Herculanum и Римский национальный музей



    После того, как я два года назад посетила Помпеи, мне очень захотелось увидеть другой античный город, Геркуланум. Так же как и Помпеи он прекратил своё существование во время извержения Везувия 24 августа 79 года — был погребён под слоем пирокластических потоков. Но в отличие от Помпеи, Геркуланум сохранился гораздо лучше.

    Он был закидан не лавой, а пеплом, и поэтому так хорошо сохранился. В одном справочнике я прочитала, что если у вас очень мало времени, чтобы одновременно посетить два города- Помпеи и Геркуланум, и надо выбрать только один, то лучше сделать выбор в пользу Геркуланума. Он не так популярен, как Помпеи, и там намного меньше туристов. К тому же он гораздо меньше, чем Помпеи, его реально можно обойти за два часа.

    К моменту гибели он представлял собой небольшой город с населением ок. 4000 человек, живописно расположенный на берегу Неаполитанского залива. Поскольку Геркуланум лежит к западу от Везувия, первая фаза извержения не нанесла ему сильных повреждений. Городские сооружения достаточно хорошо сохранились. Это объясняется тем фактом, что поток настолько герметично и равномерно заполнил внутренние помещения домов, что город на многие века остался без доступа воздуха, способного вызвать разложение органических материалов (напр., ткани и дерева). Когда ветер изменился и на Геркуланум начал оседать пепел, здания уже находились под высоким слоем туфа, поэтому кровли ряда домов не обвалились. Высокая температура лавины обеспечила испарение воды, благодаря чему сохранились даже свитки папирусов.

    Открытие Геркуланума произошло случайно. В 1710 году крестьянин Амброджо Нучерино, копая колодец, наткнулся на мраморные обломки (как потом выяснилось, это были руины театра Геркуланума). О находке оповестили Эммануила-Мориса Лотарингского, герцога д’Эльбёфа, французского дворянина в изгнании и командующего австрийским полком, стоявшим с 1707 года в Неаполе. Выкупив участок земли вокруг колодца Нучерино, герцог на протяжении 9 месяцев на свои средства проводил там раскопки путём пробивания штолен. Наиболее ценные находки — напр., мраморные и бронзовые статуи — изымались и попадали в королевскую резиденцию в близлежащем городе Портичи, где в 1758 году был открыт музей Геркуланума. В конце 1740-х годов была найдена библиотека свитков, так называемая Вилла папирусов, после чего раскопки развернулись с новым размахом. Основная цель первых непрофессиональных раскопок Геркуланума состояла в поиске ценных объектов античного искусства, которые изымались со своих мест и передавались в частные коллекции. Информацию о том, где и в каком порядке они находились прежде, теперь невозможно восстановить. Вместе с тем объекты, которые, по мнению первых исследователей, не представляли ценности, были уничтожены или серьёзно повреждены. В настоящее время серьёзную проблему представляет вандализм туристов, которые уносят обломки на память и пишут надписи на стенах и поверх древних фресок. (Wikipedia)

    Когда я увидела фотографии Геркуланума в интернете, они произвели такое на меня впечатление, что я захотела обязательно туда поехать. В один из дней своего двухнедельного пребывания в Риме я поехала рано утром на главный вокзал Термини, чтобы купить туда билеты до Неаполя. От Рима до Неаполя поезд шел три часа, и от Неаполя нужно было еще ехать на другом поезде около 20 минут до современного города Эрколано.

    На первый поезд я опоздала, а следующий отправлялся только в 11 часов дня. Поскольку у меня до поезда оставалось еще два часа, я решила сходить в Национальный римский музей, который находился прямо у вокзала. Национальный римский музей находится не в одном здании, а в него входят сразу 4 музея, которые находятся в разных частях города: Palazzo Massimo alle Terme, Palazzo Altemps, Diokletiansthermen und Crypta Balbi. У вокзала Термини находятся Термы Диоклитиана и Palazzo Massimo. Если купить входной билет в один из этих музеев, это дает право на посещение 3 остальных музеев в течение 3 дней всего за 7 евро. Национальный римский музей является сегодня одним из богатейших собраний античности. За два часа для меня реально было посмотреть только Термы Диоклитиана. Термы Диоклетиана - это руины древнеримских бань рядом с современной площадью Республики в Риме.

    Строительство терм началось в 298 году. В 305 году они были освящены в честь Диоклетиана. Бани вмещали до 3 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Термы Диоклетиана в современном виде это площадь Республики (сады), на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, некоторые помещения занимает Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства, один из круглых залов перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. Если посмотреть на церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, то действительно заметно, что она просто встроена в полукруглые руины античных бань.

    В Термах Диоклетиана находится огромная коллекция античной скульптуры, которая выставлена как на улице в садах, так и в залах музея, можно увидеть несколько интересных мозаичных картин. Там же представлена большая коллекция античных надписей на мраморных табличках. В одних из огромных залах терм я увидела два некрополя. Они находились в огромных бетонных блоках (сделанных в наше время) прямо посередине зала. В блоках были отверстия. Когда я посмотрела через эти отверстия, в блоке зажегся свет и некрополи осветились. Они были похожи на колумбарии. В стене были проделаны ниши, в которые ставились урны с прахом умерших. Стены некрополя были украшены росписями из жизни умерших. Эти росписи очень хорошо сохранились до наших дней. Некрополи были найдены вдоль одной из римских дорог и впоследствии выставлены в Термах Диоклетиана. Сами Термы были внушительных размеров, хотя гораздо меньше, чем Термы Каракалла.

    После терм я пошла на вокзал, села на поезд и отправилась в Неаполь. Сама дорога была очень интересная. Я увидела опять древние акведуки, которые вели к Риму, и стену Аврелиана, опоясывающую весь город. Потом начались горы и я увидела море. В Неаполе было намного теплее, чем в Риме- я думаю даже 25 градусов тепла, что очень радовало в конце ноября. Ехала очень долго. Со всеми пересадками, поездами и покупкой билетов потеряла много времени. Когда наконец-то добралась до Эрколано и вышла на станции, нужно было еще пройти пешком 20 минут. Уже было около 15.30, и все расскопки зимой и осенью закрывались в 17.00 при заходе солнца. У меня оставалось всего лишь 2,5 часа. Там было две станции под названием Эрколано, и я спросила одну женщину, где мне выходить, чтобы посмотреть руины города. Она меня спросила: "Вам нужны скави?" Я не совсем поняла, что такое скави. Потом узнала, что это слово обозначает "вырытую яму". Я на всякий случай кивнула, что мне нужны эти скави. Она мне указала дорогу, и я пошла. Сам Эрколано, современный город, ничего из себя не представляет. Но когда я дошла до "скави", то поняла, что эта женщина имела ввиду. Прямо посередине города, у берега моря находился огромный вырытый котлован. Он был просто здоровый. Внизу этого котлована простирался древнеримский город Геркуланум. Между котлованом и Геркуланумом был ров, заполненный водой.

    Чтобы пройти в Геркуланум, нужно было перейти мост от края котлована до островка, на котором находился город. Когда я попала в Геркуланум, у меня возникло ощущение, что я перенеслась на машине времени на 2.000 лет назад. Чувство реальности пропало абсолютно. Мне казалось, что я просто нахожусь в каком-то фильме или во сне. Я думала, но даже представить себе не могла, насколько хорошо сохранился этот город. Казaлось, что люди покинули его, оставив все так, как есть. Больше всего на меня произвела атмосфера домов, обыденной жизни людей того времени. Это можно было ощутить в любом из этих домов или ремесленной лавке. Если Помпеи или Остиа Антика производят впечатление огромного города с бурлящей общественной жизнью, то очарование Геркуланума таится именно в этой атмосфере обыденности. Дома и улицы сохранились просто до удивления. У домов все крыши, стены, внутренняя обстановка остались с тех пор. Деревянные скелеты мебели, двери и лестницы сохранились до такой степени хорошо, что по лестницам можно подниматься на второй этаж, а за ручки дверей можно их открывать. Картины еще до сих пор висят на стенах, мозаичные полы, бани, в которых сохранились скамейки и раздевалки, столы, стулья, в некоторых домах сохранились еще алтари, куда приносили свои пожертвования люди, на улицах все еще стоят колодцы - все осталось так как и было 2.000 лет назад. Ни одним фотоаппаратом, ни одной камерой невозможно передать ту атмосферу и тот внутренний восторг и восхищение, когда попадаешь хотя бы в один из этих домов. К тому же мне повезло, что туристов было очень мало, и я бродила по комнатам совершенно одна.

    Особенно красиво мне казалось, когда на закате последние лучи солнца попадали в помещения, и тогда они освещались совершенно особенным светом. Было как-то даже немного жутковато и таинственно находиться в этом заброшенном городе. А где-то наверху котлована бурлила совершенно нормальная современная жизнь. Изредка можно было увидеть археологов, которые продолжали свою работу в отдельных уголках города. Город ведь еще не весь откопан и не все еще можно увидеть. К сожалению, мне не удалось увидеть виллу папири, она была закрыта на реставрацию. На этой вилле находится уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён античности) из 1 800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Учёные также предполагают, что в неисследованных областях виллы могут храниться свитки с утраченными текстами диалогов Аристотеля, пьес Софокла, Эврипила и Эсхила. Некоторые из свитков ученые пытались развернуть, чтобы прочитать, что там написано, но они рассыпались в прах. Сейчас создается новый метод для прочтения этих свертков. При помощи специальной технической обработки можно парирусы размягчить и осторожно распрямить. В Геркулануме я увидела еще термополий с облицованным кусками разноцветного мрамора прилавком — так называлась античная харчевня, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью семи объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.

    Так же мне запомнился дом с прекрасным двориком. Планировка этого дома, построенного в середине I века, довольно нехарактерна для античности. Вход ведёт в вестибюль с низким сводом, с правой стороны которого расположены три небольшие комнаты. Далее следует помещение внутреннего дворика, в честь которого назван дом. Оттуда можно подняться по лестнице на балкон с тремя входами в комнаты второго этажа. Эта лестница очень напоминает лестницы периода итальянского Средневековья. Недалеко от него находился дом с деревянным святилищем. Название этому дому (небольшому по величине, но расписанному искусными фресками) подарило открытое в нём святилище — ларец из дерева в форме храма, внутри которого находились статуэтки божеств, оберегающих домашний очаг. Святилище стояло на деревянном шкафчике, в котором хранились разные бытовые мелочи, такие как флакончики духов и пуговицы, а также плошка с чесноком. В городе я увидела несколько терм. Внутреннее помещение терм разделено на женскую и мужскую половины. Коридор от входа в мужское отделение вел на площадку, которая служила не только для занятия гимнастическими упражнениями, но и как место встреч или ожидания. Далее следует раздевалка со скамьями и полочками для одежды, тепидарий и фригидарий — залы для тёплого и холодного омовения. Своды фригидария небесно-голубого цвета и разрисованы рыбами и морскими существами, которые, отражаясь в воде, создавали иллюзию купания в море. В тепидарии, где вода нагревалась посредством циркуляции горячего воздуха под полом, сохранились напольные мозаичные плиты с изображением тритона в окружении дельфинов. Из тепидария можно было попасть в помещение кальдария, где находились бассейны с горячей водой и ёмкости для контрастного омовения холодной водой. Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы. Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде.

    Но самым красивым зданием оказался Дом мозаики Нептуна и Амфитриты. Этот дом, вероятно, принадлежал преуспевающему торговцу, винная лавка которого находилась в примыкающем к зданию помещении. Сама лавка прекрасно сохранилась, и в том числе аккуратно уложенные на деревянных полках амфоры, в которых 2 тысячи лет назад хранилось вино. Во внутреннем дворике находится большая ниша, облицованная плитками из раковин и перламутра, с двумя нишами меньшего размера по бокам. Стена над нишами украшена мозаиками на тему охоты — на голубом фоне изображены собаки и олени, над которыми полукругом свисает гирлянда фруктов и листьев с расхаживающим по ним павлином. Выше прикреплены лепные театральные маски. На соседней стене находится мозаика, подарившая дому название — изображение Нептуна и Амфитриты. В многих домах сохранились красочная облицовка интерьера и предметы обстановки. К сожалению, не все здания были открыты и не все удалось посмотреть. К тому же, к моему огорчению, где-то наполовине осмотра у меня сели батарейки в камере, и я вообще уже не могла фотографировать. Оставалось только смотреть и запоминать. Но даже только то, что я видела, произвело неизгладимое впечатление, и я подумала, что мне чертовски повезло, что я вообще это увидела. Смертельно устав, я отправилась обратно в Рим.

    На следующий день я посетила другие здания Римского национального музея, а именно Крипту Бальби и палаццо Массимо. Более всего мне понравился Палаццо Массимо. Я никогда о нем не слышала раньше. Может быть он не настолько известен, как другие музеи Рима, но он произвел на меня огромное впечатление. И если бы я случайно не пошла в Термы Диоклетиана, и этот музей не входил в стоимость Римского национального музея, я бы никогда туда не попала. В палаццо Массимо находятся коллекция драгоценностей, коллекция древнеримского искусства к эпохам от поздней Республики до конца Римской империи, коллекция монет от времен древнего Рима до наших дней. Также в музее можно увидеть саркофаги, фрески и мозаики, найденные в том числе на вилле Фарнезина и вилле Ливии. Мне очень понравилась столовая комната Ливии. Стены столовой были выкрашены в голубой цвет и сохранились полностью. Все стены были расписаны изумительными картинами. Они изображали цветущий сад с деревьями, птицами и цветами. Через стеклянный потолок зала столовая была очень хорошо освещена. Я прочитала у входа, что в зависимости от времен суток глаза по-разному воспринимают освещение, и поэтому столовая утром может казаться нам голубой, а вечером- уже розовой. Мне очень понравились мозаичные картины, вывезенные с вилл и фрески, некоторые из них были настолько огромны, что занимали все стены музея. Мозаичные картины были сделаны настолько детально, что были больше похожи на фотографии. Они изображали сражения гладиаторов, рыб и других морских животных, просто животных, портреты и жизнь людей. Некоторые картины были сделаны просто бесподобно. Мне запомнилась одна картина, выложенная какими-то драгоценными камнями и материалами. Посередине стоял человек, державший в руке кувшинчик, и сам этот кувшинчик был сделан из перламутра, так что, глядя на эту картину, взгляд поневоле приковывался к этому кувшинчику на всей картине.

    В другом музее, крипте Бальби, находятся материалы раскопок, фрески и монеты. Можно увидеть пару скелетов в гробах и мумии, которые нашли на этом месте. В крипте выставлены материалы раскопок и представлена история развития города Рима. Сам музей находится в обыкновенном доме в четыре этажа. Но при входе в него обнаруживаешь, что сам дом построен на каких-то руинах, оставшихся еще с античных времен. Археологические раскопки позволяют проследить развитие города от древнего Рима до наших дней. Недалеко от крипты были обнаружины руины античного театра. До сих пор колонны этого театра торчат посреди одной из площадей Рима. Ранее эта крипта была частью театра и находилась где-то около сцены. К сожалению, в последний музей Palazzo Altemps я уже не успела. На следующий день пора было уже уезжать. Но я думаю, что не последний раз в Риме, и в следующий раз досмотрю его коллекцию античных скульптур.

    Elena Serve
    16/12/2011 10:07


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    14.02.24 Uzbekistan Airways полетит из Ташкента в Рим
    01.02.24 В Венеции начался ежегодный карнавал
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    01.12.23 Известный итальянский горнолыжный курорт сменил название
    28.11.23 Итальянский визовый центр в Петербурге предлагает "выездной прием"
    27.11.23 Стали известны подробности о налоге для туристов в Венеции
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    26.10.23 Италия, Словения и Хорватия временно вводят контроль на границах