Финляндия - Швеция - Норвегия (на своем авто)



    Мы едем в Скандинавию. Состав – я, Наташа, Галя и Дима. Едем на той же самой Волге, которая верой и правдой довезла нас до Дамаска два года назад. Вообще, идея Скандинавской поездки витала довольно давно. По тем или иным причинам, мы ее переносили. И вот, не успели мы с Наташкой вернуться из Сирии, как получили предложение от Димы с Галей. Единственной сложностью стала финансовая неподготовленность. Но Дима просчитал транспортные расходы и мы решили, что потянем, но будем экономить. Вскоре нас можно было видеть у консульства Финляндской республики, где мы сдали документы на визы. В Финляндии, до этого, я был неоднократно, но это было давно и не на машине. Порадовало, что сейчас для получения даже краткосрочной мультивизы приглашений и броней не требуется. Опечалила обязательная медицинская страховка и более высокая (с моего последнего визита) стоимость визы. При сдаче документов, Наташке позадавали гнусных вопросов о цели визита, а у меня долго выпытывали место работы. Тем не менее, визу дали. Правда, не за обещанные 15 дней, а за 22. Ну, а поскольку мы с Наташкой решили экономить, я купил два спальника и примус, извлек из шкафа палатку. Мы закупили кучу еды для приготовления в полевых условиях. Дима подготовил машину.

    1 мая

    В четыре утра мы отправились в путь. На одометре 87600 км. Доехали до перехода Брусничное. Перед этим, сонные и замерзшие русские пограничники четырежды проверили наши паспорта. Между границами ехали по берегу Сайменского канала, пересеча два шлюза по маленьким разводным мостикам. Финские таможенники отнеслись к нам крайне настороженно. Требовали адрес отеля или кемпинга, просили показать деньги, а меня и вовсе пробивали по какой то базе и под лупой изучали паспорт. Дальше мы покатили по финским дорожкам в сторону Швеции, собираясь заночевать уже в районе границы. Машина стала подтравливать газ и мы поехали на бензине, потратив запасы газа в баллоне. Бензин стоит 1,13 евро за литр 95-ого при повсеместном отсутствии 92-ого. Маршрут нашего перегона: Брусничное – Лапенранта – Миккеле - Джува. Проехали по шоссе №13 и №5. Лейтмотивом разговоров стала тушенка в багажнике, которую, с моей точки зрения, очень хотели заполучить таможенники :) Финляндия, которую мы проскакивали насквозь, запомнилась качественной разметкой дорог и правильными указателями. Вдоль дороги стояли одинаковые домики с висящей над ними атмосферой скуки. На трассах довольно часто устроены парковки, иногда оборудованные туалетом и скамейками со столиками. Мы сделали несколько остановок. На одной из них выпили кофе по 1 евро за чашку. На другой готовили китайскую лапшу на примусе. Примус мне крайне понравился :) Итак, с трассы №5 мы ушли в Kuopios и поехали на Ilsalmi, где вышли на трассу №88, которая привела нас на E-75 (трасса №4). По ней предстояло шпарить до Швеции. Вечерело. Граница была все ближе и мы осмотрели два симпатичных но закрытых кемпинга. Вскоре мы въехали в Швецию. Как и описывали наши предшественники, граница была прозрачной. Указатель на таможню и зеленый коридор, даже без знака "стоп". Швеция мало, чем отличалась от Финляндии. Заночевали на цивильном съезде с дороги. Газончики, столики, скамеечки, туалет с подобием душа и горячей водой. Все бесплатно. Местами лежит снег. По краю площадки бежит ручей, играя на порогах. Поставили палатку на газончике, приготовили макароны с тушенкой, распили бутылочку портвейна и легли спать. До этого я соединил спальники в спарку и мы неплохо выспались. Ночью был минус, но в палатке с пенками и спаркой было тепло.

