Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь



    Современный Карс - это дальняя восточная окраина Турции, город типично провинциальный и не очень богатый. Но имеется здесь одна малоизвестная и нераскрученная в широких кругах достопримечательность. И это даже не старинная мощная крепость, которая получит заслуженную порцию внимания в этом рассказе, а ряд прямых и перпендикулярных друг другу улиц с имперской застройкой. Великолепные дома, отделанные чёрным туфом, характерные для Еревана, Тбилиси да и для Закавказья в целом, удачно комбинируют со старинными и уютными особняками, теми, что в изобилии можно встретить во Владимире или Краснодаре. Это Новый Карс, застроенный по регулярному плану градостроительства после присоединения города к Российской империи в 1878 году.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Вначале - карта для общего понимания, где отмечено расположение крепости, района с "русской" застройкой и вокзал. От вокзала до крепости километра два если пешком, вообще город очень компактный и небольшой с населением 75 тысяч человек.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Сперва прогуляемся по крепости, которая располагается высоко над городом и откуда открываются весьма заманчивые виды, особенно при хорошей солнечной погоде.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Не принимая во внимание российской период в истории Карса, можно вспомнить пятимесячную осаду Карса русскими войсками во время Крымской войны (1855 г.), когда в итоге османы ввиду нехватки продовольствия и дезертирства вынуждены были капитулировать, сдав крепость. Что было как нельзя кстати, так как к тому времени под натиском англичан и союзников пал Севастополь. Затем по Парижскому мирному договору Севастополь был обменян на Карс, что являлось важнейшей геополитической победой в то время, особенно по итогам не самой удачной для России Крымской войны. Но с какой стороны ни посмотри, а стратегическое значение Крыма было гораздо большим, чем гористые равнины Западной Армении. К тому же через два десятилетия по результатам очeредной русской-турецкой войны турки вынуждены были вновь оставить Карс, уже на вполне монолитный и продолжительный период, аж на 40 лет.

    Меня, кстати, удивляет немного отношение к таким сооружениям в Турции. Даже если взять к примеру данную крепость, Карсскую - ведь множество значимых событий турецкой истории, пусть и не самых приятных для них, разворачивалось здесь в 19 веке, наверняка имели место героизм и мужество османских солдат, так не принёсшие военных побед, а сегодня никакой экспозиции на эту тему не имеется, да и внутри практически ничего не сохранилось. Зато сверху можно рассмотреть старинные турецкие бани, в одну из которых в своё время захаживал сам А.С.Пушкин.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    В перспективе отлично видно прямые улицы Нового Карса, а если приглядеться внизу справа - просматривается русская застройка. Туда мы пойдём позже. На переднем плане также видна армянская церковь (ныне мечеть). Полноценный многовековой армянский период истории Карса закончился в 16 веке, когда город был захвачен турками. Тем не менее армянских культовых сооружений сохранилось немало - и здесь, и в соседнем Эрзуруме. Впрочем это совершенно отдельная, но не менее интересная тема.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Как я понял, Карсская крепость - это очень даже популярное место для местных, совершающих здесь полезный моцион, поодиночке и группами. Иностранных туристов замечено не было.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    На одном из этих холмов несколько лет назад можно было увидеть уникальнейший недостроеный памятник, изображающий две фигуры на одном постаменте и символизирующий сближение Турции и Армении. Однако сооружение памятника так и не было завершено, так как после очередных выборов к управлению городом пришёл представитель одной из ультраправых турецких партий. Не говоря уже о примирении и дружбе, даже о трансграничных торговых связях в перспективе пришлось забыть, как и о несчастном монументе, который был безжалостно снесён. Справедливости ради стоить отметить, что дизайн памятника был весьма необычным и спорным. Интересно, что предыдыщий мэр Карса открыто выступал за открытие границы между Турцией и Арменией, собрав 70 тысяч подписей по илу (области) Карс, что составляет 20% населения - согласитесь, очень немало. К сожалению, вполне разумной идее активно противились азербайджанцы, у которых в Карсе многочисленная и влиятельная община.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Гуляем дальше и смотрим на восток.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Посетители активно фотографируются.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Немного печально, что некогда неприступная твердыня сегодня находиться практически в руинах. Не сохранились ни казармы, ни склады.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Недалеко от крепости и старого города заметил ряд новостроек. Предположу, что это социальное жильё. Нечто подобное замечал уже в сельской местности, когда рядом с заброшенными сельскими лачугами выстроены новые современные дома по типовому проекту.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А тем временем мы отметились наверху и уже спускаемся вниз.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    В крепость мы заехали машине и таким же образом, естественно, выезжаем мимо ну очень бедненьких и заброшенных кварталов старого города. Да и кварталом этот район назвать сложно, скорее махалля.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    По такому району мы хорошо прогулялись ранее в Анкаре, там вообще очень аутентичный и шикарный старый город, поэтому особого внимания на этой части Карса заострять не стали. Дело приближалось к вечеру, и хотелось оставить немного светового времени для "русского" Карса.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Собственно, так выглядят любые городские небогатые турецкие окраины, равно как и деревни.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А вот здесь неплохо, уютненько и цветастенько, не без фантазии.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Что ж, далее мы направляемся в часть города, полностью сформированную и застроенную при Российской империи.

