Кавказ. Дорога на Джилы-Су



    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Джилы-Су - мистическое место у северного подножья Эльбруса

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    К самой высокой горе Европы ездят обычно по Баксанскому ущелью, к Терсколу, на восточные склоны.

    А северный склон, Джилы-Су, "теплая вода" - из-за многочисленных нарзанных источников, долгое время оставался труднодосягаемым.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    До тех пор, пока туда не подвели дорогу от Кисловодска, которая мгновенно получила возможность попасть в клуб самых живописных и впечатляющих дорог России

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Джилы-Су - место таинственное. И дорога к нему, несмотря на ее прикладную, рукотворную сущность, тоже вышла таинственной. Главная ее тайна - зачем она?

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога упирается в поселок Джилы-Су, и дальше ехать некуда - Эльбрус

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А само Джилы-Су, конечный пункт дороги, это крошечный поселок, с маленькими домиками-коробками, палаточным лагерем и полнейшим отсутствием коммуникаций.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Нет электричества, водопровода, канализации. И, надо понимать - и не будет. Здесь места не просто дикие, здесь места совершенно потусторонние, со времен динозавров без изменений.

    На дороге нет ничего. От слова "совсем". Совсем ничего. Последний жилой, населенный пункт - аул Кичи-Балык в Карачаево-Черкесии.

    Вот он, весь уместился на фотографии.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Совсем весь, а не какая-то его отдельная часть

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Инфраструктурная ценность дороги приближается к нулю. Для государственного масштаба она совершенно бесполезна

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    При этом - это дорога великолепного качества, очень сложная и очень дорогая

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Любая горная дорога - удовольствие недешевое. Но эта - вообще что-то немыслимое.

    Главная ее особенность - она идет по вершинам гор.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Горные дороги кладут обычно по ущельям, именно поэтому Приэльбрусье прежде всего осваивалось с удобного ущелья с востока, а здесь, с севера, нет протяженных ущелий.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Горы здесь наломаны совершенно немилосердно к инженерной мысли

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    И дорога проложена дерзко и зрелищно - в выгрызенных канавах в крутых склонах

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С совершенно немилосердными углами, когда машина вдруг начинается карабкаться чуть ли не отвесно, надрываясь на первой передаче

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    И тут разом взмокаешь - такая дорога не простит и малейшей ошибки

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А при прибытии на место начинается и вовсе что-то невероятное - дорога зигзагом взбирается по совершенно отвесной стене - сбоку стена, под 90 градусов, с другого фланга обрыв в пропасть - тоже под 90 градусов.

    В дорогу угрохали миллионы, если не больше - и при этом неясна ее экономическая или культурная целесообразность - Джилы-Су как было диким местом, пристанищем суровых мистиков, так таким и осталось

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Цивилизация не грозит - места мало, совершенно нерентабельно любое строительство, ограниченные возможности грузопотока.

    Да, трасса великолепного качества - словно и не в тупик идет, и даже на отдельных участках есть фонари - невероятная какая-то роскошь, но горы и сами по себе капризны, а здешние - еще и злые

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Да, энергетика этого места очень мощная, но отчетливо злая.

    Любое, мало-мальское проишествие на такой дороге - всё, всё направление мгновенно и полностью отрезано от мира. Полностью - вот просто от слова совсем. Никаких альтернатив.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Я смотрю как лежит эта дорога - как уже свалились в пропасть огораживающие плиты

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Как камнепад уже засыпал отдельные части, привалил знаки.

    И это относительно спокойное лето - а что же здесь творится лавиноопасной зимой? Тающей весной, дождливой осенью?

    От одной только мысли о звенящей, гудящей мощи этих сильных, злых гор бежит по хребту ужасный трепет.

    Ноне модно искать места силы, назначать таковые, придумывать им истории и байки. Как там - "ищу место силы, Подмосковье не предлагать".

    Джилы-Су и вся дорога к нему - это настолько мистичное и могущественное место, что ему никаких баек придумывать не надо - оно и так пробирает до дрожи.

    Недаром даже во время Второй Мировой эти места были оккупированы войсками Рейха (как-то странно это представлять, но это так - вот в этих местах, где полтора человека на округу, шли бои). В окрестностях Джилы-Су нацисты организовали военный аэродром - он, кстати, до сих сохранился. Ну, разумеется - в виде лишь угадываемой площадки, но это он, тем не менее. До него можно добраться.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Не секрет, что Гитлер и вся верхушка Рейха были помешаны на мистике, на поиске признаков присутствия и следов иной расы, поиске таинственных городов. Невероятные ресурсы, даже в непростые времена, выделялись на поисковые экспедиции, археологические изыскания, исследования, раскопки.

    Здесь, в Джилы-Су, они тоже что-то искали. Военный аэродром был в частности еще и для того, чтобы можно было доставлять сюда ученых и вывозить возможные находки.

