Новогоднее путешествие из Риги в Стокгольм на пароме

....Стокгольм это нечто среднее между Ригой и Питером. Правда гораздо более свеженький и чистенький нежели Рига, но, что касается достопримечательностей, то до Питера ему как до Луны пешком. Поэтому в Стокгольм за Эрмитажем ехать не следует. На мой взгляд, лучше совместить поездку в Стокгольм с посещением других шведских городов, а еще лучше охватить всю Скандинавию одним махом. Но это на любителя.

Ладно, попытаюсь рассказать об этой поездке очень кратко и по-порядку. Наша компания состояла из 6 человек (все их имена встречаются далее в тексте) - мальчики-девочки 50х50. Поэтому, такой толпе было очень сложно согласовать свои интересы и целенаправленно передвигаться, к тому же время поджимало - в Стокгольм мы (после прохождения всех формальностей в порту) попали в 12 часов по-полудни и отправились в Ригу в 3 часа следующего дня.

Суденышко "Михаил Шолохов" (это был его последний рейс Рига-Стокгольм-Рига), по словам "бывалых морских волков-путешественников" оставляло желать лучшего - им не понравился уровень комфорта и количиство (ассортимент) магазинов Duty Free, к тому же у нас не было бассейна и был напряг с увесилительными заведениями. Мне-то сравнивать не с чем, но все-таки в следующий раз хотелось бы посотрудничать с Силья Лайн. В первый вечер, основательно подчистив Duty Free и залив в себя немеренное количество коньяка, мы отправились на дискотеку. Коньяк использовался исключительно в лечебных целях, причем, как мне показалось, на борту было мало тех, которым нечего было лечить :) Короче, дискотека прошла "на ура" и закончилась (к большому сожалению присутствующих) только потому, что люди перестали держаться на ногах. Некоторые просто падали на ровном месте. На следующее утро мы пытались выяснить была ли это качка или все-таки передозировка "лекарственных средств" - девушка в информационном бюро настаивала на качке. Утром, в ресторане за завтраком, посмотрев друг другу в опухшие и непроспавшиеся глазки вся компания решила выбрать меня "Сусаниным", так как только я более-менее представляла куда и зачем мы приехали, к тому же я подбила эту компашку встретить Новый Год подобным образом.

Короче, вышли мы наконец-то в город. Не успела портовская крыша скрыться за горизонтом - чемпионы Латвии по проглотству решили осчастливить своим присутствием придорожную забегаловку. Мы еще толком никуда не ушли и ничего, кроме шведской иммиграционной службы не увидели, а они уже проголодались, при всем при том, что завтрак закончился полтора часа назад. В общем, я, совершенно не скрывая своего недовольства зашла в эту кафешку в надежде что они по-быстренькому обойдуться хилым сандвичем и кофе, но не тут-то было! Девушка-официантка не успевала записывать их пожелания к ланчу! Я пыхтела-пыхтела и взорвалась. Арвид спросил что я хочу, я ответила что хочу убраться отсюда побыстрее и вылетела из кафе. В следующий раз (пару часов спустя) встретились мы только в музее Васа и то, только потому, что кто-то случайно вспомнил, что первоначально мы отправлялись именно туда. Надо же! А я-то думала что мы приехали в Стокгольм только для того, чтобы неприрывно хавать по кафешкам.

Музей Васа - это супер! Туда обязательно нужно сходить. Этот музей уникален прежде всего тем, что он целиком посвящен только одному экспонату - военному кораблю начала 17 века, который никогда не использовался по своему непосредственному назначению. Все началось с того, что Король династии Васа (а другой династии там впрочем и не было) Густаф-Адольф на стокгольмской верфи решил заложить новый военный корабль - самый большой в Европе, с самым большим количеством пушек. Начальником строительства назначили самого знаменитого корабела из Голландии, чертежи, конечно же утверждались на правительственном уровне и вообще много шума было создано по поводу этого строительства. Результаты же через пару лет (1628) оказались весьма плачевными. Мощное военное судно было пышно спущено на воду и... продержалось на плаву не дольше бумажного кораблика. Что там началось!!! Хорошо, что король в это время воевал в Польше! Была создана специальная комиссия, проводилось расследование, но, к несчастью для заинтересованных лиц - главный корабелл незадолго до окончания строительства умер. Поэтому с него "взятки гладки" и "концы в воду". Корабль затонул и пролежал на дне более 300 лет, пока некий искатель кладов, специально занимающийся этим вопросом с подачи короля Швеции - не нащупал на дне этот кораблик. Логическим завершением этой истории стало открытие в 1990 году музея, в котором помимо корабля, выставлены также разные мелкие вещицы, которые на нем находились. Место очень красивое, сбацана эта композиция по-шведски добротно: по центру парусник (грамотно подсвеченный), а вокруг него четыре яруса с экспозициями и кинозалами. Есть и некоторые "но": вовнутрь корабля не пускают и общее освещение слабое - по причине сохранности этой исторической ценности. Официальная страничка в интернете: www.vasamuseet.se В Васе я обошла все 4 этажа, посмотрела фильм, спустилась в сувенирный магазин и... встретила там своих попутчиков. Арвид страшно злился - у меня в рюкзаке остался его паспорт и ISIC. Мне и самой было не по себе, из-за того, что я его так кинула и я даже испытала некое подобие облегчения от того, что они нашли дорогу и добрались сюда, ведь карты-то у них не было. Фильм этим горе-путешественникам смотреть было не интересно, по этажам ползать обломно, поэтому как сказала Света: "Ну ладно, отметились и пойдем отсюда. Все равно уже можно будет рассказывать, что мы были в Васе".

