Путешествие с Урала в Эстонию и Швецию



    Введение

    Года 2 назад до меня дошла полезная информация о том, что из Санкт-Петербурга организуются достаточно недорогие туры по Скандинавии. Сразу несколько компаний параллельно отправляли автобусы с туристами в Финляндию, Швецию, Данию. В то время меня, жутко неуважающего длительные автобусные переезды, тем не менее заинтересовала 3-х дневная программа "Швеция + Финляндия", в которой хорошо сочетались цена (порядка $60), маршрут и время. Замечу, что никогда ранее я не пользовался услугами турагенств и объездил полмира с рюкзаком за спиной и путеводителями в руках. Однако, в этом случае было ясно, что поехав в Швецию сам по себе, я заплачу сумму значительно большую, чем стоимость тура.

    Я обратился тогда в турфирму "Нева", в их офис в Екатеринбурге. Все казалось предельно просто и ничто не предвещало осложнений. После того, как я уплатил требуемую сумму, мне выдали ваучер и пожелали счастливого пути. Однако, примерно за неделю до выезда из фирмы перезвонили и с сожалением оповестили, что моя бронь не прошла. В ответ я согласился записаться на другой тур, более дорогой кстати, с посещением Дании. Те с радостью согласились, однако буквально на следующий день перезвонили и сообщили, что... и тут бронь не прошла (!).

    В тот момент я иронично усмехнулся и сказал сам себе, что мол этого и следовало ожидать, когда доверяешься туроператорам, да еще и российским (см. 90% писем туристов на форумах). Позднее я узнал через свою приятельницу, сотрудницу одной из турфирм Москвы, что в моём случае фирме скорее всего просто невыгодно брать меня с собой. Дело в том, что мне, как счастливому обладателю двойного гражданства (хоть в чем-то должно же человеку повезти!) не требуется виза. А фирмы меж тем, предлагая подобные, массовые туры по демпинговым ценам, делают упор на оформление виз. Я думаю, что спецы согласятся со мной в том, что $55 за 3-дневный тур в Финляндию и Швецию - это практически себестоимость турпродукта.

    Произошедшее меня несколько задело, хотя, с другой стороны деньги мне вернули без проблем, скандалов, или же судебных разбирательств. Зато я зарёкся - не ездил с турфирмами раньше - не поеду и в будующем.

    В путь!

    ...Прошло 2 года, много воды утекло. Судьба вновь занесла меня в Россию. На определенном этапе моей деятельности на бизнес-поприще, выдались свободные две недели, которые я решил использовать с тем, что бы воплотить давнишнюю мечту и побывать в Скандинавии. У меня были дела в Питере, а потом я запросто мог попутешествовать.

    Итак - место действия КПП Ивангород / Нарва, на границе с Эстонией. Я в роли пассажира "Евролайнса". Счастливо избежав отъема денежных средства (практикуемым последнее время любимой российской таможней в отношении туристов), я сажусь в автобус и мы трогаемся в направлении моста через пограничную речку Нарову. Шофер, однако, притормаживает возле магазина "Duty free", обьявляет 10-минутную остановку и публика устремляется за сигаретами и водкой. Я же отправился чуть далее по дороге и сделал несколько снимков Ивангородской крепости и Нарвского замка. И тот и другой впечатляют, к сожалению времени на посещение этих достопримечательностей не оставалось. Тяжело вздохнув я поворачиваю назад, в сторону автобуса и замечаю, что... он уже едет мне на встречу! Видимо я несколько не расчитал время.

    Начинаю отчаянно махать рукой приближающемуся автобусу, но шофер-эстонец лишь необьяснимо кивает мне головой и... проезжает мимо ! Идиотская ситуация - мой рюкзак остался в салоне, а автобус уже переехал через мост на эстонскую сторону. Я побежал за ним, но на мосту, перед самым шлагбаумом мне на перерез кинулись двое пограничников с криком "Эй, стоять, тут государственная граница !".

