Египет (Синай)

На Синай я собирался давно, но каждый раз то, или иное обстоятельство не давало мне осуществить задуманное. Дело в том, что при всей кажущейся близости Синая к Израилю и простоте попадания в оный, возникал ряд вопросов. Например, большинство моих знакомых, отправляющихся на Синай проводило там время в пролеживании днями и ночами на пляжах и бунгало Дахаба и Нуэйбы, лениво покуривали травку, переодически окунаясь в синее-синее море, а вечером фотографировали закат. Несомненно определенная романтика в подобном времяпрепровождении пристутствовала, но....это была НЕ МОЯ романтика.

Для активного же отдыха на Синае требовались немалые расходы и усилия. Основная достопримечательность Синайского полуострова - это его прекрасная и величественная природа, коралловые рифы Красного моря и монастырь Санта Катарина в горах.

Если путешествие вдоль побережья от Эйлата до Шарма не представляло особенных трудностей, ибо там регулярно курсируют такси и автобусы, то для посещения горных районов требовался джип, или ...верблюд ! При этом джипо-и-верблюдовладельцы (местные бедуины) имели полную монополию на данный вид сервиса и поддерживали очень высокие цены, в результате чего по сути короткое и недорогое путешествие в Синай превращалось по стоимости в недельный тур скажем...в Лондон.

Вот так я и рассуждал все время. Собирался, планировал, а потом...летел в Вену, в Стамбул, в Москву но....только не на Синай! В октябре этого года обстаятельства сложились так, что у меня оказалась свободная неделя. Никаких подходящих вариантов для использования этой недели я не успел отыскать и решил, что видимо это и есть знамение божье о том, что пришел мой час взойти на Священную гору Синай...

Отправление в путь

За пару дней до предполагаемого отъезда я зашел на автовокзал в Хайфе и купил билет на автобус до Эйлата. Два автобуса в сутки отправляются из Хайфы в Эйлат (ночной и дневной), билет стоит 63 шекеля ($15).

...В Эйлат прибыли рано, еще затемно. Несмотря на довольно жаркий климат этих мест, ночи тут холодные. Город еще спал - на часах половина пятого утра. Первый автобус на границу отправлялся в 7:00, а до этого времени я решил прогуляться по набережной, застроенной отелями и торгово-развлекательными заведениями. На выходе из здания терминала ко мне подошел парень из нашего автобуса, как оказалось в последствии - немецкий турист, который тоже ехал на Синай. Я объяснил ему ситуацию с автобусами и мы решили за компанию прогуляться по Эйлату. Потом наша компания увеличилась, так как к нам присоеденились его приятели из другого автобуса, все они собирались на Синай, а потом возвращались назад в Эйлат.

Из Эйлата до КПП Таба автобус идет от силы минут двадцать. Дорога из Эйлата на египетскую границу проходит на юг вдоль побережья и заканчивается перед самым пограничным пунктом. Весь берег заполнен отдыхающими. Сотни тентов, палаток, просто спящих под открытым небом. Скученность тут необычайная, вызванная еще и тем, что помимо ограниченности места (израильское побережье Красного моря всего-навсего 14 километров, из которых не менее половины занимает территория порта и частные пляжи при гостиницах), что наступал праздник Суккот-время отпусков.

Границу проходим быстро, платим пограничный сбор (67 шекелей, или $16), сотрудница службы безопастности предупреждает меня об опасности терактов, я с пониманием киваю в ответ и вот мы уже на египетской стороне. Не в пример египетскому КПП в Рафахе, где с первой минуты вы ощущаете что попали в Африку с ее грязью и неухоженностью, тут в Табе, все было иначе. Вполне современное здание терминала, работающие кондиционеры - вообщем все, как надо. Меняем деньгм в банке, платим египетский сбор за переход границы (17 фунтов), затем проходим к паспортному контролю. Тут возникла некоторая заминка.