Следующим был музей Аквариа - тропический лес с дождем (очень сыро и жарко, верхнюю одежду лучше оставить у входа), пираньи и акулы в аквариуме, какой-то дохленький грот среди аквариумов, качающиеся лесенки и т.д. Тоже интересно, но очень уж он маленький этот музейчик и знаменит тем, что носит звание самого маленького музея в Стокгольме. Думаю дети были бы от него в восторге, особенно потому, что бассейны сконструированы таким образом, что маленький человечек может поползать внутри. Там такие ходы, вроде нор среди стекла и ты оказываешься как-будто внутри: только стекло отделяет тебя от воды и рыб (акул!). Есть еще летняя экспозиция: водоемчик, водопадик и вроде как (ссылаюсь на информацию из полученного при музее проспекта) даже лосось, который идет на нерест из Балтийского моря. Все эти чудеса можно наблюдать из кафе через огромную стеклянную стену. Правда зимой все припорошено снегом, вода отключена и увидеть можно, разве что, только красивый вид из окна. Кафе ждало нас в конце всех экспозиций. Что было дальше? Совершенно верно, все оказались страшно голодными и не могли пропустить это место ;) Правда, мой предыдущий всплеск эмоций уже стал фирменной шуткой нашей компании и вспоминался по поводу и без повода, как например - Лешка: "Света, быстрее засовывай пирожок куда поглубже! Вон Ирка уже реактивные двигатели прогревает. Сейчас опять будет несанкционированный взлет".

После Аквариа мы поехали в Музей естественной истории. Музей естественной истории я выбрала только потому, что там можно увидеть настоящий скелет динозавра и прочих птеродактилей, к тому же это самый грандиозный музей подобного рода в мире (как мне стало известно из интернетовских источников). Опять же супероборудованный разными примбамбасами, как например, кнопочками возле стендов - можно послушать какие звуки в природе издает животное, чучело которого находится перед вами.

В Стокгольме вообще-то масса музеев и не меньше кафешек. Что в принципе, очень правильно, ведь большая часть года проходит при низкой температуре воздуха и по улицам шляться неинтересно и холодно, к тому же зимой нередки снегопады. В Музей естественной истории мы добирались на метро. Метро - это тоже нечто! Некоторые станции похожи на пещеры - неровные стены и потолок разукрашены люминисцентной краской, приглушенное освещение. Да-а-а, в Москве (да и в Париже, чего уж там) этот номер с освещением не прошел бы - все-таки уровень преступности очень разный. Кстати, об уровне преступности. То, что в Стокгольме, похоже, большой редкостью являются криминальные разборки, убийства и грабежи ни для кого не новость. Но шведская безграничная честность и вежливость не влазит ни в какие рамки. Мы, знаете ли, тоже не дикари и особенно порядок не нарушаем, но чтобы так!!! Например у входа в музей висит ценник, как правило 40-50 крон (в районе 5 баксов) - дальше все зависит от уровня твоего сознания. Ты можешь подойти и купить билетик, но точно также (если совесть позволяет) - пройти мимо. Билетики никто не проверяет и за рукав из музея "зайцев" не тащит. Мы, как самые правильные, два раза ходили с билетами. А потом, не то чтобы халявы захотелось, но как-то обломно было покупать билет, если его никто не проверяет! То же самое касается поездок в общественном транспорте. Билет (вернее купон из 2 билетов) на одну поездку стоит 16 крон (около 1,5 баксов). Билет действует в течение часа после первой поездки (время отмечает водитель или контролер в метро), никаких дополнительных контролеров нет, все проходят с билетами мельком показывая их проверяющему. Микроскопические цифры разглядеть невозможно, к тому же они нередко смазываются - вот она, честность безграничная! Парочка моих попутчиков каталась со вчерашними билетами и ничего. Кстати, в автобусе на местах для инвалидов сидят именно инвалиды. Показательный случай: Заваливаем мы в автобус, плюхаемся на первые попавшиеся места, сидим трепемся. Заходит бабка с палочкой и идет прямо к нам. Находит одно пустое место (среди 4 мест три было занято нашими) и садится. Самый прикол - автобус был почти пус! той, мест дофига и было гораздо ближе к дверям, чем эти. Но она протопала пол-автобуса, потому что инвалид и села туда, где положено. Мы сначала не поняли, чего это бабка к нам клеится, и только выйдя из автобуса просекли что к чему. Потом специально наблюдали за этими местами и точно, наша теория подтвердилась. Вот идиотизм !

