Три дня в Стамбуле



    Туда хотелось мне бы,
    Где не такое небо,
    Где не такие люди,
    Где все иначе будет...
    Римма Казакова

    Многие годы Стамбул оставался для меня недостижимой мечтой, несбыточной фантазией. И только прошлой осенью, в ноябре, мои мечты приобрели реальную почву: я, наконец, оформила загранпаспорт. Ехать решила весной, а пока искала в интернете ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся практической стороны поездки. Зима выдалась на редкость холодной и затяжной, но меня согревали мысли о предстоящем путешествии!

    Вначале я ориентировалась на апрель. Ведь в мае в Турции начинается жара, которая длится до самого октября. Но события мировой политики заставили меня внести коррективы в свои планы. Турция вступила в военный конфликт между США и Ираком, на ее территории разместились американские войска. А ехать в регион, где ведутся крупномасштабные боевые действия, по меньшей мере, неразумно.

    Через месяц-полтора обстановка в Ираке более или менее стабилизировалась. Но лето началось раньше обычного: всю вторую половину мая у нас на Украине стояла 30-градусная жара. Что же тогда говорить о Турции? Однако отступать от задуманного было поздно. Ждать более комфортных погодных условий еще четыре месяца у меня не хватило бы терпения. К 1 июня – моему дню рождения – я решила преподнести себе долгожданный подарок. По стечению обстоятельств, именно в этот день из нашего местного международного аэропорта отправлялся самолет на Стамбул.

    Вечером накануне покупки авиабилетов в офисе туристического агентства "Арт-Вояж" я услышала в телевизионном выпуске новостей печальное известие о катастрофе украинского самолета ЯК-42 в Турции и гибели всех его пассажиров и экипажа. Девушка, оформлявшая мне билеты и страховой полис, уверяла, что с самолетами авиакомпании "Урга" ничего подобного никогда не происходило, а АН-24, совершающий рейсы в Стамбул – машина давно испытанная и очень надежная. Когда-то мне довелось немало полетать и маленькими "яками" и "анами", и огромными ТУ-154 и ИЛ-86. Но в последний раз это было еще в 1990 году. Поэтому некоторое чувство страха перед полетом я, надо признаться, испытывала.

    Время вылета было не самым удобным – 23.00. Еще одно неудобство: никаких маршрутов общественного транспорта в аэропорт, расположенный далеко за чертой города, не предусмотрено. Пришлось добираться на такси за 10$ (для сравнения: трансфер из аэропорта до отеля в Стамбуле – 2,5$). Регистрация пассажиров была назначена на 21.00. Я приехала на полчаса раньше и оказалась первой. Кроме меня в пустом зале полузаброшенного аэропорта сидела только группка девушек-практиканток, отправляющихся в свой первый рейс в качестве стюардесс. Пока я не спеша заполняла таможенную декларацию по образцу на стенде, стали подтягиваться остальные пассажиры. После прохождения досмотра я насчитала в зале ожидания всего 18 человек. Это были исключительно женщины, в основном, представительницы "челночного" бизнеса.

    Когда нас пригласили на посадку, мы гурьбой побрели пешком по летному полю в кромешной темноте. Но зато вылетели точно по расписанию – минута в минуту – вот преимущество перед большими аэропортами, где чартерные рейсы очень часто задерживают. Несмотря на непрезентабельный вид нашего АН-24, полет прошел, как по маслу – нас ни разу не качнуло, и шум двигателей не слишком досаждал, я даже пыталась дремать. Через два с половиной часа самолет начал снижаться. Я открыла глаза, глянула в иллюминатор и … замерла, как зачарованная. Мои руки еще нервно сжимали так и не пригодившийся гигиенический пакетик, а губы сами по себе расплывались в может быть, глуповатой, но счастливой улыбке!

    Под нами раскинулось необозримое море огней, разделенное черным пространством. Это Босфор! А на нем, как причудливые узоры на восточном платке – окруженные по периметру огоньками силуэты островов. Вот уже видны и огни судов, стоящих на рейде, а на обоих берегах – мерцающие голубоватым светом лоскуты жилых кварталов, пересеченные ярко-желтыми линиями фонарей вдоль автомагистралей. Это феерическое зрелище ночного Стамбула я буду помнить всю жизнь!

    На огромном летном поле стамбульского аэропорта Сабиха Гюкчен всего два самолета – наш и казахстанский. Пусто и в ярко освещенном, сверкающем блеском современных отделочных материалов здании вокзала. По сравнению с нашим провинциальным, сохранившим интерьеры 80-х годов, он кажется сказочным дворцом. Этот аэропорт строился на окраине азиатской части Стамбула в расчете на значительный рост пассажирских авиаперевозок. По размерам и дизайну он не намного уступает центральному аэропорту Ататюрк, но в настоящее время не используется с полной нагрузкой, выполняя роль запасного.

