Праздник Божоле Нуво и аббатство Клюни

Расскажу о кратком трипе, который мы совершили на праздник Божоле Нуво.

Во всех календарях началом продажи Божоле Нуво (вина из молодого винограда) считается третий четверг ноября. Но все увеселения и торжественное открытие первой бутылки вина проходят в среду. Поэтому мы выбрались на 4 дня, со среды по субботу (20-23 ноября 2013), во Францию.

// tana-cat.livejournal.com

В Лион мы прилетели прямо в среду. Вылетев из Москвы в 10:45, с пересадкой в Париже, в 14:25 мы уже были в Лионе. В аэропорту взяли машину, и отправились в Belleville - заселиться в отель. Машину изначально я брать не планировала, но, посчитав, сколько времени и денег займет дорога без нее до Бельвиля, судорожно арендовала машинку в Hertze. Обошлась она нам примерно в 110 евро (доп.опций мы не брали), но взамен класса econom нам выдали Ford C-Max - весьма приличную дуру, в которой комфортно разместится 5 человек :)

В самом Beaujeu есть возможность проживания, но мы планировали поездку за 3 недели - рассчитывать на свободные места, прямо скажем, было фантастично. Поэтому жили мы в отеле Inter-hotel в городе Belleville-sur-Saone. От этого города до Божо, родины праздника, всего 15 км. Сообщаются города исключительно автобусами, которые прекращают ходить в 20:30, так что мы рассчитывали на такси.

Доехав до отеля, мы заселились, встретив еще две русские группы туристов. Вместе с тверичами сговорились взять одно такси, и пошли знакомиться с отелем. Отель весьма простенький, в номере прохладно, но душ порадовал. Отапливался отель нестандартно - настенный обогреватель был намертво выключен, а единственным предметом, нагоняющим тепло, был кондиционер. В результате в номере было либо тепло и душно, либо холодно.

Диспетчеры такси ни в Божо, ни в Бельвиле по-английски не говорят. Причем совсем. Этот печальный факт мы узнали позже, а пока воспользовались услугами рецепшиониста, которая вызвала нам такси. Причем первое такси собиралось приехать лишь через час (позже мы узнали, что есть еще вариант "через 2 часа", а также "все машины заняты"). Поэтому тетенька, порывшись в визитках, нашла такси, которое смогло забрать нас через 20 минут. За это время мы с ребятами откупорили первую из бутылочек местного вина и выпили "за знакомство". Программа праздника вкратце такова: в 15:30-16 праздник открывается запуском воздушных шариков. С 16 до 22 часов проходит дегустация вин. Вина наливают в установленных на улице зеленых палатках, присесть негде, поэтому надо одеваться тепло - температура в ноябре в Божо была абсолютно такой же, как и в Москве, а на полях уже лежал снег. Официальных закусочных нет, но в городе открыты магазины и обычные бистро, так что разжиться едой вполне возможно.

// tana-cat.livejournal.com

На центральной площади стоит стенд с картой Божо, чтобы туристы не заблудились :)

В 18 часов проходит так называемая Introduction - как я поняла, это встреча иностранных гостей. Стоит это удовольствие 135 евро, а 10 сидячих мест достаются первым счастливчикам, так что на это мероприятие мы не рискнули пойти. С 19:30 до 23 в grand chapiteu (большом шапито) проходит Grand Dinner - торжественный ужин. Стоит он 85 евро, включает в себя шоу-программу с кабаре, файр-шоу, фокусником, полный обед и неограниченное количество вина и воды. Одновременно проходят еще два ужина по 25 евро - dinner&concert в театре и quick dinner, как я понимаю, в petit chapiteu.

В 23 часа начинается факельное шествие. Нам выдавали факелы, когда мы выходили из гранд-шапито. Можно ли их взять отдельно от ужина, я не знаю. Шествие приходит на центральную площадь к театру, где мэр произносит речь и в полночь торжественно открывает первую бутылку вина. "Теперь, - говорит мэр, - можно пить Божоле Нуво!" В 1 час ночи в гранд-шапито начинается бал. Вход - 5 евро, а если вы брали торжественный ужин, то бесплатно по тем же билетам.

Мы приехали в Божо к 18 часам. Поскольку я купила билеты на Grand Dinner, который начинался в 19:30, то на дегустацию у нас был всего час. Нам его хватило на то, чтобы попробовать вина всех 13 погребов и даже успеть перекусить, но я бы отвела на дегустацию побольше времени. Все-таки Божоле крайне желательно декантировать (насыщать кислородом), а для этого нужно хотя бы минутку подождать, прежде чем пить из бокала. Начинается дегустация с посещения зеленой палатки напротив театра, в которой за 5 евро выдают бокал и две анкеты - зеленую для своих замечаний и белую, с планом дегустационных палаток и формой для заполнения. В форме нужно указать года вин, которые вы пробуете на дегустациях. Угадавший все года получает приз :) Хоть город Божо и невелик, но чтобы дойти от дальней точки дегустации до гранд-шапито нам понадобилось минут 10-15. С покупкой билетов у меня возникла трудность - на сайте в качестве доставки были предложены "почтой (минимум 5 дней)" и "забрать в офисе Sarmentelles". Проблема была в том, что на английском второй вариант звучал как "забрать за день до мероприятия в офисе Sarmentelles". Я трижды писала в Sarmentelles (собственно, так называется праздник), могу ли я забрать билеты в день мероприятия, но ответа не получила. Решила рискнуть - и правильно. Мои распечатки на билеты обменяли прямо при входе в гранд-шапито. Так же произошло с еще одним ужином, который я тоже покупала через сайт. Перед входом в гранд шапито нас встречали артисты:

// tana-cat.livejournal.com

Получив билеты, мы уселись за указанный нам стол. Гардероба в гранд-шапито нет, зато обогреватели натопили зал весьма приятно, поэтому куртки все вешали просто на спинку стульев. За столом рядом с нами сидели трое французов- Питер, Мартина и Эрик, с другой стороны усадили большую русскую группу. Поскольку группа пришла чуть позже, то мы уже вступили в разговор с французами, который велся на английском языке. В результате то, что мы русские, люди из группы узнали часа через 2 :)

Блюда разносят официанты. Меню подается с достаточно большим интервалом, поэтому есть время спокойно посмотреть шоу (весьма интересное) и пообщаться с соседями :) Благодаря Питеру, который зычно подзывал официантов, вино у нас на столе не иссякало :) Но, честно говоря, Божоле - не мое вино. На стол подавалось, естественно, выдержанное, не молодое вино, но и оно не произвело на нас положительного впечатления.

// tana-cat.livejournal.com

В 23 часа ужин завершился. Выходя из гранд-шапито мы получили факелы, которые тут же и зажгли. Надо сказать, что французы умеют сделать праздник из любого события - факельное шествие нам очень понравилось. Была соблюдена и безопасность - перед центральной площадью стояли специальные баки, куда нужно было выбросить догоревший факел.

Пришли мы на площадь в составе факельного шествия около 23:40. Мэр сказал речь, объявил победителя "угадайки" вин и, наконец, торжественно открыл первую бутылку Божоле Нуво. Из инсталляции - огромной бутылки, наклоненной над бокалом - в этот момент будто потекло вино и зазвучала музыка. Затем дали красивый салют.

Толпа начала расходиться. Мы вернулись к гранд шапито - таксистка, которая везла нас в Божо, сказала, что именно там можно будет взять такси. Позвонили по одному телефону - "все машины заняты", по второму, по третьему.. Наконец, я позвонила по номеру, который был указан на табличке у входа в шапито "Taxi Sarmentelles" (+330683077716). К моему удивлению, мне сказали "две минуты!". Пока я соображала, что имелось в виду, подъехала машина и мы радостно вскочили в нее. Забегая вперед, скажу, что вызвать такси ночью в Божо или Бельвиле практически невозможно. Ночные поездки нужно обязательно заказывать заранее. Нам повезло только потому, что в эту ночь праздника работали все такси. В другие дни праздника такси уже работали в обычном режиме, и добраться в нужное место стало большой проблемой. Поэтому идеальный вариант - все-таки ехать на машине (соответственно, водитель не пьет) или же жить прямо в Божо. До отеля мы доехали без приключений (в среднем поездка от Бельвиля до Божо стоит 30-40 евро) и, утомленные праздником, завалились спать.

Утро после вечернего праздника началось у нас в 10 часов. Мы выползли на улицу в надежде найти кафе для завтрака, но оказалось, что в этой местности Бельвиля кофе до 12 часов нам могут предоставить лишь два заведения: Макдональдс (в пяти минутах ходьбы от отеля) и бистро в InterMarche (напротив отеля). Бистро мы заметили лишь на обратном пути, а потому завтракать отправились в Макдональдс (кофе - 0,95 евроцентов, капуччино - 1,70 евро).

По возвращении в отель мы долго и мучительно решали, куда же поехать. До Дижона ехать около 1,5-2 часов, до Лиона - 30-40 минут, но Лион достаточно большой город, и вряд ли нам хватит времени его осмотреть. Поэтому было принято решение поехать в аббатство Клюни, находящееся буквально в 20 км от Бельвиля, а по дороге разглядывать винные погреба и другие местные достопримечательности.

// tana-cat.livejournal.com

Первым погребом на нашем пути стал магазинчик погреба "Cave des Grands Crus Blancs", рядом с кольцевой клумбой, густо заставленной бутылками и фужерами :) В ресторан мы заходить не стали, а в магазине попробовали пару вин и прикупили с собой несколько бутылочек. Правда, что в этом погребе, что в дальнейших почти не попадались вина старше 2011 года.

Дальше мы решили не возвращаться на платную трассу, и двинулись проселочными дорогами в Клюни. Остановившись на паркинге в 100 метрах от входа в аббатство, мы прикупили билеты (9,50 евро), выслушали подробные объяснения доброжелательного кассира на английском и отправились изучать аббатство Клюни. Представление о его бывших гомерических масштабах дают как сохранившаяся лестница входа и подножия колонн, так и 3D фильм, демонстрируемый в аббатстве. Идет он буквально 10 минут, но посмотреть его я крайне рекомендую. Затем мы прошли во внутренний двор аббатства, зашли в капеллу и одну из сохранившихся построек аббатства, и вышли снова через кассы.

// tana-cat.livejournal.com

По этому же билету можно посетить и археологический музей, расположенный во дворце Бурбонов, где выставлены найденные при раскопках ценности. Здесь тоже показывают фильм, но уже не 3D. Фильм незначительно отличается, поэтому фрагмент его мы посмотрели с удовольствием. Здесь он цветной, так что для нас стало откровением, что каменную резьбу еще и красочно расписывали.

Выйдя из музея мы отправились через очередной дворец :) к паркингу. Время близилось к 17 часам, начинались сумерки и мы решили не спеша возвращаться домой, останавливаясь в приглянувшихся погребах. Невзирая на достаточно ранее время и будни, бОльшая часть погребов была закрыта. Если мне не изменяет память, в Saint-Amour мы углядели один из магазинчиков, остановились и я подегустировала еще божоле. В этот день мне сюрпризом была устроена полноценная дегустация в любом погребе, где я пожелаю - вот я и желала. Последний погреб я разглядела в Julienas'e - размещался он почему-то в церкви, что вызвало у меня когнитивный диссонанс. Мы развернулись чуть ли не на ступенях кафедрального собора, заехали на паркинг и пошли проверять церковь на предмет вина. Перед церковью стояла табличка "Degustation", а на церкви висела надпись "Cellier de la Vielle Eglise". Собственно, все желающие могут полюбоваться на этот пейзаж на google.street, и вы тогда меня поймете. Мы затормозили перед табличкой и начали вглядываться в закрытые деревянные ворота. В этот момент они распахнулись, из них вышел плотный дядечка, схватил табличку Degustation и поволок вовнутрь. Это придало нам сил и мы рванули в ворота.

В алтарной части церкви виноградари расписали стены прямо-таки натуралистическими картинками сбора урожая. Вдаль уходил длинный стол и непонятного назначения специальные шкафы, увешанные плакатами с виноградом. За стойкой у дядечки собралась теплая компания - пара иностранцев, дегустирующих вино, трио местных мужичков, неспешно беседующих друг с другом, и вожделеющие мы с горящими глазами. Неожиданно в церкви оказалось и белое вино, которое (из всех апробированных мной за день) было лучшим на вкус. Мы радостно купили у дядечки бутылку вина - причем в церкви можно было даже заплатить картой (мы забыли поменять деньги перед отъездом, и наличными у нас было всего 80 евро, когда мы влетели во Францию. Поэтому я даже 70 центов за платную дорогу платила картой).

// tana-cat.livejournal.com

Дегустаций было на текущий день достаточно, и мы отправились в отель. Ужинать было решено в ресторане напротив "Rouge Poivre", разрекламированном в предыдущем отзыве как стейковый рай. Когда мы подошли к ресторану, то выяснили.. что он ЕЩЕ не открылся. Режим работы ресторана меня вдохновил: с 12 до 14 и с 19 до 21:30. До семи часов вечера нам оставалось всего 10 минут, так что мы успели за это время спросить у курящей на улице уборщицы, принимают ли они карты, сходить в отель на ресепшн и узнать, где здесь банкомат, и обойти три раза вокруг ресторана, клацая зубами.

Наконец ресторан открылся и мы, стараясь сохранить достоинство, ворвались в него. Я не ожидала, что он будет сильно заполненным в будни, но уже через полчаса почти все столики были заняты. В качестве закусок мы взяли буфет (салаты, закуски, овощи и прочее), а на второе заказали вожделенный стейк и курицу в таджине. Если буфет оказался весьма вкусным и сытным (в немалой степени этому способствовала картошка во всех без исключения салатах), то второе нас разочаровало. Стейк-middle принесли.. ХОЛОДНЫМ, а курица выглядела совсем не так, как на фотографии в меню. В общем, я вполне бы удовольствовалась там буфетом. И хотя в ресторане мы расплатились картой, денежная проблема не отступала. Посему после ужина мы не торопясь отправились в центр искать банкоматы в банках. От центра, как потом выяснилось, мы жили в 10 минутах неспешной ходьбы. Так же неспешно и вальяжно мы дошли до круга с Макдональдсом, и тут .. услышали музыку. В два прыжка мы оказались у театра, от которого отходила местная процессия с факелами. Мне вспомнилось, что в каждом городке устраивается "свой Божоле Нуво" и где-то в программах я видела, что в Бельвиле как раз в четверг это мероприятие собиралось быть. Выхватив фотоаппарат и позабыв про банкоматы, мы помчались вперед, обогнали шествие, засняли девочек-красавиц, местный оркестр и всю факельную церемонию, и настолько разогнались, гонимые вперед всеобщим весельем, что вместе со всеми зашли в винный погреб, уселись.. Стоимость ужина была невысока - всего 10 евро, но в кармане у нас было всего 15 - денег-то мы так и не сняли. Карточки здесь уже не принимали, и пока я разрабатывала планы покорения мира (т.е. пробежки до ближайшего банкомата, который был на углу напротив погреба) мне мягко, но твердо напомнили, что веселье - это хорошо, но: мы сыты, ибо только что с ужина, а вина, привезенного с дегустаций, нам хватит еще на недельку.

// tana-cat.livejournal.com

А посему погреб мы покинули, денег в банкомате сняли, по дворику у театра и собора погуляли, и отправились в отель, где нас ждало божоле, паштет и сыры, прикупленные утром в InterMarche, и теплая кроватка (уходя на ужин, я включила кондиционер).

tana_cat
    16/12/2013 12:00

Новости из Франции

07.03.24 Доступ зрителей на церемонию открытия летней Олимпиады во Франции ограничат