Путешествие в Приднестровскую Молдавскую республику



    В этом году мне как-то удалось на 4 дня вырваться из Киева - хотелось поехать за границу. Какая граница самая близкая, но только чтобы действительно заграница была? Ну если не считать белорусского Гомеля, куда не очень-то и хотелось, то тогда ПМР - Приднестровская Молдавская республика.

    Ильичевск, Одесса

    Ночь на поезде, приезжаю в Одессу в 5 утра. Сначала решил посетить город Ильичевск - это один из самых ближних к Одессе городов, морской порт. Примечателен Ильичевск не архитектурой - он современный, большая часть зданий построена при Брежневе. Интересен он тем, что по рейтингу зарплат его жителей он входит в первую десятку городов Украины. Это сильно отражается на его облике и заметно на улицах: тут повсюду огромное множество кафе, баров, клубов и ресторанов - причем все выглядят весьма неплохо и солидно. Так что среди районных городов Украины Ильичевск тянет на курорт, уж очень тут всего много. Немало тут также магазинов, на главной улице имеется и большой супермаркет.

    Было довольно морозно, поэтому прогулка в 7-9 утра по улицам была несколько смазана по впечатлениям. Однако абстрагируясь от погоды, стоило бы заметить, что центр находится на холме над морем, причем с городского парка отличные виды на Черное море. С парка можно спуститься по лесенке к берегу, где несколько кафе (закрытых, естественно) и песчаный пляж. Так что летом можно сюда приезжать вообще как на курорт, а зимой, конечно, на пляже народу было не много - кроме меня еще двое гуляли с собакой и один был мужик-гимнаст.

    В общем еще утром я закончил с Ильичевском и поехал назад в Одессу. Побродил по центру, но там все как было, так и осталось. Никаких новых впечатлений для себя не получил - ведь бывал в Одессе уже много раз.

    Въезд в ПМР. Формальности. О любимой регистрации

    Наутро поехал в ПМР. Один интересный момент - что информатизация здесь достигла таких высот, что даже и не снились не только странам СНГ, но даже и странам Евросоюза. В компьютерах пограничников забита паспортная база всех (!) жителей республики и они по ней реально проверяют адреса, которые вы указываете в миграционной карте. Я указал адрес в Тирасполе человека, к которому ехал ночевать, но оказалось что хоть он там живет, но не прописан. У меня пограничники спрашивают - "К кому едете?". Называю фамилию. А они мне: "А по этому адресу проживают другие люди". Вот так! В конце концов меня пустили, но факт остается фактом - при въезде даже в весьма развитую страну Западной Европы у пограничников пока нет базы данных по всем жителям, и проверить подлинность приглашения, присланного на визу, они на месте не могут. А в Приднестровье вполне. Страна хайтека, однако!

    Радостные вести о пересечении границы с ПМР - это главное, чем хочу поделиться. Значит так, скажу вначале в чем была сложность посещения этой страны. До самого недавнего времени - до 2008 года нужно было:

    1. Если едешь транзитом через ПМР из Одессы в Кишинев скажем - заплатить транзитный сбор около полудоллара, за сам факт транзита. От сбора освобождались только граждане Украины.

    2. Если ехал не транзитом, а чтобы погулять там - нужно было в суточный срок зарегистрироваться в милиции. Причем в отличии от других постсоветских стран, даже если там остановиться в отеле, то отель сам не регистрировал, и нужно было идти в милицию самому. Плата за регистрацию была небольшой, но была, и кроме того, сама постановка на учет - штука гемморойная. Особенно если не иметь желания спать в отеле.

    Что улучшилось сейчас? А считайте что всё! В 2008 году отменили плату за транзит - теперь проезжать через ПМР можно совершенно спокойно и бесплатно. Также в 2008 ввели наконец-то регистрацию на границе - то есть по факту ее отменили вообще. При въезде указываете адрес гостиницы, где, мол, собираетесь останавливаться, или адрес человека, у которого хотите жить, и всё. Регистрация осуществлена! Ни в какую милицию идти не надо. Освободили от регистрации дружественные страны (СНГ), а буржуи по прежнему должны идти в милицию. Ну ничего, пускай побегают!

    Единственной загвоздкой оставалось, что эта регистрация на границе была платной, хоть и не дорогой (2 доллара). И вот, запомните эту дату - 24 ноября 2010 года. Это - КРАСНАЯ ДАТА КАЛЕНДАРЯ! Именно в этот день ПМР отменило плату за регистрацию, таким образом въезд стал в республику фактически без-регистрационный и бесплатный, как для полноценного посещения, так и для транзита! Ура, товарищи! Это праздник!

