Из Ялты на подводную базу в Балаклаве



    Как же хорошо в отпуске! Хочется отдыхать и ничего не делать. Но фиксировать отпускные впечатления все-таки надо - а то потом все забудешь напрочь, через полгода-год будешь смотреть на фотки и тупить. А так - можно рассказ прочитать. Так что потихоньку начинаю. Отдыхаю в Ялте, о ней будет отдельный рассказ, а сейчас - первая половина поездки в Севастополь: от Ялты через Форос и Орлиное в Балаклаву, на базу подводных лодок, превращенную в музей. На фото - диверсионная подлодка-малютка.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Сначала пара слов о вариантах. Есть групповые экскурсии на автобусах, и индивидуальные с гидом или таксистом. Искать все это можно по интернету, или покупать в многочисленных точках, которые эти экскурсии предлагают. Мы поехали индивидуально на такси. Фишка в том, что экскурсии на автобусе - по намеченной программе, и туда далеко не все помещается. Чтобы посмотреть все - надо несколько раз ездить. Плюс довольно жесткая программа экскурсий - это не то, что мне нужно. Найти через инет гидов, как я делаю это в Европе - не получилось. Может, плохо искал. Предложений турфирм - да, множество. Но тут ты не понимаешь, какой гид тебе попадется. Когда спрашиваешь в точках продажи, то там по-разному рассказывают. То есть они безусловно готовы найти для вас хорошего гида на то число, на которое вы хотите поехать. И о некоторых - рассказывают и рекомендуют, однимиз них мы даже вдохновились, но он оказался занят на нужную дату. Но дальше идут вопросы ценообразования. В одних точках говорят, что "каждый гид берет по-своему", но при этом еще и не рассказывают - за что именно он это берет. То есть система будет примерно такая: вам предложат гид и цену, хотите - соглашайтесь, хотите - нет. А в других цена фиксирована (7-9 тр), но содержание этой цены не раскрывается, лишь говорят, что это за 6-7 часов.

    Но у нас был собственный вариант - таксист, который нас вез из аэропорта в Ялту в целом нам понравился. Было понятно, что профессионального образования у него нет, но он многое знает, многое расскажет и в целом искренне заинтересован сделать хорошую экскурсию, любит это дело. Так что искали мы не сильно, "вдруг повезет". А ценообразование у них тоже понятное: 600 рублей в час. В результате мы поехали с Андреем. Кстати, трансферы из аэропорта у них тоже самые дешевые именно так я нашел эту фирму по инету. Координаты Андрея у меня тоже есть, если интересно - напишу.

    Выехали около 9 утра. Дорога на Севастополь вьется серпантином, вокруг красивые виды, с одной стороны - горы, с другой - море. А еще на дороге стоят красивые автобусные остановки еще советского времени, построенные по индивидуальным проектам и украшенные мозаикой. Около одной из них мы остановились пофоткать.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    И я жалею, что не сразу сообразил попросить остановку. Потому что это оказалась одна из последних таких остановок. Проект - оригинальный, круглых больше не было, а вот мозаика - просто орнамент, а не мозаичные картины, как на других.

    Вокруг - горы, внизу - море.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Поднимаемся к Форосской церкви Воскресения. Церковь была построена в конце 19 века в честь спасения семьи Александра III при крушении поезда. Тогда поезд сошел с рельсов, но царская семья не пострадала потому, что Александр, обладавший большой физической силой, удерживал крышу вагона, пока члены семьи выходили из него. В честь этого события много где строили церкви, это был способ для богатых людей продемонстрировать верноподданические чувства. В том числе - и в Форосе, тем более, что царские резиденции были рядом, церковь могла рассчитывать на посещения царской семьей. После революции церковь была закрыта, сильно пострадала в годы войны, так как использовалась как укрепленная точка. Да и потом судьба была разнообразной, вплоть до восстановления при Горбачеве и дальнейшего восстановления при Кучме.

