Самостоятельная поездка в Скандинавию



    Маршрут

    Основной отправной точкой при планировании и составлении маршрута поездки стал отчет ребят-шкодников, ездивших в Скандинавию летом 2000 года.

    Первоначально ехать никто никуда не собирался, но по мере прочтения рассказ и описания увиденных красот затягивали все больше и больше, тут же "совершенно случайно" рядом появилась карта, на ней стали отмечаться упоминающиеся места и города и закончилось все это вполне логично - решено, ЛЕТОМ ЕДЕМ В СКАНДИНАВИЮ! Произошло это не много не мало в сентябре, т.е. за 9 месяцев до самой поездки:

    В результате был разработан следующий маршрут:

    Протяженность 6900 км с точки зрения Microsoft AutoRoute-ра (на самом деле почти 7000 "от дверей до дверей"), по времени на все про все отводилось 19 полных дней. Состав путешествующих - двое взрослых и "автоорел" 9-ти лет.

    Ключевые точки маршрута:
    Москва; Хельсинки; Рованиеми - полярный круг, деревня Санта-Клауса; Мыс North Cape - самая северная точка Европы
    Далее спускаемся "вниз" по дороге E6:
    Narvik; Trondheim
    Потом начинаются фьорды:
    TrollStigen - дорога троллей; Geiranger; Flam; Oslo; Стокгольм; Naantali - парк мумитроллей, расположенный недалеко от Турку; Хельсинки; Москва.

    При планировании перегонов по равнине мы закладывались на 600/700 км в день, для перегонов по горам Норвегии на 300/400 км за световой день. Всю дорогу рулил один водитель.

    В целях экономии времени (для нас реально это были сутки из общего графика) участок Хельсинки - Рованиеми был пройден на ночном поезде Хельсинки - Рованиеми (машина при этом грузится в специальный вагон-автовоз).

    Как показала последующая практика, горные перегоны в 300 - 400 км являются оптимальными - не успеваешь устать, и можно спокойно посмотреть по дороге все что захочется.

    Погода

    Меняется часто и быстро. Как говорят норвежцы, "Если вам не нравится погода, подождите 10 минут". Это действительно так (особенно в горах), хотя по меркам среднерусской полосы холодновато (14-20 градусов и ветер). Для местных как +10, так лето - соответственно шорты и футблолки.

    Что с собой брать (одежда, обувь и т.п.)

    Зимние или теплые куртки лишними не будут.

    Для прогулок по горам нужны хорошие крепкие туристические ботинки. В остальном все стандартно для автономных выездов на длительное время.

    Визы

    Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания входят в список стран Шенгенского соглашения. Соответственно визы необходимо и достаточно одной, шенгенской.

    По правилам шенгена, виза должна быть получена в посольстве страны максимального пребывания (в нашем случае в теории это должна была быть Норвегия). На самом же деле мы получали визу (на 30 дней) в посольстве Швеции по частному приглашению друзей, живущих в Стокгольме. Никаких проверок документов внутри границ шенгена не было.

    Стоимость месячной визы в шведском посольстве - 20$ (600 руб.) с человека.

    Для ребенка (вне зависимости, записан он в паспорт родителей или имеет свой паспорт) надо заполнять отдельную анкету и оплачивать сбор за визу.

    Бланки анкет можно скачать с сайта посольства Швеции. К сдаваемым документам крайне желательно приложить копии страховых полисов.

    Документы сдавали 2 дня (в посольстве была очередь), визы делали 5 рабочих дней, получили паспорта за 15 минут.

    Страховки, документы на машину

    Для получения виз необходима медицинская страховка, срок действия которой совпадает со сроком действия визы. Для машины необходима GreenCard на весь срок пребывания.

    По правилам конвенции о международном движении на машине (сзади) должна быть наклеена наклейка страны регистрации транспортного средства.

