Швейцария и юг Германии



    Введение

    Вот и закончилось наше путешествие в этом году. По традиции нужно написать отчет о поездке. Я это делаю уже третий раз. Вначале это было путешествие по тематическим паркам, Париж, Амстердам и Брюссель (1998 год), затем - замки Баварии, Австрия и Чехия (2001), теперь - юг Германии и Швейцария.

    Зачем я это все описываю? Есть несколько целей:

    • упорядочить несколько разрозненую информацию;
    • через некоторое время события забываются, а при наличии записей легче и приятнее вспоминать;
    • при рассказах о поездке друзьям и знакомым не помнишь что кому рассказывал, поэтому лучше и удобнее заглядывать в тезисы;
    • при подготовке к поездке активно пользовался информацией из Сети, т.ч. было бы несправедливо не поделиться приобретенным опытом.

    Я постараюсь сообщить интересующимся следующую информацию:

    • как проехать к тому или иному населенному пункту и время в пути;
    • что можно посмотреть там;
    • сколько времени этот осмотр может занять;
    • где можно остановиться на ночь и сколько это может стоить;
    • где можно покушать и сколько это может стоить;
    • практические советы из нашего опыта.

    Часть I. Как проходила подготовка к поездке

    Месяца за 1,5 до поездки мы начали намечать маршрут и разыскивать информацию о нем. К сожалению, в Сети не удалось найти четкую и вразумительную информацию о поездке по похожему маршруту, при наличии большого объема очень общей информации.

    Мы понимаем, что того, кто готовит путешествие для себя, наши впечатления о конкретной поездке интересуют во вторую очередь (если интересуют вообще) , в первую очередь интересна информация, которая может оказать реальную помощь.

    • вначале определились с направлением путешествия (юг Германии и Швейцария);
    • взяли большое количество проспектов туристических фирм (как в агенствах, так и в Сети) с описанием организованных маршрутов и составили предварительный желательный маршрут;
    • приобрели карты этих стран и путеводители по ним; в частности, при подготовке этой поездки очень помогли карты Германии и Швейцарии издательства Michelin (сайт www. ViaMichelin. com); и книги:
    • путеводитель"Швейцария" на русском языке издательства Ле Пти Фюте (сайт www. petitfute. ru);
    • путеводитель на русском языке для туристов-автомобилистов израильского журналиста и автопутешественника Авраама Кофмана "Прогулки за рулем по дальним странам";
    • путеводитель по Швейцарии на иврите, автор Шломо Папирблат, INBAL Travel Information Ltd. и, конечно, информация из Интернета; Большое спасибо всем авторам.

    На основании всей имевшейся информации был составлен подневный, а иногда и почасовой план поездки (приблизительные расстояния между населенными пунктами определяли при помощи циркуля-измерителя и масштаба карты страны). Гостиницы мы заранее не заказывали, а перед заказом аренды автомашины обратились во все местные фирмы, работающие с мюнхенскими фирмами по сдаче автомашин в аренду и проверили цены. Для поездки двух семей из трех человек, каждая с багажом мы заказали две автомашины групп CCAR (автоматическая коробка) и CCRR (ручная коробка). Билеты на чартер Боинг-737 израильской авиакомпании Аркия Тель-Авив - Мюнхен и обратно, а также автомашины мы заказали и приобрели в фирме All Tours. Очень советую нашего постоянного туристического агента Рину. Координаты офиса All Tours в Хайфе: Тел. 04-8670670, факс 04-8642570. И билеты, и заказ машин через туристического агента оказался дешевле и лучше (всегда можно получить помощь от агента по телефону), чем заказы напрямую.

    Часть II. 1й день (23.07.02 Вторник)

    2.1. Вылет из аэропорта им. Бен Гуриона в Мюнхен.

    Началось наше путешествие из Хайфы (Израиль), на 2 часа ночи мы заказали такси, которое отвезло нас в аэропорт им. Бен Гуриона. Вылет был указан на 6.00 утра. В этом году мы поехали с семьей друзей (ребята нашего возраста с сыном 15 лет) и мы втроем с дочкой 15 лет. После всех видов контроля и известной израильской "аттракции" - громадного (по меркам такого рода торговых точек) магазина беспошлинной торговли, мы оказались на борту чартера. В 6.00 утра самолет не взлетел - министерство транспорта запретило ночные полеты, поэтому первый раз в жизни видели авиа-пробку на взлетной полосе - 6 самолетов в очереди на взлет. Вылетели в 6.30 утра. В полете, как всегда, нас покормили сносным кошерным завтраком.

    2.2. Прибытие в аэропорт Мюнхена.

    Прилетели в аэропорт Мюнхена в 10.10 ( 9.10 по местному времени). Взлет, сам полет и посадка самолета - исключительные по профессионализму (спасибо израильской авиакомпании Аркия). Прибытие в аэропорт Мюнхена для израильтян (и только для нас!) - тоже своего рода приключение - на взлетном поле самолет окружает полиция с автоматами, самолет при заруливании на стоянку сопровождает полицейский бронетранспортер, терминал приема пассажиров находится в нескольких минутах езды автобусом от главного терминала, он окружен колючей проволокой и полицией с автоматами. Понимая, что все это для нашей же безопасности, воспринимаем все спокойно. Все послеприлетные формальности, включая получение багажа, заняли около получаса. Кстати, мюнхенский аэропорт - один из самых больших в Европе.

    2.3. Получение автомашин в аэропорту.

    После выхода из терминала, прямо по ходу движения самоходного тротуара находится зал офисов всех компаний по аренде автомашин мюнхенского аэропорта. Так как наши машины были заказаны и оплачены полностью в Израиле, нам не пришлось ничего доплачивать в представительстве самой компании. Предъявили ваучер на заказ машины, подписали документы на страховку и получили ключи и карточку выезда из парковочной зоны (потом, в поездке, мы изучили несколько видов таких карточек и способов оплаты стоянок). Вход в парковочную зону (место получения машины) находится в этом же здании, на пяти его этажах). Документы на получение машин получили в 10.40 (кстати, план предусматривал это в 10.30, что говорит о его достаточно хорошей заблаговременной проработке). Одну машину сняли в компании EUROPCAR , другую - в BADGET. Наша семья получила Volkswagen Golf 1.6 автомат в EUROPCAR (4000 км на спидометре, полный автомат, бортовой компьютер, показывающий локальный пробег, расход топлива, время в пути, среднюю скорость движения). Для наших друзей в BADGET не было машины заказанной группы, поэтому они получили ключи от машины более высокой группы - 7-ми местный Volkswagen Sharan дизель - минибус, оснащенный, даже, встроенными датчиками контроля за опасным приближением к внешним объектам (27000 км на спидометре). Вначале мы подумали, что следует отказаться от Golf и поехать на одной машине, но обнаружили, что в Volkswagen Sharan недостаточно места для багажа одной, а не то, что двух семей. Потом мы оценили, насколько правильно поступили. Дальше началось то, что меня раздражало в прошлом году - место стоянки машин очевидно для служащих, но совсем не очевидно для нас, т.е. получив ключи, клиент уже никого не интересует - ему нужно все знать от рождения. В конечном итоге, после почти получасовых поисков, мы разыскали свои машины и - вперед, шлагбаум поднят... На часах 12.30 утра (все в соответствии с планом). В машине лежит ее техническое описание, по толщине равное "Капиталу" Маркса. Предпочли рукоятки управления изучать в процессе движения.

    2.4. Выезд в сторону Линдау (LINDAU).

    Вначале мы поехали, как и было запланировано, в Линдау. Нам предстояло преодолеть 150 км по автобану.Поехали по Е54, доехав до нее по 471 дороге. Правда, в связи с тем, что наша карта была мелковатой, мы не поняли всех дорог и накатали лишних 50 км, но в путешествии это - нормально, при этом потеряли полчаса. После того, как увидели знак " LINDAU - 150" стало веселее. Скорость 120 - 140 км/час, в 15.00 приехали в город.

    2.5. Пребывание в Линдау.

    Немного истории Город-остров Линдау - самый маленький остров Боденского озера. Он относится к федеральной земле Бавария, и проживает здесь 24 тысячи человек. К началу XIII века Линдау получил статус свободного города и очень скоро разбогател благодаря прекрасно налаженной торговле с проходящими по Рейну и Боденскому озеру кораблями. В порту находятся и два символа Линдау - 6-метровый баварский лев и новый маяк высотой 33 метра, с которого открывается красивый вид и на старый город, и на Боденское озеро, и на вершины Альп. Отсюда можно увидеть три страны: Австрию, Германию, Швейцарию. Как советовал путеводитель, мы начали осмотр с набережной перед входом в гавань. Очень приятная обстановка - в тишине негромко играет музыка, на набережной рисуют (и очень прилично) местные художники, изготавливают всякие поделки умельцы. Хотели подняться на башню маяка и с высоты 33 метров осмотреть окрестности, но оказалось, что сначала нужно заплатить (около 2,5 _ ), а потом - подниматься пешком. К такому подвигу мы не были готовы... Пошли осматривать город. Подошли к Рейхрплатц с Линдавиа-фонтаном и Старой ратуше. Запомнилась потрясающая настенная живопись Старой ратуши и оригинальная архитектура. Прогулялись по пешеходной улице. Осмотр города занял 2 часа. После этого поели в открытом ресторане (порция из шашлыка, чипсов, салата и сока стоила 9.50 _).