Особого упоминания заслуживают и автобусные остановки. Мало того, что в стекло встроена подробнейшая карта (прямо как для полных идиотов), но также присутствует электронное табло, на котором высвечивается "сколько минут осталось до прибытия автобуса". Самое поразительное - он приходит вовремя !!!

Метро очень интересное, прикольно запутанное. С одной и той же остановки, в одну и ту же сторону отходят поезда в разные ветки. На электронном табло все высвечивается. Мы один раз бегали между этими табло и не могли понять что случилось, где наш поезд и что тут вообще происходит. А пересадка выглядит так: садишься в поезд, едешь до пересадочной станции, выходишь и не сходя с места ждешь следующий поезд (или через один - как повезет). Страшно удобно, но привычка переходить на разные перроны заставляет подергаться.

Вечер мы провели в Гамла Стане (Старый город). Ну Старый город он везде Старый город - что в Риге, что в Таллине, что в Праге. Существуют лишь незначительные мелкие особенности. Например торговые улицы, которые в самых крутых местах (в районе бутиков), покрыты красными ковровыми дорожками или корзины с булочками возле некоторых кафешек. Мы уже привыкли, что возле магазинов (особенно сувенирных) стоят корзины с мелочами. По принципу - берешь, что понравилось и идешь вовнутрь расплачиваться. Так вот, корзины с булочками не из этой серии. Просто так они выставляют вчерашние булки для бедных - совершенно бесплатно.

У нас была еще одна идейка на вечер - сходить на пуэрториканскую дискотеку La Isla, где-то в районе метро Centralen, что по словам очевидцев - незабываемое зрелище. Но с! ил уже никаких не было, кое-как перекусив каким-то фастфудом (в сто пятидесятый раз :( мы отправились на судно. Следующее утро встретило нас снегопадом. Было в общем-то не холодно, но снег валил стеной. Было раннее утро 31 декабря, к тому же снег - кроме нас на улицах никого. Мы поехали к Городской ратуше, надеясь побывать внутри и воочию увидеть Синий зал, где проходят церемонии вручения нобелевских премий и Золотой зал, в котором лауреаты потом, после этого вручения, отрываются. Кроме нас была еще парочка японцев и мельком проскочила группа россиян из Питера (по дороге проорав нам слова приветствия на родном языке). Мы потоптались возле Ратуши минут пять (больше не следует - по педантизму шведы могут соревноваться с немцами), поняли что открывать сегодня не собираются и грустно побрели к королевскому дворцу, чтобы посмотреть сокровищницу с королевскими регалиями и в 12.00. успеть к торжественной смене караула. Она проходит как театрализованное представление, с оркестром и пышными построениями. По праздникам даже присутствует король. Шведский королевский замок - один из немногох в мире, в которых проживает король с семейством. Каждый из четырех фасадов Королевского дворца несет свою собственную смысловую нагрузку. Два главных - западный и восточный. Западный фасад - "фасад Короля", с апартаментами короля, большой королевской лестницей и аркой. Восточный, соответственно - "фасад Королевы", с симметрично выстроенными аркой и лестницей, апартаментами королевы и небольшим садом. С северной стороны располагаются кабинет министров, зал заседаний Риксдага - шведского парламента, а также королевская библиотека. Таким образом, если западный и восточный фасады - олицетворяют представительскую сторону шведской монархии, то северный связан с ее деятельной стороной. Южный фасад - наиболее торжественный, его арка - самая монументальная. По разным сторонам арки находятся Государственный зал и Королевская капелла: по замыслу архитекторов, трон и алтарь - символы шведской государственности. Таким образом, Королевский дворец призван быть своего рода миниатюрным отображением Швеции в целом.

Признаться Королевский дворец как единый архитектурный ансамбль прекрасно вписывается в общегородскую архитектуру и даже соседство Риксдага с торговой улицей, кажется очень гармоничным. Что же нас ждало во дворце? Полная непруха! Сокровищница была закрыта, а перестроение перенесли на час дня, но у нас был крайний срок - в два часа на судне. Поэтому построение прошло без нашего участия.