    Гулять, к слову, с регистрацией на границе можно по ПМР 45 суток - более, чем достаточно.

    Анклав

    Теперь по ПМР. Самое интересное, что есть в ПМР и что обязательно нужно посмотреть - это варницкий анклав. История такова. Когда 20 лет назад шла война между Приднестровьем и Молдавией в городе Бендеры, то в целом город Бендеры остался на территории Приднестровья, однако внутри него, в середине как бы, получился островок - поселок Варница, со всех сторон окруженный ПМР. Вообще говоря, обожаю всякие геополитические приколы, это гораздо для меня интереснее, чем смотреть на картах старых в музеях давно исчезнувшие границы мертвых государств. Что толку от мертвого? А ведь тут - история, которая является реальностью, можно пойти и пощупать её, посмотреть воочию.

    Такие островки - анклавы в Европе не очень-то распространены. Они существуют, кажется, кроме ПМР только еще в Косово, где внутри албанского нового государства остались кусочки Сербии. Много таких островков в Израиле - туда еще обязательно доберемся, там израильские населенные пункты чередуются с арабскими, а в городе Хеврон есть даже улицы раздельного проживания, между улицами этими - колючка.

    Но самый близкий к нам, безвизовый и легкодоступный такой анклав лежит в ПМР, так что все туда, кто еще не был!

    Идти следует из центра Бендер к молдавской Варнице по улице Энгельса. Сначала идут многоэтажки, потом частный сектор, и вот... прямо на улице стоит граница, будочки пограничников и миграционный контроль. Любопытно, что на фонарных столбах по дороге туда висят предвыборные плакаты сразу обоих стран (по совпадению в Молдавии и ПМР недавно были выборы) - на одном столбе рекламы партий и депутатов двух государств - вот это сверх-демократия, вот это прикол. Такого еще не доводилось видеть нигде.

    На таможне сначала пускать не хотят. Пограничники, разглядывая мой паспорт, говорят, что этот погранпереход вроде как имеет межгосударственный статус, а не международный (то есть он предназначен вроде как только для жителей Молдовы и ПМР). Однако ввиду того, что граница не очень строгая, то удалось уговорить их, и таки меня пропустили. По ходу сдал миграционную карту, полученную при въезде с Украины, и оказался в Молдавии. С молдавской стороны будок контроля нет - ведь по молдавской версии истории Приднестровья как бы нет, и границы следовательно нет. Единственный атрибут границы - машина с ментами с молдавскими номерами. Но визуально никого не проверяют, вероятно смотрят они очень выборочно.

    И вот иду дальше по той же улице, а там та же улица, казалось бы, те же дома, ан нет... Всё изменилось. Реально попал за границу. Все таблички на домах уже на латинице (в ПМР все на кириллице), аналогично и указатели, и рекламы. Дохожу до первого продуктового магазинчика. Внутри уже продается молдавская продукция, все цены обозначены в леях, и на некоторые товары в приднестровских рублях. Как оказалось, в анклаве принимают повсеместно в магазинах обе валюты - при том что в основной Молдавии расчитываться рублями ПМР нельзя, аналогично леи не берут в Тирасполе и Бендерах. Но главное, что удивляет, - насколько реально это ощущение заграницы: казалось бы район Бендер, ан нет - уже Молдавия. Продавщица с покупателями говорит по-молдавски, и ничего не понятно. А ведь в ста метрах буквально отсюда все говорят по-русски, ну во всяком случае почти все.

    Пройдя с километр, дохожу до центра села Варница. Центр - небольшой пятачок, но с помпой отстроенный. Ведь по молдавским законам именно здесь располагаются молдавские власти, которые как бы управляют всем городом Бендеры и Бендерским районом. Тут здоровенный суд, районная администрация. Удивительно - под контролем молдаване эту территорию не держат, однако чиновники, которые как бы управляют, - в наличии. Наверное, это хорошая работа - ведь зарплата идет, а территории то районной и нет.

    Примерно такую же липовую администрацию для Абхазии организовал грузинский президент Саакашвили на крошечном кусочке Абхазии, который принадлежал Грузии - Кодорское ущелье. Но в войне 2008 года абхазские войска заняли это ущелье и липовая администрация закончилась.