    Я попытался обьяснить взбудораженным погранцам, что произошел казус и меня просто "забыли". Меж тем паспортный и таможенный контроль я уже прошел. Меня завели в здание администрации КПП и усатый капитан долго и недоверчиво крутил в руках мой паспорт и хмурился. Он заявил, что моё поведение его безумно шокирует и по-хорошему надо бы меня передать милиции, для дальнейшего прояснения ситуации. Я же, ничуть не менее возмущенно отвечаю, что моей вины здесь нет и что я сам пострадал от рук безответственного водителя автобуса.

    Неожиданно за моей спиной возникло двое пассажиров того же автобуса, которых, как выяснилось... тоже забыли в магазине (!). Это в корне меняло ситуацию. Капитан со словами "-Что за *** твою мать ?!", принялся звонить начальству и советоваться по поводу произошедшего. Спустя какое-то время все разрешилось благополучно. Автобус был специально для нас задержан на эстонской стороне, нас пропустили через шлагбаум. Жаль, что пассажирам пришлось сидеть и ждать нашего возвращения лишние полчаса.

    Эстонская пограничница поинтересовалась наличием у меня медицинской страховки. Это видимо было чем-то новеньким, т.к будучи в Эстонии дважды в 1999 и 2000 годах, никто никаких страховок не требовал. Дело, однако, могло принять нежелательный оборот. Девица ждала от меня вразумительного ответа в отношении страховки и я, сознавая, что промедление смерти подобно, сочинил сходу, что еду в Швецию транзитом через Эстонию и уже сегодня вечером покину страну. К счастью, её мой ответ удовлетворил, она хлопнула печать в въездной штамп в паспорт и на этом пограничные страсти завершились.

    Путь в Таллинн лежит через наиболее неблагополучные районы Эстонии - города Нарва, Сылламяэ, Кохтла-Ярве, Иыхви. Эти места населены преимущественно русскоязычным населением, причем в Нарве и Кохтла-Ярве процент "русских" составляет 90% и более. Независимое эстонское государство рассматривает эти места и местное население как тяжелую ношу, доставшуюся с советских времен. Заводы встали еще в начале девяностых и сейчас уровень безработицы в Восточной Эстонии достигает 2/3 от трудоспособного населения. Очень силён раскол между местными русскими и государством. Старшее поколение так и не приняло новую власть и видит себя несправедливо обиженными, эстонский язык знают немногие, работы нет, перспективы сумрачны. Гражданство имеет лишь мизерная часть жителей этого русского анклава Эстонии (при этом в Таллине большинство русскоязычных уже получили "синие" паспорта).

    Эти города напоминают "сталкеровские" пейзажи. Мрачные и облупленные хрущевки стоят посреди равнины, побитые дороги, скелеты заброшенных заводских цехов, скучающие мужики, посреди рабочего дня играющие в домино. Все это сильно напоминает убогую российскую провинцию, но никак не страну, счастливо заявляющую о своей готовности вступить к 2003 году в Евросоюз.

    Таллинн

    В Таллинне я не впервой. Тут я бывал в 1987, с родителями, будучи совсем еще ребёнком. Потом я приезжал сюда дважды пару лет назад. В самом Таллинне я привел в общей сложности около месяца и город этот изучил достаточно прилично. Не стану вдаваться в описание красот эстонской столицы - об этом вам намного лучше и информативнее поведают путеводители. Скажу одно - это город сказка. Чудесный, миниатюрный Vana Tallinn, узенькие мощеные улочки, соборы, Ратушная площадь, крепостной холм Томпеаа, великолепно сохранившиеся стены Старого города, множество чудных и уютных пивнушек и кафешек... в общем, это надо видеть !

    За последние годы сильно подорожал городской транспорт, например осенью 2002 года проезд стоил 10 ЕЕК, т.е $0,70. Вполне по европейски. Для тех, кто намеревается провести в городе несколько дней, лучше обзавестись книжечкой на 10 билетов по цене 70 крон. Месячный проездной стоит 190 крон. Для студента проезд стоит 5 крон за одну поездку и 70 крон за месячный проездной. При этом, как мне объяснили знакомые, речь идет исключительно о студентах эстонских вузов. Впрочем, официальной информации на этот счет я не имею и однозначно утверждать не стану. Штраф за безбилетный проезд (либо неправильно оплаченный проезд) - 600 крон ($40). Контролеры встречаются довольно редко, но мне довелось столкнуться с ними по крайней мере дважды.