    Вот, наконец, в обмен на 10$ наклеена в мой загранпаспорт марка-виза (буквально через несколько дней ее стоимость поднялась в два раза!), и я, стараясь не отстать от группы, выхожу на улицу. Здесь нас уже ждет большой комфортабельный автобус и гид по имени Мустафа. В салоне он собирает с пассажирок по 50$ (по 15 за каждый из трех дней пребывания в гостинице с завтраком и ужином и 5 – за проезд в оба конца). По дороге я не отрываясь смотрю в окно. Вот пустынное шоссе, кварталы многоэтажных домов с темными окнами – видимо, "спальные" районы. Но кое-где жизнь еще не замерла: оживленное движение легковых машин и пешеходов, мелькание ярко освещенных витрин. Самое сильное впечатление, конечно, производит переезд по знаменитому полуторакилометровому мосту через Босфор. На холмистых берегах возвышается множество мечетей с устремленными к небу "копьями ислама" – минаретами. Их силуэты четко видны благодаря специальной подсветке. Неужели это не сон, и я действительно в Стамбуле?!

    Наш трехзвездочный отель "Grand Asian" находится в торговом районе с красивым названием Лалели (lale – по-турецки "тюльпан"). На reception нас быстренько расселяют по двухместным номерам. Поскольку у меня нет пары, я оказываюсь в числе последних вместе с "бизнесвумен" по имени Тамара. Но тут оказывается, что двухместных номеров уже нет, и нам предлагают переночевать в одноместных, а завтра переселиться. Делать нечего, поднимаемся в лифте на третий этаж (здесь он считается вторым) и занимаем два соседних номера, разделенных "шахтой" – внутренним двориком, куда выходят их окна.

    Номер маленький, но обстановка современная, очень чисто, есть телефон, фен, телевизор. После душа валюсь на широкую кровать с целью поспать хоть пару часов. Но не тут-то было – сна ни в одном глазу. Рассветный призыв муэдзина из близлежащей мечети застает меня бодрствующей, как и более поздний звонок телефона. Это Тамара сообщает мне, что пора идти на завтрак. Ресторан находится на последнем, восьмом этаже отеля. Из его окон открывается прекрасная панорама – море, корабли, чайки. В зале чисто, нарядно и уютно, на столах белые скатерти, хорошая посуда. Питание по типу шведского стола – разнообразное и довольно вкусное.

    После завтрака переселяемся в номер напротив, который горничная-турчанка только что убрала. По-русски она не говорит ни слова, но улыбается вполне любезно. Здесь намного просторнее и окно выходит на улицу. С любопытством выглядываю: напротив возвышается 8-этажное здание, и до самого верха вместо окон – витрины, уставленные манекенами в самой разнообразной одежде. Весь район Лалели состоит из магазинов и отелей для "челночников", приезжающих сюда со всего СНГ. Насколько я поняла, большинство магазинов работает напрямую с обувными, швейными, трикотажными фабриками. Если верить Тамаре, товары здесь хорошего качества, но и цены соответствующие, так что есть смысл приобретать их только оптом – покупая в розницу, практически ничего не выигрываешь. Впрочем, покупки вовсе не были целью моего путешествия.

    Существенный минус здешних гостиниц – то, что район очень шумный: до позднего вечера не затихает движение людей и машин, громкий говор, крики зазывал. А ночью здесь продолжают что-то строить и ремонтировать, подметать улицы, убирать мусор. В общем, нормального сна за все время пребывания в Стамбуле у меня так и не было. Но это компенсировалось каким-то необыкновенным эмоциональным подъемом, массой новых впечатлений. Так что даже суматошная жизнь Лалели была для меня частью турецкой экзотики и казалась очень интересной.

    Выйдя после завтрака на улицу, я первым делом отыскала остановку трамвая и купила в киоске жетоны. Как мне уже было известно, отсюда до исторического центра города, где расположены основные достопримечательности, нужно проехать всего четыре остановки. Но, может быть, от волнения я сбилась со счета и вышла на третьей. Пройдя по узкой извилистой улочке вслед за толпой, увидела арку с надписью "Гранд Базар". Это и есть знаменитый крытый рынок Капалычарши – целый город из магазинов и лавочек. В его лабиринтах можно блуждать целый день, но пока это не входило в мои планы. Первым делом я собиралась совершить обзорную автобусную экскурсию по городу. Вернувшись по противоположной стороне той же улочки назад к трамвайной линии, я дошла до Айя-Софии. Полюбоваться на нее удалось только снаружи, так как по понедельникам этот храм, превращенный в музей, закрыт.

