Хроника одной поездки на Кубу



    Начало.

    Поездка на Кубу обещала стать счастливым путешествием в рай в стиле "баунти", с волшебным превращением зимы в лето, а нас из замученных холодом, работой и делами москвичей в загорелых беззаботных туристов. Так бы все и было, если бы не цепь случайностей и обстоятельств, в результате которых нам пришлось столкнуться с ненавязчивым сервисом "Ингосстраха", а также познать всю силу "человеколюбия" сотрудников авиакомпаний "Эйр-Франс" и "Кубана". Эти соприкосновения оказались настолько болезненными, что даже теперь, по прошествии времени, поездка на Кубу воспринимается как тяжелый жизненный урок, а возвращение домой к трудовым будням - как избавление и награда за мужество. Возможно, все это стоило бы побыстрее забыть и не обременять будущих путешественников тяжелыми подробностями неудачного отдыха, но я все-таки решила воскресить события тех дней. Ведь, несмотря ни на что, отдых на Кубе замечательный и заслуживает того, чтобы это "всенародно" признать, а наш горький опыт поможет избежать ситуаций, которые могут его омрачить. Кроме того, справедливости ради, стоит "прославить" имена тех, благодаря кому мы поимели столько отрицательных эмоций. Итак, все по - порядку.

    Почему Куба?

    Участниками путешествия были я, мой муж, дочка восьмиклассница и мой папа. Сын - студент 4 курса был вынужден остаться дома в связи с сессией. Поездка была задумана как возможность провести зимний отпуск вместе с семьей моего брата Костика, который живет в Канаде. Острова Карибского бассейна являются любимым местом отдыха жителей американского континента. Мы остановили свой выбор на Кубе по разным соображениям: во-первых, по сравнению с другими странами этого региона, это самый экономичный вариант, во-вторых, легкость в оформлении документов - не надо делать визу, а в-третьих, нас привлек тот ореол романтики, которым овеян "Остров Свободы и Любви".

    Перед поездкой я "посидела" в Интернете, почитала отзывы тех, кто побывал на Кубе, и, утвердившись в правильности своего выбора, стала определяться по конкретным вопросам организации отдыха. Поскольку идея провести отпуск на Карибах принадлежала моему брату, то мы решили, что ему проще будет определить место отдыха. Туристические агентства в Канаде предлагают большой выбор курортов и отелей на Кубе. Наши турагенства с этой страной работают не очень активно: и предложений мало и цены гораздо выше, чем, если бронировать отель из Канады. Брат местом отдыха определил район Ольгин, побережье Гвардалавака, отель "Бризас" 4 звезды. В Интернете я не нашла ничего сколько-нибудь интересного по Ольгину, зато масса восторженных отзывов тех, кто побывал в Варадеро. Это известный курорт и находится недалеко от Гаванны, а до Ольгина нужно лететь еще 2 часа самолетом - местными авиалиниями. Но Костик объяснил мне, что январь не лучший сезон в Варадеро- это период сильных ветров, поэтому канадцы предпочитают в это время года отдыхать в южных районах Острова. Ольгин - один из наиболее популярных курортов, а мало информации на российских сайтах опять-таки только потому, что этот район не раскручен российскими туроператорами.

    Доводы брата показались нам убедительными и мы решили , что пусть дорога займет на два часа больше и утяжелится дополнительным перелетом, зато меньше риск попасть на плохую погоду. Ольгин , так Ольгин! Костик забронировал нам места в отеле и билеты на внутренний перелет, а моя задача была купить билеты до Гаваны и обратно, что оказалось совсем не просто. На дворе стоял ноябрь, но билетов на первые числа января почти не было. После массированного обзвона различных агентств , у меня оказалось на выбор 2 варианта : или с 4 по 18 января совместным беспосадочным рейсом авиакомпаний " Аэрофлот -Кубана" , или с 1 по 18 января авиакомпанией "Эйр-Франс" с остановкой по дороге "туда" на 2 ночи в Париже и двухчасовой стыковкой на обратном пути в Аэропорту Шарль-Де -Голь. Магическое слово "Париж" сделало свое дело - я оказалась слаба - мы купили билеты "Эйр-Франс".

    Ну, здравствуй, Куба!

    Итак, 1 января, отпраздновав встречу Нового 2003 года, мы на борту А-310 покинули московскую землю и двинулись на Запад, в сторону "обетованной" кубинской земли. В рамках этого повествования не буду останавливаться на днях , проведенных в Париже , скажу лишь , что Париж не разочаровал, а наоборот, стал еще более желанным. Не без грусти, покидая этот прекрасный "город - праздник", 3 января мы вместе с другими пассажирами Боинга 747 вылетели в Гавану, а 4 января в 20 часов по местному времени приземлились в Гаванском аэропорту имени Хосе Марти. Город встретил нас холодным ветром, не предвещавшим приятной вечерней прогулки. Взяв такси, мы направились в гостиницу Сан Джонс, где по плану у нас была ночевка. Гостиница расположена в центре города, недалеко от набережной Малекан, для 3 звезд совсем неплохая - слегка пошарпанная, но в номерах европейская сантехника, телевизор, кондиционер. Дама на ресепшн / по- нашему администратор / была вежлива, но не очень доброжелательна. Как только она замечала, что у клиента есть к ней вопрос, она тут же начинала общаться с другими служащими, носильщиками, что-то высматривать в компьютере или куда-то звонить, так что задача попасть в поле ее зрения или слуха требовала мобилизации таких качеств как терпимость и целеустремленность. Это было первое знакомство с особенностью национального характера кубинских служащих : самодостаточность и неспешность в общении с клиентами. Решение любых малозначительных вопросов, занимает гораздо больше времени, чем можно себе это представить.

    Но, тем не менее, мы разместились, а ночью мы с мужем решили побродить по ночной Гаване, ибо другой возможности познакомиться с городом у нас не предвиделось, т.к. на обратном пути ночевка не была запланирована (о, как мы ошибались!). Ночной город произвел на нас достаточно мрачное впечатление - частично из-за погоды : дул сильный ветер и было холодно, а частично из-за архитектуры большинства зданий, если к прямоугольным, серым постройкам можно применить это слово. Мы прошли до набережной, которую захлестывали ревущие волны черного взбесившегося океана. Это было волнующее зрелище. Постояв немного, мы побрели обратно. Из переулков там и сям , доносилась музыка, слышны были голоса, смех, работали небольшие кафешки. Ощущалось, что где-то , в недрах города бурлит ночная жизнь, заманчивая и враждебная одновременно. У этого города есть свои тайны, но мы понимали, что в силу разных причин нам в эту ночь они не раскроются...

    Ольгин. Белые пески Гвардалаваки!

    Перелет "Гавана-Ольгин" осуществлялся авиакомпанией "Кубана" на нашем стареньком кукурузнике Ан-24. Кабина пилота отделялась от пассажирского салона деревянной в заплатках дверцей, с металлической ручкой, на которой было по-русски написано "жми здесь". Нам это показалось ужасно трогательным. Забавным было и то, как наш маленький самолетик отбрасывал тень на зеленые поля , над которыми мы пролетали. Небо было ясным, но встревоженные холодной погодой в Гаване, мы во время полета мрачно шутили над тем, как, вырвавшись из холодной московской зимы, пролетев более 15 часов, с двумя пересадками, мы наконец-то доберемся до какой-то кубинской глубинки, где будут две недели лить дожди и дуть ледяные ветра.

    Но первые же секунды пребывания на благодатной Ольгинской земле рассеяли наши тревоги. В Ольгине оказалось солнечно, жарко, и в воздухе ощущалась настоящая курортная нега. Напряжение ушло с наших лиц, и мы приветствовали местных жителей беззащитными доверчивыми улыбками туристов. Мы даже не стали выпендриваться при выборе такси, а весело запихнулись вместе с чемоданами в маленький раздолбанный драндулет. Час езды по извилистым дорогам наперегонки с велосипедистами, лошадьми и другими такими же как наша колымагами, и вот уже вывеска "Гвардалавака" , а вот и наш отель, а вот и мой брат ! Да, мой умница братик действительно постарался. Отель "Las Brisas" оказался очень симпатичным четырехзвездником, состоящим из основного здания и территории с виллами. Виллы двухэтажные с достаточно интересной архитектурой, в одной из них на втором этаже мы и поселились. Вид с балкона на океан просто как с картинки. Номера просторные, обставлены скромно, но со вкусом. На территории отеля 2 бассейна : один возле основного здания, другой на территории вилл, плюс маленький детский бассейн. К услугам отдыхающих 4 ресторана: два "шведских стола", один "си-фуд" и итальянский. Отель работает по системе "все включено" по стандартной схеме. К недостаткам можно отнести достаточно однообразную и не очень вкусную кухню и то, что отель не совсем новый , а в условиях высокой влажности климата, в номерах, особенно первое время очень ощущался запах сырости. Климат в это время года действительно настолько влажный, что вещи никогда не просыхают, а одевать с утра на пляж мокрый со вчерашнего дня купальник - дело обычное.