Так как программа минимум по посещению достопримечательностей на 31 декабря была уже выполнена, а лезть в другие музеи и обламываться по поводу выходных не хотелось, оставшиеся пару часов мы провели в шведских магазинах. Итогом стало полное избавление от остатков крон и парочка новых маечек-сумочек. По приколу, можно зайти в PUB - многоэтажный классический универмаг, где когда-то работала Грета Гарбо и где Ленин купил свою знаменитую кепку.

Последний день, в целом, был довольно неудачный для прогулок. Из-за того, что валил снег мы не могли фотографировать, а мимо проплывали такие виды!!! Очень красивые пейзажи открываются с мостов, особенно в районе Гамла Стан. Да, я совсем забыла еще об одной особенности Стокгольма. Это поразительное сочетание городских кварталов и природы. Такое ощущение, что город, как бы стесняясь, слегка пристроился между природными ландшафтами. Никакого напряга и очень интересно наблюдать: вот ты еще в городе Стокгольме с капитальными, плотно стоящими друг к другу домами, а вот уже лесок какой-то с водоемчиком мимо проплывают. Дома в Стокгольме невысокие (интересно почему, землетрясений ведь нет?), есть свой центр и свои спальные районы, как везде. Прикол: окна без занавесок и жалюзи, прямо как в Амстердаме. Особенно интересно для вуайеристов - кататься мимо вечерком. Шведы не особенно скрывают свои домашние привычки.

Если соберетесь в Швецию летом, то на мой взгляд, есть смысл заглянуть в Дроттнингхолм. Этот дворец в стиле барокко, с великолепными интерьерами 17-19 веков, часто называют "Версалем в миниатюре". Некогда он служил летней резиденцией шведской королевской семьи. Ныне семья выбрала его в качестве своего постоянного местопроживания. Судя по проспектам, которые я набрала в информационном бюро на "Шолохове" - это целый комплекс в очень красивом саду. В комплекс входит Дроттнингхолмский придворный театр, китайский павильон, Дроттнингхолмская капелла и масса других приятных местечек - фонтаны, клумбы и очень симпатичная сторожка Guard's tent. Кстати, Дротнингхолмский дворец, единственный памятник архитектуры Швеции, который был включен в UNESCO's World Heritage List. От Стокгольма туда Его страничка: www.royalcourt.se, и еще www.drottningholmsteatern.dtm.se

Чтобы я выбрала в дополнение к вышеперечисленному, оказавшись в Стокгольме в летний сезон? Юнибакен, Скансен и обзорную экскурсию на водном трамвайчике. Ссылки на интернетовские странички этих мест я дам ниже, а вот насчет личных впечатлений, sorry, не довелось. Если бы не поджимало время, то еще и поездку в стокгольмский архипелаг можно было бы организовать. Стокгольмский архипелаг частенько называют также фьордами. Правда, мне кажется, что слово "фьорды" не может использоваться отдельно от слова "норвежские", но это уже отдельная тема. Как образовался этот архипелаг? По окончании всем известного ледникового периода, подтаивающий лед плавно сползал с континента в море, по дороге оставляя огромные канавы и рытвины. Которые в свою очередь заполнялись водой. Выступающие части со временем превратились в очень миленькие зелененькие острова. Не верите? Честное слово сама присутствовала при этом процессе!

В настоящее время в архипелаге насчитывается около 25 тысяч островов. Вы не лишите себя этого потрясающего зрелища, если отправителсь в Стокгольм на пароме. Он обязательно последние полтора-два часа пути пойдет среди островов. А если день намечается солнечный, то вам повезет вдвойне! Красотища такая, что слов нет, одни звуки. Мы тоже периодически поднимались на вертолетную площадку "Шолохова", чтобы полюбоваться восходом солнца в архипелаге, но жуткий холод и ветер гнал нас обратно в тепло. К тому же нос нашего парома (после бешенного успеха Камероновского "Титаника") был закрыт, так что "полетать" тоже не удалось

Кстати, есть у меня и еще одна "дурацкая" привычка ассоциировать страны, в которых я побывала с запахами. Я там покупаю флакончик какого-нибудь парфюма (который в тот момент западает в душу), а потом, уже дома, просто распыляю вокруг себя этот запах, закрываю глаза и предаюсь воспоминаниям. И поездка "держит" меня так долго, пока остается хоть капля парфюма во флакончике. Для меня Стокгольм - это белый Burberrys и никак иначе! Так что целых 50 миллилитров воспоминаний сейчас со мной.

Alex Resident
    10/01/2001 11:56

Новости из Швеции

24.01.23 Швеция возобновила прием заявлений на визы
    16.08.22 Какие страны выдают шенгенские визы в 2022 году
    23.02.21 В Европе туристов из России не особо ждут, но иногда впускают
    17.06.20 Wizzair хочет летать из Петербурга в Зальцбург, Осло, Копенгаген, Стокгольм и Мальту
    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?