    Из недорогих мест ночлега в Таллине я бы выделил Mahtra hostel, по адресу Mahtra 44, где двухместный номер стоит порядка 300 крон ($20), включая завтрак. Другой вариант - молодежные хостели в Старом городе (их порядка 5), где одно место в 2/4/6 местной комнате обойдется в 7-10 долларов в сутки. Несколько недорогих гостиниц можно найти на припортовой улице Нарва Манте, либо вдали от центра города, на улице Сыпрусе. Вряд ли там выйдет дешевле, чем $10 на человека и поэтому туда стоит отправиться лишь в том случае, если вы не найдете места ночлега в центре.

    Помимо стандартных туристических маршрутов я бы выделил посещение Таллинского зоопарка, который меня просто поразил своей коллекцией разнообразных животных, чистотой, новыми и современными павильонами.

    Пирита - еще один живописный уголок Таллинна, расположенный в северной части города по пути в Виимси. При впадении небольшой речушки Пириты в Финский залив расположены массивные руины древнего монастыря Св.Бригитты. На берегу речушки действует лодочная станция и ресторан. Можно арендовать лодку и предпринять небольшое турне вверх по течению Пириты.

    Из колоритных молодежных баров Старого города я бы выделил Kloostri Ait и Levis. Именно там мы заседали темными вечерами в компании друзей по пиву.

    Поездка в Палдиски

    В один из дней я был на некоторое время покинут моей старой знакомой Леной, у которой я гостил в Таллинне. Девушка выехала в Хельсинки по личным делам и обещала вернуться через пару дней. Я решил, что использую это, свободное от общения и весёлых "посиделок" (по Таллинским барам и пивным) время, для какой-нибудь однодневной поездки по Эстонии. Более всего я хотел сгонять на остров Сааремаа, известный своей необычной, нетронутой природой и прекрасно сохранившимся средневековым замком в городке Куресааре. Автобусы на остров курсируют по 5-7 раз в день, но дорога, протяженностью в 200 с лишним километров в одну сторону меня напрягало. С учётом паромной переправы, такое турне могло обернуться по меньшей мере 5 часами пути в одну сторону. Было просто жаль времени. На Сааремаа было решено отправиться в другой раз и не не один день.

    Далее мне подсказали позвонить в местную турфирму, организующую однодневные туры по Эстонии на русском языке. Фирма называлась "Pandion", они организуют следующие туры: Рига (раз в неделю, $13), Пюхтицкий монастырь + парк Тойла + дворец купца Елисеева (раз в 2 недели, $7), Южная Эстония (включая Вильянди, помести Каркси Нуйа и пещеры Хельме, $10) и несколько туров в национальные природные парки. По-идее все прекрасно и интересно. Одно только "Но" - ни один из туров не планировался в удобные мне дни. Увы, но и от этого варианта пришлось отказаться. К слову сказать, возможно кому-то информация об этой турфирме будет интересна, их телефон в Таллине 6156349 и 6460146, а офис находится в здании Балтийского вокзала (Таллинского! Не путать с Питерским!).

    Потом, побывал на ж.д вокзале (Балти-Яаам), уточнир расписание электричек по стране. В Эстонии несколько основных линий : Таллинн - Нарва, Таллинн - Вильянди, Таллинн - Тарту и Таллинн - Палдиски. Нарва, Вильянди и Тарту я посетил в предыдущую поездку в Эстонию и поэтому я решил съездить в Палдиски.

    Междугородные поезда в Эстонии все с сидячими местами, вполне цивильные и чистые, однако поездка на автобусе обычно занимает несколько меньше времени.

    Почему Палдиски? Это - в прошлом закрытый город, суперсекретная советская база атомных подводных лодок. В начале 90-х база была ликвидирована, большинство её зданий, ангаров и построек были взорваны и разрушены. Военный порт и доки были частично сохранены и сейчас восстановлены эстонцами. Оттуда, кстати, отправляются некоторые пассажирские паромы в Швецию (ежедневный рейс Палдиски - Каппельскяр). Начитавшись "Lonely Planet", я решил, что побродить по улицам этой базы было бы небезынтересно.

