Зеленоградск

ТРОЕ ИЗ ЗЕЛЕНОГРАДСКА

Итак, сынуля отправлен к бабушке на всё лето. Нас осталось всего трое: я, жена да дочка. Получены отпускные, и встала проблема: где отдохнуть русскоязычной семье из теперь уже нееврейского местечка Вильны от работы, от литовскоязычных соседей и сотрудников? Ах, как хочется к морю! Но... Крым далеко, долгая дорога, визы... И вдруг осенило - а в Калининградскую область из Литвы виз не надо! А Калининградской области тоже есть море, и ещё Куршская коса! Путёвок в турфирмах уже нет (раньше надо было думать), а что есть - 70 литов в день на человека ($18). А-а, едем так, благо билеты в кассе есть, а очередей нет. Накануне, покопавшись в Интернете, узнаю 2 новых слова: Светлогорск и Зеленоградск. Через http://www.aport.ru найдены и выписаны в заветный блокнотик адреса и телефоны санаториев, пансионатов, домов отдыха и турбаз.

За 80 литов ($20) куплены 2 взрослых и один детский билет, и вот, через 7 часов мы в Калининграде. Через полчаса отходит электричка в Светлогорск через Зеленоградск, Несколько секунд посовещавшись, решаем сойти в Зеленоградске, ну, а не выгорит там - едем до Светлогорска. И вот мы в Зеленоградске. Найдя телефон-автомат и достав блокнотик, жена начала крутить диск и нажимать на кнопочки. Безуспешно! Занято или не отвечают. Ладно, развернулись спиной к автомату и видим на другой стороне улицы, прямо напротив, - санаторий "Чайка", который трудновато не заметить: всё-таки самое высокое здание в городе ? аж 9 этажей! И тут нам повезло - наткнулись на самого директора, который безо всякого принуждения с нашей стороны моментально раскололся. -Видите вот тот домик, - сказал он, поворотившись к 9-этажному корпусу задом, а к чему-то, краснеющему сквозь листву, передом, - если в 12:00 никто туда не вселится, номер в этом корпусе - ваш! Окрылённые его словами, мы стали активно ждать двенадцати. Активно - значит, за это время мы успели побывать в санатории "Зеленоградск", где получили решительный от ворот поворот, базе отдыха "Топаз", где присмотрели чудненький номер за 104 рэ с человека в сутки, и поглядели пару комнат в частном секторе по 70-90 рэ с носа в сутки, старательно обходя новопостроенную гостницу "Балтийская корона" для новых русских. Наконец, вернувшись в "Чайку", узнали, что о, радость!, "такси свободен", и можно оформляться. Заплатив в бухгалтерии за 2-х человек по 60 рэ за сутки и за завтраки с ужинами по 80, подхватив все свои баулы и саквояжи, мы бодрым шагом направились к пионерского вида красному домику под вывеской "Детский корпус".

В этом домике были все удобства. Только были они в разное время и в разных местах. Налево и направо от входа вас встречали 2 двери с сакраментальными табличками "М" и "Жо". Впрочем, если нос у вас был не совсем забит, ваше обоняние привело бы вас к заветной двери даже в полной темноте. В глубине под лестницей, ведущей на второй этаж, располагались три умывальника. Дальше по коридору - душ, в котором из крана красного цвета по расписанию тёк кипяток. В общем, (я это абсолютно серьёзно) - всё что надо отдыхающим, утомлённым солнцем, морем и местной минералкой. На первом и втором этажах - по 4 номера, наш - на втором. Да, на втором этаже было 4 номера, а наш - пятый, в том помещении, которое в девичестве, по-видимости, было балконом. Кстати, это название среди обслуживающего персонала сохранилось и поныне. В номере свободно располагались две панцирные кровати и одна тумбочка. Да ещё оставалось место, чтобы подойти к кроватям и сесть на них. Наш номер не был обращён к морю, и из него мы не могли созерцать чудные закаты на Балтике. Зато весь день он был открыт солнцу, и комары по ночам нас не очень тревожили. Отсутствие розетки в номере восполнялось наличием выключателя и действующей лампочки под потолком.