Дело в том, что я решил, что ввиду происходящих в мире событий, начиная от готовящейся войны в Афганистане и до беспорядков на палестинских территориях, что много безопаснее ехать в Египет с моим вторым, российскм паспортом. По идее я знал, что россияне прибывающие в Хургаду, или Шарм Эль-Шейх не нуждаются в египетской визе, а лишь покупают марки и вклеивают их в свой паспорт. Что же касается Синая - тут было еще проще, ведь туристам которые ограничиваются посещением тольео лишь Синайского полуострова и не собираются ехать в Каир, или Луксор - не требуются даже марки. Просто при въезде им в паспорт ставится специальная печать, дающая право на безвизовое 14-дневное пребывание на Синае.

Вопреки всему этому мой российски паспорт вызвал неадекватную реакцию у египтян. Пограничник долго его листал, крутил, изучал, а потом заявил, что не может впустить меня без заранее оформленной визы. Это было что-то новенькое, ибо подобным образом я уже въезжал в Египет без проблем ! На мои возражения они ответили, что ничего подобного не слышали и что россиянам всегда была нужна виза. К слову сказать, немцев они пропустили без проблем и они ждали меня уже на выходе.

Короче говоря мне пришлось таки въехать по израильскому паспорту, при этом египтянин с глубоким укором на меня посмотрел и заявил, что иметь два паспорта противозаконно. Спорить с ним не имело смысла и я просто извинился за свою "несознательность", после чего вышел к ожидавшим меня немцам.

Синай

Прямо при выходе из терминала туристов поджидают таксисты, при чем в сравнении с погранпереходом в Рафахе, местная водительская братия совершенно не склонна торговаться и сбить цену довольно сложно. Стандартный тариф - 500 фунтов за весь семиместный автомобиль до Шарма, или 400 фунтов до Дахаба. Для сравнения, при почти вдвое большем расстоянии от Рафаха до Каира можно сторговаться на 150 фунтах за тот же самый семиместный доисторический "Пежо". Подобная разница в цене вызвана практически полным отсутствием общественного транспорта в южном Синае. Из Табы в Шарм отправляются не более 2 автобусов в день, первый - в 9 утра, второй в 15:00. При этом в некоторые дни есть только один автобус, а в некоторые - нет вообще.

Нам очень повезло - мы дотопали до автостанции (это в километре от терминала) и успели на автобус, который почему-то выехал в 8:40 утра, а не в 9:00, как это было указано в висевшем там-же расписании. Я заплатил 27 фунтов за билет до Шарма, а немцы - 23 фунта до Дахаба. При этом всех нас обсчитали, потому, что у кассира не оказалось сдачи (или он просто не хотел сдавать, что более вероятно), и того мне недостали 3 фунта, а немцам по 7 на человека.

В принципе наглость кассира была потрясающая, он по-актерски разводил руками и предлагал нам сходить в банк, что на КПП, а при этом добавлял, что автобус отъезжает через три минуты. Короче говоря, с учетом того, что мы были единственными пассажирами в этом автобусе, мне кажется, что кассир просто сговорился с шофером выехать раньше, дабы не дать нам возможность разменять деньги.

Впрочем, довольно быстро наше возмущение улеглось и уже через четверь часа все мы мирно дремали, в то время, как за окном проносились пейзажи величественных синайских гор. В Нуэйбе у нас была короткая остановка "на чай", которая продлилась почти час. В какой-то момент мы решили, что водитель заснул в какой-то подворотне и дальше мы вообще не поедем, однако не прошло и получаса, как он появился со стаканом кофе в одной руке и кальяном в другой. Ура, мы снова едем !

Я в шкуре российского туриста, или тяжела ли шапка Мономаха?

Интересное дело - сколько раз читал я рассказы недовольных туристов, в обилии присутствующие на сайтах travel.ru, tours.ru и так далее и никак не мог понять в чем дело ? То ли мне всегда дико везло, что на меня не падал потолок, мое полотенце не крали уборщики, я всегда жил в той гостинице, в которой следует, да и вообще всегда практически всем был доволен ? Непонятно, честное слово, однако запретный плод сладок и мне всегда хотелось увидеть своими глазами что за ужасы творятся в любом месте, куда в массовом порядке привозят россиян на отдых. Теперь у меня был уникальный шанс найти ответы на эти вопросы ! Моя приятельница Катя, сама сотрудница московской турфирмы, предложила мне встретиться в Шарме, тем более, что у них горели путевки. Неделя в отеле "Pyramissa*****" + перелет из Москвы стоили всего 160 долларов. Мы договорились встретиться в отеле примерно в полдень. Так все и произошло, я прибыл на автовокзал Шарма в половине двенадцатого, поймал такси и без пяти двенадцать был в отеле !

