Как мы с Антоном съездили в Болгарию

Аэропорт

Те, кто едет отдыхать в Албену или в Золотые пески прилетают в аэропорт города Варны. Лично мне представлялось, что всё-таки не Россия, и аэропорт будет соответствующим, куда там! МЕЖДУНАРОДНЫЙ аэропорт Варны представляет собой 1 взлётно-посадочную полосу, 1 ангар на 1 самолёт и здание самого аэропорта, где всего-то 1 небольшой зал прилёта с 4 кабинами паспортного контроля (зал вылета тоже один, но из него можно подняться на второй этаж, где небольшой магазин Duty Free и кафе, а также выход на террасу, с которой можно наблюдать взлёт и посадку). Так вот, наш Ил-86 приземлился, все вышли через нижние трапы и сели в специальные автобусы, которые подвозят пассажиров от самолёта к зданию аэропорта. Проехать было необходимо всего метров 200, однако за этот короткий путь выяснилось, что водитель автобуса - неудавшийся Шумахер.

Чтобы пройти паспортный контроль пришлось отстоять в очереди около часа, и это была только середина очереди. Самое же интересное заключалось в том, что когда всех привезли, двери в зал прилёта закрыли, а кондиционер (если он был) работал, мягко выражаясь, отвратительно. Благо с погодой повезло и было облачно.

Итак, контроль пройден и мы в Болгарии.

Встреча

После того как забрали багаж нас мы увидели представителя встречающей фирмы, которую звали Марианной и, судя по виду, ждать она тоже СИЛЬНО устала. Она нам показала машину, на которой мы поедем. Лично я представлял себе некое подобие группы, которая поедет на автобусе, по причине сказанного нам в турфирме. Смысл этого заключался в том, что либо мы едем с группой и трансфер (переезд аэропорт-гостиница-аэропорт) нам обходится в 12 долларов, либо отдельно, и тогда это стоит 140 долларов. После прилёта выяснилось, что группа была из 7 человек вместе с нами, а автобус - Ford Transit (что-то типа Газели - маршрутки). К слову сказать, проезд на такси нам бы обошёлся 40 долларов в один конец, и то - это самая высокая цена в аэропорту, где таксисты "снимают сливки". Так что 140 долларов это не просто дорого, а просто очень круто!

Ну вот, мы едем из аэропорта через Варну и Золотые пески в Албену. Скажу сразу, что для проезда в курортные зоны Албену и Золотые пески необходим специальный пропуск. Ехать-то оказалось всего километров 35-40. Минут через 40 мы были уже у входа в гостиницу, оставшись в автобусе одни, растеряв остальную "группу" по дороге в Золотых песках и другой гостинице в Албене.

Гостиница

Изначально когда мы брали путёвку, взвесив все "за" и "против", решили ехать в двухзвёздочную гостиницу, которая от трёх звёзд отличается отсутствием телевизора, холодильника, телефона и ванной в смысле самого чугунного корыта, но где есть 2 кровати, тумбочки, кресло, совмещённый душ и туалет. Посчитав, что номер нужен лишь для того, чтобы переночевать и положить вещи, а звонить в Болгарии нам некому, к тому же телевидение тоже болгарское (правда спутниковое было, в основном, немецкое, а из российских каналов - только РТР), в ванной лежать никто не собирается, правда холодильник мог пригодиться, но всё-таки лишние 150 долларов лучше потратить по другому, чем платить за лишние примочки гостиницы за 14 дней. Как говорится, студент он на то и студент, чтобы ко всему приспосабливаться и ни на что особо не жаловаться, так что 2 звезды - в самый раз.

Кстати сказать, видеоролик, показанный нам в турагентстве, был абсолютно достоверен и мы получили практически точную копию обычного номера в стандартном доме отдыха в Сочи.