Закинув вещи в номер, мы пошли знакомиться с городом. Оказывается, всё это время мы ходили параллельно берегу моря, не видя и не слыша его, по улице, название которой озадачило нашу семилетнюю дочку. Застенчиво потупившись, ребёнок спросил: "А кто такая эта Лена?" Внимательно вчитавшись в табличку с названием улицы, мы продефилировали по улице дальше, отыскав покрашенную серебрянкой статую, как могли популярно объяснили своему любознательному ребёнку. В приморском городе все улицы, как и положено, ведут к морю. Оказалось, вокзал (и ж.-д и авто ? они в одном здании) поленились довести до самого моря. Целых 50 метров от него до "Чайки", а сам пансионат отделяет от моря широкая набережная, по которой мы впоследствии и прогуливались каждый вечер. В городе отсутствует общественный транспорт, за исключением такси и междугородных автобусов, так что народ ходит по улицам, как хочет, нехотя уступая дорогу машинам.

В городе нет проблемы ни насчёт перекусить, ни плотно пообедать. В первый день мы отлично пообедали в "Топазе" за 60 рэ, а вот в "Парусе" не рекомендую - цены кусаются. Если вы устали от всех этих макдональдсов и пиццерий, рекомендую столовку на рынке под вывеской "Кафе-бар". После нескольких дней экспериментов в разных кафе мы остановились именно на этой столовой - недорого и сытно. Только мои железобетонные моральные устои помешали мне приобщить к моей коллекции антикварной посуды суповую тарелку с трогательной надписью "Общепит" из этой столовой. Любители шашлыков и пива, даже ,если ваше зрение 0,001 и обоняние на нуле, вы всё равно наткнётесь на столики, выставленные прямо на тротуаре. Не знаю, как в пансионате с обедами, но меню на завтраки и ужины, наверно, составлял сам Гаргантюа. На десерт - йогурт, целые плитки шоколада. Детских порций нет, половинных тоже. Ни один ребёнок в столовой не мог осилить свою порцию до конца.

На следующий день мы поехали на экскурсию в посёлок Янтарный, где добывают именно то, что вы подумали. Оказывается, его не вылавливают из моря ни после бури ни до, а выкапывают глину, в которой и спрятаны куски янтаря. Размывая глину водой и получаем в одной руке янтарь, а в другой - малоаппетитного вида жижу. Кстати, глина эта называется голубой и является целебной не только для сексуальных меньшиств. Выкопаны огромные карьеры, Как только мы подошли к краю карьера, тут же откуда ни возьмись, нарисовались ребятишки и с янтарными поделками и с девственными кусками янтаря. Продолжение было в мастерской по обработке янтаря и в "янтарном" магазине. Предварительно введённые в гипнотический транс заклинаниями экскурсовода: "Здесь добывается янтарь, поэтому он здесь дешёв, как нигде", женщины ринулись к прилавку. Увы мне, наш семейный кошелёк похудел в этот день этак на 40-50 зелёненьких. Кстати, в этом магазине принимают и их по курсу сбербанка. У порога мастерской мы с дочкой подобрали немало кусочков янтаря, а пойдя по улице, нашли ещё. Полное впечатление, что вы идёте берегом моря после бури.

В общем-то погода была вполне загорабельная. Но лежать круглый день на пляжУ надоедает. Так что мы полежали-полежали, да и махнули в Светлогорск. Город шумный и огромный (после Зеленоградска). Из технических штучек-дрючек есть лифт и фуникулёр для спуска с набережной на пляж. А всё из-за того, что прусский король приказал досыпать берег, может, наводнения боялся. Во исполнение приказа законопослушные немцы принялись поднимать берег. Когда лет этак через 30 король, а может, его наследник вспомнил про Раушен (старое название Светлогорска), высота берега была уже 60 метров. Пляж в Светлогорске уже, чем в Зеленоградске, и говорят, уменьшается с каждым годом. Песок смывается морем и уносится на восток, к Литве. Зато море здесь теплее, чем в Литве! Этого мы им не отдадим. Кстати, о названиях. Зеленоградск раньше называлс Cranz. Не знаю, при чём тут венок, я слышу в этом переделанное литовское Krantas, что означает просто-напросто "берег". Говорят, прусский язык был похож на литовский. В Светлогорске есть и озеро с историческим название Тихое, а на озере - лодочная станция с настоящими водными велосипедами. Когда-то это развлечение было и у нас, на наших Зелёных озёрах, ещё в той, прежней жизни, когда я сам был едва ли не моложе своей дочки. Прокат аппарата - 25 рэ за полчаса удовольствия. Однако предупреждаю, за полчаса можно получить удовольствие, только выехав на середину озера и наблюдая, как другие отдыхающие надрываются в борьбе с этими норовистыми аппаратами. Увы, я слишком поздно это понял. Моей супругой была поставлена задача - объехать по периметру за 30 мин. озеро, которое мы обошли пешком за это же время. И началась борьба с водной стихией, техникой и со временем. После того, как мы договорились с женой, в какую сторону крутить педали и найдя руль, призвав на помощь всё своё воображение, сообразили куда его двигать, дело пошло веселее. Уложились таки в полчаса (или в 39 минут?)!