    Ко всему этому со временем привыкаешь, зато не устаешь радоваться теплу, солнцу, океану, пальмам и белому песку!

    О белом песке хочется сказать особо! Не знаю кто как, а я очень неравнодушна к песчаным пляжам, особенно в тихую безветренную погоду, когда вода спокойна. Меня переполняет абсолютное блаженство, когда я вижу как тонкая прозрачная грань "большой воды" сопрягается с мягкой толщей пушистого и упругого песка, и их соприкосновения так нежны, что они практически не смешиваются друг с другом... И представьте себе мой восторг, когда моему взору открылось бесконечное пространство белого и тонкого, почти как известь песка, на который мягко накатывают шелковистые волны огромного сияющего молочно-голубого океана! А на фоне этого великолепия жизнерадостные зеленые пальмы с желтыми гроздьями кокосов. Вот такими красотами встретило нас побережье Гвардалаваки.

    Однако не только природным великолепием порадовал нас курорт, но и разнообразием развлечений. Никогда раньше мне не приходилось видеть летающие лодки. Это чудо техники взмывает в небо, разогнавшись прямо с поверхности воды, а, налетавшись, так же естественно садится на воду обратно. Выглядит это совершенно фантастически!

    Желающим прыгнуть с парашютом предлагают сделать это с высоты 3000м без подготовки , но вместе с опытным инструктором. Вас плотно соединяют с ним - как сэндвич, а затем Вы просто "катаетесь" в свободном полете, ни о чем не думая. Инструктор сам знает, когда раскрыть парашют. За дополнительную плату Вас еще и снимут на камеру во время полета. Мой братишка прыгал, ему очень понравилось, а на память еще и 20-ти минутный фильм остался.

    Неизгладимое впечатление на нас произвел и местный дельфинарий. Мне приходилось бывать и раньше в дельфинариях и в Испании и в Канаде, да и у нас на Черном море, но только здесь мне посчастливилось покататься на дельфинах. После шоу это может сделать любой желающий. Сначала вы знакомитесь, плавая вместе с двумя обаятельными дельфинами, гладите их, а потом ложитесь животом на воду, вытянув ноги, а они, подплыв сзади и уперев носы вам в пятки, абсолютно синхронно разгоняют вас так, что вы всем корпусом взмываете над поверхностью воды и несетесь на приличной скорости прямо на парапет! Но в "последний" момент эти умницы вас бросают, и вы просто плюхаетесь в воду. И взрослые, и дети в полном восторге! А на прощание дельфины подплывают к вам и, если положить им ладошку на нос , то они поцелуют вас в обе щеки!

    Очень запомнилась нам поездка на мопедах. В отеле их можно взять без проблем на прокат на любое время, мы взяли на несколько дней. Первый день новички, в том числе и я, осваивали мопеды, а уже на следующий день мы поехали осматривать местные селения. Дома, в которых живут местные жители настолько маленькие и хрупкие, что их скорее можно назвать хижинами. Люди живут очень бедно, но при этом, что поразило - нигде не увидишь на их крошечных подворьях каких - нибудь досок, кирпичей, свалки хозяйственного хлама, всего того, что может когда-нибудь пригодиться. Все чисто и эстетично. Местные жители встречали нашу "группу на мопедах" очень приветливо. Хозяйка одного из домов разрешила нам пройти на территорию ее дворика , чтобы мы смогли снять на камеру великолепный вид на холмы, покрытые частоколом белостволых пальм. После она угостила нас кокосовым молоком ( если честно мне совсем не понравилось) , а когда уходя мы предложили ей денег, она попросила нас , в следующий раз привезти ей какую-нибудь обувь, т.к. ее совсем износилась. Дело в том, что для жителей селений большая проблема выбраться в какой-нибудь город за покупками. В этом районе Кубы своих машин никто не имеет, автобусы в такие глухие места не ходят, приходится пользоваться услугами водителей государственных машин, которые подрабатывают частным извозом, а это не по карману большинству местных жителей. Люди здесь живут очень бедно, но при этом удивительным образом сохраняют и чувство собственного достоинства и жизнелюбие. А женщины очень любят красиво одеваться и стараются использовать любую возможность, в том числе и туристов, чтобы обновить свой гардероб. Да что говорить, не так уж много времени прошло с тех пор, когда мы доставали "из-под прилавка" импортные вещи, переплачивая в несколько раз и завидуя нашим соотечественникам, имевшим возможность одеваться в "березках".

    Несчастный случай.Ольгинский госпиталь им. В.И.Ленина. Ненавязчивый сервис "Ингосстраха".

    Наверное, если бы все закончилось также замечательно, как началось, мое повествование уже можно было бы завершить. Но, на четвертый день нашего отдыха произошел несчастный случай . Мой папа, катаясь на велосипеде, не вписался в крутой поворот и получил серьезную травму, налетев при падении грудью на бетонную плиту. Он почувствовал острую боль и затрудненность дыхания. С каждой минутой его самочувствие ухудшалось. Мы решили немедленно вызвать врача. Я извлекла имевшуюся у нас страховку "Ингосстраха" и удостоверилась, что страховое покрытие в случае травмы 1000 $. Купив карточку за 10 $, мы с братом побежали звонить по указанному в полисе телефону. Дозвонились мы быстро, но пока я называла № полиса, данные моего папы и наши координаты, карточка кончилась. Еще 10 $ нам стоило объяснить, что случилось. Приятным женским голосом нам было предложено пройти в номер и ждать в течении 10 минут звонка от соответствующих служб, которые окажут нам помощь. Мы спросили, как зовут девушку, которая так четко и оперативно берется решить нашу проблему - Ольга Майорова ее имя. Это очень важно, потому что последующие 4 часа и 50 $ мы посвятили общению с этой милой барышней. Через 10 минут телефон и вправду зазвонил, но со мной почему-то стали говорить на английском и просили объяснить, что случилось и описать состояние папиного здоровья. Мои познания в английском позволили ответить на первую часть вопроса, но вот описывать симптомы больного и его историю болезни, увы, нет. Я как-то раньше думала, что страховая компания, гарантируя помощь в зарубежных поездках, берется также обеспечить и преодоление языкового барьера между пациентом и местными медицинскими службами. В нашем случае это оказалось не так. Хорошо, что рядом был мой брат, он и вел дальнейшие переговоры. Положив трубку, он с недоумением сказал, что звонили почему-то из Германии и обещали, что через 20 минут будет врач. Мы прождали час. Папе становилось хуже. Больше всего пугало, что он не сможет дышать. Звоним в Россию Ольге Майоровой. Девушка очень удивлена таким развитием событий, но объясняет неувязку тем, что их компания не работает напрямую с Кубой, они работают с Германией, а Германия связывается с Мексикой, а вот уже Мексика имеет выход на Кубу. Очевидно, наш запрос и затерялся где- то на просторах Мексики."Где ты откопала эту страховую компанию? Что это за бред?" - взревел мой брат. Пришлось объяснять, что "Ингосстрах" у нас считается самой стабильной и крупной компанией. Что тут скажешь? Дальше, мы звонили каждые 5-10 минут, то в Россию, то в Германию. Состояние здоровья папы уже вызывало у нас панический страх за его жизнь. Я стала кричать этой Ольге Майоровой , что если с отцом что-то случиться , они будут отвечать. На что страховая барышня, слегка обидевшись на мой тон, с достоинством парировала, что их компания всегда отвечает. А затем, после почти четырех часов изматывающего ожидания и звонков, она вдруг спросила, настаиваем ли мы на скорой помощи или все-таки готовы подождать до утра, и тогда они со свежими силами будут пытаться найти нам врача. Мы, черт побери, настаивали!

    Врач скорой помощи, осмотрев папу и вколов ему обезболивающий укол, предложил проехать в клинику в 20 км от Гвардалаваки, чтобы сделать рентген, кардиограмму и анализ крови. Снимок грудной клетки получился только с третьего раза: первый раз забыли сказать, чтобы не дышал, второй - чтобы перед этим сделал вдох. Снимок подтвердил худшие опасения - перелом кости грудной клетки. Нам предложили опять забраться в машину скорой помощи и везти папу в госпиталь г. Ольгин, который находится в 80 км от того места, где мы были, т.к. в этой клинике только оказывают первую помощь, но не лечат. В госпиталь папе необходимо было лечь по двум причинам : во- первых, его должен осмотреть врач - специалист, а во-вторых, ему необходимо 1-2 суток находится в жестко-фиксированном положении, лежа под углом 45 градусов. Возразить было нечего и мы, вкатив носилки с папой в "карету" скорой помощи, в буквальном смысле поскакали 80 км до госпиталя. Дорога, видать, была очень неровной, а наш водитель сильно спешил, и папа подпрыгивал на носилках как гимнаст на батуте, на пути к своему жесткофиксированному положению на госпитальной койке.

