Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость



    Сегодняшний мой пост перенесет нас во Францию в один из самых больших подземных городов Европы. Сооружение, о котором пойдет речь, настолько огромно, что в случае всемирной катастрофы тут смогли бы найти укрытие достаточное количество людей для продолжения человеческого рода. Судите сами - этот подземный город располагает собственной электростанцией, больницей, транспортной системой с длиной железнодорожных линий около десяти километров и семью вокзалами. В военное время тут жили 1082 человека, которые могли оставаться под землей в течении трех месяцев без связи с поверхностью, при этом внутри подземного города были все условия для комфортной жизни в условиях автономности. Ни до ни после я не видел подземного сооружения, которое могло бы сравиться по масштабу с этим объектом. Как многие уже догадались, речь идет об очередном объекте линии Мажино. Это самая крупная из всех подземных крепостей знаменитой оборонительной линии и самая большая подземная крепость в мире.

    Рассказ об объекте будет в трех частях и начну с сектора обеспечения.

    Крепость Хакенберг является самым посещаемым туристами обьектом линии Мажино и открыта для обществнности она была еще с 1975 года. За это время объект посетили многие знаменитости в том числе Уинстон Черчилль, король Великобритании Геоорг VI, король Марокко Мухаммед V и другие. Посещение сооружения возможно лишь в рамках 2,5 часовой экскурсии, которая предлагается на трех языках - английском, немецком и французском. Экскурсии проводятся каждый день в летний период и по средам и субботам в зимний.

    Входной портал для доставки амуниции и грузов внутрь подземного города.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Сооружение Хакенберг является самым большим артиллерийским фортом линии Мажино. О том, как устроен артиллерийский форт, я писал подробно в серии статей о форте Шоненбург (тут, тут и тут). Если до этого поста вы ничего не читали об устройстве подобных сооружений, рекомендую сперва ознакомиться с тем, как устроены подробные объекты на выше указанном конкретном примере.

    Внутрь входного портала для доставки амуниции ведет узкоколейка, по которой грузы доставлялись поездом с поверхности до ближайшего подземного вокзала, где они перегружались на вагонетки внутрифортовой железнодорожной системы и при помощи электрических локомотивов развозились к местам назначения.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Перед входным порталом установлен монумент в память защитников линии Мажино.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Входной блок для доставки амуниции является типичным сооружением подобного рода и оснащен стандартным для такого блока вооружением - несколькими пулеметными амбразурами, одной противотанковой пушкой, которая при необходимости заменяла спаренную пулеметную установку в одной из амбразур и парочкой наблюдательно-пулеметных бронекуполов. Подробней об этом можно почитать по ссылкам выше. Особенностью данного объекта является то, что оба входных блока находятся на одном уровне с подземной частью форта. Подобная реализация стала возможной благодаря холмистому рельефу местности и позволила сэкономить на лифтах. Таким образом огромное подземное сооружение находится внутри холма, у подножия которого расположены входные порталы внутрь.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Бронедверь на входе в портал прикрыта парочкой дополнительных пулеметных точек.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    В определенное время подземный город открывает свои двери и мы вместе с экскурсионной группой устремляемся внутрь.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Пока мы идем вдоль основной потерны, расскажу краткую историю данного сооружения. Этот артиллерийский форт (французы называют крупные крепости линии Мажино фортами, хотя с точки зрения классической фортификации это не правильно) был построен одним из первых и должен был служить праобразом для последующих подобных объектов. Огромное подземное сооружение было построено всего за пять лет: в период с 1929 по 1933 сооружение было готово в общих чертах и еще пару лет шла доводка систем. В 1935 году форт был передан армии и обошелся казне в 200 миллионов франков.