    Все страховки покупались в Москве в с/к Росно. Стоимость месячной медицинской страховки на семью и болгарской GreenCard от компании Bulstrad составила чуть меньше 100$.

    Для машин не старше 5-ти лет у Росно есть дополнительная страховка на случай поломки/аварии. Стоимость ее 50$.

    Реально пользоваться ни той, ни другой страховкой не пришлось, что в общем-то и хорошо J.

    Жилье

    Принципиально существует 4 варианта проживания:

    1. Отели.
    Весьма дороги, от 70$ и выше за двухместный номер в сутки. В связи с определенными рамками бюджета отели не рассматривались.

    2. Комнаты по системе Bed and Breakfast
    Дословно "Кровать и завтрак". Комнаты в наем. В общем и целом их немного, но по дороге указатели "Hytter" периодически встречались. Стоимость ночевки 40 - 50$. Как показали предварительные исследования интернета на начальном этапе подготовки, очень часто в Норвегии B&B являются разновидностью местной экзотики (ферма в горах и т.п.), поэтому в некоторых случаях стоимость проживания вполне соизмерима со стоимостью номера в хорошем отеле.Вариант размещения по системе B&B серьезно не рассматривался в связи с малочисленностью найденных по интернету "точек" B&B.

    3. Хостелы
    Некое (и крайне отдаленное) подобие нашего студенческого общежития. Как правило, это многоместные комнаты. Кухня, душ и удобства общие. В большинстве хостелов имеется некое количество так называемых "Family room" - семейных комнат, которые отличаются от "общевойсковых" количеством коек (обычно на 4 человека в комнате). Число Family room в хостелах ограничено, поэтому их обязательно надо бронировать заранее. Средняя стоимость Family room порядка 50$ за ночь, +/-. К сожалению, в северной части Норвегии хостелов относительно мало.

    4. Кемпинги
    На мой взгляд, один из самых демократичных и доступных способов размещения. Кемпингов много всяких и разных. Найти место не проблема (как говорится "не в этом, так в следующем"). Останавливаться можно в домиках или палатке. В стандартном домике есть: кровати на 4-х человек (как правило, это две двухэтажных кровати), стол, стулья, электрическая плитка, холодильник, обогреватель. Вода и удобства в общем "хозблоке". Это "базовый" вариант. Стоимость такого домика 30-50$ за сутки (на севере Норвегии ближе к 50-ти, на юге к 30-ти). Стоимость двухкомнатного домика с водой, туалетом, душем, кухонным оборудованием 50-70(максимум) $ за ночь. Опять же, зависит от района. На севере цена будет ближе к верхней границе. Стоимость места для палатки от 5 до 20$. Расчетный час, обычно - 1200. Про "хозблок" чуть подробнее. В любом кемпинге есть отдельно стоящий домик, в котором всегда имеется: горячая/холодная вода, теплые душ/туалет, полностью оборудованная кухня, cтиральные/сушильные машины, гладильные машины (иногда). При этом в санузлах и душе чисто так, что становится просто противно J. Всем перечисленным можно пользоваться совершенно спокойно - вы уже заплатили за размещение! В некоторых кемпингах душ и стиральные машины могут быть платными. Стоимость "удовольствия" от одного до полутора долларов за жетон (3 минуты работы душа или одна "полноразмерная" стирка в машине).

    В связи с "высоким сезоном" мы бронировали жилье в северной части маршрута (от Инари до Трондхейма).

    Жилье бронировалось ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ИЛИ, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, ПО ФАКСУ (Нордкап, Нарвик). ЗА БРОНЬ ЖИЛЬЯ НЕ БЫЛО ЗАПЛАЧЕНО НИ КОПЕЙКИ, НИ ЦЕНТА!!

    Останавливались мы в следующих местах:

    Город: Inari
    Кемпинг: Lomakyla Inari
    Tel: +358 16 671 108
    Fax: +358 16 71 480
    E-mail: kaisa.paulavirta@lomakyla-inari.inet.fi
    Стоимость домика: 48 $/сут.