    2.6. Поиск ночлега.

    Поиск ночлега в самостоятельном путешествии является отдельным приключением. В том случае, если гостиницы заказаны заранее, нужно их искать, а в чужих городах и с двумя машинами это не очень легко. Мы заранее не заказывали гостиниц, поэтому поиск ночлега занимал некоторое время. После прошлогоднего путешествия по Германии, мы хотели снимать циммеры, считая, что это будет дешевле, но вскоре мы поняли, что в этом путешествии лучше останавливаться в гостиницах. В Линдау мы могли снять два 3-х местных номера по 54_ за номер, но без душа и туалета, правда в центре города или нормальную 3-х звездочную гостиницу намного дороже. В конечном итоге сняли гостиницу - "Бодензее" 116 _ за 3-х местный номер. Очень приличная гостиница со стоянкой для машин. Координаты гостиницы:
    Телефон: (08382)9670-0
    Факс: (08382)9670-55
    E-mail: huebler.gmbh@t-online.de Internet: huebler - lindau.de

    После того размещения в гостинице, решили подъехать на набережную и погуляли там до 22.30. Спать пошли в 23.00.

    Часть III. 2й день (24.07.02 Среда)

    3.1. Выезд в сторону Меерсбург (MEERSBURG).

    Встали в 7.00, очень неплохо позавтракали ("шведский стол" из нескольких видов сыра и колбасы, 2-х видов йогуртов, корнфлекс, фрукты, сок, джемы и кофе). После завтрака услышали праздничную музыку, в на улице увидели давно забытую, прямо, первомайскую демонстрацию детей с цветами, веночками на голове, идущими большой колонной в национальных костюмах по улице. Все очень красиво и организовано. Оказалось, что отмечается праздник урожая. После этого ма посетили большой торговый центр "Линдау парк", расположенный рядом с гостиницей. В 9.00 выехали в сторону Меерсбург (MEERSBURG). Расстояние Линдау - Меерсбург составляет 37 км, ориентирование довольно простое, т.к. везде на указателях нарисована паромная переправа. Сам город мы не осматривали из-за недостатка времени, здесь нас интересовал только паром.

    3.2. Паромная переправа из Линдау в Констанц.

    Паром представлят собой большой катер для перевозки машин и людей (можно, и нужно, погулять по нему во время переезда). Вид, открывающийся с палубы, очень поднимает настроение - горы, озеро, чайки кружащиеся возле парома. Въезд на паром, само движение и выезд происходит очень организовано. Для оплаты проезда, при въезде машины на паром, кондуктор подходит к каждой машине. Стоимость переезда 11.15 _ (7.95 за машину и 1.70 за каждого человека). Время в пути 15 минут. В 10.00 мы были уже в Констанце (KONSTANZ). После выгрузки с парома продолжили движение по указателю на Центр. Здесь большое количество стоянок для машин, правда по 1_ за 2 часа, но как мы увидели дальше - это еще очень дешево.

    3.3. Осмотр Констанца.

    Немного истории Город Констанц с населением 80 тысяч жителей является самым крупным на озере Бодензее . На том месте, где он стоит, когда-то давно римские рыцари соорудили лагерь, назвав его именем Констанция Хлора. В 540 году Констанц стал центром епископства. Самым важным событием в истории города явился Вселенский собор 1414-1418 годов. На нем избрали папу римского Мартина V. Это были единственные выборы папы на немецкой земле. Здесь же князья-епископы приговорили к казни Яна Гуса, которого сожгли на костре в 1415 году. В Констанце сожгли на костре и Джордано Бруно. Помимо исторических фактов в городе достойны внимания архитектурные сооружения: романо-готический собор и ратуша. Очень красивая пешеходная улица, на ней фонтан с гротескным изображением людей и зверей. Осмотр города занял 2 часа.

    3.4. Посещение острова Майнау.

    В 14.00 выехали по направлению к острову цветов Майнау, это всего в 7 км (20 минут езды в "пробках). Сразу после приезда на стоянку начался дождь. В Европе к этому нужно быть готовым всегда и держать зонт всегда наготове. Дождь был довольно сильным, но через полчаса значительно уменьшился. Вход на остров находится примерно в 400 метрах от стоянки.Стоимость стоянки 3_. Входной билет на цветочный остров - 10 _ на взрослого и 5_ на ребенка, но семейный билет стоит 20_. Для посещения остров цветов Майнау открыт с весны и до поздней осени, ежедневно с семи часов утра до наступления темноты. Остров является "дачей" шведских принца и принцессы и принадлежит Швеции. На площади в 45 гектаров цветоводы выращивают в основном экзотические растения, родина которых - тропики и субтропики. На нескольких террасах цветы; очень красиво оформленный "детский уголок" - цветущие кусты, постриженые в форме утят и павлина; посетили пальмовый павильон (у нас такие пальмы растут на улицах, т.ч. это не очень удивило), зашли в замок и ознакомились с коллекцией фарфора, из замка отличный вид на озеро сверху; видели одно из красивейших мест острова - ступенчатый фонтан. Поток воды начинает спускаться вниз от источника, расположенного у смотровой площадки на вершине небольшого холма. Вода стекает по широким мраморным ступеням, сплошь ! покрытым цветами. Осмотрели симпатичную цветочную клумбу - цветы растут в форме прилегающих к Линдау земель Германии и кантонов Швейцарии, затем посетили знаменитый "Дом Бабочек". В специальном искусственном климате там разводятся тысячи разнообразных видов бабочек. Мы здесь увидели бабочек гигантских размеров и различной окраски, правда все это находится в теплице с температурой около 35 градусов и влажностью 90%. Долго продержаться трудновато. Почувствовали себя почти на Родине.От стоянки отъехали в 18.00, т.е. на осмотр острова цветов потребовалось 3,5 часа.

    3.5. Поиск ночлега.

    Теперь оставалась одна из главных задач на день - найти ночлег. Всем нам очень понравился остров цветов, хотелось побыть там подольше, поэтому к поиску ночлега приступили поздно. Справочники советовали переночевать в швейцарском городке Штайн-Ам-Рейн. Из Майнау по дороге 13 поехали в Штайм-ам-Райн. Совершенно незаметно для себя, пересекли границу со Швейцарией и оказались в этом городке. Действительно,очень красиво. Нас уже больше занимал вопрос о предстоящем ночлеге, поэтому провели здесь только 1 час и, из-за очень высоких цен на ночлег, решили искать гостиницу где-нибудь в Германии. У нас, даже для порядка, при пересечении границы, ни разу не спросили паспорта. Снова, незаметно для себя, пересекли границу со Швейцарией, а затем и с Германией. Представили, что с такой легкостью пересекали бы те самые "границы на замке"... В общем, к 22.00 мы оказались в городе Синген (SINGEN), в Германии, без какого-либо намека на гостиницу. Мы их обходили одну за другой, но двух свободных 3-х местных номеров не было нигде. Смирились с тем, что погуляем ночь, но хотя бы детей хотелось бы где-то уложить поспать. В поисках зашли в очередную гостиницу, где тоже не было мест, но один из гостей в ресторане оказался столь любезен, что по телефону договорился с хозяйкой какой-то гостиницы о нас и, поехав впереди на своей машине, показал нам дорогу. В который раз убедились, что путешествие - это встречи с людьми, готовыми помочь. Так мы попали в гостиницу Hotel Sonne. Очень приличные условия, нам удалось уговорить хозяйку сдать нам по 2-х местному номеру на семью и дать по лишнему комплекту постельного белья для детей (постелили им на диванах в номерах). Каждый номер по 40 кв. метров, с душем и туалетом, телефоном и TV. В гостинице есть лифт и, даже, зимний сад на 2 этаже. Завтрак был неплохой, за третий завтрак (он не входил в стоимость номера) доплатили 7_. Таким образом, гостиница с завтраком на троих стоила 81_.

    Координаты гостиницы:
    Hotel Sonne.
    Телефон: (07731)9718-0
    Факс: (07731)73751
    E-mail: hotel.sonne@t-online.de

    Часть IV. 3й день (25.07.02 Четверг)

    4.1. Посещение города Шаффхаузен.

    Расстояние из Констанца в Шаффхаузен составляет 70 км. Выехали в 9.15 после завтрака в сторону Шаффхаузен. При въезде, поехали по указателю на центр, повернули по указателю на крепость Мунот . Поставили машины на стоянку (2 часа за 1_.) и пошли на нашу "туристскую тропу". Поднялись в крепость по извилистой дорожке. Сама крепость не произвела особого впечатления,если не считать того, что она построена в XVI веке. Это само по себе вызывает уважение. Вид из нее нам всем очень понравился - старинный город на Рейне, красные черепичные крыши, синяя река. Очень красиво. Для осмотра города, спустились от крепости по лестнице (180 ступеней) прямо в центр исторической части города. Побывали на Мюнстерплац (церковь Всех Святых); видели ратушу, прошлись по улице Фордергассе со множеством магазинов, видели башню с астрономическими часами, дом с фресками, фонтан "Мавр" и "Рыцарь". На осмотр города потребовалось 3часа. После этого, поднявшись на 180 ступеней, сели в машины и продолжили путь. В 12.00 выехали на дорогу 4, ведущую в Цюрих, и направились к Рейнским водопадам (Rheinfall). Расстояние 6 км, время в пути - около 10 минут, проехали два тоннеля, после второго (1300 метров) съезд вправо.