    После капитуляции Франции, гарнизону поступил приказ высшего командования передать объект немцам. Таким образов форт был передан врагу так и не сделав ни единого выстрела. Внутри огромного бункера немцы разместили подземные фабрики, на которых трудились военнопленные в том числе и советские. В 1944 году крепость таки использовалась по назначению засевшими в ней немцами, которые оборонялись от наступления союзников, но об этом я расскажу подробней в следующей части рассказа, которая будет посвящена боевому сектору форта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    После Второй мировой войны французская армия снова проявила интерес к сооружениям линии Мажино в связи с угрозой советского вторжения в западную Европу. Было запланировано восстановить поврежденный во время боев 1944 года восьмой блок и оснастить его новыми 105-миллиметровыми пушками. Но по причине нехватки финансирования, работы над объектом ограничили лишь восстановлением систем форта и улучшением существующего вооружения. Восьмой блок так и остался разбитым. К концу 1950-х интерес армии к фиксированным укреплениям сошел на нет, а после того, как Франция обзавелась собственным ядерным оружием, потребность в подземных фортах линии Мажино окончательно отпала и их начали один за другим выводить из состава армии. Форт Хакенберг был списан в резерв в 1970 году, после чего был законсервирован.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Вероятно, форт постигла бы та же печальная участь, как некоторые другие артиллерийские форты знаменитой оборонительной линии, если бы не организация волонтеров AMIFORT, которая взяла шефство над объектом с целью преврашения его в музейный. После восстановительных работ, проведенных силами волонтеров, форт впервые открыл двери для посетителей в 1975 году и с тех пор стал одним из самых популярных и посещаемых туристами подземных объектов Франции.

