Литва

Летом на работе, как обычно, аврал за авралом, шеф в отпуск не пускает, поэтому который год приходится отдыхать в начале сентября. Но поскольку мы больше любим познавательный отдых, чем валяние на пляже, то нас данные обстоятельства не сильно огорчают. Два прошлых года ездили на машине в Питер и по его окрестностям и были очень довольны: туристов меньше и погода солнечная, хоть и прохладно. А в этом году решили метнуться по Литве по стопам друзей, которые ездили туда в мае.

Подготовка

Путевку оформляли через Балт-Турас - визы, страховки, билеты и гостиницы. 6-го сентября - приезд в Вильнюс, 8-го - переезд в Палангу и 15-го обратный поезд из Вильнюса.

Разница во времени между Москвой и Литвой - 2 часа (у них среднеевропейское время).

С собой у нас был путеводитель серии "Мир вокруг нас" - Литовская республика, распечатки из интернета, а также карты (отданные друзьями, купленные ими в Литве в мае) Вильнюса, Каунаса, Паланги и всех трех бывших наших Прибалтийских стран. Почти хватило, только вот нигде мы не смогли найти - как добраться до Парка Европы, в котором находится Географический Центр Европы. Жаль...

Дорога

Поезд №5 Москва-Вильнюс уходит в 18-50 с Белорусского вокзала. Вечером нам раздали белорусские и литовские декларации на заполнение. Около шести утра пассажиров будят - граница. Сначала остановка на белорусской границе: пограничники смотрят паспорта и ставят штампы, таможенники проверяют декларации. Потом минут через двадцать езды - литовская граница. То же самое, только литовский таможенник даже не стал забирать декларации - так, посмотрел, спросил: точно ли указана сумма провозимой валюты и нет ли с собой спиртного и сигарет. У нас с собой был блок сигарет - он нам на это ничего не сказал - наверное, можноJ. Через 40 минут - Вильнюс. Выход от поезда в город - в центре платформы через подземный переход. Банк с обменом валюты - слева в соседнем здании на углу. Курс нас неприятно удивил - друзья говорили и в интернете было про 4 лита за доллар, а на деле оказалось - 3,4. И вообще нам показалось, что все довольно дорого. Если цены на еду и одежду сопоставимы с Москвой, то бензин в два раза дороже (95-й - 2,35 лита). Дорогие фотопленки (в два раза дороже московских). Музеи стоят очень по-разному.

Вильнюс

Жили мы в гостинице "Гинтарас" - прямо напротив вокзала, только от вокзала этого не видно: на крыше написано "viezbutis" ("гостиница"), а название - над входом. Я, конечно, не видела все их номера, но тот, где мы жили, нам не понравился совершенно. Одно утешало - жить в нем недолго. Комнатка очень маленькая: две кровати и между ними только протиснуться. Телевизор ("со спутниковым телевидением") - старый черно-белый и страшно шумит, свистит, пищит и трещит. И ванная страшноватая, а душ принимается прямо на полу. Что хорошо в этой гостинице - близость к вокзалу и вид на город. Считается, что она не в центре, поэтому подешевле, но зато с нашего пятого этажа весь центр был прекрасно виден. Идти от гостиницы до Кафедральной, скажем, площади минут 15. Прямо на вокзальной площади стоит МакДональдс, в котором мы, не мудрствуя лукаво, и питались эти пару дней.

Поскольку в Вильнюсе мы были всего три дня, то полноценной прогулки по городу у нас не получилось - только три маленькие прогулки по паре часов. В первый день, получив машину, мы сразу поехали в Тракайский замок - бывшую столицу Литвы. Вернувшись, мы немного побродили по центру города, посмотрели сувенирный базарчик около Университетских двориков, поездили по старому городу, заблудились в односторонних улочках, на улице Mindaugo, 11 наткнулись на супермаркет Maxima (их сеть по всей Литве), где затарились продуктами (очень милый магазин). В этот магазин мы потом еще несколько раз специально приезжали. Еще в Вильнюсе есть сеть пиццерий "Cili Pica" (одна из них прямо на вокзальной площади, рядом с нашей гостиницей). Мы заходили в филиал в Паланге, а потом в путеводителе обнаружили, что их и в Вильнюсе много. Там хорошо: уютно, вкусно. На второй день пребывания, вернувшись из Каунаса, мы прошлись по университетским дворикам, дошли до костела Святой Анны, посмотрели Кафедральный собор.

