Среди храмов Ангкора

Наша история продолжается в Камбодже, а именно, в некогда маленькой неприметной бедной деревеньке, а ныне, шумном, наполненном путешественниками со всего мира и настроенном на ночную жизнь городе Сием Реап. Но все эти люди приезжают сюда с одной единственной целью - посетить храмовый комплекс Ангкор, прикоснуться к истории и разгадать тайны древней цивилизации кхмеров, так долго скрывавшихся в джунглях. И всем нам очень повезло, что природа не поглотила и не разрушила до конца остатки древних городов и у всего цивилизованного мира появилась возможность сохранить этот уникальный объект для будущих поколений в первозданном виде.

// neimon88.livejournal.com

Когда мы готовились к этой поездке, мы нашли очень интересный русскоязычный ресурс о храмах Ангкора, где очень много самой разной информации о комплексе. Путешествия - это ведь замечательная возможность для саморазвития. Когда люди путешествуют они не просто видят что-то новое, они действительно развиваются, особенно это касается самостоятельных путешествий. Знакомство с культурой других народов, изучение их истории, их достопримечательностей, их обычаев, традиций, побед и поражений, все это доступно сейчас каждому, огромное количество информации представлено на всевозможных ресурсах, но все это немного бессмысленно, если ты сам это не увидишь, сам не окажешься в других странах, на других континентах. Это как шутка, про то, как сложно проснуться на работу в 6-7 утра, но в то же время, как просто сделать это в 4-5 утра, чтобы сесть на самолет и улететь в путешествие. И вот, приводя в пример наш визит в Камбоджу - невероятно интересно было узнать об истории этой страны, о всех бедах, которые пережил этот народ, уже в своей современной истории, о том, насколько велика и сильна была империя кхмеров, и насколько загадочны и неоднозначны были причины того, как  пало ее величие. Если Вы собираетесь в эту страну, как бы Вы не отдыхали, пакетным туром, с гидом или самостоятельно, у Вас есть замечательная возможность расширить свои знания о мире, уверен Вам это будет очень интересно!

Сам храмовый комплекс поражает своими масштабами, строительство каждого храма, это целый пласт истории кхмеров, это рождение уникальных архитектурных стилей, их смешение в более поздних постройках. Когда отправляешься в Азию, в такую бедную страну как Камбоджа, не ожидаешь увидеть такое разнообразие архитектурных стилей, такую смелость в реализации настолько сложных проектов! Работа рестовраторов и исследования ученых-археологов со всего мира, работающих на территории этого комплекса заставляют признать наличие в Азии очень развитой цивилизации, размеры городов и численность населения которой, превосходила по масштабам и развитию европейские цивилизации.Примечательный факт из истории цивилизации кхмеров заключается в том, что в определенный временной период своего существования правитель кхмеров, чтобы не допустить войны с соседними государствами и внутри своей страны дал понять различным народам, что кхмеры готовы признавать и уважать религии других народов, это был очень серьезный шаг, который способствовал мирному сосуществованию соседних народов, развивалась торговля, укреплялись дружественные отношения между странами. Кхмеры сделали ставку на мирное сосуществование и за счет этого смогли достигнуть очень высокого уровня развития, без трат денег и ресурсов на войны. Согласитесь, в наше время, такая внешняя политика для многих стран могла бы служить хорошим примером. Как многого могла бы достигнуть человеческая цивилизация, выбрав такой путь развития отношений между странами, но ирония заключается в том, что вполне возможно, именно миролюбивость способствовала падению их величества, низкая обороноспособность была не в силах сдержать потенциального захватчика.

