Галопом по Востокам или сказ о том, как я на три моря ходил



    Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Турция

    Я в пути, и нет у меня
    Никаких тревог и забот,
    Одиноко лодка моя,
    Разрезая волну, плывет.

    Су Ши.

    1. Пролог

    Вот мне из моего детства почему-то, ну, разумеется, помимо всего прочего, отчётливо помнится учебник истории за 4-й класс. История Древнего Мира, обложка чёрная такая, а в центре фотография живописных древних развалин. Ну, уж, а внутри-то, развалин этих и не счесть, да ещё и рассказывалось, кто, когда их построил, и кто, когда развалил. Разумеется, старательно запоминая имена и даты, я, и представить, не мог (время такое было) что когда-нибудь смогу увидеть все эти исторические места своими глазами. Что будет возможно просто купить билет, и оказаться в местах, где несколько тысячелетий назад зарождались, процветали и погибали великие цивилизации прошлого.

    Конечно, историком или археологом я не стал (да, в общем-то, и не было такой цели), но какой-то интерес к истории остался.

    И особое место здесь, конечно, занимает Ближний Восток, этот котёл в котором варились и выплавлялись народы, государства, религии, да он и сейчас остаётся одним из важнейших геополитических центров мира. В общем, намерение посетить это место зрело давно. И определённым толчком к этой поездке послужили обнаружение в интернете Иорданского Клуба, ну, и, конечно же, замечательные истории, рассказанные российскими автостопщиками после своих поездок через эти страны. Так же, есть у меня у меня ещё одно увлечение, тоже, наверное, родом из детства дайвинг. Ж-.И.Кусто там и всё такое, ну, сами знаете.

    Вот, и решил я совместить очередную поездку к Красному морю с посещением так давно интересующих меня развалин и государств, где они (развалины) расположены. Конечно, я посетил далеко не все места, которые хотел, но можно сказать, что главное начать, продолжение следует. В какие-то из посещенных стран я обязательно приеду ещё раз. А так же, в этом регионе меня ждут ещё необследованные: Ирак и Иран, Афганистан и Пакистан и т.д.

    2. Подготовка

    Подготовка к любой поездке, по- моему мнению, должна состоять из четырёх действий:

    • составление примерного плана (примерного, потому что есть третий пункт)
    • сбор информации о посещаемых странах: путях проникновения, достопримечательностях, условиях жизни, ценах и т.д.
    • сбор денег.
    • сбор вещей.

    Всё это я проделывал на протяжении довольно долгого времени, и всё что-то не складывалось, и я уже думал, что вся эта поездка так и останется просто мечтой. Вот уже толстым слоем пыли покрылась огромная папка распечаток из интернета.

    Вот, жизнь дала трещину, и денег осталось всего два чемодана. Вот + и много чего ещё. И, наконец-то, я, простой российский безработный, решился - сейчас или никогда. На всякий случай, для экономии и чтобы веселей, озаботился поисками попутчиков. Но, все знакомые и иногда незнакомые люди крутили пальцем у виска, ( ты чё?, на хрена тебе это надо?, там же стреляют и т.д.). И на форуме Иорданского Клуба не смог я найти попутчиков, то есть люди, конечно, едут, но в другое время, по другому маршруту и т.д. С Леной и Сергеем мы познакомились на форуме и встретились в Аммане, но об этом в своё время. Впрочем, как я убедился в дальнейшем, самостоятельно путешествовать одному гораздо лучше.

    3. Египет (цивильным туристам и дайверам посвящается)

    Поскольку поездка в Египет была плановой, и ехал я туда в компании людей предпочитающих телесный комфорт и, соответственно, отдых в звёздочных отелях, то не ничего не оставалось делать, кроме как покупать традиционные путёвки в неком турагенстве, некоего не нуждающегося в моей рекламе туроператора ТРИБУКВЫтур (не подумайте чего нехорошего). Итак, в путь, дорогой читатель.

    31.08.04.

    Вылет нашего старенького Боинга из Домодедово задержали совсем незначительно, всего где-то на полтора часа, не смотря на действительно плохие метеоусловия (был туман) и недавние события с взорванными самолётами. И вот дребезжа отстающей от старости обшивкой (ну чартер, а что вы хотели) наш аэроплан ложится на курс. Надо отметить, что это был самый странный мой полёт в Египет. То есть странными были пассажиры, вернее их поведение: никто не накушался до свинского состояния, в туалетах НЕ КУРИЛИ, и вообще все прошло как-то очень достойно, ну просто европейцы какие-то + Не похоже на обычную ситуацию в чартере до Египта.

    В 14.20 аэропорт Шарм-эль-Шейха встретил нас обычными пограничными формальностями и представителями уже упоминавшегося туроператора. Они (представители) достаточно быстро (!) и без обычного египетского головотяпства (!) распихали весь народ с рейса по заранее(!) подготовленным автобусам. Турбизнес в Египте растёт не по дням, а по часам.

    От аэропорта до предназначенного нам судьбой отеля Days Inn Gafy Resort ехать не долго минут 20, наверное. Отель этот расположен на северном краю бухты Наама Бэй, и представляет из себя несколько 2-х и 3-х этажных корпусов на довольно зелёной и благоустроенной территории. Имеет несколько бассейнов и, типовой для всех отелей расположенных в бухте, пляж с убитым в усмерть рифом, крупным песком, лежаками и зонтиками. Ничего плохого про этот отель я сказать не могу, отель как отель, но если вы не итальянцы вам там делать нечего. Впрочем, если вас не интересует анимация, вы любите макароны, вас не раздражает некоторая шумливость и понты представителей этого народа, или большое количество времени будете проводить вне отеля, то отель неплох. В номерах убираются хорошо, при расселении особых проблем нет, и даже загадочную конструкцию, объединяющую в себе сейф и мини-бар изначально закрытую, привели в рабочее состояние достаточно быстро и по первому требованию. Ценник на египетское пиво Stella в отеле запредельный 17 LE (85 руб.), в городе на вынос можно купить за 7 LE (35 руб.), тоже не сахар, но делайте выводы. По большому счету, конечно, я не претендую на объективность при описании жизни в этом отеле, поскольку целыми днями пропадал в море, а в отеле только завтракал и ужинал, после ужина в компании прибывших вместе со мной товарищей употреблял декомпрессионно-дезинфецирующие средства.