О фотографиях. Здесь их нет, хотя и наснимал я целых 6 плёнок. И дело не только в "отсутствии наличия" сканера (при желании я мог бы его одолжить), а в том, что смотря на свои снимки, мы накладываем на них свои впечатления и воспоминания и поэтому видим не глянцевые картинки, а заново переживаем свои впечатления. А проявка и печать в славном городе Зеленоградске произвели на нас впечатление. Подслушав на пляже разговор одной женщины, мы пошли по её горячим следам, и вышли на главную улицу города, дом № 37 "Канцтовары", Цены - смешные по сравнению с вильнюсскими, плёнка, купленная у них, проявляется бесплатно, отпечатки через 2 часа, ну "усё для отдыхающего". Мы тут же купили плёнку, взамен отдав на проявку свою. Сейчас же девочка побежала куда-то за угол. Через 2 часа мы получили нечто, заставившее меня вспомнить забытые ныне слова "Фотоцвет", "Цветоколор", "ДС-4", "ЦНД-32", "проявитель" и "остановитель". Я словно вернулся в своё босоногое детство, когда своими неумелыми пионерскими ручками пытался сварганить цветные отпечатки, самостоятельно проделывая весь процесс от проявки плёнки в 4-х растворах до печати в полнейшей темени, т.к. даже красный фонарь засвечивал цветные снимки. Нечто похожее, зелёноватое и тёмненькое, держали мы в своих руках. Просто удивительно, что можно сотворить из обыкновенной "Фудзиямы"! Молча расставшись со своими кровными 80 рэ, мы скорбно направили свои стопы вон из этого почтенного заведения, чтобы не возвращаться туда больше никогда. Однако не такой уж маленький городок Зеленоградск! Есть там ещё один приёмный пункт по адресу: та же улица, дом № 8, продовольственный магазин, табуретка возле аптечного киоска. Вы не пропустите его: на тротуаре стоит щит с фирменной надписью "FUJI", заманивающий прохожих всё тем же предложением бесплатно проявить плёнку, если она приобретена у них. Цены опять же заманчивые для жителей центра Европы, плёнку проявлять и печатать возят аж в сам Калининград и печатают аж целые сутки. Кстати, на самом деле плёнка проявляется бесплатно, только если она сразу же отдаётся на печать. Наученные горьким опытом, мы упросили приёмщицу пляжного вида отпечатать только первые 5 качественных негативов. К сожалению, наши понятия о качестве не совпадали, и на следующий день мы получили нерезкие снимки и с соринками на негативе, которые и обозначились на снимках. Отметив заведомо хорошие кадры, мы снова сдали одну плёнку на печать, а другую - на проявку. Жена, вспомнив советы передачи "Впрок", попыталась сблизить наши с приёмщицей представления о качестве, за что и поплатилась. Похоже, зеленоградцы "НТВ" не смотрят. Мы узнали от приёмщицы, что: 1) фотоаппараты надо покупать как можно более дорогие, 2) в фотоаппарате надо чаще менять батарейки (а наш-то дурачок Premier c Zoom-ом за 180 у.е. сам сообщает, когда надо менять), и вообще мы не видели проявочной машины. И это чистая правда - в Зеленоградске мы не видали ни одной. Зато насмотрелись на них дома. У нас нет такого понятия, как приёмный пункт, а есть фотосервисы, в каждом из которых стоят эти машины, и можно наблюдать, как печатают твою плёнку. С трудом дотерпев до завтра, на следующий день мы явились за отпечатками. Каково же было наше удивление, когда мы получили свой конверт в том же состоянии, в каком и отдали его вчера, т.е. без снимков! - А, наверное, мастер пропустил, - флегматично прокомментировал приёмщик. Решив не искушать дальше судьбу, мы забрали свои плёнки, также не без труда вернув и свои вперёд уплаченные деньги. Спасибо тебе, Ч.П. Князева, за это ностальгическое путешествие в сферу обслуживания ! Плёнки здесь действительно дешевле, чем у нас, и, если у нас за 1 лит (он же 7 рублей) мало что купишь (газета ? полтора лита), то здесь 7 рублей ? это деньги. Кстати, здесь можно литы сразу поменять на рубли и обратно, но всё-таки лучше доллары менять на рубли: курс лучше.