    4.2. Посещение Рейнских водопадов.

    Увидели первый указатель на замок Лауфен и заехали на стоянку. Сделали мы не совсем правильно, т.к. дальше есть гораздо большая стоянка, расположение которой позволяет ближе подъехать к водопадам. Стоянка, к нашему удивлению, бесплатна. От той стоянки, на которой мы остановились до замка пришлось пройти минут 10 по лесу, прогулка довольно приятная. Вход к водопадам через сувенирный магазин и стоит 1CHF (швейцарский франк) на человека. Зрелище водопадов довольно впечатляющее, особенно из грота рядом с входом, ощущение, что находишься внутри водопада. После этого, прошли дальше по лестнице, где сделано несколько площадок для фотографирования и вход на причал. От причала отходит моторная лодка по нескольким маршрутам (большие или малые круги по Рейну перед водопадами) и подвозит к самим водопадам. Стоит все это, в зависимости от выбранного маршрута, от 2.5 до 6.50 CHF на вэрослого (ребенок до 12 лет чуть меньше). Прокатились по среднему маршруту (за 6.50 CHF), получили представление о водопадах вблизи. На причале посмотрели на больших карпов и уток. Посещение Рейнских водопадов заняло 3 часа, т.е. в 15.00 выехали в сторону Цюриха.

    4.3. Выезд в сторону Цюриха (ZURICH) и поиск ночлега.

    Расстояние от Рейнских водопадов до Цюриха составляет 46 км по дороге номер 4. По пути, начали искать место для ночлега. Заезжали в маленькие городки, но все они, практически, являются пригородами Цюриха и никаких циммеров в них не было. Через 2 часа поисков, т.е. в 17.00 удалось снять два 2-х местных номера в пригороде - Dubendorf. Стоимость номера 160 CHF. Гостиница не очень удачная, но мы были рады и этому. Здесь произошла смешная история - при регистрации в гостинице служащий немного говорил по-русски и он задал вопрос о том, откуда мы из России. Не хотели его переубеждать (не все-ли равно, в общем, откуда мы) и сказали ему какой-то адрес. Он попросил номер любого нашего паспорта, ему назвали. Тогда он попросил сам паспорт для того, чтобы сличить фотографию. Мы были уверены, что придется разговаривать на повышенных тонах и уже приготовились к этому, но он, посмотрев паспорт, успокоился. Наутро, правда, во двор гостиницы въехала полицейская машина, но оказалось, что не за нами - просто попить кофе.

    Координаты гостиницы:
    Hotel Jagersburg
    Телефон: 01/821 76 66
    Факс: 01/954 09 14.

    4.4. Осмотр вечернего Цюриха.

    Время езды от Дубендорф до Цюриха составляет 15 минут. Решили осмотреть вечерний Цюрих. Поехали на Volkswagen Sharan - вот когда нужна 7-ми местная машина. Припарковались на крытой стоянке железнодорожного вокзала. Стоимость одного часа 3.50 CHF. Осмотр начали от железнодорожного вокзала (в основном, во всех европейских городах главная улица проходит вблизи железнодорожного вокзала - Bahnhof и поэтому называется очень оригинально - Bahnhofstrasse). Видели статую всемирно известного педагога Песталоцци. Погуляли по прилежащим улицам, побывали возле Кафедрального собора (Гроссмюнстер), прошлись по мосту Мюнстербрюке и мосту Ратуши, видели церковь Св. Петра и башню Гримментурм. Затем почувствовали голод и решили перекусить. Сделали это в Mac Donalds за 33 CHF. В Швейцарии, вообще, все достаточно дорого - я где-то прочел выражение, что "глубина швейцарских банковских сейфов сопоставима с высотой швейцарских Альп". После довольно слабенького "перекуса" продолжили осмотр города. В Цюрихе мы провели 3 часа. Честно говоря, особого впечатления на нас Цюрих не произвел. Может быть сказалась усталость от поисков ночлега или обилие впечатлений дня (все-таки, третье место за день). На обратном пути в гостиницу мы заблудились (ночью все городки похожи), но вывели интересное правило для автотуристов в Швейцарии - если едешь к населенному пункту по указателю в правильном направлении и этот населенный пункт больше не появляется - скорее всего ты уже в нем. Мы так ездили минут 40.

    Часть V. 4й день (26.07.02 Пятница)

    5.1. Выезд в сторону Люцерна (LUZERN).

    Встали в 7.00, в 8.00 уже позавтракали. Завтрак довольно скудный, прогулялись в супер сети СООР (наиболее распространенная сеть супермаркетов в Швейцарии). Купили молочные продукты (у нас собой всегда сумка-холодильник) и ягоды. Стоимость ягод какая-то "заоблачная"- 5.25 CHF за 250 грамм, но мы давно не ели свежую малину, красную смородину, чернику. В 9.15 выехали в Люцерн. Расстояние в 63 км от Цюриха до Люцерна мы проехали по шоссе Е35 за 1.5 часа.

    5.2. Пребывание в Люцерне.

    Въехали в город по указателю на центр и оставили машины на одной из крытых стоянок старого города. Парковаться вдоль тротуаров или на открытых стоянках хуже, т.к. там время парковки ограничено 2 часами, а то и 1 часом. Мы видели старейший в Европе деревянный крытый мост (Капельбрюке). Мост этот был построен в 1300 году, его украшает живопись XYII века. Рядом с мостом восьмиугольная Водяная башня. В 1993 году мост очень пострадал от пожара, а затем был восстановлен в первоначальном виде. Прошлись по еще одному мосту - Шпрейбрюке (Мельничный мост) 1408 года постройки. Он тоже украшен живописными картинами XYII века ("Танец смерти"). Посреди моста капелла, постоенная в XYI веке. Прошлись по улочкам старого города, где наткнулись на ресторан "Гамбринус". Посмотрели довольно красивую церковь франсисканцев. После осмотра набережной и мостов, мы поднялись в верхнюю часть города, где сохранилась часть крепостой стены Мюзегг с девятью сторожевыми башнями. Три из них доступны для посещения. На одной из башен (Цит) мы увидели самые старые в городе часы (1535 год). Полюбовавшись видами города с крепостной стены, решили разыскать известный памятник "Умирающий лев" (Lowendenkmal). Этот памятник работы датского скульптора Торвальдсена был вырублен в скале в честь швейцарских гвардейцев, до последнего вздоха защищавших королевский дворец Тюильри 10 авгеста 1792 года во время Великой французской революции. Марк Твен назвал этот памятник самым печальным на свете. Он, действительно, производит сильное впечатление. Люцерн всем нам очень понравился, осмотр города занял около 4 часов. Хотелось еще, но план предписывал движение в сторону Интерлакена. Нужно внимательно смотреть и не пропустить указатель, т.к. мы попали на правильное направление только после выезда в сторону Берна, возврата в Люцерн и третьего круга по городу. При движении надо держаться в направлении зеленого указателя на автобан.

    5.3. Выезд в сторону Интерлакена и поиск ночлега.

    Дорога на Интерлакен имеет номера 4, 8 и 11 на разных ее участках и проходит в горах. На протяжении этого пути (расстояние от Люцерна до Интерлакена составляет 71 км) проехали несколько довольно длинных тоннелей (один длиной 5,5 км, другой - спиральный 3 км). Доехали мы за 1,5 часа. Виды гор очень красивые, проехали водопад в горах. Сняли гостиницу в 3-х километрах от Интерлакена в городке Goldswil, 3-х этажная гостиница у дороги с гордым названием Park - Hotel. Стоимость 3-х местного номера с душем и туалетом в коридоре (блок с номером) составила 110 CHF. Мы поняли, что этот район пользуется большим спросом зимой, в летнее время в гостинице кроме нас никого не было.

    Координаты гостиницы:
    Park - Hotel
    Телефон: 033 822 29 42
    Факс: 033 822 29 48

    Вечером поехали погулять по Интерлакену. Он состоит из Интерлакена Ost. и West. Расположенный в самом сердце Швейцарии Интерлакен являет собой как бы перемычку между двумя вытянувшимися дугами озёр - Тунским и Бриенцским. Отсюда и его название, означающее "межозёрный". В одной части Интерлакена (West) находится торговый и исторический центр. Прогулялись по этой части города и поужинали в ресторане. Видели повозку с рыцарями в латах и женщинами в национальной одежде. В другой его части (Ost) находится железнодорожный вокзал и большие автостоянки. Осмотр Интерлакена (West) занял 1,5 часа.

    Часть VI. 5й день (27.07.02 Суббота)

    6.1. Выезд в Интерлакен и подъем в горы.

