Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену



    На сегодняшний день нет более экологичного, бесшумного и удобного вида городского транспорта, чем трамвай. Трамвайные линии и бегущие по ним вагончики трамваев украсят и добавят атмосферы любому городу. В трамвай я влюблен еще с бессознательного возраста. Когда в конце 80-х мы с родителями жили в Шверине, прямо под окном нашего балкона проходила трамвайная линия по которой бегали красные чешские "Татры", распространенные в странах социалистического лагеря.  Родители рассказывали, что я при их виде приходил в дикий восторг и оживление, показывал на трамвайчики пальцем и кричал: "вазя!"  

    Мне повезло жить в городе, в котором трамваи являются неотъемлемой частью городского пейзажа и сегодня я расскажу об истории трамваев Дрездена а также покажу фотографии с посещения дрезденского трамвайного музея.

    История трамваев Дрездена берет свое начало 26 сентября 1872 года, когда в Дрездене была открыта первая конно-железная городская дорога, соединившая одну из площадей в центре города  Pirnaischen Platz с зажиточным районом города  Blasewitz. В ближайшие годы линия была расширена и 6 июля 1893 года в Дрездене был запущен первый электрический трамвай. Электрифицирована была часть линии от центральной площади Schloßplatz до района Blasewitz. Полная электрификация всех построенных на то время линий заняла почти 10 лет. Первые трамваи строились по образу вагончиков конно-железной дороги, а те в свою очередь использовались как прицепные вагоны к трамваям. 

    Двухэтажный вагончик дрезденской конно-железной дороги 1872г. (фото: http://www.deutschefotothek.de)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // deutschefotothek.de

    Построенный в 1895 году в Кёльне трамвай на конечной станции Schillerplatz в районе Blasewitz 1900г. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Вернемся в дрезденский музей трамваев и начнем обзор с самого старого экземпляра коллекции. 

    309-тый был построен в 1902 году в Дрездене где и эксплуатировался включительно по 1965 год. Всего было построено 11 машин этой серии. Но из-за короткого рессорного хода подвески эти трамваи обладали жестким и неравномерным ходом, что существенно сужало их потребительские качества. Из-за чего большинство трамваев этой серии были переделаны в спецвагоны для эксплуатации в трамвайном хозяйстве или преждевременно распилены на металлолом.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Этот трамвай состоит из двух частей: моторного вагона и прицепного вагона, они отличаются также компоновкой салона.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Пульт управления трамваем:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Салон моторного вагона с продольным расположением скамеек:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Весь салон полностью деревянный и очень уютный:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Интерьер прицепного вагона, здесь уже более привычная для современных трамваев компоновка салона:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В первые десятилетия 20-го века в Дрездене активно развивается трамвайная сеть. Все больше районов города соединяются с центром трамвайным сообщением. Трамвай становится доминантным видом общественного транспорта в Дрездене.

    В 1931-м году дрезденское трамвайное предприятие получает новые, на то время самые современные трамваи которые благодаря своим многочисленным техническим новшествам открыли новую эпоху в трамваестроении. Они получили имя "Щука" за характерную обтекаемую форму сильно зауженную по краям, которая придавала трамваю сходство с одноименной рыбой и помогала проще разминаться со встречным движением на поворотах .

    "Щука" на мосту Augustusbrücke 1937 год. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    "Щука" во многом была революционным трамваем. Впервые водитель трамвая получил сидячее место. До этого водители вынуждены работать стоя. Пассажирский салон укомплектовывался сиденьями обтянутыми кожей, а не деревянными лавочками, как это было прежде. Трамвай предоставлял на то время совершенно новый уровень комфорта для пассажиров. Это было время массового распространения автомобилей и чтобы выдерживать конкуренцию с автомобилем трамвай должен был не уступать ему по уровню комфорта.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    "Щуке" принадлежит установленный мировой рекорд скорости среди трамваев. Во время тестового заезда трамвай разогнался до 98 км/час. Последняя "Щука" эксплуатировалась на линии №1 до 1972 года.

    После бомбардировок Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года 75% контактной сети было уничтожено. Также значительная часть путей была разрушена. Трамвайное сообщение в городе было возобновлено 12 мая 1945 года. Но из-за сильно поврежденного бомбардировками центра города восстановить трамвайные линии в центре удалось лишь к концу лета 1945-го. Часть трамвайных путей на окраинах города были разобраны на материалы для восстановления центральных трамвайных линий. Трамвайный парк понес также сильные потери, так 8 "Щук" были полностью уничтожены. Из-за нехватки средств  в послевоенное время на новые трамваи перевозки на линии осуществлялись по большей части уцелевшими трамваями 1910-1930-хх годов выпуска.

    Трамвайное сообщение на улицах разрушенного старого города, 1949 год. (фото: федеральный архив)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

     

    Трамвай фирмы MAN 1925 года выпуска на заново отстроенных центральных улицах, 1958 год. (фото: федеральный архив)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В 50-х годах город начал закупать новые более современные трамваи. Так в 1956 году в эксплуатацию были введены новые ГДР-овские трамваи Gotha ET 54 и ET 57, построенные на вагоностроительной фабрике города Готта. В последующие годы город закупал различные модели трамваев вагоностроительной фабрики Готта, которые к началу 60-х составляли основной парк дрезденского трамвайного предприятия.

    "Щука" слева и Gotha ET 54 в правой части снимка:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Место водителя Gotha ET 54

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В 1964 году в Дрездене в течении нескольких лет проходят испытания чехословацкого Трамвая Татра Т3. Дрезден стал своего рода тестовым полигоном для обкатки этих трамваев с целью определить пригодность этой модели к эксплуатации на восточно-германских трамвайных линиях. Из-за ширины этих трамваев 2,5 метра их применение было возможным лишь на отдельных участках, так как трамвайные линии восточной Германии были рассчитаны на меньшую ширину вагонов. В 1967 году в Дрезден для дальнейших испытаний поставляется прототип трамвая Тatra Т4D ( специально разработанная модификация  трамвая Тatra Т3 для восточной Германии с шириной 2,2 метра.) После успешных испытаний в 1968 году трамвайный парк Дрездена начинает пополняться новыми современными Tatra T4D, а позже эти трамваи закупают и другие крупные города ГДР такие как Лейпциг, Магдебург, Халле и Шверин. 

    Tatra T3 и его модификации стал самым массово производимым трамваем в мире и поставлялся во многие страны соц. лагеря. Всего с 1960 по 1989 год был выпущен 13 991  трамвай. 

    Некоторые Татры прошедшие модернизацию в 90-х годах до сих пор можно увидеть не улицах Дрездена. Это так называемые студенческие шаттлы (Studentenshuttle) - они осуществляют перевозки только по будням в периоды занятий в университетах города с интервалом примерно раз в два часа.

    Первый прототип Татра Т4 1967-го года во дворе музейного депо.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Именно эта модель трамвая впечатлила мое детское воображение в конце 80-х в Шверине. Я до сих пор считаю этот трамвай одним из самых красивых представителей этого вида транспорта.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Татры 4D на улицах социалистического Дрездена. 1982 год. (фото: федеральный архив)

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В 1986 году в Дрездене начались испытания прототипа новой чехословацкой модели Tatra T6A2D. И хотя в 1989 году в Дрезден был поставлен еще один трамвай этой модели, но в связи с изменениями в обществе переход на этот тип трамвая в Дрездене так и не состоялся. Один экземпляр Tatra T6A2D был в 1990 году переделан для экскурсий по городу и в 2000 году был передан дрезденскому музею трамваев.

