Впечатления об экстремальном туре по Румынии

Водитель Гриша

Если вы читали роман Брэма Стокера "Вампир", то, возможно, помните, что главный герой попадает в Румынию 3 мая. Именно в это день, 3 мая, но уже 2004 года, в 6:25 утра скорый поезд "Москва-София" доставил нас в Черновцы – ближайший к границе город. Разбудили же нас, разумеется, за час до приезда. Накануне у нас возник вопрос – почему так рано нужно приезжать, ведь был другой поезд, приходящий в Черновцы в 8 утра. Не следует искать в Румынию легких путей: представитель турагенства "УКРРОМ" Света объяснила, что мы должны пройти таможню до восьми утра, потом будет пересменка, которая могла бы нас сильно задержать, ничего, поспите в автобусе до границы.

Около вокзала нас уже ждал микроавтобус, рядом с ним – водитель Гриша, вылитый герой Папанова из фильма "Бриллиантовая рука". Сели, поехали. Но не сразу к границе. Гриша сперва должен был забрать дома свои вещи для поездки. (А где он до этого был, подумали мы.). Минут двадцать ждали Гришу, но как только вновь тронулись, то заметили, что Гришина жена выскочила из дому и машет ему чем-то красным. Опять остановились, Гриша вернулся в дом. Плохая примета, сказал кто-то из туристов.

В ста метрах от границы Гриша вдруг вспомнил, что ему следует заправиться, высадил всех и, сказав, что вернется через пять минут, уехал. У дороги, где мы остались, стоял шедевр общепита под названием "Кафе-бар Фантазия". Заглянув внутрь, мы тут же торопливо вышли – запахи были еще те. Гриша вернулся, но, разумеется, не через пять минут. Его не было около часа. Туристы были несколько недовольны, Гриша – невозмутим, организатор Света – безучастна. Сели в автобус, подъехали к границе, сдали паспорта. Гриша ушел с документами на автобус, было уже часов около девяти, мы стали терпеливо ждать, размышляя при этом, как хорошо было бы избавиться от Гриши. И тут, примерно через час, произошло чудо: выяснилось, что дальше мы ехать не можем – у Гриши не оказалось какой-то лицензии, поэтому ему и его автобусу проезда нет.

Однако, путешествие, видимо, не предполагало наше дальнейшее передвижение пешком. Поэтому мы вернулись к милому сердцу "Бару-кафе Фантазия", а наш организатор Света стала звонить в "центр", воспользовавшись мобильными туристов. Время шло, Гриша дремал в автобусе, Света предлагала варианты: переночевать в Черновцах и ехать в Румынию на следующий день (отвергнуто) или вернуться в Черновцы, провести там экскурсию по городу и заодно поискать другой автобус (отвергнуто). Чтобы найти решение, мы открыли бессмертное произведение Брэма Стокера и обнаружили, что герой должен попасть в Румынию 3 мая, но только к вечеру. Причем в то же город, что и мы – Быстрица. Сейчас же было только часов одиннадцать утра. Все идет по плану, догадались мы, и заявили – остаемся в "Баре-кафе Фантазия" до тех пор, пока за нами не придет другой автобус. Расположились на улице – там бар имел несколько столиков с зонтиками. Кто-то вытащил бутерброды, купили пиво, через какое-то время заказали борщ. Стало даже нравиться. Шло время, с прицелом на ночевку, узнали, есть ли в баре "номера". Номеров не оказалось, но обнаружили комнатку с угловым диваном - тоже ничего, хотя вся наша группа в 12 человек вряд ли на нем поместиться.

Только в начале четвертого дня из Черновцов прибыл за нами новый микроавтобус. Наше прощание с Гришей было сдержанным. Однако мы не раз с улыбкой о нем вспоминали и были бы даже рады встретить на обратном пути, около "Бара-кафе Фантазия", ставшего одним из достопримечательностей нашего путешествия (см. фото 1, сделанное уже на обратном пути – Гриша нас, увы, не ждал). Но тогда наши приключения были еще впереди. Когда перевалило за шесть, мы прошли границу и въехали на территорию Румынии. Наш путь лежал с севера на юг, по западной части Румынии, называемой Трансильванией или Румынскими Карпатам. Мы должны были так добраться до Бухареста, а затем через восточную, равнинную часть страны вернуться обратно.

А в Быстрицу мы попали таки 3 мая, ровно в полночь, получив перед этим несказанное удовольствие от четырехчасовой езды по горному серпантину и преодолев в тумане три перевала.

Гид Леня

Нашего русскоязычного гида звали Леонид, ему было хорошо за шестдесят. Он подсел к нам в одном из небольших приграничных городков. Как оказалось, Леонид, как и мы, впервые едет по этому маршруту и в большинстве городков, которые мы проезжали, он никогда до этого не был. Зато у него была книга с картами всех городов Румынии, правда, изданная во времена Чаушеско, поэтому практически все указанные в ней улицы носили уже другие названия. Так мы в одном из городков больше часа блуждали в поисках крепости, главной его достопримечательностей, и до того отчаялись, что уже предположили, что крепость разрушена. Нашли же мы ее только воспользовавшись картой города, установленной на улице. Кстати, крепость располагалась рядом с тем местом, где припарковался наш автобус.

Леня, так мы его ласково называли, о-че-нь медленно говорил по-русски и иногда, слушая от него очередную историю, наши туристы помогали ему заканчивать фразы. Порой создавалось впечатление, что мы уже давно живем в этой стране и знаем о ней не меньше, чем Леня.

И еще Леня путал "лево" и "право". Проезжаем мы, например, по городу, и Леня говорит, посмотрите направо, это крестьянская крепость. Все оборачиваются направо, смотрят, но ничего не видят, кроме леса, спрашивают: - Крепость в лесу? Оказывается, нет, крепость была слева, мы ее уже проехали. Если бы это было постоянно, это было бы хорошо, мы бы точно привыкли и не обращали бы на это внимание. Но это было почти постоянно, что усложняло задачу – нам приходилось постоянно вертеть во все стороны головой.

И ладно мы, туристы, наш новый водитель Саша тоже никогда не был в Румынии. Как вы догадываетесь, Леня давал Саше команды о том, куда поворачивать в городах - направо или налево. Как правило, Леня отдавал эти указания в тот момент, когда наш автобус уже въезжал на перекресток. Тут вдруг нужно было поворачивать направо, хотя Леня говорил "налево". А мы были на второй полосе. Саша матерился, благо детей в автобусе не было. Стало немного легче, когда Леня начал дублировать свои команды указанием руки. Те, кто сидели в автобусе спереди, следили за движением Лениных рук и сообщали Саше о нужном направлении.

Запрещенный вопрос

Наш тур предполагал переезд из города в город с остановкой на ночь в отелях. Эксперименты с "лево-право" довели нас до того, что, выезжая утром из очередного отеля, никто уже не был уверен, доберемся ли мы живыми в наш следующий отель. А если доберемся, то когда.

При нашей попытке узнать ответ на вопрос когда, гид Леня искренне удивился. - Впервые вижу туристов, задающих такой вопрос. При этом организатор Света подозрительно посмотрела на нас: - У вас что, там с кем-то встреча? Нет, - отвечали мы, - просто хотелось бы узнать, не останемся ли мы без ужина, если приедем после полуночи, поскольку все рестораны и кафе будут в такое время закрыты. Тогда Света ответила: - Это плохая примета говорить, когда мы приедем. Все притихли - наверняка Света, отправив в Румынию уже не одну группу туристов, что-то знает. И больше этот вопрос никем не задавался.

Контрастный душ

Так, в состоянии постоянного ожидания сюрпризов, мы двигались с севера на юг, с каждым днем приближаясь к Бухаресту. На ночь мы останавливались в небольших городках в трехзвездочных отелях, располагающихся на окраинах, но достаточно сносных для того, чтобы один раз в них переночевать. Наш первый отель в Быстрице нам плохо запомнился, поскольку мы приехали в него ночью. Помнится, к нашему удивлению он оказался три звезды, хотя в программе тура "продавался" как двухзвездочнный. Следующий отель был в спальном районе города и по виду походил на бывшее общежитие. Затем мы жили в частном коттедже, переоборудованном для проживания туристов. Последним нашим ночлегом – аж на две ночи – должен был стать туркомплекс "Casa Alba", находящийся под Бухарестом (как нам объясняли, выбранный там по причинам экономии).

Подъезжая к Бухаресту, нам удалось выяснить у организаторов (и это было, поверьте, непросто), что мы будем проезжать мимо этого туркомплекса прежде, чем попадем в сам Бухарест, где нас ожидала еще автобусная и пешеходная экскурсии. Было часа три дня, за плечами уже были осмотр очередного дворца и более 100 км переезда. Туристы порядочно подустали и не прочь были бы бросить вещи в этом отеле, принять душ и с новыми силами взяться за столицу. Народ начал роптать, даже устроил голосование (а говорят, у нас демократия еще не прижилась). Однако Леня со Светой были непоколебимы – едем прямиком в Бухарест (демократия – демократией, но управиться с волеизъявлением народа мы тоже умеем).

Как оказалось, именно Бухарест – город контрастов. Вы там не увидите строительного бума, который переживает Украина, хотя все международные отели там уже есть. Бизнес тоже поднял голову отдельно стоящими современными офисными зданиями, часто окруженными безликими и уже обветшавшими сооружениями времен строительства социализма. Мы часа полтора колесили по городу на автобусе, а затем еще около двух – бродили с Леней по, казалось, нехоженым туристами тропам. Все было неожиданно – в здании с надписью "Национальный банк Румынии" не было никакого национального банка, а центр города представлял собой колоритные трущобы и пустыри.

От усталости и обилия впечатлений мы уже еле держались на ногах, однако главный сюрприз нас еще ждал впереди. Когда мы к вечеру подъехали к трехзвездочному туркомплексу "Casa Alba", нам показалось, что мы попали в наш пионерский лагерь советских времен. Лагерь состоял из деревянных домиков, рассчитанных на три-четыре человека, и был окружен забором с колючей проволокой и собачьими будками.

По центру территории располагались туалеты и умывальники. В шоке были все, даже видавший виды водитель Саша. Однако двухчасовая забастовка протеста туристов закончилась полной капитуляцией последних – уже стемнело, мы были уставшие и голодные, в лесу, далеко от города. Побрели селиться. И нужно было, наконец, поесть. На территории лагеря никаких кафе не было. До единственного ближайшего ресторана нам нужно было идти ночью через лес, метров пятьсот, без всякого освещения. В наших домиках, как оказалось, еще и отсутствовало отопление. Так что ночью, когда пошел дождь, а температура упала до +5 (все-таки начало мая), в домике стало просто холодно. Мы спали одетыми, с головой накрывшись всем, что смогли найти, хотя все белье было сырым. Особые любители экстрима могли, конечно, принять перед сном душ, который представлял собой достаточно оригинальную конструкцию: из обычного крана перед раковиной вылезал длинный шланг, которым можно было обливаться, стоя на цементном полу, а если не нравится, то – сидя на унитазе. Чтобы отвлечься от мрачных мыслей о необходимости провести здесь не только эту, но и следующую ночь, можно было бы посмотреть телевизор, однако он в домиках отсутствовал. Зачем вам телевизор, - увещевал Леня, - там же нет каналов на русском языке. А действительно, кроме русского мы же никаких языков и не знаем.

Мивина или орехи

Ваше желание познакомиться с местной кухней сразу же будет пресечено на корню. Более того, желающие сесть на диету могут в таком туре даже не прилагать для этого никаких усилий. Об этом тоже побеспокоились. Завтраки в отелях скудны, и нам даже показалось, что они были меньше тех, что подавались обычным постояльцам. Остановок на обед по ходу следования автобуса не предполагается вообще. Тот, кто вез из Украины с собой еду (колбасу, мивину, прочее), оказался сытым. Остальным приходилось довольствоваться в течение всего дня шоколадками и орешками, купленными на краткосрочных остановках на заправках. А поскольку время приезда в гостиницу на ночь было неопределенно, на ужин тоже можно было не рассчитывать.

Точно не роскошь

Наш водитель Саша отличался особой невозмутимостью. Исключая случаи неудержимого мата при вынужденных скоростных перескакиваниях с полосы на полосу после команд Лени – "налево-направо". И микроавтобус был тоже хорош. Без кондиционера, тесный, неудобный. Чтобы открыть изнутри дверь автобуса, необходимо было участие двух человек, так как ручка на двери не работала. Один тянул за специальную веревочку, а другой – на счет "два-три" – тянул за ручку. А на обратном пути, где-то за 50 километров до границы, у нас стали гореть тормозные колодки. Саша и тогда оставался спокоен, с кем не бывает.

Формула

Приключения удались. Только по возвращению домой мы поняли, что все это было специально, мастерски подстроено организаторами тура для того, чтобы мы полностью погрузились в таинства Румынии, прониклись легендами этой страны. Это, на самом деле, несложно, если использовать формулу приключений, основанную на следующих шести правилах:

Одной только силой мысли уметь избавляться от водителя, дабы следовать букве бессмертного произведения. Научиться самостоятельно находить исторические достопримечательности в городах Румынии и научить делать это вашего гида. Выезжая утром из очередного отеля, не знать наверное, доберетесь ли вы живыми в ваш следующий отель, а если и доберетесь, то не знать когда, поскольку вопрос Когда? запрещен. Быть готовыми переночевать под Бухарестом две незабываемые ночи, по сути, под открытым небом. Догадаться взять с собой из Украины изрядный запас еды, который будет поедаться вами в автобусе во время переездов, поскольку другой возможности поесть у вас не будет. Последние 50 километров маршрута проделать в автобусе с горящими тормозными колодками.

Для тех, кто следовал этим правилам, полагается бонус: они могут быть уверенными, что путешествующие с ними дети, разглядывая через окно автобуса красоты Румынии, уже никогда не будут путать, где – лево, а где – право, и при этом получат возможность познакомиться с богатствами нецензурной лексики родного языка.

Однако помните, что турагентство "УКРРОМ" всегда оставляет за собой право менять правила, так что сюрпризы будут обеспечены и для вас.

Kartavtseva
    29/06/2004 15:49

Новости из Румынии

15.04.24 AZAL будет летать из Баку в Бухарест
    29.03.24 Румыния с 31 марта будет выдавать шенгенские визы
    22.01.24 Болгария и Румыния начинают вступление в Шенгенскую зону
    20.01.20 Wizzair открыла продажу билетов от 30 евро из Петербурга в Софию, Бухарест, Братиславу и Вильнюс