Итак, заселившись вечером в отель в центре городка Сием Реап, мы решили арендовать два велосипеда, для поездок к храмам Анкгора. Аредовать велосипеды можно было прям в отеле, причем бесплатно. Дорога до храмов была нам неизвестна, но судя по картам Maps.me ехать нам предстояло около 7 километров. Решив, что это совсем немного, тем более для таких любителей велосипедного движения как мы, было принято решение два дня ездить по храмам на велах. Территория комплекса, на которой находятся храмы и другие постройки очень велика, но все они разбросаны по этой территории в разных точках, все они разные по размерам, на осмотр каждого объекта требуется разное количество времени. То есть, чтобы осмотреть территорию следует двигаться по определенному маршруту, маршрут этот пролегает среди джунглей, что делает его весьма экзотичным и интересным, на маршруте достаточное количество указателей и качество дорог очень даже радует. А это кстати вобще удивляет, вот приехал ты в Камбоджу, в Ангкор, думаешь, а не заблужусь ли я там, а оказывается, что здесь для туристов сделано все настолько хорошо и удобно, что даже зависть берет)Передвигаться между храмами можно тремя способами: аренда автомобиля, аренда велосипедов, либо аренда очень распространенного там транспотра тук-тука. Мы выбрали второй вариант. В планах было поехать к комплексу в 4 утра, чтобы встретить там рассвет перед храмом Ангкор Ват. И тут нас ждал первый сюрприз, на рецепции отеля нам объяснили, что это очень опасно ночью передвигаться по этому маршруту на велосипедах, а мы еще и не поверили им сразу)) Оказалось, что зря не верили, хотя с учетом дальнейших событий, может быть, на велосипедах бы и не случилось того, что случилось на другом виде транспорта. Итак, работники отеля убедили нас в том, что лучший для нас вариант встретить рассвет у храмового комплекса - это арендовать тук-тук с водителем на весь день, сначала встреча рассвета, затем нас возят по опредленному маршруту в течение дня, но в каждом объекте мы гуляем столько, сколько захотим. Нехотя мы согласились, не любим мы менять планы, но смирились и убедили себя в том, что будет круто. А велы возьмем на следующий день.Проснулись мы в 4 утра, собрали вещи, пока ждали водителя тук-тука, нам упаковали в дорогу завтрак. Вобще, отправляясь туда на весь день, мы советуем брать с собой еду, чтобы не тратить время на поиски "что-нибудь покушать", находясь там, в любой момент сможете перекусить и продолжить прогулку. Наш водитель оказался чудаком  молодым парнем, мы с ним познакомились, он любезно пригласил сесть в его тук-тук и мы отправились в путь. Я читал про этот транспорт, еще планируя поездку дома, да и мы уже успели на нем прокатиться, когда только приехали в Сием Реап, нас от автоковзала довезли на нем до отеля, как бесплатный трансфер. Не то, чтобы я считал этот транспорт безопасным, но я не нервничал, мне казалось, что невысокая скорость и распространенность этого транспорта говорят о том, что все будет нормально. А вот моя жена так не думала)По дороге мы заправились, водитель залил 1,5 литровую бутылку бензина (а именно в таком виде он там продается) в бак и мы продолжили путь. Отъехав метров 300, навстречу нам по встречной полосе появились огни фар других тук-туков, видимо тоже державших путь на заправку. Дорога была узкая и наш водитель решил их пропустить, съехав частично на обочину. Вместо того, чтобы сбросить скорость и остановиться, он просто повернул руль вправо. А справа на обочине стоял большой белый двухэтажный туристический автобус. Автобус, Карл.