Так вот, в гостиницу нас поселили быстро без проблем. Номер нам достался 525А. Ещё в Москве мы решили взять сейф (по сути -обыкновенный небольшой металлический ящик с номером, запирающийся на обычный врезной замок и прикрепленный на стену в рецепции) для полной уверенности в том, что билеты, паспорта и деньги мы не потеряем и у нас не украдут. Эта услуга обошлась в 26 левов (местная болгарская валюта, курс на момент прилёта был 2,07 лева за доллар) за 14 дней.

Ещё на каждого человека при приезде выписывается специальная карточка, где написан номер в отеле, приезд, отъезд и вид питания (например, у нас был только завтрак, который обозначается BB). Без этой карточки, по идее, на завтрак не пустят и в бассейн при гостинице бесплатно тоже. Что на практике оказалось не совсем так, но об этом дальше.

Когда мы, наконец, взяли ключ и пошли в номер первое, что удивило - лифт. В общем, представьте себе обычный небольшой лифт в панельном доме с той лишь разницей, что вместо ДВУХ дверей (одни в самом лифте, другие в лифтовых проёмах на этажах) есть только дверь на этаже типа обычной межкомнатной, а в самом же лифте двери просто нет. То есть получается типа эскалатора в метро, когда лестница и поручень движутся, а всё остальное неподвижно.

Второе, что удивило - расположение номера. Он оказался последним по коридору, но та часть коридора, где он находился была уже на улице. То есть картина приблизительно следующая: вы идёте по коридору и там, как и везде, комнаты справа и слева; потом комнаты слева заканчиваются и стоит стеклянная дверь; после двери номеров слева уже нет, а коридор превращается в длинный балкон, с которого можно попасть в последние шесть номеров. Короче говоря, наш номер был тремя стенами на улице.

Ещё одной особенностью гостиницы являлась отменная слышимость, то есть можно было безошибочно определить, кто что говорит и чем занимается. Однажды даже у меня состоялся непредвиденный диалог с соседями:

- Ну зае... уже дверьми хлопать! - сказал я в пустоту, разбуженный непрерывным стуком чей-то балконной двери (в эту ночь мы зависали на дискотеке до утра и пришли около шести, а времени было только восемь).

- Это вы ночами дверьми хлопаете! - неожиданно раздался голос соседки.

- Нас вообще в номере ночью не было - сказал я немного оторопев.

- Вот теперь ясно, кто дверьми хлопает! - сказала опять соседка, однако логики в её фразе я не нашёл и решил прекратить бесполезный спор, перевернувшись на другой бок и мирно заснув, благо дверной грохот прекратился.

Другой достопримечательностью нашего номера было то, что прямо напротив балкона располагался бассейн другой гостиницы, которая называется Ралица, и где жили одни немцы по системе "всё включено". Так вот, для немцев удалённость пляжа на 500 метров оказалась непреодолимым препятствием, и они тусовались у бассейна (хороший, кстати, бассейн с двумя барами). Рядом с ним было некое подобие концертной площадки и с утра до вечера специально для "либе гесте" (извините, по-немецки не умею) играла музыка типа смеси известных танцевальных хитов и опопсованных немецких маршей (Однажды даже произошёл интересный случай, когда лёжа после обильного обеда и невольно слушая сей репертуар, возникла дискуссия, что для многочисленных немецких детей песня Тома Джонса "Sex bomb" не совсем подходит. Так вот, в этот же день вечером, когда мы прогуливались по главной улице, звучала именно она, а ребёнок лет пяти отчаянно подпевал "... sex me slow... ". Без комментариев... ).

Короче говоря, магнитофон нам был абсолютно не нужен.

Я думаю, никого уже не удивит и то, что вход из вестибюля был сразу же на второй этаж самого корпуса с номерами. И в первый день, спустившись как все нормальные люди по лестнице на первый этаж выхода мы не обнаружили к величайшему своему удивлению, благо помогла простая логика: "Будем искать выше". Почти такой же казус произошёл со школьницами из Македонии, которые приехали целым автобусом в день нашего отъезда. Они получили ключи от 115 и 121 номеров и забились с сумками в лифт, в котором первая кнопка отсутствовала как класс, а то, что им надо выйти и спуститься на один этаж вниз поняли только после нашего 15 минутного объяснения (ну видно в Македонии не принято, что 115 номер на первом этаже, а 301 на третьем).