    Город: Нордкап
    Кемпинг: NAF Nordkapp Camping
    Tel: 78473377
    Fax: 78471177
    E-mail: nordkapp.camping@nordkapp.com
    Стоимость домика: 52 $/сут.

    Город: Alta
    Кемпинг: Wisloff Camping
    Tel: +47 78434303
    Fax: +47 78443137
    E-mail: lilly@wisloeff.no
    Стоимость домика: 40 $/сут.

    Город: Нарвик
    Кемпинг: Ballangen Camping
    Tel: +47 76927690
    Fax: +47 76927692
    Стоимость домика: 42 $/сут.

    Город: Mo I Rana
    Кемпинг: Korgen Camping
    Tel: +47 75191136
    Fax: +47 75191226
    E-mail: korgen.camping@c2i.net
    Стоимость домика: 36 $/сут.

    Город: Трондхейм
    Кемпинг: Oysand Camping
    Tel: +47 72872415
    Fax: +47 72852281
    E-mail: post@oysandcamping.no
    Стоимость домика: 45 $/сут.

    Как ни странно, но "угадали" практически везде. Расплачивались без проблем карточкой (Visa). Единственное место, где потребовались наличные был Korgen Camping (там карточек не брали вообще никаких).

    Единственный "нештатный" момент был в Oysand Camping. По каким-то техническим причинам (как сказал менеджер, их новый сотрудник "по ошибке" отдал нашу бронь немцам) "наш" домик был пущен в "оборот". Я показал их же e-mail с подтверждением брони и спросил: "Это ваше подтверждение? - Да. - И что? - Ваша бронь занята. - Хорошо, я сейчас развернусь и уеду, тем более что ваш кемпинг в округе не последний..." В результате нам дали "стандартный" домик за половину стоимости.

    Деньги

    Норвегия и Швеция не являются странами евро-зоны, поэтому деньги там, соответственно, свои - Шведские кроны (SEK) и Норвежские кроны (NOK). Ориентировочные курсы к доллару: 1 USD ~~ 7.2 NOK, 1 USD ~~ 9.22 SEK.

    Перед поездкой были сделаны 2 долларовых карточки: Visa Classic в Автобанке и MasterCard Mass в Альфа-банке.

    Плюс к этому мы купили в Автобанке наличную валюту стран пребывания (EUR, NOK, SEK) из расчета 100$ для каждой страны пребывания.

    С приемом карточек нигде никаких проблем не было за исключением "местечковых" паромов в Норвегии (в большинстве случаев на них берут только наличные) и продуктовых магазинов сетей COOP, RIMI в не туристических городах.

    Наличные снимали один раз для покупки продуктов (см. про продуктовые магазины) и один раз для оплаты жилья в Гейрангере (в кемпинге не принимали вообще никаких карточек).

    Снимать деньги в банкомате имеет смысл относительно большую сумму (порядка 100$), т.к. за обналичку берется комиссия в 3$ вне зависимости от снимаемой суммы.

    Некоторые ЛИЧНЫЕ впечатления от "общения" с карточной системой.

    Транзакции, сделанные по Visе приходят в банк быстрее, чем сделанные в тот же день в том же месте, но по MasterCard. К моменту возвращения все визовские транзакции были уже отражены в выписке и проведены банком; мастеркардовские же "доходили" более месяца.

    В Автобанке гораздо быстрее получить по телефону остаток по карте, нежели а Альфа-банке. У Альфы до ответа оператора крутится много рекламы, которая крайне "актуальна" на побережье Северного моря, притом что автомат одну за другой кушает монетки:

    В Автобанке более квалифицированный персонал.

    Еда

    Стоимость хорошего обеда на троих (салат, первое, второе, кофе, десерт) в нормальных кафе (не Макдональдсы и т.п.) от 45 до 60 $.