    В Турции называют архитектуру того времени "балтийской", пытаясь стереть неприятные, скорее всего, для своей истории воспоминания и события, включая сюда, видимо, и армянский период. "Балтийская" архитектура Карса - такое выдуманное определение доминирует во всех англоязычных источниках. Откровенно говоря, крайне спорный эвфемизм, так как никаким образом те же шикарные дома армянских купцов к "балтийской" архитектуре не относятся, равно как и другие исторические здания. К слову, армяне придерживаются позиции, что Карс город именно армянский и они, пожалуй, имеют на это основание как ранее здесь проживающие и позже изгнанные. В общем, у каждого, как популярно ныне заявлять, имеется своя собственная точка зрения, но очевидно одно - русская имперская застройка в Карсе пока ещё сохраняется, но некоторые её элементы понемногу исчезают с течением времени и заменяются безликими современными зданиями. Годы идут и город постепенно видоизменяется. Давайте посмотрим, что же сохранилось для нас сегодня.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе "Снег" написал о Карсе следующее: "Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план... и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные". Сложно с ним не согласиться, так как город, который достался Турции, с широкими улицами и впечатляющей застройкой, очень выгодно отличался от традиционных турецких кварталов с кривыми улицами и ветхими домами.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Интересно, что в Карсе ранее проживали и понтийские греки, поэтому зачастую встречаются здания с греческими мотивами.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Говорят, что при планировании и застройке города был даже специально выписан архитектор из Голландии, по крайней мере такая информация даётся в некоторых источниках. Но в целом с ней, с информацией по Карсским вопросам чрезвычайно туго. Например, о каких-то зданиях, наиболее красивых и хорошо сохранившихся, мне хотелось бы узнать поподробнее, но доступных ресурсов недостаточно. Жаль.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Широкие прямые улицы и сегодня в какой-то степени контрастируют с более современными кварталами и узкими тротуарами, а здесь хорошо и просторно. Гораздо меньше людей, так как многие дома стоят брошенные уже долгое время и не используются ни для жилья, ни с коммерческими целями.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Не помню где, в каком интернет-путеводителе прочитал о том, что местные власти будут более бережно относится к оставшейся архитектуре с целью приманки туристов. В этом я очень сомневаюсь, так как застраивая освобождающиеся площади новыми домами, заработать можно гораздо больше, чем на небогатых туристах, которые вряд ли поедут в массовом порядке в эту глушь рассматривать купеческие особняки.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Не так давно на всех улицах "русского" Карса снесли брусчатку и проезжую часть закатали в асфальт - это большая потеря для любителей атмосферности, конечно.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Небольшой сет из четырёх телефонных фото, с русскими традиционными воротами включительно.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    ...

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    ...

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    ...