Приятно же поразило в гостинице то, что убирались каждый день (при этом стаканы были помыты и постель по-своему заправлена, мы даже с утра перестали это делать), полотенца меняли через день, а постельное бельё - раз в неделю. Воровства, кстати, замечено не было, а персонал радушен и прекрасно понимает и говорит по-русски.

В общем, с гостиницей особых проблем не возникло.

Обмен валюты

Ну это целая история. Так как болгарских денег у нас с начала не было, мы решили поменять доллары в гостинице. Обменник представляет собой часть стойки рецепции с калькулятором, чековой книжкой и главной достопримечательностью - самой кассиршей. Нет, вы не подумайте, физически - абсолютно нормальная женщина средних лет, но вот её поведение...

Типичная ситуация: приходим менять 25 долларов (2 десятки и 1 пятидолларовая купюра), она начинает их осматривать и ощупывать, будто работает в обменнике первый день, а мы - отъявленные фальшивомонетчики, которые так и норовят её обмануть. В общем, процедура обмена заняла около получаса, за который она разве что на вкус наши доллары не попробовала. При этом она в чек должна записать номера купюр и номер, в котором мы живём, короче, если что, нам деться некуда. И вообще, кто же в своём отеле на отдыхе за границей будет менять фальшивые деньги со стопроцентной гарантией что его поймают, а тем более нет на свете идиотов, подделывающих пятидолларовую банкноту. При всём при этом такой процедуре она подвергала всех без исключения, и однажды мне стало жалко мужика, у которого усиленному осмотру подверглись несколько ОДНОДОЛЛАРОВЫХ купюр. Этой бы тётке только в КГБ работать...

На следующий же день на почте, куда мы ходили звонить, обнаружили другой обменник с более высоким курсом и процедурой обмена в несколько секунд. Там мы и меняли в последующем валюту, а каждый раз проходя в отеле мимо человека, меняющего свои деньги у злополучной тётки, дружно ему сочувствовали.

Завтраки, обеды, ужины и прочее принятие пищи...

Ну, сразу скажем, после обеда в самолете есть захотелось только к вечеру. Сразу после расселения мы решили пойти прогуляться в сторону пляжа. Ведь именно из-за моря мы приехали. Купаться было, мягко сказать, холодновато. Пройдясь вдоль пляжа на север мы увидели, что вблизи есть некое поселение типа деревни и по берегу есть дорога, ведущая именно туда. Короче говоря, буквально на берегу моря у подножия этой деревеньки был ресторанчик (хижина с кухней, барной стойкой 5 столами внутри и 4 столами снаружи). Не 5 звёзд конечно, но вполне нормальная забегаловка в 5 метрах от берега моря с разбивающимися о прибрежные валуны волнами.

Первый же наш ужин состоял из салата, шашлыка с картошкой фри и бутылки вина. По обычным представлениям о размере порций - немного, но когда принесли гору салата и тарелку как руль от КАМАЗа с шашлыком, понимаешь, что после еды передвигаться будет тяжеловато. Да плюс к этому по ? бутылки вина на брата.

Слегка навеселе, пошли мы дальше по прибрежной дороге, которая вывела нас на гору, где и находилась сама деревушка, а на её окраине - придорожный бар "Золотая рыбка". В этот вечер ещё одна бутылка вина опустела. Совсем уже весёленькие к концу такого насыщенного дня мы пришли в номер и завалились спать.