    Ну что еще рассказать цивильному туристу? Даже не знаю. Ну, с экскурсиями принимающее агентство дурит, но это и так известно. Маленький пример: у приставленного к нам гида экскурсия в дельфинарий стоила 25 EUR(875 руб.). За 1 LE (5 руб.) на маршрутке доезжаете до отеля AIDA(ехать 10-15 минут), покупаете билет 15 $(450 руб.) (ежедневно в 17.00, кроме субботы), смотрите на черноморских(!) дельфинов с русскими(!) дрессировщиками в течение 40 минут, за 1 LE(5 руб.) уезжаете обратно.

    Поскольку почти весь Египет мною был осмотрен ранее, то по ценам на билеты до Каира, Суэца, Луксора и т.д., а также цен на гостиницы в этих местах в этом году ничего сказать не могу. Но, понятно, что самостоятельно и дешевле и интереснее.

    1.09.04 - 5.09.04

    Провёл в море, в компании широко известного в дайверских кругах дайв-центра. Навигатор, переехавшего в августе из Хургады в Шарм.

    Рассказывать о красотах подводного мира было бы достаточно глупо, это, просто нужно хотя бы раз в жизни увидеть и решить для себя нужно вам это или нет. Кстати это может сделать каждый человек, связавшись с вышеозначенным центром. Для тех, кто уже сделал для себя правильный выбор, могу сказать, что погружения на Ras Cathy, Yolanda and Shark reef s, Shark observatory, Ras Um Sid, Ras Gazlani, Middle Garden и Jackson reef были выше всяких похвал. Большое спасибо за организацию этих погружений всем Навигаторам: Дмитрию Лисицкому, Андрею Петровскому, Глебу, Маше и всем, всем, всем +.

    6.09.04.

    Отдыхал после погружений, ездил в дельфинарий, отмечали мой завтрашний отъезд и больше ничего не помню.

    На этом и заканчивается традиционно принятый отдых, с валянием на пляже и отрывом по полной программе, кто как умеет.

    7.09.04.

    Позавтракав последний раз в отеле, и попрощавшись с остающимися там товарищами, взял курс на автовокзал (маршрутка 1 LE). Как известно автовокзал в Шарме находится между старым и новым городом, за заправкой Mobil. Автобус, следующий через Дахаб в Нувейбу и далее в Табу (22 LE (110 руб.) до Нувейбы) отправляется в 9.00 и ещё есть рейс вечером (не помню во сколько). В 10.35 приехали в Дахаб, на въезде проверяли документы, поскольку я был единственным европейцем (хотя, азиаты мы), мой паспорт вызвал некоторый интерес со стороны полицейского, с большим вниманием изучил он лист, на котором стояла полученная в Москве с помощью Анхар виза Сирийской Арабской Республики. На выезде из Дахаба снова проверка, но меня узнал, улыбнулся как старому знакомому, и проверять не стал.

    В 11.35 прибыли в Нувейбу, я по незнанию вышел на автовокзале, а автобус поехал дальше в Табу, но поехал он разворачиваться как раз к входу в порт. Т.е. можно было доехать прямо до ворот порта, а так пришлось пройтись минут 5.

    В этом самом месте мне нужно, к моему стыду, признаться вам, дорогие читатели, что никаких языков кроме русского (да и тот со словарём), я не знаю. Ну, то есть, конечно, я могу на абсолютно любом языке сказать: ещё два пива и бутылку водки, но в данном конкретном случае если бы я мог сказать водителю что мне надо в порт, то не пришлось бы 5 минут идти, а можно было 30 секунд ехать. В дальнейшем со мной происходили всякие мелкие неприятности, связанные с незнанием языка. Но, во-первых, это были действительно мелкие неприятности, а порой они даже были забавны, во-вторых, меня это не раздражало, потому что я понимал, что окружающие меня люди в этом не виноваты, это я не знаю их языка, а в-третьих, порой мне это даже помогало. Вот, например, на границах тех государств, виз которых у меня не было. Пограничники чего-то спрашивают у меня, наверняка думая, что можно будет прицепиться к моим словам и визу мне не дать, а я ничего не понимаю, и по-русски им говорю: Ребята, вы чего больные что ли, не видите, я русский, визу мне давайте. После этих слов все вопросы пропадали, и я становился счастливым обладателем разноцветных штампов в своём паспорте. И много ещё всяких примеров. Велик и могуч русский язык.

    Я, конечно, понимаю, что не знать хотя бы один иностранный язык всегда было признаком дурного тона, и тем более это уже неприлично в наше время. Но где-то в глубине души я немного горжусь, что проехал пять стран, причем, используя исключительно общественный транспорт, прошел через все границы, останавливался в гостиницах, делал покупки в магазинах и при этом не испытывал практически никаких неудобств. У меня не было ощущенья дискомфорта, мне было интересно. А понять простую жизнь обычных людей можно и без языка, было бы желание.

    Итак, стоя лицом к воротам по правую руку имеем не очень длинный забор, но с вышкой и колючей проволокой. В конце забора стоит невысокое, жёлтое здание с вывеской на незнакомом языке (думаю, это на арабском, а там кто знает), в нем находится касса. Билет на скоростной паром до Акабы (Иордания) стоит 46$.

    Расписание можно узнать на сайте Иорданского клуба . Пройдя на территорию порта, следует пройти весьма условный пограничный контроль (для белых людей в любое окошко без очереди) при этом заполняется такая же карточка как при въезде. Выездной штамп с весёлым корабликом. Организованных в группы иностранных туристов, которых достаточно много отвозят к парому свои автобусы, дикарей и местных накапливают в уютном грязном зале похожем на ангар, и потом тоже отвозят к парому. До свидания, Египет, ещё увидимся!

    4. Иордания (эта и последующие страны посещались самостоятельно)

    Паром, надо отдать должное, машина современная, серьёзная и мощная. Поскольку принадлежит паром Иордании, а не Египту, на борту всё пристойно и чисто, работает Duty Free и буфет. На входе раздают въездные карточки, после заполнения их забирают вместе с паспортом иорданские пограничники. Всех пассажиров рассаживают в комфортабельном салоне, который лучше, чем в некоторых самолётах будет. Я наивно предполагал, что заберусь, куда-нибудь на верхнюю палубу и буду сидеть, обозревая окрестности обдуваемый морским ветерком. Не тут то было, салон герметично закрыли и не открывали до самой Иордании.

    Работают телевизоры и кондиционер. Очень приличное заведение. Принцесса называется.

    Плавание по Акабскому заливу проходило в тёплой и спокойной атмосфере и продолжалось, наверное, часа 2 . Все дальнейшие временные промежутки в моём рассказе имеют весьма субъективный характер, дело в том, что в последний день пребывания в Египте у меня сломался браслет часов. Я их просто убрал в рюкзак и доставал не часто. А потом время на Востоке имеет свойства растягиваться до бесконечности, иногда кажется, что оно вообще остановилось или его никогда и не существовало.

    При посадке получилось так, что я оказался сидящим в центре (даже, можно сказать, в эпицентре) группы самостоятельных польских туристов. При выходе с парома я был уверен, что я сам поляк. Такое со мной уже было. В прошлом году ехал в Луксор в автобусе с немцами к концу поездки понимал все, о чём они говорят, и немецкий казался родным.

    По прибытию в Акабу всех сажают в автобусы, у организованных туристов свои, у нас свои, подвозят к терминалу, хотя там и пройти, в общем, недалеко. Вот здесь становится понятно, что ты попал в другую страну. Здание терминала современное и чистое, если сравнивать с египетским, конечно. Организованные туристы проходят процедуру въезда настолько быстро, что я и не заметил, как они все исчезли. И остались поджидать своей участи только 3-е немцев, 6-ро ставших уже родными, но и изрядно надоевшие мне своим пшеканием поляков, 2-е французов и я. Надо отметить, что визы Иордании у меня не было, в Москве, за деньги, даже при помощи всесильной в этих делах Анхар не смог получить, ну, не успел.

    А тут, ну полчасика подождал, и нате вам совершенно бесплатная виза Иорданского Хашимитского Королевства.

    Вот тут и состоялся первый раз диалог, повторявшийся у меня в Иордании каждый день по несколько раз:

    - Веадидюкамфром?
    - Русский я.
    - Велкамтоджордан, Ру-уси!

    Очень гостеприимный народ.

    Обменник в порту выдаёт нормальный курс 1$=0,708 JD, т.е. 1JD=1,4$. Автобусной остановки в окрестностях порта не наблюдается, поэтому начинается торг с таксистами, в итоге вместо 5 JD еду до центра за 3 JD.

    Вообще все дальнейшие поездки, когда приходилось пользоваться буржуйским способом передвижения (такси), обходились мне достаточно по моим меркам дорого. Вот если ехать с попутчиком или с 2-мя все эти поездки будут соответственно в 2 или в 3 раза дешевле. При этом правда, куда, когда и зачем ехать вам придётся решать с вашими попутчиками.

    На мой взгляд, свобода дороже денег.

    Акаба вытянутый вдоль берега приморский городок без особых достопримечательностей, хотя имеется и крепость 14 века и музей и аквариум. Но посещать всё это я стал бы, если бы долго там завис, а так я просто прогулялся по вечернему городу, ещё раз почувствовал что это другая страна. На противоположном берегу сияли огнями теперь печально известные Таба и Эйлат.

    А вот с отелем у меня вышла промашка, это единственный из отелей, в которых я останавливался, вызвавший у меня негативные эмоции: дорого (для меня), грязно, сантехника течёт. Кругом полно других отелей, но почему-то остался, лень-матушка раньше меня родилась. Sagher Hotel в Акабе - обходите стороной.

    В Акабе есть 5 известных мне дайв-центров и некоторое количество интересных мест для погружений. В изначальном плане было отведено хотя бы пару дней на дайвинг в Акабе, но суровая финансовая действительность всё расставляет по своим местам. И это дело пришлось секвестрировать.

    8.09.04.

    Итак, переночевав в препоганейшей гостинице, единственным достижением которой являются тараканы, самые огромные из тех, что мне довелось видеть в моей жизни, я решил ещё разок осмотреть теперь уже утренний город и принять окончательное решение по поводу дальнейших планов.

    Для тех, кого я смутил рассказом о неудовлетворительном положении дел в отдельно взятой гостинице, сообщаю, в городе, прямо на берегу Акабского залива протянулась цепочка так называемых отелей для белых людей. Всякие буржуйские мовенпики, мариотты да редисоны. Там нет грязи, тараканов и неработающей сантехники, а есть вежливый (наверное) персонал, бассейны и собственные пляжи. Но это не для меня, у меня бюджет, и вообще я безработный. Куда мне со свиным то рылом, да в калашный ряд.