    В центре Варницы - несколько административных зданий, магазин, молдавский ресторан - с виду очень приличный, в национальном стиле, памятник жертвам войны между ПМР и Молдавией. Еще один прикол там же - подземный переход. Для чего нужно было строить в банальном селе подземный переход - не совсем понятно, но для поднятия солидного статуса центра Бендерского района он пригодится.

    Да, еще один примечательный момент. Если двигаться от центра Бендер по улице Энгельса на север, то Приднестровье заканчивается и начинается островок Молдавии. Это я уже описал. Но если выдвинуться еще дальше к северу (а это я и осуществил, сев в центре Варницы на маршрутку) то можно попасть... снова в Бендеры. Причем не в какой-нибудь район формальных Бендер, где нет людей, а в полноценный жилой район с девятиэтажными домами и школой. Жителям этого района чтобы попасть в центр собственного города нужно проезжать каждый день транзитом через другое государство!!!

    Вот это в высшей степени интересно!

    Любопытно, что существует только один пост ПМР - на выезде из основных Бендер. На границе микро-Молдавии и северного кусочка Бендер никакого поста уже нет - таким образом туда можно попасть только нелегально, без проверки паспортов и заполнения миграционных карт. Причем обратите внимание - без каких-либо отметок в паспорте сначала я проникаю в собственно Молдавию (в Варницу), а потом все так же без отметок и проверки - в часть Приднестровья.

    Все эти три части единого целого связывают маршрутки - обычные как бы городские маршрутки, являющиеся еще по совместительству международными - они пересекают государственную границу 2 раза за полчаса езды. На единственном посту ПМР маршрутки останавливают и у пассажиров проверяют паспорта - таким образом многие люди каждый день ездят на работу проходя через погранконтроль.

    На маршрутке я доезжаю до самой северной оконечности Бендер (и ПМР) - до глухой мрачной промзоны - завода железобетонных труб. В маршрутке уже нет никого, кроме меня и сопровождающего меня местного жителя (я утащил с собой поездить человека из Тирасполя, у которого ночевал, - он, как и большинство местных жителей, сам не знает интересных мест у себя, и я ему их как раз и показал, и себе тоже, конечно).

    Когда доехав до конечной водитель спросил куда нам надо - мы сказали, что осуществляем своего рода автобусную экскурсию и сейчас выходить не хотим и сразу поедем назад. Лицо у водителя просто вытянулось в удивлении, он сказал что-то вроде "ни фига ж себе". Видимо, еще пока что немного туристов ездит осматривать завод железобетонных изделий в Приднестровской республике. Ну почему бы не стать одним из немногих?

    Вокзалы Бендер

    Бендеры-1

    На обратном пути опять въезжаем в молдавскую Варницу и идем на ж/д вокзал. С вокзалами тут - особая песня. Дело в том, что у Бендер сейчас аж три ж/д вокзала, но все какие-то импотентные - неполноценные. Теперь по порядку. Изначально, когда создавали еще до революции город Бендеры и потом его особенно масштабно отстроили в советские годы - там открыли внушительный вокзал -дворец в сталинском стиле. Находится он очень удобно - в 10 минутах ходьбы от главной площади, считайте что в центре. Когда началась война и перестроешная заваруха, то направление ж/д, на котором он расположен, умерло, и поезда там ходить перестали. Но вокзал остался. Я его, разумеется, посетил. Любопытно, что не смотря на то, что ни одного поезда тут нет, вокзал не заброшен и даже не запущен, находится он в хорошем состоянии. Внутри работают кассы, в которых можно взять билет на любой поезд по СНГ. Внутри вокзала находилось на момент моего визита трое ментов - и больше никого вообще. Да и кто может там быть, если поезда сюда уже давно не приходят?

    Вот ведь менты-безденьники! Ни одного поезда нет, пассажиров нет, а эти красавцы сидят и ничего не делают. Втроем. Друг друга охраняют, видимо. Работа у них столь же хороша, как у варницких властей - сиди, ничего не делай, а денежка капает.

    Бендеры-2

    Этот вокзал находится в стороне от центра, но в отличие от основного ему повезло больше, ведь он расположен на магистральной ветке Кишинев - Одесса, на которой таки имеется движение поездов. Небольшой по размерам, внутри скромный зал ожидания, билетная касса, киоск пограничного контроля. Здесь останавливаются международные поезда Кишинев - Москва и Варна - Саратов, и жители, желающие сойти в ПМР, получают тут миграционные карты и регистрацию. Когда я посещал вокзал, внутри никого не было - оживление тут наступает только ко времени прихода этих двух поездов.