    Надо сказать, что весь путь от отеля до госпиталя нас сопровождала очень милая и смышленая медсестра Джулия, единственная к тому же, кто говорила с нами на хорошем понятном английском языке. Она переводила для нас речь своих коллег, которые или не знали английского совсем или на очень примитивном уровне, на который накладывалось жуткое произношение. Помощь Джулии мы смогли оценить в полной мере, когда она уехала, оставив нас наедине с медперсоналом Ольгинского госпиталя. Начался настоящий Вавилон. Каждый новый сотрудник нас бодро спрашивал : "Do you speak English?", а, получив утвердительный ответ, начинал бегло общаться на испанском. Что касается русского языка, то знания его ограничивались словами, типа "спасибо", "хорошо" и т.д.

    В конце-концов к 7 часам утра папа был помещен в одноместную палату ( очень похожа на кухню в "хрущевке", где 20 лет не делали ремонт и вынесли всю мебель, оставив почему-то кровать.) Госпиталь носил гордое имя В.И.Ленина и в холле на первом этаже красовался его знакомый до боли бюст. Честно говоря , давно я не встречала заведений настолько мрачных и убогих , как этот госпиталь. В памяти всплыли воспоминания о наших больницах доперестороечных времен : приемный покой, похожий на морг, где ждешь часами экстренной помощи, мрачные облезлые стены. У нас и сейчас таких достаточно, просто теперь я имею возможность не пользоваться услугами бесплатных стационаров, хотя кто знает ... Вот оказались же ...

    Оставив папу на несколько часов на попечение медперсонала, мы с братишкой решили на несколько часов смотаться в отель , немного поспать, перекусить, ведь с того момента , как мы позвонили в "Ингосстрах" до того момента как папу определили в палату прошло 12 часов , а мы все это время на ногах. Наши родные тоже ночь не спали, беспокоились. К полудню мы уже снова были в госпитале, на этот раз , приехав сами на машине, взятой в аренду. Нам был обещан на это время визит врача - специалиста. Напрасно мы надеялись. В течении этого дня папу так никто и не осмотрел, а в качестве лечения ему был сделан один обезболивающий укол. Что касается жесткофиксированного положения, то нам стоило больших усилий объяснять на "не знаю каком" языке, что скатывающегося вниз с подушек папу, надо периодически возвращать в исходное положение, т.к. сам он этого сделать не может. На всякий случай мы позвонили в " Ингосстрах" и поставили их в известность, что папа там лежит, его никто не лечит, а деньги-то идут. Нас попросили о деньгах не беспокоиться, обещали разобраться. Не знаю, может и вправду разобрались, а может это был естественный ход событий, но на следующий день папу осмотрел специалист, и оставшись удовлетворенным его состоянием, выписал "домой" в отель под наблюдение дежурных врачей.

    Утром деньги - вечером стулья... или о том, как нехорошо обманывать добрых докторов!

    Дальнейший наш отдых протекал ровно и относительно благополучно. Папу ежедневно навещал дежурный врач, слушал его, мерил давление и справлялся о самочувствии. За каждый такой визит мы обязательно благодарили врача небольшой суммой в 5-10 $, однако сопоставимой со средней месячной заработной платой, которая составляет на Кубе, как нам сказали 8-10 $. Мы также не обидели в этом смысле всех мед.сотрудников, с которыми мы сталкивались с момента вызова скорой помощи и до выписки папы из госпиталя, включая и водителей скорой помощи. Среди этих людей было немало очень профессиональных, умных и по настоящему отзывчивых. Таких людей мы благодарили от всего сердца, но были и те, кому мы платили, просто за то, чтобы они сносно выполняли свои обязанности.

    Однажды нас пришла навестить медсестра Джулия, дежурившая днем в соседнем отеле. Мы очень полюбили эту девушку, и мне захотелось сделать ей какой-нибудь приятный для нее подарок. Зная, как кубинские девушки любят хорошую одежду, я стала рыться в вещах в поисках чего-нибудь подходящего и нашла, наконец нераспечатанный пакетик с черными итальянскими колготками, который я на всякий случай с собой прихватила. Мне показалось, что Джулия была довольна подарком, но когда она ушла, брат спросил меня, подумала ли я где и когда она будет их носить. И тогда до меня дошло, что более бесполезную вещь трудно было подарить - ведь на Кубе в январе, когда мы там как раз и были, средняя температура 25 градусов тепла - и это самое холодное время года. Летом жара доходит до 40 градусов. Вот такая история.

    Состояние папиного здоровья понемногу стабилизировалось. Хотя сращивание грудной кости происходит в среднем в течении трех месяцев, но благодаря регулярному приему обезболивающих препаратов, папа уже не чувствовал такой сильной боли и дышать стало полегче, поэтому ему было разрешено вставать и потихоньку ходить, так что к концу отдыха мы даже смогли провести его на берег океана.

    Это было 17 января - день отъезда моего брата ( мы уезжали на следующий день) . Папа сидел в кресле и любовался окружающими красотами, а мы резвились с детьми в воде. Неожиданно, на пляже появились "люди в белых халатах". Они явно шли в сторону папы. Мы решили, что доктора, не застав пациента в номере , пришли его осматривать прямо на пляж. Такая забота о больных нас очень растрогала, и мы с братом поспешили навстречу докторам, чтобы заверить их, что все в порядке, и им не зачем так хлопотать. Однако, то, что мы услышали, повергло нас в шок ! Нам сообщили, что наша страховая компания не оплатила счета за лечение, а потому нам предлагается оплатить его самим, а по возвращении домой разбираться со своей страховой компанией. "О какой сумме идет речь?" - поинтересовались мы. Всего на всего 900 $. О, это как раз такие деньги, которые болтаются у людей в кармане в последние дни отдыха! Через 5 минут мы в мокрых купальниках сидели в номере и звонили в родной "Ингосстрах". На это раз дежурила некая Гуля . После того, как мы очень эмоционально обрисовали создавшуюся ситуацию, Гуля попросила нас сидеть в номере и в течении часа ждать звонка. Нам с братом такая перспектива не очень понравилась. Памятуя о том , как оперативно решают вопросы в "Ингосстрахе" и учитывая, что у Костика через 3 часа автобус в аэропорт, мы не стали ждать час, и через 20 минут перезвонили сами. Нам ответила Ирина, которая объяснила, что у Гули рабочий день закончился, но она готова внимательно нас выслушать. Мы слегка взбесились, но, взяв себя в руки, подробно объяснили ситуацию Ирине. Она, перезвонив через несколько минут, сообщила нам, что кубинская сторона не выставила счет. Однако еще минут через 10-15, очевидно хорошо поискав, счет нашли... на сумму 1800 $ . Ирине также как и нам, такая сумма показалось неожиданной. "Что Вам такое там делали за такие деньги?" - спросила она. Мы коротко изложили весь перечень оказанных услуг ( см. выше). Ирина взяла паузу на несколько минут для проработки вопроса, но, в конце концов, отзвонила, успокоив нас, что счет принят и оплата будет произведена. Ожидавших нас докторов, такие заверения не удовлетворили. Они очень настойчиво попросили нас проехать вместе с ними в местную страховую компанию, предупредив, что если вопрос не будет урегулирован, нас в день отъезда из отеля просто не выпустят. Что-то в их глазах было такое, что мы поверили...

    Выглядело очень мило, когда нас с братом в мокрых купальниках, на глазах у отдыхающих, "люди в белых халатах" увозили в зеленом "рафике" в неизвестном направлении. У Костика до отъезда оставалось меньше 2 часов. Он хотел успеть завершить переговорную часть процесса, понимая, чего мне будет стоить выяснять отношения с этими ребятами на английском языке. Около часа мы бились с неким Владимиром (наверное, назвали в честь Ленина), менеджером гвардалавакской страховой компании. Он был непреклонен, отказываясь платить ольгинскому госпиталю, потому как не получил денег от "Ингосстраха". Мы развели руками и, отказавшись проехаться с врачами еще куда-то, отправились в том самом полуобнаженном виде через город в отель, где нас ждали встревоженные члены семьи.

    Время отъезда семьи моего брата подошло. Он смотрел на нас с тревогой, понимая, что наше будущее просматривается не четко, а на мои бодрые высказывания, типа, что они не имеют права, и что у нас нет денег, и что пошли они..., Костик мягко возразил , что если я посижу денек другой в кубинской тюрьме, пока будет выясняться правовая сторона вопроса, у меня скорее всего необходимая сумма сразу появится. Что касается денег, то их в наличии было действительно мало, но имелась кредитка, с которой можно было кое-что снять. В конце - концов, мы попрощались, брат с семьей уехали.