    Вы, наверное, обратили внимание на количество пулеметных точек, расставленных по ходу движения. Они должны были стать препятствием в случае прорыва пехоты противника внутрь объекта. Но если учесть, что ширина потерны позволяет свободно проникнуть внутрь на танке, обороноспособность пулеметных точек в таком случае вызывает большие сомнения.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Ржавые велосипеды, судя по их виду и конструкции, стоят тут еще с армейских времен.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Преодолев около двухсот метров вдоль основной потерны, мы попадаем в огромный подземный вокзал. Тут происходила перегрузка грузов и боеприпасов с железнодорожного состава, пришедшего с поверхности, на вагонетки внутренней железной дороги. На этом фото виден узкоколейный вагон внешней железной дороги, на таких вагонах сюда доставляли военные грузы.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Чуть далее стоит электровоз с составом вагонеток внутренней железнодорожной системы форта. Во время экскурсии нам предстоит целых две поездки на подобном поезде. Весь подвижный состав форта все тот же, что и в 1935 году. Никаких реплик, все оригинальное.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    За вокзалом потерна сужается и ведет дальше к сектору обеспечения форта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Такое огромное сооружение требует немалых затрат для поддержания его в хорошем состоянии. Очевидно, что форту необходим капитальный ремонт - повсюду следы ветхости, со стен осыпается штукатурка, влажность и грунтовые воды тоже не способствуют идеальному хранению инфраструктуры.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    По ходу движения вдоль основной потерны встречаются ответвления влево. Там находится огромный склад боеприпасов М1. Форт Шоненбург, на примере которого я детально описал устройство артиллерийских фортов линии Мажино, был лишен подобного склада по причине урезания финансирования. А в форте Симсерхоф в складе М1 сделали туристический аттракцион пустив по нему вагончик, который проезжает склад по периметру за минут двадцать неспешной езды. Это для того, чтобы понимать масштабы подобного склада.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Перед складом собрана различная техника: старые локомотивы, вагонетки с оборудованием, артиллерийские орудия и прочее.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Чтобы лучше понимать масштабы объекта, приведу детальную карту этого сооружения. Красным овалом я обозначил место возле склада М1, где мы сейчас находимся. На карте видно, что объект состоит из трех условных секторов: сектора обеспечения и двух групп бункеров западной (в центре карты) и восточной (сверху). Особенностью этой крепости является наличие противотанкового рва и противотанковой подпорной стены откоса. Кроме этой крепости противотанковый ров был лишь у одного артиллерийского форта линии Мажино - Ouvrage Hochwald. Сооружение насчитывает 17 боевых блоков, и является самым крупным сооружением линии Мажино.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Объем внутренних помещений объекта впечатляет как и то, что все это строилось в начале 1930-х.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    То же место в конце 1930-х.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Как можно заметить по фотографии, в основной потерне могут свободно разминуться два танка или грузовика.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Рядом со складом М1 выставлено немного военной техники. На переднем плане французский легкий танк послевоенной разработки AMX 13.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Еще одно фото, на котором отчетливо просматриваются масштабы основной потерны.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Американская классика - полугусеничный бронетранспортер М3.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Французская гусеничная машина многоцелевого назначения Fouga VP 90, в 1953 году было создано несколько опытных образцов этого транспортного средства, но в серийное производство машина не поступила.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Еще одна гусеничная самоходка. Табличку не сфотографировал, так что ничего сказать об этой машине не могу.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Помещения артиллерийского склада М1. Тут хранились боеприпасы для многочисленных орудий крепости и отсюда они транспортировались к боевым блокам при помощи железнодрожного транспорта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Интересно, что хранилось в резервуарах с круглыми крышками? Похоже на емкости для хранения жидких веществ.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Помещения склада М1 находятся не в лучшем состоянии и постепенно разрушаются.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Судя по состоянию некоторых локаций форта, средствами для его капитального ремонта волонтеры не располагают.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Осмотрев складское помещение, наша экскурсия двигается дальше к жилой части форта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Вход в зону обеспечения перекрывает массивная бронедверь.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Как я уже упоминал, форт Хакенберг является одним из самых посещаемых объектов линии Мажино, так что если у вас возникнет желание увидеть своими глазами это место, будьте готовы к тому, что передвигаться по подземному городу вы будете отнюдь не в компактной мини-группке.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Дальше наша экскурсия продолжилась по казарменной части подземной крепости. На фото кухонный сектор - помещение для мытья и чистки овощей.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Еще одно помещение кухонного сектора.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Непосредственно сама кухня. Приготовление еды тут происходило 24 часа в сутки, ведь приготовить нужно было еду для более чем тысячи человек.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Кухни фортов линии Мажино являлись настоящим хайтеком того времени. Тут максимально использовалось электричество, различные машины, призванные облегчить работу на кухне, такие как как электрическая картофелечистка, кофеварка и прочее. Вся эта техника появилась на кухнях домашних хозяйств во Франции лишь в послевоенное время, а на линии Мажино эти нововведения использовались уже в 1930-х.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Идем дальше по лабиринтам сектора обеспечения.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Недалеко от кухни находится автономная электростанция форта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Электростанция, как и все остальное в этом сооружении, огромна. Ее мощности с лихвой хватило бы, чтобы обеспечивать электричеством город с населением 10 000 человек.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Одна из четырех дизель-генераторных установок в сравнении с человеком.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Снабжение электричеством форта осуществлялось по силовому кабелю от ближайшей наружной электростанции. Автономная электростанция крепости была предусмотрена лишь на случай, если электроснабжение форта извне прерывалось. Для этого тут располагались четыре крупных дизель-генераторных установки.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Эстетика дизельпанка.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Каждая из дизель-генераторных установок фирмы SGCM (Société Générale de Constructions Mécaniques) обладала мощностью 350 л.с.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Электростанция артиллерийского форта линии Мажино в конце 1930-х.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Место работы дежурного электромеханика.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Дизель-генераторы на самом деле еще больше, чем кажутся на фотографиях, так на треть заглублены в пол.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Для запуска дизельного двигателя использовался сжатый воздух, для чего рядом с каждой дизель-генераторной установкой находится баллон со сжатым воздухом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Форт Хакенберг - единственное сооружение линии Мажино, где можно увидеть дизель-генератор в работе.

    Люблю эстетику старых механизмов!