    Гм, написал двух, а ведь нет - таки трех. Благодаря смене руководства Украины с октября 2010 года был снова запущен после многолетнего простоя поезд Кишинев - Одесса. Раньше он ходил два раза в день, теперь - только один, но и это большой прорыв. Насколько удобнее ехать из Кишинева в Одессу на поезде, комфортно, проходя все пограничные процедуры в своем вагоне, чем торчать в автобусе на таможнях.

    Движение этого поезда было остановлено из-за оранжевой политики президента Ющенко, сговорившегося с молдавским руководством давить во всем на Приднестровье, чтобы задушить независимость этой маленькой свободной страны. Кроме отмены поездов осуществлялась также транспортная блокада ПМР со стороны украинской таможни. Насколько это было глупо для интересов Украины, видно в каждом магазине в ПМР: большинство продуктов и бытовых товаров там украинские. Своими же руками Украина душила рынок сбыта для своей продукции. Какая была в этом логика - непонятно.

    А если вспомнить, что ПМР - единственная (кроме собственно Украины) в мире (!!) страна, в которой украинский язык является государственным, и изучается во всех школах, и на деньгах ПМР нарисован Тарас Шевченко, то столь сильное желание украинского руководства по уничтожению этой республики еще менее понятно. Ведь в случае захвата этой территории Молдавией исчезнет и язык, и государственная газета ПМР на украинском "Гомин", будут переведены за год-два на обязательный молдавский все школы. Но, так или иначе, национальную политику в Киеве понимают именно так.

    Бендеры-3

    Этот вокзал самый новый, он появился только в 2006 году, и принадлежит вообще не ПМР, а Молдавии и ее железной дороге. История была такова. После того как оба существующих в советские годы вокзала Бендер остались в руках Тирасполя, молдаване придумали организовать свою станцию в том самом островке Молдавии посреди Бендер - в поселке Варница. И реализовали это. Построили подъездные пути, поставили навес от дождя и киоск - кассу. От Бендер-2 до Бендер-3 всего несколько сот метров, но пройти их официально нельзя - могут загрести пограничники за нелегальный переход границы. А посему нужно делать крюк по автодороге, чтобы официально пройти через КПП.

    Интересно, что ж/д пути являются границей между странами - по одну сторону от путей Молдавия, по другую - ПМР. От вокзала Бендеры-3 (официально он называется, кстати, Бендеры-2, но в народе его называют третьим) отходит два пригородных поезда в день до Кишинева. Эти собаки являются чисто молдавскими - и погранконтроля приднестровцев в них нет. Еще от этой микростанции в Варницах отходят два поезда - на Москву и Петербург. Разумеется, расчитаны они не на жителей Варницы, а сделаны они с прицелом на население ПМР. Поезда эти проходят всю Молдавию от Варницы через Кишинев и на север, на Окницу. Скорее всего, от Варницы отправляются какие-то прицепные вагоны, а поезд целиком формируется уже дальше, в молдавской столице.

    На так называемом вокзале Бендеры-3 (реально там жесткая промзона, а не вокзал) не было никого. Единственный находящийся там человек в будке был... ..кем? Правильно, милиционером. Делать ему было совершенно нечего, из-за этого он меня "забрал" к себе в будку и начал с пристрастием допытывать. Кто такой, зачем и почему... Спросил в том числе и о молдавской регистрации (которую отменили). Ну, отменить то отменили, а поностальгировать по хорошим временам ментам ой как хочется. Ведь это самая хлебная статья во всех законах, она позволяет грести без разбору всех людей вообще, ничего не совершивших. Паспорт у меня проверили по каким-то спискам, спросили о наличии судимости (ответил коротко: "Судим не был"). После 10-минутного разговора мент попустился и признался, что он сидит тут в будке сутками и делать ему нечего, одно развлечение - телевизор. А зарплата идет, ловить некого - какие преступники на пустующем полустанке. И чтобы оправдать как-то факт своего существования перед начальством, ему нужно написать рапорт, что мол, Пан такой-то... был проверен и отпущен. После чего он записал мои данные в свой блокнот и пожелал счастливого пути.