    18 января - черный день календаря ! День нашего отъезда, день начала нелюбви к кубинской, прекрасной земле и к ее замечательным людям ! С этого дня нам стало попадаться больше плохих людей, чем хороших...

    Когда мы в 9 часов утра, без проблем покинули отель, я с облегчением подумала, что угрозы ольгинских докторов - пустой блеф, и мысленно подмигнула брату. Мы благополучно прибыли в аэропорт, прошли все необходимые службы контроля и досмотра, и сидя в накопителе, ждали приглашения на посадку. Муж с папой играли в нарды, мы с дочкой читали книжки. Вдруг, прямо над нами возникли два высоких человека с суровыми лицами и в военной форме. Они потребовали у мужа и папы предъявить паспорта, а затем предложили проследовать за ними в специальное помещение. Я поспешила следом, но меня достаточно в резкой форме попросили удалиться, несмотря на то, что я предупредила, что ни папа ни муж не говорят по - английски. Самый главный из них на русском с акцентом ответил, что в моих услугах переводчика не нуждается. И меня выставили за дверь. Оказавшись снаружи, я пыталась найти объяснение происходящему. Я уже было решила, что все дело в нардах, что это, наверное, по кубинским законам азартная игра, и сейчас нас за это оштрафуют и отпустят. В этот момент я увидела, как в ту самую комнату, куда завели наших мужчин, вошли несколько человек, и среди них два человека в белых халатах. Страшная догадка пронзила мой мозг, заставив мое слабое женское существо затрепетать от страха, и не напрасно, потому, что через несколько минут папу выпустили, а меня попросили зайти.

    Оказывается в аэропорт приехал лично главный врач ольгинского госпиталя с сотоварищи. До этого он сообщил спецслужбам, что некий русский непорядочный господин с семьей, получив квалифицированную медицинскую помощь и уход, самым гнусным и коварным образом решил сбежать, не заплатив по счетам, обокрав тем самым добрых докторов и всю кубинскую медицину. На наше счастье товарищ из местных спецслужб (такой взгляд как у него ни с чем не спутаешь - сразу вспоминается все, что читал о сталинских застенках), оказался человеком не глупым. Когда я показала ему страховой полис и рассказала о том как сумма к оплате в течении нескольких часов удвоилась, от предъявленных нам вначале 900$ до выставленных в счете "Ингосстраху" 1800$, он изменил тон и стал гораздо лояльнее. Мы объяснили ему, что на Кубе мы никому не звонили, никого не вызывали, никаких услуг нам оказать не просили, с местными тарифами не знакомы и счетов никаких не подписывали. Мы звонили только в Россию, в "Ингосстрах", и если ольгинские врачи стали оказывать нам медицинскую помощь, значит сработал некий механизм ( если вспомнить, то достаточно хреновый), с тонкостями которого мы не знакомы, и желания знакомиться не имеем. По всем вопросам мы предложили обращаться в страховую компанию, номер телефона которой указан на полисе. Потом мы напомнили, что сидим в аэропорту с целью попасть на самолет, и если у нас это не получится, то речь будет идти о нарушении прав человека. Последние слова произвели впечатление на русскоговорящего товарища: он стал намного дружелюбнее, вспомнил годы учебы в Голицынском военном училище в Подмосковье, задумался, и пошел объясняться с главврачом. Потом, вернувшись, он переписал наши паспортные данные, как мы поняли, для отправки гаванским товарищам и отпустил с миром. Главврач покидал здание аэропорта в негодовании, а из кармана его белого халата поблескивала колпачком ручка фирмы "Монблан", которая стоит в среднем около 300$. Вспомним среднюю зарплату на Кубе? Интересно, что он собирался купить на наши деньги: жене сапоги, новую "Волгу"...? Мы чувствовали себя почти победителями. Один лишь вопрос не давал покоя - ведь прошли уже сутки с тех пор как мы звонили в "Ингосстрах" и предупреждали о том, какие у нас могут быть неприятности в случае задержки оплаты. И ведь нас заверили , что все будет в порядке. Так почему же мы остались один на один с государственной машиной и должны были сами за себя бороться? Неужели и деньги, так же как и запрос на оказание срочной медицинской помощи, по пути на Кубу застряли где - нибудь в Мексике ?

    "Don't worry!"

    Примерно через полчаса, после того как мы вернулись в ряды нормальных пассажиров, возобновив свои прерванные занятия: кто игру в нарды, кто чтение книжек, по громкоговорителю объявили, что наш рейс задерживается до 17 часов. Здесь следует остановиться подробнее на хронологии событий и расписании рейсов. В аэропорт мы прибыли около 10 часов утра. Вылет рейса авиакомпании "Кубана" по маршруту "Ольгин-Гавана" по расписанию в 11-40, а в 20-20 время вылета нашего рейса компании "Эйр-Франс" по маршруту "Гавана-Париж". Время в пути от Ольгина до Гаваны примерно 2 часа, т. е. у нас по плану заложено было на стыковку рейсов примерно 6-7 часов. Это была наша роковая ошибка! Нельзя самим закладывать себе стыковку, нельзя покупать билеты на стыковочные рейсы в разных авиакомпаниях! А если уж пришлось так делать, то надо обязательно предусмотреть ночевку между рейсами, т. е. примерно сутки. Мы допустили ошибку, а дальше как цепная реакция неприятности стали множиться друг на друга и на бездушие, беспредел, хамство и халатность чиновников разных служб.

    Итак, когда мы услышали , что наш рейс задерживается мы рванули в бюро информации. Там нам не смогли точно сказать, до скольки задерживается наш рейс. Оставалась надежда, что мы успеем. Три часа напряженного ожидания. И тут объявляют, что самолет в 17 часов только вылетел из Гаваны. Шансов успеть нет, надежда только на то, что и наш рейс из Гаваны задержат. Такие крупные рейсы как правило задерживают минимум на час ( на моей памяти почти всегда ). В этом случае важно сообщить о нас в офис компании "Эйр-Франс" в Гаване! Мы снова помчались в бюро информации, и я попросила срочно пригласить главного менеджера. К нам вышел молодой человек в форме работника аэропорта (к, сожалению, я не узнала его имя), которому я предъявила билеты, объяснила ситуацию и попросила связаться с Гаваной, с авиакомпанией "Эйр-Франс" и предупредить о том, что наш рейс задерживается, и мы опаздываем примерно на час. Кроме того, я попросила этого молодого человека уточнить, нет ли информации о задержке нашего рейса из Гаваны. Уже может быть известно, насколько вовремя самолет покинул Париж. Молодой человек скрылся в недрах служебных помещений, а через несколько минут вернулся, с информацией о том, что рейс из Гаваны вылетит без задержки, так что мы на него никак не успеем, но нам не о чем беспокоится. В Гаване в аэропорту нас уже ждут представители "Кубаны" , они нас встретят, сделают отметку о времени прибытия, разместят в гостинице, обеспечат питанием, а на следующий день нас посадят без проблем на наш рейс на Париж, т.к. компания "Эйр-Франс" предупреждена. "Don't worry!" - он мне сказал. Запомните люди, если на Кубе вам скажут "доунт вори", это значит, что у вас есть очень сильные основания для "вори", и вы в этом очень скоро убедитесь!

    В 19-30 , после восьми часовой задержки, наш самолет вылетел в Гавану. Пока мы сидели в ольгинском аэропорту , стояла отличная погода, прилетел и улетел всего один самолет. При посадке в гаванском аэропорту, стало очевидно, что и там с погодой все было в порядке, по крайней мере признаков бушующей там два часа назад стихии не было обнаружено. Во время полета нас также не болтало и не трясло. Так какого же черта задержали рейс на 8 часов? Скорее всего, не было бензина или еще какая-нибудь "важная" причина.

    Подлетая к Гаване, мы уже начали внутренне мобилизовываться. Нужно было настроить себя на четкие и быстрые действия. Во- первых, поставить на билетах отметку о времени прилета, а во - вторых, как можно быстрее домчаться до международного терминала №3 (прилетаем мы на внутренний терминал № 1), где, возможно, еще не взлетел наш самолет. Приземлились мы в21-10. Пока опаздываем на 50 минут, есть шанс...