    2 мая

    На утро нас поднял Дима. Они с Галей спали в машине и очень замерзли. Мы свернули лагерь очень рано и выехали на трассу. Ситуация складывалась не очень хорошо – после ремонта передней подвески, Дима не сделал развал-схождение. За перегон, кромки обоих передних колес сожрало до корда. Решили искать стенд. В дороге стало ясно, зачем трасса огорожена сетчатым забором. За 10 км. лесного участка мы увидели около 7 лосей и зайца. Лоси совершенно не стремились машин и глазели на нас из-за сетки. Дальше - хуже. Шведские заправки закрыты ночью. В воскресенье, в массе своей, они начинают работать в 9 утра (Шведское время отличается от Московского на два часа). Соответственно, по-нашему это 11 утра. Выехали мы в 6 утра по Москве… При попытке заправиться на автоматической колонке, аппарат сожрал 100 крон, но заправлять нас не захотел. Корд в колесах вылезал все более явственно. Бензин кончался… Дальнейшие изыскания показали совсем печальную картину. А именно: в воскресенье закрыто все, включая шиномонтажки и общественные туалеты. Закрыты супермаркеты и даже некоторые бензоколонки. Вторая подлость – подавляющее большинство кемпингов закрыто на зиму. Корд из колес жизнерадостно побрякивал по шведскому асфальту. В общем, мы остановились в гостинице. Вернее остановились Дима с Галей, а мы пришли к ним в гости. Вообще, забавно: на вопрос "можно ли жить вчетвером?" сказали "нет" (а двухместный номер стоит 695 крон), а вот на вопрос "можно ли привести гостей?" – ответили положительно. На вопрос – "когда гости должны уйти?" ответили "мы работаем всю ночь". Гостиница – 3 ***. Номер довольно обычный. Вселившись, мы сразу уснули. Мы с Наташкой, и вовсе сразу, а народ еще кушать ходил. Проспали до десяти вечера по Москве и начали беспредметно дискутировать, сравнивая Скандинавию и Арабский мир. Мнения разделились и мы стали скатываться на смежные темы. Когда мы, на конец, спустились в ресторан, он был уже закрыт. Холодно, все же, в этой Скандинавии, блин! Больше +10 тут пока не было.