Быть в 40 минутах езды от Калининграда и не съездить туда - ошибка, за которую будешь казниться всю жизнь. "Естессно", в одно прекрасное и не очень солнечное утро мы вышли из автобуса на Северном вокзале города Калининграда. Ну куда можно пойти в первую очередь с семилетним ребёнком? Конечно же, в зоопарк, тем более у нас в центре Европы такого дива не водится. Я думаю, если газоны в зоопарке регулярно обкашиваются, то моя дочка сильно сократила работу газонокосильщикам. Ею были накормлены все травоядные, до которых только могла дотянуться её рука. Прости, Кант, зоопарк отнял у нас весь день. Обратно мы добирались на маршрутке, стремясь успеть к ужину. Если билет на автобус стоит 12 рэ, на электричку ? 10, то на маршрутку ? 15 (а чадо на колени), не такая уж большая разница. В пути пришлось постоять в пробке ? ремонтировали дорогу к приезду Президента.

Если вы посмотрите на карту, то увидите, что Зеленоградск находится у основания Куршской косы. И решили мы взглянуть на свою истерическую родину с другой стороны. И купили билеты на экскурсию, стоят они по 15 у.е. с носа, а с детского - 10 баксов, Да ещё по 10 за литовские визы. Ну нам-то с калининградцами не надо было виз. Прокатились мы по всей косе до Клайпеды и обратно. Обязательно съездите на эту экскурсию, и ваши дети долго ещё будут играть в таможню. Поездка продолжалась 12 часов, в Клайпеде мы провели 3 часа, остальное время заняли дорога и таможня. В дельфинарии посмотрели на дрессированных калифорнийских львов и дельфинов, в морском музее удалось краем глаза подсмотреть представление морских львов. В музее никто не надоедал нам объяснениями, и было очень приятно находить уцелевшие кое-где с жутких времён оккупации надписи на русском языке. Кстати, и морской музей появился в эти мрачные времена. В общем, раньше Куршскую косу я представлял себе как дорогу в песках. Ничего подобного! Дорога проходит в сосновом лесу, и только то слева, то справа блеснёт вода, с одной стороны Балтика, с другой ? Куршский залив. Кстати, сообщаясь с Балтийским морем Клайпедским проливом, залив остаётся пресноводным. Гордо возвышаясь над уровнем моря на целых 15 см, он разбавляет своими водами воды Балтики и только в редкие дни самых бурных штормов бывает наоборот. Так что, рассеялось ещё одно моё заблуждение: увы, Неман не впадает в Балтийское море. В районе Ниды дорогу нам пересекла стайка отдыхающих, ежедневно кочующих с Куршского берега косы на Балтийский - по утрам, и в обратном направлении ? вечером, ? такой вот ежедневный моцион в 8 км. На обратном пути мы заехали в Юодкранте, где прошли, или, верней сказать, пробежали по Горе ведьм. Это сосновый парк на дюнах, со множеством деревянных скульптур, вырезанных мастерами в течение одного лета за предоставленный им бесплатно кров в Неринге. Поспешность экскурсовода я вначале объяснял замеченной табличкой "Тропа здоровья", затем возникли подозрения о внезапном приступе ностальгии у экскурсовода, и как следствие этого, стремлении поскорее вернуться на Родину, в Россию. Разгадка пришла, как говорится, позже, когда мы увидели экскурсовода сидящей в местной забегаловке и потягивающей пиво в компании с другими экскурсоводами. Итак ? основное впечатление от этой экскурсии - долгая дорога, нет, не в дюнах, а в сосновом лесу, и живые дельфины, тюлени и морские львы.

