Трёхнедельный маршрут "Шесть заповедников"

Вы готовы? Это будет наш самый красивый маршрут из всех. К нему приближается лишь маршрут "Тибетский Китай", урезанный до более практичных 16-и дней за счёт горы Хуашань.

Фотографии и отрывки описания позаимствованы у galenel, которая ездила с нами по этому маршруту в апреле 2014.

Мы посетили шесть заповедников: "Горы Аватара" Чжанцзяцзе, гору Хуашань, заповедник панд, парк Цзючжайгоу, долину желтого дракона Хуанлун и цветные холмы Данься, два небольших восточных тибетских поселения: Сунпан и Ланмусы, а также три мегаполиса: Пекин, Шанхай и Чэнду.

ШАНХАЙ

Наше путешествие по Китаю началось с Шанхая. У предыдущего поколения слово Шанхай прочно ассоциируется с хаотичным нагромождением жилых сараюшек и вообще с редкостным бардаком. Во-всяком случае, моя мама употребляет слово именно в этом значении.

У меня Шанхай ассоциировался с лесом небоскребов и таким китайским городом будущего, а поскольку мне небоскребы не очень интересны, то было решено провести в городе всего один день, раз уж мы все равно туда прилетим.

Действительность оказалась приятнее всех стереотипов. Да, мы нашли и небоскребы, и веселый переулок с сараюшками, а из аэропорта ехали на аэроэкспрессе, который может разгоняться до 400 км\ч. Но больше всего мне запомнились роскошные цветущие сады, а сам город оказался очень уютным и приятным для прогулок. Хотя про весь город не скажу, мы жили и гуляли в центре.

ЧЖАНЦЗЯЦЗЕ

Национальный парк Чжанцзяцзе стоял первым пунктом китайской программы. Побывать в Китае - это значит посмотреть горы Аллилуйя, а как же иначе? Мы и до этого успели уже кое-что увидеть из карстовых чудес земли. Это вьетнамский залив Халонг , тайская провинция Краби, лаосский Ванвьенг. Даже в Болгарии мы нашли большие каменные пальцы.

Но китайские горы, что и говорить, уникальны: пальцы земли тут особенно длинные, природный мегаполис каменных небоскребов особенно большой. Наверное, такого места больше нигде нет.

ПАНДЫ

Совершенно непонятно, как этот зверь дожил до двадцатого века. Природа постаралась сделать его беззащитным и нежизнеспособным, насколько это возможно. Зато очень умильным. Что в результате панду и спасло, потому как люди бросились ее спасать и разводить.

Посмотреть на панд мы поехали в город Ченду, провинция Сычуань. В питомнике на окраине города их живет около сотни и вокруг них всячески водят хороводы. На земле осталось примерно 2000 больших панд, чуть меньше половины живут в зоопарках и питомниках мира. Причем Китай хорошо на них зарабатывает: сдает зверей зоопаркам других стран в аренду на 10 лет за 1 млн.$ Все согласны, просят завернуть и берут.

Сущность панды шарообразна. Долгое время панды не хотели размножаться в неволе. Но 14 лет назад их все-таки убедили исполнять долг перед предками, партией и правительством. И теперь в питомнике Ченду ежегодно осенью появляется молодняк. В апреле мы застали уже полугодовалых подростков.

ЧЭНДУ

После посещения панд мы отправились гулять по центру города.

Сперва зашли в монастырь Веншу. Монастырь вроде как чаньский, хотя неподалеку уже начинаются тибетские земли и тибетская культура.

Некоторая эклектика бросается в глаза. Вот, например: боддхисаттва Авалокитешвара в китайской традиции изображается богиней милосердия Гуаньинь. А тут какой-то переходный этап - статуя изображает Авалокитешвару, а изображения на стенах - Гуаньинь.