    Основная проблема с едой заключается в том, что "точки общепита" работают где-то с 10 и до 18, не позже. Поесть по нормальному после 18-ти задачка еще та (у нас было 2 случая, когда в двух ресторанах в разных местах в 21 и 23 часа соответственно сказали, что кухня уже закрыта...)

    Норвежская кухня достаточно простая, но сытная и порции большие (детям надо сразу же брать половину стандартной порции).

    Национальное блюдо - laks (лосось). Это традиционный вид рыбы в Норвегии и готовят ее очень хорошо в ресторанах. Вкусно, но блюдо одно из самых дорогих (190-200NOK).

    Есть и так называемая lute fisk - это треска, приготовленная по-особому.

    Очень вкусная рыба зубатка - steinbit. Такая страшная на вид рыба с кожей, вместо чешуи (из нее даже делают сумки), но мясо у нее белое, потрясающего вкуса.

    Можно попробовать и бифштекс из китового мяса (hvalbiff - правильно произносится как "валбиф") - это только местный продукт и поесть его можно только в Норвегии. Не пробовали.

    Крабы чудесны, креветки - можно покупать прямо на пристанях у рыбаков (реально в продаже "прямо у пристани" ни разу не видели, но может быть и не там смотрели). Можно и ловить самим (только в море, на реке иностранцы должны покупать лицензию).

    В продуктовых магазинах все тоже самое, что у нас (позабавил арбуз, разрезанный на куски, каждый из которых потом был завернут в пленку).

    Норвежские надписи на продуктах поначалу напрягают, но если уж совсем что-то непонятно, всегда можно спросить у персонала (см. про язык).

    Связь

    При звонках и отсылке факсов из России в Норвегию/Швецию, я использовал карточку IP телефонии компании ОСС+. Конечно, есть некоторые огрехи связи (эхо, ощутимая задержка в разговорах и т.п.), но это с лихвой окупается низкой стоимостью минуты разговора (порядка 0,4-0,5$ со Скандинавией).

    В Норвегии мобильный телефон работает всегда и везде. В том числе и в туннелях и самых-самых горах. Роуминг "в лоб" (от МТС) достаточно дорогой, поэтому если нужно часто звонить куда-то в Норвегию, имеет смысл купить prepaid карту местного оператора связи.

    В Норвегии можно купить prepaid карту у оператора NetCom (при покупке такой корточки у NetCom не нужен постоянный норвежский адрес). Карта без абонемента называется Kontant и стоит 199 крон (включая разговор на 150 крон). Цена разговора с абонентами любого типа (мобильный операторов NetCom, Telenor) - 2.99NOK + 0.59NOK за соединение. Входящие звонки внутри Норвегии бесплатны. Карты Kontant продаются в магазинах электроники, например Elkjop, Telehuset и др.

    В Финляндии наиболее доступный вариант prepaid карты - Sonera Easy оператора Sonera. Продается она во всех R-Kiosk"ах - маленьких магазинчиках или киосках с газетами, лимонадом, лотерейными билетами и т.п. У них желто-синие вывески - R-Kiosk. Карточка Sonera Easy стоит порядка 300FIM (курс FIM/EUR примерно 6/1). Минута разговора по ней стоит 2.95 FIM, при звонках за границу добавляется международный тариф. Sonera Easy не работает в роуминге, но позволяет звонить за границу. Карточка умирает, если ей не пользовались 6 месяцев. Обычные телефонные карты также продаются в R-Kiosk"ах.

    В Норвегии нам нужно было сделать некоторое количество непродолжительных звонков в кемпинги, поэтому я посчитал, что покупка prepaid карты в мобильник экономически не очень выгодна, и мы купили обычную карточку для телефона-автомата (стоит она порядка 10$).

    Это была ошибка - телефонов-автоматов в Норвегии ОЧЕНЬ МАЛО. И найти телефон (уже неважно какой, за монетки или с карточкой) РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. При этом местные жители говорят, что т.к. у всех поголовно мобильники, обычные телефоны-автоматы постепенно просто исчезают за ненадобностью.