    Через десять минут после того, как я вышел из будки молдавского мента, я уже пересекал границу ПМР вновь - вокзал находится как раз возле границы. Снова по второму разу получил миграционную карту и бесплатную регистрацию.

    Крепость

    Есть в Бендерах и официальная достопримечательность - большая турецкая крепость, с сохранившимися башнями, бойницами, высокими стенами и рвом для воды. Крепость, как и всё тут, имеет свою особенность - внутрь ее до недавнего времени пройти было нельзя, так как на территории находится военная часть. В последнее время туда стали пускать, но на момент посещения я об этом не знал.

    Однако самые красивые виды крепости - снаружи, но большинство приезжающих в Бендеры не видит этого, так как не знает, где нужно подступиться к крепости. А чтобы пройти к ней с самого козырного места, откуда можно делать фотографии, нужно пролезть по узкому лазу между стеной крепости - военной части с одной стороны и колючей проволокой - охранной зоной моста с другой стороны. Короче, все хитро там.

    Но результат того стоит - крепость прекраснейшая, одна из лучших в этих местах.

    Прочие интересности Бендер

    Триумфальная арка и мемориальное кладбище

    Совсем недавно в 2008 году тут построили Триумфальную арку. Учитывая, что оригинал такого сооружения я видел в Париже не далее чем весной, то могу сказать так - сравнивать, конечно, на полном серьезе было бы странно, однако по форме новая арка напоминает ту самую. Несомненно, будучи в Бендерах осмотреть ее стоит. Находится она кстати, как и Варница, не в центре, а сильно в стороне от него - в районе выезда на Кишинёв.

    Арка создана в честь победы русских воинов над турками и взятии крепости, и приднестровских воинов над молдавскими агрессорами.

    Возле арки 2 года назад было основано мемориальное военное кладбище, на котором захоронены солдаты и офицеры всех периодов истории Бендер с 18 века до наших дней. Кладбище новое, и является тоже несомненной достопримечательностью города.

    Здесь жили Карл XII и Мазепа

    Интересно, что село Варница - часть города Бендеры, кроме своего анклавного положения известно еще следующим. После того, как Петр Первый в битве под Полтавой разгромил шведского короля Карла XII и его союзника - предателя России гетмана Мазепу, они бежали из Полтавы не куда-нибудь, а в Бендеры... И поселились как раз в Варнице, которая через 300 лет станет геополитическим феноменом. Карл жил тут несколько лет, а потом уехал в другие походы, а Мазепа тут и скончался и был собственно в Варнице похоронен.

    В честь шведского короля и украинского гетмана здесь были воздвигнуты две стеллы. Обе они стоят рядом - маленькие и невзрачные. Все это находится в глухом частном секторе, рядом с брошенной хатой с развалившейся крышей. Места в общем совсем не туристические, а ведь могли бы быть... Шутка ли, сам шведский король тут жил. Кстати, в честь короля названа улочка, ведущая к стелам. Картина немного сюрреалистическая - представьте себе десяток простеньких домиков, примитивные заборы из проволоки, под ногами - грязюка, об асфальте тут и не слышали, и табличка - "улица Карла XII". Вот такие парадоксы.

    Интересности Бендер

    На въезде со стороны Тирасполя, у реки Днестр - целый ряд прикольных и интересных объектов, связанных с войной за независимость против Молдавии. Здесь и памятник - бронетранспортер на постаменте, и вполне действующий БМП у моста - пост миротворцев, монументы в честь погибших, флаги и прочее. Также поблизости находятся памятники, посвященные осаде и взятию турецкой бендерской крепости русскими войсками в 18 в.

    В центре Бендер сохранилось немного царской застройки в типичном для югов стиле - одно- и двухэтажные домики, не слишком выдающиеся, но очаровательные по своему. Немало таких можно увидеть и в Кишиневе, в Одессе, Измаиле и Николаеве. В прошлом мне доводилось тут бывать в 2000 году, и конечно контраст с воспоминаниями сильный. Тогда, честно говоря, город на меня произвел гнетущее впечатление - экономический упадок и разруха были значительными, на многих домах сохранялись следы от снарядов, все магазины были по-советски убогими.

    Теперь во многом ситуация улучшилась - в центре открылся хороший супермаркет, появилось пару больших весьма стильных кафе, и с десяток попроще. Всюду масса современных магазинчиков с хорошим ремонтом, которые, конечно, сильно оживляют пейзаж. Однако инфраструктура в общем пока находится в паршивом состоянии, видно, что экономический упадок после распада СССР, остановки предприятий и войны еще не преодолен.