    Это вид от ворот.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Обходим вокруг, любуясь видами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Сам Форос - внизу.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вид на церковь с обратной стороны.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Заходим внутрь, смотрим убранство, выходим. И соседняя гора уже, оказывается, поймала облако. На снимке чуть выше облака не было.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Поднимаемся еще выше, на Байдарский перевал. Раньше перевал был перегорожен воротами, отсюда название Байдарские ворота. Теперь дорога проходит правее, убрана часть скалы, а ворота - сохранили.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Раньше на перевале стоял трактир - харчевня Трех пескарей из Буратино. Где-то рядом в горах снимали путь Буратино в страну дураков, гид нам показывал. А трактир перестроили в более современный. Жаль. Рядом - рыночек. Сверху открывается замечательный вид на форосскую церковь и окрестные горы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Едем дальше. Орлиное - небольшое село. Церковь, окруженная изумительными розами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Котик.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Дорожку переползала улитка, мы ее спасли.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Заходим в церковь. Андрей сказал, что там продают хороший квас, сами делают. Квас действительно оказался замечательный, оригинальный вкус с кислинкой.

    И еще розы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вообще прелесть, вся в росе.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Растут не только розы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Едем дальше. Мотоклуб, место выделено клубу Ночные волки, будут строить центр. А пока - антуражный автомобиль и танк.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Танк сделан из фанеры, поэтому его так легко поставили на какой-то гараж. Но издали выглядит вполне натурально.

    А мы едем дальше, в Балаклаву, к подземной базе подводных лодок, превращенной в музей. У входа - схема объекта.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Он состоит из двух половин, расположенных по обе стороны подземного канала, пробитого в скале. Справа - хранилища торпед, топлива и энергетические установки, а слева - хранилище ядерных боеприпасов. Канал мог служить укрытием до 9 малых лодок или 7 средних. В этом и было основное назначение на случай войны: лодки должны были укрыться, переждать ядерный удар, а потом - быть снаряжены боеприпасами и нанести ответный. Канал был рассчитан на прямое попадание до 100 килотонн, помещения расположены под горой на глубине 80-120 метров, а входы перекрывались многометровыми воротами. А еще объект использовался как подземная ремонтная база. Вот вход в туннель.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Становимся в очередь в кассу. Мастерство гида проявляется в выборе правильного времени, когда очереди небольшие. В целом нам повезло, очередь в кассу мы преодолели минут за 20. Хотя бывает и много дольше. Есть две экскурсии: подземная пешеходная и по каналу на катере. Показывают - разное, хотя рассказывают примерно одно и тоже.

    Пока стоим в очереди, смотрим набережную вокруг.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Приехали удачно, стояли минут 20. Покупаем билеты сразу на обе экскурсии. На пешеходную билеты со временем, а на катер - живая очередь. Сначала идем на пешеходную. Входим внутрь. У входа - карта подземных сооружений Севастополя и окрестностей. Их дофига.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    В первом зале экспозиция времен строительства, в таких вагонетках вывозили породу. Строили сначала военные строители, но медленно - у них не было опыта. Тогда подключили гражданских, метростроевцев. Но атомную часть строили только военные.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Герметичные двери, толстенные и тяжелые. Полукруглые - чтобы выдерживать взрывную волну.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Еще одна карта объекта с маршрутами экскурсий.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Коридор. Ведет к выходу из подземного хранилища торпед.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Зал, в который торпеды поступали со склада, проверялись, и дальше отправлялись на погрузку на подлодки. Экспозиция - разные виды торпед и глубинных бомб.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Это - общий вид зала с нашей группой. Можно представить размеры.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Коридор идет дальше. Изгибается - это сделано специально. Чтобы в случае ядерного взрыва, если не успеют своевременно закрыть защитные ворота, взрывная волна отражалась от стен коридора и теряла силу.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Выходим в центральную часть. Перед нами - сухой док для подлодок, а правее - основной канал.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Перед доком - большая техническая площадка. Выход закрывают ворота.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    На площадке как экспонат стоит подлодка-малютка для доставки диверсантов. Она "мокрая" - при погружении вода заливается в кабину, а 2 человека экипажа сидит в водолазных костюмах.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    По каналу плывет катер с экскурсантами.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Переходим по мосту на другую сторону канала. Мост построен, когда делали музей, раньше оба объекта были друг с другом не связаны. Видим манекены, которые стоят на месте погрузки мин и торпед на лодки.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Еще один катер, это в широком месте канала, до дока.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вход на объект тоже преграждает железная многотонная дверь.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Механизм для закрывания двери. Ручку можно покрутить, но где-то внутри снята шестеренка и дверь не закрывается.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экспозиция флота - макеты кораблей с описаниями. Это - авианосец.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Макет сторожевого корабля. Рядом с ним экскурсовод, который сам из бывших военных, рассказывал историю инцидента 1988 года, когда корабль того же типа "Беззаветный" вытеснял из территориальных вод СССР превосходящий его в 3 раза американский корабль. Меняистория заинтересовала, и я сейчас посмотрел материалы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Идем дальше. Коридор в тревожном красном освещении.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Несколько залов для хранения и работы с ядерными боеприпасами. У стены - крылатая ракета, но авиационная, а не с подлодки. "Поставлена просто как экспонат" сказал экскурсовод, который ранее служил на базе и трепетно относится к тому, что было на объекте на самом деле, ачто - просто привезли в музей. Тем более, что крылатые ракеты - они с больших подлодок, а база - для малых и средних. Что, собственно, и привело к тому, что она больше не нужна военным, ни нашим, ни украинским: подлодки стали больше, а у Украины вообще была только одна.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Плакат в память Великой Отечественной войны и знамена рядом. Лозунг "не болтай" в развернутом варианте.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экспозиция - торпеды, модели, фрагменты обстановки.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Фрагмент обшивки подводной лодки. Видна двухслойная конструкция.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - входной люк, можно оценить диаметр. Правда, на лодке он стоял вертикально.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Снаряжение боевого дельфина.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Идем дальше по коридорам базы.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Очередные бронированные двери.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Выходим на поверхность. Рядом - самолет и немного ракет.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вид на бухту, возвращаемся к месту входа, чтобы сесть наводную экскурсию.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    К сожалению, пока мы ходили, очередь на водную экскурсию сильно удлинилась. Плюс мы неверно оценили время в очереди, а билеты уже были куплены. В очереди потеряли около часа. Реально надо было договориться с гидом, чтобы он за очередью смотрел и во-время нам ее занял. Но, наконец, мы дождались и садимся на катер.

