Марокко



    Примечание от компании "Space Travel":

    Описанные ниже события произошли в самом начале нашей профессиональной деятельности. С тех пор мы сумели исправить многие наши ошибки и улучшить обслуживание наших клиентов. Упомянутая в тексте менеджер Виктория Бешарова уже не работает в компании "Space Travel".

    Ольга Минеева, "Space Travel"

    Чего бы я не пожелал своим знакомым и незнакомым на будущее - так это двух вещей: полетов на чартерных рейсах "Аэрофлота" и услуг от турфирмы "Спейс Тревел" и вот почему...

    Сам я не сторонник организованного туризма, но успел повидать собственными глазами многие страны - к счастью все это происходило во время рабочих поездок, и поэтому не приходилось сталкиваться со многими неприятными вещами, которые неизбежно сопровождают несчастного российского туриста, выезжающего на отдых в диковинную страну, держа в одной руке путевку, ваучер и договор на поездку, а в другой - чемодан, заполненный многими, в последствие так и не пригодившимися вещами.

    Итак, начнем по порядку. В преддверии наступающих продолжительных майских праздников еще в начале апреля наше семейство наметило поездку к морю в теплые края: нужно было наградить себя за пережитую долгую зиму и холодную и грязную весну. Выбор был не очень большим - так как существовали временной ( до 10 дней), денежный( до 1000 у.е. на душу) погодный ( воздух не свыше плюс 30 град. и вода не холоднее плюс 18) лимит - и поэтому нас вполне устраивали Канарские острова. Но пока мы выбирали побережье, отель, пытались дозвониться до сестры одного из наших коллег по работе, отдыхающей там, куда мы хотели бы поехать - вышло время... и не осталось свободных мест на чартерный рейс. Вот тут то и возникла идея поездки в Марокко. Нас устраивали сроки -с 29 апреля по 8 мая, погодные условия, предполагаемый уровень отеля и, главное, что меня подкупило- рейс выполнял наш надежный "Аэрофлот", а не какие там нибудь Трансъевропейские авиалинии.. .Кстати поскольку поездка уже завершена я могу огласить стоимость - 970 у.е. с человека на условиях HB, включая визу, в 2-х местном номере 4-х звездного отеля.

    Итак, 29 апреля прилетели мы в Шереметьево-1 и ждем контрольного времени 12.50 для встречи с представителем вышеназванного "Спейс Тревела" в зале международных вылетов. Представитель появился, но как-то осбенно он себя не выделял - не кричал в мегафон, не держал над головой табличку, а был обнаружен моей женой совершенно случайно - она успела заметить фирменный конвертик, который молодой человек передавал кому-то. К счастью, Ш-1 это не Ш-2, и поэтому процесс встречи с представителями турагенств здесь не так страшен. Да, вылет нашего ИЛ-86 рейсом SU-1427 был назначен на 14.50 и конечно в моих мечтах уже были и ужин, и прогулка по вечернему берегу Атлантического океана и... многое еще представлялось мне, когда пройдя регистрацию, мрачный пограничный контроль, я радостно бросился к ярко освещенным витринам "DUTY FREE" - наконец-то появилась возможность пополнить оскудевшие запасы хороших напитков по реальным , а не супермаркетовским ценам. Прошло некоторое время, а посадку не объявляли. Счастливые, ничего не подозревающие граждане, которых набилось в небольшой зал более 300 человек, радостно галдели, опустошали стеллажи "DUTY FREE" и запасы спиртного и пищи в баре- ну что еще может делать наивное человеческое существо в предвкушении долгожданного и безмятежного отдыха в течение 10-ти дней. Тем временем прозвучала первая информация о задержке рейса, затем вторая и т.д. В зале появились признаки беспокойства. Долгая и неинтересная история ожидания вылета затянулась на 9 часов. В этот период наиболее активные граждане пытались организовывать акции протеста, наивно требовали представителя "Аэрофлота", прессу и телевидение. Единственными, кто проявили человеческое отношение к пассажирам были представители пограничной службы - они выпустили часть оголодавших путешественников назад в Россию за сосисками и хлебом, которые контрабандой проносили в зал ожидания уборщицы, так как через несколько часов ожидания в баре остались только напитки - и ничего сколь нибудь съедобного. Ближе к 18.00 последовало приглашение на обед в ресторан- для этого необходимо вернуться в Россию( Кстати, я не знаю где этот ресторан до сих пор, и благоразумно не стал следовать этому совету... Вы представляете где и как в Шереметьево-1 можно накормить сразу 200 человек). У меня стали появляться мысли о тайном заговоре: представитель пограничной службы - не "Аэрофлота"- стал уговаривать народ покинуть зал ожидания, так как часть уже ушла вниз, и дескать теперь все должны пройти повторную регистрацию. Этому призыву последовали немногие. Оставшиеся в зале решили голодать, но назад в Россию не возвращаться: мало ли что может произойти. Вылет откладывался по техническим причинам. Народ пытался удобнее пристроиться в зале для долгого ожидания, но количество кресел было минимальным - многие усаживались на пол, используя в качестве ковриков картонные коробки. Ближе к 21.00 началась посадка. Кстати, не все пассажиры вернулись. Родина крепко держала своих сыновей и дочерей у барных стоек. Пока искали и выгружали их багаж, самолет простоял на поле еще пару часов, и наконец-то мы взлетели.

    Полет прошел нормально - алкоголь, усталость сделали свое дело и народ спал, мчась со скоростью 900 км/час на высоте 10 тыс.метров. Дальше все шло по обычной программе. Посадка в Агадире, пустой ночной аэропорт, неторопливые пограничники, погрузка в автобусы - и вот он отель Амадил Бич Клаб. Местное время второй час ночи ( а дома уже утро - разница на пять часов). Быстрее по номерам. Всё: спать, спать и только спать. Утром со всем разберемся.

    30 апреля. Завтрак - обычный арабский шведский стол. Апельсиновый сок, молоко, кофе, какао, чай, маслины, местный творог, сыр, колбаса, омлет, фасоль, блинчики, пончики, инжир, чернослив, четыре сорта джема, плюшки, булочки... Осмотр отеля: соответствует описанию. Правда несколько смущает теснота в номере- ощущение того, что он возможно рассчитан на одного небольшого человека, косвенно подтверждалось одним креслом, одним кольцом для полотенец в ванной и полным отсутствием в ней крючков для одежды. Интересно, что крючки отсутствовали только в нашем номере. В номере есть сейф- но чтобы им пользоваться надо платить. Странно. В ванной из под основания биде сочится вода: на ликвидацию этой течи ушло три дня. В момент ремонтных работ, вырвало подвод воды к сливному бачку унитаза - в это время я случайно забрел в ванную и, перекрыв воду, спас второй этаж отеля от затопления.

    В 10.30 информационный час. Менеджер "Спейс Тревел" Виктория Бешарова - кстати, забывшая нам представиться, быстро ознакомила нас с особенностями нашего отдыха, предстоящими экскурсиями. Мы выбрали три поездки - однодневную в Марракеш, в берберскую деревню в горах и вечер в берберской деревушке. Попытка решить с её помощью мелкие бытовые вопросы ни к чему не привела. Хотя мне казалось , что она нас внимательно слушала. Быстро собрав деньги с желающих, менеджер "Спейс Тревел" Виктория, на мой вопрос о квитанции на оплату, ваучере или любом документе, подтверждающем факт оплаты предстоящей поездки, не смогла ответить ничего вразумительного. В дальнейшем это приведет к не менее интересным событиям.

    1 и 2 мая обычные будни отдыхающих - ресторан в отеле, пляж, прогулки по городу,магазины. Немного наблюдений. Официанты в отеле. Прежде всего они арабы говорящие, в основном, на французском. С английским вас во многих местах просто не понимают. Иногда нужно просто схватить его (особенно её- если это происходило в баре у бассейна в отеле Агадир Бич ) за рук и подвести к столику- в противном случае вы будете долго давиться пищей всухомятку: без воды, вина или пива. Внимательно следите за счетами. При выезде наверняка обнаружите, что вам впишут чей-нибудь заказ на напитки - поэтому при обеде или ужине либо платите сразу, либо тщательно проверьте счет и аккуратно распишитесь. У вас должна быть копия счета. Тем самым вы избежите лишних волнений при выезде. На пляже нет кабинок для переодевания и не дают полотенце: везите свое пляжное полотенце, сохраните 12-19 долларов которые понадобятся если вы решите купить их здесь ( нам пришлось это сделать). Полотенца в номере- банное, для рук и ног- исчезают с 12 до 15 часов. Если вы решите принять душ в это время, то придется шлепать мокрыми ногами по полу в ванной и ждать, когда высохнет тело. Лежать под солнцем у океана можно только до 15 часов ( это в период с 1 по 8 мая, может в другое время погода и изменится), так как после поднимается ветер, который несколько снижает удовольствие нахождения на открытом воздухе. Если есть желание продолжить облучение тела, то лучше переместиться к бассейну. Там ветра, как правило, нет. По Агадиру приятно ходить пешком и ездить на такси. Такси для туристов - это маленькие Пежо красного цвета. Оплата по счетчику. Посадка 1,4 дирхама, каждый километр -2 дирхама. Меньше 5 дирхамов вне зависимости от расстояния платить не принято. Справочно: от нашего отеля до супермаркета Марджан - 12 дирхамов, до порта -20.

    Столовые сухие красные вина в супермаркете от 20 до 40 дирхамов, марочные 60-80. Пиво местное 6-8 дирхамов, импортное в 2-3 раза дороже. Рынок: апельсины 2,5 дирхама за кг, клубника -10.

    Ужин в рыбном ресторане в туристической зоне - пиво, креветки в кляре, жареная рыба, лобстеры - слегка объелись 300 дирхамов на человека. Без лобстеров на океанской набережной - 170 . Горка свежей, жареной на ваших глазах рыбы - сардина, барракуда- не меньше килограмма- в порту 20 дирхамов.

    Вот и 3 мая. Итак, настал день поездки в Марракеш. Выезд в 6.00. Подъем в 4.45. Завтрак с 5.30. Кофе, булочки. Ближе к 6.00 стали выносить остальные блюда, но время истекло. Выдали ужин сухим пайком - пакет с тщательно завернутыми отдельно в фольгу яблоком, апельсином, бананом, сыром, колбаской, куриной ножкой, ветчиной, вареным мясом. На следущий день все мясные продукты я отдал собачкам на берегу. Они были очень довольны. Фрукты мы съели самостоятельно.

    Вот и автобус с франкоговорящим арабом Каримом - это гид от принимающей нас в Марокко фирмы Атлас Вояж и русскоговорящей Наташей - переводчицей с французского. Наташа из России, живет здесь уже 15 лет , и сегодня у нее второй рабочий день в должности гида? переводчика? Кажется нам повезло. Автобус только начал движение по маршруту сбора, и мы выбираем места. У следующего отеля народа добавляется. Так, третья остановка. Желающих попасть в автобус явно больше, чем свободных кресел. Наташа делает первую попытку пересчитать народ.В руках у нее список - в нем отель , номер и количество людей. Фамилий нет. Подсчет показывает превышение фактически находящихся в двух автобусах по сравнению со списком. Стоим возле Агадир Бич Клаб 40 минут. Наташа и Карим звонят по мобильным телефонам, громко спорят. Оказывается, мы должны заехать еще в один отель и забрать несколько человек. Наташа заявляет что никуда она заезжать не будет и требует от Карима ехать немедленно, так как впереди еще 4 часа пути. Пока стояли выяснилось, что никто из присутствующих никак не может подтвердить свое законное нахождение в этом автобусе. Нет никаких свидетельств, что вы оплатили эту поездку. В Марракеше беспокойная Наташа выяснила, что в ее списке нет ни нашего семейства, ни нашей знакомой, как впрочем не было там еще и трех человек. Вот тебе и работа менеджера "Спейс Тревел" Виктории Бешаровой подумал я, ведь она забрав у нас деньги записала фамилии и номера комнат. А вот если на одном из поворотов горной дороги через Малый Атлас, а это почти 100 км, автобус случайно свалится в пропасть, как потом объяснить страховой компании свое в нем присутствие?. К счастью, все обошлось без происшествий, и мы благополучно добрались до цели нашей поездки..

    Чудеса начались в Марракеше. Оказывается у франкоговорящего араба Карима была программа поездки, и, в соответствие с ней он потащил нас на рынок, где планировал водить в течение 2-х часов и не минуты меньше. Что такое арабский рынок представить несложно. Так вот, он вел за собой 40 человек, которые не могли останавливаться, не могли что-либо рассматривать, покупать, спрашивать, а должны были только следить за идущими впереди, чтобы не потеряться-потому что автобус ждать!!! не будет, и назад в Агадир вы поедете на такси- а это сделать в тех условиях совершенно несложно. При этом он что-то рассказывал трем француженкам, неизвестно как попавшим в наш российский коллектив. Переводчица Наташа замыкала нашу колонну, поэтому узнать о чем этот араб Карим говорил не удалось, так как французский язык мне совершенно незнаком да и к тому же совершенно ничего не было слышно... Так быть не должно, и россияне, сплоченные общей ненавистью к Кариму, начали роптать. Карим препирался, но после получасовых переговоров сдался, и вывел нас из кожетряпичнообувеннофруктоовощных лабиринтов на волю и повел какой-то необычайно грязной улицей в ресторан, где мы должны были насладиться местной пищей, (на будущее - пожалуйста, не ходите в это заведение - Марракеш, Старый город, PALIAS D*AGADIR, RESTORANT MAROCAINE & INTERNATIONALE CUISINE). В этот храм местной пищи, похожий ,если вынести из него диваны и столы, на помывочный в зал общей бане, мы дружно зашли в 12.30. Первую корочку хлеба на своем столе мы увидели в 13.20. Салат, после того как я выразил свое недовольство лично Кариму, попал на стол в 13.40. Вершина кулинарного искусства - курица с лимоном в попке, рухнула на нас в 14.20. Дальше все пошло намного живее. В 14.45 мы получили десерт: строго по одному маленькому кулинарному изделию, похожему на печенюшку и засушенный сухарик, одновременно а в 14.40.- традиционный чай с мятой. Не прошло и трех часов с начала торжественного обеда, как мы стали выбираться из-за столов и готовиться к следующему зрелищу. По дороге к автобусу мы прошли через действительно интересное место - площадь Джем Аль Фна. На ней присутствует, то что и должно быть на площади древнего восточного города. Знахари, гадалки, заклинатели змей, дрессировщики обезьян, даже стоматолог размахивал щипцами и предлагал сразу и верхнюю и нижнюю вставные челюсти. Звучит музыка, танцуют юноши и девушки в национальной одежде. Водоносы предлагали сфотографироваться на их фоне всего за 5 дойчмарок. Знали бы они что имеют дело не с тупыми, падким на всякую ерунду и экзотику немцами, а прагматичными россиянами, готовыми за указанную сумму удавиться, просили бы не 5 DM, а 5 дирхамов - но им это было еще неизвестно. Жаль, что мы не смогли попасть на эту площадь вечером. Мы только проехали через нее - там бушевало людское море, перемешанное огнями костров...Дальше в телеграфном стиле: 20 минут на посещение сада рядом с домом г-на Сен Лорана, экскурсия во дворец, взгляд на мечеть сквозь красивый забор, традиционный поход в какой-то, только одному Кариму известный магазин, где по супернизким ценам можно купить все, чем богат Восток ( мы с большим удовольствием в него не пошли) и, наконец, ужин в ресторане в том же районе, где и обедали, но в более приличном месте. Здесь на столах стояли свечи , а после курицы подали так называемый кус-кус: что-то напоминающее плов из легкого , воздушного пшена похожего на рис, или риса похожего на пшено, с мясом и овощами. На десерт принесли таз с апельсинами. На этот раз обслуживание было быстрым и красивым . Кроме этого выступал национальный ансамбль песни и пляски. Все. мы были сыты, пьяны и усталы. Скорее в автобус и домой, в Агадир. Вернулись в полночь.

    В автобусе принимаем решение: более ни на какие экскурсии с "Атлас Вояж" и "Спейс Тревел" мы не едем.

    Хватит. Смотреть на страну с тысячелетней историей и не узнать о ней ничего обидно. Тем более, когда за это платишь деньги. Из 6 часов проведенных вместе с Каримом (без дороги, обедов) я слышал его речь в переводе только 30 минут. Мне кажется, это несправедливо и как по отношению к стране, имеющей богатое прошлое, так и к людям, которые в нее впервые приехали. Непонятна позиция "Спейс Тревел" - по какому принципу подбирается партнер в Марокко. Но если по такому же, как и менеджер Вероника - находящаяся в Агадире то ли на работе, то ли на отдыхе - то понятно. На удивление без особых проблем нам удалось получить обратно деньги уплаченные за экскурсии от которых мы заранее отказались. Может быть от того, что эту операцию мы осуществляли с менеджером из "Атлас Вояж" Ольгой Никоновой. Хотя кое-кому не повезло. Из-за плохой погоды семья с двумя детьми пыталась дозвониться на телефон г-жи Никоновой чтобы отказаться от прогулки по океану. Тщетно. Телефон молчал. В итоге ни денег ни прогулки.

    Кажется описано все, что вызвало досаду. Остальное время проведено весело и беззаботно. Но все хорошее рано или поздно кончается. Наступило 8 мая и мы узнали что вылет рейса SU -1428 переносится с 20.30 вечера на 1.30 ночи. Вот тебе и " Аэрофлот" . Расчетное время в отеле почему переносят на 17.00, хотя в ваучере было указано 18.00. В 17.00 покидаем номер , оставляем вещи в комнатке рядом с консьержем и уходим гулять в город - на океанскую набережную ближе к порту. Смотрим как в течение 5-ти минут садится солнце за гору, на которой арабской вязью написано: Аллах.Король.Родина..Сидим в ресторанчике. Живая музыка. Жареная рыбка. Хорошее местное пиво. Кажется отдых заканчивается. В 22.00 приходит автобус. Едем в аэропорт. Быстро проходим таможню, границу. Для нас открывают "DUTY FREE". Есть любимая Ольмека. Литровая квадратная посудина золотой стоит 360 руб., серебрянной 340. Беру 3 литра. При посадке в лайнер спросил у одной из стюардесс о причине задержки рейса. В ответ - удивление. В приветственном слове на борту - ни намека на извинения. Выходит это запланированная акция. А у нас билет из Шереметьево-1 в 10.10. на Самару. Этот самолет улетит домой без нас. Пришлось отправить факс в Москву представителю авиакомпании Самара с просьбой перерегистрировать наши билеты на более поздний рейс. Представляете, все получилось. прилетели в Москву, иду в кассу, спрашиваю есть ли места на рейс 749, и услышав в ответ -нет, говорю, что я из Марокко, и девушка радостно отвечает: " А, так это Вы... " Да, это я. В целом неплохая была поездка. Только мерзко она начиналась при помощи "Аэрофлота" - и также гадко при его участии закончилась.

    Вопросы, на которые хочется услышать ответ от представителей "Спейс Тревел"

    1.Почему задерживается вылет чартерного рейса " Аэрофлота" в Марокко и обратно

    2.Почему так низок уровень экскурсионного обслуживания в Агадире

    3.Почему допускается такая вопиющая халатность при оформлении заказов на экскурсии.

    Александр Паршин
    25/05/2001 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Марокко

    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    14.12.16 Россияне стали реже выезжать за рубеж
    20.09.16 Новый Пулково признан самым красивым аэропортовым терминалом
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    10.05.16 В июне в исламских странах - Рамадан
    02.04.16 Где отдыхают известные миллиардеры
    16.02.16 13 типичных заблуждений путешественников
    16.12.15 Россия входит в пятерку самых недорогих для туристов стран
    27.11.15 В Марокко открылся отель Four Seasons
    30.10.15 Услуги класса "люкс", доступные экономным туристам
    Расширяем границы путешествий!
    Самые необычные поездки месяца:
    Франция, Сержи
    1 турист
    Бенин, Котону
    2 туриста
    Маврикий, Бель Мар
    2 туриста
    Мальта, Мелиха
    2 туриста