Тракайский замок

Тел. (+370 38) 5 12 86. Открыто с 8 до 12 и с 12-45 до 17-00 кроме субботы воскресенья. Главное - не нервничать, если едешь на машине. Потому что не доезжая до места начинают появляться указатели на какие-то похожие названия, да и карта Вильнюса заканчивается. Просто с шоссе Вильнюс-Каунас сворачиваешь на Тракай (Trakai) и едешь себе по главной дороге, пока не увидишь, собственно, замок справа на острове. Если вы доехали до мостика, с которого открывается прекрасный вид на замок, значит, вы немного проехали и можно парковаться. Если вы не доехали до мостика или прибыли с экскурсией, стоит до него дойти - замок оттуда виден целиком. Замок окружен озерами, где можно покататься на лодке или яхте, можно, наверное, порыбачить. Сам замок - наиболее, наверное, представительный в Литве, по крайней мере он целый. Внутри - музей и сувенирные лавки.

Учитывая что некоторые крайне не любят много ходить пешком, поездка в Тракай у нас заняла всего четыре часа. Впрочем, примерно столько же занимает официальная экскурсия.

Каунас

В Каунасе старый город небольшой, нам хватило сорока минут его обойти. Каунасский замок - только название, от него осталось полторы стены и одна башня. Ратуша, рядом большой красивый изнутри и снаружи действующий костел, старые улочки, маленькие домики. Парковка в центре старого города практически везде платная (дорогая), лучше встать подальше. А если паркуетесь, нужно сразу искать дядьку, который собирает деньги, а то он потом приходит и ставит блокиратор на колеса - ищи его потом - свищи...

В стороне от старого города располагается Лайсвис-аллея, рекомендованная нам, как улучшенный вариант нашего Арбата. Не знаю - не знаю... Шире - да, посередине деревья и лавочки - да, приятно, но по бокам - те же бутики, никакого национального колорита... В конце аллеи - костел, справа от него - музей, а там - вызвавшая много споров и возмущения статуя "Человек". Через улицу, параллельно Лайсвис-аллее (повыше в горку) расположена улица Putvinskio, где стоит Музей чертей (дом 64). Там оказалось не так много чертей из разных стран, как мы думали, в основном литовские авторские работы, но посмотреть можно. Есть еще Музей Чюрлениса, но мы в него не ходили.

Вильнюс - Паланга

Еще будучи в Москве мы нашли в интернете пару контор по сдаче машин на прокат в Литве. Списались с "Renta Car" и по телефону договорились о машине и о сумме, а также о том, что они нам 6-го в двенадцать машину пригонят к гостинице. Машину привезли вовремя, быстренько все оформили. Стоила нам машина Ford Scorpio 80 лит (около 25 долларов) в день. Это учитывая срок больше недели (а то было бы 100 лит) и почтенный возраст машины. Хотели еще с нас залог взять (там как-то хитро: страховка вроде как все покрывает, но если влетишь в аварию и виноват ты, то 100 долларов с тебя возьмут - эти-то 100 долларов и хотели заранее взять), но мы отговорились.

С утречка собрались и поехали в Палангу. На трассе, если нет ограничивающих знаков, разрешена скорость 130 км/час. Скоростной режим местные водители в большинстве своем соблюдают, иногда даже слишком. Сколько мы по Литве ездили, гаишников видели только два раза: на середине трассы по дороге в Палангу и на Куршской косе (хорошо нам встречный водитель фарами помигал!), где они из кустов скорость меряли (прямо как наши!).

По дороге заехали в Шауляй - осмотреть Гору Крестов. Ее расположение и проезд тоже нигде не указано, пришлось спрашивать в городе. Кое-как на пальцах объяснились с двумя местными, которые не совсем забыли русский. Значит так: из Шауляя едем по указателям на Ригу километров двадцать и поворачиваем направо на указатель Kryziu kalnas (Гора Крестов). Там автомобильная стоянка и сувенирный рыночек. Нас порадовал православный крест, сделанный из российских автомобильных номерных знаков (он в самом начале, на площади). Там принято оставлять крестики, навешивать на уже имеющиеся. Зрелище весьма впечатляющее.

Паланга

Житье. Жили мы в Gabia - нам понравилось. Говорят, в советское время это был не рекламируемый дом отдыха номенклатурной элиты, куда простые люди ходили в ресторан. Сейчас, в связи с огромным количеством кафе, ресторан и бар в Габии уже не актуален, поэтому после окончания этого сезона ее собираются переделывать, увеличив количество номеров за счет не используемых помещений. Гостиница небольшая с балкончиками (там пластиковые столик и стульчики) и чудным видом на сосновый бор. Соседних зданий совершенно не видно. Имеется собственная маленькая стояночка сбоку. Номер просторный (а соседний даже двухкомнатный), светлый, большая светлая, чистенькая ванная (душ, как и в Вильнюсе, принимается прямо на полу, но такой хороший светлый кафель, что это даже приятно), холодильник, нормальный цветной телек с пультом. Телевизор ловит ОРТ, иногда ТВЦ, два немецких канала (в том числе музыкальный VIVA и канал с обилием мультфильмов) и несколько литовских.

Еда. С этим проблем нет. Множество кафе на все вкусы по центральной улице Vitauto и по всем аллеям к морю. Нам понравилось в Cili Pica на центральной аллее почти у самого моря и в ресторанчике на Vitauto рядом с костелом на берегу ручья - так немножко в сторону и вниз.

Недалеко от города есть славное местечко - Juozo. Выезжаете из Паланги в сторону Кретинги и на большом перекрестке с двумя заправками поворачиваете налево в сторону Liepoja и латвийской границы. Доезжаете до перекрестка, где направо отходят две асфальтированные дороги - одна резко направо, а вам по второй. Выезжаете из леса, добираетесь до пригорка и паркуетесь - там уже видно. Купленная хозяином в Германии по случаю пивоваренная установка со временем обросла большим количеством столиков под навесами, баскетбольной площадкой, детской площадкой, прокатом лошадей и т.д. Интересное меню, живописная отделка деревом (даже вымощено деревом). Дают на прокат баскетбольный мячик (даете залог, потом забираете обратно). Цены такие же, как в Паланге: основное блюдо - от 5 до 13 лит, напитки порядка 3 лит. Важный момент: порции очень большие и очень сытные (!), к основному блюду закусок брать не стоит - может не влезть. Пиво свое - нефильтрованное светлое и черное (не темное, а именно черное). Нас туда привез экскурсовод (хоть одно хорошее дело сделалJ), а потом мы уже сами обедать ездили. Ужинать после этого совсем не хочется.

За десять дней пребывания в Литве мы так и не перестроились на местное время: в десять вечера уже хотелось спать, зато подбрасывало в восемь утра. Вот на второй день, до экскурсии, подпрыгнув в восемь, решили пойти позавтракать в то местечко, где вчера вечером были (на берегу ручья), благо на вывеске было написано: 7-23. Как бы ни так. Город пустой, тихий, ничего не работает. Только за костелом по Vitauto нашли гостиницу с работающим рестораном. Меню оказалось не очень интересным, но раз уж пришли...

Баскетбол. Любят в Литве баскетбол - чувствуется. У многих отелей в Паланге есть свои площадки, где можно прийти поиграть. Кое-где даже дают мячик на прокат. Про Juozo уже говорилось, там это бесплатно, только залог. В одном из отелей на аллее от Габии к морю взяли 10 лит за час игры. А есть еще такое место - ресторан Сабониса. На нем нигде этого не написано, но все говорят. Это первая же гостиница, если идти по аллее от Габии к морю. Она такая деревянная, двухэтажная, над входом - галерея, а во внутреннем дворике - серьезная баскетбольная площадка. Там час игры стоил 50 лит.

Паланга, конечно, сугубый курорт. Для любителей лежать на пляже или, в крайнем случае, гулять по сосновому бору, не спеша насыщаясь кислородом. Посмотреть можно костел да Музей янтаря во дворце Тышкевичей. То, что гордо называется Ботаническим садом (вокруг дворца) на деле оказывается сосновым бором с примесью лиственных деревьев. Осенью красива аллея вдоль моря - когда солнце есть она просто золотая. В этом саду есть Гора Беруты (с которой связаны местные легенды), под ней гротик, а также цепочка прудов с большой стаей прикормленных уток и тремя лебедями. Одного селезня я даже уговорила съесть хлеб прямо с ладони. Пляж, конечно, чудный - сосны, песочек. До глубины, правда, идти довольно порядочно. Мы один раз в море залезли (в первый же день). Ноги только судорогами сводит, но купаться можно. Потом ветер стал совсем холодным и в море не хотелось. С пирса хорошо наблюдать закаты и луну. Для нас и еще одной пары, приехавшей с нами одновременно в путевку была включена обзорная экскурсия. Хуже от нее, конечно, не стало, но, даже не считая опоздания экскурсовода, все было довольно сумбурно и бестолково. Экскурсовод Эдмундас был очень мил, обещал разузнать и про возможность рыбалки и про Центр Европы. Мы ему потом звонили-звонили, он так ничего и не узнал, а сам потом так и не перезвонил.

