третью часть "Властелина колец"). Забравшись на самую высокую башню, мы не смогли удержаться от попсовых, но рвавшихся наружу воплей "I am a Master of Universe"!!! Не думал, что в тридцать с лишним лет я способен еще чему-то так восхищаться. Я и раньше бывал в разных горах, но такой красоты не видел нигде. Однозначно – горы северной Галилеи самое эмоционально впечатляющее место в Израиле.

    Переночевав в хостеле №2, мы поехали на Голанские высоты – места жесточайших боев между Сирией и Израилем в войнах 1967 и 1973 годов. Особенно хотелось посмотреть на Долину Слез – место, где в 1973 году состоялось второе по величине за всю историю танковое сражение (сирийцы потеряли более 1200 танков, изральитяне около 500). По мере нашего приближения к Голанам, соответствие карт в атласах и реальных дорог почему-то резко уменьшилось (врагов, что ли, израильские картографы запутать хотят). В результате пришлось немало поплутать. По ходу дела нас занесло в какой-то приграничный городок, где на центральной площади стоял памятник неизвестному нам арабу с кривой саблей, а рядом развивался… сирийский флаг. Поначалу у нас чуть крыша не поехала – мы уж решили, что каким-то немыслимым образом пересекли границу и уже готовились к "дружественной" встрече с сирийским КГБ. На деле все оказалось проще – оказывается, до первой войны это место принадлежало Сирии, и местные типа так демонстрируют, что хотят обратно. Израильские власти на это внимания не обращают – хоть китайский флаг повесь, главное бомбы не взрывай. И вот мы в Долине Слез. До сих пор там сохранились окопы и блиндажи, стоят несколько поврежденных в боях израильских танков. Все это очень напоминало бы полевой музей, если бы не одно "но" - к позициям можно подойти только по довольно узкой дороге, а кругом все затянуто колючей проволокой и в глазах рябит от табличек "Осторожно, мины". Дальше вдоль дорог мы неоднократно наблюдали разрушенные сирийские укрепрайоны, а потом заехали в брошенную деревню с разрушенной мечетью – этакий Грозный в миниатюре. При этом вокруг все цветет и пахнет, красоты природы ничуть не уступают северной Галилее. Очень рекомендую всем посетить заповедник Гамла – с самым большим в Израиле водопадом, древними дольменами и кучей орлов-стервятников, парящих над всем этим. Отдавать Голаны Израиль явно никому не собирается – там идет активное строительство новых дорог, а поселенцы осваивают все новые площади под сельскохозяйственные нужды.

    Насмотревшись на природные красоты и следы современных войн, мы перешли к "библейскому" этапу нашей поездки – наш путь лежал к местам так или иначе связанных с жизнью Иисуса. Начали мы с Тибериуса (Тверии) – города на Галилейском море, где апостол Петр ловил рыбу, теперь названную его именем (попробовали – чего-то типа здорового окуня), а Иисус развлекал себя и окружающих хождением по воде и прочими чудесами. Нынче городок так себе, ничего великого и, переночевав там, мы отправились в Назарет – место "прописки" Иисуса. Город преимущественно арабский и, как следствие, очень шумный и грязноватый. Церквей там немеряно, но особенно рекомендую посетить церковь Благовещения – там собраны изображения Божьей матери со всех концов света – очень любопытно взглянуть на мадонну с раскосыми глазами или одетую в яркие национальные одежды южноамериканских стран. Нам повезло попасть на какую-то большую службу – здорово поют, мы прямо заслушались. Далее – гора Хар-Мегиддо – в долине рядом с которой, как известно, состоится последняя битва сил Добра и Зла (в виде репетиции мы с супругой провели там предпоследнюю :)). На самой же горе развалины древнего города, бывшего когда-то одним из ключевых в древнем Израиле. Особенно любопытно взглянуть на систему для подъема воды на гору.

    Слегка одурев от постоянных перемещений, мы решили провести денек в ленивом расслабоне и отправились в Хамат-Гадер – курорт, где путеводители сулили нам целебные серные источники, крокодилью ферму и всякие другие развлечения. Дорога к прекрасному всегда трудна – наш путь пролегал по горному серпантину, где повороты на 180 градусов при наклоне градусов в 45 были обычным явлением. Приехали. Залезли в бассейн с горячей (градусов 40-45) серной водой – действительно, расслабляет неплохо. Пошли смотреть на крокодилов – их много, разных видов, больших и маленьких. Минус – как правило, они лежат абсолютно неподвижно, полностью игнорируя окружающий мир (наверное, только так и можно выжить со времен динозавров). Следующим в программе развлечений значилось шоу попугаев – вот это нельзя пропускать ни в коем случае. Не знаю, как их дрессируют, но они там исполняли такое, что не каждый человек сделает(например, на велосипеде они катаются гораздо лучше моей жены, да и считают, по-моему, получше :)) - короче, полный восторг. Потом глянули одним глазком на развалины римских бань – ничего так развалины (правда, к концу первой недели мы насмотрелись уже на такое количество следов древности, что наш энтузиазм к этому виду развлечений изрядно ослаб).

    Следующим номером программы у нас значился Иерусалим. Увы, знакомство с "Золотым городом" началось отнюдь не с погружения в размышления о смысле жизни и любования видами, а с отборного русского мата. При попытке найти свою гостиницу мы столкнулись с главным израильским идиотизмом – по каким-то неведомым причинам местные градостроители не удосужились повесить на дома таблички с названиями улиц и номерами домов. Понять, где ты находишься можно только на перекрестках, где стоят маленькие, практически не читаемые в сумерках указатели. При этом попытка притормозить, дабы хоть как-то позиционироваться, вызывает, мягко говоря, недовольство едущих сзади водителей. Учитывая же любовь местных организаторов движения к "односторонним" улицам один неправильный поворот означает потерю минут двадцати для возвращения на исходную позицию. Поток машин очень плотный, не то что припарковаться, а даже остановиться у обочины уже большая проблема. Короче – добро пожаловать в ад для водителя. Как ориентируются местные, я так и не понял. Огромное спасибо "Атласу автодорог и городов Израиля" - без него нам бы точно пришлось ночевать в машине. Наконец, гостиница найдена. Забросив вещи, пошли обозревать окрестности. Начитавшись путеводителей, мы готовы были к погружению в мрачноватую атмосферу города религиозных фанатиков. К счастью, на деле все оказалось совсем не так. Центр "Нового" города (расположенного в пяти минутах ходьбы от "Старого") отличное место для отдыха. Куча кофеен, баров и ресторанов, сувенирных магазинов и небольших клубов. Толпы вполне современно одетой молодежи, уличные музыканты и художники. Связка из нескольких пешеходных улиц поразительно напоминает московский Арбат. Поели, попили кофейку – дальше клуб "по интересам" - жена дрыхнуть в гостиницу, а я воплощать давнюю мечту – посмотреть старый город, уж очень не терпелось. Зашел через Яффские ворота и сразу попал в мешанину маленьких улочек, большинство из которых являются длинными арками – этакий город-туннель. Атмосфера – закачаешься, как будто на несколько веков назад перенесся. Но, несмотря, на всю "музейность" места, люди там явно живут – со вторых этажей периодически доносился мощный храп (все первые этажи, как выяснилось на следующий день, намертво заняты магазинчиками). Некоторое время поблуждав, я вышел к единственному действующему ночью религиозному месту – Стене Плача. После довольно строгого досмотра подошел к самой Стене. Никаких туристов, человек 20-30 верующих молятся. Не хотел людям мешать, но подошли пара хасидов, иди, говорят, без проблем, только картонную кипу одень (они там специально для таких как я в большой коробке лежат). Прикоснулся к стене, закрыл глаза – поговорил с Богом, как умею. На выходе подошли еще какие-то хасиды, стали расспрашивать кто да откуда – нормальные ребята, по-английски отлично говорят – совсем не такие замороченные, как я раньше думал.

