Стокгольм: прогулки налегке

Лето-2013 в Поволжье выдалось нежарким: мы уезжали в Швецию 1 августа и, пока ждали поезда, успели замёрзнуть - небо стало серым, пошёл мелкий осенний дождик. В Москве - тоже никакого проблеска, низкие мрачные тучи. Но уже через два часа мы вышли из самолёта в стокгольмском аэропорту Арланда и зажмурились - ослепительное солнце, высокое синее небо, настоящее лето! Так началось наше длинное путешествие в Швецию, неожиданную и предсказуемую, неброскую и прекрасную. В её столице мы провели три дня, и, несмотря на все рассказы о капризной скандинавской погоде, мёрзнуть нам не пришлось, поэтому Стокгольм навсегда останется для меня солнечным городом.

// alice2015.livejournal.com

На самом деле я никогда не хотела в Скандинавию, даже не рассматривала это направление. Много лет мне снилась Прага, я продолжаю хотеть в Испанию, всей душой люблю юг, но Швеция... нет, это не мой выбор) За меня его сделала моя подруга: два года назад она эмигрировала в шведский город Гётеборг, а потом пригласила нас в гости. К тому времени прямой самолёт из Москвы в Гётеборг отменили, поэтому мы полетели через Стокгольм, о чём ни разу не пожалели.

День первый

Добраться из аэропорта в город можно на Арланда-экспрессе за 20 минут и 260 шведских крон или на автобусе Flygbussarna - 45 минут, 100 крон, ребёнок бесплатно. Мы поехали на автобусе. Дорогу особо живописной не назовёшь, но и утомительной тоже. Автобус делает несколько остановок в пригородах и самом Стокгольме, конечная - железнодорожный вокзал. Отель я выбирала поближе к вокзалу и центру города, оказалось, он находится чуть ли не на углу пешеходной улицы Дроттнинггатан (улица Королевы). Расположение очень удобное: эта улица пересекает весь район Норрмальм и выводит в самый центр, практически ко всем главным достопримечательностям, до всего можно добраться пешком. Возвращаясь в отель, мы тоже каким-то волшебным образом всегда выходили на пешеходную улицу, даже если перед этим слегка блуждали. Каждый из наших трёх дней в Стокгольме начинался именно здесь.

// alice2015.livejournal.com

Первый раз мы оказались на Дроттнинггатане в разгар дня - магазины, кафе, разноголосый шум, толпы туристов - и при этом очень уютно и спокойно. Вот это ощущение не покидало меня в Стокгольме с первого дня - комфорта и безопасности, уверенности в том, что все здесь на твоей стороне и в любом случае помогут. Может быть, потому, что тебе везде улыбаются - открыто и искренне, так что автоматически начинаешь улыбаться в ответ. Рано утром Дроттнинггатан совсем другая, в 8 утра всё ещё закрыто, навстречу попадаются только редкие прохожие, можно спокойно посидеть на львах, рассмотреть фасады и витрины. Магазины здесь самые разные - от крупных сетей до маленьких сувенирных лавочек, кафе тоже на любой вкус.

В первый день мы бросили вещи в отеле и решили сначала сориентироваться - я первый раз путешествовала по Европе без карт, планов и гидов, зато с ребёнком. Три дня совсем одни в незнакомом городе - одно из моих любимых ощущений: идти туда, куда ведут его улицы, открывать новый мир за каждым поворотом, узнавать что-то знакомое в незнакомых лицах.

// alice2015.livejournal.com

Дроттнинггатан вывела нас к мосту Riksbron, а он - к риксдагу - шведскому парламенту - одному из самых красивых зданий Стокгольма. По крайней мере, меня риксдаг впечатлил больше, чем королевский дворец. Он занимает целый остров, а фасады с разных сторон настолько не похожи друг на друга, что не сразу узнаёшь в них одно и то же здание.

Потом мы свернули в какую-то самую обычную шведскую улочку с самыми обычными жёлтыми домами, а там - уличные музыканты. Поют примерно такое, интернациональное: "А-яяя-яй!"- зрители подпевают, мы тоже немного попели) В общем, в первый же день Стокгольм создал нам настроение - беззаботное, лёгкое, праздничное.

// alice2015.livejournal.com

Королевский дворец тоже оказался рядом - буквально на соседнем острове. Да, это он, вот это скромное строгое здание в серовато-коричневых тонах. Из архитектурных украшений - только львы и ангелы. В общем, очень по-шведски - скромность, сдержанность, стройность и выверенность форм.

Каждый день около полудня здесь можно увидеть церемонию развода королевских гвардейцев, но мы как-то всё время оказывались в другом месте, зато однажды встретили вот такую процессию просто на улице.

// alice2015.livejournal.com

Побродив вокруг дворца, мы вышли к набережной. Здесь начинается один из самых престижных районов Стокгольма - Остермальм - дорогое жильё, архитектурные изыски в стиле модерн, белые катера и яхты.

В Стокгольме много воды - большое озеро Меларен, соединённое протоками с Балтийским морем, город расположен на 14 островах, связанных многочисленными мостами. Может быть, это и создаёт впечатление лёгкости, прозрачности, невесомости - никакой приземлённости и монументальности. Отдельная стокгольмская тема - чайки, беззастенчивые и непуганые.

// alice2015.livejournal.com

И снова мост - на этот раз на остров Юргорден - там сосредоточена большая часть стокгольмских музеев. Мы нашли музей корабля Васа и указатель к музею по сказкам Астрид Линдгрен - Юнибакену. Но с их посещением решили определиться завтра: устали и вернулись в отель - на метро. Шведское метро по сравнению с московским просто пустое: временами мы были на станции совершенно одни.

День второй

Собираясь в Стокгольм, мы, конечно, почитали про музеи, запланировали посетить некоторые из них. Но на месте я поняла, что в музеи мне не очень хочется - хочется как можно больше увидеть в городе, как можно дольше бродить по его улицам, дышать его воздухом, любоваться водой и небом. Поэтому мы решили, что музей будет только один, и между Юнибакеном и музеем "Том Титс эксперимент" мой сын без колебаний выбрал второй. Он находится не в самом Стокгольме, а в его пригороде Сёдертелье (Södertälje) - туда можно добраться на электричке, которая отправляется с пригородной платформы центрального вокзала. От станции в Сёдертелье ещё минут 10 нужно проехать на автобусе, здание музея трудно не заметить.

// alice2015.livejournal.com

"Том Титс эксперимент" - это музей всевозможных механизмов и экспериментов, наподобие Лунариума в московском планетарии. Все экспонаты не то, что можно - просто нужно трогать, пробовать и испытывать - как раз для живых и энергичных детей среднего школьного возраста. Впрочем, родителям тоже не скучно - даже таким далёким от физики, как я. Зеркальный лабиринт, горка в трубе, всевозможные головоломки, оптические иллюзии - 4 этажа наглядной и занимательной науки и техники.

Во дворе - несколько экстремальных аттракционов и разные интересные сооружения: можно проползти по канализационной шахте, спуститься в водопроводный колодец, покрутить архимедов винт и водяные мельницы и выйти совершенно сухим из вот такого фонтана.

// alice2015.livejournal.com

А рано утром, ещё до музея, мы успели погулять по старому городу - Гамла Стану, с которого и начался Стокгольм 750 лет назад. Первое, что увидели в лабиринте узких мощёных улочек - башню с часами. Оказалось, это церковь святого Николая, она же - Стокгольмский кафедральный собор.

Здание церкви построено ещё в 13 веке, но снаружи не поражает ни размерами, ни архитектурой и не идёт ни в какое сравнение с кафедральными соборами других европейских столиц, хотя здесь проходят церемонии коронации и венчания шведских королей - в 2010-м, например, здесь венчалась принцесса Виктория. Внутри всё более пышно и торжественно: высокие готические своды, колонны из красного кирпича, витражная розетта над алтарём и средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона - она символизирует победу шведов в одной из битв с датчанами.

// alice2015.livejournal.com

У выхода стоит вот такой глобус со свечами - их зажигают здесь с 1972 года и молятся о мире на Земле.

Совсем рядом, на соседнем острове - ещё одна церковь, шпиль которой хорошо виден из разных точек города - Риддархольм. Она практически ровесница кафедрального собора, сейчас сюда приходит на богослужения шведская королевская семья, а до середины 20 века здесь хоронили шведских королей.

// alice2015.livejournal.com

Стокгольм вообще невозможно представить без башен и шпилей, устремлённых вверх, тянущихся к небу. Некоторые из них мы видели ещё из окна в отеле, а потом посмотрели поближе, а некоторые вырастают прямо перед тобой внезапно - так мы обнаружили церковь короля Ускара (Оскара) в районе Остермальм.

А из кафедрального собора мы вышли на центральную площадь старого города Stortorget с фонтаном, шведской королевской академией и яркими пряничными домиками - это самые старые жилые дома Стокгольма, построенные в конце 15 века.

// alice2015.livejournal.com

Памятники, скульптуры и скульптурные группы - ещё одна изюминка Стокгольма. Вот такие зверюшки встретились нам в другом районе, недалеко от площади Stureplan.

День третий

Слегка устав ходить пешком, на третий день мы решили воспользоваться автобусом Нор-on hop-off . Эти двухэтажные автобусы с открытой крышей ездят в Стокгольме по трём маршрутам, делая остановки в самых интересных местах города, и с одним билетом можно путешествовать целый день, выходя на любой остановке и продолжая поездку, когда захочется. Аудиогид на восьми языках прилагается. Мы посмотрели порт с огромными паромами, остров Юргоден с Северным музеем, Скансеном и Юнибакеном, а выйти решили возле ратуши, в которой каждый год вручают Нобелевскую премию.

// alice2015.livejournal.com

Массивное здание из тёмно-красного кирпича с внутренней стороны увито плющом и выглядит более лёгким и изящным - за счёт просторного внутреннего двора, отгороженного арочными проёмами.

Через двор можно выйти на набережную, посидеть на ступеньках у самой воды, полюбоваться шпилями и мостами, ведущими к соседним островам, покормить птиц.

// alice2015.livejournal.com

На автобусе мы ещё съездили в некогда рабочий район Сёдермальм, а потом вышли в старом городе, чтобы ещё раз побродить по его улицам, зайти в сувенирные магазины, съесть пирожное в маленьком кафе и снова гулять и смотреть...

Так прошли три наших свободных дня в Стокгольме, который я неожиданно для себя полюбила раз и навсегда. За то, что у этого города есть собственное лицо: синева неба и воды, строгая геометрия улиц и площадей, утончённость шпилей и башен. За единство пространства и стиля: новые районы продолжают старый город естественно, без резких перепадов и контрастов. За атмосферу благодушия и уюта, непривычную для столицы и почти миллионного мегаполиса. За доброжелательность, открытость и улыбчивость его жителей, за то, что они понимали мой несовершенный английский, а некоторые даже говорили по-русски. В общем, если кто-то ещё сомневается, стоит ли ехать в Стокгольм, мой голос - "за"!

alice2015
    02/02/2015 12:00

Новости из Швеции

24.01.23 Швеция возобновила прием заявлений на визы
    16.08.22 Какие страны выдают шенгенские визы в 2022 году
    23.02.21 В Европе туристов из России не особо ждут, но иногда впускают
    17.06.20 Wizzair хочет летать из Петербурга в Зальцбург, Осло, Копенгаген, Стокгольм и Мальту
    03.02.20 Новые правила выдачи шенгенских виз: что изменилось?