В монастырских двориках тихо и умиротворенно. Тут вроде бы есть плата за вход для посетителей, но с нас ее почему-то не взяли. Поэтому мы гуляли свободно и бесплатно. Позади основных храмов находится большой сад для медитаций.

В саду есть два небольших, но густонаселенных пруда. Это красноухие черепахи. А еще есть жабы, их размеры меня поразили. Они огромные, с ладонь длиной. Рядом с монастырем устроили что-то типа туристического квартала. То есть построили улицу под старину со множеством сувенирных магазинчиков. Я знаю, не всем нравится новодел, но мне улица показалась симпатичной. Мы даже заглянули в некоторые магазины. Вечером мы гуляли в городском парке и смотрели, как люди танцуют или под музыку делают зарядку. Это в Китае очень принято и, как мне кажется, это отличная традиция. Вместо пива с телевизором люди после работы приходят подвигаться. Любой желающий может присоединиться.

СУНПАН

Две ночи мы провели в небольшом городке по имени Сунпан. Он отличается стратегически правильным положением: недалеко отсюда находятся Хуанлун и Цзюджайгоу, два красивейших национальных парка, которые мы приехали посмотреть. Высота здесь примерно 2800м, а по дороге мы еще выше поднимались. Из Ченду в Сунпан идет автобус. Железной дороги тут нет, и вообще вокруг сплошной Тибет. Хотя это пока что провинция Сычуань. Местные жители уже кое-где ходят в роскошных национальных костюмах. А меж тем повсюду в Сунпане висит сушеное ячье мясо. Я в его сторону не смотрела и даже старалась не нюхать, по вышеописанным причинам. Ребята купили какие-то маленькие кусочки, упакованные в вакуум. Большие куски, во-первых, достаточно дорогие. А во-вторых, кто же знает, сколько они так висят на улице. Но выглядело колоритно. Помимо тибетской культуры тут еще есть мусульмане и пара мечетей.

В Сунпане была робкая пустынная весна и цвели вишни. Когда-то город стоял на караванных путях и тут была крепость. Ее отреставрировали (или заново отстроили, что скорее всего) и сделали туристическую улицу под старину.

Про туристическую улицу совершенно понятно, что она новая, однако выглядит красиво, особенно для маленького города в глубокой провинции.На первых этажах магазинчики, а в них продаются айфоны, мультиварки, сушеное мясо и кордицепс.

Я хоть посмотрела на этот легендарный кордицепс. Он явно растет на местных холмах, потому что вдоль всей улицы сидят местные жители и очищают несчастных сушеных гусениц на стебельках. По всей видимости, их только что выкопали из земли. Это гриб, паразитирующий на гусеницах. Когда он прорастает, то гусеница умирает, а грибочки собирают вместе с ней и продают за дикие тыщщи долларов. Ученые партизански молчат о его полезности, но китайская олимпийская сборная, говорят, сидит на кордицепсе и не слезает. А в Сунпане такая связочка гусениц стоит всего 38 юаней. Но мы не стали покупать: непонятно, что с ним делать и какие будут последствия. Зато именно в Сунпане я купила себе ягод годжи и выяснила, что они весьма вкусные. Хоть их волшебные свойства, наука, опять же, отрицает. Сами китайцы, как мы подсмотрели в поезде, их заваривают в кипятке и потом пьют отвар и едят мягкие ягоды.

// ykitai.com

Интересное наблюдение про китайцев. Они курят, как паровозы, тяжко работают, едят очень ненатуральную еду, загрязнение воздуха у них в городах такое, что нам, к счастью, и не снилось. Однако они обожают всякие интересные биодобавки из трав и животных, утром и вечером дружно выходят делать зарядку и танцевать, и в результате продолжительность жизни у них конкретно больше, чем у русских. Они по средним показателям на 79-м месте в мире (почти 73 года) а мы на 113-м (почти 70). То есть получается, что экология и питание не так важны, как физическая активность. Есть над чем поразмыслить :-)

ХУАНЛУН

Эту речную долину с травертиновыми террасами я однажды увидела на картинке. Очень хотелось посмотреть, как оно на самом деле - правда ли дракон желтый, а вода голубая. Ночевали мы в Сунпане. Рано утром сели на рейсовый автобус и поехали в нацпарк Хуанлун . Вокруг был вполне настоящий Тибет, автобус ехал через перевал высотой в 4000м. Дороги, надо сказать, в Китае отличные. Особенно меня восхищало качество горного серпантина на такой высоте. Умеют ведь, когда захотят. По ту сторону Гималаев на такой высоте в Непале и в Индии все ежегодно разваливается.

Национальный парк Хуанлун представляет из себя горную долину с перепадом высот 3200-3600м. Тетенька в кассе сказала, что вода в террасах есть только наверху, поэтому все интересное там. И мы поднялись на фуникулере, а спускались вниз пешком.

Я очень переживала - как это нет воды, неужели мы не увидим эту красоту? Но вот мы вышли к реке, и стало понятно - увидим. Да еще и с погодой повезло, вышло солнце. Зелень здесь появится только в июне. Высокий сезон для парка длится с июня по сентябрь, когда в Китай можно ездить только по горным районам, а внизу будет жарко и мокро. В октябре здесь холодает, река покрывается льдом и снегом, а весной до серьезных дождей в ней мало воды. Вдалеке видны пустые травертиновые ванны, они все бледно-желтого цвета. Сверху река, наверное, выглядит как чешуйчатый дракон, поэтому долина называется Хуанлун, Желтый дракон.

ЦЗЮЧЖАЙГОУ

Если вы думаете, что такие цвета возможны только в фотошопе, значит, вы не видели озёра в Долине Девяти Деревень. Там фотошоп не нужен, потому что вода каким-то чудом сохранила цвета неискаженного мира.

В нацпарк Цзюджайгоу мы ехали из Сунпана на такси. нам надо было попасть в парк как можно раньше и выехали мы в 5.30 утра. У нас был один день на посещение парка, да и билет действителен всего один день, а стоит он 310 юаней. Наверное, это самая известная природная достопримечательность Китая с самым дорогим билетом. Поражает, что для рядового китайца это четверть зарплаты. А посетителей там многие тыщщи, и все китайцы. За целый день мы встретили не более десятка европейцев.

Полюбовавшись на них, мы обнаружили, что кушать хочется, а вот еды-то в парке особо нет. Запасливые китайцы приносят с собой мешочки со вкусняшками, а мы уже привыкли, что в любых парках что-то продают. Но в Цзюджайгоу из еды есть только самое главное национальное китайское блюдо - лапша типа доширак. Так мы первый и единственный раз за всю поездку приобщились к великой китайской ценности, заодно вспомнив голодную студенческую молодость. Говорят, что в дальних уголках парка возможны походы с палатками на несколько дней. Но не возле этих озер и в сопровождении местных гидов. А еще есть левое ответвление долины, куда мы за один день просто не смогли бы доехать. Там тоже много озер, но часть из них перед муссонами пересыхают.

В любом случае, увиденного нам хватило и это был восхитительный день ярких красок.

yfreaky
    30/10/2015 18:00

Новости из Китая

16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин
    12.04.24 Китайский визовый центр в Москве закроется с 28 апреля по 5 мая
    02.04.24 "Уральские авиалинии" полетят из Владивостока в Пекин
    01.04.24 S7 Airlines рассказала о новом летнем расписании
    Между Благовещенском и Хэйхэ запустят суда на воздушной подушке
    31.03.24 Китайские авиакомпании подобно российским предложили бесплатный обмен или возврат билетов после теракта
    18.03.24 "Уральские авиалинии" полетят из Иркутска в Пекин
    11.03.24 Открылся первый туристический экскурсионный автобусный маршрут вокруг Хайнаня