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    В центре кадра компрессор для заправки баллонов сжатым воздухом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Насосы системы охлаждения электростанции.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Ремонтная мастерская.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Огромный топливный бак, занимающий собою все помещение. Запаса топлива в баке хватало на три месяца беспрерывной работы электростанции.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Еще какое-то техническое помещение с компрессором.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Рядом с электростанцией находится фильтро-вентиляционная установка казарменного сектора. ФВУ обеспечивала приток свежего воздуха в жилой сектор, а также его очистку в случае газовой атаки. Каждый боевой блок форта имел в наличии свою собственную ФВУ.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Взглянем еще раз на план объекта. Красным кружком я указал места, которые мы только что посмотрели: кухню, электростанцию и фву. Можно заметить, что рядом с жилой частью форта находится входной блок для личного состава. Я покажу его в третьей части рассказа. Дальше наша экскурсия продолжается и мы попадаем в казармы.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    В казармах оборудован довольно неплохой военный музей с огромным количеством стрелкового оружия и прочих военных артефактов.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Любители стрелкового оружия однозначно оценят собранную тут коллекцию.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Медали, деньги и прочие атрибуты военного времени.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Французские газеты заполнены новостями с фронта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Детский костюм и коляска с защитой от газовой атаки.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Фильтры применяемые в фву на линии Мажино, а также коллекция противогазов военного времени.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Казематный спаренный пулемет, применяемый практически во всех сооружениях линии Мажино от дотов до артиллерийских фортов и противотанковая 47-мм пушка, которая в случае необходимости заменяла спаренный пулемет в амбразуре. Я писал про эту систему в своих предыдущих обзорах объектов линии Мажино.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Грубая модель форта Хакенберг. Можно различить западную и восточную группы боевых блоков, противотанковую подпорную стенку откоса между ними и плохо реализованный противотанковый ров. Наверху справа видны оба входных блока крепости.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Фотографии и схемы 17 боевых и двух входных блоков форта Хакенберг.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Инсталляция, демонстрирующая работу связистов.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Еще инсталляции.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Сценки из солдатских будней гарнизона крепости.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Но больше всего в жилой части меня впечатлил лазарет крепости, укомплектованный по поледнему слову техники того времени. Тут в наличии и стоматологический кабинет...

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    ... и рентген...

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    ... и, разумеется, операционная.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На этом наша экскурсия по сектору обеспечения закончилась и мы пару минут ожидали прихода поезда, который повезет нас к боевым блокам.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    А вот и он (видео)

    В дороге я не фотографировал, так как снимал видео. Вот минутный фрагмент того, как выглядит путешествие на поезде по просторам огромного подземного города.

    Прогулка на поезде по этой подземной железной дороге невероятно впечатляет (видео). Только ради этого стоило посетить это место.

    После прогулки по сектору обеспечения, наша экскурсионная группа села на поезд, который повез нас в боевой сектор крепости.

    Красным пунктиром я обозначил маршрут движения поезда внутри объекта, дорога заняла около семи минут. Следующей целью экскурсии был девятый боевой блок, оснащенный поворотной бронебашней с артиллерийскими орудиями внутри, демонстрация работы которой входит в экскурсионную программу.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Грузовые лифты служили для доставки ящиков со снарядами наверх в боевой блок. Ящики перемещали посредством подвешенного под потолком монорельса. Теперь эти лифты поднимают в боевой блок туристов.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Подъемный механизм лифтов.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Наглядный пример того, каким образом происходило перемещение ящиков со снарядами при помощи монорельса.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Вот мы и наверху внутри Блока 9. Как и большинство подобных сооружений, блок оснащен двумя пулеметно-наблюдательными бронекуполами типа GFM, про них я написал достаточно в прошлых постах, повторяться не буду.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Но главным орудием этого блока является поворотная бронебашня с двумя минометами калибра 135 мм внутри. Бронебашня имеет диаметр 2,90 м, толщину брони 300 мм и полный вес вместе с орудиями 163 тонны. Башня выдвигалась для ведения огня и пряталась назад в бетонный колодец при помощи электромотора, этот процесс будет продемонстрирован ниже. В случае выхода из строя электросети, благодаря продуманной системе противовесов, подъем-опускание бронебашни производился вручную одним-двумя солдатами.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Внутри бронебашни установлены два спаренных миномета модели 1932, калибра 135 мм. Орудия имеют очень короткие стволы (1,145 метров) и по своему устройству ближе к минометам периода Первой Мировой войны, чем к классической гаубицам. Зона поражения их располагалась между 320 и 5 600 метрами, скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту, причем стреляли минометы синхронно. Охлаждение орудий осуществлялось путем распыления на них воды, запас которой хранился в 250 литровом баке. Для удаления пороховых газов внутрь башни нагнетался воздух под избыточным давлением. Отстрелянные гильзы перемещались по винтовому конвейеру в специальный каземат, расположенный на подземном уровне форта. Для обслуживания орудий требовалась команда из двадцати одного человека: шести унтер-офицеров и пятнадцати солдат. В крайнем случае орудием могли управлять четыре унтер-офицера и десяток солдат, но скорострельность в таком случае была ниже.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Ящики со снарядами транспортировались при помощи электропоезда с основного склада М1, который я показал в первой части рассказа, к складам М2, расположенным на подземном уровне каждого артиллерийского блока. Затем при помощи лифта и монорельса ящики с боеприпасами поднимались наверх в боевой блок, где располагались в локальном складе М3 (емкость - 600 135-миллиметровых гранат) и уже оттуда солдатами загружались в специальный конвейер, транспортирующий снаряды непосредственно в бронебашню.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Шильдик на корпусе одного из механизмов башни. Всего на объектах линии Мажино было установлено 17 бронебашень этой модели, в форте Хакенберг две такие башни - в этом блоке и в шестом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Форт Хакенберг - единственный известный мне объект линии Мажино, где можно увидеть вращение бонебашни вживую. Выглядит это так (видео)

