Одиннадцать замечательных дней в Египте

К сожалению я не написал отчет об этой поездке сразу по возвращении, когда еще свежи были в памяти все детали. Но лучше поздно, чем никогда и вот спустя полтора года решил восполнить этот пробел.

Египет пользуется заслуженной славой у русских туристов из-за великолепного чистого и теплого моря, экзотической природы и древних памятников, ну и конечно благодаря относительной дешевизне (тур в эту неблизкую страну на то же количество дней как правило обходится дешевле, чем в Турцию и любую европейскую страну, да и в России отдых кое-где будет дороже). Первый раз посетить эту страну я собирался еще весной 2002г, но тогда обстоятельства помешали. Но осень 2003г все сложилось удачно.

Выбор тура, турфирмы и туроператора

Еще задолго до поездки стал собирать информацию в интернете, тем более что это была для меня первая самостоятельная туристическая поездка (до этого дважды был в Германии в командировке и в групповой поездке с коллегами). В этом мне очень помог форум "Египетский клуб" – как мне кажется самый популярный форум по Египту (по крайнем мере на то время). Он мне помог сориентироваться со своими желаниями и определиться с туроператором, примерно определить программу тура и дату поездки.

В силу своих пристрастий я обычно не ограничиваюсь пляжным отдыхом – мне еще интересны экскурсии. Поэтому в Египет я решил ехать в Хургаду, а не в Шарм-Эль-Шейх, т.к. оттуда ближе и дешевле ехать в Каир и Луксор, куда я решил обязательно съездить (из интересного и неохваченного на мой взгляд осталась только экскурсия на гору Моисея, куда удобнее все же добирать из Шарма). Как альтернативу я рассматривал комбинированные туры, сочетающие отдых в Хургаде с Каиром и Александрией, а также с круизом по Нилу от Луксора до Асуана. Но я их отсек как очень дорогие (хотя сейчас жалею о несостоявшемся круизе). Поэтому решил ехать только в Хургаду, а уже оттуда выезжать на экскурсии, как большинство русских туристов и поступает.

При выборе даты заезда решил остановиться на второй половине ноября, когда в Египте уже не жарко (но и не прохладно как зимой), когда закончились школьные каникулы и еще далековато до Рождества и Нового года (высокий сезон с повышенными ценами). Правда, в 2003г в эти сроки у мусульман был религиозный праздник рамадан, но он мне не помешал осуществить задуманное, хотя опасения были. По длительности двухнедельные туры мне кажутся слишком длительными, а одной неделя очень мало, чтобы отдохнуть на море и съездить на несколько экскурсий. Поэтому мне больше понравились 9-10-11 дневные туры. И такие туры предлагает крупнейший туроператор по Египту Тез-тур. Именно эту фирму чаще всего характеризовали в форуме как лучшую, несмотря на несколько завышенные цены у них. Еще к плюсам следует отнести то, что Тез-тур предлагает перелеты чартером на удобном Ил-86 компании Транс-Аэро. Этого оператора и перевозчика мне посоветовали также в турагентстве "Атлантис Тревел", которого я выбрал достаточно случайно (их офис недалеко от того места, куда я часто приезжаю в Москву) и услугами которого пользовался потом еще несколько раз и ни разу не разочаровался.

При выборе тура в агентстве я попросил мне подобрать спокойный отель 4* не на окраине Хургады, т.к. хотелось посмотреть еще и сам город и не шибко тратиться при этом на переезды на маршрутке. Мне посоветовали отель 4* "Марлин Инн" (Marlin inn). Отзывы по отелю в интернете были в целом положительные и отдыхавшие там отмечали его спокойный характер – как раз то, что мне нужно. Итак, я полностью определился с поездкой и купил за 459 баксов 11-дневный тур (single) с завтраками и ужинами. Как мне посоветовали в агентстве, еще доплатил 30 баксов за страховку от невыезда к франшизой 15% (в жизни всякое непредвиденное может случиться, что заставит отказаться от поездки в последний момент - не хотелось бы тогда терять бы все деньги).

Хургада, отель Марлин Инн

Полет ничем особенным не запомнился кроме разве того, что соседом по креслу оказался молодой парень Дима, который также летел один и, как оказалось, в тот же отель – бывают же такие совпадения! Короче в беседе незаметно пролетали 4 часа полета и мы приземлились в аэропорту Хургады. Как мне показалось, он выглядит намного лучше, чем некоторые его описывали – арабы построили новое здание, но правда отделочные работы еще кое-где не закончились (сейчас наверно уже все в норме). При прилете, как и обещали, оказалась очереди (самолет все же большой) в окошки обмена валюты (обменял там немного долларов по курсу 6,1) и продажи марок для въездной визы (15 баксов). Потом была еще одна очередь на паспортный контроль и наконец получение багажа.

Тут у меня произошел первый непосредственный контакт с арабом. Я многого про них начитался в отзывах, знал про их любовь к бакшишам (чаевым), необходимости всегда торговаться. Короче был морально подготовлен. А произошло вот что. Я стал искать свою сумку среди чужих (ее было не просто узнать, т.к. еще в Домодедово я попросил обернуть ее в защитную ленту – чтоб не вскрыли). И тут подскочил какой-то араб и стал почти вырывать у меня отрывной талон. Я как мог объяснял, что помощь мне не нужна, но он не отставал и первый нашел мою сумку. Ну и конечно стал требовать бакшиш – 1 доллар. Я вообще не привык и не люблю давать чаевые, и знал, чем закончится его помощь. Ну и предложил ему 1 фунт из только что обменянных. Он показывает, что мало, а я ему тогда объясняю, что раз не нравиться, то и этого не дам. Он понял, что большего от меня не дождется и без радости забрал этот фунт.

На выходе из аэропорта уже стояли представители Тез-тура с табличками и направили к автобусам (можно было и не толпиться в очередях в аэропорту – все равно ждали до последнего человека). Тут я увидел первые египетские пальмы. А потом нас туристов стали развозить по отелям. Как оказалось, аэропорт находиться практически в черте Хургады и ехать было недалеко. По дороге запомнился блок-пост с автоматчиками в черной форме (вместо привычных для нас военных машин рядом там стоял джип).

Сначала отвезли туристов в отдаленные отели, а потом уже вернулись снова почти к центру города и высадили нас человек 8 у отеля Марлин Инн. Этот отель расположен на 1-й линии и имеет собственный пляж (правда уже темнело и в 1-й день мы не успели искупаться, а ночью там не разрешают).

На ресепшен заполнил анкету и мне дали ключ от комнаты на 3-м этаже у лестницы (номер ее уже не помню). К сожалению, окно моего номера не выходило прямо на море, а только во внутренний дворик - но вдали виднелись бунгало и чуть-чуть море. В номере были две кровати, телевизор, телефон, уютный балкон. Душевая комната довольно просторная. Кондиционер можно было регулировать в отличие от номеров в бунгало (днем от солнца температура в номере сильно повышалась и приходилось окна зашторивать).

Территория отеля вытянута от дороги до моря наверно метров на 200. Я жил в 5-ти этажном главном корпусе у дороги, где на 1-м этаже был ресторан. Помимо этого корпуса на территории ближе к морю в несколько рядов расположены уютные двухэтажные корпуса типа бунгало (но с общим коридором). Территория пляжа не очень большая (в ширину метров 100). С левой стороны небольшая пристань и несколько катеров для дайвинга (но отправляются они редко). На пляже по карточке гостя можно бесплатно получить полотенце и матрас – его принесет потом араб и постелит на выбранный лежак. Море чистое, довольно глубокое, но рифов нет. Есть волейбольная площадка, а рядом с главным корпусом имеется небольшой бассейн (но он не глубокий и вода в нем прохладная).