А хотелось всё-таки посмотреть на дюны. И поехали мы ещё на одну экскурсию, теперь только по российской стороне Куршской косы, и увидели дюны. Пейзаж фантастический: море песка и море воды. Ноги утопают по щиколотку в песке. Не менее красивы вереницы босоногих экскурсантов, поднимающихся по полузасыпанным песком мосткам на дюну Эфа (это фамилие такое ? немецкий учёный, сделавший очень много для косы). К сожалению, и эта экскурсия проходила в убыстренном темпе, так что родилась большая и светлая мечта ? не торопясь объехать косу на велосипедах. Узнали мы новое о гастрономических вкусах куршей, засаливавших в бочках ворон, пролетавших над косой на зимовку. Теперь куршей не осталось, да и вороны перестали летать над косой.

А в пансионате жизнь тоже била ключом. Каждый вечер, за ужином, наши столики обходил этакий бодрый старичок-боровичок в спортивном костюме и приглашал прийти после ужина то на бесплатный концерт, то на кино с билетами по 2 рэ, то на встречу с интересными людьми. И вот однажды перед столовой нас встретила афиша, приглашавшая на встречу с композитором Александром Шейнбритом. Мы были просто в шоке, когда увидали на сцене того самого массовика-затейника. И оказалось, что он ? инженер-механик, преподаватель политехникума, многолетний организатор и руководитель хора, выпустивший книгу по специальности, его мелодии вошли в сборник композиторов Калининградской области. Конечно же, мы услышали его песни в исполнении автора и записи его хора и его мелодий в исполнении Калининградского оркестра. Я считаю, что такие люди - такая же достопримечательность края, как дюны и море, и очень рад, что узнал его.

А что же море, спросите вы ? А море - смеялось, как говаривал основоположник соцреализма. Смеялось над нами, как прежде смеялось на пруссами, немцами, как будет смеяться и через миллионы лет. Оно было спокойным, когда хотело, пускало барашки, когда хотело, а наше дело ? было приспосабливаться к нему. Бывали солнечные безоблачные дни, когда море волновалось, бывали дни, когда надо было ловить солнышко, а море было спокойным. Бывали дни настолько ветреные, что песок сёк тела отдыхающих, и приходилось искать укрытия в дюнах за кустиками. Но всегда было замечательно! Дождик покапал на нас всего один раз, когда мы ездили на Куршскую косу. И это после того, как у нас в Литве дождь лил неделю не переставая.

Наконец, пришло время возвращаться. На электричке мы вернулись в Калининград, сели в поезд "Калининград ? СПб" и поехали. В Нестерове без хлопот прошли российскую таможню. В Кибартай в вагон влезла литовская таможенница. Тех пассажиров, которые не отреагировали на вопрос, заданный по-литовски, она обошла вниманием. К нам она отнеслась повнимательнее, явно желая устроить небольшой экзамен по госязыку. Впрочем, до открывания сумок дело не дошло. Удовлетворённая звучанием родной речи, свободно лившейся из моих русскоязычных уст, таможенница, наконец, оставила нас в покое. Вильнюс встретил нас дождиком и очередным повышением цен на проезд в городском транспорте. А в паспорте остался на память штемпель "пограничный пункт Куршская коса".

Boris Budnikov
    25/12/2000 11:49

17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    15.04.24 Эстония хочет ночью закрывать погранпереход Нарва – Ивангород
    РЖД предлагают страховку от опоздания на маршрутах со стыковками
    В юбилейный год в Сочи Парке запустят два новых гигантских аттракциона
    В Кировске после ремонта открылся терминал аэропорта "Победилово"
    Для отчетности в России больше не нужны бумажные посадочные талоны