    Руководство стрельбами осуществляется с командного центра крепости, куда стекается вся информация о расположении противника с наблюдательных точек и соседних дотов и фортов. Эти данные передаются по телефону в командный центр блока, расположенный на подземном уровне. Там происходит расчет данных для наводки орудий, которые затем передаются в боевой блок посредством машинного телеграфа (визуальной системы передачи команд, скопированной с флота). Отсюда команды и данные для наводки орудий передаются экипажу бронебашни либо по акустическим трубам, либо по специальному передатчику.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Циферблат машинного телеграфа крупным планом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Интересной особенностью этого блока является наличие дополнительного миномета модели 1932 того же 135-мм калибра, обращенного на запад. Такое расположение этого миномета вне бронебашни мне до сих пор не встречалось.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Крупным планом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Ручка, торчащая из стены слева на фото, есть не что иное, как устройство для сброса гранат в диамантовый ров. Принцип работы устройства прост: поднимается крышка и внутрь помещается классическая ручная граната, затем крышка закрывается, зажимая чеку. В нужный момент нажимается рычаг-толкатель и граната уже без чеки выталкивается в диамантовый ров, уничтожая в нем все живое. Так как диамантовый ров не простреливается стрелковым оружием боевого блока, была реализована такая вот функция для противодействия вражеским минерам, которые могли бы пробраться в ров и заложить взрывчатку.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    После двух часов, проведенных под землей, наша экскурсия покидает казематы и перемещается наружу.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Блок 9 снаружи.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Амбразура-глаз 135-мм миномета.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На крыше Блока 9 находятся два наблюдательно пулеметных купола типа GFM и главное орудие - поворотная бронебашня со спаренной минометной установкой.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Так выглядит бонебашня в опущенном положении. В таком положении она была совершенно неуязвима для орудий противника.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Бронебашня медленно начинает показываться из бетонного колодца-укрытия. Визуально напоминает утопичного робота из фантастики 30-х годов.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Вживую подобное шоу можно наблюдать лишь тут - в форте Хакенберг (видео).

    Вся эта местность напичкана фортификацией под завязку, куда ни бросишь взгляд - всюду из травы торчат железные грибы бронекуполов крепости.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Эти три бронекупола, один из которых поворотный и опускающийся, принадлежат седьмому блоку крепости. На заднем плане дымит градирнями атомная электростанция.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    В другой стороне над травой возвышаются еще три купола десятого блока, точнее два, третий артиллерийский находится в заглубленном положении.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Пока наша группа слушала рассказы экскурсовода, я решил прогуляться по тропинке в лесок, чуя, что найду там что-то интересное. Так и получилось - в 80 метрах от блока 9 находился блок 25.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Интуиция меня не подвела - тут действительно обнаружилось нечто интересное - Блок 25 находился внутри огромного противотанкового рва.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На всей линии Мажино есть лишь два форта с противотанковым рвом - этот и форт Хохвальд (Ouvrage Hochwald), но последний является частью военной авиабазы и недоступен для посещения. Так что сегодня увидеть подобное сооружение можно лишь в этом месте.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Приведу карту объекта для наглядности. Красным я отметил блоки, которые только что показал на фотографиях выше а также противотанковый ров.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Сделав быстро парочку фотографий противотанкового рва и Блока 25, я вернулся к девятому блоку, но группа уже отправилась дальше не дожидаясь меня, пришлось пробежаться.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Последней целью экскурсионной программы является расположенный неподалеку восьмой блок. Боевой блок подобного типа мне еще не встречался, так что тут остановлюсь подробней. К тому же этот блок интересен также своей историей, что в принципе видно по его внешнему виду.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Главными орудиями форта являются три пушки модели 1929, калибра 75 мм. Эти пушки широко применялись на линии Мажино благодаря своим характеристикам и компактным размерам, что позволяло их легко встраивать как в казематы, так и в поворотные бронебашни. Пушки обладали высокой точностью и хорошей скорострельностью, достигавшей 30 выстрелов в минуту при дальности стрельбы 12 км. Помимо этого блок оснащен двумя GFM-бронекуполами.

    План подобного артиллерийского блока.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Во время военных действий 1940 года форт Хакенберг не участвовал в обороне Франции, так как немцы обошли его стороной и после капитуляции был без единого выстрела сдан противнику. Но пострелять форту таки пришлось уже в 1944 году, когда во время наступления союзников в восьмом блоке засела группа немцев, обстреливавшая артиллерийским огнем союзнические войска. Один французский офицер из бывшего гарнизона форта рассказал союзникам об устройстве форта и показал холмы, которые не попадали в сектор обстрела орудий восьмого блока. Таким образом союзники заняли эти холмы и на протяжении четырех дней обстреливали восьмой блок из танков.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Сопротивление немцев было сломлено и они покинули форт через один из аварийных выходов, предварительно взорвав боеприпасы склада М3 восьмого боевого блока. Когда союзники проникли внутрь форта, они нашли там остатки лишь одного немецкого солдата. Долгое время было неизвестно, выжил ли кто-то из той группы немцев, что вели оборону внутри восьмого блока. Лишь в 2000 году нашелся один человек из той группы, который в то время был самым младшим в команде - ему было 19 лет. Он и рассказал, что их было 30 человек, все они были артиллеристами оборонительной линии Зигфрида (известной как Западный вал) и прибыли сюда в форт Хакенберг, чтобы замедлить наступление союзников на Германию. От него же стало известно, что все они после взрыва склада боеприпасов успешно покинули форт через аварийный выход и также успешно достигли Германии, граница с которой находится в 10 км от форта.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Результат этого обстрела хорошо видно и по сей день, так как, несмотря на изначальные послевоенные планы восстановить блок, делать этого не стали по причине нехватки финансирования.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Тем не менее Блок 8 отлично выдержал четырехдневный обстрел. Его целостность нигде не нарушена, танковые снаряды лишь немного потрепали его оболочку, не нанеся существенных повреждений и не пробив толстый слой бетона.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Внутри Блока 8.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Назад на подземный уровень форта спускаемся снова на лифте.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Во время спуска в лифте заснял коротенькое видео:

    В армейском прошлом форта лифты использовались исключительно для транспортировки боеприпасов, солдаты поднимались во все боевые блоки пешком.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На нижнем уровне Блока 8 находится склад боеприпасов М2 (на фото за решеткой). Сюда боеприпасы доставляли по железной дороге с центрального склада М1 и отсюда они затем доставлялись на лифте в склад М3, расположенный на верхнем уровне блока рядом с орудиями.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Дороги подземного города.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Железная дорога форта - это самая обычная узкоколейка с такой же инфраструктурой, что и наземная. На фото пост электрической централизации железной дороги подземного города.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    С этого поста осуществлялось управление движением поездов, сигнальным оборудованием железной дороги и прочими элементами системы.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Одна из пяти трансформаторных подстанций крепости, осуществляющих преобразование 22 киловольтного напряжения, получаемого фортом извне по силовому кабелю в 440 вольт внутренней сети, а также в 600 вольт постоянного тока для электровозов подземной железной дороги.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Наша экскурсионная группа прибывает на один из семи вокзалов объекта, где нас должен забрать поезд и доставить обратно к входному блоку.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Так выглядит "региональный" вокзал подземного комплекса.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    В ожидании поезда.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Прибытие поезда с очередной туристической группой.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Пока одна группа покидает вагонетки, а вторая занимает места, я подошел к локомотиву, чтобы сделать пару фотографий рабочего локомотива подземной узкоколейки форта линии Мажино. Не в каждом музейном форте увидишь подобное.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Рабочее место машиниста. На этом фото можно также детально рассмотреть конструкцию токоприемника.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На объектах линии Мажино использовались локомотивы производителя Vetra. По железной дороге перевозились исключительно грузы и боеприпасы. Личный состав крепости передвигался внутри объекта пешком.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Каждый локомотив имел два токоприемника, которые менялись в зависимости от направления движения.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Полетели!