    Спускаемся по трапу, оглядываемся, ищем добрые лица встречающих нас сотрудников "Кубаны". НИКОГО. Наверное, они ждут нас внутри здания терминала. Увы. Минут десять уходит на получение багажа. Пока муж стаскивает чемоданы, я бегаю по зданию терминала № 1 в поисках кого-либо, кто поставит нам отметку на билетах. Нервы на пределе. Где-то, совсем рядом, возможно, готовится к взлету наш Боинг.... Мне удалось обнаружить двух сотрудников, не похожих на носильщиков, к ним я и обратилась с просьбой отметить нам билеты. Оба по -английски не говорят, глядя на мои билеты дружно отвечают длинной фразой на испанском, в которой я различаю слова "терминал №3". Потеряв надежду добиться от них большего, берем тележку с чемоданами и несемся на стоянку такси. На площадке стоит всего три машины, но все оказываются уже занятыми. Боже, да здесь ведь ехать три минуты, но пешком с чемоданами по трассе не добежишь.

    Аморэ.

    Мы стоим в полной растерянности, не зная, что делать, и тут я замечаю, как на меня тяжелым немигающим взглядом смотрит крупный молодой человек в кепке. Я подумала, что он "нелегальный" таксист и намекает, что готов подвезти. Я попросила дочку подойти и узнать, не таксист ли он. Вернувшись, она сказала, что он по- английски не говорит, но на слово такси отреагировал отрицательно. В этот момент парень сам подошел к нам и стал жестами показывать, что есть машина, но где-то за углом. После чего он взял меня за руку и повлек за собой. Я шла быстро за ним, в полной уверенности, что муж следует за нами , а когда решила в этом убедиться, остановилась и оглянулась, то поняла, что нахожусь один на один с неизвестным кубинским мужчиной в темном переулке , и что будь у этого кубинца дурные намерения, я уже обратно добежать не успею и позвать на помощь никого не смогу. Посмотрев в его сторону, я поняла, что худшие мои опасения подтверждаются. Парень стал тяжело дышать, хриплым голосом повторяя, что он - "Амиго", я -"бьютифул", и у нас с ним "аморэ". Меня охватила тоска и отчаянье : мои родные сейчас в смятении пытаются понять куда я пропала, на взлетном поле вот-вот откатят трап от Боинга, а я стою в каком-то глухом темном переулке, в руках у меня сумка, где деньги, кредитка и все документы, а меня саму собирается изнасиловать, а может и ограбить, а может и убить, какой-то потный придурок, и вся эта нелепость происходит со мной наяву. Как я могла потерять бдительность и рвануть за первым попавшимся незнакомым мужчиной неизвестно куда?! Я просто и предположить не могла, что, просидев почти десять часов в аэропорту, находясь в состоянии крайне нервозном, рыская с полоумным выражением лица, вместе с мужем, дочкой, папой и чемоданами в поисках такси, могу стать объектом внезапно вспыхнувшей страсти. Обидно стало, что только попав в такую жуткую историю, смогла, наконец, осознать всю силу своей женской привлекательности, может быть, что и в последний раз.

    Когда я поняла, что вляпалась, и бежать назад не получится, я натянула на лицо глуповатую туристическую улыбку, и стала радостно верещать, что у меня есть хазбэнд и дотэр, и что мне надо такси. Моя наивность наверно растрогала Амиго . Он плотно прижал мою руку к своей груди, обхватив крепко под локоть, и мы побежали дальше. Завернув за угол, мы уткнулись в так называемый "Аэробар", где за столиком отдыхали пятеро темнокожих парней. Мне стало совсем неуютно, я сильнее прижала к себе сумочку. Этот бар походил на привокзальный притон. И я поняла, что меня не только изнасилуют и ограбят, а еще сделают пожизненно штатным сотрудником местного борделя. Амиго подошел к одному из парней, что-то ему сказал, тот обернулся ко мне и произнес: " Терминал 3 - фифтин долларс". Я радостно закивала. Чем большую сумму он бы назвал, тем лучше, т.к. это означало, что парня интересуют деньги, а не моя трепещущая от страха плоть. Он предложил мне забраться в старый, раздолбанный рафик, стоявший неподалеку, а сам сел за руль. Я запрыгнула в машину, и тут же рядом со мной взгромоздился Амиго, дверь захлопнулась, и мы поехали. Амиго задышал. Я почувствовала себя гамбургером, лежащим на тарелке перед изголодавшимся любителем "фаст - фуда". Через секунду Амиго набросился на меня. Завязалась борьба. Я без особого успеха пыталась его отпихнуть, но тут, на мое счастье, наш рафик вкатился на площадь перед терминалом на глазах потерявших надежду увидеть меня живой родных. Я бросилась из машины навстречу ошарашенному мужу. Оказывается, он, был занят с багажом и упустил момент, когда я скрылась из виду, а когда выбежал на дорогу, то меня уже нигде не было. В это время подъехало свободное такси, и они уже не знали, что делать, но слава богу в этот момент я и возникла.

    Когда мы наконец сели в такси, и я смогла рассказать мужу о том, что произошло, он прошипел на меня : "это ты специально..." - "Ну разумеется" - ответила я -"когда бы мне еще удалось порезвиться, а тут смотрю, есть лишних пять минут, вот я и не растерялась". Самый прикол еще в том, что когда мы собирались на Кубу, я, изучая в Интернете информацию о ней, очень четко уяснила для себя, что это страна процветающего секс - туризма. Из рассказов любителей такого отдыха узнала, как легко на Кубе можно снять "мучачу" за очень небольшие деньги, и что проворные сутенеры умудряются аккуратно организовать обслуживание даже для мужчин, приехавших с женами или подругами. Я человек демократичный, и чужая нравственность меня не очень волнует, но своему мужу я сразу объяснила ситуацию, что вопросом владею, и любые поползновения познакомиться "поближе" с кубинской культурой, будут жестоко пресекаться на корню. Отдых пройдет под лозунгом: "Разврату - нет!". И вдруг именно со мной происходит такая история!

    Этого не может быть! Или жестокие игры авиакомпании "Эйр-Франс".

    Итак, потеряв кучу драгоценного времени и нервов, мы добрались до терминала №3. Расплатившись с таксистом, мы буквально бросились к электронному табло с информацией, и к своей безмерной радости обнаружили, что вылет нашего рейса задерживается до половины второго ночи! Время на часах было всего 21-30. Боже, еще целых четыре часа!

    Оставив папу с дочкой с чемоданами , мы с мужем побежали разыскивать стойки регистрации "Эйр-Франс". Там мы обнаружили недружелюбного вида сотрудницу в очках, которая выписывала двум пассажирам, как мы поняли по их речи, французам, какие-то квитанции. Как только она освободилась, мы, еле сдерживая радость, выложили перед ней наши билеты, приговаривая: "Мы те самые пассажиры, о которых Вам сообщали из Ольгина! Уже и не верили, что успеем!". Дама без всякого энтузиазма посмотрела на нас, и очень спокойным голосом сообщила, что, во-первых, о нас никто не сообщал, а во-вторых, в связи с полной загрузкой самолета и отсутствием свободных мест, мы вылететь этим рейсом не сможем, но они готовы предоставить нам гостиницу, и гарантировать посадку на завтрашний рейс.

    В последующие несколько дней, прокручивая в голове этот момент, я каждый раз проклинала себя за то, что вместо того, чтобы принять с кротостью и благодарностью это известие, я, будучи не в силах поверить в такой поворот событий, стала пытаться во чтобы-то ни стало решить вопрос. Я настаивала на том, чтобы нас посадили, объясняя, что с нами едет пожилой человек, у которого перелом грудной клетки, на фоне сахарного диабета и гипертонии, и что его никак нельзя лишний раз подвергать переездам и пересадкам. Я умоляла, настаивала, выражала готовность доплатить необходимую сумму за бизнес или первый класс, но Люба (так, как потом выяснилось, звали эту "нелюдь"), перестала вообще нас воспринимать, и чем больше я верещала, тем больше в ней крепло желание нам напакостить. Я попросила вызвать русскоговорящего представителя, надеясь, что через переводчика, мои доводы будут звучать более убедительно. Люба ехидно скривилась, и, пообещав нам представителя, вообще покинула стойку. Чуть позже она появилась в сопровождении импозантного мужчины и коренастой темнокожей девушки, которая, как оказалась и была русскоговорящим представителем. Мужчину звали Марио, и он был самым главным, кто отвечал за посадку на рейсы компании "Эйр-франс" в офисе, расположенном на территории аэропорта. Люба что-то говорила ему, показывая в нашу сторону, Марио мрачно кивал. Мы подошли и стали через переводчика по- новой объяснять ситуацию, умоляя посадить нас на самолет. Я извлекла из сумочки заключение из госпиталя, в доказательство своих слов. Но Марио ответил нам, что это обычная практика, когда билетов продано больше, чем мест, что ему очень жаль, но нет никакой возможности нам помочь. Вдруг, мы услышали за спиной родную русскую речь. Это прибыли на регистрацию четыре девушки из России, отдыхавшие в Варадеро. Им также сообщили новость, что они не полетят этим рейсом. Но на этот раз причиной было не отсутствие мест, а то, что девушки опоздали на регистрацию. Никогда прежде мне так не грел душу русский мат. Одна из наших девушек от избытка чувств выдавала такие тирады а адрес "Эйр-Франс" , всех его сотрудников и их родителей, что у меня просто дух захватило от восхищения. Тексты не отличались разнообразием и особой изощренностью, но зато ей удавалось строить целые предложения, на три четверти состоящие из слов, производных от матерного слова на букву "Б", обозначающего женщину легкого поведения, во всех мыслимых и немыслимых падежах, склонениях и спряжениях! А сколько экспрессии! Девчонки оказывается вообще, как "порядочные" позвонили из отеля в аэропорт уточнить, нет ли задержки рейса. Им ответили , что рейс задерживается почти на пять часов. Тогда они поинтересовались, во сколько им надлежит прибыть в аэропорт на регистрацию, им ответили, что в половине одиннадцатого, т. е. за три часа до вылета. Девушки приехали ровно в 22-30.

    Спустя некоторое время, нам тоже вдруг заявили, что и мы опоздали на регистрацию, которая закончилась в 21-00, а значит на нас также как и на девушек не распространяется ответственность авиакомпании "Эйр-Франс". А из этого следует, что ни гостиницей, ни питанием они нас обеспечивать не собираются, а билеты наши утратили свою силу и их можно выкинуть. Чуть позже, правда, выяснилось что наши билеты, в отличии от билетов девушек более высокой категории, они стоили дороже, что давало нам право на подсадку на рейс, в случае наличия свободных мест. Ни сдать ни обменять эти билеты мы не могли.. Трудно было поверить в реальность происходящего. Цинизм ситуации достиг апогея, когда у нас на глазах нескольким французам выписали ваучеры на гостиницу, а еще четверых повели на посадку. Мы бегали толпой за Марио, кричали про дискриминацию русских, что мы обратимся в посольство, и будет международный скандал! Марио не испугался ни на грамм. А "жалостливая" русскоговорящая представительница доверительно сообщила нам, что хоть наши билеты и дают право на подсадку, но завтра воскресенье, а значит, самолет будет переполнен, опять будут "лишние" пассажиры, плюс те, кто не улетел сегодня, поэтому о свободных местах можно даже не мечтать. С упорством отверженных мы несли боевое дежурство возле "Эйр-Франс" с тупой надеждой на чудо. Но чуда не произошло - самолетик улетел. Мы покинули свой пост и побрели в сторону офиса "Кубаны", чтобы все-таки отметить наши билеты. Но время было позднее, офис был закрыт, свет не горел, а сотрудники "Кубаны" давно спали в своих постелях.

    Обратившись в турбюро, расположенное на первом этаже терминала, мы забронировали два двухместных номера в трехзвездочной гостинице "Эль-Боско", расположенной в 10-15 минутах езды от аэропорта. Размещение на одну ночь, включая завтрак, нам обошлось в 150 $. Как выяснилось позже, без комиссии турагенства эти же услуги стоят 112$. Таксист, привезший нас в гостиницу, запросил 18 $. После целого дня, проведенного в аэропортах, "Эль-Боско" показалась нам просто раем - уютная, чистенькая, в тихом месте. Двери наших номеров на втором этаже выходили на крытую террасу, с которой просматривался довольно приятный вид старого района Гаваны. Здания здесь тоже очень потрепанные временем, но в отличие от серых бетонных коробок, насаженных в центре, это роскошные старые особняки в колониальном стиле с очень милыми двориками, балконами и террасами. В общем, гостиница произвела на нас умиротворяющее впечатление, и мы предались сну, решив как Скарлетт из "Унесенных ветром", что о всех наших проблемах мы подумаем завтра...

    Воскресенье. Знакомство с вице-консулом российского посольства на Кубе. Укрощение духа.

    Первое, что мы сделали, проснувшись на следующий день, после того как умылись и позавтракали - разузнали через дежурного администратора гостиницы номер телефона российского посольства, и позвонили туда. Дежуривший в этот день (а это было воскресенье 19 января) вице-консул Виктор Александрович Чистяков, выслушал меня и уставшим от мирской суеты голосом объяснил, что описанная мною ситуация не входит в круг забот посольства, и что вряд ли он сможет чем-нибудь нам помочь. Изложенные мной факты дискриминации российских граждан, имевшие место при выдаче ваучеров на гостиницу и посадке в самолет, не произвели на вице-консула никакого тонизирующего действия.

    Ну, что ж, оставалась надежда, что "заграница нам поможет". Пришлось звонить брату в Торонто. Мой бедный братишка на ногах со вчерашнего вечера. Как только нам сообщили , что нас не посадят на самолет, я сразу позвонила ему по мобильному телефону, благо в отличии от остальной территории Кубы, мобильная связь в Гаване есть, хоть и стоит очень дорого. Как только Костик узнал, о постигших нас несчастьях, он тут же сел в машину и помчался в свой аэропорт, в местное отделение компании "Эйр-Франс". Там к нему отнеслись очень сочувственно и даже звонили в Гавану с просьбой посодействовать, но, увы, безрезультатно. На этот раз я просила брата подключить свои связи, дабы расшевелить представителя российского посольства. Дело в том, что Костя ,является директором Русского Образовательного Центра в городе Торонто, и имеет неплохие отношения с российским послом в Канаде. К нему мой брат и обратился за помощью. Вмешательство посла возымело действие, и когда мы снова позвонили вице-консулу, в голосе Виктора Александровича чувствовалось гораздо больше участия и готовности оказать содействие. Мы договорились встретиться с ним в аэропорту.

    К моменту нашего прибытия в аэропорт, Костик уже вел переговоры с представителем "Кубаны" в Торонто и организовал отправку трех сообщений по факсу в адрес Марио от канадского представительства "Эйр-Франс". Возможно, поэтому Марио встретив нас гораздо дружелюбнее, чем накануне, сказал, что факсы из Торонто получил, и очень постарается нам помочь. Визит вице-консула не произвел на него никакого впечатления. Он настаивал на том, что мы опоздали на регистрацию, а факты дискриминации попросту отрицал. Вице-консул развел руками. Девушки, не улетевшие накануне вместе с нами, после визита вице-консула, потеряв последнюю надежду добиться от кого-либо защиты своих прав, купили за 5000$ четыре билета до Москвы. Таким образом, каждый билет им обошелся в 1250$, и это был самый дешевый из возможных вариантов, в то время как билет "туда - обратно", купленный в Москве стоил 900$. А мы, вооружившись испаноговорящим вице-консулом, двинулись в офис авиакомпании "Кубана". Наконец, я могла немного расслабиться и остудить свои извилины, которые уже дымились от выяснения отношений с официальными лицами на английском языке.

    Вице-консул вел переговоры при закрытых дверях - так пожелал "Кубанский" начальник. На него появление российского представителя произвело впечатление. В результате, начальник лично поставил отметки о прибытии на наших билетах и пообещал посодействовать при посадке на самолет, а в случае неудачи гарантировал предоставление ваучеров на гостиницу с питанием и на такси. Это была маленькая победа. Мы поблагодарили Виктора Александровича за помощь, и он распрощался с нами, пожелав удачи. Расставались мы тепло, он даже дал нам номер своего домашнего телефона, разрешив звонить "если что". По большому счету неплохой мужик, просто видать живется ему на Кубе скучно, вот он и очерствел немного душой. Как и предполагалось к стойке регистрации на "наш" рейс выстроилась километровая очередь. Шансы улететь с нашими билетами практически нулевые. Однако приветливость Марио вселяла маленькую надежду, тем более, что он пообещал, что мы первые на "листе ожидания". Еще больше расположить его к себе можно было, обменявшись с ним парой фраз на французском языке. Тогда мы искренне пожалели о том, что мой муж, изучавший французский язык в институте, помнил всего две фразы : "Идет дождь", и "Какой партии Вы принадлежите?". К сожалению, дождя в Гаване в это время совсем не было, а вопрос о партии мог показаться, по меньшей мере, некорректным.