    В общем, за 3 часа обошёл всю центральную часть города и набережную, понял, что больше смотреть здесь ничего не хочется, принял единственно верное решение ехать в Петру. Петра. Ради того чтобы посмотреть на это чудо я, наверное, и пешком бы дошёл до неё от Акабы. Пешком идти не пришлось, за 3 JD и 2 часа я доехал на автобусе до городишки Вади Муса. Устроился в гостиницу Валентин с неоднозначной репутацией. Кому как, а мне она понравилась. На бесплатном отельном автобусе меня отвезли к входу в Петру.

    Петра. Город призрак, потерянный и найденный. То ли столица, то ли усыпальница древнего набатейского государства. Часто бывает, что когда очень многого ожидаешь от чего-то, потом при встрече с объектом своего интереса возникает чувство разочарования. Объект придуманный оказывается лучше объекта настоящего. Всю дорогу к Петре я боялся этого разочарования. И напрасно. Она превзошла мои ожидания, вся, до последнего камушка. Вы сможете найти кучу фотографий и репродукций, и вам будет казаться, что вы знаете, как она выглядит, что вы поняли её. Но это не так. Что-то есть мистическое в этих древних фасадах, чуть отвёл взгляд, и они неуловимо изменились, как меняются картинки в калейдоскопе. Вроде всё то же самое, а выглядит по-другому. Или меняется что-то внутри нас?

    Билет на 2 дня 13,5 JD. Берите прочную обувь и хорошую физическую форму, воду и много фотопленки (я снял 3х36 за 2 дня).

    Если слово физкультура с детства вселяет в вас страх и дрожь в коленках, берите побольше денег, и проедете по всем труднодоступным объектам на лошадях, верблюдах и ослах. А ещё, я слышал, скоро Анхар будет возить по Петре туристов на воздушных шарах и самолётах, уже и заявки есть, ей-богу ;).

    Народу, в общем-то, мало. Немного достают те самые ослы, бедуины, лошади и верблюды. Купи сувенир, всего один динар, только посмотри, та-а-акси-и-и (это в смысле осёл) и прочая туристическая дребедень. Но при определённом настрое достаточно просто от них абстрагироваться, а мне и вовсе проще я же ничего не понимаю, чего они говорят. Да и до виртуозного приставания египетских приставал, этим приставалам ещё далеко, видимо практики мало.

    В 18.00 меня забирает бесплатный отельный автобус. В отеле можно проводить выездное заседание ООН, полный набор от Японии до Австралии, ну а раз и я приехал, значит, все в сборе. В 19.30 оно и состоялось, заседание, в смысле ужин. Здесь же и поляки, и французы с парома. В отеле есть интернет, только он не работает. Болят ноги, иду спать.

    9.09.04.

    Ранний подъём. Петра. Весь день. Ужин. Болят ноги, иду спать.

    10.09.04.

    Встал в 6.00., расплатился с отелем (очень дорогое в Иордании пиво, надо завязывать). Иду на 7-часовой автобус до Аммана. Наверное, таксисты доплачивают водителю автобуса, чтобы он уезжал пораньше, а потом разводят несчастных туристов на свои услуги. В 6.45 он уже едет мне навстречу. Сразу же сориентировавшись, что к чему, кидаюсь ему под колёса. Билет до Аммана 3 JD. Каждый подлый таксист будет уверять вас, что билет стоит 10 JD, и он вас тоже с радостью отвезёт за 10 JD. С человека. Когда соберёт 5 пассажиров.

    В Аммане несколько автовокзалов и автобусы из Вади Мусы приезжают на тот, который обслуживает южное направление. На такси за 1,8 JD доехал до Farah Hotel, это в старом городе. Устроился и решил, что после тяжёлых переходов по Петре надо дать отдых своему организму, расслабится, позагорать.

    Решено, еду на Мёртвое море. Но, видимо переутомился не только мой организм, но и мозг тоже. Вместо того чтобы вернутся на тот же самый вокзал, откуда и должны ходить автобусы на Мёртвое море, меня понесло на вокзал Абдали, откуда в основном едут в северном направлении. Естественно никаких автобусов на Мёртвое море там не обнаружилось.

    Вот здесь то надо мной и сыграли злую шутку моё незнание никаких языков и доброжелательное отношение иорданцев к туристам.

    Поняв меня превратно, что мне нужно уехать на Мёртвое море именно с этого вокзала, добросердечные помощники запихнули меня какой-то автобус, что-то объяснив при этом кондуктору. На какой-то остановке, он в свою очередь пересадил меня в другой автобус, что-то объяснив следующему кондуктору. Когда этот автобус доехал до конечной остановке в каком-то маленьком городке (теперь-то я знаю, что это был город As Salt), то кондуктор пересадил меня в другой автобус и поручил меня заботам многодетного отца семейства. Тут я успокоился, поскольку из его многочисленных сумок торчали полотенца, да и вообще картина идиллическая: вся семья едет купаться на Мёртвое море. После часа движения по горным дорогам больше напоминающим тропы для скрытного продвижения отрядов боевиков, всё чаще попадающаяся на обочинах военная техника заставила меня задуматься, а туда ли мы едем. Когда нас третий раз остановили для проверки документов у всего мужского населения автобуса, я подумал + дец, везут в Ирак, сдадут в заложники. Вспомнились Жилин и Костылин.

    А, фигня, работать я не умею, выкупа за меня не дадут, так что сами и отпустят. В каком-то населённом пункте мой провожатый живенько засобирался и выпихнул меня со всем своим семейством из автобуса.