Отель расположен довольно далеко от центра города, но при этом стоит учитывать то обстоятельство, что Шарм Эль-Шейх, как таковой - это небольшая бедуинская деревушка на берегу залива. Сама по себе деревушка не является достопримечательностью, а все гостиничные комплексы располагаются к северу и вытянулись более, чем на 20 километров вдоль побережья. Грубо говоря, в самом Шарме нет отелей, все отели находятся к северу, в районе залива Наама.

Старый, бедуинский Шарм и зону отелей связывает шоссе, по которому на бешенной скорости носятся минибусы - такси. Стоимость проезда в них не более одного фунта, правда с туриста попытаются взять 5-10, однако такие попытки легко пресечь твердостью и уверенностью в своих силах ! Местные платят 50 пиастров (пол фунта), но на это расчитывать не приходится, ибо и у таксиста есть профессиональная гордость !

Отель мне понравился - большой, солидный, на берегу моря, много зелени, 3 бассейна, отличный сервис...вообщем первое впечатление положительное. Номера правда с трудом соответствуют 5* звездам, скорее твердых 3*, если сравнивать с Европой. С другой стороны меня устраивало все. Чисто, работает кондиционер, в кране есть вода, ванна чистая, есть даже биде ! Единственно, что я нашел (а искал я отчаянно !), так это то, что были какие-то перепады в напоре воды, в результате чего душ то ли в спину, то вдруг "просыпался" и ударял мощной струей в затылок. Впрочем это мне нисколько не мешало.

Отель предлагает "бесплатный" автобус до центра, но на самом деле это не так все просто, как кажется, ибо записываться надо как минимум за сутки, иначе не будет свободных мест ! Мало того, вас повезут не в Старый Шарм, с его колоритным и дешевым восточным базаром, приятными семейными ресторанчиками и так далее, а в Новый Шарм, точнее некое подобие Арбата с дорогими туристическими магазинами и ресторанами.

Когда мы рассказывали людям во сколько нам обошелся ужин в Старом Шарме (35-40 фунтов на двоих), они были в шоке, ибо им подобное обходилось в среднем втрое дороже.

Поспав несколько часов после пути, мы с Катей спустились в фойе, посмотреть что нам предлагает наш туроператор "ВКО Трэвл". По-идее вариантов было много, начиная от обыкновенных морских прогулок на яхте, до авиапутешествий в Каир. Буквально каждый день предлагалось не менее 3 экскурсий на выбор! С другой стороны шокировала цена на эти самые экскурсии, например поездка в Монастырь Санта-Катарина стоила 40 долларов на одного, столько же стоили путешествия на яхте (пол дня), Каир на один день стоил 100 долларов, Луксор самолетом - 250 долларов. Интересно, что такие же точно экскурсии для немцев и итальянцев стоили в среднем на 1/4 дешевле, а авиатур в Луксор им стоил не 250, а 160 долларов. Курс подводного плавания стоил $335, при этом в любой другой фирме $200-250.

Как мне показалось, существует какой-то договор между туроператорами, в соответствии с которым Вы например не сможете купить тур у другой фирмы, у вас тут же спроят, а кто ваш туроператор ? Разумеется, есть варианты, вы всегда можете сказать, что приехали по дикому - бизнес есть бизнес, но однако..! Еще один момент, который меня не удивил конечно, но дала мне пищу для размышлений - это информация общего плана, которую вам с радостью дадут в ресепшене, или напрямую ваш гид. Как-то я поинтересовался у русской дамы, работавшей в ресепшене, как мне ДЕШЕВЛЕ ВСЕГО добраться до Старого Шарма. Она с уверенностью заявила, что самое лучшее и дешевое - такси от отеля, по цене всего...30-40 (!) фунтов. Да, тогда я еще не знал, сколько стоит сервисное такси, однако определенный опыт уже имел (слава богу уже в 5-ый раз в Египте !), я спросил у нее, а каким транспортом она сама перемещается по городу, на что получил ответ:

"-А за меня вы не волнуйтесь".