    Как я однако ошибался! Городок представляет из себя несколько десятков облупленных "хрущёвок", пару супермаркетов, почту и полицейский участок. Всё. Больше там нет ровным счётом ничего. Судя по всему, городок располагался внутри самой базы. Двигаясь на север от крохотного вокзала, вы, через километр, пройдете весь город и далее по левую сторону от вас будет море, а по правую - чередующиеся одноэтажные корпуса казарм и каких-то полуразрушенных строений, типа складов. Этот унылый пейзаж тянется бесконечно долго, протопав по просёлочной дороги не менее получаса, я потерял надежду увидеть что-либо, заслуживающее внимания.

    Здания изувечены до такой степени, что очень немногое напоминало об их военным предназначении. Небольшой бетонный монумент - лицо солдата в каске с красной звездой, подлодки на фоне, надпись "Краснознамённому Балтийскому флоту - слава!". Сам городок от базы отделяет рукотворный овраг, протянувшийся в виде необъяснимых с виду зигзагов в разных направлениях. Судя по всему, это был защитный ров, с целью пресечь незаконное проникновение на базу с помощью автомобиля.

    Доки, как оказалось, располагались к югу от города. Но туда свободного доступа нет. В Таллинн я вернулся последней электричкой. По дороге со мной разговорился местный русскоязычный мужик; он, дыша на меня перегаром, поносил на чём свет стоит местную власть, обвинял эстонцев и наплевательском отношении к русским, сотрясал кулаком в направлении НАТО и т.д и т.п. Потом он рассказал, что служил на этой самой базе прапорщиком. После ухода советской армии из Прибалтики, некоторые военные и их семьи, оставшиеся там, стали пятой колонной для обрётших независимость эстонцев. Они остались на задворках новой жизни, они стали ненужными ни старой, ушедшей власти, ни новой, ни самим себе...

    Круиз Таллинн - Стокгольм - Таллинн

    Итак, возвращаясь к моему путешествию, пробыв в Таллине некоторое количество дней, я зашел в офис паромной компании "Tallink", организующей морское сообщение между эстонской столицей и городами Финляндии и Швеции. И надо же было такому случиться, что именно в воскресенье (а это было воскресенье!) компания предлагала наиболее выгодные программы. 3-х дневный круиз в Стокгольм стоил 590 крон ($37). Стоимость более, чем подходящая! Замечу, что для тех, кто предпочитает свободный и независимый от воли турфирм отдых - такой вариант был бы очень удобен, даже если принять во внимание стоимость проезда в Таллинн из Санкт-Петербурга ($10 в одну сторону на автобусе). Попутно я поинтересовался стоимостью подобных круизов в Швецию с отправлением из Хельсинки и выяснил, что в зависимости от сезона и дня недели, вполне реально подобрать круиз по цене 35-60 долларов.

    Паромы в Швецию отправляются от терминала D, Таллинского морского порта. Все крайне цивилизованно, продуманно и совершенно организованно. Чистый современный терминал с ресторанами, кафе, обменниками, разным сервисом и т.д. Быстрый паспортный контроль, длинный "хобот" тоннеля и вот я уже на борту парохода "Fantaasia". Нет смысла вдаваться в описание сего плавсредства. Тот, кто участвовал в круизах, прекрасно представляет себе, что такое громадное 8-10 этажное судно с магазинами, ресторанами, бассейном, казино и т.д. Моя каюта - самая простая, класса С2, т.е двухместная на одной из нижних палуб. Но уровень вполне приемлем - свой душ, туалет. Очень чисто, свежее выглаженное белье, столик, пачка информационных листов и рекламных проспектов на диванчике. Приятно гудит кондиционер, в общем... отличное начало путешествия!

    Паром отправляется из Таллинна в 18:00 и прибывает в Стокгольм в 10:00 на утро. При этом время прибытия указывается местное, так что не следует думать, что вы сойдете в Швеции с опозданием в час, а лучше переведите часы на один час назад. Далее следует паспортный контроль, к сожалению весьма долгий ввиду того, что в один миг к 3-4 будкам пограничников устремляются несколько сот пассажиров парохода. Граждане стран ЕС преодолевают сей барьер намного быстрее.