    В Финляндии и Швеции для звонков мы покупали обычные телефонные карты (~6EUR в Финляндии и 8-10$ в Швеции). Проблем с телефонами-автоматами в этих странах нет.

    Язык

    Необходимо и достаточно английского языка. Английский знают везде и все. Т.к. в Норвегии много немецких и голландских туристов, в туристических местах вполне можно объясниться и по-немецки.

    Упоминание в разговоре простейших норвежских слов существенно меняет к лучшему отношение "аборигенов": здравствуйте - хей
    спасибо - takk
    вежливое спасибо - takk skal du ha (так скал дю ха)
    очень вежливо и сердечное спасибо - tusen takk (тюссен так - тысяча спасибо)
    До свидания - Ha det bra (ха де бра)
    сколько это стоит - Hvor mye koste det ? (вурь мие коста де ?)
    счет до десяти - en, to, tre, fire, fem, seks, syv, atte, ni, ti
    буква "а" с кружком наверху это наша "о", а вот наша "о", это норвежская "у" (Thor - Тур)

    Путь

    Для "макро-прикидок" маршрута использовался атлас Европы "Europe Road Atlas 2001/02" масштабом 1 м=10км швейцарского издательства Hallag. Атлас можно купить через интернет. Оплата по кредитной карточке. Срок доставки в Москву порядка 20-ти дней.

    Для "черновых" расчетов общей протяженности маршрута, планирования перегонов, остановок и т.п. использовалась электронная карта Microsoft Auto Router.

    Непосредственно для ориентировки на местности в Норвегии использовались очень подробные норвежские дорожные карты (см.картинку) масштабом 1 см=4 км, 1 см=3,33 км. Стоимость карт 85 - 100 NOK. Продаются практически на любой заправке.

    Вся Норвегия разбита на регионы. Карту другого региона можно купить, только находясь на границе (или рядом с границей) регионов. Картами пользоваться очень удобно (много подробной информации, отмечены view points, пешеходные маршруты, карта удобно сложена и т.п.).

    Для поездок на машине и ориентирования в крупных городах типа Хельсинки, Стокгольма и т.п. обязательно нужна полноформатная карта города. "Туристические" варианты карт, на которых показан только центр города не подходит однозначно.

    Нормальную полноформатную карту Стокгольма (не туристический центр!) мы купили только в самом Стокгольме В КНИЖНОМ МАГАЗИНЕ рядом с главным информейшеном. На заправках по пути к Стокгольму я таких карт не видел.

    Билеты на паром

    Тут все просто и накатано.

    Основные паромы из Хельсинки/Турку в Стокгольм это Silja Line и Viking Line. Принципиально различаются только ценой билета и удобством расписания.

    Билеты лучше покупать заранее т.к. в сезон их может просто не быть. Билет из Турку в Стокгольм стоит дешевле, нежели аналогичный из Хельсинки в Стокгольм.

    В Москве билеты на Silja и Viking например можно купить в компаниях: Норвика (204-16-30, Мясницкая 35), DBSW Tours (250-93-83, 928-36-37, 1-ая Тверская-Ямская, дом 25, стр 1, работают с понедельника по пятницу с 9.30 до 20.00 без обеда, по субботам с 10.00 до 17.00. без обеда).

    "Альтернативные" способы попасть паромом в Швецию:

    Seawind Line. Бронирование билетов ТОЛЬКО ПО ФАКСУ, указанному на сайте.

    Tallink. Бронирование билетов по телефону, указанному на сайте. Как показала практика, когда дело доходит до бронирования билетов - эстонцы прекрасно понимают русский язык.

    RG Line. Паром идет 4 часа от Vaasa до Umea. Билеты можно забронировать по тел. +358-6-3200 300 по рабочим дням с 8 до 20 ч.

    Билеты на финскую железную дорогу

    Вот это оказалось действительно проблемой.

