Винтовая дорога. Посёлок Управленческий



    Самарская область. В этом году исполняется 100 лет, как была построена Винтовая дорога в Коптевом овраге.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.Участок для постройки самих фабричных зданий находился в двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы.  Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени - винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.

    Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить.  Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов.

    Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.

    Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Берег Волги.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    На берегу дома посерьёзней.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Первый поворот Винтовой дороги.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".

    В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.

    Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин.  Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогда и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".

    Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Ещё один участок подпорной стены.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Ещё один вираж дороги.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.

    Винтовая дорога. Посёлок Управленческий / Россия
    // tourist0515.livejournal.com

    Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".

    Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь:   http://www.bichurov.ru

    О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.html

    Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.html

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    tourist0515
    16/01/2017 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    22.05.18 Тариф дня: Москва - Курск в купе РЖД - 999 рублей
    21.05.18 Авиабилеты за рубеж снова подешевеют
    Аэропорт Ростова получил новый автобусный маршрут
    В Москве лучшие места для селфи обозначат стикерами
    Тариф дня: Москва - Самара в купе РЖД - 999 рублей
    18.05.18 Маршрут автобусов в Шереметьево вновь изменен
    В аэропорт Волгограда пошли электрички
    17.05.18 "Саравиа" остановит полеты в конце мая
    Названы самые популярные курорты России
    На озере Байкал откроется первый общественный пляж
    [an error occurred while processing this directive]