    Зато, в ожидании прибытия экскурсионного автобуса, я осмотрела другой не менее величественный памятник архитектуры – Голубую мечеть. Как известно, она была построена султаном Ахметом с целью превзойти христианскую святыню. В отличие от Айя-Софии, Султанахмет – действующий храм. Войти туда можно свободно, денег ни на входе, ни при выходе у меня не спрашивали, но нужно снимать обувь и класть ее в специальный пакет, а, уходя, оставлять его. Я долго любовалась высокими сводами мечети, рассматривая в театральный бинокль замысловатые письмена и орнаменты.

    Экскурсионный автобус – достопримечательность Стамбула сам по себе: двухэтажный кабриолет ярко-красного цвета. Правда, ехать на открытом втором этаже было довольно прохладно, особенно, когда пересекали по мосту залив Золотой Рог. Рассказ гида можно слушать в записи через наушники на одном из 11 языков. Кроме меня, русскую версию включили только для одной женщины, ехавшей с мужем-американцем. Других соотечественников среди туристов не было. Конечно, полтора часа – слишком мало, чтобы ознакомиться с таким городом, как Стамбул, но все же общее представление о нем я получила. Досадный недостаток маршрута – он не проходит через главную улицу, проспект Независимости (Истикляль джаддеси), так как она пешеходная. А другой возможности побывать на той стороне Золотого Рога мне больше не представилось.

    Этот день завершился прогулкой по набережной, где стоит памятник Ататюрку, и парку Гюльхане – месту отдыха и праздничных гуляний стамбульцев. В понедельник здесь, конечно, было тихо и малолюдно. Надо заметить, что Стамбул меня немного разочаровал в том плане, что я ожидала увидеть здесь пышную субтропическую растительность, как, например, в Сочи или хотя бы на Южном берегу Крыма: пальмы, цветущие магнолии, олеандры, розы. Ничего подобного нет даже в парке. А на улицах зелени вообще очень мало – редкие и чахлые деревья, в основном, чинары, мелкие невзрачные цветочки типа фиалок на клумбах. И везде толпы народа, потоки транспорта. Все-таки, дает о себе знать перенаселенность – трудно даже представить, как здесь умещается 15 миллионов человек!

    На следующий день я направилась по уже проторенному пути прямо к Айя-Софии. Внутри собора шла реставрация: часть его центральной части и купола была скрыта строительными лесами. Я побродила по погруженному в полумрак древнему храму, рассматривая фрески и витражи, постояла у мраморных колонн, прижав обе ладони к их холодной поверхности, чтобы впитать в себя особые токи, идущие из глубины веков. Всегда так делаю в исторических местах – благо, таблички "руками не трогать!" поблизости не было.

    Обязательным пунктом составленного мной плана знакомства со Стамбулом была морская прогулка по Босфору. Вдоль той же трамвайной линии я спустилась на пару остановок ниже к пристани Эминёню. Отсюда отправляются маленькие экскурсионные суденышки, на одно из которых меня стал заманивать турок, говорящий по-английски. Я уж было согласилась и даже открыла кошелек с деньгами, но увидев, как эта скорлупка подпрыгивает на волнах, поняла, что никакого удовольствия от путешествия не получу из-за морской болезни. В то же время стоящий рядом большой паром, перевозящий пассажиров на противоположную сторону Золотого Рога, совершенно не качало, и я решила прокатиться хотя бы на нем. Но турок так настойчиво повторял, что на том берегу "there is nothing to see, nothing to see", что я проявила малодушие и поспешно ушла, лишь бы от него отвязаться. Так я и не совершила морской прогулки ни по Босфору, ни по Золотому Рогу, о чем до сих пор жалею.

    Вернувшись обратно, я побывала в подземном дворце Цистерна Базилика, который во времена Византии служил водохранилищем на случай осады. Здесь царили холод, сырость и мрак, что после полуденного солнцепека было даже приятно. Лес огромных каменных колонн, плеск капель, срывающихся с потолка в воду, где плавают еле различимые в темноте стайки рыбок, – все это и так впечатляет, а для пущего эффекта еще звучит классическая музыка и вспыхивает затейливая подсветка.

    Изрядно продрогнув, я решила вернуться в отель пешком. Дойдя до Стамбульского университета, сделала небольшой "крюк" – поднялась по ступенькам наверх, где расположены его старые корпуса и площадь с несметным количеством голубей. Здесь я отдохнула, сидя на скамейке, полюбовалась музыкальным фонтаном, струи которого вращались и извивались в причудливом танце. Это шоу собрало немало зрителей, дружно зааплодировавших по окончании красивого зрелища. А я направилась "домой", в Лалели.