На завтрак можно ходить с 7 до 10 (я иногда заходил второй раз попить сока – никто не ругался). Выбор блюд довольно большой (шведский стол), всегда было несколько видов фруктов и напитки. На ужин тоже был большой выбор блюд и добавлялось много выпечки. Но среди блюд было много местных и непривычных на вкус (потом даже у меня были некоторые проблемы и несколько дней я "постился"). На ужин напитки надо было покупать за свой счет (чашка чая или маленькая бутылка воды стоила 3 фунта – все это записывали в счет, при выезде потом просуммировали и я оплатил свой долг кредитной картой Visa). Несколько раз вечером в отель приезжала фольклорная арабская группа и давала представления (танцы под музыку) – довольно интересно. В другие дни были какие-то конкурсы, турниры – я не ходил, а молодежь все это не особенно интересовало и многие жаловалась на слабую анимацию.

При выходе из отеля сразу попадаешь на главную улицу Хургады с довольно оживленным движением. По широким тротуарам можно было прогуляться направо или налево (улица идет вдоль моря). У отеля на мой взгляд удобное расположение. Рядом много торговых сувенирных лавок, есть небольшой продуктовый магазин (там я покупал воду в бутылках, т.к. в отеле она намного дороже – так потом ее еще надо было незаметно пронести в отель). Напротив есть банк, где я несколько раз менял деньги. Менял каждый раз немного (из Москвы предусмотрительно захватил мелкие доллары), чтобы при отъезде на руках не остались местные деньги, ибо потом говорят обратный обмен затруднен. Тут же замечу, что в отеле на ресепшен был приблизительно такой же курс обмена (в районе 6,1) – но об этом я узнал уже ближе к концу и в последствие менял деньги в отеле. Рядом с банком оказалось интернет-кафе, да еще с русской клавиатурой. Какие там расценки – точно не помню, но платил где-то от 3 до 5 фунтов за 15-30 минут (вполне хватало, чтобы просмотреть почту и написать ответ). По обе стороны улицы в промежутках между отелями было много разных сувенирных и продуктовых лавок, работающих допоздна.

Во 2-й день я решил сходить в местный магазин дьюти-фри (туда говорили можно идти отовариваться только в течении суток по прибытии). Так вот, я решил не ехать, а пройтись пешочком – прогуляться и осмотреться. Так пока я не спеша шел по широкому тротуару вдоль магазинов, наверно через каждые 1-2 минуты около меня притормаживали маршрутки-Тойоты и предлагали подвезти – приходилось отказываться, а потом мне это надоело и я перестал обращать на них внимание. Было утро, народу было мало, а тут мне навстречу попадается один араб-торговец (вижу его в первый раз). Улыбка во весь рот и он говорит по-русски с акцентом : "привет друг, как дела - заходи" (как они сразу точно распознают русских!). Рассмешил он меня. Вообще-то арабы не злобные, но приставучие. И любят торговаться. Короче, это надо принимать как данность, местную особенность - многие из русских этого не понимают и зря обижаются.

Когда я наконец дошел до магазина дьюти-фри, то он был еще закрыт (кажется специально, чтобы ожидающие открытия делали покупки в местных лавках по соседству). Мне надо было купить резиновые тапочки (я начитался в форуме, что без них можно порезать ноги о кораллы). И зашел в одну из лавок, где в меня "вцепился" араб-продавец, говорящий немного по-русски (сам он назвал себя коптом, т.е. христианином). Он приносил много тапочек, пока не подобрал то, что нужно. Я с ним поторговался и купил (потом ими ни разу так и не воспользовался, т.к. кораллов в Хургаде на пляжах практически нет). Еще там купил несколько сувениров – за все отдал 120 фунтов. Под конец копт принес какой-то красивый халат и головной убор и сфотографировал меня под "султана". А когда наконец открылся этот дьюти-фри, то оказалось, что пива, выпивки там очень бедный выбор (да это меня и не очень интересовало – шел в магазин так, от нечего делать), да и остальных товаров тоже было мало.

