Третий Новый год в Андорре



    В прошлом Н.Году обитал в Энкампе в отеле "Энкамп" с женой и ребенком. Катались в Пас де ла Касе - Грау Рож. Но последний день пришлось просидеть в баре при +15 и ливневом дожде. Утром только успели подняться на Фуникампе, как поднялся сильнейший ветер, и нас согнали с горы. Из всех зон функционировала только Пас де ла Каса.

    Учитывая опыт прошлого года, а также разговоры о вечернем катании на освещенных трассах в Пасе, решил попытаться попасть именно туда. Опять же "альпийский" стиль - вышел из гостиницы, лыжи одел и поехал. Хотя это самый дорогой курорт в Андорре, тем более в НГ. Проработку маршрута начал с октября.

    Были правда мысли махнуть во Франции в Валь Торанс, очень рекомендовали друзья, но расчет по минимальным ценам превышал мои возможности, или надо было оставлять в Москве жену или ребенка, или обеих. Ниже 1200$ на человека не получалось, даже в аппартаментах (600-700проживание+400перелет+150ски-пас), а ведь еще и кушать хочется, я то ладно, а вот дочь(13л) и новая супруга(21г) удивительно прожорливы.

    Я выбрал один из самых простых отелей - "Бель Рок", после того как мне на карте города показали его месторасположение. А то знакомы эти шуточки, например, про отель "Пик Майя", который по словам некоторых турагенств находится чуть ли не в центре Пас де ла Каса, более порядочные менеджеры говорят, что в 1км от центра, а я как вспомню этот отель, одиноко стоящий не перевале вместе с бензоколонкой, и, если спуститься в Пас (500м по вертикали или 2-3км по серпантину) еще можно, то идти обратно будет явно не в кайф, а ловить попутку - не лучшее место, темно и холодно, а такси в Пас заезжают из ла Веллы крайне редко. Кстати, разговоры об освещенных трассах и вечернем катании тоже из области баек. Итак, конец октября, тур предоплачен, осталось дожить, восстановить навыки катания по появлении снега и сохранить здоровье.

    Без особых задержек вылетели в Барсу, через 4 часа приземлились, дождались рюкзаков и лыж, засели в автобус встречающего туроператора. Стали ожидать последнего, который всегда найдется на некую группу людей, кто особенно не торопится, пропускает мимо ушей фразы гида - не расходиться, и спокойно уходит в бар пить кофе на часок. На традиционной остановке посередине дороги, ситуация повторилась, что еще на полчаса удлинило путешествие. Зная, что мы последние, мы расслабились, и в полудреме катались по ла Велле, теряя коллег по разным гостиницам, добрались до Энкампа, тут нам объявили, что так как нас осталось мало, то надо пересесть в другой автобус. С этого и начались проблемы, правда, не у нас. Подъехав в Сольдео к 4* отелю, выяснили, что нас (ну не нас конкретно, а наших соавтобусников) там не ждали, а мест нет и не будет, просидев часок в автобусе, так и не решив ситуации, гид повезла нас дальше, оставив несчастных у стойки отеля. Проехав целых 50 метров ситуация полностью повторилась со сноубордистом, вселяющимся в соседний 4* отель, и мы проторчали еще час, уже напрягшись, а как нас встретят в нашем отеле. Предвидя такое событие, перед вылетом пытался получить у турагенства копию факса о бронировании отеля, но не дали, сказав, что у них такого факса нет, а есть он у встречающего – туроператора. Поругавшись часок, гид все-таки решила отвести нас, на удивление, вселение прошло без проблем.

    Про отель. Отель "Бель Рок" 3*. Нормальный отель для проживания на горнолыжном курорте. Три минуты до склона. СкиРум в подвале, но ботинки поднимали в номер, пытаясь просушить, ибо в СкиРум этим некому было бы заниматься. Топят сильно, постоянно открытое окно, и попытки найти "золотую" регулировку крана отопления. В номере все, что надо: душ, ванна, туалет, телевизор, телефон. Маленькое неудобство отеля - узкие лестницы, неудобно с лыжами и в ботинках спускаться и подниматься в подвал. Кормежка: завтрак - фуршет, но ассортимент в пределах континентального завтрака(сыр, ветчина, йогурт, соки, кофе, какао, омлет, фрукты). Ужин - по меню, 3-4 вида закуски, горячего блюда, десерта. Еды хватало.