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Езда на поезде по подземной желеной дороге - это непередаваемое удовольствие. Особенно, если выбрать правильное место!

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Брат снял ускоренный видеоролик, на котором заснята дорога полностью. Видео сильно ускорено и длится всего минуту, сама же поездка была продолжительностью около семи минут.

    Конечная станция. Увлекательное путешествие по подземному городу продолжительностью 2,5 часа подошло к концу.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Поезд отправляется за следующей группой.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Подземная эстетика во всей красе.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Последний взгляд на главный вокзал комплекса и мы направляемся к выходу на поверхность.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    У нас было еще время в запасе и перед тем, как отправиться в обратный путь домой, я решил осмотреть снаружи еще несколько боевых блоков. Первым по дороге встретился второй входной портал комплекса, предназначенный для личного состава.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Входной блок для личного состава отличается от входного блока для грузов прежде всего отсутствием узкоколейки, заходящей внутрь, и дверью вместо широких ворот. В остальном он имеет схожую конструкцию и такое же вооружение, как и входной блок для грузов и амуниции.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Собственно сам вход.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Холмы вокруг обильно покрыты сетью противопехотных заграждений, оставшейся еще с военного времени.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Если присмотреться, можно заметить паутину из колючей проволоки, натянутую между опорами.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Наш путь лежит дальше и мы на машине взбираемся на вершину горы Хакенберг, давшую название военному комплексу, расположенному в ее недрах.

    На самой вершине замечаю еще два купола - пулеметно-наблюдательный GFM и перископный купол. Это наблюдательный Блок 11. Под этим блоком находится мозг крепости - командный центр. Это сейчас тут из-за деревьев и кустов ничего не видно, а 80 лет назад отсюда просматривалась вся местность на десятки километров вокруг.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Вот это место на карте:

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Рядом на вершине холма находится небольшая часовня с кладбищем.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Судя по надгробиям, кладбище очень древнее и было тут вместе с часовней задолго до появления тут военного объекта линии Мажино.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Гора Хакенберг имеет высоту 343 метра и является самой высокой в этой местности. Там, где обзор не загораживают кусты, открываются неплохие виды на утопающее в зелени окружающее пространство.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Старые, покосившиеся от времени надгробия смотрятся очень живописно.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Но если присмотреться, то среди древних надгробных плит можно заметить более свежие монументы.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Это памятник американцам, погибшим в 1944 году при освобождении этих мест.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Карты объекта у меня при себе не было и куда идти дальше я не знал. Отправился наугад по крутой тропинке, ведущей вниз с вершины горы, и, пройдя сотню метров, увидел впереди очередные бронекупола.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    С крыши этого блока было видно соседний блок и широкий противотанковый ров, расположенный между обоих блоков. Тот блок вдали был ничем иным, как блоком 25, возле которого я побывал во время экскурсии (фото 23-25). С этого места ров видно гораздо хуже из-за растительности.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Блок, возле которого я сейчас находился был 24-м блоком. Это пехотный блок, главным орудием которого был 50-мм миномет.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Такой кронштейн на стене блока вижу первый раз. Интересно, для чего он был предназначен.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Амбразуры для спаренных пулеметных установок.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Между амбразурами находится табличка с датой постройки блока и эмблемой артиллерийских войск Французской республики.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Природа медленно но верно разрушает прочный бетон.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Мощные бетонные блоки в зарослях зелени выглядят как руины древней цивилизации в джунглях. Красивое зрелище.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Так этот блок выглядел в мае 1940-го. На историческом фото отчетливо виден противотанковый ров и прикрывающий его 25-й блок.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Противопехотные заграждения тоже присутствуют. Опоры заградительных полей, благодаря своей форме, получили прозвище "свиные хвостики".