    Конечно, всё оказалось гораздо проще, и не так страшно. Приехали мы в городок под названием Ash Shuna Al Janubiyya что неподалёку от моста Короля Хуссейна, а вся эта военная техника и проверки это от того что граница с самопровозглашенным Израилем рядом, а враг не дремлет и т.д. И оказывается всего и надо-то, подождать ещё часок, и приедет автобус, и отвезёт меня прямиком на Мёртвое море, или вот за 5 JD такси свезёт меня туда прямо сейчас. Во всех автобусах билеты стоили по 0,35 JD. За 5 не поеду, сторговались на 4-х. На бодренькой развалюхе неопределённой породы, минут, наверное, за 20 мы долетели до берега Мёртвого моря. У неких живописных развалин конца ХХ - начала ХХI века (были опознаны мной как, бывший Rest House) я был высажен с напутствием: вот здесь и можно купаться, особо было подчёркнуто, что делать это можно бесплатно. Вообще-то длина береговой линии Мертвого моря на территории Иордании составляет, по моим примерным расчётам километров 300 с гаком, и купаться можно везде бесплатно. Как вы знаете, проблема в другом, где помыться пресной водой после этого купания?

    В данном конкретном случае обнаружилась иорданская бабуля, напомнившая мне известный всем персонаж русских народных сказок, которая сказала: ты, милок, иди, искупайся, а потом приходи, вот и душик тут для тебя найдётся. И показывает на покосившийся сарайчик, пристроенный к её коммерческой избушке. Решил сначала осмотреть окрестности. Спускаюсь к морю, макаю в него руку, пробую на вкус. Смотрю на волны и на израильский берег.

    Вариант с купанием на этом месте мне не нравится. Хочется комфортного размещения, поеду-ка я в буржуйский Dead Sea SPA Hotel, гулять так, гулять. Выхожу на трассу, прохожу мимо стационарного поста с бронетранспортёром, джипом с пулемётами. Тормозят все машины. Окликают и меня: кто таков, куда идёшь? На горячие источники иду (решил пошутить я). А знаешь дорогу? И что до них 150 километров? Да, знаю, говорю, к завтрашнему дню дойду. А ты откуда? Да русский я. А, ну тогда иди. Велкамтоджордан!

    Стопится минибасик с реальным моджахедом за рулём, ну просто Бен Ладен в молодости, даже в первый момент страшно стало. До цепочки буржуйских отелей езды минут 10 слушаем уже немного надоевшую арабскую музыку. Вход на пляж 10 JD, очень не бюджетно, но делать нечего. А сингл на сутки сотку то ли $, то ли вообще JD. В отеле у них всё хорошо, горки, бассейны, бар. И все эти странные люди, приехавшие сюда за тридевять земель, сидят в этих бассейнах катаются на этих горках, а на пляже почти никого нет!

    Вода очень солёная, и грязи там как грязи.

    Записываю в логбук 6-и часовое погружение на глубину 400 метров. Солнце садится за израильские горы, пора собираться. До Аммана меня любезно подбросили две русские тетушки, с которыми я познакомился на пляже. Они уже 20 лет живут в Иордании. По дороге прослушал интереснейший рассказ об Иордании и её достопримечательностях, мне был пересказан весь ветхий завет с точными указаниями, где всё это происходило и как туда добраться. Большое им спасибо за всё!

    Прогулялся по городу, перекусил в MD. Поймал такси, вернулся в отель. История поездки на этом такси заслуживает того чтобы о ней написать отдельную историю. Вкратце скажу, это был самый жадно-жуликоватый и наглый таксист в мире. То есть, это он так думал. Но нас, русских, на всякую фигню не купишь, и он остался с носом. 11.09.04. На этот день у меня было запланировано посещение Джераша (Гераса, II в. до н.э.). И я туда приехал с вокзала Абдали, на автобусе за 0,35 JD. Не надо, как я ехать до конечной, а потом пешком чапать через весь город, надо просто предупредить водителя и он скажет, где вам выходить. Остановка практически рядом с кассами. Билет 2,50 JD.

    Наверно описывать все обследованные мной объекты и пересказывать их историю я не стану, для этого существует специальные умные книжки и если кому интересно, найти подробную информацию не проблема. В целом могу сказать, что сохранился город отлично и там есть что посмотреть. Полным ходом идёт реставрация триумфальной арки императора Адриана и ипподрома, ведутся раскопки рядом с южным тетрапилоном. Местные пацанята показали мне качающуюся колонну, поющие камни, подземелье фонтана и много чего ещё. За что и были вознаграждены 100-рублёвыми монетами 1993 года выпуска. Набивались мне в гиды по всей Иордании. Не смотря на то что, осматривал я всё весьма подробно, у меня осталась куча свободного времени, и я поехал в Аджлун, посмотреть на замок Кальат Аль-Рабад, построенный в1184 году Аль-Дин Усамой, родственником султана Салах Эд-Дина. Вход 0,5 JD. Прекрасный образец фортификационных способностей средневековых мусульман, симпатичные виды на иорданские земли. По дороге обратно заехал на холм (холм ли? 1000 м. над уровнем моря) Святого Ильи, там ведутся достаточно интенсивные раскопки, и есть интересные мозаики, которые находятся под открытым небом. Вход свободный. Красивое место, кроме меня там никого кроме археологов не было. Усатый дедуля, подвозивший меня, рассказывал байки, что зимой в этом месте выпадает столько снега, что проехать на машине нельзя, а в рощицах на склоне этого холма хорошая охота на каких-то животных, которых мусульманам есть нельзя, а вот меня приглашал приезжать, поохотится. Прикалывался, наверное. На уже знакомой автостанции сел, за те же 0,35 JD, на автобус до Аммана.

    Поскольку световой день ещё не закончился, решил посмотреть на достопримечательности оставленные древними римлянами современным амманцам. Не спеша, пройдя через центральную часть города, пришел к величественному амфитеатру II-го в.н.э. И посетил его вместе с музеем фольклора и национальных традиций всего за 0,5 JD. С верхнего ряда, этого действительно большого (тысяч на 5 человек) зрительного зала, прекрасно видно расположенные на вершине Крепостной горы многочисленные развалины разных эпох. Их посещение решено оставить на завтра, потому что темно уже. В потёмках бреду в гостиницу.

    12.09.04.

    Ставший уже привычным ранний подъём и почти родной вокзал Абдали. Еду в Мадабу и на гору Небо. Автобус до Мадабы 0,35 JD.

    Входной билет на Небо 0,5 JD. Все полагающиеся этому святому месту атрибуты на месте. Может по причине близорукости, а может и правда дымка над морем густая, но земли обетованной я не увидел.

    Зато в Мадабе увидел музей, археологический парк и церковь Апостолов (билет 1 JD, оставил запись в книге учёта посетителей), а также церковь Св. Георгия с знаменитой мозаичной картой святой земли (остатки).

    Остаток дня посвящается дальнейшему осмотру Аммана. Во многих источниках попадается фраза: город расположен на холмах - наглое враньё, это настоящие горы. Но город все равно приятный. Особенно меня впечатлил огромный флаг, развевающийся на самой высокой горе. Итак, я бесцельно слонялся по городу, пока совсем не заблудился.

    Вернувшись в отель, на рецепшене обнаружил только что прибывших из Дамаска Лену и Сергея. Они ехали наоборот, из Турции в Египет, на форуме Иорданского Клуба мы и договорились пересечься в дороге. Встреча происходила в тёплой и дружественной атмосфере, стороны обменялись ценной краеведческой информацией, а также мнениями и впечатлениями об увиденном. Логическим продолжением этого мероприятия стало совместное поедание шавермы в ближайшей к отелю точке общепита. Где нами был встречен прекрасно говорящий по-русски, по причине 6-летнего проживания в России, мастер-шаурмовед (или шаурмолог). О путешествии Лены и Сергея можно прочитать здесь. Разошлись по номерам, спать.

    5. Сирия. (Часть 1-я)

    13.09.04.

    С утра зашёл к ребятам, поговорили, попрощались. Они собираются переезжать в другой отель, а я в Сирию.

    Взял билет (5 JD) на 10-часовой автобус до Дамаска. Прошёлся напоследок по Амману. Увидимся ли ещё? Не знаю, ин шалла.

    В 12.40 граница. Иорданцам заплатил выездной налог 5JD. Сирийцам показал полученную в Москве с помощью Анхар визу, они взамен поставили въездной штамп и накарябали на первой странице что-то непотребное.

    Автобус, привёзший меня в Дамаск, высадил меня на окраине города, а сам дальше поехал, в Хомс. Наверняка через центр, и можно было бы доехать на нём. Но мы не ищем лёгких путей. В итоге получилась прекрасная пешеходная экскурсия по современному Дамаску. После устройства в гостиницу Наджент Аш Шарк (400 SP-8$), что в самом центре, последовала экскурсия по Старому Дамаску. Всё на месте, и рынок и мечеть Омейядов и Прямая улица и много чего ещё. Подробности в книге Сирия. Шаг за шагом и в разных путеводителях.

    Но меня увлекли в свои объятия узкие и извилистые улочки с нависающими и почти смыкающимися над головой балконами, и я проходил по ним дотемна.

    Неподалёку от гостиницы обнаружился бар. Царившая в нём атмосфера и посетители, нормальные сирийские мужики, зашедшие после работы выпить по кружечке, напомнила мне наши советские пивные. С удовольствием взял несколько кружек местного пива Barada (50 SP) и понял, почему Штирлиц любил посещать Грубого Готлиба . Ностальгия.

    В общем, в Дамаске мне понравилось. Не хотелось бы выделять что-то конкретное, просто сложилось какое-то приятное впечатление об этом городе и о людях его населяющих.

    На следующий день у меня был запланирован выезд в Бейрут, а в Сирию я ещё вернусь после Ливана.

    6. Ливан

    14.09.04.

    В изначальном плане моей поездки посещения Ливана не было, но в последние дни перед выездом мне почему-то пришла в голову мысль о том, что проезжать мимо и не заехать туда, нехорошо как-то. В тоже время, не обладая большими, финансовыми возможностями, об осмотре всей страны нечего и мечтать. Поэтому я решил ограничиться Бейрутом и Баальбеком, уж в этих местах побывать надо обязательно. А поскольку на это хватит двух дней, я ещё и на визе сэкономлю, транзитная на два дня - бесплатная.

    И вот, встав пораньше, я добрался до автовокзала Брамке, билет на автобус мне не продали, негоже иностранцам на наших автобусах ездить, нашёл такси до Бейрута (500 SP-10$). Вернее оно меня само нашло. Вскоре стали подтягиваться попутчики. Среди них обнаружился русско-сирийский молодой человек Василий, 17 лет от роду, едущий поступать в Бейрутский Университет.

    Он прекрасно говорит по-русски, каждое лето приезжает в Москву, в гости к бабушке, а живёт в Латакии. Земляки, в общем.

    На сирийской границе отобрали карточку, которую давали заполнить при въезде, просили заезжать ещё. Сказал, что приеду послезавтра.

    Ливанские пограничники тоже мне обрадовались, я им заполнил карточку и получил 2-х дневную визу.

    Остановились в придорожном кафе, перекусить. Встретили белорусскую пару едущую в Иорданию на 12-дневный заплыв по Мёртвому морю, а потом куда-нибудь ещё. Они сели в 600-й мерин и убыли в сторону границы.

    В Бейруте, добрые водитель и Василий, не разобравшись в моей малобюджетности высадили меня в районе Хамра с обилием, в общем-то, недорогих (но не для меня) отелей (от 20$ до 60$ за сингл). Но как говорится, нет, худа без добра, и пока я выискивал себе пристанище, осмотрел значительную часть города. Поразило обилие дорогих автомобилей и бутиков всех известных модных домов и то, что на улицах достаточно чисто. Кое-где жестокими памятниками бессмысленной и кровопролитной гражданской войне стоят не восстановленные полуразрушенные дома, в ранах от пуль и осколков, выжженные, зияющие провалами окон и дверей. В общем, наверное, правильно, чтобы люди не забывали. И они, похоже, извлекли из этих событий нужные уроки и, наверное, нет другого такого города, где так смотрятся рядом храмы и мечети. Даст бог Грозному выглядеть также хотя бы лет через 50.

    Вдруг появившееся в просветах между домами, ранее мною не виденное, Средиземное море отвлекло меня от мрачных мыслей. На причале Бейрутского яхт-клуба на почётном втором, после ливанского, месте гордо реет российский флаг.

    Добрался до района автовокзала Шарль Хелоу, где и устроился в пролетарское общежитие Talal s New Hotel, за 6$.

    В гостинице интернет бесплатный, а пиво по 1$. Сам берешь, что хочешь из холодильника, и записываешь в висящий на стене листочек, вот где пригодилась социалистическая сознательность.

    Пошёл гулять по городу, центр производит впечатление европейского города. На входе в заведение из сети бесплатных туалетов MD жестокий досмотр, пограничники всех стран отдыхают. На площади Nejmen я задумался, это Париж или Вена? И только огромные плакаты с видами Ливана напомнили, что я в Бейруте.

    Вообще-то я хотел побыть цивилизованным туристом, музеи там, то сё.

    Но ноги мои сами вынесли меня к морю, где с набережной огромными удочками ловят рыбу солидные дедули и интернациональные мальчишки, а волны разбиваются о причудливые камни у закованного в бетон берега. Идти или ехать куда-то на поиски пляжа мне не хотелось, и я, спустившись на мокрые от брызг и накатывающихся волн камни, решил купаться здесь.

    Особого ажиотажа это не вызвало, только чуть позже, когда солнце стало клониться к горизонту, подъехала съёмочная бригада местного телевидения. Но снимали они не меня, а потрясающе красивый закат.

    Попил пива на набережной и отправился в отель спать.

    15.09.04.

    Снова ранний подъем и на маршрутке за (3000 LL-2$) я доехал до города Захле, где пересаживаюсь на маршрутку до Баальбека (2000 LL). Решил провентилировать вопрос ночёвки в Баальбеке, отель Юпитер на площади, куда приезжают автобусы, предлагает комнату размером в спортзал за 15$ с неудобствами в другом конце двора. Ну, мне-то всё равно сегодня надо выехать из Ливана. Оставляю вещи в другом, но не менее дорогом отеле, до вечера.

    Билет в храмовый комплекс 12000 LL (8$). По поводу Баальбекской террасы комментарии, в общем-то, излишни. Впечатляет. Как же они их туда затащили? Не иначе и, правда, инопланетяне подсобили. Обошёл всё два раза. Ну и развалины тоже не подкачали.

    Все фотографии и рассказы очевидцев бледнеют перед оригиналом.

    Сразу из Баальбека автобуса до границы не нашёл, может, плохо искал. Еду до Бейрута (5000 LL), там, на автостанции Шарль Хелоу беру билет на автобус до Дамаска (5$). Сирийские водители, пожилые дядьки, посмотрели на мой паспорт, уточнили русский ли, и с удовольствием вспомнили К.У.Черненко и почему-то Б.Н.Ельцина. Ливанские пограничники с грустными лицами поставили мне выездной штамп, наверное, им не хотелось, чтобы я уезжал.

    7. И снова Сирия. (Часть 2-я)

    А вот сирийская граница приготовила мне несколько сюрпризов. Точнее один из них я приготовил себе сам, вместо того чтобы зайти позавчера в визовый отдел МВД САР и поставить там re-entry permit, позволяющий повторно въехать в страну по уже использованной визе, я прогулял весь день по городу. И мне пришлось расстаться с 20$, за новую визу. И опять они что-то накарябали на первой странице. Вторым неприятным сюрпризом было наличие огромного количества иранцев переходящих границу, вернее их паспортов, сами иранцы из автобусов не выходили. Поэтому пришлось очень долго ждать. В Дамаск приехали затемно.

    И здесь меня поджидала засада. Наверное, в этот день в Дамаск приехало всё население Ирана. Мест в гостиницах катастрофически не было. И даже в Аль-Харамейне, где иранцами и не пахнет, мне предложили только матрас на крыше за 1,5$.

    Но у меня была чёткая цель, остановится в отдельной комнате с удобствами, любой ценой, любой разумной ценой.

    В конце концов, меня приютил в приличных апартаментах с балконом Yarmouk Hotel, за крайнюю для меня цену в 15$.

    Уже знакомый бар, достойное место для завершения трудного дня, встретил меня холодным пивом.

    16.09.04.

    Первую половину дня посвятил прогулке по Дамаску, уж очень мне нравится. Далее по плану, автовокзал, билет (125 SP-2,5$), Тадмор (Пальмира). На остановке в пустыне потрясающе вкусное мороженое (5 SP-0,1$).

    В Тадморе водитель проделывает со мной всем, наверное, уже известный трюк с высаживанием у гостиницы Аль-Фарис. Я не возражаю, там уютно и недорого (сингл-6$). Бесплатный, самодельный автобус везёт меня в музей, в гробницы (вновь встречены соотечественники) и в цитадель (потрясающий вид на Пальмиру), где вся немногочисленная разношёрстная тусовка провожает солнце. У местных малолетних торговцев за три 100 рублёвые монеты 1993 г.в. приобретаю набор открыток с видами Пальмиры.