    Не дай бог впереди вас окажутся соотечественники из СНГ - в виду полного их незнания английского языка (по крайней мере у очень многих), вы долго будете ждать своей очереди, пока шведы найдут переводчика. Занятно, что десятки россиян и русскоязычных граждан Эстонии не могли ответить на такой несложный вопрос, как "-How long time you gonna stay in Sweden?". Увидев впереди русскоязычных, я метнулся в соседнюю, более плотную очередь, где, правда стояли большей частью японцы и американцы (судя по говору). И не прогадал, ибо за то время, как в моей очереди прошло 2-3 человека, в этой очереди прошло не менее десяти !

    Швед не глядя шлепнул штамп в мой паспорт, и вот я уже на улице, возле автобусной остановки. Стоимомость проезда в центр города - 20 SEK, при курсе 9 SEK=$1. Я же, взглянув на карту, предпочёл прогуляться пешком, ибо от терминала "Фрихамн" до центра было от силы минут 15-20 пешком.

    Оговорюсь, что как и в случае с Таллином, я не стану вдаваться в описание достопримечательностей шведской столицы - об этом расскажут соответствующие путеводители.

    Говоря глобально, я бы сказал так, что Стокгольм - город несомненно красивый и достойный интереса. С другой стороны, человеку, побывавшему в Праге, Амстердаме, или Париже, шведская столица вряд ли покажется особенно выдающейся. Стокгольм построен на десятках островов, связанных мостами. Наиболее интересен район Гамла Стан (Старый город), находящейся тоже на острове. Наиболее известные музеи города (Nordska Museet, Vasa Museet) находятся на острове Скансен, там же, кстати можно посетить и музей сказок Астрид Линдгрен (Junibacken). Музеи: Дальневосточных древностей, архитектуры, современного искусства - находятся на соседнем острове Скепсхольмен.

    Кстати, с последнего открывается хорошая панорама Старого Стокгольма и оттуда можно отснять отличные снимки. Если вы прибыли в город дикарём и ищите место недорогого ночлега, то наилучшим вариантом станет плавучий хостель "Chapman", действующий на старинном фрегате, стоящим на вечной стоянке прямо на набережной. Ночлег на одного стоит порядка 20 долларов. Замечу, что для Стокгольма это совсем не дорого!

    Наиболее же завораживающая панорама города открывается от Сити Холла на острове Кунгсхольмен. Именно оттуда сняты большинство стокгольменских поздравительных открыток. Раз уж вы там - обязательно поднимитесь на башню Сити Холла - это самое высокое строение города. Панорама потрясающая! Вход стоит 15 SEK. Покупки сувениров лучше всего осуществлять в районе Нормальм, сразу к северу от Старого города. Там масса как солидных и дорогих магазинов, так и небольших лавочек уличных торговцев.

    Шведская столица очень дорогой город. Если вы прибыли с круизом на один день, то практичнее вообще не тратиться ни на что, а воспользоваться бутербродами с парохода. Для примера: Хот-Дог стоит 15-20 SEK, жестяная баночка Пепси 15 SEK, Среднего уровня обед в недорогом ресторанчике в Старом Городе - 200-300 SEK ($25-30). Проезд на городском транспорте стоит 20 SEK, но можно купить и проездной на весь день по цене порядка 75 SEK

    По городу собственно говоря, проще и лучше всего путешествовать именно пешком, так как расстояния не велики, интересного много, а транспорт дорог. По-идее, ехать то особенно и некуда, т.к Старый Город компактен, а прогулки по спальным районам вряд ли вас заинтересуют.

    Alexander Lapshin
    12/12/2002 12:28


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Эстонии

    08.11.17 В Финляндию можно ехать на шипованной резине
    16.10.17 В Таллине открылся Музей кино
    04.09.17 В аэропорту Таллина появился трамвай
    11.08.17 Lux Express проводит распродажу билетов
    28.07.17 Lux Express сделала скидку на билеты Петербург - Таллин
    21.07.17 В Москве - самое дешевое в Европе такси
    14.07.17 Lux Express назначит маршрутку между Петербургом и востоком Эстонии
    17.05.17 В Таллине открывается новый бутик-отель
    26.04.17 Летом роуминг в Евросоюзе станет бесплатным
    20.04.17 График работы консульств и визовых центров в майские праздники
    [an error occurred while processing this directive]