Обратно я уже ехал на маршрутке. Тут надо, как меня учили, самому называть, куда едешь и цену – "ван паунд" (т.е. 1 фунт – такая цена на близкие поездки). А если этого не сказать, то при выходе с тебя могут запросить намного больше. На маршрутке я ездил еще несколько раз. Как-то поехал в центр Хургады пообедать в рыбных ресторан (не помню как он называется, но на голову там всем давали белую панаму, как у матросов). На обед заказывал креветки, еще что-то (за все заплатил 55 фунтов). Наелся "от пуза", но не очень вкусно и потом уже не ездил больше в город обедать, а как-то обходился без этого. Когда пообедал, решил пройтись по старому городу. Если пойти вглубь города перпендикулярно главной улице, на которой полно машин и туристов, то попадаешь совсем в другой мир – пыль везде, что-то строится, развалины, кругом одни арабы и многие на тебя смотрят. Не очень это уютно и я быстро оттуда ушел. Но именно там мне на глаза попались навстречу наши Жигули – "копейка". Так удивительно было видеть нашу машину в Египте! Потом вернулся на главную улицу и пошел дальше, по пути заходя в интересующие магазины (попадались лавки с забавными названиями по-русски типа "Елки-палки"). Прошел наверно с километр и заметил, что уже закончились магазинчики для туристов и кругом остались одни арабы, да и стемнело уже - тогда на маршрутке я вернулся в отель.

Экскурсии

Каждый день утром и вечером на 1-2 часа в холл отеля приезжали гиды от Тез-тура и предлагали экскурсии (каждый день было по 2-3 поездки в разные места – выбор неплохой). Хотя меня многие предупреждали, что цены у туроператора будут завышены по сравнению с уличными агентствами, я все же решил купить экскурсии у своих гидов, тем более что за покупку нескольких экскурсий давали скидку, обещали при этом заезжать в отель, а сами экскурсии должны были быть на русском языке. Гидами у Теза, прикрепленными к нашему отелю, были две девушки. Мне запомнилась Мила. Поначалу она была довольно "милая", но потом мнение о ней у меня изменилось - когда позже возникли некоторые споры по скидкам и попутно выяснилась ее не компетенция по теме некоторых предлагаемых экскурсий (я хотел сразу взять экскурсию на катере на коралловые острова и спрашивал, есть ли там навес от солнца, а она отвечала что нет и это оказалось неправдой). Однако в итоге я купил 5 экскурсий от Тез-тура (в принципе все они мне понравились, кроме одной – на батискафе можно было и не ездить).

1. Джип-сафари (на 4 часа, кажется 40 баксов). Эта экскурсия должна была начаться сразу после обеда, но джип приехал с получасовым опозданием (в принципе я был подготовлен к этому, ибо из отзывов заранее знал, что необязательность и раздолбайство - это национальная черта арабов). Когда мы ехали в джипе на экскурсию (в нем на двух бортовых лавках помещалось 6 туристов), на шоссе случилась такая забавная сцена. Я сидел сзади и смотрел назад в окошко. За нами ехала какая-то машина, за рулем сидел араб. Когда он увидел, что я на него смотрю, то бросил руль и руками стал что-то выделывать типа лезгинки. И это все на скорости километров 60-80. А обалдел и пока стал доставать камеру, мы свернули с шоссе. Сначала на джипах мы заехали в пустыню, недалеко от Хургады и наши водители носились по пустыне, обгоняя друг друга. Вообще же я пустыню представлял несколько иначе – ожидал барханы, сыпучий песок (как в кино). А тут равнина, утрамбованный песок. Накатавшись, все джипы остановились и наш гид (необычный русский парень) показал нам вдали мираж. Потом мы подъехали к настоящему бархану (полазили по нему и пофотографировались) и далее двинулись в горы в гости к бедуинам. Приехали на стоянку, нас завели в большой шалаш и мы прослушали интересный рассказ гида про быт бедуинов. Далее была экскурсия по их лагерю (живут бедуины в хижинах из тростника – на некоторых нет крыши за ненадобностью), показывали быт, угощали свежей горячей лепешкой. Самое запоминающееся – катание на верблюдах. Нас сажали по очереди на верблюды и они шагом с сопровождающими бедуинами везли нас метров 100 туда и назад. Самое сложное – посадка на верблюда, а еще сложнее слезть с него. Мне (самому высокому и массивному в группе) достался небольшой верблюд – как он закряхтел, когда я на него залез. Но ничего, справился. Потом быстро стемнело (в Египте вообще обычного вечера в нашем понимании не бывает, а почти сразу наступает ночь). Было еще небольшое представление у костра. По пути назад мы остановились в пустыне и смотрели на звезды. Там на экскурсии все снимали на видеокамеру и предлагали потом купить запись за 20 баксов. Я купил это кино (длительностью 1 час), записанное на диске CD – качество очень низкое.