    3 мая

    Как выяснилось, в огромной гостинице, кроме нас никто не жил. Утречком мы поехали в центр многострадального Pitaa. Выяснилось, что банки еще закрыты, а монтажка, найденная накануне, была вовсе не монтажкой. Мужик распечатал на принтере кусок карты, и мы поехали в другой сервис, находящийся на окраине. Там нас не приняли, и мы выехали на трассу, к другой, присмотренной на кануне, мастерской. Но и там мы получили отказ. Тогда было решено поменять передние колеса с задними и ехать дальше, но, перед этим, заехать на последнюю колонку с монтажкой. Там удача нам улыбнулась и волга получила подержанные бриджстоуны. На них мы доехали до следующего города и нашли развальный стенд. Нам пообещали сделать развал через полтора часа за 600 крон и очень радовались, что увидели, наконец, GAZ-Volga, размеры регулировок которой нашлись в компьютере стенда. Чуть раньше мы посетили банк и спортивный магазин, но искомых Димой и Галей спальников там не нашлось. Примечательно, что шведы очень любят караванные прицепы и автомобили (и то и другое можно взять в прокат). В стране очень много машин с обычными и специализированными прицепами. Еще одной особенностью местных автомобилей является наличие трех противотуманных фар на бампере. Они стоят чуть ли не на 80% легковушек. И наконец, время от времени встречаются старые американские и шведские машины. В автопарке преобладают вольвы и саабы. Народ живет в красных домиках коттеджного типа, похожих друг на друга как две капли воды. Изредка, в городах, встречаются многоквартирные дома, в основном 2-4 этажные. Дороги в Швеции лучше, чем в России, но и небезупречны. Через каждые 2-3км. (на основных трассах) есть съезды для парковки. На 10-20 км. приходиться одно место отдыха с помойкой и скамейками. Самое хорошее – указатели. Их очень много и организованы они весьма толково. Как правило, на них отмечены не только номера дороги и ближайшие населенные пункты, но и номер дороги, на которую возможен съезд в ближайшее время. Так что заблудиться тут крайне сложно. Природа напоминает Карелию, но розниться с ней большей дикостью. Попадались птицы, которых я не встречал у нас. Много водоемов: реки, озера, побережье Ботнического залива. Восприятие природы тесно связано с погодой. Когда выглядывает солнышко и воздух согревается до +15-18С, все выглядит красивым и привлекательным. Когда начинается дождь, температура падает, а небо затягивают тучки, картина выглядит достаточно неприглядно. Шведы довольно приветливы. Очень часто, ценные, по нашему уразумению, вещи, оставляются прямо на улице. Из машин не вытаскивают магнитолы, значительное количество велосипедов не приковывают замками, а оставляют просто так. В северных районах страны, которые мы покидаем, лежит много снега, а водоемы еще скованы льдом. С нашим продвижением на юг, снега и льда становиться все меньше. За последние дни мы объехали Ботнический залив, совсем чуточку не дотянув до полярного круга (что меня, в прочем, скорее порадовало). Внимания мы привлекаем немного, но иногда нас рассматривают. Пара посещенных кафешек на бензоколонках показали, что еда стоит дорого. За пару сосисок с пюре и колой пришлось заплатить 39 крон. Тем временем, газ для примуса заканчивался и вопрос питания приобретал все большую актуальность. Точно в назначенное время машина въехала на сервис. Нам выставили развал - схождение и мы продолжили путь. Особенности шведских дорог заключаются в ограждениях в лесных зонах (от лосей), часто встречается трехрядка с огражденьем посередине. Километров 10 – два ряда движения в одну сторону, следующая десятка – в другую. Ограничения в городах 30-70км/ч. На трассе – 70-120км/ч. Чаще всего – 100-110км/ч. Полицейскую машину видел единожды. Зато на дороге встречаются камеры слежения за скоростью и табло, показывающее скорость машины. Движение на трассах Северной Швеции не слишком интенсивно. Наш путь лежит в Sundsuall по трассе Е6. Мы идем с опозданием на 1,5 суток. В Sundsvalle мы уйдем на трассу, ведущую в Hорвегию. В принципе, все шведские цены примерно в 4 раза выше наших. Ехать сюда легко и приятно, но лучше делать это в середине лета, когда открываются кемпинги, или попытаться взять караванный прицеп на въезде в Шенген. Правда, нас такой вариант не устраивал из-за замкнутого в кольцо маршрута и отсутствия фаркопа. В кемпингах предусмотрены стоянки для караванок с подводом воды и электричества. Жить в прицепе дешевле чем в гостинице, да и поставить его можно где угодно. Хотя в палатке ночевать тоже вполне реально. Чем дальше мы ехали на юг, тем теплее становилось. Снега почти не было. Трасса, пересекающая всю страну, была довольно однообразна. Зато выяснилось, что булочки с корицей с бензозаправки очень хороши :) В Норвегию в этот день мы так и не въехали. Поужинав пюре с рыбой и посетив спортивный магазин (были куплены спальники и пополнены запасы газа для примуса, который оказался не слишком дорог – 90 крон), мы остановились на ночевку. Палатку поставили на кромке асфальтового съезда у трассы Е14, ведущей от Sundsuall в Норвегию. Погода стояла довольно теплая. Даже жирные комары появились.

    4 мая

    На утро машина преподнесла новый сюрприз: исчез контакт в выключателе фар. А поскольку тут полагается ездить исключительно с включенными фарами, мы стали искать способ неисправность устранить. Так или иначе, шевеление выключателя помогло и все заработало. По мере приближения к Норвегии, дорога поползла в горы, сузившись до двухполоски без обочин. Е14 упорно забирала вверх. Слева и справа замелькали заснеженные склоны и горные речки с водой, переваливающей пороги. Домиков стало чуть меньше, растительность изменилась. На скалах и камнях росли кривые березки и елочки. Подъехали к границе, которая оказалась настолько же прозрачной, насколько Шведско-Финская. Изменения природы и климата проявлялись все сильнее. Мы остановились у горной реки, бегущей по камням и порогам. На берегу стояли столики. На них мы сварили макароны с тушенкой, поели и продолжили путь. Норвежские дороги крайне узки и имеют жесткие скоростные ограничения. Максимум на трассе, где нет знаков ограничения скорости – 80км/ч. В каком-то маленьком банке обменяли деньги и остановились у кафе. Галя с Димой, не принимавшие участия в поедании тушенки, перекусили, а мы затоварились продуктами в супермаркете. Дальше произошла не слишком правильная штука – подъехав к туннелям, мы проскочили по коридору для постоянных пользователей (с радио-фотоконтролем) и не заплатили за проезд. Норвежский язык слишком непохож на английский, а следить за указателями в движении не так-то просто. Последствия данного пришествия остаются загадкой до сих пор. Хотя, перемещение по тоннелю довольно интересно. Скажем, тоннель длиной в несколько километров, имеет вентиляцию и отстойники для машин, оборудованные телефоном и средствами пожаротушения. Сразу за туннелем, в довольно населенном районе, видели перебегающего дорогу оленя. Природа снова поменялась, когда узкая трасса потянулась в горы. Подул резкий холодный ветер. То там, то тут появились горы со снежными вершинами. С них стремились вниз бесчисленные водопады. Количество и красота скал со струями воды трудно подается описанию. Дорога пестрила закрытыми поворотами и была омерзительно узка. Норвежцы, в известных мерках, придерживались правил, не превышая скорость более 10-20 км/ч. Более того, экспериментальным путем выяснили, что спидометр волги врет примерно на 10 км/ч, отчего соблюдать скоростной режим было довольно сложно. Норвежцы, почти всегда, держали максимальнодопустимую скорость или ехали быстрее нее, имея омерзительное обыкновение пристраиваться сзади и сигналить. Вождение по Норвегии вымотало меня достаточно сильно. Путь наш лежал к Дороге Троллей. Трасса шла в совершенно бесподобных местах. С двух сторон ущелья высились горы с бесчисленными водопадами, стремящимися в реку, вдоль которой бежала трасса. Дорога стала совсем узкой, и из-за закрытых поворотов часто вылетали фуры. В некоторых местах трасса проходила под аркой, где не могли разъехаться две машины. По сторонам арки стояли вогнутые зеркала, показывающие приближение встречных. Вскоре мы свернули на Дорогу Троллей. Дорога сузилась до ширины дворового проезда и поползла вверх. Пропасти были огорожены осколками скал. Через какое то время уперлись в шлагбаум. Дорога перекрыта на зиму. Остановились мы в ущелье. На дне брала свое начало горная река с прозрачной голубой водой. Сверху падали потоки нескольких разнокалиберных водопадов. За шлагбаумом дорога резко уходила вверх, делая совершенно невозможные "тещины языки", и на изрядной высоте пересекала самый большой водопад по мосту. Мы прошагали несколько километров до моста. На дороге стоят знаки: "не останавливаться, скорость – 2-3 км/ч". Зрелище захватывающее. Замерзшие, но довольные, мы вернулись к машине и продолжили путь, выехав к фьордам. Посмотрев на начало фьорда, двинулись искать ночлег. В четвертом посещенном кемпинге нам улыбнулась удача, и за 300 крон мы получили четырехместный домик с батареей, электроплитой и холодильником. Туалет общий на кемпинг. Душ платный, как и полотенца с постельным бельем.

    5 мая

    На утро мы пополнили запасы воды, попрощались с хозяйкой кемпинга и взяли курс на Данию. Впрочем, как показали дальнейшие события, Копенгагена мы так и не достигли. Между Данией и Норвегией лежит Швеция, но и ее мы не посетили в этот роковой день. Погода портилась. Если утром, над маленьким домиком в горах, сияло солнышко и я покуривал на вытащенном на улицу креслеце, то сейчас низкая облачность висела прямо над дорогой, а солнце скрылось за тучами, а в лобовое стекло бились капли противного затяжного дождика. Несмотря на гнусную погоду, какой то отважный норвежец катался по дороге на роликовых лыжах. Так мы добрались до Осло. А вот в Осло нас постигла задница. Волга потеряла мощность, стала глохнуть и стрелять в карбюратор. Не будучи специалистом, рискну предположить, что сила разрывов в карбюраторе не позволила бы ему прожить сколько ни будь долго. Дима с Галей застопили двух норвежских девушек на стареньком гольфе и отправились на поиски сервиса. Надо сказать, норвежцы долго не хотели останавливаться. Минут через 40 наши друзья вернулись, а еще через часик прибыл мотоциклист, пытавшийся нам помогать. Следом за ним приехал эвакуатор. Удовольствие это не дешево – 220$. В общем, нас затащили в эвакуатор (при этом, не высадив, а оставив в машине), а по дороге прихватили еще одну машинку, прицепив ее сзади. Дядька отвез нас в сервис и сдал некому румыну-механику, пообещавшему поставить диагноз к 12 утра завтрашнего дня. И мы опрометчиво отправились гулять по Осло. Для начала посидели в парке и глотнули портвейна. Обсудив наши беды, двинулись в сторону центра. Надо отметить, что город ложиться спать рано. Но это не относиться к многочисленным личностям восточно – африканско - европейских национальностей, гуляющих по пабам. Я видел колесо от велосипеда, прикованное замком к ограде. Самому велосипеду приделали ноги. Чуть дальше велосипед, но без переднего колеса. Наткнулись на хостел. Минимальная цена – 145 крон с рыльца при размещении в шестиместной комнате. Пришли на вокзал. Там нашелся автоматический обменник денег. Брал он только евро. Остатки евро (кроме доли малой) были обменены на кроны. Посидев часок на вокзале, мы дозрели до хостела, ибо вокзал закрывался на ночь. Пока мы прибыли в хостел, выяснилось, что он уже закрылся на ночь. Ситуация становилась совсем не смешной. Отель, посещенный для интереса, стоил более 1000 крон за дабл. Мы обосновались в парке у реки и судорожно вспоминали о том, где ночуют бомжи. Город, тем временем, переходил в стадию ночной жизни. На улицах шлялось немерено личностей, вид которых не внушал доверие. Решив, было ночевать в парке, мы были вынуждены его покинуть из-за появления желтого грузовичка, останавливающегося у каждой скамейки и моющего ее водой под давлением. Мы еще прошлись и посидели в другом сквере, где грузовичков не ездило, но шлялось слишком много людей. Скоро пошел дождь. Да, не лучшая ночь в моей жизни!… Я ругал себя за оставленные в машине спальник палатку и пенку. Дождь выгнал нас на автобусную остановку. Но и тут покоя не было! Стали ездить маленькие белые коммунальные машинки, убирающие тротуары, а по рельсам трамвая проехала какая то машина, похожая на грузовик, поставленный на железнодорожные колеса и, похоже, способная поднимать их и выпускать обычные автомобильные. В 4-30 открылся вокзал и мы немножко там поспали, пока не пришли полицейские и не разбудили нас и нам подобных. Дальше пришлось спать сидя.

    6 мая

    К семи утра мы подошли к хостелу, где нас ждал очередной облом. А именно: по какой то неведомой причине, поселиться можно было только после 15-00. Пришлось занять позицию в холле и ожидать назначенных мастером 12-00. За это время мы успели умять несколько чашек кофе, съесть пару горячих блюд (по какой то жуткой цене в 50 крон за порцию), сразиться в карты и поиграть в бирюльки. Придя к механику, мы узнали от него радостную новость – клапана целы, полетело крепление одной из штанг на коромысле распредвала. Мастер берется поставить нештатные детали без гарантии качества. Я завалился спать в машину, Наташка составила мне компанию. Проспав до обеда, я был разбужен звуком работающего двигателя. Румын-механик починил волгу. Взяв 1200 крон, он сказал, что быстро ехать не нужно и есть вероятность, что машина доедет до Стокгольма. Мы поехали в Швецию. Машину потряхивало, клапана постукивали, но волга ехала, даже не став кушать больше бензина. О Дании, естественно, пришлось забыть и мы направились в сторону дома. Погода была очень хороша. Пожалуй, первый раз за время путешествия я не мерз в рубашке. Скорость наша снизилась и мы не рассчитывали добраться до Стокгольма сегодня. Вскоре Е18 побежала по Швеции, став шире. Желтая разметка сменилась белой. Мы остановились на обед в очень типичном для Питера лесочке. В невысокой траве ползали огромные черные слизни. Остановка на ночлег была намечена до заката. Постепенно темнело и остановились мы в уже сгустившихся сумерках. Встали в оборудованном месте отдыха. Берег озера, столы, скамейки, туалет с горячей водой, фонари. Ночью шел дождик, но неприятностей нам не доставил.