    С утра, позавтракав, рванулись на гору, где за наличные(предусмотрительно разменянные в аэропорту) купили скипас(118$) на шесть дней. Потом пожалели, что ни на семь, - обратный вылет намечали на 22.30, выезд из отеля около двух, до отъезда катались, пришлось брать полный скипас на день(27$), т.к. половинный скипас(на который мы рассчитывали) можно купить только на вторую половину дня.

    Про катание и погоду. Без тумана или облаков было только 1.5 дня, все остальное время катались в облаках (средняя видимость 50-70м), но трассы хорошо размечены (да и все-таки третий раз), и проблем с катанием не было. Иногда удавалось на время избавляться от непогоды, переезжая в другую долину, где облака оказывались или выше, или ниже. Все же туман сыграл положительную роль в обучении дочки. В ясную погоду стоя наверху любой трассы, ее охватывал ступор, и пока она не сползала до половины, зарядившись от меня энергией переданной ей посредством слов и мимики, ей не хватало смелости спускаться вниз. В тумане она спокойно каталась везде. А после тумана былых страхов не осталось.

    Снегу было достаточно, но могло бы быть и побольше, было закрыто несколько интересных трасс. Готовят трассы великолепно, первые полтора часа катания просто замечательно, потом все хуже и хуже. Больше всего разбивают учебные трассы, попадая на них во второй половине дня, всегда поражался - как на них можно учиться? Большинство катается на нескольких, явновидных трассах, приводя их в полную негодность к обеду. А практически 50% трасс - свободны. Надо больше пользоваться картой. Вообще, по Новому году, максимум народу 2 и 3 января, потом страшные очереди (но стоять не больше 5-7 минут) на 4-6-креселках, тают на глазах.

    Самое страшное и опасное при катании - это не трассы, и не кучки бордеров, человек 30 сидящие вокруг инструктора прямо на склоне, а ваши соседи по креселке. Люди! Будьте бдительны! В прошлом году, мой ребенок сидел самым ближним к радиусу поворота шестикреселки, и, когда завалилось пару человек, она не успела выскочить, и ее двинуло разворачивающимися сидушками, с тех пор она всегда садиться крайней. В этом году, перед нами мужику повредили колено, он съезжал с подъемника, притормаживая плугом, и добрый сосед наехал ему на одну из лыж. Мужик упал вперед, но лыжа была прижата к склону, а ботинок не отстегнулся, и когда его оттащили от подъемника, нога у него смотрелась не в самом правильном фокусе. Бывает, народ вывозят со склонов, да и вертолет несколько раз в день поднимают.

    Кормежка на горе, самая разнообразная, можно спуститься в ГрауРож, можно к началу подъемников в Пас де ла Каса. Много и фастфутов и кафешек. Так как мы катались с 9, то к 12.30 уже были готовы к перекусу, но основная волна народу заполняет эти места 13.30-14.30. Завершив катание, приятно посидеть в кафешке у подъемников, собрать силы на дорогу к гостинице (2 минуты) за чашечкой - другой глинтвейна. После душа, небольшая прогулка перед ужином в отеле - до французской границы (50м) и обратно. В Пас де ла Касе, в отличие от ла Веллы, основное количество магазинов не спортивных, а алкогольно-табачных, чтобы французам не углубляться сильно на чужую территорию. После ужина - спать, утром рано вставать.

    Про акклиматизацию. Неожиданно (в прошлые поездки не замечалось - жили ниже) сказалось постоянное пребывание на высоте (2000-2100), на второй день - у жены легкая тошнота, и головная боль у нас обоих, но это прошло, а вот отдышка, поднявшись два этажа (а жили на четвертом), была у всех первые три дня, хочется продышаться, а воздуха слегка не хватает, подходишь к окну - воздух холодный, но пустой. На катании это не сказывалось, если не требовалось пробежать с лыжами в руках метров 100 (один раз, вырубили 6-и креселку, и накопившаяся толпа рванула на соседнюю, а то вечерело и хотелось в свою долину). Это при том, что ноябрь-декабрь гоняю всю семью для подкачки ног (приседания, бег по лестнице, лыжи), дабы на катании не было жалоб типа - дайте мне спокойно умереть в этом сугробе.