    Утро второго иерусалимского дня началось с пения муэдзина, читавшего утреннюю молитву. Верующим в Аллаха отнюдь не чужды достижения цивилизации – мегафоны в их числе, так что, несмотря на то, что жили мы на 10 этаже гостиницы, слышно было отлично. Певец он был выдающийся – его чарующий голос спросонья привел меня в какое-то странное одуревшее состояние – хотелось слушать и слушать без конца (наверное, что-то подобное испытывал Одиссей, проплывая мимо острова Сирен). Минут через 10 пение кончилось и мы пошли завтракать (кстати, о завтраках – по принципам кошерности, соблюдаемым в Израиле почти повсюду, нельзя смешивать мясное и молочное. Проблема решается так – все завтраки – это молочные продукты, сыры, салаты, соки и фрукты, ну а вечером – мясное время). Позавтракав, снова отправились в Старый город. Лучше бы я днем туда не ходил. Куда подевалось все ночное очарование? Днем весь старый город представляет из себя один большой рынок. Толпы туристов, галдящие наперебой гиды и зазывалы лавочек. Даже в наисвятейшем для всех христиан Храме Гроба Господня царит полный бардак – большинство посетителей, например, считают своим долгом сфотографироваться и на фоне самого Гроба и на месте Голгофы. Наверное, надо быть очень сильно верующим, чтобы в подобной обстановке испытывать религиозные чувства. Попытка попасть на Храмовую Гору, где стоят две мусульманские святыни "Купол Скалы" (это тот, что на всех фотографиях Иерусалима) и "Аль-Акса" оказалась неудачной. Местная охрана, полностью состоявшая из арабов, послала нас лесом, сославшись на какой-то праздник – типа вход только для верующих. Один особенно "остроумный" охранник порекомендовал нам войти на гору через Золотые Ворота (замурованные еще в средние века ворота, через которые, по преданию, должен войти в Иерусалим следующий Мессия). Ну, как говорится, не очень то и хотелось, и мы продолжили знакомство с христианскими местами. К сожалению, остальные христианские святыни Старого города днем не многим отличаются от Храма Гроба Господня. Виа Долороса (улица, по которой Иисус нес свой крест к Голгофе) – это большой уличный магазин (лавчонки соревнуются в изощренности названий – типа "Девятая остановка" или "Тюрьма Христа"). Выйдя из Старого города через Львиные ворота, мы пошли на Масличную гору, с которой открывается отличный вид на город, а также расположен Гефсиманский сад и несколько церквей. Здесь нас, наконец, встретили тишина и умиротворенность, и настал момент поразмышлять о великом.

    На следующее утро, осмотрев Кнессет (израильскую Думу), мы отправились в Тель-Авив. Где-то посередине пути расположены еще два интересных для туриста места – пещера Сорек и монастырь францисканцев Латрун. Заехали посмотреть. Пещера – это нечто. Будучи достаточно небольшой по размерам, она вместила в себя практически все известные виды сталактитов и сталагмитов. Очень необычное зрелище, сильно впечатляет. А вот широко разрекламированный монастырь молчальников впечатления совсем не произвел – такое ощущение, что он существует только для продажи местного вина туристам. Да и вино, описываемое как "лучшее в Израиле" оказалось не очень.

    После обеда прибыли в Тель-Авив. Поиск гостиницы был осложнен теми же проблемами, что и в Иерусалиме. Более того, уже у самого отеля случился конфликт с каким-то местным уродом, который не хотел отъехать на метр, чтобы дать нам заехать на парковку. После пятиминутных нецензурных англоязычных препирательств (эх, бедный все-таки язык для выражения эмоций) дело почти дошло до рукоприкладства, но р-р-руские не сдаются и придурку пришлось свалить. Судя по взглядам жены, после этого эпизода, я встал для нее в один ряд с величайшими мифологическими героями (где-то между Геркулесом и Ахиллесом):). После великой победы хотелось хорошо повеселиться. Мы созвонились с нашими тель-авивскими друзьями (я познакомился с ними в октябре 2003 на Кубе) и они выразили полную готовность устроить нам экскурсию по ночному городу. Зажигают в Тель-Авиве, скажу я вам, неслабо. Ночные клубы и бары ничуть не уступают московским. Одно маленькое отличие – изральитяне умеют веселиться, не напиваясь при этом в свинью. Ни в Тель-Авиве, ни в других местах Израиля мы ни разу не видели ни одного пьяного. Короче, встреча прошла в теплой и дружественной обстановке, были протестированы большинство сортов местного пива – весьма недурственное. Город тоже, в целом, понравился – этакий европейско-американский сити, занесенный на Ближний Восток.

