Из Ялты на подводную базу в Балаклаве



    Как же хорошо в отпуске! Хочется отдыхать и ничего не делать. Но фиксировать отпускные впечатления все-таки надо - а то потом все забудешь напрочь, через полгода-год будешь смотреть на фотки и тупить. А так - можно рассказ прочитать. Так что потихоньку начинаю. Отдыхаю в Ялте, о ней будет отдельный рассказ, а сейчас - первая половина поездки в Севастополь: от Ялты через Форос и Орлиное в Балаклаву, на базу подводных лодок, превращенную в музей. На фото - диверсионная подлодка-малютка.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Сначала пара слов о вариантах. Есть групповые экскурсии на автобусах, и индивидуальные с гидом или таксистом. Искать все это можно по интернету, или покупать в многочисленных точках, которые эти экскурсии предлагают. Мы поехали индивидуально на такси. Фишка в том, что экскурсии на автобусе - по намеченной программе, и туда далеко не все помещается. Чтобы посмотреть все - надо несколько раз ездить. Плюс довольно жесткая программа экскурсий - это не то, что мне нужно. Найти через инет гидов, как я делаю это в Европе - не получилось. Может, плохо искал. Предложений турфирм - да, множество. Но тут ты не понимаешь, какой гид тебе попадется. Когда спрашиваешь в точках продажи, то там по-разному рассказывают. То есть они безусловно готовы найти для вас хорошего гида на то число, на которое вы хотите поехать. И о некоторых - рассказывают и рекомендуют, однимиз них мы даже вдохновились, но он оказался занят на нужную дату. Но дальше идут вопросы ценообразования. В одних точках говорят, что "каждый гид берет по-своему", но при этом еще и не рассказывают - за что именно он это берет. То есть система будет примерно такая: вам предложат гид и цену, хотите - соглашайтесь, хотите - нет. А в других цена фиксирована (7-9 тр), но содержание этой цены не раскрывается, лишь говорят, что это за 6-7 часов.

    Но у нас был собственный вариант - таксист, который нас вез из аэропорта в Ялту в целом нам понравился. Было понятно, что профессионального образования у него нет, но он многое знает, многое расскажет и в целом искренне заинтересован сделать хорошую экскурсию, любит это дело. Так что искали мы не сильно, "вдруг повезет". А ценообразование у них тоже понятное: 600 рублей в час. В результате мы поехали с Андреем. Кстати, трансферы из аэропорта у них тоже самые дешевые именно так я нашел эту фирму по инету. Координаты Андрея у меня тоже есть, если интересно - напишу.

    Выехали около 9 утра. Дорога на Севастополь вьется серпантином, вокруг красивые виды, с одной стороны - горы, с другой - море. А еще на дороге стоят красивые автобусные остановки еще советского времени, построенные по индивидуальным проектам и украшенные мозаикой. Около одной из них мы остановились пофоткать.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    И я жалею, что не сразу сообразил попросить остановку. Потому что это оказалась одна из последних таких остановок. Проект - оригинальный, круглых больше не было, а вот мозаика - просто орнамент, а не мозаичные картины, как на других.

    Вокруг - горы, внизу - море.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Поднимаемся к Форосской церкви Воскресения. Церковь была построена в конце 19 века в честь спасения семьи Александра III при крушении поезда. Тогда поезд сошел с рельсов, но царская семья не пострадала потому, что Александр, обладавший большой физической силой, удерживал крышу вагона, пока члены семьи выходили из него. В честь этого события много где строили церкви, это был способ для богатых людей продемонстрировать верноподданические чувства. В том числе - и в Форосе, тем более, что царские резиденции были рядом, церковь могла рассчитывать на посещения царской семьей. После революции церковь была закрыта, сильно пострадала в годы войны, так как использовалась как укрепленная точка. Да и потом судьба была разнообразной, вплоть до восстановления при Горбачеве и дальнейшего восстановления при Кучме.

    Это вид от ворот.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Обходим вокруг, любуясь видами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Сам Форос - внизу.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вид на церковь с обратной стороны.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Заходим внутрь, смотрим убранство, выходим. И соседняя гора уже, оказывается, поймала облако. На снимке чуть выше облака не было.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Поднимаемся еще выше, на Байдарский перевал. Раньше перевал был перегорожен воротами, отсюда название Байдарские ворота. Теперь дорога проходит правее, убрана часть скалы, а ворота - сохранили.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Раньше на перевале стоял трактир - харчевня Трех пескарей из Буратино. Где-то рядом в горах снимали путь Буратино в страну дураков, гид нам показывал. А трактир перестроили в более современный. Жаль. Рядом - рыночек. Сверху открывается замечательный вид на форосскую церковь и окрестные горы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Едем дальше. Орлиное - небольшое село. Церковь, окруженная изумительными розами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Котик.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Дорожку переползала улитка, мы ее спасли.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Заходим в церковь. Андрей сказал, что там продают хороший квас, сами делают. Квас действительно оказался замечательный, оригинальный вкус с кислинкой.

    И еще розы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вообще прелесть, вся в росе.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Растут не только розы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Едем дальше. Мотоклуб, место выделено клубу Ночные волки, будут строить центр. А пока - антуражный автомобиль и танк.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Танк сделан из фанеры, поэтому его так легко поставили на какой-то гараж. Но издали выглядит вполне натурально.

    А мы едем дальше, в Балаклаву, к подземной базе подводных лодок, превращенной в музей. У входа - схема объекта.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Он состоит из двух половин, расположенных по обе стороны подземного канала, пробитого в скале. Справа - хранилища торпед, топлива и энергетические установки, а слева - хранилище ядерных боеприпасов. Канал мог служить укрытием до 9 малых лодок или 7 средних. В этом и было основное назначение на случай войны: лодки должны были укрыться, переждать ядерный удар, а потом - быть снаряжены боеприпасами и нанести ответный. Канал был рассчитан на прямое попадание до 100 килотонн, помещения расположены под горой на глубине 80-120 метров, а входы перекрывались многометровыми воротами. А еще объект использовался как подземная ремонтная база. Вот вход в туннель.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Становимся в очередь в кассу. Мастерство гида проявляется в выборе правильного времени, когда очереди небольшие. В целом нам повезло, очередь в кассу мы преодолели минут за 20. Хотя бывает и много дольше. Есть две экскурсии: подземная пешеходная и по каналу на катере. Показывают - разное, хотя рассказывают примерно одно и тоже.

    Пока стоим в очереди, смотрим набережную вокруг.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Приехали удачно, стояли минут 20. Покупаем билеты сразу на обе экскурсии. На пешеходную билеты со временем, а на катер - живая очередь. Сначала идем на пешеходную. Входим внутрь. У входа - карта подземных сооружений Севастополя и окрестностей. Их дофига.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    В первом зале экспозиция времен строительства, в таких вагонетках вывозили породу. Строили сначала военные строители, но медленно - у них не было опыта. Тогда подключили гражданских, метростроевцев. Но атомную часть строили только военные.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Герметичные двери, толстенные и тяжелые. Полукруглые - чтобы выдерживать взрывную волну.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Еще одна карта объекта с маршрутами экскурсий.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Коридор. Ведет к выходу из подземного хранилища торпед.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Зал, в который торпеды поступали со склада, проверялись, и дальше отправлялись на погрузку на подлодки. Экспозиция - разные виды торпед и глубинных бомб.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Это - общий вид зала с нашей группой. Можно представить размеры.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Коридор идет дальше. Изгибается - это сделано специально. Чтобы в случае ядерного взрыва, если не успеют своевременно закрыть защитные ворота, взрывная волна отражалась от стен коридора и теряла силу.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Выходим в центральную часть. Перед нами - сухой док для подлодок, а правее - основной канал.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Перед доком - большая техническая площадка. Выход закрывают ворота.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    На площадке как экспонат стоит подлодка-малютка для доставки диверсантов. Она "мокрая" - при погружении вода заливается в кабину, а 2 человека экипажа сидит в водолазных костюмах.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    По каналу плывет катер с экскурсантами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Переходим по мосту на другую сторону канала. Мост построен, когда делали музей, раньше оба объекта были друг с другом не связаны. Видим манекены, которые стоят на месте погрузки мин и торпед на лодки.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Еще один катер, это в широком месте канала, до дока.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вход на объект тоже преграждает железная многотонная дверь.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Механизм для закрывания двери. Ручку можно покрутить, но где-то внутри снята шестеренка и дверь не закрывается.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экспозиция флота - макеты кораблей с описаниями. Это - авианосец.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Макет сторожевого корабля. Рядом с ним экскурсовод, который сам из бывших военных, рассказывал историю инцидента 1988 года, когда корабль того же типа "Беззаветный" вытеснял из территориальных вод СССР превосходящий его в 3 раза американский корабль. Меняистория заинтересовала, и я сейчас посмотрел материалы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Идем дальше. Коридор в тревожном красном освещении.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Несколько залов для хранения и работы с ядерными боеприпасами. У стены - крылатая ракета, но авиационная, а не с подлодки. "Поставлена просто как экспонат" сказал экскурсовод, который ранее служил на базе и трепетно относится к тому, что было на объекте на самом деле, ачто - просто привезли в музей. Тем более, что крылатые ракеты - они с больших подлодок, а база - для малых и средних. Что, собственно, и привело к тому, что она больше не нужна военным, ни нашим, ни украинским: подлодки стали больше, а у Украины вообще была только одна.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Плакат в память Великой Отечественной войны и знамена рядом. Лозунг "не болтай" в развернутом варианте.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экспозиция - торпеды, модели, фрагменты обстановки.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Фрагмент обшивки подводной лодки. Видна двухслойная конструкция.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - входной люк, можно оценить диаметр. Правда, на лодке он стоял вертикально.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Снаряжение боевого дельфина.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Идем дальше по коридорам базы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Очередные бронированные двери.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Выходим на поверхность. Рядом - самолет и немного ракет.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вид на бухту, возвращаемся к месту входа, чтобы сесть наводную экскурсию.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    К сожалению, пока мы ходили, очередь на водную экскурсию сильно удлинилась. Плюс мы неверно оценили время в очереди, а билеты уже были куплены. В очереди потеряли около часа. Реально надо было договориться с гидом, чтобы он за очередью смотрел и во-время нам ее занял. Но, наконец, мы дождались и садимся на катер.

    С воды видно подъемный мост, который перекрывает вход в канал. Мост покоится на понтонах, при необходимости он с их помощью поднимался на полметра, после чего полотно убиралось на берег и лодки проходили в канал. Это проделывали только ночью, чтобы сохранить маскировку.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - толстенные (вроде как метров пять) ворота, перекрывающие канал при необходимости. Внутри заполнены бетоном, чтобы служить защитой.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Плывем.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вход в сухой док с воды. Вдок сейчас заполнен, мы проходили мимо, но ворота - перекрыты.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    За доком канал поворачивает. Как я писал - специально, чтобы при проникновении ударной волны они отражалась от стенок и энергия гасла. Закруглен выход из канала, потому что именно он обращен практически в отрытое море, а вход, где мы садились - в глубине бухты.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - взгляд назад.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Подходим к выходу из канала.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Над выходом мост выше, чем над входом. И он тоже при необходимости перекрывается. А над ним устроен аттракцион - тарзанка.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Разворачиваемся. Канал узкий и разворачивают катер вручную, держась за специально натянутые тросы. И идем назад.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экскурсия закончена. Садимся в машину и едем смотреть Балаклавскую бухту сверху. По пути видны старые крепостные стены.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Проезжаем мимо старого красивого дома, который сейчас заброшен.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вид на бухту. Очень красиво. На первом фото - наш гид.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - та вершина, с которой мы смотрели вниз.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Нас ждет Севастополь, но об этом - следующий пост.

    Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    maksiq
    14/08/2015 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    31.05.20 "Победа" возобновила полеты
    29.05.20 Поезд #1/2 "Россия" Москва - Владивосток станет ежедневным, но с медленным графиком
    27.05.20 "Аэроэкспресс" снизит цену разового билета на 40%
    25.05.20 "Азимут" хочет летать из Краснодара в Астрахань
    19.05.20 "Сибирь" продлила на год действие статусов программы S7 Priority
    18.05.20 РЖД увеличили срок продажи билетов до 90 дней до отправления
    15.05.20 "Аэрофлот" снизил часть топливных сборов по России, но ввел сбор для покупающих билеты за рубежом
    11.05.20 Сингапур снова признан лучшим аэропортом мира, локальные призы получили Ростов и Казань
    29.04.20 "Сибирь" желает летать из Новосибирска в Оренбург
    28.04.20 "Аэрофлот" хочет летать из Москвы в Улан-Удэ и сдвигает запуск рейсов в Читу, Орск и Пензу
    [an error occurred while processing this directive]