Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш



    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Во время нашего путешествия этим летом по северо-западу Франции мы часто сильно отклонялись в сторону от основного маршрута по нашей главной цели - провинции Нормандия. В этой части Франции много интересных, порой загадочных мест, которые, будучи здесь, просто грех не посетить.

    После посещения Амьена, где нам удалось соприкоснуться с наследием великого писателя Жюля Верна и даже посетить его могилу, мы сделали гигантский крюк почти в 200 километров, чтобы посетить портовый город Кале. Город очень интересен в плане истории, хоть и был практически полностью разрушен в конце Второй Мировой войны. Мы немного прогулялись по его центру, хотя меня, в первую очередь, интересовали неплохо сохранившиеся на его окраине немецкие пушечные батареи, которые в течении войны держали на надёжном замке пролив Ла-Манш.

    Эти, нынче заброшенные, мощнейшие фортификационные сооружения найти совсем не просто. Но и они, и сам город достойны внимания любителей истории.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    От берегов Кале до Англии всего-то 34 километра и это самое узкое место в проливе Ла-манш. Естественно, на протяжении сотен лет этот город был важнейшим транспортным узлом. На смену паромному сообщению пришло железнодорожное, посредством знаменитого Евротуннеля. И хоть Кале не потерял своего стратегического значения, теперь здесь в несколько раз больше крупных торговых центров, чем сохранившихся объектов истории.

    Центр города и его историческая часть нынче составляют либо новострои, либо восстановленные из пепла и руин старые здания Кале. После бомбардировок союзных сил в конце войны этот город представлял собой жалкое зрелище. По досадной ошибке английских пилотов уже будучи в начале 1945 года занятым канадскими войсками этот город вновь подвергся бомбардировке союзников. Пилоты перепутали его с близлежащим Дюкертом, на тот момент всё ещё находящимся в руках немцев.

    Сторожевая башня Фе, видимо, осталась единственной сохранившейся в оригинале точкой города.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Мы же по пути заехали к зданию местной мэрии с оригинальной башней-колокольней беффруа. В средневековье подобные башни служили символом свободы торгового города.Здесь хранились казна, важные городские документы и печати. Так как места там там обычно не хватало, рядом достраивали отдельное здание, которое позже становились городскими ратушами или, как в Кале, мэриями. Эти оригинальные строения по достоинству оценила ЮНЕСКО и около пятидесяти башен-беффруа в Бельгии и Франции включила в отдельный охраняемый список всемирного наследия. Попала туда и башня в Кале.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    На примыкающей к мэрии площади мы заметили оригинальную скульптурную композицию из шести полуголых мужчин. Это была работа знаменитого Огюста Родена "Граждане Кале". Более семисот лет назад, в течении так называемой столетней войны Кале в течении года осаждали английские войска. В конце концов, изнурённый голодом и нуждой город согласился сдаться на милость победителя. Но английский король Эдуард III выдвинул условие - шесть самых знатных жителей Кале должны вынести ему ключи от города без одежды и с верёвками на шее, готовые быть тут же повешанными. Удивительным образом в городе нашлись истинные патриоты, согласившиеся отдать жизнь и честь ради спасения своей Родины. Кстати, вроде бы в итоге анлгичане их помиловали.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Кале помнит ещё многих знаменитых правителей - Марию Тюдор, герцогов Гизов. Эти имена милы сердцу любого поклонника романов Александра Дюма. Только вот в самом городе осталось совсем немного мест, которые могли бы напомнить об этих славных именах.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Не любят жители Кале и бесславную для них историю Второй Мировой войны. А как раз в этом плане здесь есть что посмотреть. На подступах к городу с севера прямо на побережье до сих пор гроздно высятся бетонные саркофаги легендарной немецкой батареи "Ольденбург". Эта батарея была построена в 1940 году для поддержки планируемого немцами вторжения в Англию.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Эта операция под названием "Морской лев" так и не было осуществлена. Зато огневая мощь этой и других близлежащих батарей смогла полность закрыть на замок Ла-Манш, при этом в чистую выиграв дуэль с английскими береговыми орудиями на другой стороне пролива.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Не смотря на огромный перевес сил на море, английские военные суда в течении нескольких лет боялись даже приблизится к стратегически важному проливу, в то время как немецкие крейсеры и линкоры не раз его пересекали. Мало того батарея "Ольденбург" практически не пострадала и от налётов союзной авиации, в то время как соседний Кале лежал в руинах.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Меня удивил один странный факт. На этой батареи стояли орудия, которые были сняты с российских батарей в Либаве (нынче латышской Лиепае) аж в 1915 году. Позже они были полностью модернизированы на заводах Круппа. Два года назад я был на взорванных батареях в Лиепае и даже писал об этом в своём журнале. Подчас история делает странные зигзаги, которые очень редко имеет возможность узреть простой обыватель.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Когда мы подъехали к заранее отмеченной в навигаторе точке, я сильно огорчился. С дороги мне показалось, что сохранившиеся казематы "Ольденбурга" теперь расположены на территории какого-то закрытого и огороженного спортивного клуба. Почти не надеясь что-либо здесь увидеть, мы всё же решили обойти закрытый объект вдоль забора. И, о чудо! Батарея оказалась расположенной как раз с противоположной стороны и полностью доступной для современных поклонников военной истории.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Давно заметил, как во многих странах мира подобные места нравятся любителям настенной живописи. Их даже далеко не самые удачные творения скрашивают голый серый бетон, оставшийся от былых войн и сражений. На батарее под Кале они тоже поработали на славу.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    После войны все ходы и выходы в подземные помещения "Ольденбурга" были замурованы, но местные диггеры постепенно наделали лазеек везде, где только можно.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    От самих огромных береговых орудий уже давно не осталось ни следа, зато кое-где пустые глазницы огромных казематов прикрывают остатки железных шторок, некогда защищавших от обстрелов боевую прислугу орудий. Хорошо сохранились и гигантские стальные колпаки над орудиями.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Мы не стали лазить по подземным местным коммуникациям. Но и увиденного нами вполне хватило для того, чтобы понять на какой мощный замок был заперт пролив Ла-Манша в годы войны.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    В нескольких десятках километров южнее Кале по дороге мы заехали на ещё одну морскую батарею немцев. Некогда она носила имя "Зигфрида", но после гибели в авиакатастрофе легендарного немецкого рейхсминистра строительста и инженерных войск Фрица Тодта в 1942году, была переименована в его честь. Этот человек был настоящим гением своего дела. Он сумел создать мощнейшую организацию также названную его именем, которая выстроила большинство военных объектов, которые сумели сохранится до наших дней - Атлантический вал, бункеры командования в Восточной Пруссии, скоростные автомагистрали и железные дороги. Теперь на батарее Тодта оборудован частный музей.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Во время отступления немецких войск осенью 1944 года эта батарея была взорвана. Но бетонные сооружения 4-метровой толщины практически не постадали. В наше время здесь на примере одного из восстановленных батарейных бункеров можно вполне цивилизованно осмотреть принцип действия и обеспечения немецкого орудия-гиганта. Подземные помещения под самим бетонным саркофагом уходят на глубину до 15 метров. Рядом с этим мощным орудием размещалась отдельная батарея зениток, прикрывающая смертоносное оружие с земли и воздуха.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    Французы свезли со всех окрестностей к батарее "Тодта" ещё кучу примеров вооружения обеих воевавших сторон. Особняком здесь смотрится большая пушка "Леопольд" на железнодорожной платформе. С таких дальнобойных орудий немцы обстреливали побережье Англии.

    Как Кале стал ключами от огромного навесного замка пролива Ла-Манш / Франция
    // lavagra.livejournal.com

    К сожалению, у нас не хватило времени заглянуть в сам музей. Кстати, во время этого путешествия я вообще не зашёл ни в один платный военный музей. Не то что бы я пожалел денег, просто количество бесплатных военных артефактов во Франции огромно, а именно такие подчас невосстановленные и запущенные объекты мне как раз и больше по душе.А наше путешествие по Франции продолжалось. Мы наконец-то въехали на территорию Нормандии - главной цели нашей пятидневной поездки...

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    lavagra
    11/06/2015 12:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    14.09.17 Тариф дня: Петербург - Париж - от 12868 рублей у "России"
    13.09.17 Air France и KLM проводят распродажу билетов по всем направлениям
    24.08.17 Парижский музей кукол закрывается
    31.07.17 Визы во Францию россиянам будут выдавать за 48 часов
    28.07.17 Больше всего фальшивых евро - во Франции
    27.07.17 Наводнения в Германии, пожары во Франции, опасная жара в Крыму
    19.07.17 В Париже открылись уличные бассейны
    Air France создала сумки из старых авиакресел
    17.07.17 Магазинам модных брендов во Франции разрешили работать по воскресеньям
    13.07.17 Во Франции - забастовка в дочерней компании Air France
    [an error occurred while processing this directive]