День в Багане - дорога, храмы, велосипед и звезды

// alexanderyork.livejournal.com

В Багане я был четыре дня. Это то самое место, про которое больше всего говорят, если разговор заходит про Бирму. Можно констатировать, что это - главная местная достопримечательность. Бирманский Ангкор-Ват.

Я решил поехать туда на автобусе потому, что выбора у меня совсем не было. От озера Инле до Багана ходит древний как и сам Баган туристический автобус, в котором откидывающиеся столики держатся на резинках, кондиционер дует во все стороны, а все вещи кидают назад и забивают салон до потолка. Зато там есть телевизор, по которому пол-ночи крутят клипы бирманских исполнителей, которым по формату и качеству съемки самое место в программе "Сам себе режиссер".

В пикапе, который вез меня от гестхауса до автобуса, я познакомился с девушкой, которая вроде как немка, но родилась на границе с Италией и поэтому больше похожа на итальянку. Она первым делом рассказала мне, как пошла в двухдневный треккинг где на нее напала страшная диарея, из-за которой немка-итальянка каждые 10 минут бегала в кусты. Давно заметил, что европейцы не то, что любят поговорить на такие темы, а для них это как интересная история из жизни. Для нас все-таки странно и стыдно о таком говорить с незнакомыми людьми: "Привет! Рад с тобой познакомиться! Сейчас я расскажу как обосрался в горах!"

В автобусе европейская парочка спросила у водителя можно ли поменяться местами, чтобы сидеть вместе. У них были билеты на разные ряды. Водитель автоматически ответил нет и вроде как не особо понял вопрос. Парень с девушкой вздохнули и даже не стали уточнять и спорить.

Всегда поражался этому западному соблюдению законов даже в мелочах! Если ответственный человек запретил, то для них это значит, что ничего нельзя сделать. Для нас это скорее значит, что по-любому можно договориться и "нет" обязательно превратится в "да". У парня было место рядом со мной. Я естественно предложил ему поменяться. Он сначала не поверил и переспросил, потом обрадовался и хотел пойти второй раз спросить у водителя. Я сказал, что нет никаких проблем и пересел. Это были Киллиан и Таня, они еще появятся в Баганских историях.

Мы тряслись в автобусе пол-ночи. Я вполне комфортно смог поспать и даже местные рэп-исполнители не помешали мне вырубится. Один раз мы останавливались на ужин, где в кафешке показывали финал чемпионата мира по футболу. Автобус прибыл на место очень неудобно - в 4 утра. Мы выгрузились и решили с немкой-итальянкой и парочкой поехать на такси вместе.

Такси оказалось маленьким пикапом с крышей, внутри которого не было мест для сидения. Там был пустой кузов с любовно накинутыми циновками. Киллиан сказал, что читал про это в "Лонели Плэнет" и нужно садиться на свои рюкзаки. Типа такой романтический бекпекерский транспорт. Пока мы ехали немка-итальянка рассказала парочке историю про диарею, они ответили своим опытом. Я спросил у водителя кто выиграл в футбол.

Я не бронировал отель и водитель сначала привез нас в самый дешевый гестхаус, который стоил 8 долларов. Он был больше похож на тюрьму: комната состояла из одной кровати с зарешеченным маленьким окном без душа и туалета. Немка-итальянка решила остаться, а я пошутил про то, что зачем попадать в тюрьму и еще за это платить. Киллиан с Таней выгрузились у нормального отеля. А я в итоге приехал в Winner guesthouse, который был вроде не плох, но номер был очень похож на больничную палату: вся мебель железная, а стены покрашены оливковой краской. Но зато было все новое и вайфай, который работал только с 4 до 5 утра. Два раза.

С утра я проспал завтрак, арендовал велосипед и поехал искать кафе с вай-фаем. Оно было рядом, но интернет практически не работал. В Багане оказалась одна из наихудших ситуаций с сетью за все мои путешествия. Она была сравнима с восточным побережьем Индии, где тоже люди предпочитают реальную жизнь виртуальной. Провел небольшое исследование и убедился, что "Вконтакте" - самый крутой сайт. Он открывается даже, если вай-фай работает через почтовых голубей.

// alexanderyork.livejournal.com

Мой гест стоил 15 долларов. Я подумал, что это дорого и решил проехаться от моего поселочка (Няанг У) до второго туристического места (Нью Баган), где как я думал могло быть дешевое жилье.

Велосипед был в очень плохом состоянии, не имел переключения скоростей и в некоторые горки его проще было везти за собой. Первое, что остановило меня по дороге стал огромный храм, называвшийся как какое-то кулинарное блюдо - Хтило-мило. Он возвышался над дорогой своими многочисленными этажами и как-бы говорил мне, чтобы я свернул к нему.

// alexanderyork.livejournal.com

После дневной жары, прохлада храма казалась божественной. Я придумал свой способ осмотра. Все буддийские храмы имеют одинаковое строение - четыре входа по сторонам света, которые соединяются внутри одной или несколькими галереями. То есть они внутри круглые. Достаточно просто идти в одну сторону и ты вернешься в исходное место.