Вот так-то вот! Знай наших. Короче говоря за все время пребывания в Шарме мы пользовались сервисными такси, правда в первый раз, по незнанию, заплатили по 5 фунтов на нос, но уже на обратном пути в отель, выяснив истинное положение вещей, платили только 1 фунт. Жить можно, если....поменьше слушать гидов от турбзнеса!

В отношении экскурсий мы сразу решили, что ездить от фирмы не будем однозначно. Вместо этого мы побывали на автовокзале, узнали расписания автобусов, цены и на базе этого, уже сидя в номере начали планировать наше времяпрепровождение. Итак, обычный автобусный билет до Санта-Катарины и обратно стоил 30 фунтов, вход бесплатный, подьем на гору Моисея (Джабль Муса) - свободный. Для сравнения, экскурсия стоила 40 долларов (165 фунтов). Разница весьма ощутима, не правда ли ?

Путешествия

Весь следующий день мы провели в пассивном отдыхе, купаясь и гуляя, а на утро следующего дня выехали в Санта-Катарину. Точнее сказать попытались выехать, ибо...как нам объяснил кассир, то расписание, что мы видим возле кассы - устаревшее, теперь прямых автобусов в Ст.Катарину нет, а добраться туда можно только через Дахаб. Прекрасно и даже не удивительно - Египет одним словом! Тут же к нам подоспели таксисты, они, отчаянно хлопая меня по плечам и широко улыбаясь предлагали довезти до нужного нам места по эксклюзивной цене в...300 фунтов (!). Я их тоже хлопал по плечам и не менее широко улыбался, пытаясь убедить их в том, что более, чем за 30 фунтов на двоих мы не согласимся. В итоге каждый из нас остался при своем. Мы с Катей направились к ближайшему перекрестку, где планировали поймать попутку.

Это оказалось проще простого. Уже через десять минут мы ехали в кабине самосвала, причем совершенно бесплатно ! Добрый водитель провез нас километров пятьдесят и вообще был настолько мил, что я дал ему десять фунтов, о чем ничуть не жалею. Далее мы поймали небольшой тендер, водитель которого довез нас до Дахаба за 20 фунтов. В Дахабе мы довольно долго голосовали, пока возле нас не остановился красный минибус, водитель которого сначала заломил цену в 350 фунтов туда и обратно, потом скинул до 200, а потом до 140. Торг продолжался минут двадцать. Потом он спросил меня, откуда я , я ответил и он заговорил со мной....на иврите ! Бедуина звали Фараг, он держит в Дахабе кемпинг и несколько таких вот минибусов, по его словам, среди его клиентов так много израильтян, что он сам уже выучил иврит. С английским у него было несколько слабее.

Итак, мы выехали в путь. Катька мирно дремала сзади, а мы с Фарагом обсуждали палестинскую проблему. По ходу дела я достал путеводитель "Lonely Planet" по Египту и вычитал, что монастырь закрыт в дневные часы, а работает только с 9 до 12, а потом с 16 до 18. Меж тем время приближалось к полудню. Фараг подтвердил, что монастырь действительно закрыт и предложил следующий вариант - сейчас поехать на север, посетить крепость Джезират Фирайун, красивый фъорд и городок Нуэйба, а вечером поехать в составе молодежной группы на Санту-Катарину по цене в 30 фунтов в обе стороны. Мы согласились, ибо таким образом мы имели возможность объездить практически весь Синай по цене одной экскурсии в Санта-Катарину от туроператора.