    На третий день, миновав уже знакомые места, следуя указателям c надписью "Топкапы Сарай", я нашла знаменитый султанский дворец. Конечно, если сравнивать с такими ранее виденными мной резиденциями монархов, как московский Кремль, Зимний дворец в Петербурге или королевский дворец в Будапеште, Топкапы выглядит довольно скромно. Но он таит в себе особое очарование Востока. Я очень долго гуляла по его обширной территории, любовалась открывающимся с высоты видом на Босфор, сидела у мраморного фонтана в тени магнолий, заходила в павильоны, где, бывало, отдыхали от государственных дел турецкие султаны. За дополнительную плату можно было посетить гарем и сокровищницу. Но я не пошла туда, не столько из экономии, как из-за усталости – ноги уже еле носили, а мне еще предстояло разыскать мечеть, которую Сулейман Великолепный построил в честь своей жены Хюррем Султан, более известной как Роксолана. Не посетить ее было бы непростительно!

    Кроме того, у меня уже рябило в глазах от разнообразных экспонатов: оружия, посуды, украшений и других предметов старины, хранящихся в отдельных выставочных павильонах. Запомнилась также выставка мусульманских реликвий. Среди них были, например, меч пророка Мухаммеда, ларец с пылью с его гробницы и даже волосы из бороды пророка. Чтобы их рассмотреть опять пригодился мой театральный бинокль. А какая-то пожилая турчанка попросила его у меня и взирала на них с религиозным благоговением. Среди посетителей выставки были не только любопытные туристы, но и паломники, а в углу священнослужитель выводил молитвенные песнопения.

    Найти мечеть Сулеймана оказалось не таким уж легким делом. Я даже немного заплутала в лабиринте узких улочек, переполненных людьми и машинами. Но была вознаграждена торжественной тишиной и неземным покоем величественного храма. Видимо, время было неурочное для молитвы, поэтому посетителей в мечети было очень мало. А на кладбище за ее оградой и вовсе никого. Как же найти среди множества надгробий, покрытых арабскими письменами, могилу Роксоланы? И вдруг в окне одного из павильонов я увидела портрет, знакомый по обложке книги Павла Загребельного. Я спросила у охранника разрешения войти и, разувшись у входа, ступила на ковры, устилавшие пол усыпальницы.

    Честно говоря, я против того, чтобы лепить из Анастасии Лисовской образ национальной героини. Настоящими героинями были, по-моему, девушки, которые предпочитали смерть неволе в турецком гареме, но их имена история не сохранила. А Роксолана считается одной из самых выдающихся женщин своей эпохи. Наверное, я довольно долго стояла над могильными плитами султанши и ее детей, похороненных рядом, отдавая дань памяти великой соотечественнице, потому что в дверь заглянул охранник: мол, что это я там делаю? "She was from Ukraine and I’m from Ukraine too" - пояснила я, и он с улыбкой закивал: "Yes, yes!"

    Остаток дня мы с Тамарой провели в походах по магазинам, а в полночь наша группа собралась в холле гостиницы в ожидании автобуса. Последний бросок через ночной город – и мы в аэропорту Сабиха Гюкчен. Неужели прошло всего три дня? Кажется, что целая жизнь – не моя, а кого-то, кем я могла быть, если бы родилась в этом городе в одном из предыдущих воплощений…

    P.S. Для тех, кого, как и меня, интересует экономный вариант туризма: вся поездка (не считая покупок) обошлась мне в достаточно скромную сумму около 350

    Ирина Кулишкина
    20/07/2003 12:26


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    14.03.19 В Стамбуле продлена линия Marmaray, а дальние поезда пошли по тоннелю под Босфором
    13.03.19 Turkish Airlines и другие компании отменили тысячи рейсов из-за смены аэропорта в Стамбуле
    25.02.19 Полный запуск нового аэропорта Стамбула вновь перенесен, 5-6 апреля будут отменены большинство рейсов в Стамбул
    15.02.19 Atlas Global временно приостановила полеты из Стамбула в Москву
    06.02.19 В Турции открывается отель для веганов
    28.12.18 Turkish Airlines запускает рейсы из нового аэропорта Стамбула в Москву
    20.12.18 Перевод рейсов в новый аэропорт Стамбула вновь отложен
    12.12.18 Turkish Airlines будет чаще летать из Стамбула в Краснодар
    07.12.18 Turkish Airlines будет летать из Антальи в Санкт-Петербург
    22.11.18 Turkish Airlines поставит Boeing 737 MAX 9 на линию Стамбул - Москва
    [an error occurred while processing this directive]