    На следующий день поехали на Мертвое море, по дороге посетив парк мини-Израиль и музей танковых войск. В мини-Израиле построены макеты всех израильских достопримечательностей в миниатюре. Не знаю, кому как, а на меня большого впечатления не произвело – в "оригинале" эти места смотрятся получше. А вот танковый музей понравился – такого количества всевозможной бронетехники я раньше не видел. По прибытию на Мертвое море сразу полезли купаться. Ощущения весьма странные – болтаешься как поплавок (ну или как г.. в проруби :)). Вода очень плотная и дико соленая – не дай бог попадет в глаза или на губы – разъедает моментально. Может оно конечно и дико полезно, но, явно, на любителя. В этот день спать пошли пораньше, так как на следующее утро нас ждало восхождение на скалу Масада с одноименной крепостью на вершине. Место это связано с одной из самых героических страниц в истории древнего Израиля. Подняться туда можно на подъемнике, но для "настоящих парней" есть двухкилометровая пешая тропа, ведущая на вершину. Спасибо Хайфе, где мы натренировались в подъемах-спусках. Минут через пятьдесят оказались на вершине – виды – закачаешься. Мертвое море как на ладони, за ним Иордания. Саму крепость интересно осматривать, только хорошо зная историю этого места – а так просто груда камней. Всем любителям сувениров очень рекомендую посетить местный магазин – наверное, самый большой в Израиле.

    Дальше поехали в Эйлат. Путь лежал через пустыню Негев. Если Израиль продолжит свою политику орошения местных земель, то скоро слово "пустыня" придется писать в кавычках. Уже сейчас примерно половина территории Негева заросло травкой, на которой пасутся жирненькие верблюды местных бедуинов. Бедуины – ребята упорные, жить в поселках и городах не хотят и до сих пор вдоль дорог стоят их брезентовые шатры. По дороге чуть было не попали в самое немыслимое в моей жизни ДТП. Ехали себе спокойно, никого не трогали и вдруг были атакованы огромных размеров местным аистом с размахом крыльев побольше, чем у меня руки. Не знаю, чего ему на дороге привиделось, но он пошел на нас в лобовую атаку как заправский пикирующий бомбардировщик. Нажимая обоими нижними конечностями на тормоз, а руками пытаясь удержать машину от заноса, я обдумывал, как буду объяснять прокатной конторе разбитое лобовое стекло и дохлого аиста на заднем сиденье. К всеобщему счастью, какие-то мозги у птички присутствовали, и в последний момент (метра полтора до столкновения оставалось) он резко изменил курс и сопровождаемый нашими "добрыми" пожеланиями убыл в неизвестном направлении. Травка потихоньку кончилась и окрест возник суровый пустынный пейзаж. Несколько разнообразил поездку осмотр здоровенного кратера от плюхнувшегося когда-то на землю метеорита. Также крайне любопытно было наблюдать за рукотворными оазисами, созданными местными киббуцниками. Пустыня, раскаленные камни, все выжжено солнцем – и вдруг из-за поворота появляется пальмовый лес. Сначала думали, что до миражей уже доездились – нет, пальмы настоящие; какие-то прогрессивные методы орошения используются. Короче – впечатляет.

    Вечером добрались до Эйлата. По ощущениям – как будто из Израиля уехали. Стандартный международный курорт с полным отсутствием национального колорита. Несмотря на то, что Эйлат – зона свободная от местного НДС – цены, особенно на еду, весьма злые. И что-то совершенно непонятное с местной топографией – местность начисто отказалась соответствовать картам (эту загадку нам решить так и не удалось, передвигались методом проб и ошибок). Основным "местом притяжения" в Эйлате для нас был широко разрекламированный аквапарк. Увы, как и большинство перепиаренных мест наши надежды он оправдал далеко не полностью. На берегу куча аквариумов с разными рыбами, кораллами и даже парочкой небольших акул. В целом неплохо. А вот разрекламированная стеклянная труба уходящая в море на пятиметровую глубину оказалась никакой не стеклянной. Просто двухуровневая бетонная подводная постройка с не очень большими окнами. По ощущениям – как будто в аквариумы смотришь, не чувствуется, что на самом деле под водой находишься. Обломались мы и с тиром, где по слухам дают стрелять из боевого автоматического оружия. Тир то есть, но стрелять дают только из пистолетов (а мы то уже губы на мини-узи раскатали), причем за совсем неразумные даже по московским меркам деньги. В общем, остаток "эйлатского" времени мы тихо мирно провалялись на пляже.

    Назад в Т-А решено было ехать по другой дороге, идущей вдоль границы с Египтом. Как и в случае с ливанской, дорогу от границы местами отделяли метров 15-20. Едешь себе, сбоку несколько рядов колючей проволоки, а за ней Египет. Правда, в данном случае, военные проявили хоть какую-то бдительность. Если вдоль ливанской границы мы разъезжали без всяких помех, то тут нас даже остановили на каком-то блок-посту и спросили, куда мы едем. В Т-А, говорим. Странно, говорит солдатик, а нафига по такой неудобной дороге – да виды заценить, отвечаем. Да нечего тут заценивать, говорит – пустыня одна, но дело хозяйское, езжайте. Как показали дальнейшие события, ошибался он очень сильно. Проехав километров тридцать, мы попали в самую гущу танковых маневров. В какой то момент жена пальчиком в окно тыкает – а что это там около дороги по пустыне разъезжает? Присмотрелся – мать твою, да это ж танки. Война, что ли началась? К счастью оказалось всего лишь маневры. Мы, конечно, остановились посмотреть. Ездили танки, ездили, маневры всякие совершали, иногда из пулеметов постреливали. Мы уже заскучали и уезжать собрались, но тут они дали залп по мишеням – грохот был такой, что я думал у машины стекла повылетают. Короче, представление удалось.

    Следующей нашей целью был осмотр "великой израильской стены" вокруг сектора Газа. Но то ли не там мы искали, то ли она еще очень далеко не достроена – в тех местах, где мы подъезжали к блок-постам ее не было. Ну и ладно, поехали мы в Т-А ужинать. Ужин получился очень дорогим – оставили машину напротив KFC, вернулись минут через двадцать – а под дворником уже штрафная квитанция лежит, не заметили мы, что бордюр в красно-белый цвет раскрашен (это означает, что парковка строго запрещена). Штрафы в Израиле очень не маленькие – наша парковка обошлась в 60$, а за превышение скорости, говорят, легко долларов на 150 попасть. Причем не заплатить невозможно – штраф в рент-а-кар перешлют, а уж они его с вашей карточки спишут.

    Вот таким финансово грустным получилось наше прощание с Израилем. Поехали мы в аэропорт, сдали машину, заплатили штраф в местном почтовом отделении и пошли на досмотр перед полетом. Осмотр очень жесткий – чуть что таможенникам не нравится – сумки выворачивают наизнанку. У нас все оказалось в порядке, и минут через десять мы уже знакомились с ассортиментом местного дьюти-фри. Ну а дальше взлетели – сели и здравствуй, Москва. Блин, как же здесь холодно…

    Теперь я приведу некоторые технические данные для тех кто, возможно, захочет совершить поездку типа нашей (для удобства восприятия все цены указываю в долларах, на момент нашей поездки курс шекель/доллар был 4.3/1).

    Виза – 17$. Авиабилеты – 345$ (Эль-Аль), у Сибири чуть дешевле, у Трансаэро чуть дороже.

    Перемещения внутри страны. Автобусы. 1)Междугородние – на средние расстояния, типа Т-А – Хайфа, Т-А – Иерусалим примерно 5.5$. Более подробную информацию о рейсах и ценах вы можете получить на русскоязычном сайте основного израильского автоперевозчика Эггед - www.egged.co.il/Ru/ 2) Внутригородские – примерно 1.3$ за поездку, можно довольно сильно экономить, покупая у водителей проездные на десять поездок или месячные проездные.

    Автомобиль. Мы брали в аренду Hyundai Getz за 28$/день. В принципе, в условиях жуткой ситуации с парковками в городах, это довольно оптимальная машина. Как я уже писал, арендовать машину лучше в компании, где вы приобретаете авиабилеты – у них спец цены на аренду. Бензин дорогой – 95-й стоит примерно 1.2$/литр(говорили, будет еще дорожать). В городах парковки почти везде платные (обозначены сине-белой разметкой бордюра), стоят около доллара в час. Если ставите машину надолго, лучше воспользоваться услугами специальных "долговременных" парковок – 6-10$/день. Как показал наш печальный опыт в запрещенных местах лучше не парковаться. Ездить по Израилю легко и приятно – дороги очень хорошего качества, а местные водители, по сравнению с московскими, просто ангелы с крыльями.

    Такси. Ездят по счетчику. В Хайфе мы проехали пол-города примерно за 7$. Для поездок между городами и в аэропорт существуют фиксированные тарифы.

    Автостоп. В принципе, очень развит, мы сами неоднократно подвозили голосующих. Машины ловятся или на автобусных остановках или на специальных остановках для автостопщиков. Правда, в центре страны, голосующих очень много, а водители предпочитают в первую очередь подвозить солдат. Так что этот вид передвижений я бы порекомендовал только людям с большим количеством свободного времени

    Гостиницы и хостелы. Стандартный номер на двоих в гостинице примерно *** стоит 65-75$ в день, в хостелах 45-50$, есть дешевле, но мы, лично, не рисковали.

    Питание Достаточно дорогое. Поесть в ресторанчике очень среднего уровня стоит не менее 15$ на человека. Единственный дешевый вариант это шаурма и фалафель – 3-4$, причем за эти деньги вы, как правило, получаете питу с мясом, а салаты добираете сами в любых количествах. Вода и соки стоят примерно одинаково – 2.5$ за полуторалитровую бутылку. Пиво – в магазине около 1,5$ (за местное, рекомендую "Маккаби"), в кафе и барах 3-4$. Диких денег стоит чай – за чашку чая "из пакетика" с вас возьмут минимум 2$. Официантам принято платить чаевые не менее 10%.

    Развлечения. Входной билет в большинство национальных парков и заповедников стоит 5.5$. В более дорогие места, типа аквапарка в Эйлате или мини-Израиля – 14-20$. За попадание в музеи с вас попросят 3-10$. Посещение религиозных мест, как правило, бесплатно.

    Обмен денег. Лучше менять деньги не в банках, где берут комиссию, а в обменных пунктах, которых в каждом городе куча. Обязательно проверяйте деньги "не отходя от кассы" - кассиршами в "обменках", зачастую, работают наши экс-соотечественницы и ничто человеческое им не чуждо – нас в Хайфе, например, при обмене 400$ чуть не кинули на 15. Почему-то в большинстве обменных пунктов не висят курсы, так что перед тем, как отдавать деньги обязательно спросите про курс и отсутствие комиссии. Самый выгодный обмен, конечно, будут предлагать уличные "нелегалы", но общение с ними, как и везде, дело рискованное. В гостиницах на рецепшенах курс всегда очень плохой. В туристических местах можно платить долларами, но при пересчете, естественно, опять таки, будет применяться далеко не лучший курс.

    Сувениры. Очень много магазинов в Иерусалиме. Небольшие магазинчики есть в каждом национальном парке. Куча всяких маек, флагов и разных безделушек. На рынках легко можно сбросить со стартовой цены процентов 25. Жена была очень обрадована ценами на косметику с минералами мертвого моря – по ее словам, стоит она раза в три ниже, чем в Москве. Если вы делаете покупки в магазинах аккредитованных в министерстве туризма Израиля (там весит специальный значок – двое людей несут виноградную гроздь), то в аэропорту вам вернут НДС – 17% от цены.

    Итого – двухнедельная поездка "без излишеств" обойдется вам где-то в 1500$ на человека (включая авиабилеты). Мое мнение – оно того стоит.

    Будут вопросы - пишите на e-mail.

    Женя
    07/04/2005 02:09


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Израиля

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    18.12.23 "Азимут" назначил новые рейсы из Сочи на период новогодних праздников
    23.10.23 Туристам рекомендуют не ездить в Израиль, Ливан, Иорданию, туркомпаниям – не продавать туры
    12.10.23 Red Wings назначила специальные рейсы из Тель-Авива в Москву
    10.10.23 Российские авиакомпании продолжили летать в Израиль
    09.10.23 Минэкономразвития рекомендует российским туристам не ездить в Израиль
    Авиакомпании переносят и отменяют рейсы в Израиль
    12.09.23 Red Wings будет летать из Санкт-Петербурга в Тель-Авив
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    16.08.23 В Иерусалиме открыли самый длинный подвесной мост