    Встали в 7.00, завтрак в 8.30 был довольно скуден - один вид йогурта, варенье, молоко, хлеб и корнфлекс, кофе. Ни колбасы, ни сыра нам предложено не было. В 9.00 поехали в Интерлакен Ost. на одной машине. Машину запарковали на стоянке рядом с вокзалом (в 9.15 еще были места). 8 часов стоянки стоят 4 CHF. Мендельсон как-то заметил: "Кто не видел ландшафта Интерлакена, тому неведома Швейцария. Описать это невозможно, так как слова здесь бессильны..." Для проверки этого мнения мы обратились в информационное бюро (касса № 1 вокзала). Мы узнали, что русскоязычное турбюро в 9.45 устраивает экскурсию высоко в горы за 91 CHF на человека на целый день (каждый день, кроме субооты). При наличии времени, можно приобрести за 120 CHF билет для посещения всех аттракций в течение 5 дней. Кроме этого, выяснили, что наиболее показательный маршрут (поезд, фуникулер в горы и прогулка по горам) при дефиците времени - поездка на гору MURREN (высота 1650 метров). Стоимость проезда туда и обратно до горы MURREN (поезд Interlaken Ost - Lauterbrunnen, фуникулер (Lauterbrunnen - Grutschalp, одновагонная электричка (Grutschalp-Murren) составила 32.80 CHF на взрослого и 16.40 CHF на ребенка. Отправление от платформы 2а, места сидячие. Время в пути 30 мин., приехали в Lauterbrunnen . Кстати, в Lauterbrunnen перед станцией фуникулера находится бюро информации. После этого прошли через подземный переход возле 4 пути - по направлению на Murren, затем после 15 минутного ожидания, сели на фуникулер. Время в пути 20 минут, приехали в Grutschalp, откуда одновагонная электричка и привезла нас в Murren. На наше счастье, была ясная и солнечная погода. Здесь мы прогулялись по горной деревне с замечательными видами на вершины Айгер, Мёнх и Юнгфрау. Отличное место отдыха для любителей туризма, альпинизма и горных лыж. Есть здесь множество маркированных троп, отмечающих маршруты разной продолжительности и сложности. Тропы ведут к ручьям и панорамным точкам. Виды в окрестностях Мюррена просто замечательные. Здесь расположена горнолыжная трасса "Дорога в ад", по которой спускался Джеймс Бонд в фильме "На тайной службе Её величества", а также известный по тому же фильму вращающийся панорамный ресторан "Piz Gloria". Встречаются деревянные дома вполне почтенного возраста (больше ста лет). На крыше одного из домов в верхней части деревни мы увидели груды больших камней (не иначе, чтобы крышу, - а то и весь домик, - не унесло сильным порывом горного ветра). Возле каждого дома лежат аккуратные поленицы дров для топки печей в зимнее время. Сколько терпения нужно для сбора и сортировки дров по величине! В районе канатной дороги увидели "жидковатый" водопад - неужели это и есть известный Адский прыжок воды?! Прогулка по горам произвела впечатление, иногда нас посещало ощущение ирреальности происходящего. Но все когда-нибудь заканчивается... В 15.40 мы возвратились в Интерлакен, поездка в горы заняла 4.5 часа. После возвращения мы зашли в огромный супер СООР рядом с вокзалом, где купили продукты на ужин и на следующий день (у нас всегда естьс собой сумка-термос). Немного перекусили и погуляли по причалу, после чего решили съездить в Бриенц. Поехали по указателю на автомагистраль (зеленый указатель), при этом объехали озеро с противоположной стороны. Проехали 2 тоннеля, один из которых протяженностью 3.5 км. В Бриенц побродили по набережной, увидели интересную детскую железную дорогу (для детей 3-5 лет), протяженностью метров 500, наши дети очень хотели покататься, но возраст (15 лет) не позволил. Потрясающие виды озера и гор очень успокаивают. Провели на набережной около 2 часов - мы же все-таки на отдыхе.Спать пошли в 23.00.

    Часть VII. 6й день (28.07.02 Воскресенье)

    7.1. Выезд в сторону Швейцарской Ривьеры.

    Встали в 6.45, перенесли чемоданы в машины и пошли на завтрак. Большим разнообразием он не отличался (корнфлекс, джем и кофе), - мы все время думали, что зимой туристы после такого завтрака могут и "лыжи откинуть". Расплатившись с хозяйкой гостиницы, мы в 8.00 выехали в сторону Веве. У нас была возможнось ехать по автомагистрали или по второстепенным дорогам через перевал Жон, воспользовавшись подробным описанием маршрута из книги Авраама Кофмана "Прогулки за рулем по дальним странам". Мы выбрали более живописный маршрут. Из Интерлакена выехали вдоль южного берега озера Тун по дороге номер 6, проехав около 20 км, перешли налево, на шоссе А8, через 3 км переходящее в дорогу 11, ведущую на Виммис и Болтиген. Через 25 км, после проезда Болтигена, свернули на дорогу 505 (она же далее становится номер 189) и поехали по направлению на перевал Жон. Дорога довольно круто идет вверх, но виды, открывающиеся по пути, стоят того, чтобы проехать по ней. На перевале, в деревне наблюдали тракторный рынок (огромное количество продаваемых и покупаемых тракторов). Спустившись с перевала и проехав Брок (25 км), свернули налево и, въехав на дорогу номер 190, на круге возле Эпаньи, поехали по указателю на замок Грюйер.

    7.2. Замок Грюйер.

    Немного истории Название произошло от журавля - эта птица украшала герб графа Грюйера Рудольфа III, который начал строительство замка. На семье графа Мишеля (1554 г.) династия оборвалась и кредиторы, Фрибург и Берн, поделили графство. Городок этот известен своим замком (начало строительства XII век) и сыром с настоящим, на большого ценителя, "сырным" запахом и вкусом. На площади перед замком мы увидели одетых в национальные одежды швейцарцев, играющих на длинных изогнутых трубах. Затем заглянули в местный магазин и купили немного знаменитого сыра (довольно дорого - 12 CHF за 200 грамм) и местного хлеба (тоже недешево), но экзотично. Прошли по улицам средневековой деревни и пошли в замок. Вход стоит 7 CHF на взрослого, дети до 16 лет - бесплатно. В кассе получили путеводитель по замку на русском языке. С 1990 г. в замке располагается международный центр фантастического искусства. Замок произвел впечатление; в самом замке запомнилось облачение рыцаря бургундского ордена Золотого Руна и рояль Листа. Жена товарища не переминула взять на нем несколько аккордов, - это очень почетно, прямо как чекисту пострелять из маузера Дзержинского. Произвела впечатление и выставка футуристических картин, размещенная в замке. Посещение замка заняло 1,5 часа. Вернулись из Грюйера на дорогу 190 и повернули налево; после Ла-Тур-Де-Трем повернули налево, на Рю де Веве и спустились к Женевскому озеру. Расстояние из Интерлакена до Веве составляет 80 км.

    7.3. Прибытие и осмотр Веве.

    Веве (Vevey) и Монтре (Montreux) - это два небольших курортных городка, расположенных вблизи друг от друга на берегу Женевского озера, к югу от Лозанны. Население - 16 и 18 тысяч человек соответственно. В Веве мы сразу попали к знаменитому музею пищи Alimentarium, который и посетили (10 CHF за взрослого).Посещение заняло 1.5 часа, не включая 3D представление. В Веве в прошлом веке была основана всем известная транснациональная компания "Нестле", ее центр и сейчас находится здесь. Его современное, с четырьмя отходящими из единого центра корпусами, здание находится на берегу моря в северной части города. Компания построила музей пищи. В экспозиции музея - история питания в разных странах, в разные исторические эпохи, а также история различных кухонных принадлежностей разных народов. Веве известен памятником артисту немого кино Чарли Чаплину. Он жил здесь с 50-х годов до самой смерти в 1977 г. Неподалеку от озера, находятся Центр конференций и выставок и Auditorium Stravinski. В Веве есть еще несколько музеев, самый известные из них Swiss Camera Museum, на центральной площади и музей игр Musee Suisse du Jue.

    7.4. Поиск ночлега.

    В 16.00 приступили к поиску ночлега и были правы, т.к. здесь мы находились на летнем курорте мирового значения, и такому поиску следовало уделить время. Вначале поехали в Лозанну (около 25 км). Увидев первую же гостиницу, а ей оказался City Hotel, выяснили цену - номер на троих стоил 185 CHF. Нам посоветовали искать подешевле в Монтре или в Кауксе (Caux). Поехали в Монтре и убедились, что и там гостиницы недешевы (210 CHF за номер на троих). Решили проверить в Caux, не представляя где это. Оказалось, что это название горы и одноименного городка на высоте 1043 метра. Езда по горной и довольно крутой дороге прибавила адреналин, особенно олененок, выскочивший из под колес машины товарища. Все это было напрасным - во всех гостиницах были "заоблачные цены", под стать заоблачности места. Посмотрели выставочный центр EXPO и миниатюрный Caux , установленный прямо на чьей-то клумбе. Немного прогулялись и сфотографировали панораму - когда бы мы еще забрались бы сюда!? В конечном итоге, спустились в Монтре и сняли там два двух местных номера в неплохой гостинице Bon Port за 150 CHF за номер. Номера оказались, даже, с кухней. Сама гостиница с лифтом и стоянкой недалеко от входа (с 19.00 и до 7.00 все открытые стоянки в районе бесплатны). Во время этих поисков мы активно осматривали окрестности, совмещая приятное с полезным, но заняло это около 3 часов.

    7.5. Прибытие и осмотр Монтре (MONTREUX).