    Особенно хорошо тут гулять не сейчас, зимой, а летом - а лето тут практически начинается с апреля и продолжается до октября. Тогда можно побродить тут и по паркам, и по набережной Днестра - увы, зимой это не лучшее занятие.

    В целом на исследование Бендер у меня ушел целый день.

    Тирасполь

    Тирасполь - столица Приднестровья, и как и везде в бывшем СССР деньги стекаются со всей страны именно сюда. Если в Бендерах еще остались недостроенные со времен СССР многоэтажки, то тут таких уже не осталось - во всяком случае я не увидел ни одного. По словам местных их потихоньку все достраивали и вот, наконец, достроили. Освещается город гораздо лучше Бендер, центральный гулятельный проспект так и вовсе шикарно. Асфальт на улицах более-менее хороший, магазинов много, всюду процветает торговля.

    В центре сохранилось совсем чуток старой царской застройки, но основа города - 9-16 этажные дома брежневского времени. В целом можно сказать что Тирасполь более современный город по сравнению с Бендерами, и более упорядоченный, ухоженный и современный. Ехать сюда нужно не за стариной, а наоборот - за современностью, чтобы посмотреть все атрибуты нового маленького государства, существующего пока только 20 лет.

    Самые приколы тут - большие рекламные щиты на улицах. На одном изображен на фоне башен Кремля здешний президент Смирнов с Медведевым - два вождя жмут друг другу руки. Точно такой же плакат с местным президентом и Медведевым я видел совсем недавно в Душанбе. Казалось бы, сколько тысяч километров отделяют Приднестровье от Таджикии - а как всё похоже.

    Еще один веселый плакат - с тремя президентами полупризнанных республик: Сергей Багапш (Абхазия), Эдуард Кокойты (Южная Осетия) и Игорь Смирнов (ПМР) жмут одновременно друг другу руки, как три мушкетера в известном фильме.

    Есть тут также рекламный плакат партии "Единая Россия" с медведем, плакаты "Единство Приднестровья - единство с Россией". Самое оригинальное - тут имеется общественная приемная Жириновского. Интересно, как часто Владимир Вольфович проводит там приемы. Имеются портреты почетных житилей города, на первом месте - президент, на третьем - бывший мер Москвы Лужков.

    Еще немало символики по всему ПМР с поздравлением с двумя победами сразу: "65 лет победы в Отечественной войне, 20 лет победы в войне за независимость ПМР".

    Удалось найти также консульство Российской федерации. Как оказалось, пораспрашивав местных, почти все жители ПМР имеют кроме своего приднестровского паспорта (похож на российский или советский - лично подержал в руках) также заграничный другой страны. Большинство имеет паспорт или России, или Молдавии, некоторые - обоих этих стран. Украинские паспорта кое у кого есть, но у меньшинства - Украина ведет очень пассивную внешнюю политику, и паспорта особо не предлагает. Поэтому все берут себе паспорта других стран. Заграничного ПМР-овского паспорта не существует. В Молдавию здешние граждане могут выезжать с молдавским внутренним паспортом (их выдают тоже в соседних с ПМР населенных пунктах), в Украину - с заграничным молдавским или российским.

    У Днестра имеется небольшой пляж, набережная, и пешеходный мостик через реку, с которого хорошо любоваться окрестной природой. Любопытно, что с одной стороны реки - самый центр, Белый дом, главная площадь и памятник Суворову, а с другой - вообще ничего, переходишь мостик и можно сразу ставить палатку.

    Из культурного досуга тут можно сходить в исторический музей (в Бендерах также в музей войны ПМР), в театр - большое реконструированное здание, кинотеатр.

    Отдельного упоминания достоин спортивный комплекс "Шериф" - сюда ездят как на отдельную достопримечательность посмотреть. Всё построено с нуля: теннисные корты, бассейн, стадион - лучший на территории не только ПМР, но и Молдавии, каток. Единственное, что из-за кризиса не успели достроить - пятизвездочный отель, он стоит временно законсервированный.

    Слободзея

    Малопримечательный город, по большому счету делать там нечего. По сути это длинное село километров на шесть, в центре - церковь 1804 г., немного пятиэтажек, скромный парк.

    Днестровск

    Посимпатичнее, город энергетиков, при ГЭС. Немного побродить тут вполне приятно.