С утра - завтрак с 8 до 10, представляющий собой шведский стол. Ассортимент всегда одинаков: белый хлеб 3-х видов, яйца варёные, яичница из одного яйца, жареная в кипящем масле, омлет, запечённый хлеб с оболочкой из яиц, жареные сосиски, колбаса и сардельки, помидоры, огурцы и перец, масло, сыр, странного вида колбаса и ветчина, различного вида кукурузные хлопья, компоты из слив, персиков и вишни, кусочки арбуза, яблоки, виноград, иногда персики или нектарины (вот на фруктах они, видно, экономили как по количеству так и по качеству), чай, кофе, какао и ещё 3 вида жидкости ядрёно-кислотного цвета, похожей на разведённые пакетики "просто добавь воды" (резервуары с этим питьём похожи на колбочки с жизнью, магией и ещё с чем-то, что имеет свойство тратиться и накапливаться в течение какой-либо компьютерной игры типа Diablo). Как говорится, не бог весть что, но раз на халяву (в смысле количества), наберёшь так всего понемножку и после завтрака приходит мысль о необходимости принятия горизонтального положения. Замечание конечно не в тему главы, но на пляж мы выползали не раньше 12.

Обед и ужин - по усмотрению. Основные особенности следующие. Чем ближе к пляжу, тем дороже. Рестораны в прибрежных гостиницах конечно класса люкс, но для ежедневного питания не подходят. Самый дорогой ресторан - на крыше единственной высотной гостинице в 17 этажей "Добрудже", являющейся центром Албены. По деньгам - от 5 до 20 левов на человека (2,5 - 10 долларов) в зависимости от заказа, но в среднем - 10 левов. Болгарская кухня, в основном, - мясо с овощами в различных комбинациях. Но всё-таки, заказывая незнакомое блюдо лучше спросить из чего оно сделано, иначе можно нарваться на не совсем обычное сочетание продуктов типа летнего супа, состоящего из молока с огурцами (представляете себе последствия).

Местное пиво - 1,5 лева разливное 0,5, 1 лев бутылочное. Вино в ресторанах 8-10 левов за бутылку, в магазине - от 3 до 8. Местные крепкие алкогольные напитки в разлив достаточно дороги по сравнению с ценой всей бутылки в магазине.

Чаевые - по желанию, причём если ничего не оставить - не обижаются (по крайней мере этого не заметно).

Погода и отдых

Как уже сказано ранее, в день прилёта было облачно и нежарко. В последующие 2 недели дело обстояло так. С утра - ясно, но прохладно; к двенадцати часам разогревается до 23-26 градусов в тени; а вечером часов с шести опять прохладно, но не холодно. 2 раза за 2 недели был дождь и мерзопакостная погода. А в общем, сентябрь все-таки и Болгария, а не Египет, так что погода вполне сносная. Основная её прелесть в отсутствии пекла и присутствии ещё теплого моря и хорошего загара.

Сам отдых проходил очень разнообразно. Это разнообразие заключалось, в основном, в количестве спортивных и культурных мероприятий.

Боулинг, теннис, стрельба из лука, баскетбол, волейбол, настольный теннис, катание на парашюте, виндсерфинг, пул, плавание, прогулки по окрестностям и т.д.

Кстати о прогулках. На 2-й день после обеда решили мы прогуляться до ближайшего города под названием Балчик, который видно с пляжа и визуально до него недалеко. Как говорится - размечтались. 15 километров за 3,5 часа, по горам - веселая прогулка (правда после нее кружка холодного разливного пива - хорошая награда), которая чуть было плачевно не закончилась. Дело в том, что пришли мы туда около 8 вечера, походили немного по ботаническому саду - бывшей резиденции какой-то румынской принцессы, и решили назад ехать на чём-нибудь (15 км пешком по горам обратно - не лучшее окончание дня). Когда на выходе из сада мы спросили охранника автостоянки о наличии остановки в сторону Албены, он с усмешкой посмотрел на часы ("всего-то 20:40") и произнес: "И вы надеетесь что будет автобус?" Мягко говоря, это нас не порадовало, но ехать на такси по 2 лева за километр - многовато. Решили ждать. Слава Богу, после 15 минут ожидания приехало что-то типа маршрутки и мы доехали за 1,2 лева на каждого.

Следующий раз в этот сад мы приехали уже специально на обследование с утра и обнаружили платность входа, составляющую 0,5 лева с болгарина и 4 лева с иностранца. Походили, поснимали, а потом направились на обследования города.

Балчик - мелкий город расположенный на склоне горы и по архитектуре напоминающий средний южный приморский городок с небольшими домиками максимум из 2-х этажей. В магазинах - всякое турецкое барахло (вином, правда, мы затоварились). Единственное, что поразило - расценки на доступ в Интернет в местном отделении связи: порядка 100 долларов за месячный неограниченный доступ. Остальное - обычный примитив.

Следующей экскурсией была поездка на автомобиле по окрестностям. К моему удивлению чтобы взять машину на прокат достаточно российской пластиковой карточки "прав", паспорта и, естественно, денег. Стоит это удовольствие - от 70 до 150 левов за день в зависимости от типа машины. Автопарк - 100% Daewoo. Мы взяли Lanos (типа нашей 099, по сути - модернизированный Opel Kadett конца 80-х), 1,4 литра впрыск, 60 лошадей, КПП - механика, гидроусилитель и приятная неожиданность - кондиционер. Цена - 80 левов за сутки, в неё входит и страховка. Заказать машину необходимо заранее.

Поездка же получилась длительная, но содержательная. 410 км, бензина на 27 долларов (1 литр 95-го стоит 1,43 лева) , 8 левов за различные парковки. Маршрут: Албена - Несебр - Варна - Мыс Калиакра - Балчик - Албена. Основной пробег - до Несебра около 100 км, но в общем смотреть особо нечего, просто старинный городишко на острове, а экскурсия на автобусе за человека стоит почти столько же, сколько половина всех наших расходов на машину. Выехав в 9 утра, приехали в 9 вечера. Кстати, просто так в Албену и Золотые пески на машине не въедешь. Нужен специальный пропуск, поэтому все улицы почти 100% пешеходные.

В процессе поездки выяснилось, что основные магистрали вдоль побережья - дорога шириной в 2 полосы (у меня перед домом в Москве и то шире) с крутыми горными поворотами (почти как трасса по побережью в 1-ом NFS) и без освещения. Судя по следам резины на поворотах некоторые "гонщики" на ней "тренируются". Автопарк Болгарии - основной своей массой мелкие машины выпуска года эдак до 1985. Много таких "раритетов" как Трабант и Вартбург.

По поводу спортивных же мероприятий порадовало наличие большого крытого спортзала с "таксой" 5 левов с человека в час и возможностью за это играть в баскетбол, футбол, настольный теннис, "качаться", при этом спортинвентарь очень приличный.

Виндсерфинг на пляже - 12 левов в час, катание на парашюте - 30 для одного и 40 для "спарки", водные лыжи - 15 левов, катамаран - 10, катание на "банане" - 7, водный мотоцикл - 25 за "сеанс".

Остальной отдых прошел в отдыхе до усталости в конечностях.

Ещё, пожалуй, стоит упомянуть только о следующем. Центральная улица Албены - большая сувенирная барахолка. Самая посещаемая дискотека - Gorsky Tzar (там тусуются, в основном, все местные), остальные - максимум 5 человек на весь танцпол. Ракия - вещь хорошая, только голова тяжелеет. Если пить, то красное сухое вино.

А вообще, вывод следующий: "Хороша страна Болгария, а Россия - лучше всех" (ха-ха 3-раза).

Короче говоря, к концу отдыха захотелось в родной сумасшедший мегаполис под названием Москва, который во время прилета посчастливилось увидеть как на ладони и в ночных огнях, отчего после "децильных" размеров провинции Болгария появилось чувство гордости за СВОЮ РОДИНУ. Которое почти сразу же подтвердилось прохождением паспортного контроля в Шереметьево-2 чисто по-русски: с 4 самолетов кругом вдоль всего здания аэропорта метров 200 в 5 пропускных кабинок и образовавшейся немеряной толпой около тысячи человек, но это уже Россия-матушка...

Артём Высторобец
    25/09/2000 11:57

Новости из Болгарии

21.03.24 Визовые центры Болгарии приостановят прием документов на краткосрочные визы