    Нам нужно было купить в Москве билет CAR-SLEEPER PACKAGES на поезд из Хельсинки в Рованиеми. Реально в Москве удалось найти только одну фирму (DBSW Tours), которая согласилась заняться финскими железнодорожными билетами. Но при этом за билеты я заплатил ровно столько, сколько было написано на сайте финских железнодорожников (210 EUR за машину и 3-х пассажиров); плюс 15$ за доставку билета в Москву.

    Как выяснилось впоследствии, для покупки билета с турфирмами можно и не связываться вообще. Достаточно было просто позвонить в Хельсинки непосредственно в VR (+358 307 20 901, +358 307 20 902), забронировать билет по телефону, а по приезде в Хельсинки выкупить бронь на вокзале.

    "Местечковые" паромы в Норвегии.

    Из Бергена в Киркенес регулярно ходят вдоль всего побережья круизные пароходы компании Norwegian Coastal Voyage (Hurtigruten). Судя по встреченным в Сети описаниям путешествий на этих кораблях ОЧЕНЬ красиво и интересно, но и столь же дорого (билет за паром от Нордкаппа до Трондхейма на 2-х взрослых и машину стоит более 800$ и это без еды за 4 дня плавания!).

    Расписание "местечковых" паромов, которые ходят по фьордам, можно найти по ссылке www.ruteinfo.net.

    Стоимость билетов от 90 до 360 (Geiranger-Hellesylt) NOK. Цена указана за машину с водителем, пассажиром и ребенком. Билеты на эти паромы продаются ТОЛЬКО ЗА НАЛИЧНЫЕ. Карточек не берут вообще никаких (из 6-ти "маленьких" паромов расплатиться карточкой удалось только на одном).

    ПДД и дороги

    В принципе все как в России, но в Норвегии есть некоторые отличия:

    Круг всегда главная дорога. Более того, круги имеют меньший диаметр по сравнению с российскими.

    При съезде с круга по правилам надо включить правый поворотник на несколько миганий (по наблюдениям, местные выполняют это правило далеко не всегда).

    Очень мало дорог и улиц со знаком "главная дорога" и очень часто выезжающий с "маленькой" улицы на "большую" имеет преимущество, на первый взгляд, не всегда логичное. Лучше пропускать всегда, потому как народ особенно и не смотрит - пропускают его или нет.

    ПЕШЕХОДОВ ПРОПУСКАТЬ ПРИ МАЛЕЙШЕМ НАМЕКЕ НА ЖЕЛАНИЕ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ (в маленьких городах стопроцентно!) - на зебре, без зебры. Лучше остановиться и пропустить. ПЕШЕХОДЫ ДАЖЕ НЕ СМОТРЯТ НА МАШИНУ, А ПРОСТО ПЕРЕХОДЯТ УЛИЦУ И ВСЕ:

    Включенный ближний свет ОБЯЗАТЕЛЕН. Штраф за не включенный ближний - порядка 300$. Замена ближнего света на противотуманки не допускается (в правилах четко сказано - ближний свет).

    Как показала практика, в Норвегии местные едут из расчета "ограничение + 10%", но не более! Особо ретивые превышают скорость километров на 20, не выше. В городах все двигаются строго по знакам (исключение Стокгольм).

    Штрафы в Норвегии самые высокие в Европе.

    Проезд на красный свет - 400$, превышение скорости - может быть и до 1000$.

    Полиция очень вежливая, приветливая. В принципе иногда можно "подкосить на дурачка" (типа простите дяденька, сами мы не местные, больше так не будем и т.п.), но проще не нарушать.

    Реально полицию мы увидели первый и последний раз где-то в середине Норвегии, и то она ехала по своим полицейским делам.

    Парковка - есть муниципальные парковки на улицах, они платные с утра (8-9) до вечера (15-17), в воскресенье бесплатно (полезно взглянуть на информацию на самом автомате - на нем расписано время действия парковки и максимально разрешенное время непрерывной стоянки).