Каир (авиа, целый день, 200 баксов). Традиционная однодневная поездка из Хургады в Каир на автобусе (за 60 баксов) очень тяжелая – подъем где-то часа в 4-5 утра, потом дальняя дорога туда часов 6-7 (500 км), всего несколько часов в Каире с осмотром пирамид и национального музея, а затем обратный такой же утомительный путь назад с возвращением в отель в полночь или позже. И при этом есть риск попасть в аварию (как раз такая авария с жертвами среди туристов была в Египте незадолго до нашего тура). Там местные водилы носятся как чумовые, почти не соблюдая правил. Некоторые туристы из нашего заезда из-за такого риска не поехали – им запретили близкие. Я же считаю, что поехать в Египет и не посмотреть пирамиды (единственное из уцелевших 7 древних чудес света) – значит многое потерять. Я еще в Москве настроился на 2-х дневный тур в Каир и Александрию с ночевкой в Каире (он менее утомителен). Но таких поездок у Тез-тура не было, я не стал ее искать на стороне, а решил взять однодневный тур на самолете – он менее утомителен и в нем мы намного больше времени были в самом Каире. Хотя тур и дорогой – 200 баксов (и скидок от Теза почему-то не было). Подъем был часов в 6 утра, я взял сухой паек в ресторане, за мной заехали и отвезли в аэропорт. На старом самолете Боинг-737 местной авиакомпании (с очень неудобными креслами) мы менее чем за 1,5 часа долетели до столицы. Нас там (человек 10) встретили и посадили в небольшой автобус. Гидом был эрудированный араб, но неважно он говорил по-русски, да еще микрофон в автобусе постоянно фонил – почти ничего не понял из его рассказа. Пока ехали, в глаза бросилось несколько деталей. На окраинах Каира и где-то в его центре есть совсем бедные кварталы. Домишки частные, небольшие и стоят почти вплотную друг к другу. При этом крыши плоские и на них какая-то арматура. Оказывается, когда сын или дочь обзаводятся своей семьей, то сверху пристраивают еще один этаж. А то, что крыш там нормальных нет, так и дождей в Египте почти не бывает. А еще в таких домах я не видел стекол – только ставни. Видно для бедных это роскошь.

Первым делом нас привезли в цитадель – мечеть на горе (туда не возят тех, кто приезжает на 1 день на автобусе – у них на это нет времени). Мечеть очень красивая, мы сняли обувь и зашли вовнутрь мечети. Потом у стен мечети наш гид показал вид сверху на город – была дымка и пирамид не было видно, а так вид хороший. Затем нас завезли в национальный музей. Там внутри провели часовую экскурсию (конечно с посещением зала Тутанхамона) и дали еще свободного времени где-то полчаса. В зал мумий нас не водили и я купил отдельный билет за 40 фунтов, чтобы попасть туда (всего наверно 8-10 завернутых мумий и много народа вокруг – но мне было интересно). После музей нас повезли на плато Гиза. После первой смотровой площадки, где продают сувениры, нас подвезли к самих пирамидам. Вблизи они оказались несколько другими, чем я представлял. Один парень из нашей группы полез по камням наверх (хоть это и запрещено). Почти вся группа пошла во внутрь самой маленькой пирамиды, а я нет – рост не позволял и травма ноги (говорят лаз там больно тесный). Здесь же подскочил какой-то араб в униформе (мне показалось, что он полицейский), стал настойчиво предлагать сфотографировать меня, а когда это сделал – потребован естественно бакшиш (это надо же – полицейский!). Далее мы спустились к сфинксу. Осмотрели его и тут я потерял свою группу, т.к. кругом было много народу. Потом нашел своих уже в открытом ресторанчике рядом со сфинксом, где у нас был обед (честно говоря не помню – платный он был или нет, т.к. я уже постился). В конце экскурсии нас завезли в два магазина – папирусов и духов, где желающие могли сделать покупки (не я). Так делают во всех экскурсиях (и я это знал заранее), но мне все же было жаль времени – лучше б еще куда отвезли, т.к. в Каире много интересного. На этом программа наша закончилась, нас отвезли в аэропорт и мы без приключений прилетели назад в Хургаду. Часов в 10 вечера я был уже в отеле и успел на ужин. Вот так, если сравнивать однодневную авиа и автобусную экскурсии в Каир, то я – позже встал и раньше вернулся, больше посмотрел в самом Каире. Все бы хорошо, но вот за это я заплатил в 3 с лишним раз больше, но я не жалею об этом.

