лучшее письмо месяца

    Великолепный Сингапур - город, остров и государство



    Давным-давно в книжке Виктора Драгунского "Денискины рассказы" попался мне один с названием "Расскажите мне про Сингапур". Речь там шла об одном из родственников Дениски - капитане дальнего плавания, обошедшем на своем корабле весь земной шар. И заканчивается эта история просьбой Дениски, вынесенной в название. И все. Собственно про Сингапур там больше ничего и не было. Но название запомнилось. Может быть, тогда я и полез в географический атлас, чтобы выяснить, что это за город или страна, и где он или она находится, не помню. Но слово в памяти, естественно, осталось. Только вот, нипочем бы я тогда и представить себе не мог, что наступит время, когда можно будет посетить не только затоптанные курортниками улицы приморских городков Кавказа и Крыма, щедро предоставляющих своим гостям временное жилье в виде курятников, понатыканных на личных участках жителей, но и любой Сингапур с Гонконгом.

    На островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом расположена республика Сингапур. Или, если хотите, государство с таким же названием, или город, носящий это же имя и стоящий на одноименной же реке. Как вам это нравится? Не сильно заморачивались тамошние люди, придумывая топонимы для мест своего обитания. Название Сингапур произошло от малайского синга (лев) и санскритского pura (город). Так что все очень просто. Существует легенда о том, что когда-то один из царственных охотников высадился со своей дружиной на берегах еще безымянного острова и нарушил сон спокойно проживающего в тех местах гривастого царя зверей. Убить его охотникам не удалось, но лев понял, что жизни теперь ему здесь не будет, срочно отрастил себе рыбий хвост (наподобие русалочьего) и занырнул в морские глубины. От греха подальше. Монарху остров понравился, тем более что уже и льва можно не бояться, и он основал там поселение, которому дал имя непобежденного зверя. А тот, водоплавающий, обиделся, тоже решил сменить имя и нарекся Мерлионом.

    С пятнадцатого по девятнадцатый века Сингапур входил в состав малайского султаната Джохор, а в 1819 году сэр Томас Стамфорд Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, заключил договор с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой зоны, после чего рыбацкая деревушка быстро превратилась в процветающий порт, а сэр Томас с тех пор считается отцом-основателем города.

    Во время Второй мировой войны Япония заняла Малайзию, выиграла битву за Сингапур, и в 1942 Сингапур перешёл к Японии вплоть до поражения Японии в сентябре 1945 года. Сингапур сначала стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, а в 1963 вошёл в Федерацию Малайзия. В 1965 году в результате конфликта Сингапур из Малайзии вышел и 9 августа 1965 года провозгласил независимость. Процесс этот оказался безболезненным, поскольку руководство федерации считало, что пребывание Сингапура в составе Малайзии сильно нарушает этнический баланс в пользу китайского населения.

    В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены весьма недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. С тех пор прошло много времени, Сингапур за эти годы смог решить многие сложные внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до современной гармонично развитой страны с высоким уровнем жизни.

    Еще вчера вечером, когда мы только приехали в отель Науми и поднялись к бассейну перекурить, мы уже получили некоторое впечатление о городе. Правда, только весьма смутное - после дождя в воздухе неподвижно висела полупрозрачная дымка, поэтому основное, что было видно, это цветовые пятна рекламы на крышах зданий и с трудом пробивающиеся сквозь жаркую и душную сырость мутно-светлые пятна уличных фонарей.

    Сегодня утром все гораздо лучше. Еще не жарко, воздух прозрачен, и с высоты десятого этажа (Науми - отель камерный, маленький, затерявшийся в центре города между соседними зданиями, которые, в общем, примерно такой же высоты) прекрасно видны стеклобетонные громады отелей, расположенных на набережной, в Морском центре и небоскребы деловой части города. А прямо перед нами - невысокие здания Паданга, старого района, застроенного в колониальном стиле.

    После завтрака - прогулка по центральной части Сингапура. Сегодня мы решили знакомиться с городом самостоятельно. Пусть мало информации, зато масса ничем не отягощенных впечатлений, первое из которых - четкое понимание того, что людей здесь любят.

    Сингапур - город тропический, поэтому дожди здесь явление совершенно привычное. И, чтобы людям было хорошо, над многими тротуарами устроены навесы - не стоять же, например, в битком набитой кабине автобусной остановки, пережидая дождь!

    Улицы и тротуары стерильно чисты, урны опрятны, расставлены так часто, что и не успеешь задуматься, куда бросить обертку, чуть не сказал "от чуинггама", зря бы сказал - жевательная резинка в Сингапуре это абсолютная "нон грата". Мало того, что она нигде не продается, строго запрещен и ее ввоз из-за границы. И это, на мой взгляд, правильно. Сомнительное удовольствие и еще более сомнительная польза от жвачки никак не компенсирует мерзости заляпанных серыми пятнами улиц и тротуаров, перепачканной обуви и полной невозможности отодрать прилипшую резинку от одежды.

    Почти также нетерпимо относятся сингапурские власти к курению. Ну не любят там нашего брата-курильщика. Правда, непременного запрета на курение нет, но ограничения в этом вопросе весьма существенны. Главное правило - курить можно только в специально отведенных местах. Обычно это урна, увенчанная сверху пепельницей. Так выглядит примерно одна из двадцати, чего, впрочем, вполне достаточно. Иногда такие урны стоят в скверах рядом со скамейками, но это бывает крайне редко, поэтому чаще всего курить приходится стоя. А это, как вы сами понимаете - только половина удовольствия. В ресторанах, кафе, барах, отелях и прочих местах курение запрещено. Категорически. За нарушение - штраф до пятисот долларов. Хоть и сингапурских, но все равно дорого. Штрафуется любое нарушение порядка и чистоты. Бросил окурок мимо урны, уронил и не поднял автобусный билет, грубо обратился или накричал на кого-либо на улице - плати от пятисот баксов и до чуть ли не пяти тысяч за нарушения злостные или повторные. Я подумал там: а вот если бы у нас ввести такие порядки, какими богатыми стали бы российские полицейские! Куда там олигархам!

    А у них можно. И город сияет чистотой, люди приветливо улыбаются друг другу и всегда готовы помочь, показать тебе дорогу, объяснив подробно твой маршрут любым способом: по карте, с помощью жестов или на одном из четырех языков. Да-да, в Сингапуре четыре государственных языка: китайский, малайский, тамильский и английский. И это при том, что восемьдесят процентов населения - китайцы, которым и в голову не приходит гнобить остальные немногочисленные языковые группы, заставляя их читать, писать и осуществлять делопроизводство исключительно на китайском языке.

    Все что я перечислил, возможно на любом или сразу на всех языках Сингапура. Все названия улиц, станций метро, указатели всяких видов и назначений - все на четырех языках! И никто, ни в какой местной раде, не дерется у трибуны, отстаивая сомнительное право использовать в государственной деятельности только один язык, к тому же отнюдь не самый распространенный, не исторически сложившийся, а во многом искусственный, придуманный плохо образованными псевдоучеными националистами в смутные послереволюционные годы. Любят здесь людей! На наиболее значительных улицах города через некоторые промежутки, обычно в начале квартала, установлены электронные табло, на которы х сообщается о том, сколько свободных мест имеется на ближайшей парковке, а если нет на ближайшей, куда следует поехать, чтобы все-таки свой автомобиль пристроить. Числа на этих табло постоянно меняются, особенно интенсивно вечером в местах популярных массовых развлечений. Не нужно, как у нас колесить по улицам, высматривая, нет ли где-нибудь хоть небольшого свободного местечка.

    Покинув территорию Паданга и миновав здание Парламента - старейшее в этой части города, обошли мы в свой первый день всю центральную часть Сингапура, поклонились сэру Томасу Раффлзу, до сих пор стоящему на месте первой высадки, прогулялись по набережной, получив первые впечатления от великолепного отеля "Марина Бэй" и внушительного, с чешуйчатым хвостом, Мерлиона, извергающего из зубастой пасти жуткое количество воды.

    Очень красив готический собор Святого Андрея, стоящий посреди зеленой лужайки, неподалеку от Парламента, а самый старый в Сингапуре Эдинбургский мост назван в честь визита сюда из Великобритании герцога Эдинбургского.

    Не зная, куда направить стопы дальше, решили мы познакомиться с местным метрополитеном. Интересно же. Спустились под землю. Не так, конечно, роскошны в архитектурном плане, как в Москве, сингапурские станции метро, зато очень удобны, просторны и функциональны. Великолепно организована система информации для пассажиров (на четырех языках, естественно), края платформ отделены от людей прозрачными, чуть ниже человеческого роста, раздвижными парапетами. И не упадешь на рельсы, при этом все хорошо видно, и нет ощущения замкнутости, как у нас в Питере, где тоже есть станции метро с раздвижными стенками.

    Оплата проезда в сингапурском метро, в отличие от нашего, зависит от расстояния, точнее, от количества станций, которое вам требуется проехать, и вносить деньги можно только через автоматы, которых на станциях на удивление очень мало. Я только позже понял, почему. Да потому что и людей в подземке не очень много. Во-первых, вообще в Сингапуре людей втрое меньше, чем в Москве, во-вторых, совсем нет приезжих из-за города, поскольку этого места - "из-за города" - просто не существует, а, в-третьих, как-то они исхитрились исключить из жизни понятие "часы пик". Не бывает там вечерне-утреннего столпотворения на станциях и плотно набитых людьми вагонов, каждые полминуты с жутким воем исчезающих в тоннелях.

    Так вот, об автоматах для оплаты проезда. В первый раз нам с этим помог местный товарищ, потом мы разобрались и сами. Ничего там сложного нет, нужно только иметь при себе разменные деньги, поскольку сволочные нерусские автоматы сдачи не дают. Тычешь пальцем в кружок нужной тебе станции на интерактивной схеме метро, и железный кассир объявляет тебе, сколько стоит туда проезд. Заталкиваешь нужную сумму в пасть автомата, а он в ответ выплевывает тебе карточку, которую потом нужно предъявлять турникету на входе, а по окончании поездки, и турникету на выходе. И если вдруг (случайно, конечно) проедешь лишнюю остановку, тебя не выпустят со станции, пока не скормишь тамошнему автомату еще денег.

    Да, у нас в Москве станции метро зачастую похожи на дворцы и поражают роскошью своих интерьеров. А в Сингапуре очень просторные и удобные вагоны метро. Даже не вагоны, а поезда, поскольку перегородок между вагонами нет, и вы, погрузившись, скажем, в последний вагон, можете пройти по всему составу и выйти на следующей станции из первого. Маленький пустячок: для того, чтобы устойчивее перемещаться в поезде метро, в наших вагонах имеются поручни как горизонтальные, так и вертикальные. Это хорошо. Но мало. В сингапурских вагонах каждая вертикальная стойка состоит из трех параллельных трубок, соединенных вместе, и людям держаться за них гораздо удобнее, ничуть не мешая друг другу, и не хватаясь за чужие руки. И установлены такие стойки (кроме прочих мест) точно по центру площадок между противоположными дверьми вагонов, там, где у нас обычно располагается качающаяся из стороны в сторону плотная людская масса, дружно падающая вперед при торможении поезда и назад при наборе скорости. Люди при этом судорожно пытаются уцепиться друг за друга, поскольку больше не за что. Хорошо от этого только немногим извращенцам, использующим ситуацию и хватающим за бока и другие, особенно интересные анатомически, части тел представительниц прекрасной половины пассажиров отечественного метрополитена. Еще о городском транспорте. Автомобилей на улицах не очень много, пробок мы не видели ни разу. Движение организовано четко, не так, как в Маниле. Не заметили вообще ни одного регулировщика. И переходить дорогу здесь тоже просто: горит зеленый, значит можно идти. Что может быть элементарней, почему в Маниле так не поступают? В этот день на метро мы проехали от гостиницы до Чайнатауна четыре остановки, заплатив на двоих шесть сингапурских долларов. Недешево. Назад, в отель мы поехали на такси, что обошлось на доллар дешевле. Причем за посадку в машину с шашечками сразу взимается три доллара. Так что ездить на такси по Сингапуру, по меньшей мере, вдвое выгоднее, чем в метро.

    Дешевые такси - это часть государственной политики правительства. В Сингапуре нет своей автомобильной промышленности, а на импортные легковушки установлены такие высокие ввозные пошлины, что среднего достоинства авто, за которое в Европе покупатель платит десять тысяч долларов, здесь может стоить все шестьдесят, а то и восемьдесят. Посему позволить себе личный автомобиль может только человек очень небедный, да и зачем, если ездить на такси всерьез дешевле, чем иметь собственную машину и платить за дорогой бензин.

    На следующий день наша экскурсионная программа была более организованна. Дело в том, что еще накануне вечером мы попросили сотрудников отеля найти нам русскоязычного гида, который показал бы нам город. Нужно сказать, что в Сингапуре проводится масса экскурсий, как посуху, так и по воде. Есть даже специальные автомобили-амфибии, на которых туристов сначала катают по улицам, а потом съезжают в речку и дальше плавают. Но все это - для больших групп и на английском языке. Нам, то есть, не подходит.

    Утром к отелю подкатил темно-серый японский кар, из которого появилась милая пожилая женщина, представившаяся нам как Анна Мария. Оказалось, что по национальности она француженка, знает семь языков и, поскольку дети ее выросли и разъехались по разным странам, она от скуки и для некоторого заработка водит экскурсии по Сингапуру. Мы забрались в машину и следующие пять часов колесили по городу, осматривая достопримечательности и слушая неплохой русский язык Анны Марии с очаровательным акцентом. И кто придумал у нерусских людей эти двойные имена, не поймешь, как ее называть, то ли Нюрой, то ли Машей... Ну, ладно.

    Самое яркое впечатление этого дня - Сингапурский ботанический сад. Мы с Людмилой вообще неравнодушны к красивым растениям, а тут такое их разнообразие, что просто не выразить. Коллекция орхидей здесь - самая крупная в мире, насчитывает более двух тысяч видов. Мы пошли было рассматривать это великолепие, но быстро сбежали, поняв вскоре, что просто перестаем воспринимать зрительную информацию, совершенно обалдев от фантастической красоты и невероятного количества этих удивительных цветов.

    Побывали и в Чайнатауне, с его немногочисленными узкими улицами, старыми домами, совмещенными с лавками и мастерскими ремесленников. Удивительно, но в городе, четыре пятых населения которого составляют китайцы, имеется китайский квартал. Логичнее было бы иметь в городе квартал, например, малайский. Индийский, правда, район имеется.

    Здесь же в Чайнатауне находятся старейший индуистский(!) храм Шри-Мариамман, который, несмотря на небольшие размеры, поражает своим великолепием. А чтобы войти вовнутрь конфуцианско-буддийского храма Тиан Хок Кенг ("Храм Небесного Блаженства"), мне поверх шорт (или "шортов", не знаю, как правильно) пришлось надеть что-то вроде юбки или саронга. Женщинам, главное, с голыми коленками можно, а мужикам нет. Интерьеры храма поражают обилием красного цвета, позолоты и потрясающими настенными панно с гладью вышитыми по шелку драконами.

    Побродили мы по обширному рынку Чайнатауна, с характерными запахами китайской кухни, купили каких-то пустяков на сувениры друзьям, безрезультатно поискали морские ракушки и поехали дальше. Что ж такое? Нет нигде ракушек! Представляете, объехали значительный кусок юго-восточной Азии и не привезли домой ни одной(!) ракушки. Невероятно!

    А дальше - Маленькая Индия (Little India) - средоточие яркого многоцветия индийской культуры, в котором разместились многочисленные лавочки с индийскими товарами и несколько индуистских храмов. В лавочках, как и везде в подобных местах, продается масса различного национального барахла, от изобилия которого просто в глазах рябит. А ракушек нет тоже.

    Привезла нас Анна Мария домой, в отель, рассказала, что следует посмотреть в городе на следующий день и, больше того, обеспечила билетами на все завтрашние дела с десятипроцентным дисконтом по сравнению с тем, как если бы мы приобретали билеты в кассах. Да еще и очереди везде - город-то туристический. Так что расстались мы, совершенно довольные друг другом. А, когда Людмила на прощание подарила не то Анне, не то Марии привезенную из России шоколадку, француженка просто растаяла от удовольствия.

    Подходил к концу насыщенный очень яркими впечатлениями день - восьмое марта. Тут как-то вспомнили мы, что вдобавок день сегодня не простой, а международный женский, и это следует отметить. По совету Анны Марии мы перебрались на правый берег Сингапура (здесь имеется в виду не город, а река), где вдоль набережной тесно, практически вплотную друг к другу, расположились многочисленные предприятия общественного питания, дружно завлекающие голодных туристов изобилием съедобной морской экзотики, выставленной в аквариумах прямо на улице. Чего тут только не было! Рыба десятков видов, лобстеры местные и импортные, крабы самых разных размеров и цветов, черепахи всякие: с гладким совсем панцирем и шипастым, креветки простые, карликовые, тигровые, королевские и императорские...

    Мы решительно прошли мимо всего этого великолепия, поскольку цель была определена еще по совету Анны Марии - итальянский ресторан "У Сальваторе". Странно как иногда повторяется история. Несколько лет тому назад, в далекой американской командировке довелось мне поужинать в ресторане с таким же названием, и тоже итальянском. Чудеса!

    Устроившись за столиком, показали официанту визитную карточку нашего замечательного гида, после чего к нам пришла очень приветливая и доброжелательная хозяйка ресторана и, обворожительно улыбаясь, сообщила, что знакомых Анны Марии она будет обслуживать только сама. Звали симпатичную итальянку Мария Луиза. То есть, наполовину тезка нашего гида (а как, все-таки, будет "гид" в женском роде?), и, когда мы рассказали ей, что и наша дочь зовется Марией, итальянский темперамент нашей сегодняшней кормилицы выплеснулся очередной пулеметной тирадой особенно ярко. Следующий день мы решили провести на острове Сентоза, а потом совершить обязательное в Сингапуре, можно сказать - ритуальное действие - прокатиться на самом высоком в мире колесе обозрения.

    Сентоза это один из самых больших островов-спутников Сингапура. Расположен он за нешироким проливом и служит исключительно для отдыха с самыми различными развлечениями. Попасть на остров можно по-разному: по воде, по мосту и по воздуху. Нас привлек именно третий способ, и, доехав на такси от гостиницы до вершины горы Фабер, чуть ли не самой высокой точки города, мы забрались в комфортабельную (а как иначе, в Сингапуре по-другому и быть не может) кабинку канатной дороги (cable-car) и через полчаса уже смотрели сверху на чудеса острова Сентоза. Говорят: "Если Сингапур - это рай на земле, то Сентоза - это рай в раю". Кроме того, это еще и самая южная точка Азиатского континента. Когда-то остров принадлежал пиратам, потом стал британской военно-морской базой, а сейчас это просто популярная зона отдыха с великолепной растительностью, отелями и пляжами.

    Первое, что мы увидели, оставив за спиной конечную станцию канатной дороги, это музей восковых фигур, посвященный первооткрывателям Сингапура, где примерно за сорок минут мы вполне подробно познакомились с историей острова-государства, окунувшись в очень реалистично построенный антураж различных аспектов жизни острова в различные периоды.

    Главным символом острова Сентоза является Мерлион - 45-метровая каменная башня в виде рыбы-льва. Легенда (уже вторая про Мерлиона) гласит, что давным-давно жило в море в этих краях огромное чудовище с головой льва и туловищем рыбы, которое охраняло древний Сингапур. Глаза Мерлиона, завидев опасность, загорались красным огнем и испепеляли источник опасности, теперь этот величественный зверь является ангелом-хранителем Сингапура. А на макушке льва располагается смотровая площадка, с которой виден весь сказочный остров и немного Сингапура. Мы, естественно, забрались и на башку монстра, и не преминули сфотографироваться в его разинутой пасти, уютно устроившись между клыками.

    Одной из главных достопримечательностей острова является крупнейший в Азии океанариум "Подводный мир", в котором обитает более шести тысяч морских животных, в том числе, около трехсот пятидесяти видов морских рыб. Он представляет собой стеклянный подводный тоннель длиной более восьмидесяти метров, внутри которого движется дорожка, встав на которую, можно спокойно любоваться обитателями Индийского океана - акулами, скатами, гигантскими групперами и муренами. Впрочем, если вам не хочется довольно быстро проехаться по тоннелю, можете сойти на дорожку неподвижную и неторопливо прогуливаться по ней взад и вперед, разглядывая чудеса морские, никто вас не поторопит и не закричит, что, мол, нужно проходить вперед - ехать всем надо. Интересно, конечно. Можно вблизи увидеть и даже подробно рассмотреть таких рыб и других подводных обитателей, которых, на воле в море и не найдешь. Но все равно, ощущения, которые получаешь, плавая с маской на коралловом рифе, несравнимо ярче и разнообразнее. Океанариум это всего-навсего подводный зоопарк, и, как бы он хорош не был, с дикой природой не сравнишь. На юго-восточной оконечности Морского центра Сингапура расположено самое высокое в мире колесо обозрения, которому создатели дали гордое имя Singapore Flyer - парящий Сингапур. Высота, на которую поднимаются кабинки, составляет 165 метров, и оттуда открывается обширный вид на центр города и на окрестные территории. До горизонта примерно сорок пять километров, и говорят, что в хорошую погоду видны даже острова соседней Индонезии.

    Каждая из 28 оборудованных кондиционером капсул способна вместить 28 пассажиров, но людей в этот день было так немного, что мы с Людмилой были единственными пассажирами в своей кабинке и за полный получасовой оборот колеса получили массу удовольствия. Еще раз повторюсь, что часто передать зрительные впечатления от чего-либо очень трудно, вот и здесь я просто не возьмусь описывать словами то, что вижу с высоты: спокойное величие города, уверенного в себе, богатого и благоустроенного, сотни кораблей, ожидающих на рейде своей очереди заплатить Сингапуру за обработку грузов, покрытые густой зеленью острова, расположенные неподалеку, и их многочисленные собратья, постепенно исчезающие в дымке горизонта.

    На противоположной оконечности острова Сингапур, в Джуронге, среди пышной растительности огромного парка обитают свыше восьми тысяч птиц, собранных со всей планеты. Птицы свободно летают на территории, накрытой сверху сеткой и воспроизводящей атмосферу тропического леса, а наиболее редкие особи проживают в просторных вольерах. Красиво и интересно, но из-за того, что парк птиц столь велик, многих его обитателей без бинокля и не рассмотришь. В малайском Куала-Лумпуре, мы тоже были в птичьем парке, он не так обширен, но очень красив и гораздо более удобен для знакомства с пернатыми.

    Вот, пожалуй, и все. Три дня в Сингапуре - это, конечно, очень мало. Нужно, хотя бы, еще столько же. Не хватило нам времени побывать в зоопарке, самом крупном в Азии, и, по словам видевших, прекрасно организованном, многое можно еще было бы увидеть на Сентозе, заглянуть в несколько музеев, при этом все это делать не так быстро и концентрированно, потому что к вечеру, валишься с ног, и уже ничего не хочется.

    Сегодня вечером мы улетаем в Москву. На прощание покатались на лодке по вечернему городу, ничуть не менее, а после заката еще и более красивому, чем днем. Полюбовались отражением в воде небоскребов делового центра города и ярким золотом заходящего солнца, отражающегося в окнах архитектурного триптиха отеля "Марина Бэй", а после ужина в уже знакомом ресторане у Марии Луизы до позднего вечера гуляли по набережной, заполненной улыбающимися и с виду вполне счастливыми людьми, умеющими и хорошо работать, и беззаботно отдыхать.

    Улетали мы в полночь. Тропическая ночь очень темная и в иллюминаторах хорошо видны на небе яркие южные звезды и во множестве рассыпавшиеся внизу по земле огни Сингапура - острова, города и государства.

    *** Географические и исторические сведения заимствованы из Википедии.

    Скольцов Виктор
    15/08/2012 11:10


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Сингапура

    08.11.23 В аэропорту Чанги после реконструкции открылся Терминал 2
    06.04.23 Сингапурский аэропорт Чанги возобновил бесплатные экскурсии для транзитных туристов
    13.02.23 Сингапур отменил введенные во время пандемии правила въезда
    29.08.22 Сингапур открывает въезд для невакцинированных путешественников
    05.06.20 "Аэрофлот" перенес сроки запуска рейсов в Сингапур, Осаку и Мумбаи
    11.05.20 Сингапур снова признан лучшим аэропортом мира, локальные призы получили Ростов и Казань
    06.02.20 "Аэрофлот" начал продажу билетов на рейсы Москва - Сингапур
    17.07.19 Singapore Airlines проводит распродажу билетов в Азию
    13.02.19 Визовые центры стран ЕС, Канады, Сингапура и Таиланда сменили адрес в Москве
    17.07.18 Singapore Airlines признана лучшей авиакомпанией мира, "Аэрофлот" - Восточной Европы