    Стоимость парковки разная - в среднем от 15 крон в час. Автоматы висят рядом с парковками, принимают любые монеты, кроме 50 эре и оплачивать можно любое время до лимита (1-2-4 часа) с любой дискретностью - в зависимости от того, сколько денег кинул в автомат. Полученный парковочный талон должен быть положен на видное место под лобовое стекло.

    Отсутствие талона или его "покладание" в не просматриваемом снаружи месте в машине равнозначно неоплаченной парковке.

    Реально проблем с парковкой не было - место удавалось находить практически всегда.

    Есть один знак, которого нет в России - белый круг с красной каймой и диагональной красной линией (некий симбиоз нашего "Движение запрещено" и "Стоянка запрещена"), а под ними изображение машины и мотоцикла. В том направлении могут ехать только автобусы или такси - надпись под знаком именно об этом и говорит.

    Отсутствие знаков "Остановка запрещена"/"Стоянка запрещена" вовсе не разрешает парковку в приглянувшемся месте. Сплошную линию вдоль правой обочины никто не отменял:

    Разметка. Центральная линия желтая (в основном прерывистая), а боковые - белые. При этом длина штрихов осевой линии разная (сама осевая нарисована с большим шагом, а параллельно ей нарисована вторая прерывистая линия с маленьким шагом штрихов).

    Если честно, то до конца алгоритм пересечения/не пересечения этих "разномастых" штрихов так и остался не понятым - иногда местные четко не обгоняют до начала "мелких" штрихов, иногда обгоняют вне зависимости от их наличия (осевая все равно же прерывистая J).

    В крупных городах на крайней правой полосе бывают надписи на асфальте Taxi или Buss - полоса только для них. Если вам надо повернуть направо, а крайняя правая полоса для автобусов/такси, то не надо перестраиваться в нее для поворота! - поворачивать следует ИЗ СВОЕЙ ПОЛОСЫ, максимально сдвинувшись вправо!!!

    Дороги, как правило, двухрядные (E6, E18 и т.п.). Ряды несколько уже привычных российских, но никаких трудностей со встречными разъездами нет. Откровенно узкие (практически по зеркалам) только совсем уж местные дороги (типа дороги №63 на TrollStigen).

    Покрытие у всех дорог хорошее, хотя иногда и потряхивает. В любом случае, даже приближенных аналогов "плохой" норвежской дороги в России я пока так и не увидел, хотя путешествуем на машине по стране мы много.

    На севере Норвегии могут встречаться платные туннели, но их не много. Оплата карточками проблем не вызывает.

    Если следовать знакам, то вождение в горах трудности не составляет. Единственное "но" - "горные" километры тянутся все-таки медленно т.к. средняя скорость не высока. Тормозить на спусках только двигателем! В противном случае можно перегреть тормоза и:

    На дорогах очень много дач-кемперов (в основном немцы) и легковушек с дачами-прицепами (голландцы). Они начинают массовое движение часов в 9 утра, заканчивают в 18-19.

    Дорожные указатели больше всего понравились в Финляндии - там их действительно много и к месту. В Норвегии и Швеции указателей (относительно Финляндии конечно) меньше и иногда в самый-самый момент они куда-то пропадают.

    В Норвегии некоторые сложности вызывали знаки "Начало/Окончание населенного пункта". Опытным путем было выяснено, что "граница поста" это надпись н/п на синем фоне, но иногда после такого знака действительно начинался населенный пункт, а иногда до него еще надо было ехать километров 10.

    В Швеции в этом плане все четко - начало/окончание населенного пункта показаны табличками с силуэтами домов. Но (как и у нас впрочем) этих знаков может и не быть L (пример - г.Вармдо в 30 км восточнее Стокгольма.). Но это редко.

    Если таки удалось заблудиться, то для того, чтобы узнать дорогу надо выйти на дорогу и голосовать с картой! Водители очень приветливы и доброжелательны, всегда стараются помочь/объяснить/показать.