Батискаф Red sea dolphin (2 часа, 25 баксов). Это была пожалуй самая неинтересная для меня экскурсия – вполне можно было обойтись без нее. Но это я понял потом, когда съездил на коралловые острова. Нас привезли на пристань (на окраине Хургады), там уже стоял катер и мы поплыли в море (в поездке давали воду попить). Где-то через полчаса катер затормозил и первых 30 человек пригласили в трюм (всего было 3 "сеанса" минут по 15 каждый). Катер имеет оригинальную конструкцию днища в виде катамарана – двух продолговатых цилиндров, у которых боковые стенки стеклянные (при этом стекла ниже уровня воды). Там можно сесть на лавочку и посмотреть на рыбок и кораллы. Но стекло мутноватое и фотографии получились низкого качества. Да и раскраски рыбок почти не видно было, т.к. мне не повезло сесть в тень. Короче, это зрелище никакой конкуренцией с дайвингом или с плаванием с маской не выдерживает. Эту экскурсию можно посоветовать лишь детям, пенсионерам, женщинам.

Луксор (целый день, 50 баксов). Это была самая запоминающаяся для меня экскурсия в Египте. Даже пирамиды так не потрясли, как увиденные в Луксоре древности (правда я знаю людей, которые не нашли там ничего особенного). Выезд был часов 6 утра и сначала мы поехали на сборную площадку (между городами экскурсионные автобусы в Египте передвигаются только в составе колонны и в сопровождении полицейских). До Луксора ехали наверно часа 3 (километров 200-250). Переезд особенно не запомнился (была недолгая остановка где-то посередине дороги – чтобы покушать). А еще была какая-то неразумная гонка автобусов. Представьте себе узкое шоссе, слегка петляющее среди гор (обзор неважный). Автобусы едут на приличной скорости друг за другом и вдруг какой-то автобус по встречной полосе начинает обгонять всю колонну. И хоть встречных машин было мало, но ведь могла какая-нибудь встречная выскочить - а обзора то особо нет. С ума сойти, но все обошлось (кстати, когда мы уже возвращались назад и ехали в темноте, наш автобус приехал в Хургаду одним из последних – спасибо нашему осторожному водителю). Нам повезло в этой поездке и с гидом – это был араб (не помню его имени), эрудированный, очень хорошо говорящий по-русски и представившийся одним из руководителей местного отделения Тез-тура. В пути он говорил много интересного (например, о многоженстве).

Когда стали подъезжать к Луксору, пейзаж оживился – начиналась была долина Нила (узкая орошаемая и зеленая полоса земли вдоль реки). Мы переехали через мост и направились в долину царей. Вскоре зелень закончилась и опять началась пустыня и горы. Как раз среди гор и находится долина царей, где в пещерах расположены гробницы фараонов (все их еще в древности разграбили кроме одной – гробницы Тутанхамона, которую обнаружили всего 80 лет назад). От автобусной стоянки нас немного провезли на мини-поезде и там, рядом с гробницами, наш гид провел маленькую экскурсию. А далее было немного времени на самостоятельное посещений гробниц. Было достаточно жарко – ведь это долина находится среди гор и ветра там нет ( представляю как там летом – говорят доходит до 50 градусов). Всего в долине найдено 62 гробницы, открыто для посещения примерно половина и нам можно было выбрать любые 3, кроме гробницы Тутанхамона, куда надо было брать отдельный билет. Когда я спустился вниз по лестнице в первую гробницу, то попал в прохладу. Там есть подсветка, чтобы видеть древние росписи на стенах и отдельные залы и ниши гробниц. Все три осмотренные мною гробницы (уже не помню какие) примерно однотипные. Внутри мне было интересно, но думаю это на любителя.

После долины нас повезли к мастерской по изготовлению сувениров (нас убеждали, что кругом продают много подделок, а здесь статуэтки из настоящего камня – на мой взгляд большой разницы нет). Угостили чаем каркаде и продавцы уговаривали что-нибудь приобрести. Дальше мы подъехали к величественному храму царицы Хатшепсут (это на храм не похож ни на какой другой). Тут нас отпустили самим осмотреть храм – мне он тоже понравился. После осмотра на обратном пути со мной случилась забавная история. Уже недалеко от автобуса надо было пройти еще метров 100 мимо сувенирных палаток. И тут ко мне пристал какой-то молодой араб с просьбой купить у него черную статуэтку Нефертити за 200 фунтов (это дорого). Мне ничего не нужно было (все необходимые сувениры уже закупил раньше) и я шел, на него не обращая внимая. А он не отставал, постепенно снижая цену – 150, 120, 100, 80 фунтов… Когда он мне уже надоел, я сказал, что это подделка и назвал явно заниженную цену 2 фунта - чтоб отстал. А он стал стучать этой статуэткой по металлической ограде (мол смотри – камень, а не гипс). А главное – я ему наконец ответил и это его обнадежило. Я же, не снижая темпа, шел к автобусу, а он бежал вдогонку и все уменьшал цену – 50, 40, 30. Потом ограда кончилась и тут он остановился (видимо им запрещено заступать за нее) и с такой тоской стал смотреть мне вслед. А мне стало смешно (на сколько же он сбил цену!) и жалко его одновременно (такая тоска в глазах). Короче я купил у него эту ненужную мне статуэтку за 20 фунтов – вот так: с 200 до 20 – торгуйтесь!

Дальше мы сели в автобус, проехали немного и остановились у двух здоровых полуразрушенных статуй – это был колос Мемнона. Затем еще немного проехали и попали на берег Нила. Здесь нас ждали небольшие катера, но на них еще надо было попасть по узенькой лесенке (тут повсеместно предлагали свою помощь местные пацаны – но потом конечно требовали бакшиш). Мы поплыли сначала вдоль Нила, а затем пересекли его – было очень красиво, на берегах паслись верблюды, а кое-где взлетали цапли (или другие птицы на них похожие). Причалили на другой берег, и тут же нас провели в гостиницу, точнее в ее ресторан, где был неплохой обед (шведский стол). После обеда мы снова сели автобус и поехали в древний храм Карнака (к сожалению такой же храм в самом Луксоре мы не посещали). В этом храме наш гид провел интересную экскурсию (в том числе рассказал забавную историю про памятник в виде большого жука-скоробея – и наши туристы гурьбой стали вокруг него ходить), а потом нам дал немного свободного времени. Территория храма довольно большая и там так много интересного (для любителей старины). А тут еще быстро темнело и храм вскоре закрывался. Короче, я в основном перемещался бегом, на ходу фотографировал, и в итоге потерял своих. Но потом все же нашел их. Потом в темноте мы сначала заехали куда-то, где получили заказанные нами футболки с картушем и пакетики чая-каркаде. А затем двинулись назад в Хургаду. Тут я воспользовался случаем и почти всю обратную дорогу проговорил в автобусе с нашим интересным гидом. Вернулись мы в гостиницу наверно часов в 9 и успели на ужин.

