Поездка в Венгрию

Добрый день!

Только что вернулись из Венгрии и решили по свежим впечатлениям написать о поездке. Т.к. до путешествия много ходили к вам на сайт и читали письма других туристов, то решили и самим сделать небольшой вклад в общее дело. Будем рады, если опубликуете.

Небольшие заметки к путешествию в Венгрию (конец апреля начало мая 2002 г) по маршруту Киев-Чоп-Токай-Эгер-Будапешт-Киев

Я думаю, что заметки будут полезны туристам, путешествующим самостоятельно на общественном транспорте по северо-востоку Венгрии. Рассказывать о достопримечательностях не буду, расскажу о решении некоторых бытовых вопросов. Когда есть крыша над головой, то и гулять веселее.

Предисловие

Абсолютно вся информация перед поездкой была взята из Интернета. Хочу сказать БОЛЬШУЩЕЕ спасибо всем тем, кто не поленился написать рассказы о своих путешествиях, туристическим сайтам, которые не только размещают информацию о ценах на свои туры, но и рассказы бывалых . Все это очень пригодилось! Надеюсь, что и эти заметки помогут какому-нибудь самостийному (в смысле самостоятельному :)) туристу) в непростом путешествии по незнакомой стране. Если вас будут интересовать линки шлите письмо [rivc@ukr.net], я вышлю.

Выбор страны

В прошлом году мы с мужем в это же время ездили с 12-ти дневной автобусной экскурсией по Европе (Вена-Париж-Брюссель-Амстердам). Понравилось, но осталось впечатление галопом по европам - слишком много впечатлений, исторических дат и достопримечательностей. Поэтому решили поехать в одну страну но самостоятельно, и решить, как лучше путешествовать. Был выбор между Венгрией и Польшой. Выбрали Венгрию из следующих соображений: на май 2002 года для жителей Украины нужны были только ваучеры есть общая граница вроде нет такого беспредела и бандитизма как в Польше.

Ваучер

Обзвонив десяток турфирм в Киеве, выяснили, что выучеры продает только одна Дельта тревел [www.deltatour.kiev.ua] за 15 у.е. Подумали и решили, что купим в Чопе. Так и сделали. Приехав в Чоп, мы пошли на международный вокзал. Прямо на вокзале возле билетных касс была открыта дверь и написано: "Ваучеры" (хотя мы приехали довольно рано - 237 поезд Киев-Ужгород). Без проблем купили ваучер на двоих за 12 грн. Как я поняла, ваучер представляет собой резервирование турфирмой для нас гостиницы (в нем указано название гостиницы, город и период проживания. Цена проживания не указана). Период взяли с запасом мы собирались пробыть в Венгрии около 10 дней, а ваучер выписали на 14. На границе проблем с ним не было, смотрели только венгерские пограничники, но ничего не спрашивали.

Валюта

У девушки, которая выписывала нам ваучер, спросили, где можно поменять гривны на форинты (т.к. мы приехали в воскресенье и по рассказам знали, что в Венгрии будет все закрыто). Посоветовав торговаться, она позвала какого-то дядю Мишу. Без проблем поменяли 100 у.е. по курсу 1000 Ft = 20 грн, не торговались.

Билеты

Мы приехали в Чоп очень рано - в 5:50 утра. Как оказалось, касса билетов в Венгрию работает только с 8:30. Перекантовались на пригородном вокзале это тот, который отремонтирован. Выпили кофе в буфете - мне понравился. Пришли к открытию кассы и без особой очереди (около 5-8 человек) взяли билеты до Ниредьхазы туда и обратно (как сказали в кассе, цена туда и туда-обратно одинакова и билеты действительны в течение 4-х месяцев). Уплатили 83.16 грн на двоих во 2-м классе. Потом мы всегда брали во 2-м классе это можно не говорить, дают по-умолчанию . В Венгрии прямо на вагонах пишут класс 1 или 2 (кстати, есть вагоны для курящих и некурящих. На вагонах для некурящих перед входом перечеркнутая сигарета, иногда один вагон разделяют перегородкой на курящую и некурящую часть). Как оказалось в дальнейшем, можно было сэкономить и взять билеты до Захони (ударение на первом слоге), а из Захони уже до нужной станции.