    В Монтре летом регулярно проводится джазовый фестиваль. Швейцарская Ривьера, как часто называют этот район, всегда привлекала состоятельных отдыхающих. Здесь находились и находятся виллы многих известных художников, писателей, воспевших эти места в своих произведениях, артистов. Расположившись в гостинице, погуляли по берегу Женевского озера, подошли к памятнику Фредди Меркюри - солисту группы Queen. Он жил здесь до 1991 года. Набережная очень красивая, обратил на себя внимание очень простой, и в то же время оригинальный фонтан - цветные струи бъют прямо из плитки покрытия. Увидели потрясающий закат над озером. Вечером поужинали пиццой и пивом, в очередной раз удивившись дороговизне (в Германии за такую сумму, например, можно поужинать в хорошем ресторане), а в Израиле - купить 4 очень толстые пиццы. После этого еще немного погуляли, и в 00.00 пошли спать.

    7.6. Шильонский замок (Chateau de Chillon).

    Поднялись в 7.00, завтрак был терпимым (мы уже поняли ЧТО можно ожидать от швейцарцев), и в 8.30, сложив чемоданы в машины, поехали в Шильонский замок. Время в пути - 10 минут. Открыт с 9 утра ( с апреля по сентябрь - с 9 утра) до 16.45 (ноябрь-февраль), до 17.30 (март, октябрь), до 18.30 (апрель, май, июнь, сентябрь), до 19.00 (июль, август). Цена - 8.50 CHF, ребенок - 5 CHF . К большому удивлению, наша Show Card клуба автолюбителей впервые (и единственный раз) позволила получить скидку на 8 CHF и заплатить 13 CHF вместо 21 CHF за троих. Шильонский замок (Chateau de Chillon) - самый посещаемый замок в Швейцарии, находится к югу от Монтре на небольшом островке; от берега озера к нему ведет мост. В кассе попросили, чтобы выдали бесплатный путеводитель на русском языке. Рядом со входом в замок есть небольшой сувенирный киоск, где можно приобрести книжечку о замке на русском языке. Подробный осмотр замка занял 1.5 часа.

    Часть VIII. 7й день (29.07.02 Понедельник)

    8.1. Выезд в направлении Лозанны (LAUSANNE) и осмотр города.

    Расстояние из Монтре до Лозанны составляет 31 км. Немного общей информации. В Lausanne (произносится Лозан), 127 тыс. жителей, столица кантона Во (Vaud). Язык - французский. Лозанна расположена на склоне довольно крутой горы, поэтому передвижение по ней несколько затруднено. Условно город можно разделить на три части: нижняя - пригород Уши (Ouchy), 380 метров над уровнем моря, там же находится порт, центр с железнодорожным вокзалом и верхняя часть, где расположены основные достопримечательности. Максимальная высота в черте города - 530 метров над уровнем моря. По совету путеводителей, мы отвели на осмотр города 2.5 часа. Этого было явно недостаточно - на вполне повышенной скорости, мы осмотрели только район Кафедрального собора, площадь возле университета и верхнюю часть города. К северу от собора по одной из двух узких улочек вышли к замку Сан-Майр (St.Maire) постройки XIV века. Сейчас в нем располагается правительство кантона Во. Прошли еще наверх, увидели парк музея фонда Эрмитажа (foundation de Hermitage). К западу от собора находится большая по размерам площадь Рипон (Place de la Rippone) - именно до нее доходят большинство автобусных маршрутов, - на которой расположен дворец Рюмина (Palais de Rumine) постройки начала XX века. В Лозанне увидели то, на что до сих пор не обращали особого внимания - за автостоянки нужно платить с 7.00 до 12.30 и с 13.30 до 19.00 (местное население обедает с 12.00 до 13.00). В это время закрываются почти все магазины. Здесь же мы видели другую форму оплаты стоянки - стояночные места пронумерованы, перед опусканием денег в автомат, нужно набрать номер парковочного места и бросить деньги. Автомат талон не выдает, но после того, как водитель не заберет машину через 1 час, полиция ставит под "дворник" штрафную квитанцию (на 40 CHF). Лозанна нам очень понравилась, но отведенное время вышло - мы поехали дальше.

    8.2. Выезд в сторону Берна ( BERN).

    Из Лозанны выехали вперед по направлению на Берн (по карте получается, что нужно вернуться в Веве, а оттуда двигаться на Берн - это не так, есть магистраль из Лозанны. Дорога изобилует тоннелями (3 или 4, причем один из них 3.5 км). Это не помешало, правда почти все время двигаться со скоростью 150 км/час. Расстояние между Лозанной и Берном составляет 107 км. В пути следования остановились на автозаправке ( европейские заправки на автомагистралях представляют собой мини-город для транзитных пассажиров). Здесь всегда есть магазин, правда цены гораздо выше, чем в супермаркете; иногда есть мотель или гостиница; почти всегда есть бюро тур.информации и, конечно, всегда есть кафе или ресторан. Т.к. мы остановились в районе Фрибурга, то обратили внимание на то, что в бюро тур. информации можно забронировать номер в одной из гостиниц городков этого района.

    8.3. Прибытие в Берн и поиск ночлега.

    Переезд с остановкой занял у нас 1.5 часа, т.ч. в Берне мы были в 16.00. Немного истории Берн был основан в 1191 г. герцогом Бертольдом Пятым фон Церингеном (Berthold V von Zahringen). В 1405 г. во время пожара центр города сгорел, и был выстроен заново. Именно поэтому основу исторической части Берна представляют здания постройки XV века. В XVI веке в результате войн город стал одним из крупнейших к северу от Альп. В то же время Берн стал протестантским. В течение XVII-XVIII веков могущество города держалось на экспорте военных услуг (т.е. на легионерстве). К середине XVIII века была выстроена четко действующая система административного управления, ставшая предметом восхищения в Европе. В 1798 г. город был захвачен войсками Наполеона, что привело к падению местного правительства. В 1815 г. оно было возвращено, но продержалось недолго. В 1848 г. Берн вошел в состав Швейцарской Конфедерации в статусе федеральной столицы. В 1875 году он становится столицей федеративного государства Швейцарии; в географическом плане это центр всех кантонов, к тому же пограничная зона между двумя культурными традициями Швейцарии - немецко- и франкоязычной. Машины мы поставили на вокзале (3.60 CHF в час) и пошли искать информационное бюро. Оно находится на вокзале, там можно взять подробную карту города и рекламный буклет на русском языке.Бюро представляет также бесплатную услугу - поиск подходящей гостиницы и бронирование номера в ней. Именно таким образом мы забронировали двух местный и четырех местный номер в гостинице Pension Marthahaus. Номера, правда, с удобствами в коридоре, но в гостинице есть лифт и бесплатное пользование Интернетом. В общем, довольно сносно. Настроение несколько испортил вначале довольно долгий поиск самой гостиницы (около 1 часа), а оказалось, что она находится в 10 мин. ходьбы от вокзала, а затем и поиск автозаправки. Нужно иметь в виду, что в городе их, почему-то очень мало. Для заправки мы поехали в сторону выезда из города и несколько заблудились, потеряв на этом еще 1.5 часа. Понятно, что такие поиски неизбежны в незнакомом городе. Вечером прошлись по вечернему Берну. От гостиницы до центра города прошли пешком за 30 минут. Произвел впечатление вид Дворца федерального правительства, освещенного огнями цвета национального флага. Спать пошли в 23.00.

    Координаты гостиницы:
    Pension Marthahaus
    Телефон: +41 (0) 31 332 41 35
    Факс: +41 (0) 31 333 33 86;
    E-Mail: info@marthahaus.ch
    http: www.marthahaus.ch

    Часть IX. 8й день (30.07.02 Вторник)

    9.1. Осмотр Берна.

    Поднялись мы в 7.30, позавтракали несколько слабовато. Вначале нужно было решить проблему со стоянкой. Запарковать машины на целый день на вокзале - довольно накладно - 36 CHF за 10 часов. Решение подсказала хозяйка гостиницы - она дала нам гостевые бумажные часы, которые устанавливают на "торпеде" машины. Часы эти позволяют бесплатную стоянку в течение 1.5 часов в "синей зоне" - на улицах синим цветом нанесены места разрешенных стоянок. Кроме этого, мы в гостинице купили за 15 CHF суточную стояночную карточку. Тогда же мы приняли решение провести в Берне полный день и еше одну ночь, т.к. наш план маршрута позволял сделать это. После завтрака пошли на прогулку по городу. Вначале мы перешли мост Kirchenfeldbrucke через реку Ааре и, пройдя немного, оказались на центральной площади города - Беренплац. Торговая улица Шпитальгассе ведет от вокзала в историческую часть города, центром которого является площадь Беренплац. Потом прошли через Тюремную башню - западные ворота древнего Берна. С левой стороны площади- Башня голландцев. Почему голландцев? Потому что, вернувшись из Голландии, швейцарские гвардейцы, приучившиеся на иноземной службе курить табак, собирались здесь, на последнем этаже башни, чтобы поболтать и покурить. А это было небезопасно, так как курение тогда, говоря современным языком, было уголовно наказуемо. Обращают на себя внимание аркады домов на центральных улицах (крытые аллеи по бокам), по которым передвигаются пешеходы, т.е. в случае дождя не нужно вынимать зонтик. Много небольших фонтанчиков с любопытными фигурками.

    В центральной части города осмотрели:

    • символ города - башня Zeitglockenturm (Часовая башня) постройки XII века, служившая в свое время воротами в город;
    • здание Парламента (Bundeshauser), построен в 1902 г.;
    • готический Кафедральный собор XV века, самый высокий (100 м) в стране;
    • Площадь Мюнстерплац. Здесь возвышается собор, построенный в 1421 году.

    Это удивительной красоты творение богато украшено каменными скульптурами. Его 100-метровая колокольня самая высокая во всей Швейцарии. Отдельно нужно сказать о бернских фонтанах. Прежде всего надо сказать, что в Берне фонтаны служили единственным источником питьевой воды вплоть до 1861 года, когда был сооружен водопровод. Художественное мастерство, с которым они воздвигались, превратило их сегодня в настоящие памятники архитектуры. Целый ансамбль фонтанов находится на улице Марктгассе. Здесь изумительной красоты ансамбль из одиннадцати фонтанов. Поразительно в них и то, что сооружены они были в 1545 году! Композиционно их объединяет общая деталь: в центре каждого высится колонна, увенчанная раскрашенной статуей.

    Одна из скульптур представляет Анну Зайлер, создавшую в Берне первый госпиталь. Во время страшной эпидемии она подарила свой дом больным. Чуть дальше - отдельно стоящий фонтан 'Стрелок'. За другим мостом - Nydeggbrucke - находится медвежья яма. Когда-то в этом рву жили медведи - живые трофеи итальянского похода. На радость туристов часть рва осталась, и в ней сейчас живут медведи, но уже не трофейные. И их можно даже покормить. Рядом с медвежьей ямой находится туристическое информационное бюро, где мы посмотрели "Берн-шоу" - аудиовизуальное 3D представление (вход бесплатный) продолжительностью 20 минут. На самом деле, ничего особенного - больше рекламы, но можно было отдохнуть сидя и посмотреть историю города.

    После этого пошли в Сад Роз - нужно подняться на не очень высокую гору. Отсюда открылся потрясающий вид на город, настолько впечатляющий, что я сфотографировал его несколько раз. Сад Роз довольно красив, там очень приятно и спокойно. Продолжили осмотр города, пошли к Дворцу федерального правительства. Возле него на тротуаре увидели какую-то очередь. По укоренившейся с давних времен привычке (давно не стояли в очередях, где не понятно "что дают"), встали в нее. Оказалось, что это вход на осмотр Дворца правительства и Парламента. Проверка службой безопасности была довольно тщательной (металлоискатель, сдача всех сумок в камеру хранения, обмен паспортов на карточки гостя и т.д.). Интересно, что почти не было информации на английском - только итальянский, немецкий, французский и ретророманский. Как нам любезно объяснили - для иностранцев эти посещения не предназначены, вот и информация отсутствует. Провели в здании около 1 часа, походили в богато украшенных коридорах Парламента, побывали в кулуарах и зале заседаний, в кабинете министров. Все совершенно доступно, сфотографировались в креслах депутатов. Было довольно интересно. Прогулка по городу заняла 4 часа, после этого пошли в супер, купили кое-что к обеду, конечно, пиво (машины были на стоянке целый день - никуда ехать не надо) и пошли кушать в гостиницу. После плотного обеда пошли спать, а вечером побывали на неплохом органном концерте в Кафедральном соборе и погуляли по вечернему городу. Берн нам всем очень понравился. Спать пошли в 23.00.

    Часть X. 9й день (31.07.02 Среда)

    10.1. Выезд в сторону Базеля (BAZEL) и осмотр города.

    Поднялись в 7.00, в 7.30 позавтракали. Выехали в сторону Базеля в 8.30, а в 9.45 запарковали машины на стоянке Elisabethen. Расстояние между Берном и Базелем составляет 92 км. Немного истории. Укрепленный форт Базилеа, основанный еще римлянами, впервые упоминается в письменных источниках 374 года. Вплоть до начала VII века город был резиденцией епископа. После возведения в 1225 году моста через Рейн Базель стал вскоре одним из крупных центров торговли. Разрушительное землетрясение 1356 года почти не причинило ущерба Базелю. Возведение Базельского собора (1431-1447 гг.), открытие университета (1460 г.) и получение привилегии на проведение ярмарок (1471 г.) - все это способствовало культурному и экономическому процветанию города на Рейне. В 1501 году Базель присоединился к конфедерации швейцарских кантонов, а в 1529 году здесь началась Реформация. В 1833 году острые, напоминающие гражданскую войну, конфликты между двумя фракциями привели к разделу Базеля на два полукантона - Базель-Штадт и Базель-Ланд. Рейн делит город на две части - Большой и Малый Базель. На юго-западном берегу Рейна расположено историческое ядро города - Большой Базель, превращенный сегодня в пешеходную зону. Центральное место в Базеле занимает Кафедральный собор - символ города. Собор представляет собой позднероманскую базилику с поперечным нефом и хором XII века и имеет немало характерных готических элементов. На западном фасаде сохранились детали убранства, созданные после пожара 1258 года. После разрушительного землетрясения 1356 года, уничтожившего своды и башни собора, здание было отстроено вновь в соответствии со стилем того времени. Об этом особенно наглядно свидетельствует скульптурное убранство собора. Первым местом осмотра у нас была церковь Св. Елизаветы (Elisabethenkirche) и стеклянные пирамиды (прямо, как в Лувре!) театральных мастерских. Центр старого Базеля - Рыночная площадь. Здесь находится одно из красивейших зданий, встретившихся нам в путешествии - базельская Ратуша ( Rathaus), возведенная в 1507-1513 годах.. Здание из красного кирпича с позолоченой колокольней и глазурованной черепичной крышей. В XVII веке к ней был пристроен левый флигель, а в 1898-1904 годах здание ратуши увенчала изящная башня. Очень симпатичен и внутренний дворик Ратуши со статуей основателя города. Затем мы осмотрели живописный рынок на ратушной площади и пошли к мосту через Рейн. Потом занялись поисками казино в котором проходил Базельский Конгресс (1897 год), и , конечно, нашли его. Именно там Теодор Герцель провозгласил план создания Еврейского Государства. Прогулялись по улицам Базеля, подошли к фонтану у городского театра. Фонтан работы известного скульптора Тингели является одной из достопримечательностей города. Необычные фигуры, сделанные из железа и шлангов,приводятся в движение водой. По пути к машинам, подошли к Историческому музею. Здесь проходила выставка швейцарских часов, выставка фарфора и постоянная экспозиция игрушек XIX века. Вход стоил 7 CHF на взрослого, но выставки, да и сам музей нам очень понравились. Кстати, по этому билету можно было посетить еще 3 здания музея, расположенных в городе. Осмотр города вместе с музеем занял 4 часа без спешки. Можно было, конечно, и больше времени провести в Базеле, но нужно было двигаться дальше. Вернулись к машинам, вбросили в чрево ненасытного парковочного автомата по 10.50 CHF за каждую машину и в 14.00 выехали в сторону Фрайбурга (Германия), где и решили переночевать по дороге в Europa Park. 10.1. Выезд в сторону Фрейбурга (Freiburg) и поиск ночлега. В 15.00 были на стоянке у ж.д. вокзала Фрейбурга, а в 16.00, после относительно недолгих поисков, нашли туристическое информационное бюро. Там служащая определила, что нашим требованиям (два относительно недорогих 3-х местных номера с душем и туалетом) соответствует гостиница Bischofslinde. Кроме того, при гостинице есть бесплатная стоянка. Стоимость номера 85 _ за ночь, включая, естественно, завтрак.

    Координаты гостиницы:
    Телефон: (0761) 8 26 88 и 8 26 89
    Факс: (0761) 80 83 45

    Интересно, что там нам впервые в туристическом информационном бюро предложили оплатить услуги по поиску и бронированию гостиницы (10 _ за каждый номер), плюс компьютерные услуги. В связи с тем, что служащая не смогла назвать нам конечную цену за их услуги, мы спросили - можно ли не бронировать места, а обратиться в гостиницу самим. Оказалось, что можно, но свободные места не гарантированы. Наученные опытом изнурительных поисков гостиницы в Берне, решили оставить машины на вокзальной стоянке и искать гостиницу, двигаясь пешком. Все встречные объясняли нам, что это недалеко, при этом советуя воспользоваться трамваем номер 1. Для верности, пошли пешком. Начался очень сильный дождь, но наши зонты были к нему готовы. В течение 40 мин.нам удалось найти гостиницу и поселиться там.Теперь нужно было забрать машины со стоянки. Поехали туда втроем трамваем (два водителя и ребенок-переводчик), за стоянку заплатили по 4.5 _, а в 18.00 уже вносили чемоданы в гостиницу. Поужинали в номере и так, как сильно устали, решили погулять по живописному парку, прилегающему к гостинице. На следующий день предстояла поездка в Europa Park. По опыту посещения парижского Евро Диснейленда понимали, что необходим отдых. Спать пошли пораньше - в 22.00.

    Часть XI. 10й день. (01.08.02 Четверг)

    11.1. Выезд в сторону Европа Парк (Europa Park)

    Встали в 7.00, позавтракали в 7.30. Завтрак был великолепным. Единогласно признали эту гостиницу лучшей из всех в нашей поездке. Удобные номера, вдоль номера огромный балкон-веранда, очень четкие и дружелюбные объяснения на вопросы о маршруте наших передвижений, богатый выбор продуктов на завтрак - 4-5 видов сыров и колбас, джемы (5-6 видов), овощи, корнфлекс, очень вкусный компот из фруктов, свежайшие булочкм и, конечно, кофе в индивидуальных кофейниках. Ресторан в гостинице сделан с любовью и обстановка очень поднимает настроение. В 8.10 выехали в Europa Park. Выехали из Фрейбурга по автобану А5 по направлению на Karlsruhe и, через 20 км повернули направо по указателю на Rust, выезд номер 57В. Там уже видны указатели на Europa Park, напавляющие на стоянку. Работники парка указывают места стоянки, т.ч. все очень организовано и быстро, даже при наличии определенной очереди. В кассе приобрели билеты (по 24 _ на чел.) и жетон оплаты стоянки машины (3 _). При входе взяли план парка и - добро пожаловать! Объять необъятное, как известно, нельзя. И все же... В Europa Park всю Европу можно обойти за день. Попав сюда можно "посетить" Австрию, Великобританию, Германию, Голландию, Испанию, Италию, Россию, Францию, Швейцарию, Скандинавию, а также Шоколадную Землю, Страну Викингов и Дворцовый Парк. Europa Park разместился на площади в 62 гектара, в арсенале парка 60 тематических аттракционов и разнообразных шоу, гостей парка обслуживают 1860 человек. Europa Park отличается от парков, такого типа, в которых мы побывали в Европе, наличием красочных шоу. Продолжительность каждого шоу ровно 30 мин., но их довольно много, поэтому нужно решить для себя что предпочтительнее - шоу или аттракционы. Мы выбрали - всего понемногу.

    Германия: встреча
    От главного входа отходит Немецкая аллея, где представлены все виды типичной германской архитектуры. Здесь, при входе в парк нас, как и других, встречают Евро-Маус с подружкой и слоник Евро-Фан. Мы прогулялись по романтическому Дворцовому Парку: тихому, наполненному восхитительным цветочным ароматом. Здесь мы увидели необыкновенные "танцующие фонтаны", каждые полчаса представляющие маленький концерт из сотен кристальных водяных струй. Чтобы осмотреться, для начала совершили железнодорожный тур вокруг Европы на обычном поезде, а затем и на монорельсовом экскурсионном поезде, из которого открывается замечательный обзор.

    Италия: радости южной страны
    Здесь мы посетили замок привидений и шоу "Варьете". Купили настоящую итальянскую пиццу, которая не произвела особого впечатления, а затем прошлись по площадям с великолепными зданиями в стиле ренессанс и барокко, арками, аркадами и фонтанами.

    Австрия: приключения на природе
    Оазис покоя на фоне нетронутой природы! Вдоль берегов озер раскинулись многовековые деревья, ковры из ярких цветов, бесчисленное множество экзотических растений. Здесь мы увидели фонтан "Шар", который видели в Линце.

    Франция: жизнь на седьмом небе
    Наш ребенок решил проверить свою смелость. Она пошла прокатиться на "Silver Star". Эта разновидность "горок" представляет собой сооружение высотой 73 метра, длиной 1620 метров, 7 вершин. Скорость движения вагонетки составляет 130 км/час, время движения - около 4 мин, испытываемая перегрузка - около 4G. Стоимость сооружения - 15 млн. _. Этого ей оказалось недостаточно - она посетила видимую отовсюду огромную серебристую сферу, место старта космического корабля "Eurosat" - визитная карточка французского квартала. Тоже разновидность "горок", но только в "звездном небе Вселенной". Мы же, как люди, не желающие острых ощущений, поднялись Евробашню и увидели весь парк с вершины и, поднявшись в гондоле, которая медленно вращается вокруг башни.После этого посетили Царство Динозавров.

    Швейцария: идеальная красота
    Здесь мы увидели точную копию старейшего в Европе деревянного крытого моста (Капельбрюке). Посетили новинку сезона - мудьтимедиа шоу в Швейцарии, где среди невероятных спецэффектов есть и такие, как Гроза и Снег.

    Россия: поворот, еще поворот!
    Главный аттракцион, конечно, Русские Горки. Скатываясь с 28-метровой высоты мимо громадных зеркальных башен, можно попасть прямо в центр Русской Деревни. Здесь катаются на санях по тайге, играют в бабушкины куклы, ходят парни в поддевках, пишут иконы, обжигают горшки и выдувают из стекла сказочные цветы. Кстати, кроме этнографических чудес в Русской Деревне есть и модель космической станции "МИР".

    Испания: золотая Андалусия на Верхнем Рейне
    Белые фасады с живописными башнями, богато украшенные балконы и пышные цветы - чувствуешь, будто действительно находишься в Севилье. И это ощущение рождается не случайно, т.к. керамика, плитка, фонари и даже черепица были завезены прямо из Испании. Здесь мы побывали на шоу на арене. В течение 30 мин. мы наблюдали мастерски разыгранное представление с клоунадой, похищением невесты и увлекательным рыцарским турниром, которому не помешал начавшийся сильный дождь.

    Кроме этого, в Стране приключений плыли на плоту и видели африканских слонов, невольничий рынок, птичий рынок. Прошли по Аллее сказок - куклы в домиках при нажатии на кнопку рассказывают сказки (правда, по-немецки). В этот день парк работал до 19.30. Мы вышли в 20.00. При выезде бросили жетон парковки в корзинку, встроенную в шлагбаум (такой вариант видели впервые), он поднялся. До свидания, Europa Park. Посещение парка заняло 12 часов. В 20.30 приехали в гостиницу, спать пошли в 22.00.

    Часть XII. 11й день (02.08.02 Пятница)

    12.1. Осмотр Фрейбурга (Freiburg).

    Встали в 7.30, позавтракали в 8.15, а в 9.00 выехали во Фрейбург. Наши жены были обижены тем, мто план путешествия не предусматривал ни минуты шопинга, и потребовали провести его, хотя бы в течение 2 - 3 часов. Решили посмотреть город, совместив это с приятным посещением торговых центров. Немного истории Первый замок на месте будущего города Фрейбурга был построен в 1091 г. Городом же это небольшое тогда поселение стало называться в 1120 г. по повелению герцога Бертольда III. Благодаря удачному местоположению - на перекрёстке торговых путей, мягкому климату, близости Шварцвальда город стремительно развивался, о чём свидетельствует множество памятников архитектуры, относящихся именно к этому периоду. С 1415 по 1467 гг. Фрейбург был столицей, а в 1457 г. эрцгерцогом Альбрехтом здесь был основан ныне известный на весь мир университет. Последовавшая за этим эпоха изобиловала войнами, этому времени город обязан возникновением множества замков, фортов, бастионов - теперь это ценнейшие памятники старины. В XIX веке Фрейбург разросся, п! оявились новые районы. Сегодня во Фрейбурге живет 200 тыс. человек, из них 30 тыс. - студенты вузов. Главная достопримечательность Фрейбурга - центральная часть, имеющая собственное название - Мюнстер. Гостиницы и рестораны - средневековые домики с остроконечными крышами, традиционными готическими надписями и причудливыми вывесками - делают Мюнстер городом, остановившимся во времени. Законченность ансамблю придает знаменитый Кафедральный собор - один из крупнейших в Германии - величественное здание в готическом стиле с уникальными витражами, один из которых, разрушенный в годы второй мировой войны, был восстановлен уже в наши дни. Снаружи его ремонтируют, но все равно очень красивая архитектура. Внутри собор производит тоже очень сильное впечатление - стрельчатые арки, резные иконостасы, перед которыми мерцает множество свечей. Запоминаются фантастические витражи и падающие через них на пол разноцветные блики. Увидели мы городские ворота - очень симпатичные средневековые (века 15-16-го) башни с арками для проезда транспорта, через них сейчас трамваи ходят и вездесущий Мак Дональдс рядом. Еще запомнились ручейки, которые текут во всех направлениях по специально выложенным камешками желобкам. Говорят, что эти ручьи - одна из достопримечательностей Фрайбурга. Еще одна достопримечательность - знаменитый рынок, расцвечивающий Ратушную площадь каждую среду и субботу. Кроме традиционных сыров, овощей и фруктов, радуют глаз прекрасная посуда, сработанная соседями-французами из Эльзаса. Фрайбург является столицей Шварцвальда - царства лесов и гор - предмета особой гордости жителей Южной Германии. Величественные сосны и ели, ущелья и склоны, сливаясь воедино, образуют грандиозный край. Все покупки, как нам объснили в бюро информации, можно произвести в центре, в трех больших торговых центрах. Мы честно посетили все три, но вскоре убедились, что прошлогодние цены в ДМ перевели прочти равнозначно в _, т.е. цены возросли, практически, в 2 - 2.5 раза. Наши женщины убедились, что покупки лучше и выгоднее совершать дома. Часы показывали 15.00, город Фрейбург практически осмотрен. План маршрута предусматривал посещение Баден - Бадена, но Фрейбург-то в нем отсутствовал...Мы решили, все-таки поехать в Баден - Баден.

    12.2. Выезд в сторону Баден - Бадена и осмотр города.

    Мы выехали на автомагистраль А5 и поехали по направлению на Karlsruhe, вскоре встретился и указатель на Баден - Баден, а через 102 км и 1 часа езды мы припарковались на стоянке какой-то гостиницы (потом выяснилось, что эта гостиница находится рядом со знаменитым казино Баден - Бадена; среди автомашин, припаркованых здесь, самым дешевым был BMW, а отсюда был прямой выезд на междугороднюю автомагистраль). Баден - Баден нам очень и очень понравился. Отличное место для отдыха. Правда, не проходило ощущение, что слишком много граждан России находятся здесь. Немного истории Немецкие курорты Баден-Баден, Висбаден, или Баденвайлер в своё время были санаториями римских легионеров. В Баден-Бадене и сегодня есть термы Каракаллы - это самый крупный в Европе центр водных развлечений. Баден-баденские горячие источники предопределили сам факт возникновения, историю и название этого знаменитого на весь мир курорта. В период римских завоеваний он назывался "вода Аврелия" в честь Марка Аврелия Антония Каракаллы - римского Цезаря 3-го столетия нашей эры. После ухода римлян германцы стали именовать его "Бадон" (воды). Во времена царствования маркграфа Германа I в 1112 году название это стало звучать как "Бадин", со временем превратившееся в "Баден", ставшее одновременно и названием государства. Удвоенное же название города - Баден-Баден - возникло вследствие разделения баденского маркграфства в 1535 году на католическую и протестантскую области. Столица протестантской земли стала называться Бад-Дурлах, а католической - Баден-Баден. Район Баден-Бадена, лежащий у подножия Флорентийской горы, на которой высится замок Баденских правителей- маркграфов - и есть место расположения горячих источников и термальных бань. В годы правления Каракаллы "термы" (так называли римляне купальни, устроенные на природных горячих - термальных - водах) получили очень широкое распространение. Именно в это время строились гигантские римские бани. Тогда и был заложен фундамент всемирной известности Баден-Бадена. Сейчас имя Каракаллы носит купальня в Баден-Бадене - одна из самых больших и красивых в Европе. Температура воды трёх главных минеральных источников Баден-Бадена: Фридрихсквелле, Мурквелле, Фетквелле - приблизительно 60-65 градусов. Они поднимаются с глубины полутора тысячи метров, из-под Флорентийской горы. Прогулка по городу у нас заняла больше 4 часов, там можно с пользой для себя провести и недельку. Мы подошли к казино, в это время оно еще было закрыто (кстати, в утренние часы там проводится экскурсия). Осмотрели открытые участки, парк вокруг. На эстраде рядом с казино русский ансамбль, при довольно большом скоплении зрителей, исполнял песни. Это уже создавало какое-то праздничное настроение. Меню ресторанов, вывешенные на пешеходной улице, написано по русски. Мы пообедали в неплохом чешском ресторане (50 _ на троих) и продолжили осмотр. Подошли к так называемому, "камню примерения" - месту, где в "хрустальную ночь"фашисты сожгли синагогу и свитки Торы. Современные немцы пытаются примириться... Подошли к купальням Каракаллы и к современным купальням. Кстати, стоимость их посещения - 11 _ за 3 часа. Подошли к театру, обошли несколько улиц вблизи пешеходной, получив очень общее представление о городе. Здесь нельзя по-туристски, бегать, смотреть и фотографировать, здесь нужно неспешно ходить и ОТДЫХАТЬ. В гостиницу вернулись в 21.45, собрали чемоданы и пошли спать в 23.00.

    Часть XIII. 12й день (03.08.02 Суббота)

    13.1. Выезд в сторону Мюнхена (MUNCHEN).

    Встали в 6.00, в 7.15 пошли на завтрак. Уже третий день завтрак (а мы гостиницу эту снимали 3 дня) поражал изобилием и гостеприимностью персонала. В 8.00 вещи были погружены в машины; за гостиницу расплатились кредитками (зачем брать наличные), а в 8.30 выехали из города. Расстояние от Фрейбурга до Мюнхена составляет 420 км, которое проехали за 4.5 часа, сделав в пути две получасовые остановки. Можно было приехать и побыстрее, т.к. дорога позволяла (а мы, конечно, воспользовались) ехать со скоростью 150 - 160 км/час. Минут десять ехал, даже 180 км/час. Скорость 150 - 160 км/час, практически не ощущается, т.к. машина достаточно тяжелая, а дороги хорошие. Более получаса простояли в дорожной "пробке", но все равно, мы укладывались в расчетное время (непредвиденные помехи были учтены заранее).

    13.2. Возврат автомашин в аэропорту Мюнхен.

    В 14.30 нашли пункт сдачи автомашин в мюнхенском аэропорту и отдали служащей ключи. Она проверила машину на предмет появившихся царапин (они не появились), и выписала приемную квитанцию. Эту квитанцию мы сдали в офис нашей компании (это все находится в том же здании, где мы получали машины). Служащая компании EUROPCAR обслужила нас на русском языке - много наших и в Германии. На машине мы проехали чуть более 2000 км за 12 дней.

    13.3. Осмотр аэропорта.

    В Мюнхенском аэропорту мы были один раз, но не "прочувствовали" его. Сейчас решили осмотреть его.По движушемуся тротуару поехали в центр аэропорта, затем определили где расположены и как выглядят все его терминалы.

    13.4. Посадка в самолет.

    Служба безопасности полетов очень серьезная - всех израильтян досматривали очень и очень тщательно. Потом всех запустили в магазин беспошлинной торговли. Посадку пришлось ждать еще 3 часа. В конечном итоге, в 19.30 нас посадили в Боинг - 737, который в 00.05 приземлился в аэропорту им. Бен Гуриона. Путешествие закончено.

    Часть XIV. Советы и итоги

    Планирование маршрута

    • планируя поездку в Европу, мы проверили проспекты туристических агенств, и пришли к выводу, что поездка в организованных группах стоит порядка
    • $120 - 130 в день на человека; при самостоятельном путешествии, стоимость колеблется от $100 до $110, но план маршрута составляется в соответствии с индивидуальными потребностями;
    • следует планировать маршрут таким образом, чтобы последний город осмотра был неподалеку от места вылета, для того чтобы последний день путешествия не превратился просто в день переездов;
    • карты автодорог следует приобретать в месте прибытия (стране путешествия), т.к. там они всегда гораздо лучше и подробнее, чем можно купить в стране постоянного проживания;

    Гостиницы

    • если есть такая возможность, гостиницы лучше всего не искать методом "тыка", а пользоваться помощью бюро туристической информации - это сохранит время и нервы; как правило, эта услуга бесплатная;
    • перед поселением в гостиницу следует посмотреть на предлагаемый номер, и только после этого оформлять проживание;
    • наличие паспортов для оформления проживания в гостинице не обязательно;

    Питание в поездке

    • стоимость завтрака, как правило, входит в стоимость гостиницы;
    • при планировании путешествия, следует учесть, что стоимость обеда в ресторане (салат, горячее и сок или пиво) составляет порядка 17 - 20 _ за порцию, можно приобретать продукты на обед в супермаркетах (тогда на 25 - 30 _ можно обедать ! втроем два дня);
    • в поездке желательно иметь с собой эл.кипятильник и адаптор к европейским розеткам;

    Автомашина

    • если есть такая возможность, то предпочтительнее получать съемную машину в аэропорту или на вокзале одного и того же города, в Швейцарии, кстати не нужно доплачивать за возврат машины в другом городе страны;
    • для длительной парковки (осмотр города) парковать автомашину лучше всего на подземных стоянках в центре; это дешевле и там нет ограничений времени стоянки;
    • для оплаты стоянок в центре города нужно иметь мелкие деньги (в подземных стоянках есть возможность оплаты как бумажными банкнотами, так и кредитными карточками, кроме этого, как правило есть служащий, у которого можно оплатить стоянку);
    • оплата горючего для автомашины в Европе производится, как правило, в магазине на автозаправке в течение рабочего дня или бумажными банкнотами (кредитной карточкой реже) в вечерние часы;
    • в машине желательно иметь стояночные бумажные часы (их, как правило выдают при съеме автомашины); при наличии соответствующего знака (буква "Р" с нарисоваными часами); часы эти (их устанавливают на "торпеде" машины) позволяют бесплатную стоянку в течение указанного на знаке времени, иногда это возможно только в определенных зонах (в Берне, например, на улицах синим цветом нанесены ! места разрешенных стоянок с такими часами);

    Оплата покупок и услуг

    • за границей выгоднее оплачивать покупки и услуги (там, где это возможно) при помощи кредитных карточек, чем наличными, т.к. при оплате карточкой, банк производит перевод в национальную валюту по наиболее низкому (не туристическому) курсу;
    • для больших возможностей оплаты покупок и услуг, при поездке за границу следует иметь с собой кредитные карточки разных фирм ("Виза", "Мастер Карт" и "Дайнерс"), т.к. не во всех местах принимают, например, "Визу", отдавая предпочтение "Дайнерс"и т.д.
    • при посещении музеев и замков, а также при проезде на городском транспорте, следует узнать о наличии скидок на семью;
    • в определенные дни недели во многих европейских городах посещение музеев бесплатно;
    • стоимость продуктов и услуг в Швейцарии гораздо выше, чем в Германии.

    Vladimir Osherov
    21/08/2002 22:23


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Германии

    11.04.24 Uzbekistan Airways один день распродает билеты по избранным направлениям
    03.04.24 Германия временно введет погранконтроль
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    18.02.24 FlyDubai будет выполнять рейсы в Базель
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    01.02.24 Eurowings полетит из Кёльна в Ереван
    25.01.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу билетов по избранным направлениям
    23.01.24 Брюссель и Прагу соединит ночной поезд
    17.01.24 В Германии подорожают авиабилеты