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Если бы не вывески и реклама на турецком языке, можно подумать, что находишься в на улицах армянского Гюмри (бывш. Ленинакан и Александрополь). Я так понимаю, что и фонари уличного освещения являются ровесниками зданий.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Ещё одно симпатичное здание скрыто деревьями.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Заглядываем иногда в подворотни, где отрывается грустное зрелище. Многие дома заброшены и находятся в плачевном состояние, а будущее их ожидает, скорее всего, печальное - под снос. Но объективности ради замечу, что некоторые здания всё же реставрируются, но уже с утратой некоторых исторических элементов. В процентном отношении, на мой взгляд, 50 на 50, пустырей, на месте которых ранее были дома, тоже хватает. В первую очередь исчезает, даже практически исчезла, деревянная застройка.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Карс непарадный, скажем так.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Один из пустырей на месте снесённого дома. Обратите внимание на ширину тротуаров, в этом районе Карса очень приятно гулять.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А с этим домом всё в порядке. И внешний исторический облик сохранён, и внутри все коммуникации уже скорее всего отвечают современным нормам.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Приятный на вид домик, небольшой и уютный, как раз подходящий для "мелкого чиновника-переписчика казённых бумаг". Надеюсь, простоит долго и его не заменят туркостроем.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Ещё раз отмечу, что эти козырьки, балконы, старые ворота смотрятся очень необычно. Красиво и самобытно. Возникает совершенно другой, особый уровень восприятия, так как находишься всё же в Турции.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    К слову многие крепкие здания облюбовали государственные учреждения.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Эта часть города очень резко контрастирует с обычными улицами и выделяется своей оригинальной застройкой. Налицо очевидное, бурное развитие Карса в эпоху Российской империи. И не забываем о железной дороге в то же время, истинном символе прогресса в конце XIX века.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Существует версия, что до 1992 года турецкое правительство ничего не вкладывало в развитие Карса и региона, так как считалось, что в случае конфликта с СССР, эта территория будет быстро потеряна. Мне кажется преобразование и Карса, и других городов всё же больше связано с экономическими реформами Турции в 80-ых.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А мы тем временeм гуляем дальше, рассматривая здания, принадлежащие в прошлом зажиточным армянам.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    В этом, например, ныне находится начальная школа.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Очень приятный вид - уютные тихие улицы.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Необычно, и больше нигде в Турции нет ничего подобного. Кстати, в Карсе расположена уникальная гостиница, открытая в 2011 году в красивейшем здании, построенная и принадлежавшему в российский период некоему купцу Челтикову. Это здание я, к сожалению,пропустил, так как оно, оказывается, находится чуть в стороне от наиболее интересных улиц. Гостиница так и называется - Cheltikov - вот там пожить было бы совершенно аутентично, однако стоимость проживания в этом Челтикове совершенно безбожная для меня)

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Ещё один отреставрированный особняк.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А вот этот дом, мне кажется, совершенно турецкий. Выглядит довольно жалко.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Обезглавленный православный храм, русская гарнизонная церковь Александра Невского, с пристроенными минаретами и переделанная в мечеть по старинной турецкой традиции. Та же участь постигла с десяток армянских церквей в городе, гораздо более древних. Пожалуй, самый красивый архитектурный памятник "русского" Карса.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Интересно, что церковь простояла в запустении несколько десятилетий и лишь относительно недавно была передана местной религиозной организации и переделана под мечеть. Ох, посмотреть бы на этот Карс лет 30 назад, в годах так 80-ых, с его ещё нетронутым историческим пластом, в наши дни сглаживающимся и исчезающим.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Да, пожалуй, эта церковь будет в моём рейтинге русской застройки архитектурным памятником №1 в Карсе.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Мощное красивое здание по соседству с церковью, в котором чётко прослеживаются армянские мотивы.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Напротив - тоже ни разу не Турция, а скорее Таганрог. Удивительный город этот Карс.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Входные двери и козырёк.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Заходим во дворики, но как правило, ничего интересного там не находится. Упущение - стоило бы для порядку зайти внутрь одного из зданий и рассмотреть подробнее какие-то детали внутреннего убранства.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Что будет с этим домом - отреставрируют или порушат окончательно?

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Ещё одна заброшка с заколоченными окнами. Неожиданный для этих мест материал облицовки - красный кирпич.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Кстати, интересная справка по населению согласно всеобщей переписи от 1897 года. Карсе проживало 10 тысяч армян, 5 тысяч славян и менее тысячи турок. Скорее всего, значительная часть русскоязычных жителей было военные и чиновники с семьями. Ну и купеческое сословие присутствовало.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Имперская лошадка.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    На соседнем перекрёстке - имперский лев.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    А напротив красивых старинных зданий - современный безликий город, очень характерная улица для современного Карса.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Уже почти 100 лет здесь балом правят турки, сейчас это их город - и они его активно застраивают безликими новостройками, которые понемногу отжимают территорию у архитектурного пласта, появившегося здесь в период Российской империи - пласта, который являлся уникальным и причудливым смешением нескольких культур.

    Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь / Турция
    // conrad.livejournal.com

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    conrad
    13/12/2015 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    12.04.24 "Уральские авиалинии" начали летать в Стамбул из аэропорта Домодедово
    03.04.24 Uzbekistan Airways снизила цены на избранные направления
    01.04.24 В Стамбуле для посещения открыли Булгур Палас
    "Победа" проводит однодневную распродажу
    Utair начала продавать билеты на рейсы из Сургута в Анталью
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    Калининградцам запретили летать авиакомпанией Southwind Airlines над Европой
    29.03.24 Utair полетит из Тюмени в Анталью
    "Россия" начнет совершать рейсы из Минеральных Вод в Анталью
    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений