Путешествие в Чехию

Чехия разделяется на Богемию и Моравию. Столица Богемии (как и всей Чехии) - Прага, столица Моравии - город Брно. Какие существуют общие стереотипы? Главное отличие Богемии от Моравии - в первой пьют пиво, во второй предпочитают вино! В Моравии обширные пространства заняты различными сельскохозяйственными посадками - нам запомнились золотые поля пшеницы, леса кукурузы, бесконечные виноградники и подсолнухи до горизонта. А сейчас (в июле) многие путешественники прикрепляют к своим рюкзакам, сумкам, велосипедам цветы подсолнуха - так что маленькое солнышко постоянно у вас перед глазами. В Моравии производят (зачастую в домашних условиях) крепкие настойки из различных фруктов. Самая знаменитая настойка из слив - называется "сливовица", есть еще "меруньковица" - эта из абрикосов, есть и много других. Еще одно распространенное мнение - в Моравии люди очень дружелюбные, душевные, простые и от! зывчивые. "Это то, чего нам часто не хватает", - говорят пражане, - может быть, поэтому многие так любят Моравию.

В прошлые выходные мы побывали в месте, которое называется "Моравский Крас". Это национальный парк, примерно 25 километров от Брна. Парк знаменит, прежде всего, своими пещерами, а также там много замков, развалин старых крепостей и просто небольших уютных городков, где можно пообедать и переночевать.

Мы отправились в путешествие в пятницу вечером из Праги. За 3 часа пути на поезде добрались до города Бланско, который считается "воротами" в Моравский Крас. Мы заранее заказали по телефону комнату в пансионе. Хозяйка предложила встретить нас на станции, чтобы мы в темноте не плутали по городу. Она также вызвалась забронировать для нас билеты на экскурсии в пещеры, на случай, если будет слишком много туристов и возникнет очередь, или вход будет ограничен. За все дополнительные услуги она ничего с нас не взяла. Наоборот еще снабдила нас картой города и ближайших окрестностей, выдала расписание местных автобусов, рассказала, в каких ресторанах лучше всего готовят, - одним словом, окружила нас радушием и гостеприимством. В пансионе оказалось всего две комнаты, поэтому, кроме нас, там была еще одна пара постояльцев.

В субботу утром мы поспешили на автобус, чтобы добраться до поселка Скальный Млин, рядом с которым находятся две большие пещеры. До Млина можно было добраться и пешком (всего 9 километров) или еще лучше - арендовать велосипед и вперед! Мы как-то в первый день не сориентировались с велосипедами, поэтому нам предстояло передвигаться на общественном транспорте и пешком. Самая знаменитая пещера в этих краях называется "Пункевни", туда мы и отправились. Опасения на счет большого наплыва туристов оказались напрасными. Туристы, конечно, были, но мы безо всяких проблем купили билеты на ближайшую экскурсию.

В свободные полчаса было решено выпить кофейку и позагорать у входа в пещеру. Тут наше внимание привлекла большая группа велосипедистов (человек 50). Все они были одеты в ярко-желтые футболки, на которых большими буквами было написано "TOUR DE KRAS", а дальше шло расписание всех пунктов данного велосипедного заезда и времени, когда они там должны появиться. "Турдекрасники" расположились на привал около нас на поляне. Многие везли на своих велосипедах бочонки с пивом - сразу, откуда ни возьмись, появились кружки, и уже вся компания весело разливала пиво и готовилась фотографироваться - так сказать "какие мы еще красивые и удалые вначале заезда"! Мы попутно выяснили, что это ежегодное мероприятие проходит в течение 2х дней (с ночевкой) и организуется клубом любителей пещер из Брна. Очень пожалели, что не знали об этом заранее, а то бы напросились присоединиться :-).

И вот "Турдекрасники", закупорив пиво и помахав всем остающимся, бодро попилили в гору, а мы направились в пещеру на нашу первую экскурсию.

"Влажность - 100%, температура воды - 3 С, температура воздуха - 7 С", - сказал гид. Как же хорошо, что мы взяли с собой свитера, которые так не хотелось тащить из жаркой Праги. Вся группа облачилась в кофты и ветровки, и мы направились внутрь. В Пункевной пещере самое интересное - это получасовая поездка на лодке по подземным озерам и каналам. Это действительно впечатляет. В некоторых местах озера достигали 40ка метров в глубину - этакая холодная бездна под вами, ну а над головой еще 100 метров скальной породы: - есть, где разыграться воображению.

Во время пешеходной прогулки по пещере, туристов приводят на дно пропасти под названием Мацоха - можно немножко погреться, выбравшись из пещерного холода, полюбоваться крутыми, заросшими мхом и кустарником, скалами, поднимающимися со всех сторон, и увидеть далеко в расщелине солнце. Выхода из пропасти нет - надо опять нырять в очередной пещерный лаз и продолжать путь в царстве сталактитов и сталагмитов.

После экскурсии, мы решили подняться на скалу, где находится смотровая площадка, и можно увидеть ту же пропасть Мацоха, только сверху. На эту площадку поднимается фуникулер, но около него образовалась большая очередь, и мы решили, что полтора километра пройдем в гору и пешком. Виды по пути очень красивые - вдоль тропинки бежит небольшой горный ручей (или речушка по местным меркам), вокруг поднимаются скалы - напомнило мне мое любимое место к северу от Праги "Чешский Рай". Если кто-то смотрел старые чешские фильмы для детей ! - особенно "Третий Принц" - там эти места очень хорошо запечатлены.

Налюбовавшись видами пропасти, мы решили до обеда посетить еще одну пещеру - благо идти до нее было всего 2 километра. Эта пещера называлась Катеринская, по имени пастушки, которая в начале 20го века отправилась в эту пещеру искать затерявшуюся овечку, да так и не выбралась наружу. "Держитесь рядом со мной", - предупредила гид, "а то придется переименовывать пещеру". Мы поспешили за ней. Катеринская пещера располагается на 3х уровнях, нам показали только один - другие, к сожалению, опасны для посещения. Пещера начинается огромным гротом, из которого вверх поднимаются узкие расщелины до 60 метров в высоту, но ни одна так и не выходит на поверхность. В этом гроте очень хорошая акустика, и там время от времени даже устраивают концерты классической музыки. Для демонстрации акустики, нам включили отрывок из оперы Набукко - звуки наполнили грот и полетели вверх по расщелинам - через минуту казалось, что вся гора гудит мелодией В! ерди, и музыка пронизывает нас со всех сторон. Еще полчаса мы побродили по другим гротам и коридорам и, уже основательно проголодавшись, наконец-то выбрались наружу и направились в ресторан в Скальном Млине.

После обеда у нас появились новые силы, поэтому, поймав автобус назад до Бланска, мы решили еще прогуляться пешком около шести километров до развалин крепости под названием "Новый Град". Лесная тропинка плутала вдоль берега реки Пунвкы, неумолимо поднимаясь вверх. Идти было тяжелее, чем я предполагала. Особенно в одном месте примерно в середине пути пришлось ползти вверх по очень крутому и скользкому склону, судорожно цепляясь за траву и деревья. Мы уже раздумывали, не повернуть ли назад, но, наконец, поднявшись на очередной холм и пробравшись сквозь заросли малины, крапивы и еще чего-то колючего, мы вышли на маленькую полянку, посередине которой находилось очень красивое озерцо, а чуть выше из скалы бил ключик родниковой воды. Неожиданная радость для уставших путников! Тут мы и напились, и умылись, и по воде побродили - и уже полные свежих сих сделали последний рывок к Новому Граду. Когда на карте нарисованы "руины" - ник! огда не знаешь, чего ожидать. Это может быть очень живописный и довольно хорошо сохранившийся замок или крепость - стены, башни, мосты - только внутри нет никакой экспозиции или интерьера. Но "руины" могут оказаться и всего лишь несколькими камнями, скрытыми растительностью, когда уже не видны никакие очертания находившихся там строений.

С Новым Градом нам повезло. Он оказался довольно хорошо сохранившейся "развалиной", величественно возвышающейся над окрестностями. По каменному мосту, висящему на железных цепях, мы прошли на внутренний двор замка. За вход платить было не нужно. Во дворе, к нашему удивлению, располагался импровизированный сельский рынок - на лотках местные жители продавали медовые пряники, самодельное ароматизированное мыло и свечи, плетеные изделия и керамику. Тут же разливали напиток под названием "квасняк" - вроде бы пиво (т.е. напиток алкогольный), но очень отдает нашим квасом. Во дворе сидели несколько групп путешественников и подкреплялись квасняком и жареными колбасками. Мы тоже с удовольствием к ним присоединились. Потом еще поднялись на крепостную стену, где в бойницы до сих пор смотрят литые пушки, сфотографировали окрестности и полюбовались живописной картиной внутреннего двора.

Время клонилось к вечеру, нам пора было в обратный путь, чтобы добраться затемно. Мы даже не спустились, а буквально скатились назад в Бланско - те же 6 километров промелькнули незаметно, на одном дыхании.

Переодевшись в пансионе и наскоро поделившись с хозяйкой нашими восторгами от увиденного, мы отправились в один из местных ресторанов на ужин. Ресторан был уже битком набит местными жителями. Для нас каким-то чудом нашелся маленький столик. Мы плюхнулись в удобные кресла, и началось застолье: Вино лилось рекой, смех и разговоры не отставали: Познакомились с какими-то чехами, которых очень интересовало, можно ли еще увидеть в Мавзолее Ленина. Они нам долго не верили, когда мы сказали, что можно: Помню потом мы полтора часа искали свой пансион, который был где-то в 10ти минутах ходьбы от ресторана, но вот ГДЕ!? К ресторану при этом возвращались раз пять, видно улицы в городе заговорщически шли по кругу :-). Все-таки добравшись до кроватей, мы заснули безмерно счастливые - бывает иногда такое ощущение, когда за один день проживаешь неделю:

В воскресенье в половине восьмого утра мой брат выскочил купить булочек и йогуртов на завтрак. Вернувшись, он ошарашено объявил, что около магазина уже тусуются несколько человек и пьют пиво! "Сильны!" - с уважением сказал брат. Нам почему-то пива не хотелось, и мы, наскоро позавтракав и распрощавшись с хозяевами пансиона, отправились на автобусе в город Слоуп - чтобы осмотреть Слоупско-Шушунские пещеры.

До Слоупа добрались за полчаса. Около входа в пещеры находилась огромная одинокая скала, которую со всех сторон штурмовали группы альпинистов - наблюдать за этим было очень интересно. Экскурсия по Слоупско-Шушунским пещерам мне понравилась больше всего. Нам показали огромную по протяженности и разнообразию территорию и рассказали много интересного. Были и веселые моменты. Например, гид рассказал, что раньше Слоупская часть пещер принадлежала одной семье, а Шушунская - другой. Поэтому всех посетителей при переходе из одной части пещер в другую заставляли "доплачивать" за вход. Тех, у кого не было достаточного количества денег или они не хотели платить, отправляли назад - искать самостоятельно вход-выход, одним словом, откуда пришли: Когда мы добрались до туннеля, соединяющего две пещерные системы, мы уже добрый час бродили по Слоупской части. Я невольно представила, как бы мы сейчас начали искать дорогу назад - за усп! ех я бы не поручилась. В Шушунской части пещер необыкновенно большое количество сталактитов и сталагмитов - один грот красивее другого - просто дух захватывает. Есть там один знаменитый сталактит, который выглядит как огромная свечка в подсвечнике - очень красиво. Нам рассказали, что его так часто воровали из пещеры, что, в конце концов, пришлось его прибетонировать посередине подземного озера, чтобы оградиться от дальнейших посягательств. Мы все остановились у озера, любуясь сталактитом. Тут нам гид объявил, что озеро это не простое, а волшебное, и в него нужно бросать монетки и загадывать желания. Причем, чем больше ваше желание, тем больше должно быть достоинство монеты. Если желание совсем большое, то можно сделать лодочку из бумажной купюры, и пустить ее по озеру. Ну а если у кого-то есть желание увидеть купающегося гида, то лодочку нужно сделать из сто долларовой купюры! Все чехи невозмутимо все это выслушали ! и направились дальше. Мы же, переглянувшись, подумали: видно русских туристов здесь совсем не ходит. Иначе бы местные гиды такие заявления не делали, а давно бы все лежали с воспалением легких - вода-то в озере 3 градуса. А все-то удовольствие стоит 100 долларов :-). Вот так мы и ходили около двух часов, под конец замерзли не на шутку и уже не могли дождаться, когда же выберемся на солнышко и выпьем горячего чая.

После пещер у нас было намечено посещение небольшого замка - Раец над Свитавой (Свитава - это местная речка, над которой стоит сей замок). До замка мы дошли пешком, всего 8 километров. Ничего примечательного в самом замке мы не увидели - замок, как замок, они все мне кажутся похожими один на другой.

Поезд в Прагу у нас шел по расписанию в половине шестого вечера. Мы не спеша отобедали в ресторане при замке. Все очень вкусно, порции необъемные, как и везде в Моравии. Потихоньку поплелись на станцию, уже едва передвигая ноги и рассуждая, что если бы нужно было еще куда-то идти, то, пожалуй, мы бы уже не смогли. На станции мы наткнулись на смотрителя, который на нас странно покосился. Я на всякий случай спросила, идет ли поезд на Прагу. И тут совершенно неожиданно выясняется, что наш поезд на этой станции не останавливается! Будет еще один, но только через три часа! И тут мы заметались. Бежать куда-то уже поздно, других путей к отъезду нет, ждать целых три часа совсем не хочется, тем более что начали сгущаться очень серьезные тучи, и скоро должен был неминуемо начаться дождь. На наше счастье, мы еще в первый день на автобусной остановке видели объявление местной службы такси. Общими усилиями удалось всп! омнить номер, и нам обещали прислать машину через 10 минут. Ехать назад в Бланско уже не было смысла, мы бы все равно не успели к отходу поезда. Оставалось только ехать вперед и стараться обогнать поезд и поймать его на одной из станций, где он должен был остановиться. В таком деле все зависит от водителя - захочет ли он гнать по трассе. Но и тут нам повезло! Водитель оказался что надо! Да еще и человек очень интересный, бывший спортсмен - волейболист. Он даже выступал за сборную Чехословакии на Московской Олимпиаде в 80м году. Много занятного он нам успел рассказать, пока мы неслись на станцию в 15ти километрах дальше по ходу поезда. Влетев на станцию, мы увидели, что поезд здесь будет через 2 минуты и, поблагодарив водителя и судьбу, которая нам его послала, мы ринулись прямо по путям на нужную нам платформу.

До Праги добрались уже без приключений, если не считать проливного дождя, начавшегося через две минуты после отхода поезда и всю дорогу барабанившего нам в окна.