    7 мая

    Ночь была не слишком теплой. Поэтому собрались довольно быстро и двинулись в Стокгольм. Доехали без приключений. Поставили машину на платную парковку у терминала Сиа-лайн (15 крон в час) и приобрели билеты на Турку (отправление этим же вечером, 177 евро за всех + машина). Отправились гулять. Поменяв по дороге деньги, сели на метро и поехали в центр города. Процесс гуляния по Стокгольму описывать не буду, поскольку увидели мы, наверное, тоже самое, что видят все приезжающие в город. Под вечер, закупившись сувенирами, и стерев ноги от долгой прогулки, вернулись к терминалу. Дима уболтал парковщика - серба на то, что брат-славянин не должен брать у нас денег за парковку. Брат согласился. Мы прошли регистрацию и встали в хвост ожидающих въезда машин. Подошел паром, и мы въехали на судно, встав на палубу 3В, и проследовали на палубу 4, где размещалась каюта. В принципе, мило: четыре места, двуярусные полки, туалет и душ. Дьюти-фри дорог. По парому шляются пьяные финны и русские. Еды в магазине нет – сладости да алкоголь.

    8 мая

    Утром прибыли в Турку. Заправились и начали последний переход в 500км. Подробнее касаясь парома: "Фестиваль" был не самым новым судном. Было 8 палуб, соединенных несколькими лестницами и лифтами. 1-ая палуба была чисто технической, и пассажиры туда не допускались. На второй палубе были каюты, хотя находилась она ниже ватерлинии. На третьей ехали машинки. Ехали они в два ряда. Большие стояли на палубе 3А, а палуба 3В поднималась вместе с маленькими машинками вверх, и под нее заезжали другие автомобили. Выше шли каюты, магазины, казино и рестораны. В нашей каюте не было окна – они начинались парой этажей выше. А волга, тем временем, приближалась к Хельсинки. По дороге посетили супермаркет и поели в кафе. Цены в Финляндии кажутся низкими. Мда! Дожили… Изучил газетку с ценами на машины и недвижимость. Примерно наш уровень. Что-то дешевле, что-то дороже. Пьем обезжиренный кефир и перевариваем гамбургеры. Доехали до Хельсинки и посетили гипермаркет. Там нашли ряд вещей, которые хотелось купить. Сразу ничего покупать не стали. Потом, без особых происшествий, добрались до границы. Примечательной была только стая мотоциклистов, насчитывающая, должно быть, несколько сотен. Границу прошли быстро. На основании какой-то инструкции таможенник требует копию страховки (на границе 20р. – копия! Совсем обнаглели!). Дима пообещал написать письмо антимонопольщикам. Желательно заранее заполнить декларацию. И вот волга уже скачет по забытым ямам и рытвинам Выборга. Все же, разница наших культур очень значительна. Еще в Финляндии, по мере приближения к границе, все больше мусора валялось в местах отдыха. А на последней остановке стол со скамейками был прикован цепью к бетонному блоку. Россия, как всегда по возвращению, произвела гнетущее впечатление: очередь из фур на границе, мусор, убогие домики, призрение к ПДД… Не то, чтобы Скандинавы на 100% соблюдают правила. Нет. Но там нарушают практически только скоростной режим. И то в пределах 20-30 км/ч. Сложно сказать, какая схема более подходит для нас. Наверное, выбор должен быть индивидуальным. Лично я не хотел бы жить в Скандинавии. Но многие вещи не грех бы перенять. Да вот только не воспользуемся мы их опытом! Слишком уж загадочна русская душа… Ну не оставить у нас рюкзак перед дверью в магазин, дабы не таскать, или велосипед или машину с ключами в замке. Никогда не оставят у нас, находящийся бог знает где, кемпинг со всем оборудованием, на зиму без сторожа. Ну что же, будем возвращаться к отечественным реалиям. Не в первой… Когда волга подъехала к моему подъезду, на одометре было 91700 км. Своим ходом пройдено 4100 км.

    Сайт: www.extravel.spb.ru

    Алексей Лебедев
    02/07/2004 12:08


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз