О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть



    Когда турки-османы завоевали Константинополь в 1453 году, то, что они увидели перед своими глазами, очаровало их. В их руках находился крупнейший собор мира, собор Святой Софии. Построенный в VI веке императором Юстинианом храм Божьей Мудрости, побывав христианским собором и мечетью, а позже став музеем, повлиял на ход развития мировой архитектуры, создал шаблон для турецких мечетей и сформировал облик современного Стамбула, невзирая на землетрясения, революции и войны.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Задолго до поездки в Стамбул, ещё в годы моего юношества, я увлекался историей древнего Киева, в особенности архитектурой времён Киевской Руси. Я читал книги и разбирал чертежи церквей, сравнивал оформление и по кладке определял возраст храма. Тогда же во мне зародилась особенная любовь к Софийскому собору в Киеве. На то время это был крупнейший собор на Руси. Название, Святая София Киевская, по аналогии с Ая София, указывает на амбиции киевских князей соревноваться в демонстрации богатства с византийским императором. Две главные улицы града Ярослава в Киеве были построены по древнеримской схеме, заимствованной из Константинополя. На их пересечении возвышался самый главный собор государства, 13-главый собор Божьей Мудрости Софии. Великий Князь проводил все возможные архитектурные параллели между своей столицей и Царьградом, Константинополем.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    В ансамбля собора Святой Софии в Стамбуле доминируют четыре минарета. Они были пристроены после превращения собора в мечеть в XV веке. Я много десятков раз бывал внутри Софийского собора и знал наизусть каждую мозаику. Когда-то, от любопытства и избытка свободного времени, я даже водил по собору нелегальные экскурсии. (Это вскоре заметили сотрудники музея и попросили меня больше там не появляться.) Раз киевская София была построена под влиянием константинопольской Софии византийскими мастерами, то последняя должна быть похожей на первую, только в разы больше. Так думал я перед тем, как побывал в Стамбуле. Как же я заблуждался!

    Ая София совершенно, абсолютно, совсем, никак не похожа на Софийский собор в Киеве. Между двумя невозможно провести стилистическую параллель. Киевская София на 500 лет моложе стамбульской (ей "всего" 1000 лет), она заканчивается 12 малыми главами и одним высоким отдельно стоящим куполом, по размерам она в разы меньше, древняя кирпичная кладка была обнажена и здание не сдавливали наружные контрфорсы. А, самое главное - центральный купол удерживали толстые несущие опоры.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на главный неф собора Святой Софии с хоров.

    В Ая София всё иначе. Само по себе помещение настолько огромно, что колонны, какими бы толстыми они ни были, кажутся стройными. Благодаря огромному числу мелких окошек на всех четырёх стенах и подкупольном барабане, здание наполнено светом. Высокие и широкие окна, в отличие от древнерусских храмов, застеклены, поэтому с улицы в помещение попадает много света. На Руси стекло не использовалось, вместо него узкие оконные проёмы закрывали ставнями с узкими вставками из полупрозрачных материалов.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Стены в Ая Софии частично выложены золотой мозаикой. Нужно помнить, что после завоевания Константинополя турками-османами собор был превращён в мечеть и все изображения святых были либо уничтожены, либо замазаны штукатуркой. Часть изначальных мозаик удалось восстановить в рамках реконструкций XIX и XX веков, но многое было потеряно окончательно. Был ли весь храм изначально покрыт мозаиками, мне неизвестно. Знаю только, что потолки на хорах второго яруса ещё недавно были покрыты мозаиками, которые погибли от землетрясения 1894 года.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Массивные колонны кажутся совсем тонкими за счёт масштаба всего здания. Белый мраморный пол зрительно увеличивает пространство собора. Боковые нефы небольшие и, в отличие от древнерусских соборов, тоже наполнены светом. От главного нефа они отделены группами мраморных колонн. На втором ярусе, на южных хорах находится один из самых узнаваемых православных образов - мозаика Деисус. Она была выполнена в 1261 году после возвращения собора от католической к православной церкви. Большая часть мозаики была утеряна, но даже на остающемся фрагменте видно, как далеко ушла византийская иконопись XIII века от тех плоских безэмоциональных изображений святых к объёмной передаче складок ткани, тени и морщин, первый шаг к эпохе Возрождения в искусстве. На Руси тоже наблюдалась эта тенденция, хотя со строительства Михайловского Златоверхого собора в Киеве в XII веке мозаика окончательно перестала использоваться в оформлении храмов.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Софийский собор знаменит не только куполом, но и мозаиками. Слева: над императорскими вратами виднеется мозаика императора Льва VI, преклоняющим колено перед Иисусом. Справа: Деисус. Над императорскими вратами, главным входом в собор, расположена мозаика, на которой император Лев VI Мудрый преклоняется перед Иисусом, восседающем на троне. Над боковым выходом из собора сохранилась ещё одна удивительная мозаика. На ней изображены император Константин, основатель города, и император Юстиниан, создатель современного собора.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Императоры Константин и Юстиниан над юго-западными вратами. В остальном, в соборе Ая София прослеживается та же мозаичная программа, что и в Киевской Софии. В апсиде над бывшим алтарём изображена Богоматерь "Оранта", на парусах под барабаном частично сохранились изображения четырёх евангелистов. Внутренняя сторона купола исписана арабской вязью, а в самом центре купола написано что-то из Корана. Возможно, раньше на этом месте была фреска Иисуса Пантократора, искупающего грехи. Этот сюжет часто встречается на куполах в византийских храмах.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Под таким углом можно разглядеть оформление стен и купола. Купол Ая София поистине завораживает. Снаружи конструкция храма кажется грузной. При взгляде на Святую Софию снаружи вообще трудно назвать здание "красивым". Современное европейское представление о красоте предполагает симметрию, в некой степени утончённость, продуманность каждой детали. Здание Софии, напротив - грузное, тяжёлое, массивное. Две пары контрфорсов, поддерживающих купол, сильно выделяются вперёд, выполнены грубо и, кажется, заслоняют само здание.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Купол собора Святой Софии с XV века венчает полумесяц. Но именно эта массивная конструкция, в которой функциональному уделена первостепенная роль, позволяет удерживать купол огромного диаметра, создавая в интерьере ощущение необычайной лёгкости. Вправду, я не нахожу слов, которыми я мог бы описать первое чувство, которое возникает, как только входишь в главный зал собора. Это говорили и писали сотни тысяч людей до меня: кажется, будто купол парит в воздухе.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на Ая Софию с площади на месте римского ипподрома. Единственный уголок травы в Стамбуле. Когда Константинополь пал, главный собор города стал его главной мечетью. К зданию были пристроены четыре минарета, по одному на каждом углу здания. Вся христианская символика была спрятана, мозаики заштукатурены. Вместо алтаря появился миграб, указывающий путь к Мекке. У входа в собор появились две алебастровые урны из Пергамона.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Миграб вместо алтаря. То ли европеизация Османской империи, то ли какое-то другое внутреннее событие подтолкнуло султана провести в XIX веке первую реставрацию собора. Тогда же были вскрыты часть мозаик. Недостававшие детали дорисовывались. К новым для османской империи работам были привлечены два брата-реставратора из Швейцарии Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Найденные ими под слоем штукатурки мозаики были тщательно задокументированы, но сразу после обнаружения снова закрашены, как того требовали правила ислама.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Святая София доминирует в панораме Стамбула вот уже 1500 лет. Какое грандиозное впечатление должен был производить собор в Средние века, когда сюда приплывали корабли со всей Европы и Ближнего Востока! С приходом Ататюрка к власти в Турции мечеть Ая София была закрыта и превращена в музей. 15 лет в ней проводились научные и реставрационные работы. В 1935 году музей был открыт. Общественность впервые с 1453 года могла увидеть Святую Софию не в исламском оформлении, но и не в христианском. Часть исламского декора осталась. В частности, на стенах остались висеть медальоны с цитатами из Корана.

    Святая София - очень уязвимый памятник архитектуры. Много раз здание страдало от землетрясений, от недостаточного ухода медная крыша дала трещины, возрастание уровня подземных вод привело к росту влажности внутри собора, что плохо сказывается на сохранности мозаик.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на Ая Софию с азиатского берега Босфора. На фото видно, как близко к воде стоит древний собор. После захвата Константинополя и переименования его в Стамбул почти все церкви были превращены в мечети. Но одного превращения Ая Софии султану показалось недостаточным. Живя в непосредственной близости от собора, султан регулярно смотрел на его размеры, замечательный купол, необычную форму и думал о том, чтобы оставить после себя такой же след. По приказу султана Ахмеда I в конце ипподрома, то есть в 500 метрах к югу от Ая София скоро возник памятник турецкой архитектуре, Голубая мечеть. Её форма, расположение и, главное - купол, были заимствованы из стоящей напротив Софии.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на Голубую мечеть с того же азиатского берега Босфора, что и на фото вверху. Если султан хотел построить что-то, более великое чем Ая София, ему это вряд ли удалось. Но он создал образец нового искусства, пример того, как инородные традиции, исламское вероисповедание впитали в себя христианское церковное зодчество, науку об архитектуре и тысячелетние инженерные наработки. Новая мечеть стала вторым самым узнаваемым зданием Стамбула и заложила камень в основу оформления всех последующих турецких мечетей.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на чеметь Султана Ахмеда со стороны площади на месте бывшего ипподрома. В ста метрах за спиной находится Ая София. Главным архитектором Голубой Мечети стал ученик архитектора Синана, Мехмет Аа. Уроженец албанского города Эльбасан, он попал в Стамбул как янычар. После окончания шестилетнего курса обучения он переквалифицировался как инкрустатор дерева, а спустя много лет стал заместителем архитектора Синана, главного архитектора султана и самого знаменитого турецкого зодчего. Ему султан Ахмед I поручил строительство новой мечети.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Коты в Стамбуле встречаются повсюду. Слева: немая беседа двух котов на ступенях Голубой Мечети. Справа: кот спрятался в тени могилы Султана Махмуда. Перед началом работ над мечетью Султана Ахмета Мехмет Аа детально изучил Ая София, чтобы выяснить, что позволяет удерживать зданию купол столь большого диаметра. Он также понял, что для создания ощущения воздушности здание необходимо наполнить светом, а в подкупольном барабане прорубить окна. Для того, чтобы здание не казалось излишне громоздким, несмотря на свои размеры, Мехмет Аа выбрал ту же композицию, как и у Святой Софии. Все эти идеи архитектор черпал у собора, которому на тот момент исполнилось 900 лет.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Вид на Голубую мечеть из внутреннего дворика. В центре расположен ритуальный фонтан. Главный вход в мечеть скрыт от улицы квадратным двором с галереей по периметру, свойственному всем мечетям. В центре этого двора расположен фонтан для омовения, шадирван. Перед входом в мечеть мусульмане омывают руки по локоть, шею, уши, лицо и ноги, чтобы молиться с чистым телом и чистой душой.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Название "голубой" мечеть получила из-за оформления интерьера голубыми изразцовыми кафельными плитами. В подобном стиле выполнены частные покои султана во дворце Топкапи. Уникальной особенностью Голубой Мечети является наличие сразу шести минаретов. Существует легенда, согласно которой архитектор Синан ошибочно истолковал приказ султана построить минареты из золота (алтын) и построил взамен шесть минаретов (алты). Это противоречило традиции о том, что шесть минаретов может иметь лишь мечеть в Мекке. Чтобы избежать скандала, султан подарил меккской мечети ещё один минарет, ловко решив международный казус.

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    О роли красоты в истории. Собор Святой Софии и Голубая мечеть / Турция
    // kucheryavchik.livejournal.com

    Голубая мечеть, в отличие от Ая Софии, является действующим храмом. При входе нужно снимать обувь. В туристический час пик в мечети сильно пахнет уставшими ногами. Заходить за ограждение нельзя, чтобы не мешать молящимся. Лучше всего в Голубую мечеть приходить под вечер, когда поток туристов ослабевает.

    Строительство мечети по образу и подобию Ая Софии повлияло на поколения архитекторов от Албании до Кавказа. Во всей Османской империи мечети строились по одному и тому же принципу: центральный купол над главным нефом, нартекс со стороны входа и галерея с наружной стороны. Таким образом, можно сказать, что Святая София, ставшая прообразом Голубой Мечети, изменила ход развития исламской архитектуры и стала образцом для подражания для турецких мечетей.

    Ая София была построена в 537 году после разрушения предыдущего собора в восстании Ника. Император Юстиниан готовился отречься от престола и сбежать из столицы. Если бы не настойчивое вмешательство его жены, мы не получили бы кодекс Юстиниана и Ая Софию. Юриспруденция и архитектура восточной, юго-восточной Европы и Малой Азии развивалась бы, возможно, по другому пути. Своим намерением сохранить корону император Юстиниан воздвиг себе памятник на бумаге и памятник из камня - два долговечных и совершенно незаменимых памятника в человеческой истории. Благодаря амбициям султана Ахмеда I Стамбул приобрёл ещё одно архитектурное сокровище спустя 1000 лет после этого и продолжил традицию византийского зодчества в новой ипостаси.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    kucheryavchik
    27/11/2012 14:45


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    13.10.17 Новый чартер в горнолыжную Турцию
    05.10.17 В ближайшие месяцы - скидки на европейские проездные InterRail
    26.09.17 Atlas Global хочет летать в Ростов, Минеральные Воды и Петербург
    29.08.17 "Аэрофлот" хочет чаще летать из Москвы в Стамбул
    14.08.17 Россияне остаются в Турции, несмотря на вирус
    01.08.17 Тариф дня: Москва - Стамбул у AtlasGlobal - 136 евро туда-обратно
    Ростуризм обратился к отдыхающим в связи с гибелью россиян в Турции
    27.07.17 На линии Москва - Стамбул станет больше авиакомпаний
    21.07.17 Российские туристы не пострадали во время землетрясения в Турции и Греции
    27.06.17 AtlasGlobal останавливает полеты из Стамбула в Нижний Новгород и Тюмень
    [an error occurred while processing this directive]