    Мы заметили, что у нас появились признаки "стокгольмского синдрома": мы испытывали определенное сочувствие к труженикам "Эйр-Франс", которым приходилось сообщать ничего неподозревающим людям о том, что все их планы летят к чертям! Мы как "нострадамусы" смотрели на тех, кто стоял в конце очереди, зная наперед их судьбу. У нас было преимущество - мы уже не считали возможность улететь чем-то естественным, мы понимали, что это благо, дарованное судьбой и доброй волей Марио. Пока шла регистрация на рейс, мой брат сидел в офисе "Эйр-Франс" в Торонто и следил по компьютеру как заполняется борт, уже зная, что мы на листе ожидания под одиннадцатым номером, очевидно, после всех вчерашних пассажиров, не опоздавших на регистрацию. Он возбужденно кричал мне в трубку: " Ты скажи им там, что я здесь в Торонто все вижу, и пусть не врут, что вы первые!". Наконец, наступила драматическая развязка - неудачникам сообщали, что им не хватило мест. Таковых оказалось четырнадцать человек, в том числе и мы. Мужественно восприняв это известие, взбодренные благоприятными прогнозами Марио на понедельник ( основной поток пассажиров уезжает с пятницы по воскресенье), мы отправились в офис "Кубаны" за ваучерами на гостиницу. Там с нами обошлись очень корректно, выписав нам ваучер на размещение пятизвездочном отеле "Гавана Либре" в самом центре города, с трехразовым питанием. Утром следующего дня нам надлежало явиться в головной офис "Кубаны", расположенный недалеко от отеля, где должны будут принять решение по нашему вопросу.

    Понедельник. Гавана разная. Особенности национального характера кубинских банкоматов. " Маньяна". Крушение надежд.

    Эта ночь и утро , проведенные в шикарном отеле "Гавана Либре" были самыми безмятежными в череде дней, проведенных в Гаване. Мы разместились в двух очень просторных номерах, со вкусом обставленных мебелью, с прекрасно оборудованной ванной комнатой. Нам очень понравилось, как готовят в местном итальянском ресторане, расположенном на первом этаже. В этом же ресторане по вечерам для публики поет трио "Gerachy". Это, пожалуй, единственные музыканты, чье исполнение нам действительно понравилось. Дело в том, что на Кубе, везде, где бы ни находились, мы сталкивались с очень навязчивым музыкальным сервисом. Во время любой трапезы, практически в любое время суток , как черт из табакерки, тут же возникала группа исполнителей, которая начинала очень громко и яростно петь, заглушая звучание инструментов, и заслоняя собой весь свет, и не уходила до тех пор, пока смущенные слушатели, которым "кусок в горло" от этого представления не лез, не откупались чаевыми. Эти ансамбли сопровождали не только трапезы, но и посадку туристов в автобус, при отъезде из отеля, и даже в аэропорту от них не было спасения, что для нас было особенно мучительно. Вполне понятно, почему у нас сложилось очень негативное отношение к подобным проявлениям музыкальной агрессии. Услышав трио "Gerachy", мы, наконец, смогли по достоинству оценить как мастерство исполнителей, так и красоту кубинских песен.

    Посещение головного офиса "Кубаны" принесло нам очередную порцию неприятностей. Главным менеджером оказалась темнокожая дама средних лет, с очень тяжелым как у Вия взглядом, не предвещавшим ничего хорошего. Так оно и вышло. Выслушав нас, она с едва скрываемой неприязнью заявила нам, что авиакомпания гарантирует доставку пассажиров из пункта отправления в пункт назначения, но не гарантирует время доставки. А поскольку стыковку рейсов определили мы сами, значит, на наш случай ответственность компании "Кубана" не распространяется.

    Когда мы покидали головной офис "Кубаны", мы снова были в статусе ничейных пассажиров. Нас это не очень сильно огорчило, поскольку мы были почти уверены , что сегодня улетим, но голова у меня почему-то разболелась , и мы зашли в Аптеку, расположенную в центре города , недалеко от нашего отеля, купить чего-нибудь обезболивающего.

    Аптека нас потрясла! Такого мы не встречали в самые трудные времена в России: пустые полки, на которых кое-где стоят колбы с розовой и желтой жидкостью, лежат очень длинные градусники, и редкие вкрапления каких-то коробочек. В качестве средства от головной боли, мне предложили аспирин. Больше у них ничего не оказалось. Кубинцы, наверное, очень здоровая нация!

    Вернувшись в отель, мы с мужем решили воспользоваться тем, что находимся в центре города, а потому отправились в банк при отеле, чтобы снять с кредитки наличные деньги, на случай необходимости доплачивать за места в самолете. Обнаружив банкомат, прикрепленный к наружней стене банка, мы решили доверить ему мою кредитку. Честно скажу, на душе было не спокойно. Заглотив кредитку, банкомат спросил, на каком языке я желаю контактировать. Я запросила английский, после чего дальнейший текст шел на испанском. Это меня насторожило и я решила в разведывательных целях снять пока 100$. Когда банкомат высунул 100$ в кубинской конвертируемой валюте, я, не торопясь их забирать, с трепетом смотрела на щель, из которой должна была появиться моя кредитка. Поэтому, как только она появилась, я с облегчением поспешила ее изъять. В эту же секунду банкомат всосал обратно деньги ..., и выдал чек на 100$. Обратите внимание, я специально написала, что банкомат не выдал, а высунул деньги. Теперь понятно почему?

    Озадаченные происшедшим, мы с интересом рассматривали предприимчивый банкомат. Но делать нечего, пришлось взять чек и идти в банк разбираться. В "Интернешнл" банке никто не говорил по- анлийски. Мне пришлось, вооружившись кредиткой, изображать пантомиму, указывая пальцем в сторону банкомата. Девушка в форменной одежде, строго посмотрев на меня, выдала длинную фразу на испанском, которая заканчивалась словом "Маньяна". Судя по тому, как она делала ударение на этом слове, именно оно и содержало основную смысловую нагрузку. Видя, что я не понимаю, девушка повторила эту фразу еще несколько раз. Результат такой же. Девушку моя тупость начала раздражать, она, глядя на меня в упор, повторила последнее слово: "Маньяна". "Что она говорит?"- спросил муж. "Маньяна"- ответила я,- "ты сам можешь с таким же успехом с ней пообщаться!". Ситуация зашла в тупик, но тут, на нашу радость, в очереди к опперационисту оказался сердобольный испанец, владеющий английским. Он добровольно взялся нам переводить. Оказывается , "Маньяна" - означает "Завтра". Как мы позже поняли, это вообще одно из самых любимых и частоупотребляемых кубинцами слов. Оно имеет значение гораздо более широкое, чем просто завтра. Его глубинный смысл заключается в том, что "Маньяна", это не просто "завтра", это еще и "послезавтра", и вообще "потом, когда-нибудь". Не стоит воспринимать это слово буквально. Поэтому, если кубинец говорит вам "Маньяна", это значит , что он от всего сердца посылает вас подальше! Подтверждение этому я услышала в одной из программ "Смак" от ее ведущего Андрея Макаревича и его гостя Виктора Гусева. Оказывается это слово, имеющее столь философское значение, является очень ходовым не только на Кубе, но и в других странах Карибского бассейна.

    Но, вернемся в "Интернешнл" банк. Узнав, что деньги нам собираются вернуть "маньяна" , мы попросили испанца перевести, что нас "маньяна" никак не устраивает, поскольку мы вечером улетаем. После долгих препирательств, нам все-таки деньги вернули. Через испанца мы также выяснили, почему банкомат так с нами поступил. Оказывается, местные банкоматы так запрограммированы: на то, чтобы забрать деньги, клиент имеет несколько секунд. Стоит замешкаться, и он их заглатывает обратно. Я подумала: интересно, если бы я схватила деньги, тогда банкомат, наверное, приватизировал бы кредитку? Так что хватать лучше двумя руками - и деньги и кредитку. Не желая больше иметь дело с техникой, мы сняли необходимую сумму наличных денег, через опперациониста банка.

    К началу регистрации мы были уже в аэропорту. У Марио был выходной, и его замещал лысоватый сотрудник, похожий на Берию. Однако, Марио оставил ему о нас информацию. Ну, что сказать, мы так же как в воскресенье прошли весь путь от регистрации в листе ожидания до пятичасового стояния возле стойки, и... результат оказался таким же! В понедельник стали "лишними" около двенадцати пассажиров. Полное фиаско!

    Этот вечер , 20 января, понедельник, был самым тяжелым. Наш моральный дух пришел в полный упадок.Состояние тоски и полной беспросветности. Ощущаем себя персонажами произведения японского писателя Коба Абе "Женщина в песках". Такое же наслоение абсурдности и безнадежности. Звоню сыну в Москву, говорю, чтобы завтра не ждал. Он очень удивлен. Напоминаю ему эту книгу. Он, кажется, немного понял.

    Ночуем в уже знакомой нам гостинице "Эль Боско". Почему-то теперь она уже не кажется такой уютной и милой. Все раздражает. Спим неспокойно, каждый думает о том, что делать дальше. У папы закончились обезболивающие таблетки, боль в грудной клетке усилилась, он и внешне сильно "сдал". Его вид не внушал оптимизма.

    Еще бы, в таком состоянии, каждый день с чемоданами мотаться в аэропорт, потом проводить по 5-6 часов в изматывающем ожидании, а потом вновь грузиться в такси, и ехать в очередное место ночлега. Хоть папа и крепился и старался не подавать вида, как ему тяжело - это испытание не для пожилого человека с таким серьезным диагнозом.