    Tatra T6A2D во дворе музейного депо.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    После объединения Германии дрезденский трамвайный парк, состоящий на то время преимущественно из чехословацких Татр Т4D, был существенно модернизирован и перекрашен в цвета городского флага - сочетания черного с желтым. В модернизированные Татры были установлены электронные информационные табло и мягкие сидения, были улучшены системы вентиляции и отопления. Также было установлено новое электронное управление трамваями на основе тиристоров.

    С 1995 по 1998 год Дрезден закупает 60 современных немецких низкопольных многосекционных трамваев NGT6DD. А с 2003 по 2010 год дрезденское транспортное предприятие приобретает еще 43 новейших 45-метровых низкопольных трамваев NGT D12DDС. Все трамвайные перевозки на сегодняшний день осуществляются в Дрездене парком из 166 современных низкопольных трамваев. Модернизированные Татры Т4D курсируют только на так называемой "студенческой линии Е3", во время больших футбольных матчей и прочих крупных городских мероприятиях в качестве дополнительных трамваев.

    Современный дрезденский трамвайный парк:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Краткую историю дрезденского трамвая я рассказал. Теперь пару слов о самом музее. Он располагается на территории действующего трамвайного депо и занимает довольно обширную территорию с несколькими залами:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В музее есть небольшая закусочная где можно перекусить в перерыве между осмотром экспонатов:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Помимо непосредственно самих трамваев в музее представлены множество других экспонатов от табличек, указателей, вывесок, фонарей...

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    ...проездных документов...

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    ...униформы персонала...

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    ...миниатюрных моделей дрезденских трамваев разных временных эпох... 

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    и небольших миниатюрных инсталляций:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Компьютеризированное рабочее место работника транспортного предприятия в середине 80-х годов:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    И конечно же трамваи. Много трамваев:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    В отдельном павильоне собраны исторические автомобили и автобусы дрезденского транспортного предприятия. В основной своей массе это машины периода ГДР:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Я посетил музей трамваев в день открытых дверей и поэтому автобусы, которые должны были тоже находиться в автомобильном павильоне, были на выезде - катали посетителей музея. Также в этот день была возможность прокатиться по городу на одном из трех музейных трамваев. Две Татры, фотографии которых я привел выше, для меня особого интереса не представляли, а вот в удовольствии прокатиться на трамвае фирмы MAN 1913 года выпуска я не мог себе отказать.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

     Место водителя и пульт управления трамваем:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Поехали...

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    По дороге часто пересекались с другими курсирующими музейными трамваями...

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    ... и автобусами.

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Кондуктор:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Трамвай совершив кружок по старому городу вернулся обратно к депо:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    и пошел на новый заход:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    и напоследок парочку фотографий из трамвайного парка:

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    Дрезденский музей трамваев и прогулка на 100-летнем трамвае по Дрездену / Германия
    // technolirik.livejournal.com

    При подготовке статьи были использованы следующие источники:

    http://www.dvbag.de/museum/index2.htm - сайт дрезденского музея трамваев

    http://www.dvb.de - сайт дрезденского транспортного предприятия

    http://de.wikipedia.org/wiki/Straßenbahn_Dresden - Википедия

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    technolirik
    14/11/2012 11:51


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Германии

    15.08.17 Air Berlin банкротится, но пока летает
    10.08.17 "Победа" будет летать из Москвы в Карлсруэ
    28.07.17 Больше всего фальшивых евро - во Франции
    27.07.17 Наводнения в Германии, пожары во Франции, опасная жара в Крыму
    16.06.17 Роуминг внутри Евросоюза стал бесплатным, но у туристов будут сложности
    В Архангельске открылся ВЦ Германии
    05.06.17 Очки с видеокамерой становятся все популярнее у туристов
    01.06.17 Тариф дня: Париж - Германия на ICE и TGV - 29 евро
    28.04.17 Тариф дня: Москва - Берлин / Вена у UTair - от 8612 рублей туда-обратно
    26.04.17 Летом роуминг в Евросоюзе станет бесплатным
    [an error occurred while processing this directive]