    Нашли ли они что-нибудь, кроме повсеместно раскиданных каменных символов? Этого никто не знает, как и любые поиски нацистов - в Непале, Тибете, Египте, они были строжайше засекречены. Но информация, тем не менее, просочилась, и сохранившимися архивами Рейха была подтверждена - специальным рейсом на аэродром из Тибета доставлялись тибетские ламы. О чем они консультировали? Неизвестно. Документы подтверждали лишь их визит (и отправку обратно), но не цель и результаты.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога на Джилы-Су начинается от Кисловодска, от поселка городского агломерата, носящего гордое имя Индустрия

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Несмотря на свое насквозь советское прозвание и Ставропольскую прописку, поселок практически полностью заселен этническими карачаевцами - с их традиционным хозяйством, планированием дома и дворов.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С мечетью, с которой муэдзин пять раз в день созывает верующих на азан.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    В российской бюджетной практике есть такая тонкость - деньги на строительство дорог могут идти из федерального бюджета, если трасса имеет общегражданский статус, или из местного - если это дорога на локальные нужды. Еще в дороги вкладываются города - из своего, из городского бюджета. И вы наверное замечали - едешь по хорошей трассе, и вдруг - бдщь-тых-тых-тых! - уже катишься по стиральной доске - значит въехал в город. А у города в бюджете на дороги извечно зияет дыра.

    С трассой на Джилы-Су получилась такая же бюрократическая история - дорога особенная, успевает пройти сразу по трем субъектам - по Ставрополью, по Карачаево-Черкесии и по Кабардино-Балкарии.

    Всё, что по национальным республикам - все спонсировалось из федеральных денег, и поэтому качество там потрясное, не дорога а просто зеркало.

    А на участок дороги по Ставропольскому краю финансирования не полагалось.

    И получается так - сперва едешь через эту самую Индустрию, и до границы с Карачаем, и дороги там нет. Это не фигура речи - дороги действительно порой нет, вообще. Опять - от слова совсем.

    Присыпанная щебнем грунтовка, размытая дождями, где машину зловеще кренит в стороны, угрожая сбросить в канаву. Ямы с футбольный мяч, пыль столбом, непрерывный грохот камней о днище.

    Стойкое ощущение, что после ТАКОГО не будет уже больше ничего. Но вдруг - бац! - начинается Карачай, и мгновенно появляется великолепный асфальт.

    Дорога то спускается вниз, то карабкается на перевал. Уже упомянутый аул Кичи-Балык - последний постоянный населенный пункт.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дальше почти сотню километров будут только очень редкие стоянки, с горстью домиков

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Ну, еще заброшенный партийный санаторий "Долина Нарзанов" и обсерватория

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Когда дорога взбирается наверх, то некоторое время идет ровно - и по пейзажу на мгновенье успеваешь забыть, что в высокогорье. Но это ненадолго.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Вверх-вниз, вниз-вверх. Характерно закладывает уши.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога взбирается в поднебесную круть, и в какой-то момент въезжаешь в облака.

    Знаете, одно дело влетать в облака самолетом

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Но совершенно другое дело въезжать в облако машиной (это облако за бортом, не туман)

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А после - выезжать из облака и оказываться выше их.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Не выходя из машины

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Здесь очень быстро меняется погода. Просто мгновенно. Пять минут - и от сияющего солнца до полного ненастья. А потом опять пять минут - и вновь солнце и чистое небо

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    С солнцем, кстати, аккуратнее - тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет. При любой погоде, но при прямом солнце, сгореть - дело несколько минут. И еще надо беречь глаза - сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.

    Я же говорю - злые горы.

    Окружающее столь невыразимо прекрасно, что останавливаешься везде, у каждой новой панорамы.

    Что-то невероятное - на вершине горы и в тишине. Тишина такая, что слышен стук сердца

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    А вот начинает показываться великий, ужасный и завораживающий Эльбрус. С погодой и видимостью угадать невозможно. Эльбрус сам решает, показываться ему или нет.

    Нам он показал лишь часть заснеженного склона

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Дорога, после невероятных петель, выходила на финишную прямую. Казалось - ну уже за эту дорогу ничто поразить, удивить и напугать не сможет. Я ошибался. Последний прогон на Джилы-Су - это просто что-то невмещаемое в маленький человеческий мозг.

    Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия
    // haydamak.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    haydamak
    11/11/2016 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    31.05.20 "Победа" возобновила полеты
    29.05.20 Поезд #1/2 "Россия" Москва - Владивосток станет ежедневным, но с медленным графиком
    27.05.20 "Аэроэкспресс" снизит цену разового билета на 40%
    25.05.20 "Азимут" хочет летать из Краснодара в Астрахань
    19.05.20 "Сибирь" продлила на год действие статусов программы S7 Priority
    18.05.20 РЖД увеличили срок продажи билетов до 90 дней до отправления
    15.05.20 "Аэрофлот" снизил часть топливных сборов по России, но ввел сбор для покупающих билеты за рубежом
    11.05.20 Сингапур снова признан лучшим аэропортом мира, локальные призы получили Ростов и Казань
    29.04.20 "Сибирь" желает летать из Новосибирска в Оренбург
    28.04.20 "Аэрофлот" хочет летать из Москвы в Улан-Удэ и сдвигает запуск рейсов в Читу, Орск и Пензу
    [an error occurred while processing this directive]