Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы



    Вообще конечно в долину реки Чулышман нужно "погружаться" не на один день, и не на два. Но плотный график поездки, к сожалению, оставлял всего лишь короткий однодневный прыжок туда и обратно.

    Утро в Улагане. Небольшая алтайская деревня, тут всего тыщи три жителей. Но при этом есть признаки цивилизации: магазины и даже целое отделение Сбербанка с банкоматами. Но в целом заметно, что места тут диковатые. Следующую деревню Балыктуюль местные мне посоветовали проезжать, не останавливаясь и, желательно, зажмурившись.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Сразу за Улаганом с левой стороны открывается вид на озеро Дианголь.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    От Чуйского тракта (село Акташ) до Улагана дорога в целом терпимая с несколькими даже очень хорошими участками. А вот сразу за Улаганом начинается грунтовка. Хотя и она неплохая, за исключением нескольких мест. Дорога по-местному колоритна.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Потом начинается подъём. Степь сменяется тайгой. В какой-то момент открывается вид на потрясающее спрятанное в тайге озеро. Тут обычно все останавливаются.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    И вот дорога приводит к верхней точке перевала Кату Ярык, где открываются просто головокружительные виды на петляющий внизу Чулышман. Настолько живописная котловина, каньон, что просто дух захватывает. Уже кажется, что больше ничего и не нужно. Уже эмоций выше крыши.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Впереди почти что легендарный перевал Кату-Ярык - 3,5 км длиной и 0,8 км высотой. И нужно принимать решение. Или спускаться вниз, чтобы проехать по долине реки до урочища Каменные Грибы и посмотреть на это диво дивное. Но с непонятными перспективами заезда вверх на обратном пути. Или ограничиться видом на каньон. И тут стоящий рядом дедушка, вышедший из машины с кемеровскими номерами, будто бы читая мысли сказал, обратившись ко мне: "Вот смотрю на твои номера 750, даже не знаю, где это, но понимаю, что далеко. Так ты приехал издалека и ещё сомневаешься, ехать тебе вниз или не ехать???". Таким образом, все сомнения были развеяны окончательно! Поехал.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Внизу дорога ну очень плохая. Тоже грунтовка, но с зубодробительной гребёнкой. Едешь, и внутри салона вибрирует вообще всё. Кажется, ещё немного - и машина рассыпется по болтам. А это единственный мост через Чулышман. Других, ни пешеходных, ни автомобильных - нет. А ещё тут нет вообще никакой связи. Какой бы оператор ни был, лучшее решение - выключить телефон и убрать его подальше в бардачок.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    От перевала Кату-Ярык до турбазы Каменные Грибы 33 километра. И эти 33 километра я ехал 2 часа!!!

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    И тут, и в других местах работают люди с моторными лодками. Ценник - 500 рублей за переправу туда и обратно.

    От переправы до конечной цели около километра пути, крутоватый, но терпимый подъём. И невозможно устать от окружающих видов. Вон оттуда я только что приехал.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    А вот и грибы. Невероятное зрелище. Было твёрдое ощущение, что будто бы кто-то специально расставил эти шляпки-глыбы на основания грибов. Никогда не видел ничего подобного.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Каменные грибы будто бы молчаливо следят за долиной Чулышмана.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Путь обратно. По дороге встречаются очень красивые высокие водопады. Хотя главный водопад здешних мест - Чульчинский - находится в стороне, и, чтобы дойти до него, нужен ещё один полный день. Есть стимул вернуться сюда.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Уже вечером я вернулся к перевалу Кату-Ярык. Мне предварительно рассказывали, что самый сложный участок перевала - первая секция, представляющая из себя длинный тягун. Но этот тягун я преодолел на удивление довольно легко. А вот третья секция для меня осталась непокорённой. Пробовал и аккуратно, не перегазовывая, и быстро с ходу - бесполезно: в самом крутом участке машина шлифует камни, но не едет. Мне потом знающие говорили: что ж ты задом не заезжал, раз у тебя передний привод? Нет, не стал, думал про это, но не стал. Слишком рискованно для такой узкой дороги с крутыми обрывами. Вот так посидел я на третьей секции с полчаса. Пока один добрый местный житель на полноприводном внедорожнике, гружёном кирпичами (!), не сжалился и не затащил меня на тросе на верхнюю точку третьей секции перевала. И денег не попросил, и даже активно отказывался! Я, оказавшись в итоге наверху, вздохнул с облегчением и продолжил путь. И где-то около половины одиннадцатого вечера был уже в Акташе на Чуйском тракте.

    Улаган. Перевал Кату-Ярык. Долина Чулышмана. Каменные грибы / Россия
    // gtarasov.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    gtarasov
    28/09/2016 14:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    27.05.20 "Аэроэкспресс" снизит цену разового билета на 40%
    25.05.20 "Азимут" хочет летать из Краснодара в Астрахань
    19.05.20 "Сибирь" продлила на год действие статусов программы S7 Priority
    18.05.20 РЖД увеличили срок продажи билетов до 90 дней до отправления
    15.05.20 "Аэрофлот" снизил часть топливных сборов по России, но ввел сбор для покупающих билеты за рубежом
    11.05.20 Сингапур снова признан лучшим аэропортом мира, локальные призы получили Ростов и Казань
    29.04.20 "Сибирь" желает летать из Новосибирска в Оренбург
    28.04.20 "Аэрофлот" хочет летать из Москвы в Улан-Удэ и сдвигает запуск рейсов в Читу, Орск и Пензу
    23.04.20 В РЖД стали требовать контактные данные при покупке билета
    22.04.20 "Сибирь" хочет летать из Новосибирска в Волгоград
    [an error occurred while processing this directive]