Таможня

Вход в таможню находится здесь же, на вокзале. После покупки билетов мы посмотрели, где кучкуется народ и присоединились. Через некоторое время открылась дверь и начали запускать по 3 человека. Сразу хочу предупредить: перед таможней пересчитайте все деньги, которые у вас с собой, чтобы вы точно могли сказать это таможеннику и, при необходимости, предъявить. У нас были и гривны и доллары и форинты. Все это добро мы перед таможней перекладывали то из одной сумки в другую, то в карманы, и в конце концов запутались, что, где и сколько лежит. Знали, примерно, только общую сумму. И когда муж проходил таможенный досмотр, оказалось, что у него не 600, а 715 долларов. Что тут началось! Таможенница орала, что она составит акт, вывернула всю сумку, пересчитала все деньги, перещупала швы в одежде. Наконец отпустила. Примечание: Давно я не сталкивалась с таким хамским отношением, как на украинской таможне! Каждый считает себя самым главным начальником, который может вершить твою судьбу. Как минимум, нас проверяло 10 человек. Для примера: на территории Венгрии нас проверяли всего 2 человека (одновременно таможня и паспортный контроль) и вещи их абсолютно не интересовали. Потом прошли паспортный контроль. Мне задали вопрос, где я живу. Ответила,что в Киеве (внутренний паспорт не потребовали, интересно, а как это они собирались проверить?) На каждой таможне нас спрашивали о цели поездки. Чтобы долго не объяснять говорили: С туристической целью в Будапешт примерно на 10 дней . Вопросов не было.

Проезд

Прошли таможню, подождали немного в предбаннике и сели в наш дизель. Было всего 2 вагона, но людей немного. Кондуктор (уже венгерский) проверил билеты. Приехали в Захонь. Зашли венгерские таможенники, спросили куда, зачем, проверили ваучер и поставили штамп в паспорт. Кстати, спрашивали на хорошем русском. Все, мы на территории Венгрии. Вышли из дизеля и сели ждать нашей электрички. Пришла, сели, доехали до Ниредьхазы, взяли билет и пересели в электричку до Токая.

Язык

М-да, что тут сказать. Без языка трудно. Везде только венгерский, в туристических местах немецкий. Английский знали только в гостинице в Будапеште, а русский в окошке информации в Будапеште на ж/д вокзале Ньюгати. Перед отъездом выучили несколько слов (Да. Нет, Спасибо, Извините, Говорите по английски?, Можно?) и составили небольшой словарик. В основном общались (если это можно так назвать) по бумажке. Например, в кассах ж/д билетов писали: 2 jegy Tokaj (jegy - билет) и подносили к окошку. Кассирша на калькуляторе показывала сумму. Где не хватало выписанных слов показывали знаками. Отношение к нам было самое доброжелательное, все старались понять и помочь.

Я не буду описывать достопримечательности каждого города, дам только полезную бытовую информацию. Для всех городов, где мы собирались побывать, у меня был список гостиниц и пансионов с адресами и ценами. Но, к сожалению, не было ни одной карты. Вот если б иметь карту, а к ней привязать гостиницы тогда не было бы вообще никаких проблем!

Токай

Ниредьхаза -Токай (40 км 262 Ft за 1 билет)
    Вышли из поезда. Тишина. Воскресный полдень. Никого нет. С одной стороны ж/д дороги здание вокзала и дальше виднелся поселок, с другой гора, под которой несколько домиков. Мы, рассудив, что город как раз должен быть со стороны вокзала, туда и пошли. Походили немножко, но ни одной улицы из списка так и не нашли. Зато нашли стенд с картой города! Оказалось, что как раз центр город с нужными улицами находится со стороны горы, просто ее нужно немного обогнуть (если стоять спиной к вокзалу а лицом к горе, то справа). Вышли к центральной улице. Прошли две большие гостиницы (ну, большие по токайским меркам) Токай и Миллениум. Часто на домах попадались вывески Zimmer, Accomodation, Szoba. Во всем этом можно жить. Решили по нашему списку найти что-нибудь, чтоб понравилось и недорого. Так шли по улице Ovar ut. и, не доходя до очередного адреса буквально пару домов, увидели дом, который нам чем-то приглянулся (Ovar ut. 36). Как впоследствии оказалось, это было самое симпатичное и недорогое жилье за все наше путешествие. Позвонили, хозяйка долго не выходила, мы уже собирались уходить, но она вдруг появилась со стороны улицы. Оказалось, что она живет в другой половине дома. Жестами пригласила в дом, показала комнаты. Нам понравилось. Цена тоже устроила. Договорились (4000 Ft за день ~ 15 уе, за двоих и без завтрака). Деньги отдали сразу, хотя могли и за каждый день отдельно. В нашем распоряжении оказалось 2 большие комнаты, холодильник, телевизор, посуда, в коридоре газ.плита, туалетная и ванная комната. При необходимости комната отапливалась от колонки. Во дворе чудесный сад с елями, небольшой прудик с золотыми рыбками и веранда (и никаких грядок!). На столбе над домом аисты. Городок небольшой, пробыли 2 дня, в одном из магазинов купили карту Будапешта за 590 Ft. (совет: при покупке карты фирмы TopGraf внимательно просмотрите прилагаемый на листочках список улиц как потом уже в Будапеште оказалось, что некоторые листы чистые и не отпечатанные, вот халтурщики!)

Эгер

Билеты на электричку брали Токай-Мишкольц (60 км 408 Ft один билет), потом Мишкольц-Фьюзесабони (60 rv 408 Ft) и Фьюзесабони-Эгер (20 км 136 Ft). Перед вокзалом была карта центральной части Эгера. Ни одной из улиц из моего списка гостиниц там не было, но мы, ободренные легкостью поиска и богатством предложения жилья в Токае, решили идти в центр. Город был явно побольше Токая. Но вот с жильем был напряг. В самом центре было две *** гостиницы, но хотелось чего-то подешевле и не такого помпезного. Истоптав центральную часть несколько раз, мы нашли Zimmer, но он находился на такой пыльной и оживленной улице, что оставили его на крайний случай. Походив еще немного и окончательно устав, решили действовать по-другому. Я осталась с вещами, а муж пошел добывать кров. За час нашел всего 2 пансиона прямо под стеной крепости в самом центре города. Только крайняя усталость подвигла нас поселиться в одном из них. Называется EDEN. 40 уе за ночь с двоих с континентальным завтраком (яйцо, несколько кружков колбасы, кофе). Комнатка малюсенькая 2 небольшие кровати, маленький стол, холодильник и TV, туалет и душевая кабинка. Жили на 1-м этаже, окно во двор. Во дворе впритык стояли машины других постояльцев. Главным достоинством нового места жительства была его расположенность в самом центре на тихой улице. Адрес Servita u. 56-58, недалеко от минарета. Основной достопримечательностью для нас в Эгере стал аквапарк мы провели там целый день. Показали в кассе знаками, что хотим поплавать. Нам дали билеты по 500 Ft (~ 2 уе). На территории парка были кабинки, где мы и переоделись. Было открыто 4 бассейна, один из них небольшой с очень теплой минеральной водой (запашец, правда сероводорода, но терпимо). Там сидели бабульки и дедульки. Они как приходили с утра, так до обеда и не вылазили. Для большого олимпийского бассейна с дорожками нужны шапочки возле бассейна сидели спасатели и свистками выгоняли безшапочных. Мы купили одну шапку прямо на территории парка за 300 Ft. Очень понравилось, но в итоге сгорели на солнце (и это 1-го мая!)

Будапешт

Эгер-Фьюзесабони (20 км 136 Ft), Фьюзесабони-Будапешт (140 км 1084 Ft).
    Наученные горьким опытом поиска квартиры в Эгере, мы решили в Будапеште обратиться в турбюро. Прибыли на вокзал Келети и зашли в несколько турбюро. Результат неутешительный стоимость от 10000 Ft. Решили сдать сумку в автоматическую камеру хранения (ура! оказалась инструкция на русском) и поехать в центр у меня было еще несколько адресов турбюро. Увы, поиски ничего не дали. Те адреса, которые я выкопала в Интернете и были относительно недорогими находились на окраине и далеко от метро, в центре цены были неудобоваримыми. К счастью, я взяла адрес гостиницы Flandria несколько человек, чьи рассказы я читала, рекомендовали ее. И мы, определив по карте улицу, поехали туда. Номер дали нам 4-х местный, но сказали, что никого подселять не будут. Ну что сказать хорошее советское общежитие. Действительно чистое, т.е. тараканов и прочих тварей нет. В номере умывальник с горячей и холодной водой, туалет и душ на коридоре. Утром с 7 до 10 давали завтрак: 2 яйца (яичница или омлет)! или колбасная нарезка, масло, пакетик меда и пакетик джема, чай, кофе, молоко. За все удовольствие 6300 Ft c двоих. Недалека от центра и метро, более-менее нешумная улица (правда, рядом строили новое здание соответственно днем грохот). 3 мин ходьбы трамвай N 14, которым добирались до метро Lehel ter. Можно и пешком мин 15-20 (или автобусом 32 пару минут) до метро Arpad hid (Синяя ветка метро, т.к. есть станции с таким же названием в HEV). Адрес гостиницы Szegedi ut 27. Купили проездные на 3 дня (1700 Ft за 1 билет, действует в метро (все ветки), автобус, троллейбус, трамвай, HEV в пределах города и гребенчатый фуникулер (cog-whell railway)). В метро несколько раз контролеры нас проверяли, в трамвае и автобусе ни разу.

Еда

Прямо возле выхода метро Lehel ter находится большое здание продовольственного рынка. В нем же, на первом этаже, есть кафе-столовая самообслуживания. Вкусно и сытно. Обед из одной порции гуляша, перке:льта(жаркое с картошкой) и шомлойских галушек (я думаю, что это были именно они стояли в отдельном прозрачном шкафчике с охлаждением и я просто указывала на них пальцем очень понравились!) обходился нам 1120 Ft. Хватало на двоих. Покупали венгерское пиво ничего особенного, Оболонь не хуже, а может и лучше.

Детская железная дорога

Если захотите подняться к детской железной дороге на гребенчатом фуникулере, то от станции метро Moskva ter (Красная линия) нужно проехать 2 остановки трамваем 18 или 56 (у 56 на Moskva ter конечная остановка) или пройти пешком это недалеко и по дороге есть парк можно отдохнуть. В этом фуникулере действует проездной.

Обмен валюты

В Будапеште такого изобилия обменных киосков, как в Киеве, нет. Обменники есть возле вокзала Келети, в крупных супермаркетах (один из самых низких курсов) и, иногда, при выходе из станций метро. Это те места, где сами меняли. В широкопосещаемых туристами местах курс гораздо хуже. Мы, как только приехали, практически напротив вокзала Келети обменяли доллары (как потом оказалось по самому выгодному курсу). Обратно форинты на доллары не меняли.

Бомжи

Не советую ходить на ж/д вокзалы и в парки вечером все бомжи города, которых днем практически не было видно, стекаются к вокзалу на ночевку. Из укромных уголков достают матрасы, подушки, одеяла и прямо под стенкой, под телефонными будками укладываются спать. Их никто не трогает и они никого не трогают. Но запах+

Связь

У нас был с собой мобильный (WellCom в Венгрии дружит с Westel). Связь хорошая. Иногда звонили из городских телефонных автоматов. Есть два типа телефонов: принимающие монетки и карточки. Мы звонили монетками. В кабинке телефона есть инструкция на английском и разъясняющие картинки. Правда, иногда эти автоматы сжирали наши монетки (на вокзале Келети съел 250 Ft больше мы с вокзалов не звонили!). Рядом с Flandria тоже есть монетный телефон.

Поездка в Сэнтэндрэ

Оказалась очень неудачной. Частично виноваты сами - выбрались во второй половине дня в воскресенье. И еще погода подкачала шел дождь. Поехали на HEV (типа пригородного метро) удобно и быстро. На метро доехали до станции Batthany ter (Красная линия), там рядом остановка HEV нашли по указателям. До черты города ехали по проездным, потом вышли и купили до Сэнтэндрэ. 180 Ft в одну сторону на одного. Приехали никого нет, все закрыто. Перед вокзалом карта на стенде. Посмотрели, пошли в центр. Вымокли и вернулись.

Возвращение домой За день до отъезда поехали на ж/д вокзал Ньюгати узнать о поездах. Решили ехать через Дебрецен. Долго копались в расписании (венгерское расписание ж/д отличается от нашего, вроде сделано для удобства пассажира, но разобраться на первых порах довольно трудно, но возможно), т.к. хотели приехать пораньше, чтобы успеть на киевский поезд 238 в 14:30. В итоге обнаружили один поезд 263-2, который отходил в 6 утра с минутами с вокзала Ньюгати. Он ехал именно до Чопа без всяких пересадок. Причем ехал до Чопа не весь поезд, а только 3 вагона, еще два вагона отцепляли и они, похоже, ехали в Арадео (или Орадео, Румыния). Пришлось встать в 4:30 утра, чтобы успеть на поезд. Зато без всяких пересадок добрались до Чопа (билет брали до Ниредьхазы, каждый стоил 280 км = 2040 Ft).

Не могу не затронуть таможню. Венгры не проверяли у нас ничего прошло 2 таможенника и проставили штампы в паспорт. Зато наши. Зашло человек 5 в вагон, двое с собакой остались у входа. Раздали декларации и сказали записать всю валюту (именно всю, до копейки!). После выхода из вагона опять таможенный контроль. Таможенница перед нами перерыла у мужчины всю сумку все вывернула! А ничего не нашла, вот обидно! За нас (уже проверяли не по одному, а можно было вдвоем) она уже взялась с меньшим пылом расспросила, что везем (2 литра вина), открыла сумку, глянула сверху наши кульки ее не заинтересовали. В боковом кармане лежало распечатанное на 2-х листах расписание венгерских электричек внимательно его изучила, просмотрела таможенную декларацию (в нее был вписан только сотовый и муж вписал золотую цепочку) и отпустила. (Мне кто-нибудь объяснит, почему там работает столько людей, ведь электричка на Захонь ходит только 3 раза за день, зачем обыскивать с такой пристрастностью! людей если кто-то захочет что-то спрятать, он спрячет и при таком досмотре это не найдешь. И почему венгров это не интересует?). Вообще, от прохождения таможни осталось мерзкое и гадостное чувство.

Еще один неприятный сюрприз ждал нас у кассы. Как оказалось, билетов на Киев не было. Был будний день, а билетов на 238 поезд Ужгород-Киев не было, были только СВ. Можно было ждать следующих поездов (билеты можно купить только за два часа до прибытия поезда). Плюнули на все, поменяли доллары на гривни и взяли СВ (137 грн с одного). Вот и закончилось наше путешествие.