Туристический детектив



    Ответ руководителя Сети Магазинов Горящих путевок находится на этой же странице под письмом туриста.

    В июне 2000 года мы, всей семьей (я, моя жена и взрослая дочь), решили поехать в Турцию. Дочка с отличием защитила диплом на экономиста, и мы с женой решили сделать ей такой подарок (ну, и себе заодно). Ведь надо же где-то провести часть отпуска. Не в Сочи же, в конце-то концов, ехать. Как мы там отдыхали, в отеле "Бургас", это отдельная история из раздела триллеров.

    Так вот, чтобы успеть как следует загореть, решили ехать не на неделю, а на десять дней. А чтобы сэкономить обратились в турфирму "Горящие путевки" (так они себя называют). Кто к ним обращался уже, наверное, с удовольствие потирает руки и думает, что же они на этот раз отмочили (кстати, один из их филиалов находится у метро "Смоленская")?

    А вот что они выкинули! Во-первых, цены у них такие же, как и в обычных турфирмах (обман раз). Затем - путевки они перекупают у другой фирмы, а не напрямую у турецкой компании (обман два), и это в дальнейшем очень больно по нам ударило.

    Да еще к тому же они нарушают права потребителя в вопросе достоверности информации о продаваемом туристическом продукте. Они не сообщают названия турфирмы принимающей стороны, т.е. Турции, до самого последнего момента передачи денег (обман три).

    Да к тому же, можно ли доверять туроператору, заявляющему: "А я в Турцию не езжу, я в основном - в Израиль". Тогда я, к сожалению, не задумался над этой фразой. А зря. Жена оформила договор на свой загранпаспорт, со всех наших паспортов сняли ксерокопии, мы заплатили деньги (порядка 1600 $), получили путевки и пошли собирать вещи.

    Приехали мы в аэропорт Шереметьево в приподнятом настроении, сдали багаж, и тут... обнаружилось, что у жены срок действия загранпаспорта истек месяц назад. Таможенник заявил, что, к сожалению, она не может лететь в Турцию. Конечно, мы очень расстроились, но, посовещавшись, решили лететь вдвоем с дочерью, без жены. И, кстати, правильно решили, потому что, отказавшись совсем от поездки, мы не получили бы никакой компенсации от турфирмы. Я попросил жену здесь же в аэропорту сделать на своем авиабилете отметку об аннулировании поездки, и в этот же день отнести в турфирму заявление о невозможности использования ею турпоездки. Кстати, на самом деле за названием "Горящие путевки" стоит фирма "МЕРИДАТ", которая и являлась ответчиком на суде.

    Сначала, Исполнительный директор Агафонов фирмы "Меридат" заявил, что они обязательно компенсируют понесенный нами ущерб (с вычетом понесенных ими затрат). Потом (с кем-то посовещавшись) сказал, что по закону (он и дальше ссылался на него, когда отстаивал свои права, забыв при этом про наши) ответ на нашу претензию они имеют право дать в течение десяти дней.

    И выдал его (ведь какой исполнительный ... директор) на десятый день, т.е. когда мы с дочкой уже вернулись в Москву.

    И вот что он там написал: "...к сожалению (этот добрый ... директор жалел нас все эти десять дней) мы не можем удовлетворить ваши претензии...". В общем, теперь он отказался возвращать вообще какие-либо деньги. Вы, мол, читали договор, а там написано - ответственность за состояние своего загранпаспорта несет лично сам же покупатель.

    А мы ему в ответ - да, мы несем ответственность за его состояние, протираем его периодически от пыли и даже САМИ понесем его в ОВИР на обмен. А про финансовую ответственность в договоре ничего не сказано. Зато там была одна интересная фраза - "...Турфирма обязуется КОРРЕКТНО оформить документы...". Ну и, естественно, туроператор, с глазами, обращенными в сторону Мертвого моря, оформила договор по просроченному загранпаспорту.

    По телефону я решил обсудить наши претензии к фирме о потерянных 500 $ (к исполнительному телу директора нас упорно не допускали). Когда на его вопрос "сколько Вы хотите" я ответил, что хотел бы получить полную стоимость поездки за одного человека, он ответил, что не располагает такими средствами, и Вы, мол, можете подавать в суд.

    Турфирма, видите ли, потерпела определенные издержки. В гостиничном номере, где мы жили, находилось четыре кровати, и эти издержки от количества проживающих в нем, не зависели. А пускать к нам в номер постороннего туриста, претендующего на неиспользованную нами путевку, мы, естественно не собирались. Мы даже сэкономили тургостинице неиспользованное постельное белье, не съеденные продукты и не выпитые напитки (в системе "все включено" пить можно весь день и сколько влезет).