Горы, горы, горы! Весь Синай, за исключением его северной, равнинной части - это величественные скалы, почти отвесно вздымающиеся над берегом и достигающие высоты более 2 тысяч метров с главными пиками 2642 метра (Джабль Катарина) и 2250 метров (Джабль Муса).

Наша первая остановка - Нуэйба, небольшой городок, более известный как транзитный пункт из Египта в Иорданию. Именно отсюда отправляются паромы в иорданскую Акабу в обход Израиля. Ничего особенно примечательного тут нет, разве что прекрасные коралловые рифы, как и везде на Синае. Единственно, Фараг завез нас в кемпинг, к берегу которого подплывают дельфины, которых можно покормить, и даже поправать вместе с ними ! Место это в Нуэйбе известное, правда тарелка хумуса с колой обошлась нам в 10 фунтов, а дельфины так к берегу и не подошли.

Когда-то, во времена израильского правления на Синае (1967 - 1984),маленькая бедуинская Нуэйба превратилась в цветущий киббуц. Сюда была проведена дорога из Эйлата, тут был построен причал, небольшая фабрика по переработке фруктов. Сейчас многое изменилось. Да, египтяне попытались максимально сохранить и возродить созданное израильтянами, однако это им судя по всему плохо удалось. Апельсиновые плантации погибли, фабрика брошена, правда морской причал действует и по сей день.Наш водитель с ностальгией вспоминал те времена, а особенно то, что зарабатывал он в несколько раз больше, чем сейчас.

Еще 100 километров пути и мы приехали к крепости Джезират Фирайун. Она рсположена на островке, в метрах двухстах от берега. Туда курсирует маленький катер, но стоимость переправы (20 долларов за двоих) нас повергла в шок, поэтому мы ограничились фотографированием снаружи. Крепость очень живописна и красива, при этом прекрасно сохранилась и по-идее открыта для посещений. К слову сказать, добраться до нее вплавь вам никто не даст, ввиду того, что это уже пограничная зона, закрытая для отдыха и купаний.

После крепости мы проехали оставшиеся до границы с Израилем 5 километров, на границе Фараг получил какую-то бумажку от полиции и мы выехали назад в Дахаб. Кстати, чуть южнее крепости находится красивый маленьки залив, который почему-то зовут Фьордом. Мы не стали там останавливаться, но про себя я отметил, что сюда стоит при случае вернуться.

Дахаб - еще один курортный городок на берегу моря, но в отличии от Шарма, тут отдыхает несколько иной контингент туристов. Дахаб - это рай для свободной и независимой молодежи, для тех, кто не страдает комплексами и стереотипами, для тех кто действительно любит отдыхать на всю катушку! Тут почти нет солидных и дорогих отелей, зато есть десятки кемпингов, где по цене в 5-10 фунтов ($1-3) на двоих можно получить бунгало с широкой кроватью без белья, или с бельем (за дополнительную плату), с вентилятором на потолке и небольшим окошком. Душевые и туалеты на улице, но при этом чистые и даже с дверцами. Море плещется в двадцати метрах от кемпинга! Вдоль берега тянутся пальмы, типа как в рекламе "Баунти". Центр этой молодежной деревни - улица ресторанов и кафе, тоже дешевых и прикольных. Здесь же можно найти массу агенств, предлагающих разнообразные экскурсии по Синаю на Джипах, или минибусах, а также подводное плавание и каиание на яхте. Цены примерно втрое ниже, чем в соседн! ем Шам Эль-Шейхе!

Воздух пропитан запахами как обычного фруктового табака, так и марихуаны с гашишем, которые отдыхающие курят через кальян и в огромных количествах. Тут же дейставуют несколько дискотек и ночных клубов с бильярдом и рулетками. Основная часть отдыхающей молодежи - англичане, американцы, немцы и израильтяне. По словам местных жителей, русских тут не видали ни разу. А жаль, ведь именно тут можно отдохнуть предельно дешево и со вкусом..!