    Ночью в пустыне не по детски дует ветер, создавая маленькие смерчи, и заметает всё песком.

    17.04.09.

    Встаю в 5 утра и иду встречать разрекламированный рассвет в Пальмиру. Сильный холодный ветер пронизывает до костей. Но действительно красиво, а главное нет ещё верблюдоводов, и вообще никого нет. Когда в 9 шёл в отель встретил всего 3-х человек. Заказал за 2$ завтрак и пожалел, есть нечего.

    Ещё вчера в результате навязывания с их стороны и длительной торговли с моей стороны договорился с администрацией отеля о трансфере в Хаму, Крак Шевалье и Хомс. Они наверняка завысили цену, зато я не всю её заплатил, в итоге счёт этой игры остался 1:1.

    В 10.00 подъехал микроавтобус с водителем и его малолетним сынишкой, и мы тронулись в путь.

    Древние колёса-нории в Хаме, по-прежнему, пронзительно скрипят, но работают. Крак Шевалье стоит как новенький, с прекрасно сохранившимися подробностями житья-бытья средневековых рыцарей и крепостными стенами.Я думаю, если бы весной 1271 года его оборонял взвод ОМОНа, то потомки Бейбарса до сих пор бы ходили вокруг не взятой крепости.

    У крепости водитель взял до Пальмиры семейную испанскую пару, было смешно наблюдать за ними, когда ни на одной заправке по дороге не было бензина, а водитель объяснял им, что если сегодня нигде нет бензина, то завтра он подорожает и появится.

    Они не поняли не, потому что он плохо объяснял, они не могли понять этого в принципе. А нам всё понятно, в Сирии - перестройка.

    В итоге заправлялись из канистр у знакомых водителя. В Хомсе вышел в центре. Прошелся по городу, приятный провинциальный городок, приветливые несуетливые люди. Дошёл до автовокзала и за 50 SP уехал в Алеппо. Вообще-то я хотел ещё съездить в Тартус и в Латакию, но уже наступила какая-то пресыщенность впечатлениями, да и финансовые возможности напоминали о возвращении. Поэтому я взял билет(5$) до Антакии, на 4 утра.

    Оставил 1500 SP обменять на $ для турецкой визы. Остальные сирийские деньги проел и пропил. Жду автобус на лавке в сквере в компании местных бомжей и алкоголиков.

    8. Путь домой. Турция

    18.09.04.

    В 5 тронулись. Автобус с турецким экипажем. Из всех ближневосточных народов только турки вызвали у меня неприятные чувства, да и то только те, которых испортило общение с туристами. Вернее их испортило не само общение, а возможность безнаказанно обманывать этих туристов. На сирийском пограничном посту, я спросил одного из водителей, который типа помогал пройти границу, где обменник, эта скотина говорит, в Турции поменяем без проблем.

    Скорбь сирийских пограничников была безмерна, когда я покидал их гостеприимную родину.

    На турецкой границе мне предложили купить визу за 20$, принимают только доллары. И тут это животное, и говорит, ну давай свои 1500 SP, это и будет 20 $. Все бы хорошо, но по моим подсчётам это 30$. Этот грязный подонок, говорит, а у меня курс такой. За что и получил по морде. После этого за мной ходил русскоговорящий сотрудник турецких спецслужб и услужливо помогал решать все вопросы. Деньги мне поменяли в Duty Free.

    В Анталии рядом с вокзалом целая улица с банками и банкоматами. Пока я туда ходил за деньгами, уехал утренний автобус в Анталию. Следующий в 14.00. Билет 30 000 000 (20$). Хожу, курю, звоню в Москву и в Анталию по поводу билета, ем, пью пиво. Может мне, уже надоели восточные города, но Антакия мне не нравится, хотя здесь и почище и более цивилизовано, и стоит она у подножия очень красивой горы. Вообще, как только переехали через границу, стало заметно, что это другая страна, на месте бескрайней пустыни потянулись бескрайние обработанные зелёные поля. Дома поприличнее, люди одеты по-другому. Автобус вот подогнали, мерин новехонький, я в Москве-то таких не видал. Далее последовал 16-и часовой переезд до Анталии.

    19.09.04.

    В 6.00 прибыл на автовокзал Анталии, прогулялся по городу, заблудился. Доехал на такси до центра. Чуден старый город без толп туристов. По набережной добрался до пляжа Коньялты. Искупался в чистейшем море, позагорал напоследок. Доехал до аэропорта, купил билет и полетел домой.

    9.Вот я и дома.

    В самолёте в полной мере вкусил радость общения с нетрезвыми соотечественниками. Домодедово встретило мерзкой погодой и подозрительным отношением наших доблестных пограничников. А как вы попали в Турцию?

    Ах, из Сирии? А туда? И т.д.

    Вот я и дома.

    Максим Прохоров
    26/10/2004 13:40


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Египта

    26.02.24 Alexandria Airlines начала выполнять рейсы между Москвой и Шарм-эль-Шейхом
    31.10.23 Air Cairo будет летать в Москву из Хургады
    30.10.23 Air Cairo начала выполнять рейсы между Шарм-эш-Шейхом и Москвой
    29.10.23 В Александрии после длительной реконструкции открылся Греко-римский музей
    12.10.23 "Аэрофлот" будет выполнять рейсы из Петербурга в Шарм-эль-Шейх
    27.09.23 Эксперты советуют поторопиться с покупкой зимних туров за рубеж
    23.09.23 flydubai запускает рейсы в Каир
    15.09.23 "Россия" будет выполнять рейсы из Сочи в Хургаду
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    08.09.23 "Россия" будет выполнять рейсы из Сочи в Шарм-эль-Шейх