    Консультант-юрист объяснил нам, что дело наше правое, нужно бороться. В суд, только в суд. И главный аргумент - Вы, мол, не СПЕЦИАЛИСТ и не разбираетесь в турбизнесе. Деньги Вы заплатили, а воспользоваться услугой не смогли. Кстати, в договоре есть еще одна фраза - "при не использовании клиентом тура, турфирма обязуется вернуть деньги за вычетом понесенных ею расходов".

    И еще наш уважаемый Исполнительный сказал, что Турция - страна безвизовая. Вот если бы туда требовалось оформлять визу здесь, то уж они бы ПОСТАРАЛИСЬ". А так они даже и паспорт не читают (или не умеют?).

    Да, кстати, не связывайтесь с турфирмами, у которых авиабилеты от чартерных авиакомпаний. Во-первых, разбиться можете, самолеты-то - дряхлые, отслужившие все положенные сроки. А во-вторых, если вдруг передумаете лететь, то деньги Вам не вернут даже за обратный билет, у них "это не принято".

    Подали мы в суд. На все три положенных заседания представители турфирмы не явились. По телефону они каждый раз заявляли, что юрист уже выехала (но не доехала).

    Похоже, что обман в фирме "Горящие путевки" является присущим элементом работы в борьбе с назойливыми туристами, мешающими им добывать деньги.

    Суд признал наши требования справедливыми и обязал "Меридат" выплатить нам стоимость тура одного человека.

    На днях ожидаем реакции на такое решение суда Исполнительного ... ответчика.

    [...]

    Мы с женой пришли 20 октября в Дорогомиловский суд (ЗАО г. Москвы) за получением решения суда о взыскании неустойки с турфирмы "Меридат" (в миру - "Горящие путевки").

    По закону к ответчику, не предъявившему претензий по решению суда в течение 15 дней, должно быть применено это решение суда. "Меридат", хотя и не уложился в срок, но все же подал эту претензию в суд. Таким образом, мы имеем на руках решение суда и можем им воспользоваться для применения санкций к ответчику по закону.

    Но судья посоветовала нам, все-таки, дождаться явки ответчика. Как потом оказалось, судья поступила так, чтобы не портить себе отчетность перед Мосгорсудом. Им строго запрещают заочное рассмотрение дел. И если ответчик (даже с опозданием) потребует опротестования решения районного суда в Мосгорсуде, то дело все равно вернут на пересмотр.

    Как будто мы против? Нам самим так понравилось это "кино", что мы будем только рады новым персонажам. Да и деньги за сеанс уже уплачены.

    Так какую же формулировку претензии предъявили эти БОГИ от ТУРБИЗНЕСА?

    А вот какую: ": Исполнительный:директор был в командировке (где-то на югах) и не мог явиться на суд (тогда зачем подписывали повестки?):а ОПЫТНЫЙ юрист в этот момент отсутствовал тоже (представляете? им нужен ОПЫТНЫЙ, чтобы с нами справиться, я думаю - это деликатный комплимент в наш огород.) :и, наконец, наша претензия была подана слишком поздно, когда деньги за турпоездку были уже переведены в Турцию:" Такие заявления, мне кажется, надо подтверждать документально.

    И все-таки, мы надеемся на ":возмещение стоимости путевки при отказе от нее покупателя в ЛЮБОЙ МОМЕНТ (это из договора с фирмой "Меридат") с вычетом издержек, понесенных ФИРМОЙ на оформление тура".

    Я , думаю, издержки им еще предстоят. А, что касается нас, то оттого, что один из трех членов одной семьи не смог воспользоваться путевкой, издержки на оформление общей поездки нисколько не изменились. От оплаты авиабилетов (даже неиспользованного - в обратную сторону!!!) они ведь тоже отказались Мол, авиакомпания чартерная, а там, сами понимаете одни волки. (Да, действительно, у ЧАРТЕРНИКОВ аппетиты зверские - деньги не вернут ни за что, даже если разобьетесь. Что, кстати вполне возможно, при полетах на их бэушном инвентаре).

    Итак, 14 ноября, в Дорогомиловском суде мы, наконец-то, увидим новых отдохнувших и загоревших персонажей этого СЕРИАЛА.

    P.S. Кстати, что это я все о кино, да о кино? Отдых в Кемере (отель "Каплан Парадиз" ****) был замечательный (я полагаю в этом всецело заслуга Турецкой администрации и природных условий). Те, кто предпочитает спокойный, малоподвижный отдых, будут довольны. Система "все включено" себя оправдывает полностью. Дочка за 10 дней поправилась на 2 кило, а я только большим усилием воли сдерживал себя от набора веса. После каждой запотевшей кружки разливного ХОЛОДНОГО пива EFES - необходимы несколько минут активного плавания в бассейне с пресной водой (после чего, вдруг, опять сильно хочется пить). В Средиземном море искупаться - конечно престижно. Но оно настолько соленое (куда там Черному морю), что тут же начинает щипать глаза, и весь покрываешься солью, как снеговик (ну а потом, естественно тянет почесаться). У кого "дубовая кожа" загорают быстро и замечательно. А остальным приходится умело прятаться под КРУГЛЫМИ зонтиками от палящих лучей. При выборе тургостиницы обращайте внимание на фотографии пляжей. Лучше выбирать те, где имеются длинные, протяженные тенты для защиты от солнца, а также есть действующие душевые на пляже (есть ли в них вода, Вы узнаете только по приезду). А около гостиницы - рай!!! Бесплатные напитки (пиво, минералка, вина красные и белые, коньяки и водка) выдаются уже с 7 утра и до 24 часов. Бассейн рядом, и лежаки под пальмами тоже есть.

    Отдельное, БОЛЬШОЕ СПАСИБО экскурсоводам принимающей ФИРМЫ "TEZ TOUR", все они - очень внимательные, симпатичные и коммуникабельные люди.

    С удовольствием съездим в Турцию еще раз, только уж ни в коем случае не с помощью "Меридата".

    P.S.S. Кстати, в цивилизованных странах в качестве компенсации за неиспользованный отдых предлагают аналогичный тур. А это, согласитесь, оставляет только радужные воспоминания. Я думаю, что если какая-то турфирма собирает всех опытных "бойцов" для оспаривания суммы в 500 долларов, то, сами понимаете, дела у них, наверно, очень плохи.

    P.S.S.S. :Продолжение неминуемо:

    [...]

    К сожалению, заключительная часть моего повествования - самая грустная:

    Наша увлекательная игра за отсуживание украденных у нас денег закончилась: и, к тому же, очень легко. А потому и грустно:

    14 ноября в Дорогомиловском районном суде, в присутствии судьи Литвиненко Т.П. и юриста ответчика (совсем молоденькая девчушка) СОСТОЯЛОСЬ очное слушание нашего дела.

    Юрист очень бойко прощебетала явно заученные фразы: "договор с покупателем турпутевки, в соответствии с Гражданским кодексом, является открытым ПУБЛИЧНЫМ актом и, потому, не может быть расторгнут в одностороннем порядке:"

    Классно!!! Оказывается, чтобы пойти нам навстречу (во что верится с трудом): в решении наших проблем, надо собрать (как мы поняли вместе с судьей) всю ту публику (т.е. москвичей), которые присутствовали при заключении этой сделки. Но даже, если бы это было возможно, то, оказывается, решать эту проблему с учетом наших затрат турфирма даже НЕ СОБИРАЛАСЬ!!!

    Поскольку ":турфирма МЕРИДАТ, заключив контракт с продавцом путевок TEZ TOUR, перечислила за них 100 % СТОИМОСТЬ:". И, тем самым, убытки, понесенные турфирмой МЕРИДАТ, составляют 100 % стоимости всего тура. ":О чем мы заранее были уведомлены (что-то не помню) при заключении договора:". Даже Господь Бог оставляет в таких случаях грешникам хоть какую-то надежду. Турфирма не оставляет ни одного процента надежд. :Оставь надежду всяк туда входящий:

    Между прочим, судья чуть со стула не упала, когда услышала от юриста эту фразу. Как оказывается, высказывая свои претензии, мы не обязаны руководствоваться статьями Гражданского кодекса о каких-то "публичных актах, совершаемых гражданами России", так как в данном случае мы вступили в отношения ПОКУПАТЕЛЯ и ПРОДАВЦА. И НАРОД тут ни причем. А мы имеем полное право руководствоваться положениями подзаконных актов Кодекса Защиты Прав Потребителя (который утвержден Правительством России с учетом наших гражданских прав). И мы не обязаны (по утверждению судьи) вникать в отношения турфирмы МЕРИДАТ с продавцом путевок TEZ TOUR.

    Поэтому, в связи с тем, что мы НЕ СМОГЛИ воспользоваться предложенной услугой (турпутевкой), суд признал правомерность наших требований и взыскал с ответчика полную стоимость одной неиспользованной путевки, а также - штраф в пользу государства за ненадлежащее выполнение своих договорных обязательств. ПРЕЦЕДЕНТ СОЗДАН!!!

    Кстати, юрист пыталась брыкаться и хотела отспорить стоимость неиспользованного чартерного авиарейса. Что, мол, они не возвращают денег за неиспользованный рейс. Такие у них условия. На что судья справедливо ответила, что все сделки, совершаемые на территории России, подчиняются единому законодательству и, покупатель не обязан вникать в денежные отношения продавца с третьей стороной (см. выше).

    А турфирме МЕРИДАТ, в лице ее юриста, посоветовала заниматься ДЕЙСТВИТЕЛЬНО турбизнесом, а не сбором денежных средств с населения.

    В течение 10 дней с момента подписания решения суда, турфирма может оспорить его в высшей инстанции, т. е. в Мосгорсуде. Конечно, делать этого они не будут по двум причинам: - второго такого позора их юрист уже не вынесет, как бы мне ее не было жаль (она сама откажется, или ее уволят после второго провала), - чтобы нанять опытного адвоката, требуется заплатить ему сумму, равную одной десятой доле иска (в нашем случае это будет - 50 $ от иска в 500 $). Но!!! Адвокаты отказываются от такой работы, если их доля при этом составляет МЕНЬШЕ 200 $!!!

    Приехали:

    Кстати, если у них хватит смелости подать апелляцию и, тем самым, поучаствовать в продолжении этого захватывающего сериала, то мы подключаем своего адвоката. Мой близкий друг. Его уже давно интересует наш судебный процесс (такая бескорыстная спортивная чесотка). Всё ходит и канючит: "Ну, дай я:ну дай:" А я ему: "Подожди, еще не вечер:"

    P.S. Продолжение нагрянет. Надеюсь.

    P.S.S. Огромное спасибо, от меня и от моей семьи, всем читателям этого детектива за потраченное время (надеюсь хоть чем-то помог Вам), а также всем, кто вступил со мной в переписку (думаю, я никого не обидел незаслуженно?). Извините, если что не так.

    P.S.S.S. Отредактировал эту последнюю (?) главу и спешу сообщить следующее. Судебный исполнитель, которому передали решение суда по нашей проблеме, уже, скоро как месяц, плачется, что НИКАК не может найти юридические реквизиты "Меридата", чтобы взыскать с них деньги.

    Кстати, кто-нибудь знает популярный юридический сайт, где размещают рассказы пострадавших (из турбизнеса я, уже, похоже, плавно вывалился)? Сообщите, если не затруднит.

    С уважением.

    ОТВЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕТИ МАГАЗИНОВ ГОРЯЩИХ ПУТЕВОК

    Да, интернет вносит новые реалии, и приходится с ними считаться. Мне предложили прокомментировать письмо туриста. Прекрасно понимая, что негатив западает в душу читателя гораздо крепче конструктивной позиции, я, тем не менее, рискну вступить в полемику.

    Первое и самое главное. Этот турист обижен, турист недоволен, и я принимаю это как "прокол" нашей системы. Если бы письмо-претензия не имела оснований, я бы не стал отвечать на столь язвительное и злобное послание. Основания быть недовольным есть. Часть вины в случившемся лежит и на менеджере фирмы "Меридат" - одной из фирм, входящих на тот момент в систему Сети Магазинов Горящих путевок. В данном случае девушка имела возможность заметить, что срок действия паспорта туриста заканчивается, и подсказать Вам. Искренне извиняюсь.

    Я не принимаю обвинений по ценам - турист бы не пришел в офис, не будь наши цены безупречны. Рассказ о технологиях, как мы этого добиваемся, займет много времени. Я не буду рассказывать, кто, что и у кого покупает. Вы приобретаете "Чудо-йогурт" не на молокозаводе, а видеомагнитофон SONY - не в Японии. Это рынок, он складывается всегда оптимально. Кому-то не нравится, как менеджер закатывает глаза (кокетничала, наверное, или туристу так показалось), кому-то может не нравиться возраст и пол нашего юриста, а мне вот нравится, потому что работает хорошо. Кто-то гордится, что не летает чартерами, но 95% турецких перевозок осуществляются чартерными рейсами. Давайте опустим озлобленность и рассмотрим по существу.

    У туриста просроченный паспорт, он покупает тур, менеджер, оформляющий путевку, не замечает этого факта. На таможне туриста "заворачивают".

    Просматриваются две стороны дела - юридическая и "по справедливости".

    Юридическая сторона. Ссылки на статьи законов приводить не буду, но постараюсь донести основные положения до читателя.

    Договор с туристом является публичным договором. Не в том смысле, как это интерпретирует турист, а в том смысле, что вне зависимости от цвета кожи, религиозных убеждений, симпатии или антипатии, мы не имеем права отказываться обслуживать потенциального клиента. И даже вне зависимости от того, какой у него паспорт. Во избежание недоразумений в тексте договора, который подписан туристом при покупке тура, включен пункт, возлагающий на клиента обязанность следить за состоянием своих документов. Подчеркиваю - своих! Не тех, которые предоставила турфирма (путевку, ваучер, страховой полис, памятку).

    Далее. На фирму "Меридат", которая на тот момент входила в Сеть Магазинов Горящих путевок, подан иск. Обстоятельства сложились таким образом, что мы не смогли направить своего юриста, который находился в командировке. Судья подошел однобоко и применил норму, не подходящую к ситуации, обязав турфирму произвести возврат стоимости тура. "Меридат" эти деньги не выплатит. Не сможет. Он прекратил деятельность. Но чем замечательна "Сеть Магазинов Горящих путевок" - так это тем, что мы несем ответственность за тех, кому предоставляем пользоваться нашим именем. Будь иск подан сегодня, у нас были бы все шансы доказать, что вина за невозможность исполнения тура лежит на самом туристе, но решение суда уже вступило в законную силу, и после ряда процедур, которые мы не будем облегчать этому конкретному туристу, "Сеть:" обязана будет произвести присужденные выплаты.

    Решение по справедливости. Когда пассажир покупает билет на Украину в железнодорожных кассах, ему билет выпишут. Если паспорт просрочен, на таможне возникнут проблемы. Придет ли в голову пассажиру сваливать вину на железнодорожного кассира? Конечно, нет. Но туристический рынок - особый. Репутация здесь стоит денег. И за невнимательность сотрудника, который не подсказал туристу, что паспорт к моменту вылета будет просрочен, я лично готов понести ответственность. Ответственность, равную ответственности туриста. То есть разделить убыток пополам. Это мое предложение. Но у Вас есть другой вариант - после ряда процедур получить полную сумму. Почему это так - указано в предыдущем абзаце.

    Выбор за вами.

    P.S. Ваши предположения о "крыше" - такие же вольности и колкости, каких в Вашем послании интернет-общественности - масса. Один из учредителей ОАО "Сеть Магазинов Горящих путевок" - охранное предприятие "Баярд". Эта структура пользуется авторитетом и уважением. Если бы мы были бандитским предприятием, зачем решать проблему юридическими методами или "по справедливости"? Вам хоть кто-то предлагал решать вопрос "по понятиям"?

    Еще раз о публичном договоре. Если Вы еще раз будете покупать путевку в одной из наших компаний, мы не будем иметь права Вам отказать. Договор наш носит публичный характер. Хотя мне лично не хотелось бы, чтобы Вы пользовались нашими услугами. Думаю, многие прочитавшие Ваш злобный текст, поймут меня.

    Председатель Совета Директоров ОАО "Сеть Магазинов Горящих путевок" Андрей Озолинь.

    Валерий
    25/06/2000 11:58


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    14.03.19 В Стамбуле продлена линия Marmaray, а дальние поезда пошли по тоннелю под Босфором
    13.03.19 Turkish Airlines и другие компании отменили тысячи рейсов из-за смены аэропорта в Стамбуле
    25.02.19 Полный запуск нового аэропорта Стамбула вновь перенесен, 5-6 апреля будут отменены большинство рейсов в Стамбул
    15.02.19 Atlas Global временно приостановила полеты из Стамбула в Москву
    06.02.19 В Турции открывается отель для веганов
    28.12.18 Turkish Airlines запускает рейсы из нового аэропорта Стамбула в Москву
    20.12.18 Перевод рейсов в новый аэропорт Стамбула вновь отложен
    12.12.18 Turkish Airlines будет чаще летать из Стамбула в Краснодар
    07.12.18 Turkish Airlines будет летать из Антальи в Санкт-Петербург
    22.11.18 Turkish Airlines поставит Boeing 737 MAX 9 на линию Стамбул - Москва
    [an error occurred while processing this directive]