Из Паланги мы съездили в Клайпеду и на Куршскую косу. Еще нам советовали посетить музей камней, но мы обленились и не поехали. Гуляли не спеша, долго обедали, кормили уток в Ботаническом саду, слушали море, смотрели русские новости и засыпали, роняя книжку. Русские книжки, кстати, имеются, но в небольшом количестве и выбор не очень. Не доходя от Габии до костела есть книжный магазин (так и забыли спросить у местных, почему на книжных написано и Knigas, и Kniginas) - там есть одна полочка со странным набором книг на русском. А за костелом по правой стороне есть небольшой супермаркет с обменником - там был Стивен Кинг и несколько любовных романов.

Клайпеда

Ну что здесь... Кварталы старого города. Скульптурный парк на месте старого кладбища (куда мы так и не дошли). Обычно главной достопримечательностью Клайпеды называют морской музей (с аквариумом, дельфинарием и пингвинарием), вот только нигде мы не прочли, что находится он на Куршской косе. Так что имеет смысл планировать одну общую поездку и в музей и на косу. Имеется два парома: старый и новый. Старый расположен в районе старого города и работает преимущественно на пешеходов (если их мало, то берут и машины). Новый паром как бы дальше от Паланги и возит преимущественно машины (20 лит с машины, по-видимому в оба конца, поскольку на обратном пути никто билеты не спрашивал). Музей работает с 10-30, но, если вы сами по себе, то стоит приехать заранее, потому что паром ходит где-то через каждые полчаса (идет минут 15), от нового парома по косе к музею еще ехать (до перекрестка, там направо и до упора в старый паром), а оттуда еще идти минут 15 (предлагают подвезти на конных повозках за 10 лит).

Морской музей работает с 10-30 до 18-30 (с октября по апрель - до 17-30). Шоу дельфинов: летом в 12-00, 14-00 и 16-00, в остальное время - в 12-00 и 15-00. Телефон музея (+370 6) 39 11 33, дельфинария (+370 6) 3 11 70. Билеты: на шоу дельфинов - 12,5 лит, в морской музей (он же аквариум) - 7 лит, фотосъемка - 5 лит.

По дороге к музею вы увидите темную большую лодку, построенную клайпедским рыбаком Гинтарасом Пауленисом по чертежам ньюфаундлендских кораблей. В 1994 году он пересек на этой лодке Балтийское море и приплыл в Швецию, а на обратном пути утонул в шторм. Дельфинарий расположен в отдельном здании - оно бросается в глаза первым. Слева по ходу - кассы, а слева от них - вход в старый форт, где расположен аквариум и пингвинарий. Быть у дельфинария и не посмотреть шоу дельфинов, наверное неправильно. Очень динамично и забавно. Аквариум скорее познавательный, чем впечатляющий. Здесь же - пара закутков с пингвинами - они стоят и спят, кажется, что это чучела, но иногда они шевелятся. Над ним - музей с различными чучелами и скелетами. Под ним - туалеты и помещение с окнами в ров, где плавают котики. Котики периодически подплывают к окнам, ложатся и смотрят. Такие трогательные! Еще во рву плавает морской лев, периодически он издает страшные звуки. В бортах фортовых укреплений - музей кораблестроения и мореплавания.

Куршская коса

Когда сходите с парома имеет смысл остановится и рассмотреть схему косы, стоящую рядом, и определиться с остановками. По косе идет одна главная дорога от старого парома до границы с Россией, от нее отходят более мелкие дороги, которые неизвестно куда ведут: может на красивейшую дюну, а может к частному огороду. Поэтому лучше всего, конечно, иметь подробную карту, ну а за неимением таковой - изучить схему. Из "обязательных" для посещения мест экскурсоводом в Паланге нам было указано на Гору Ведьм в Юодкранте. Там слева такая деревянная ведьма типа на метле стоит, а через дорогу - тропинка наверх, а вдоль тропинки - деревянные скульптуры из литовских сказок. С детьми, наверное, интересно. А так... Первого десятка скульптур вполне хватило. Потом народ захотел есть и мы поехали в Ниду, как самое крупное поселение на косе. В сезон, я думаю, можно поесть и в Юодкранте, там были кафе, только закрытые.

Наш экскурсовод (в Паланге) очень советовал нам "обязательно" купить на косе копченого угря. Там когда едешь по дороге, то и дело попадаются вывески "Zuvis" (Рыба). Так вот, я не знаю, как в сезон, но нам там предлагали средненького такого угря за 140 литов (около 40 долларов). В Паланге мы на центральной ведущей к морю аллее обнаружили потом таких угрей по 40 лит, а маленькие были и за 10.

В Ниде мы перекусили (цены повыше, чем в Паланге) и посмотрели городок - милый, чистенький - совсем Европа. Потом подъехали, посмотрели на границу с Россией. На обратном пути встали на первой же стоянке справа от дороги, где был выход в лес (на многих стоянках стоят знаки, запрещающие ходить по лесу). Дошли по деревянной тропинке до смотровой площадки, полюбовались на песчаные барханы и поехали в сторону парома, поскольку начали закрадываться сомнения насчет времени прекращения его работы. На развилке к парому свернули налево и вышли на Балтийское побережье. Перевалили через авандюну, защищающую косу от ветров с моря, и нам открылся чудный вид на широкий пустой песчаный пляж и закат над морем. Уехали мы на пароме в полвосьмого. Интересно смотрится Паланга в темноте с Клайпедского шоссе: темный массив леса, над которым поднимается освещенный костел.

В Вильнюс

На обратном пути мы свернули с шоссе Клайпеда - Вильнюс, потому что в книжном, листая путеводитель на немецком, наткнулись на фотографию красивого замка с подписью Raudones. Нашли на карте это название и решили заехать. Дело было рано утром, так что все, конечно, было закрыто, но замок симпатичный - маленький такой феодальный замок с башенками на высоком борту долины Немана.

В Вильнюсе нам осталось залезть на Башню Гедиминаса и осмотреть город с высоты. Красиво. В башне - музей. Там интересные макеты Вильнюса XIV и XVII веков, рыцарские доспехи и все такое. После этого сдали машину у гостиницы, где и брали. Правда, за неделю о нас забыли, пришлось через 15 минут ожидания звонить и напоминать о себе, но после этого приехали быстро. Потом мы, кинув вещи в камеру хранения на вокзале, пошли за сувенирами в центр. Долго там бродили, пытаясь получше пристроить оставшиеся деньги.

В Москву

На последние 2 лита купили пива в поезд, сели и поехали. Кстати о поезде: кроме вильнюсского состава, он составляется также из вагонов, приехавших из Клайпеды и, кажется, Каунаса, поэтому нумерация у него получается совершенно непредсказуемая - чтобы не ходить вдоль поезда, лучше спрашивать проводников. На обратном пути нам даже никаких деклараций не принесли на заполнение: спросили, что везем, белорусский таможенник попросил поднять лавку, посмотрел на наши сумки, посмотрели в наши честные глаза, шлепнули печати и все.

Эпилог

Насчет отношения к русским туристам. В туристических местах практически все мало-мальски, но говорят по-русски или в крайнем случае могут позвать кого-то, кто понимает. Забавно, когда тебя приветствуют по-литовски, а когда ты говоришь: "Здравствуйте", тут же переходят на русский. Во многих кафе в Паланге есть меню на русском. Люди на улицах если младше двадцати, то русского не знают, а если еще застали обязательный русский в школах, то объясниться могут. Только в Башне Гедиминаса, когда мой спутник ткнул пальцем в фотографию и радостно закричал: "О, русский флаг!", тетушка с вязаньем как-то недобро на нас посмотрела из угла, но ничего не сказалаJ.

Насчет сувениров. Хотела я в первый же день брожения по Вильнюсу присмотреться к сувенирам, но меня оттащили. А зря. Лучше бы ориентировались и в ценах и в ассортименте. Много янтаря, много керамики, но мало в этом чего-то такого "литовского"... Литва, конечно, знаменита своим янтарем, но сейчас янтарных поделок столько в Москве, что как-то не интересно. Лично мне очень понравилось цветное стекло - в виде рюмок, витражей и подвесных рыб. Больше всего, конечно, выбор на базарчике в центре Вильнюса, рядом с университетскими кварталами. Если финансы позволяют, там можно найти очень интересные вещички.

В целом остались очень довольны. Ездили мы аккуратно, на штрафы не попали (а штрафы очень большие), никаких серьезных проблем не возникало. Нам понравилось. Страна очень интересная и хороша как для любителей моря и пляжа, так и для интересующихся историей и архитектурой. Рекомендуем.

Ольга и Сергей
    25/10/2002 12:28

Новости из Литвы

27.02.24 flydubai собирается выполнять рейсы в Латвию, Литву и Эстонию
    Литва закроет еще два КПП на границе с Белоруссией
    18.02.24 На калининградском поезде больше нельзя ездить в Литву
    30.11.23 Латвия и Литва пока не собираются закрывать границу с Россией
    25.09.23 В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесли много новых объектов
    19.09.23 МИД России дал рекомендации россиянам в связи с запретом на ввоз в ЕС ряда товаров