Столкновение было лобовым. Ремней безопасности в тук-туке нет. У меня на сиденье лежал в чехле штатив, он улетел метров на 5 вперед. Мы же улетели не так далеко, но стукнулись ногами о прямой угол переднего сиденья, то есть сидели на таком же заднем, а перелетели на переднее. Ушибы были серьезные, я в первый момент в панике подумал, не сломала ли моя жена себе ногу, но через несколько секунд услышал от нее фразу, которая разрядила обстановку: "мы что, не увидим этот рассвет перед храмом?!". Какие-то мгновения мы не понимали, что происходит, но быстро прийдя в себя, мы поняли что, переломов нет, а вот дополнительные повреждения у меня в виде серьезного ушиба плеча о поручень есть. Посмотрев вокруг мы увидели, что вокруг нас уже собралась толпа местных, они подбежали, подбадривали, спрашивали все ли хорошо, один из них намазал наши ноги какой-то чудодейственной мазью, от которой кстати даже синяки потом быстро прошли, местная девушка все говорила моей жене: I saw you were flying!) Даже телефон мой мне принесли, который тоже куда-то улетел. В общем, в беде нас не бросили. А мужчина, который намазал наши ноги мазью, оказался водителем тук-тука, который оказался свободен, так мы нашли себе нового водителя. Главное решение надо было принимать быстро, с одной стороны авария и можно было вернуться в гостиницу, обратиться к врачу, стрясти денег с отеля за эту ситуацию, а с другой стороны, у нас вего два дня на Ангкоре и мы хотели попасть туда к рассвету. В итоге, решили ехать в Ангкор с новым водителем.И тут наш новый водитель раскрыл нам глаза на ситуацию, он сказал, что наш прошлый водитель был слишком молод для этой работы, что скорее всего у него практически не было опыта вождения именно тук-тука, что он до этого, вероятно, управлял просто байком, но самое великолепное было вот что: ОН ДАЖЕ ПОВЕЗ НАС НЕ ПО ТОЙ ДОРОГЕ. У нас не было входных билетов, и чтобы их купить, надо было ехать в другом направлении. Кстати, если кому-то интересно, а что же с беднягой в итоге случилось, да ничего, он в шлеме был, особо и не ударился, только, видимо, распереживался, что ему влетит за его вождение, ну и извиняться не торопился перед нами, поэтому был обруган нами на английском и русском, ну должен же был наш адреналин  куда-то выйти!Мы добрались до места, где оформляли билеты, нас сфотографировали и оформили пропуск на три дня. У нас было два дня (этого кстати было мало), но билет на три дня стоит столько же, сколько два дневных., поэтому пришлось брать на три дня.  После этого отправились уже на территорию комплекса, и тут нас ждал еще один сюрприз! Мы попали в пробку из машин, байков и тук-туков, мы думали, что уже не судьба нам успеть к рассвету. Я конечно слышал, что туристов в Ангкоре ОЧЕНЬ много, но не настолько же, чтобы ночью собиралась пробка на несколько километров, одно радовало, мы двигались настолько медленно, что столкнуться с кем-то было не страшно)) Я спросил у водителя мол, что, у Вас всегда тут так, а он улыбнулся и сказал, что просто ИМЕННО сегодня, в Ангокре проводится международный беговой марафон. Какое счастье, жаль у нас ноги болели и нам было не преодолеть дистанцию))Мы добрались, было пасмурно, рассвета не было.Посмеялись и хватит, вот что открылось нашему взору:

