Из Чианг Мая в Аюттаю по железке



    У меня давно была мечта - прокатиться по азиатской железной дороге. Все эти образы с незатейливыми обшарпанными вагончиками (или наоборот, сплошь металлическими, раскалёнными знойным южным солнцем), битком забитыми людьми, которые выглядывают из настежь открытых окон. Так хотелось самой окунуться в эту квинтэссенцию аутентики. Поэтому идея воплотить ее в жизнь во время перемещения по Таиланду стала витать с особой интенсивностью и, в конце концов, сама собой реализовалась. В этом посте я приведу матчасть по тому, что нужно знать новичку о тайской ЖД, куда можно доехать и как покупать билеты. Ну и, конечно, расскажу о своих собственных впечатлениях.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Куда податься

    Надо признать, что пальму первенства в перевозке пассажиров по стране непоколебимо занимают автобусы. По количеству направлений, цене и частоте курсирования поезда, всё-таки, значительно уступают. Тем не мене, почти все районы (кроме горного севера, востока и западного побережья Андаманского моря) имеют какое-никакое, но ЖД-сообщение. Сама инфраструктура не сказать что бы сильно изменялась и модернизировалась, но, в сравнении с Камбоджей, например, всё еще выглядит пристойно.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из всего этого многообразия направлений можно выделить следующие основные ветки:
    - северная - из Бангкока в Чианг Май;
    - восточная - в Аранья-Пратхет, что недалеко от границы с Камбоджей;
    - северо-восточная - из Бан-Пхачхи в Нонг-Кхай (недалеко от границы с Лаосом) и Убон-Ратчхатхани;
    - южная - из Бангкока в Хат-Яй (оттуда - дополнительное ответвление, ведущее до границы с Малайзией);
    - железная дорога смерти - небольшая, отделяется от южной и, в основном, используется в туристических целях;
    - небольшие вспомогательные Махачхайская и Мэклонгская ветки.

    О последних двух ветках я узнала уже когда готовила материал к этому посту и сожалею, что в своё время не включила их в свою программу. Уникальнейшее явление: будучи построенными еще в начале XX века, ветки не связаны ни между собой, ни с одной их остальных и постепенно приходят в удручающее запустение. В городе Мэклоног, в начале одноименной ветки, на путях и вовсе расположился полноценный рынок, неохотно делящий с железкой пространство несколько раз в день.

    Это же просто офигенно, вот видео.

    И еще одно, уже из вагона поезда. "Ничего интересного, просто поезд едет через рынок" - видимо, думают тайцы, в энный раз за день ставящие обратно опоры своих навесов, которые взлетают и расправляются вслед поезду, как юбки в кабаре (видео).

    Классы

    1 класс

    Итак, как я поняла, первые классы есть исключительно в экспресс и (иногда) скорых поездах, курсирующих ночью. Места в таких вагонах очень похожи на наши купе с двумя лежачими местами. Внутри - регулируемый кондиционер, умывальник и полный набор гигиенических принадлежностей. Вдобавок ко всему, в общем туалете даже имеется душ.

    2 класc

    Внутри второго класса, в зависимости от степени удобств, начинается градация на:
    - лежачие места с кондиционерами; чаще всего есть в скорых и экспресс поездах;
    - лежачие места с вентиляторами; реализуются чаще всего на скорых и обычных поездах;
    - сидячие места с вентиляторами; продаются только на скорые и обычные поезда.

    Нашей аналогией вышеперечисленных служат боковушки в плацкартных вагонах, которые могут быть либо сложенными в сидения друг напротив друга, либо раскладываются в две лежачих койки - сверху и снизу. Небольшие багажные полки находятся сбоку от сидений, в проходе - сверху для верхней полки и снизу для нижней, соответственно.

    3 класс

    Места третьего класса продаются, в основном, на простые (локальные) поезда. Тут действуют законы знакомых каждому иногороднему электричек: нет предварительного бронирования, продажа начинается за пару часов, не никакой гарантии, что успеешь сесть (особенно в час-пик), деревянные сидения. Посему третий класс подходит, скорее, для коротких поездок. С другой стороны, куда больше возможность встретить много интересного люду и аутентики. Такие вагоны третьего класса снабжены вентиляторами, но на некоторых, особо продолжительных рейсах, можно умудриться встретить кондиционеры и даже сидения с откидными спинками. Также встречала информацию о том, что за проезд в третьем классе на локальных поездах бесплатен (увы, только тайцам, но по факту проверяют редко, так что можете попробовать ;)) - официально оплата мест третьего класса есть только на скорых и экспресс поездах.

    Как купить билет?

    Существует несколько способов купить билеты, в зависимости от наличия у вас времени и/или денег:
    1. самому по приезде в страну, если есть возможность - лучше за несколько дней.
    2. воспользовавшись по интернету услугами одного из агенств, которые выкупят билеты за вас (накрутив, конечно, комиссию за свои услуги) и отдадут его вам одним из способов:
    - вышлют по почте или доставят в ваш отель в Бангкоке, когда вы уже будете там (как делают агенства Asia Discovery или Возможности купить через интернет на официальном сайте государственного перевозчика в данный момент, к сожалению, сейчас нет (или уже нет). За несколько последних лет услуга то появлялась, то вновь становилась недоступной. Говорят, правда, что для онлайн-покупки были доступны не все билеты и не все поезда. Тем не менее, это позволяло путешественникам хоть частично покупать билеты на второй класс, например. Видимо, тайцы решили, что богатенькие европейцы должны платить больше и выкупать первый класс, чтобы они могли спокойно и заранее на месте выкупать себе второй.

    Дополнительно

    Для всех классов с лежачими местами - на цену билета влияет не только наличие кондиционера или вентилятора, но и то, верхняя это полка или нижняя (нижняя дороже). В первом классе эта цена может отличаться аж в два раза!

    Особенно касается long-distance поездов - ко времени приезда поезда на одну из конечных станций можно смело прибавлять несколько часов, ибо эти цифры имеют характер, скорее, ориентировочный, нежели точный, и время опоздания прямо пропорционально дальности от начальной станции.

    В вагонах также можно заказать еду (для тех классов, где это доступно), воспользовавшись меню на английском. Готовую еду принесут прямо на ваше место.

    Много-много полезнейшей информации, включая, карты маршрутов, расписания и даже фотографии вагонов можно найти вот здесь.

    Во время планирования своего путешествия рекомендую обращать внимание на наличие в этот период праздников (вроде Нового года, Сонгкрана или фестивалей: Лои Кратонг, музыкального фестиваля в Паттайе и пр.), т.к. это существенно может сказаться на наличии билетов.

    Личный опыт

    В сумме за время поездки по Таю мы ездили на поезде два раза: скорым ночным поездом из Чианг Мая в Аюттаю и локальным поездом из Ратчабури в Хуахин. Про второй я вскользь упомяну в процессе повествования, а сейчас уделю больше внимания первому.

    Во время планирования своей поездки мы, промониторив все возможные способы покупки билетов, сделала ставку как раз на то, что мы должны были ехать не в high season и не в праздничные дни, и решила покупать билеты уже на месте. Будут - отлично, не будут - приключения лишними не бывают! И, к сожалению или к счастью, не прогадала - билеты мы купили в Бангкоке, за четыре для до даты отправления из Чианг Мая. Купили с лёгкостью и на хорошие места.

    И вот, Чианг Май, вечер дня нашего отправления в Аюттаю. Приезжаем на вокзал - второй по величине во всём Таиланде, кстати, после Хуалампонга в Бангкоке. Вокзалы в Тае (вот, в Чианг Мае, в частности) очень по-южному светлые, просторные. Стен нет - просто навес с колоннами, что дает ощущение пространства, так недостающее в этой нескончаемой жаре. На полу узорная плитка, везде королевские орнаменты, украшения из слоновьих голов, мраморные лавочки - и всё по-минималистичному приятно. У начала каждого поезда стоит табличка с информацией о нём: наименование и направление, отправление и пр., это, действительно, помогает быстро сориентироваться.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Далее, всё, в общем-то просто, как у нас - у вагонов в первый и второй класс стоят проводники и проверяют билеты на входе. В третьем классе после каждой остановки в вагоне проходят проводники, проверяют и заодно продают, кому надо. У нас были билеты во второй лежачий класс с вентиляторами. Ага, вот и он, заходим.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Внутри, как я уже описывала выше - тайская версия нашего плацкарта, если бы "боковушки" были с двух сторон. Верхние полки откинуты и закрыты на ключ, нижние сложены в два "кресла" друг напротив друга, столешница спрятана. Около каждого места есть полочки для багажа (мг, тут никто их не пихает под его под кровать), вверху и внизу, и лестницы наверх. Все окна безнадёжно раздраены, некоторые из них криво подбоченясь, видимо уже безвозвратно завалились в дно рам. Над потолком бодро тараторят, кивая во все стороны, включенные вентиляторы. Нашли свои места, сели, смотрим на залитый солнцем перрон и на прибивающих пассажиров. Ну, поехали!

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Тем временем, интересные весьма кадры подгребали:

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Откомпостировали с любовью:

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    С первых минут поездки мы просто не могли оторваться от окна.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Селения, маленькие городки со встречающими и провожающими, переезды с сигналящими машинами, заросли банановой травы, изгибающиеся под тяжестью плодов, рисовые поля у подножия косматых северных гор, которые утопают в предзакатной оранжевой дымке, обнимающей пики стоящих по периметру пальм - то, что никогда не увидишь, если будешь торчать в городе! Эдакое блаженство в созерцании. И это всё под громкий лязг и стук колёс неистово несущегося состава. Правда, просто незабываемо.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Но всю дорогу сидеть не будешь, тем более, не всё еще осмотрено. Например, туалеты. В конце вагонов второго класса есть такой коридорчик, где с одной стороны три раковины с кранами (а не как у нас - с дозаторами или как их там) и зеркалами, с другой - три кабинки понятно для чего. На самом деле, удобно - таким образом, как минимум, можно разделить очередь на основных потребителей и, скажем, на тех, кому зубы почистить или просто на себя любимого в зеркало полюбоваться.

    Видеопруф (как-то я невольно много внимания уделила съемке непосредственно туалетов, уж простите).

    В процессе обнаружилась еще одна интересная деталь. Открыты не только окна, но и двери между всеми вагонами, так что весь состав превращается в изгибающийся на поворотах сообщающийся воздушный сосуд. Но и это еще не всё! В лучших традициях Азии открыты также и все двери из вагонов наружу. Последнее - посидеть на ступеньках поезда с открытыми дверям, когда он рвёт на полном ходу - вообще было пунктиком на все времена.

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Из Чианг Мая в Аюттаю по железке / Таиланд
    // ull-yeen.livejournal.com

    Как видите, действительно, уже был.) Это очень, очень клёво! К слову, это уже вторая вещь, характеризующая отношение тайцев к безопасности - ответственность и здесь перекладывается на самого человека. С наступлением сумерек у окна снова стало очень интересно. Селения сменились горной лесополосой, напирающей с обоих сторон дороги. Надо сказать, что март на севере Тая - время начала сухого сезона, время пожаров в джунглях. Именное через них мы пару раз и проезжали. Это удивительно: земля исполосована огненными нитями, спускающимися своими ветвистыми лапами с горы прямо под поезд, а в отдельных местах - даже с обоих сторон. Завораживает и вызывает какой-то глубинный, первобытных страх.

    Ближе к ночи по вагону начали ходить проводники и шариться по полкам, что нас несколько насторожило. Оказалось - в тайских поездах проводник (!) сам открывает каждую полку и (внимание!) стелет каждому пассажиру кровать, снабдив ее также шторкой - и в мерах обеспечения личного пространства, и потому что свет в поездах ночью не выключают.

    На следующее утро мы проснёмся поздно, убаюканные стуком колёс и ветром, гоняющим пряди волос по подушке. И узнаем, как это - когда поезд отстаёт от расписания на три часа. Полюбуемся на толпы макак в на развалинах Лопбури. Посмеемся со своих опухших лиц. И, внезапно, подорвавшись, вывалимся в Аюттайе. А это уже совсем другая история...

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    ull_yeen
    07/09/2015 18:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Таиланда

    06.03.24 Туристам рассказали как возить фрукты из Таиланда
    29.01.24 Таиланд упрощает возврат НДС для туристов
    19.01.24 Oman Air проводит глобальную распродажу авиабилетов
    10.01.24 S7 Airlines предлагает льготные тарифы на международные направления
    29.12.23 На тайском курорте Хуахин открылась новая железнодорожная станция
    12.12.23 S7 Airlines будет выполнять совместные рейсы с иностранными авиакомпаниями
    28.11.23 Air Arabia будет выполнять рейсы из Шарджи на Пхукет
    "Аэрофлот" начнет совершать рейсы из Иркутска на Пхукет
    15.11.23 S7 Airlines объявила большую распродажу авиабилетов
    13.11.23 Oman Air распродает билеты на популярные направления