Коралловые острова (3 часа, 10 баксов). Это была последняя экскурсия и тоже очень интересная (если б не наш отельный гид Мила со своими "советами", то я бы на эту экскурсию съездил раньше и наверно еще успел бы поехать на рыбалку в другой день). Утром после завтрака нас забрали из гостиницы и привезли на пристань, где каждый мог выбрать снаряжение (маску с диоптрическими стеклами и трубку я привез свои из Москвы, так что брал только ласты). Нам повезло с погодой – было спокойное море и неяркое солнце (я все время боялся там сгореть на солнце и мазался защитным кремом). Но не повезло с катером – почти в самом начале у него сломался мотор. Примерно с полчаса его пытались починить, а потом нас взял на буксир другой катер и мы приплыли на 1-ю стоянку. А там мы пересели на другой исправный катер. Стоянка была у рифа на небольшой глубине и желающие пошли плавать в море. Я уже раньше плавал с маской и трубкой, и потому имел небольшой опыт (не завидую тем, кто впервые надел маску – все же нужен кое-какой навык дыхания). Но такой красоты под водой я никогда не видел! Разноцветные кораллы, обилие рыбок разных размеров и цвета. И все это рядом – я даже кормил рыбок хлебом из рук (хотя позже узнал, что это запрещено). Потом наш катер еще дважды менял стоянку и каждая новая была еще лучше прежней. Я нырял на глубину и достал со дна две раковины (размером с ладонь) – одна была живая и я ее выбросил, а мертвую кому-то отдал. Дело в том, что нас многократно предупреждали, что кораллы и раковины нельзя брать с собой и вывозить из страны их запрещено, а если поймают – большой штраф. Не захотел рисковать, а был бы такой сувенир, тем более добытый собственноручно! Остались только фотографии…

Хочу отдельно еще сказать про дайвинг. Уверен, что там впечатления еще больше. Но у меня проблемы с носоглоткой и давлением, так что мне отсоветовали дайвинг. Также замечу, что мой знакомый Дима купил экскурсию на дайвинг, прошел там инструктаж и… не смог опуститься не глубину. Но я его не осуждаю – может он был прав. Говорят, что в каждой поездке находятся такие. Возможно, он поступил благоразумно, т.к. на дайвинге бывают разные несчастные случаи, но про это как-то не говорят.

Итог

В целом я остался очень доволен поездкой. А те отрицательные моменты, что были, по прошествии полутора лет уже не кажутся существенными. Я вполне удовлетворен организацией тура и условиями проживания. Приходилось читать немногочисленные отрицательные отзывы по отелю Марлин Инн – так я с ними не согласен, хотя конечно в Хургаде есть отели получше (в свежем рейтинге хургадовских отелей на сайте Айда-ру Марлин занял одно из первых мест среди 4*). Единственно, что хотелось бы – так это коралловых рифов на территории пляжа отеля (ну так это в Хургаде редкость). Погода была не жаркая и в море подолгу "не купалось" - ну так была вторая половина ноября. Что несколько смазало хорошее впечатление от поездки – так это то, что когда мы летели назад, самолет с вылетом задержался примерно на 1 час и нас посадили из-за непогоды в Шереметьево, а не в Домодедово, а там порядка в аэропорту намного меньше (наверно час стояли в очереди на паспортный контроль).

Короче, я хочу еще поехать в Египет. Мне хочется снова побывать в Луксоре (в Каир к пирамидам настолько не тянет, как туда), но уже дня на 2 – чтоб получше все рассмотреть. Хочется в круиз по Нилу на 3-4 дня от Луксора до Асуна с остановками у памятников древности. Хочется на гору Моисея и встретить на ней рассвет – но для этого надо ехать в Шарм-Эль-Шейх, тем более, что там кораллы в море лучше. А оттуда может удастся попасть в великолепную Петру, но это уже на территории Иордании, хотя иона и недалеко от Шарма. А вот как это все объединить в одном туре – не представляю (только может быть за большие деньги – чего не хочется). Вероятно придется разбить все желаемое на 2 поездки. А пока я часто смотрю канал Дискавери на НТВ+ - там много передач про Египет и фараонов…