    Транспорт

    Самый интересный транспорт ПМР - троллейбус. Кроме городских маршрутов, тут имеется и междугородний, связывающий Тирасполь с Бендерами. По пути троллейбус проходит несколько сел. Любопытно, что большая часть троллейбусов дарится стране Россией и Белоруссией, все старые машины, которые списываются в городах этих стран, везут сюда. Из-за этого троллейбусов в ПМР много и ходят они часто. На многих машинах видны следы от прежних владельцев: так я лично узрел в одном салоне надписи над дверьми "Уваход", "Выхад", а возле кабины водителя висели "Правила пользования городским транспортом в г. Минске". Ручкой сбоку было приписано "... и в ПМР". Таким образом, здесь полностью согласились с белорусскими правилами проезда.

    Проезд между прочими городами ПМР - на микроавтобусах. В отличие от соседней Молдавии проезд тут не хаотичный, а строго упорядоченный: все автобусы отправляются только от автостанций и по расписанию. Даже такие часто ходящие рейсы как Тирасполь - Слободзея (в час-пик раз в 6 минут) все равно указаны в расписании, на каждый рейс можно купить билет в кассе. Кассир и диспетчер имеются повсюду: даже в Днестровске и Первомайске.

    По воде далеко не уплывешь - в Тирасполе летом можно только покататься на прогулочном кораблике. Сейчас он стоит на приколе на набережной.

    Итоги

    Для ночующих в отелях можно порекомендовать в Тирасполе относительно недорогой отель "Аист" - находится прямо у главной площади, на набережной. 2-местный номер с горячей водой и советским ремонтом стоит 300 местных рублей (30 дол.), с евроремонтом - 450 и 600 руб. (45 и 60 дол.). В Днестровске отель "Нистру" в 5 минутах ходьбы от автовокзала вообще супердешев: 5 долларов за одноместный, и 7 долларов за 2-местный.

    Финансовые итоги поездки таковы. Всего за 4 дня было потрачено 400 гривен, или 50 долларов. Из них на поезда Киев - Одесса и Одесса - Киев (плацкарт) ушло 59 и 57 грн. = 116 грн. (7 + 7 долларов = 14). Как видим украинские поезда по прежнему являются самыми дешевыми в мире (из приличных поездов без бомжей, для справки - расстояние ок. 650 км между Одессой и Киевом на поезде). Ура украинской ж/д!

    Остальные 36 долларов ушли на всё остальное. А именно: питание (два раза посещал стильные заведения с официантами в Тирасполе, Бендерах, и по одному разу евро-столовые в Одессе и Измаиле, плюс покупал булочки, бананы, сникерс, литр кваса и что-то еще), карта Тирасполя, междугородный транспорт. Транспорта использованного была куча: Одесса - Измаил, Измаил - Одесса, Одесса - Кучурган, Кучурган - Тирасполь, Тирасполь - Бендеры, Бендеры - Варница, Варница - Бендеры, Бендеры - Тирасполь, Тирасполь - Слободзея, Слободзея - Днестровск, Днестровск - Первомайск, Кучурган - Одесса.

    Таким образом можно увидеть, что Украина и Приднестровье по прежнему являются сверх-дешевыми для путешествия странами, одними из самых дешевых в мире наравне с Юго-Восточной Азией, Индией, Средней Азией.

    Все езжайте в Приднестровье! Это микро-государство Европы ждет вас! Там очень хорошо. ПМР - bun venit, welcome, ласкаво просимо!

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    pan_sapunov
    26/10/2011 14:41


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости с Украины

    14.06.17 Близ Чернобыльской АЭС открылся первый хостел
    11.04.17 Киевский аэропорт Жуляны не будет работать 11 дней
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия
    22.12.16 Из Киева в Польшу будет ходить скоростной поезд
    28.06.16 Самые популярные у туристов из России зарубежные страны
    07.06.16 Куда поехать без визы этим летом?
    27.01.16 Минск, Тбилиси и Ереван - самые популярные туристические направления ближнего зарубежья
    30.12.15 Москва возглавила рейтинг самых популярных у туристов городов России по итогам 2015 года
    23.12.15 Белокуриха, Логойск и Завьялиха возглавляют рейтинг недорогих горнолыжных курортов России и ближнего зарубежья
    07.12.15 Прага и Таллин возглавили рейтинг самых популярных у туристов зарубежных городов в 2015 году
    [an error occurred while processing this directive]