// neimon88.livejournal.com

Внимательный читатель заметит: "Эй, но где же синяки? Где ссадины?"- признаюсь - фотошоп)На фотографиях изображен самый известный храм Ангкора - Ангкор Ват. Водитель остался ждать нас у входа, а мы пошли исследовать территорию внутри храма. Мы провели внутри около 3-4 часов, я не буду подробно описывать историю этого храма, его строение, скажу только что его территория большая, он трехуровневый, можно подниматься до самого верхнего уровня. Он поражает своими отлично сохранившимися барельевами на стенах. Можно написать об этом всем очень много, но я думаю не в рамках этого поста. Если кому-то это будет интересно, возможно когда-то я займусь этим. А сейчас ограничусь фотоотчетом.

Как Вы можете увидеть, день был достаточно пасмурным, солнце выглядывало иногда, было не настолько жарко, поэтому гулять было легко, но вот освещение для фотографий было сложное, поэтому, к сожалению, не удалось передать на 100% удивительную игру света на стенах внутри храма.Храм является действующим, как и все храмы на территории комплекса, в него пришли буддисты, и теперь это действующие буддистские храмы, поэтому к ним надо относиться с уважением, вести себя соответствующим образом, когда находитесь внутри и быть в соответсвтующей правилам одежде. Нам для этого пришлось брать с собой штаны для моей жены. Например, на второй день, меня не пустили на территорию одного их храмов,  из-за того, что я был в майке и плечи были открыты.После того как мы вышли с территории Ангкор Вата, мы стали искать нашего спасителя-водителя и его тук-тук, учитывая наше утреннее состояние, запомнили мы только, что он ждет нас под каким-то деревом у дороги. Как вы можете догадаться, там было много деревьев, и все они были у дороги. А еще там было около сотни таких же тук-туков, ожидающих своих клиентов, таких же как мы. В общем пришлось походить-поискать, уже даже были готовы взять себе нового водителя, только сделать это было нереально, поскольку все тук-туки у Ангкора были уже арендованы людьми. Но поиски закончились успешно, водитель сам нас увидел, и как нам показалось, он откуда-то приехал в тот момент.Нашим следующим пунктом поездки был самый крупный объект на территории комплекса, крупнейший город Ангкор Тхом. Как показывают исследования, численность населения этого города достигала миллиона человек. Путь в него лежал через Южные ворота Ангкор Тхома. На территории города нас ждало большое количество разных построек, но главным из них является храм Байон, со знаменитыми загадочными улыбками божества Авалокитешвары. Перед посещением Байона мы перекусили вкуснейшими манго и ананасами, купленными заранее в Сием Реапе и с новыми силами отправились исследовать этот уникальный объект. Хочу заметить, что время уже близилось к полудню, а это самое насыщенное туристами время. Народу вокруг становится действительно много, количество туристических групп из Китая переходит экстремальное значение. Советуем Вам планировать поездку таким образом, чтобы крупные интересные объекты осмотреть рано утром, когда вокруг намного меньше людей. Опасность представляют именно большие туристические группы, в основном это туристы из Азии. Они сметают фотографируют все на своем пути, у любого места, где Вы остановитесь, тут же окажутся они. Ну это была минутка юмора, в целом конечно все не так ужасно, но согласитесь, чтобы проникнуться духом этих мест, хочется ведь быть не среди толпы туристов.Сделаем кстати небольшое отступление, я ведь не написал о маршрутах для осмотра храмового комплекса Ангкор. Это малый и большой круги Ангкора. В нашем случае, в первый день мы проехали по малому кругу Ангкора, а во второй день по большому кругу Ангкора. Протяженность большого круга Ангкора 25 км. Если у Вас 2-3 дня на осмотр храмов, то Вам будет достаточно этих двух маршрутов. Информация по ним представлена в интернете, Вы с легкостью сможете ее найти. Как я уже говорил, на территории комплекса много понятных указателей. Если у Вас запланировано большее количество дней на осмотр храмов, то эти маршруты можно расширить, потому что территория комплекса шире чем предложенные маршруты, Вы можете даже заехать в какие-нибудь местные деревеньки, посмотреть как живут местные жители, что поспособствует еще большему погружению в атмосферу жизни этой страны. И несмотря на то, что некоторые путешественники-скептики говорят о том, что Ангкор перенасыщен туристами, я хочу сказать, что на огромной территории этого комплекса каждый сможет найти уединенное место, в каком-нибудь небольшом храме, и почувствовать себя перенесенным во времени совсем в другую эпоху. Мы посетили в первый день в основном все крупные храмы, они поразили нас своими масштабами, но не меньшее удовольствие мы получили во второй день, гуляя среди гораздо менее популярных среди туристов храмов, где было меньше суеты, где можно было подняться на их вершины, осматривать окрестности камбоджийских джунглей и потеряться во времени, вбирая в себя историю этих мест. А на очереди у нас фотоотчет по Ангкор Тхому и Байону:

// neimon88.livejournal.com

После осмотра Ангкор Тхома мы уже подустали, да и ушибы на ногах давали о себе знать, кстати, путешественники со всего мира, глядя на наши оранжевые от мази ноги и ссадины предлагали помощь, дезинфекторы, бинты, салфетки, ну а взамен, с десяток раз нам приходилось снова и снова рассказывать о том, как произошла наша утренняя авария) Но конечно же, вся эта история оставила только положительные воспоминания, в очередной раз мы убедились в том, насколько самые разные люди готовы помочь тебе в беде, в путешествиях разрушаются все штампы и стираются границы, ты чувствуешь себя обычным человеком, окруженным точно такими же людьми со всего мира, и каждый готов протянуть тебе руку помощи. Именно такие моменты позволяют сохранять веру в людей, и возникает желание видеть наш огромный мир, узнавать его, постигать его тайны, быть его частью, одним словом - путешествовать!Сделав наш почетный малый круг, мы отправились обратно в отель, мы провели отличный день, а впереди нас ждал вечер в Сием Реапе, улица Паб Стрит, местная кухня, прохладный бассейн, ночной рынок и долгожданные велосипеды на следующий день. Дорогие читатели, на этом позвольте закончить мой пост, о своем втором дне в Ангкоре, о большом круге Ангкора, о байках взлетающих на дорогах Сием Реапа как в Матрице (я серьезно) и о том как мы остались живые на их дорогах, о городе Сием Реап, я расскажу Вам в следующий раз, спасибо за внимание, я жду Ваших коментариев.