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Рядом с 24-м блоком берет начало еще одно интересное инженерное сооружение - противотанковая подпорная стена откоса. Вдали виден еще один блок, следую к нему.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Лес слева от тропинки плотно усеян свиными хвостиками. В то время, когда вокруг блоков крепости растягивали противопехотные заграждения, никакого леса тут, естественно, не было.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Следующий блок - пехотный Блок 23, состоящий из трех бронекуполов, двух стандартных GFM и одного минометного LG. Последний расположен на одном уровне с крышей блока и со стороны не виден. Он представляет собою круг из брони, вмонтированный в крышу с отверстием посередине, через которое под нужным градусом производился обстрел цели из 50-мм миномета.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Из примечательного - маскировка одного из GFM-куполов Блока 23. Ни до ни после мне такой вид маскировки на объектах линии Мажино не встречался.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Можно заметить, что второй купол тоже был замаскирован подобным образом, но от его маскировочного покрытия мало что осталось.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Блок 23 расположен на изгибе стены, подпирающей откос и являющейся противотанковым препятствием.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Крупным планом.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Стена откоса идет дальше на восток и где-то там расположен восточный боевой сектор крепости, но время поджимало и силы постепено покидали меня, так что я подумал, что на сегодня достаточно с меня фортификации и отправился назад к машине, припаркованной возле часовни на вершине холма.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Таким образом я осмотрел все боевые блоки западного сектора включая центральный Блок 23, который я отметил на карте. Кому интересно, как выглядят остальные блоки крепости, даю ссылку на отличный сайт, где вы можете посмотреть фотографии всех блоков этого комплекса. Просто клацаем на интересующий блок на карте и его фотографии откроются в новом окне.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Если всмотреться в карту внимательней, можно заметить, что нумерация блоков идет от 1 по 12 и потом продолжается с 21 по 25. Полагаю, что в изначальных планах было сооружение еще одного боевого сектора крепости с 7 блоками, которые затем попали под сокращение вследствии финансового кризиса. Такие сокращения были частым явлением на линии Мажино.

    Рядом с часовней на холме находится еще один блок - это наблюдательно-пулеметный Блок 12, состоящий из двух бронекуполов GFM и одного перископного купола.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Перископный купол выглядит так:

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    И два самых распространенных бронекупола линии Мажино типа GFM.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    На этом я завершаю рассказ об одном из самых великих сооружений в истории мировой фортификации. Возможно, пост получился немного перегружен информацией, но дробить его на несколько постов не хотелось. Такой масштабный комплекс заслуживает того, чтобы рассказать о нем от души, что я и попытался сделать этими двумя постами. По линии Мажино у меня есть еще много интересного, но новые истории будут уже в новом году.

    Gros Ouvrage du Hackenberg - самая большая в мире подземная крепость / Франция
    // technolirik.livejournal.com

    Под конец немного практической информации для желающих посетить комплекс Хакенберг:Координаты: 49° 20' 29" N, 6° 21' 56" EОфициальный сайт со всей необходимой туристу информацией на трех языках: http://maginot-hackenberg.com/

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    technolirik
    11/12/2014 11:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    14.09.17 Тариф дня: Петербург - Париж - от 12868 рублей у "России"
    13.09.17 Air France и KLM проводят распродажу билетов по всем направлениям
    24.08.17 Парижский музей кукол закрывается
    31.07.17 Визы во Францию россиянам будут выдавать за 48 часов
    28.07.17 Больше всего фальшивых евро - во Франции
    27.07.17 Наводнения в Германии, пожары во Франции, опасная жара в Крыму
    19.07.17 В Париже открылись уличные бассейны
    Air France создала сумки из старых авиакресел
    17.07.17 Магазинам модных брендов во Франции разрешили работать по воскресеньям
    13.07.17 Во Франции - забастовка в дочерней компании Air France
    [an error occurred while processing this directive]