    Новый год в Андорре. Третий по счету. При выборе отеля был сделан упор, что новогодний ужин не является обязательным условием (40-100$ на человека) при покупке тура. Как это было в прошлом году в отеле "Энкамп", где пришлось заплатить по 60$ за трехчасовое сидение за столом с бутылкой шампанского на троих и тремя переменами блюд (раз в час) - красочно украшенный лобстер, что-то типа рульки и десерт. Придя в номер мой ребенок сказал - папа есть хочу. Кого не спрашивал, не слышал ни одного положительного отзыва об отельных празднествах. Предложение отеля попраздновать с ними, за 42 еврика, мы учтиво отклонили.

    Сначала собирался отпраздновать НГ в номере со своими девчонками, прошлись по супермаркетам, затарились (24 еврика) печением, конфетами, шоколадами, хлебом, маслом, сырами, шампанским, икру(красную/черную) привезли из Москвы. Хотя у них во всех магазинах можно найти черную икру по 2 еврика за банку, местную (в Испании начали разводить осетров и штамповать свою икру), все собирались попробовать, по отзывам - гадость, но не дошли руки и рты. Скоро в планах появились изменения: познакомившись с парой из Москвы, проживающей в нашей гостинице, решили праздновать вместе. Наш, родной НГ (22.00) - праздновать в ресторане, а местный (24.00) - в горах отойдя метров 100 от отеля. С рестораном чуть было не случился облом, надо было заказывать заранее, а не за 2 часа, с трудом, в пятом ресторане, забронировали столик на 21.30. Хороший ужин с шампанским обошелся в 100$ на пятерых (из которых шампанское - 35$). Продолжение происходило на склоне, у здорового камня, со свечками, шампанским, виски и апельсинами, под светом прожекторов, которые неожиданно включили невдалеке и направили на нас. Как потом оказалось, эти прожектора стояли на пограничном посту, по дороге во Францию, а мы, перейдя ручей, оказались на французской территории, и, видимо, опасаясь каких либо диверсий от страшных террористов, нас на всякий случай подсвечивали. Заключительная часть ужина происходила в нашем номере. А утром - в Гору!

    Кредитные карточки. У наших товарищей по гостинице случилась проблема - все деньги на карточке, а карточка вдруг не заработала (хотя осенью во Франции работала без проблем), не смотря на то, что коллега сам работает в этом же банке, и сразу стал звонить и раздавать тумаки, на другом конце провода только руками разводили - не знаем, канал в порядке, запросы не приходят, подождите 3 января, вот все выйдут на работу, тогда разберемся. Но и третьего ситуация не изменилась, пересылали ему деньги через Вестерн Юнит, в банк в ла Веллу. Причем, все аргументы были в стиле - это Андорра такая кривая. Правда, когда добрались до Барсы, то в аэропорту карточка отказывалась работать все равно. Звонили гиду, жаловались на всякий случай, гид сказал - не расстраивайтесь, еще у двоих тоже карточки не заработали.

    В то же время моя сбербанковская Виза безотказно работала уже второй год. Это не реклама, а предупреждение, не рассчитывайте только на карточку, имейте минимальный запас валюты.

    О гидах. Стараюсь ездить так, чтобы общаться с ними только в автобусе, и два года это удается. Беру у них скипас (как правило он со скидкой) и номер сотового телефона, чтобы при отъезде уточнить время прихода автобуса. Слушать надо их немного меньше, у них свои интересы, плюс к этому они многого не знают (или знают по проспектам). В первый приезд, гид меня убедил, что Пал-Ариенсал - это круто, и мы два дня из трех проклинали гида, "выкатывая" оплаченный скипас на элементарном склоне для начинающих.

    На верх (на гору) гиды, по моему, не поднимаются годами, поэтому спрашивать - где школы, как там со снегом - бессмысленно. Меня в прошлом году гид долго убеждал, что на Фуникампе (наверху) школ нет, и есть только одна страшная красная трасса, идущая в Грау Рож. На самом деле, там есть и школа, есть длинные голубые трассы, есть, где учиться, да и спуск в ГрауРож имеет голубой участок в обход красного "крутяка". Но, благодаря гиду, уже в этом году, товарищи по автобусу, живя в Энкампе в нескольких минутах хотьбы от Фуникампа (фуникулер в зону катания Пас де ла Кас - Грау Рож), шесть дней катались на автобусе до зоны Сольдео!

    То же касается скипаса на все зоны катания - каждый год находится народ, наступающий (с помощью гидов) на одни и те же грабли, как правило, катающийся в Сольдео-Эль Тарт и Пас де ла Каса-Грау Рож. Физически эти зоны объединены уже несколько лет, но можно кататься или в одной, или в другой - не могут хозяева поделить деньги. А некоторые гиды (не все) утверждают обратное, вводя народ в заблуду, да еще с пеной у рта.

    Закончилось катание, как всегда, неожиданно. Особенно учитывая, что катались в день отъезда, да еще и погода, наконец, наладилась. В 13.00 прибежали со склона, а в 13.45 уже встречали гида и грузились в пустой автобус, вяло подгоняемые администрацией отеля, в свете того, что, оказывается, мы должны были освободить номера еще в 12.00, но тут все козыри были у нас на руках - типа "Ай не ферштеен па фром каталонски!". В некоторых других отелях администрация оказалась понастойчивей, и автобус встречали люди просидевшие на ресепшине по 3-4 часа. К 20.00 добрались в Барсу. На стойке шла регистрация рейса вылетом 20.00, задержанного до 0.30. Наш рейс числился почти по расписанию - 23.00 (вместо 22.30). В 21.30 началась регистрация, сдали багаж, прошли контроль, но в резервацию (1 дьютифри и 1 бар) для нешангенцев не торопились, пошли гулять по засыпающему аэропорту с редкими транзитниками. Поскольку, после двух наших чартеров, следующий рейс только 7.10. Посидели в ПицеХат. Ближе к 23.00 прошли пограничников и засели в баре употреблять красное вино, т.к. больше там пить было уже нечего, а рейс перекинули на 00.00 (это меня вполне устраивало - позже вылетишь, больше спать встречающим - 4 часа полета + 2 часа сдвиг по времени). По залу, забитому двумя рейсами, поползли слухи, что раньше утра не вылетим, т.к. испанские грузчики с 0.00 до 6.00 не работают. Но в 23.50 объявили посадку нашему рейсу, и около 01.00 взлетели. Стюардессы и стюарды были предельно сосредоточены и угрюмы. Разговорив одного из них, узнал - для них это внеплановый рейс, утром они (вместе с самолетом) вылетели из Египта в Москву, а там, вместо положенного отдыха, их заслали в Барсу, где их снова лишили отдыха и смены, и теперь они должны опять пахать до самой Москвы. Командир корабля (в возрасте), после взлета, проспал на одном из первых рядов почти до Москвы, потом пошел в кабину. Сели мастерски, после заслуженных апплодисментов, из динамиков раздался голос уставшего напрочь человека:"Ну, слава богу, кажется, сели".

    Васильев Александр
    28/01/2003 12:25


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Андорры

    16.06.17 Роуминг внутри Евросоюза стал бесплатным, но у туристов будут сложности
    02.12.16 МТС меняет стоимость роуминга
    05.05.16 В Евросоюзе резко снижены роуминговые тарифы
    03.05.16 Люксембург, Андорра и Мальта - самые популярные малые страны Европы у российских туристов
    08.02.16 Москва - лидер популярности поездок на День всех влюбленных
    12.01.16 Санкт-Петербург - самый популярный город для новогодних путешествий с детьми
    29.11.15 Малоизвестные и недорогие горнолыжные курорты
    15.10.15 Красная Поляна, Шерегеш и Абзаково возглавляют рейтинг популярных горнолыжных курортов России
    08.09.15 В Новый год Сочи становится самым популярным местом отдыха россиян
    06.03.15 На лыжных курортах Европы в марте - солнечно и снежно