Итак, ближе к полуночи, нагулявшись и отдохнув, мы выезжаем на Санта- Катарину. Полный минибус, причем из 10 туристов - 8 из разных стран, ну полный интернационал ! Уже совсем темно, мы дремлем всю дорогу, на подьезде к Санта-Катарине паспортный контроль, затем мы проезжаем еще пару километров и выходим. Со всех сторон нас окружают темные стены гор, уходящие ввысь, довольно прохладно, ветренно.

Далее - все предельно просто. Фараг заедет за нами в 10 утра, а в ближайшие 8 часов мы предоставлены сами себе. Народу тут много, в основном организованные туристы из Шарма. Интересно, что организованных туристов можно сразу отличить по одежде (видимо их не предупреждают о том, что им предстоит), ибо каждый второй мужчина - в брюках и туфлях, а женщины в платьях и кокетливых блузках. Вокруг них носятся гиды, пытаясь предотвратить расползание группы. Все идут довольно дружно, а отстающих подгоняют гиды.

Нам предстоит подьем на гору Моисея, встреча там рассвета, потом спуск к монастырю, посещение его и затем возвращение назад в Дахаб. Подьем в горы действительно тяжелый и для неподготовленных - крайне тяжелый. При этом сильно задувает ветер, а температура падает с каждым часом. Особенно нелегко даются последние метры, а добравшись доверху, вы, взмокшие и запыхавшиеся оказываетесь словно в холодильнике, ночью на вершине горы температура опускается до +5 градусов, это при пронизывающем ветре!

Предприимчивые бедуины тут же предлагают теплые, верблюжьи одеяла за 20-30 фунтов, в прокат разумеется, не на продажу!

Да, по-поводу верблюдов! Всю дорогу туристов буквально преследуют бедуины на верблюдах, предлагая довезти до верху, при этом верблюдов явно больше чем туристов. Верблюды мешают идти, то и дело останавливаются, а их владельцы беспрестанно кричат: "-Камел, камел, гуд камел!". Такое впечатление, что они специально мешают идти, что бы утомить людей и заставить их ехать на их верблюдах!

На горе холодно, но...впечатляюще ! Вид потрясающий, особенно с рассветом. Вот только народу набивается столько, что практически не пройти. Гиды галдят на всех языках, фотоаппараты щелкают, вообщем пропадает весь шарм..! Монастырь Санта-Катарина интересный и большой, напоминающий крепость, он расположен в том самом месте, где по библии произрастал тот самый божественный куст, что неожиданно вспыхнул перед Моисеем. Куст и по сей день....нет, не горит конечно, а цветет, обильно орашаемый из обыкновенной оросительной трубки. Верующие там собираются, поют, молятся опускаются на колени. Монастырь известен древними иконами и библиотекой, где хранятся тысячи средневековых книг.

Ровно в десять Фараг забирает нас и возвращает в Дахаб, где пообедав, мы с Катей возвращаемся в Шарм Эль-Шейх.

В последующие дни мы отдыхали на море, гуляли по Старому Шарму.

В последний день нашего пребывания я проводил Катю на автобус (трансфер в аэропорт), это была единственная услуга принимающей стороны, входящая в стоимость, которой мы воспользовались. Точнее сказать, что воспользовалась Катя, ибо мне предстоял обратный путь в Израиль. Мой автобус из Эйлата в Хайфу выезжал в 23:30 и по сути дела, не имело никакого резона с утра выезжать на границу. Я доехал на автобусе до Дахаба, провел там часа четыре, вдоволь накупался и наобщался с бедуинами и туристами, а потом скооперировавшись с двумя американцами, мы скинулись на такси (по 60 фунтов на человека) и выехали в Табу, на границу.

В 6 вечера мы были уже в Табе, что также было крайне рано. Я решил посидеть несколько часов в "Хилтоне-Таба", шикарном отеле на египетско-израильской границе. Там же действует казино. Прикинувшись клиентом отеля я прошел через фойе, спустился к отличному гостиничному пляжу, занял один из лежаков и....заснул! Было уже темно, день был долгий и сон захватил меня почти сразу.

Проснулся я часам к 10 вечера, скорее побежал на КПП, в 10:30 уже был на израильской стороне, а в 11:20 уже занял место на автобусе в Хайфу!