Так вот. Первый круг я оставляю себе. Просто медленно иду и рассматриваю детали, пытаюсь почувствовать атмосферу, послушать, подышать. На второй круг я достаю фотоаппарат, цепляю более-менее широкий объектив и иду снимать общие планы. На третий круг приходит черед портретника, которым я фотографирую мелочи. В конце концов я сажусь у какого-нибудь большого Будды (обычно их четыре - как и входов) и медитирую. Пятнадцать минут медитации позволяют успокоится, очистить мысли, отдохнуть и свеженьким пойти дальше по своим делам.

// alexanderyork.livejournal.com

Хтило-мило впечатлил! В моей голове поселился уже привычный для Бирманского путешествия восторг. Эта страна должна поставлять восторг на экспорт! Как они еще до этого не додумались!

Продавщица колокольчиков хитро прищурилась и спросила не хочу ли я подняться наверх. Я конечно мгновенно принял форму знака вопроса, но она немного разочаровала меня сказав, что наверх самого храма нельзя, а вот на ближайшую постройку с плоской крышей можно. Я не хотел, чтобы она со мной шла, чтобы не слушать попытки продать свой товар. Я пошел туда один.

// alexanderyork.livejournal.com

Внутри был маленьких зал с тремя комнатками. В каждой - по Будде. Я осмотрел все, но не нашел ни намека на лестницу наверх. Пришла спасительная продавщица и показала очень незаметную нишу рядом с одним из Будд. На крыше "Хтило-мило" принял свой парадный вид и наваливался на зрителя как Исаакиевский собор. Вокруг все было усыпано маленькими храмами и пагодами, стоявшими в окружении распаханных полей со зреющими овощами. Выглядело очень обжито.

Идея ехать в Нью Баган в итоге оказалась не особо правильной. Во-первых расстояние было около 10 километров в одну сторону и, заехав еще в пару храмов, я добрался до места уже после заката. Во-вторых, оказалось, что Нью-Баган - это скучный поселок для богатых туристов. Там хорошие отели и цены начинаются где-то от 30-40 баксов. Был правда один гест за 13, но там в номере плесень уже доедала кондиционер.

// alexanderyork.livejournal.com

Зато я нашел индийский ресторан и съел прекрасное карри. Большая бирманская мама, которая разруливала в ресторане все вопросы сказала, что знает один неплохой гест с нормальными ценами и ее сын меня туда проводит. Гест оказался приличным отелем, где 15 баксов стоит дормитори (общая комната с двухэтажными кроватями). Зато там я познакомился с какой-то невероятно очаровательной норвежкой! Я просто поздоровался и мы начали разговаривать обо всем, проговорили полчаса, пока я не вспомнил, что меня ждет сын хозяйки ресторана. Даже немного жалею, что не переехал туда. Очень приятная была норвежка и как собеседник и вообще)

Обратно мне предстояло ехать по темной ночи 10 километров на ржавом велосипеде. Я решил, что лучше смотреть на вещи с оптимистичной стороны, а не суетится и проклинать бесцельный путь до Нью-Баган.

// alexanderyork.livejournal.com

В результате поездка оказалось очень впечатляющей! Я даже могу всем советовать покататься по Багану ночью, когда чистое небо. Представьте, вы тихо едете по темной дороге в абсолютной тишине. Чуть-чуть шуршит асфальт под колесами. А вокруг высятся черные фигуры пагод и храмов разных размеров, подсвеченные сиянием звезд.

Я не мог долго этого терпеть, остановился рядом с какой-то пагодой, оставил велосипед и пошел во внутренний двор. Там я завис надолго потому, что слева был огромный силуэт храма, а справа висело созвездие "Большой Медведицы". Знаменитый звездный ковш настолько дополнял буддийский религиозный пейзаж, что пагода казалась космическим кораблем, на которой я высадился на неизвестную планету. Я включил приложение Night Sky и начал изучать созвездия. Здесь очень хорошо видно мое родное созвездие - Скорпион с яркой красной звездной "Альтаир". За ним горит Сатурн в созвездии Весов, а потом парит Дева с Марсом посередине. Звезды всегда гипнотизируют!

// alexanderyork.livejournal.com

На обратном пути я остановился рядом с полуразрушенным храмом тоже с плоской крышей и залез наверх. В полной темноте я лез по сыпящимся ступеням и даже спугнул крысу, которая мирно спала на у входа на крышу. Баган очень успокаивал и я совсем не чувствовал страха.

Наверху был еще один незабываемый момент. Ты сидишь на крыше древнего храма, который до горизонта окружают другие темплы и пагоды, а сверху очень низко висят звезды, до которых как-будто можно дотронутся и почувствовать их жар, который издалека кажется холодом. Такие моменты конечно хочется с кем-то разделять. Потому, что количество впечатлений не помещается в твою голову.

alexanderyork
    21/06/2016 12:00

Новости из Мьянмы

04.03.24 В Мьянме окончательно сняли все антиковидные ограничения
    30.01.24 В Мьянме с февраля будут работать карты "Мир"