    Брат Костик, узнав о постигшей нас очередной неудаче, очень расстроился. Он забросил все свои дела, поднял на ноги весь Торонто, пытаясь нам помочь. Он решил завтра же первым рейсом вылететь на Кубу, чтобы быть вместе с нами. Я еле уговорила его не делать этого, т. к. оставаясь далеко в цивилизованном мире, он был нашим единственным лучиком надежды. Находясь здесь, он стал бы такой же, как мы бесправной песчинкой в руках судьбы и волеизъявления отдельных чиновников.

    Моя дочурка все это время держалась молодцом - не ныла, не капризничала. Возможно, ее поддерживала мысль об удачной возможности просачковать несколько дней школьных занятий, но, тем не менее, вела она себя очень достойно. И я решила наградить ее за проявленное мужество и выдержку обещанием разрешить ей по приезду в Москву, покрасить кончики волос в красный цвет кубинской революции. Моя девочка была счастлива, это была ее давняя мечта, на пути воплощения которой, стоял мой категорический отказ. Но теперь шлюзы были открыты!

    Вторник. Время принимать решения.

    Утром мы устроили совещание. Решили, что если будет хоть одно свободное место в самолете, отправим папу. Хотя изначально этот вариант категорически исключали, боясь за его самочувствие в дороге. Теперь уже больше опасались лишний день продержать его здесь. Еще лучше было бы отправить папу с дочкой вдвоем. Моя девочка учит английский язык в школе, и сможет помочь папе, в случае возникновения сложностей при пересадке на другой самолет в Париже. О том, чтобы улететь всем вместе мы уже и не мечтали. В случае очередной неудачи, будем бронировать место папе на беспосадочный аэрофлотовский рейс, который , к сожалению, летает только по субботам, а самим придется просить друзей из России перевести деньги на кредитку, и тоже покупать билеты аэрофлота, плюнув на попытки улететь по нашим билетам. Хотя, честно говоря, выкинуть просто так 5000$, имея пусть и призрачный шанс улететь, не легко решиться. Новые билеты "Эйр-Франс" нам бы обошлись в 6000$.

    На фоне этих тяжких размышлений, пришла свежая мысль - позвонить в головной офис компании "Эйр-Франс" и узнать, можно ли купить билеты на сегодня. Таким образом, мы смогли бы спрогнозировать загрузку самолета. Ответ был оглушительный: по вторникам нашего рейса нет!

    Выходит вчера, когда мы измученные бесплодной попыткой улететь, покидали место перед стойкой регистрации, ни одна "добрая" душа не сочла нужным нас предупредить, что завтра рейса не будет! Потрясенные вероломством команды Марио, мы решили ехать в головной офис "Эйр-Франс". В то же самое время главный менеджер туристического агентства "Маджестик Тур" в Торонто, в котором мой брат покупал нам билеты "Ольгин-Гавана", сдавшись под яростным натиском моего брата, также звонил в головной офис "Эйр-Франс", и умолял некую Марту Гонсалес -главного менеджера, помочь нам. Не знаю, как они там договорились, но нас там принял очень доброжелательный и приятный молодой человек по имени Тони, который без лишних проволочек забронировал и переоформил нам билеты на четверг! Честно говоря, мы просили на завтра, т.е. на среду, и он вроде кивал головой, но... вспомним значение слова "маньяна", и тогда можно сказать, что четверг, это "COOL"! Марта лично удостоверилась, что снами все в порядке и пожелала нам счастливого пути. Правда, нам пришлось доплатить по 235$ за каждый билет, но эта "мелочь" не могла испортить нам настроения.

    Прощальная. И снова об "Ингосстрахе".

    Костик уже все знал и ликовал вместе с нами. Я сразу же позвонила сыну в Москву, и с гордостью сообщила точную дату нашего возвращения домой. Да, нам предстояло еще два с половиной дня провести в Гаване, но какое это счастье, что не надо больше каждый день с чемоданами тащиться в аэропорт и проходить эту унизительную процедуру ожидания на подсадку.

    В среду утром мы перебрались в отель "Гавана Либре", сняв для экономии один трехместный номер на всех. Это нам обошлось в 190 $. Номер располагался на 16 этаже, откуда открывалась грандиозная панорама Гаваны. Отсюда, с высоты птичьего полета, город казался гораздо симпатичнее. Погода стояла изумительная. Мы с мужем спустились и немного поплавали в бассейне, расположенном на втором этаже отеля. Вечером мы все вместе прошлись прогуляться до набережной. Жизнь начала налаживаться. По дороге, нам часто попадались так называемые велосипедные такси "Тандем". Это что- то вроде трехколесного мопеда с крытым желтым верхом над двумя задними пассажирскими местами. Выглядит очень забавно. Вообще автомобильный парк в Гаване заслуживает особого внимания. Здесь можно встретить старые "каддилаки" в очень приличном состоянии, но основная масса автомобилей , это наши "Жигули "копейка"", часто без окон или без дверей. Запчастей нет, их не завозят уже больше 10 лет. Неоднократно проезжая по городу на такси по знакомому маршруту до аэропорта и обратно, мы могли видеть из окон машины недостроенные объекты и другие "следы" великой дружбы наших народов, которые теперь смотрели на российских туристов с немым укором. Ощущение, что время здесь, как будто остановилось, усугублялось всюду присутствующими бодрыми изображениями бессмертного Фиделя. А какого было нам, людям с советским детством и юностью, увидеть стайку детей в красных пионерских галстуках? Помните песню, которую пела Пугачева: "Куда уходит детство, в какие города?..." Так вот, в Гавану, например, оно уходит. В наших сердцах стало зарождаться какое-то теплое чувство к этому городу, который мы были уже почти уверены, что завтра покинем.

    Вдруг, одно неприятное воспоминание красной лампочкой замигало в моем мозгу. Я вспомнила, как сотрудник спецслужб в ольгинском аэропорту переписывал наши с мужем паспортные данные. А вдруг он передал сведения пограничной службе Гаваны? На этот случай неплохо бы иметь подтверждения факта оплаты "Ингосстрахом" счета. Звоню Костику, прошу его связаться с "Ингосстрахом" и прояснить вопрос, в Россию из Канады звонить дешевле. Телефон мой брат помнил наизусть. Через несколько минут он перезванивает и просит меня сесть. Я села. Брат сообщил, что уже знакомая нам Ирина сначала заверила его, что оплата произведена, но на просьбу выслать по факсу подтверждающий документ, ответила, что сделать этого не может, ...потому что кубинская сторона не выставила счет (???)...

    Это известие мы приняли мужественно, решив отдаться на волю судьбы. И только когда наш Боинг 747 оторвался от земли, мы поняли, что навсегда избавились от преследований врачей ольгинского госпиталя. Мы с дочкой даже смогли шутить на эту тему. Мы наперебой пугали папу страшными историями о том, как он, вернувшись к своей обычной жизни, однажды проснется посреди ночи от телефонного звонка, и зловещий голос в трубке спросит у дрожащего от страха папы: "ЗАПЛАТИЛ ЛИ ТЫ ДЕНЬГИ ОЛЬГИНСКОМУ ГОСПИТАЛЮ?". Папе этот юмор был не очень по душе. А нам было весело. Мы вспоминали, как лежа на кровати в гостинице "Эль Боско", делились своими ощущениями от всего происходящего. Мне казалось, что мы, застрявшие на Кубе - это одна из существующих параллельно версий возможных вариантов развития событий - самая неудачная версия, в то время как мы, "везучие", уже давно в Москве, и занимаемся своими обычными делами. А мне, отвечала дочка, кажется, что мы участники какого-то грандиозного шоу, в котором задействовано огромное количество людей. За нами следят миллионы телезрителей, и только мы одни об этом не знаем. Как будто есть какой-то невидимый режиссер, который специально загоняет нас в тупиковые ситуации, чтобы потом зрители с замиранием сердца ждали того, как мы будем в очередной раз выпутываться. Мне эта версия показалась более заманчивой. По крайней мере, хоть не зря столько страдали. Может быть поэтому, я и решила написать этот рассказ.

    Елена Кадырова
    25/05/2003 12:28


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Кубы

    13.06.17 На Кубе открылся первый отель Kempinski
    01.03.17 Бразильский пляж стал лучшим в мире, испанский - лучшим в Европе
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    31.01.17 Ростуризм составил список стран, где можно заразиться лихорадкой Зика
    02.12.16 МТС меняет стоимость роуминга
    29.11.16 Траур на Кубе скорректирует туристические программы
    02.08.16 Авиакомпании США начнут регулярные рейсы на Кубу в конце лета
    11.07.16 На Кубе открылся первый отель Four Points by Sheraton
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    12.04.16 Американские туристы выпили на Кубе все пиво
    [an error occurred while processing this directive]