    С воды видно подъемный мост, который перекрывает вход в канал. Мост покоится на понтонах, при необходимости он с их помощью поднимался на полметра, после чего полотно убиралось на берег и лодки проходили в канал. Это проделывали только ночью, чтобы сохранить маскировку.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - толстенные (вроде как метров пять) ворота, перекрывающие канал при необходимости. Внутри заполнены бетоном, чтобы служить защитой.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Плывем.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Вход в сухой док с воды. Вдок сейчас заполнен, мы проходили мимо, но ворота - перекрыты.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    За доком канал поворачивает. Как я писал - специально, чтобы при проникновении ударной волны они отражалась от стенок и энергия гасла. Закруглен выход из канала, потому что именно он обращен практически в отрытое море, а вход, где мы садились - в глубине бухты.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - взгляд назад.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Подходим к выходу из канала.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Над выходом мост выше, чем над входом. И он тоже при необходимости перекрывается. А над ним устроен аттракцион - тарзанка.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Разворачиваемся. Канал узкий и разворачивают катер вручную, держась за специально натянутые тросы. И идем назад.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Экскурсия закончена. Садимся в машину и едем смотреть Балаклавскую бухту сверху. По пути видны старые крепостные стены.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Проезжаем мимо старого красивого дома, который сейчас заброшен.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - вид на бухту. Очень красиво. На первом фото - наш гид.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    А это - та вершина, с которой мы смотрели вниз.

    Из Ялты на подводную базу в Балаклаве / Россия
    // maksiq.livejournal.com

    Нас ждет Севастополь, но об этом - следующий пост.

    Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    maksiq
    14/08/2015 15:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из России

    16.08.17 "Аэрофлот" будет чаще летать из Москвы в Челябинск
    "Аэрофлот" сделал скидку на премиальные билеты по некоторым маршрутам
    14.08.17 "Аэрофлот" увеличит частоту рейсов из Москвы в Красноярск
    Стоимость авиабилетов за рубеж в ближайшую неделю не изменится
    11.08.17 Суммирование норм багажа может исчезнуть уже в октябре
    На Камчатке открылся музей вулканов
    10.08.17 В Крыму из-за жары ограничивают энергопотребление
    98% против проекта Минтранса о платности ручной клади
    01.08.17 "Аэрофлот" будет чаще летать из Москвы в Ростов-на-Дону
    31.07.17 Минтранс попробовал отвлечь внимание от проекта о платности всей ручной клади
    [an error occurred while processing this directive]