Как известно Иерусалим - столица трех религий. Хотя по честному двух - столица Ислама - Мекка. Христиане многих конфессий считают своим долгом иметь тут свое представительство. Не исключение и эфиопская церковь. Их часто ошибочно называют православными, но это строго не совсем так. Еще недавно они были частью египетской коптской церкви, теперь же афтокефальны - с 1959-го года. Они относятся к Древневосточным церквами, но не совсем православным.
Как и другие Древневосточные церкви, эфиопская признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию (христологическая доктрина, утверждающая единство природы Бога Слова воплощённого, т.е. единство природы Богочеловека Иисуса Христа. Миафизитское богословие признает Иисуса Христа равно и истинным Богом, и истинным человеком, т.е. признает две совершенные соединенные природы - божественную и человеческую, но в отличие от диофизитства, видит их в реальном, а не условном единстве). Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.
Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются не актуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете) Однако не стоит их путать с израильскими эфиопами, которых считают евреями.
Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство пришло в Эфиопию в первом веке от апостола Филиппа, обратившего евнуха, из посланцев царицы Кандакии. Эфиопы считают именно себя наследниками древнего Израиля, потому везде у них символ льва - знак колена Иудина и царя Давида. Они даже утверждают, что у них в одной из церквей Эфиопии хранится пропавший Ковчег Завета из Иерусалимского храма - но никому его не показывают, так что проверить невозможно.
Знаменитая библейская легенда о царице Савской гласит, что она пришла "в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце" (3 Цар. 10:2), а потом одарила подарками и отбыла в свою страну.
Но эфиопская хроника "Кебра Нагаст" ("Слава Царей") говорит, что царица не только беседовала с Соломоном, но и разделила с ним ложе, а позже родила сына Менелика. Юношей он отправился в Иерусалим, Соломон признал сына и принял по-царски, а когда Менелик решил вернуться домой, приказал старшим сыновьям знатнейших вельмож ехать с ним. Они же, желая сохранить память об Иудее, тайно ночью вынесли Ковчег Завета с хранящимися в нем Моисеевыми скрижалями из Иерусалимского храма и увезли его с собой. Едва Ковчег попал в Эфиопию, как пишет "Кебра Нагаст", "сердца людей воссияли при виде Сиона, Ковчега Закона Божьего, и отверг народ Эфиопии идолов своих, и поклонились они Создателю своему, Богу, их Сотворившему. И оставили эфиопские мужи дела свои, и возлюбили праведность и справедливость, любимые Богом" ("Кебра Нагаст", 87).
Согласно эфиопской традиции, перенесенный из Иерусалима в Эфиопию Ковчег Завета до сих пор хранится в специальной часовне при церкви Святой Марии Сионской в городе Аксум, на землях тыграи. Место это считается настолько святым, что даже к его ограде не пускают женщин. Входить же в саму часовню не позволено вообще никому, кроме хранителя Ковчега. Занимающий эту должность монах воскуряет фимиам перед святыней, и только он имеет право видеть Ковчег, который никогда не выносят из часовни. Хранитель Ковчега несет это послушание пожизненно, а перед смертью сам выбирает своего преемника. Один из монахов, на которого выпал этот выбор, даже убежал в горы - настолько тяжела ему показалась его доля, - но его поймали и долго держали при Ковчеге на цепи. В 2009 году во время визита патриарха Эфиопской церкви в Италию и Ватикан возникли опасения, что он якобы готов перенести Ковчег Завета в особый музей в Аксуме и открыть к нему доступ для привлечения большего числа паломников и туристов. Это привело к нешуточному скандалу в Эфиопии, и патриархия заявила, что у нее никогда не было таких планов.
Эфиопская церковь существует в Иерусалиме уже более полутора тысяч лет. Некоторые ее последователи утверждают, что эфиопское сообщество проживает на Святой Земле со времен знаменитой встречи царицы Савской и царя Соломона приблизительно 3000 назад. В течение многих веков центром Эфиопской Церкви служил небольшой двор с несколькими постройками за Храмом Гроба Господня в Христианском квартале Старого города.
В 19-м веке череда могущественных эфиопских монархов решила укрепить свое влияние за пределами Африки. В 1888 году император Эфиопии Йоханнес приобрел большой участок земли в Иерусалиме и приступил к строительству церкви и монастыря. Позднее церковь дала название улице, на которой она расположена - Эфиопская улица.
Сама церковь Девы Марии не слишком старая, построена по проекту всё того же Конрада Шика в 1893 году. Церковь круглая, это важно. Потому что в центре находится круглый алтарь и все службы проходят по кругу, эфиопы реально водят хороводы, с песнями и приплясывая под барабанную дробь. И это единственная эфиопская церковь в Иерусалиме, где алтарь позволяет проводить службы таким образом. Такие церкви эфиопы называют хабашскими.
Такие посохи эфиопы используют на богослужении
Воздуха в церкви не было - его заменял струившийся дым ладана
Присмотритесь к иконе - написано по славянски. Это русская православная икона - и она тут не одна
Тут мы видим на верхней иконе католический стиль - а внизу чистая эфиопская этника
Видите - и Мария и Иисус были эфиопами. Только слегка осветленными. Как, впрочем, и ангелы. Люди всегда творят богов по образу и подобию своему
Это я притворяюсь эфиопом
А тут внизу картины вы видите Троицу
Концептуальная версия
Потом мы покинули гостеприимные стены церкви и на улице увидели прибывших священников. Эфиопы их очень уважают и обслуживают все их нужды и желания
И мы пошли во вторую часть Эфиопии Иерусалимской - в Храм Гроба Господня.
Самая мощная сила в ХГГ - Греческая православная церковь. Есть свои права и притворы у армян, католиков. На крыше в закуточке ютятся копты. А уже от коптов свой маленький уголок при получении автокефалии получили эфиопы. Там давно пора все отремонтировать, но эфиопы боятся оттуда уйти, и опасаются, что назад их вовсе не пустят.
Все, кто бывал в Храме Гроба Господня, знают главный вход, но нам не в него, а направо - в маленькую неприметную дверку
.И попадем в эфиопскую церквушку
Помните необычные иконы круглой эфиопской церкви. Так тут покруче. Это картина, изображающая приход к Соломону царицы Савской. Вам Соломон никого не напоминает? Нет? Ну Петр Первый же собственной персоной. Так себе представляет Соломона эфиопский иконописец. Не зря старообрядцы говорили, что Петр - жидовин из колена Данова. Хотя наверное все же Иудина колена, раз от Соломона))) Еще и пара колоритных хасидов современного вида на картину затесались. Так себе эфиоп представляет древних евреев.
После крыши мы вошли в притвор коптов, пожертвовали по 5 шекелей и отправились в древнейшее водохранилище подземное, высеченное в скалах в древние времена.
Вот и все - надеюсь вам было интересно.
25/05/2015 09:00
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Города: Иерусалим
- Отзыв о поездке: Иерусалим. Шук Махане Иеhуда, весна 2015
- Отзыв о поездке: Что осталось от Русской Палестины..., 2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.