    При езде по крупным городам очень не помешал бы GPS с загруженной картой и возможностью автоматического прокладывания пути от точки А до точки Б.

    Машина и бензин

    Мы ездили на собственном автомобиле Fiat Marea WeekEnd 1.8, 1998 года выпуска. Пробег на момент начала путешествия 66000 км.

    Перед поездкой машине было сделано плановое ТО-60000. За время поездки капот открывался 2 раза для доливки воды в омыватель.

    На всякий случай я с собой брал необходимый инструмент, минимальный набор запчастей (в основном по электрической части двигателя) и масло/тосол на доливку. Не понадобилось ничего.

    Расход бензина по горам и с постоянно включенным кондиционером составил 7,5-7,7л/100 км. За всю поездку мы сожгли порядка 550-ти литров 95-го бензина.

    Стоимость бензина АИ-95:
    Финляндия - 1,16 EUR
    Норвегия - 9,08-9,26 NOK
    Швеция - 9,34 SEK

    Что посмотреть

    Понятно, что прямого и четкого ответа на этот вопрос не существует - каждому интересно что-то свое. В Норвегии это КОНЕЧНО ЖЕ ПРИРОДА!

    Фьорды, горы, ледники и водопады производят неизгладимое впечатление.

    Дорога троллей TrollStigen и мыс НордКапп просто без комментариев.

    Киты на севере Норвегии, фьорд Гейрангер, Флом со своей красивейшей горной железной дорогой - перечислять можно до бесконечности.

    Если есть возможность, то обязательно нужно делать остановки на день/два и выходить на "разведку" окрестностей. Красота неописуемая!

    Единственное "но" - музеи и прочие туристические "аттракционы" достаточно дороги это раз, и два - не всегда выгодно покупать family ticket, т.к. он в большинстве случаев рассчитан на 2-х взрослых и 2-х детей. Дети в норвежской интерпретации - лица до 14-ти лет.

    Некоторые расценки на "культурную программу" для семьи из 2-х взрослых и ребенка 9-ти лет:

    Аквапарк "Серена" в Хельсинки - 45 EUR
    Музей золота в Танкаваара - 30 EUR
    Санта-парк в Рованиеми - 50 EUR
    Норд Капп - 420 NOK (Билет действителен 2 дня)
    Музей наскальных рисунков в Альте - 70 NOK
    Кафедральный собор в Трондхейме - 90 NOK"
    Краеведческий" музей в Гейрангере - 185 NOK
    Билет на ж/д в Фламе (Flam-Myrdal-Flam) - 470 NOK (При поездке по ж/д из Бергена скидка на этот билет чуть ли не 30%)
    Музей Фрам в Осло - 60 NOKМузей Кон-Тики в Осло - 90 NOK
    Музей Васа в Стокгольме - 150 SEK
    Парк мумитроллей в Финляндии - 60 EUR (Билет действителен 2 дня)

    Как показала практика, в Сети можно найти практически любую информацию на тему "Что посмотреть в Норвегии/Финляндии/Швеции".

    Бюджет

    За 19 дней на каждого реально вышло порядка 1100$ на все, без учета небольшого шопинга в Стокгольме.

    Alexandr Sagatovsky
    25/09/2002 12:27


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Норвегии

    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    29.09.23 Норвегия запрещает въезд российских легковых автомобилей с 3 октября
    22.09.23 Норвегия закроет въезд российским автомобилям
    30.06.23 Какие страны в 2023 году выдают шенгенские визы россиянам
    27.04.23 Визовые центры Европейских стран сообщили о графике работы в майские праздники
    26.04.23 Российские "зеленые карты" перестанут действовать в ЕС 1 июня
    25.09.22 Норвегия приостановила действие соглашения об упрощенном визовом режиме
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.06.22 Консульство Норвегии усилит проверку анкет от заявителей из России на все типы виз