Путь к подножию Белухи

Белуха... Слово, от которого для многих веет мистикой, тайнами, волшебством. Если не был там, то хочется узнать, что же там такого волшебного. А те, кто был, прикоснулся уже к тайнам Центра мироздания, в их голосе только священный трепет. Что же там такого? Мы решили узнать. Планов было много, целый год собирались, готовились и вот в путь...

Надо сказать, что погода была премерзкая - дождь, тучи чернее не бывает. А если учесть, что подняться нам предстояло на высоту 2600 метров (именно с такой точки начинался наш поход), то будущее сулило нам не радостные картины. Удивительно, но было впечатление, что мы всю дорогу убегали от непогоды. И нам это удалось!

Первое что поразило в тех краях - белые реки. Сразу вспомнились истории про Беловодье - благодатный край, куда ушли люди, искавшие счастья и мира. А еще мостики через эти реки, деревянные. Ощущение, что они такие хрупкие, не выдержат и под нашей машиной развалятся. Хотя, как сказали бывалые туристы, в таком состоянии эти мостики уже много лет, стоят, исполняют свою службу.

Вот белая река Бухтарма позади. Следующее знакомство с рекой Язевкой и её каскадом водопадов. Красивое зрелище, завораживающее. Не покидало желание с разбегу броситься в это водное кружево. Ни какого чувства опасности

А дальше озеро Язевое. Бывалые люди утверждали, что здесь мы впервые увидим Белуху. Открывается она только утром, словно робкая девушка ненадолго приоткроет своё покрывало, покажет прекрасный лик и вновь спрячет свою красоту. Поэтично? Вот и нам хотелось посмотреть это действо. Ан нет, Белуха была еще более стеснительна и нам свой лик не явила. А вот от озера остались не самые радужные впечатления. Берега у него поросшие травой, заилены. Подступиться к воде, искупаться можно только в одном месте, с камня на который перекинуто бревно. Да и воде куча водорослей. Для рыбы конечно благодать, а вот для людей...

В общем пошли мы дальше, к погранпосту, к обещанным болотам. Ведь после распада СССР пройти по дороге нам не светило, а обходная тропинка по территории Казахстана шла через болотистую местность. Но, то ли погода засушливая сыграла свою роль, то ли за годы туристы да лошадки натоптали тропинку. В общем, болота мы так и не нашли. Была вполне комфортная тропинка, красивый лес, солнечный день и приятное общение с местными жителями и с пограничниками.

Поразило, что в таких краях только начинается формироваться туристический бизнес. Дикий, стихийный, но уже бизнес. За аренду лошадей местный бизнесмен запросил 10 тысяч тенге, причем о торге даже речи не было - не хочешь платить - неси рюкзак сам. И что поделаешь, заплатили, ведь конкурентов у извозчика нет. Так мы думали тогда. Наивные... На самом деле зарабатывают извозом на лошадях и сотрудники заповедника (вполне официально), и сами пограничники (неофициально). Про последних скажу, что наши казахстанские погранцы маскируются отлично, их не отличишь от обычных жителей - гражданская одежда, полное отсутствие формы, охота на сурков и такое добродушное снисходительное отношение к туристам. Приятно и удивительно. Но вернемся к нашему путешествию. Пройдя "болота", мы подходим к Сарсенбаю. Местечко, где раньше по рассказам было небольшое селение. Сейчас там один дом и живут несколько человек. Внутри дома бедность, а у хозяев в душе радушие и гостеприимство. Нас напоили чаем, угостили баурсаками, куртом. Предлагали рыбку купить за символическую цену. Пришлось отказаться, хотя и с трудом. Рыбка-то хариус, да путь слишком далек, а нести такую рыбку по жаре просто невозможно - испортится.

И вот идем дальше, вечер, ночевка и вновь в путь. "Хотите водопад посмотреть?" - предлагает наш проводник. "Еще бы! Конечно!" И тут нам открылось такое зрелище!!!! Словно сербряноволосая красавица распустила свои прекрасные волосы, разметала их по плечам. Тысячи брызг, гул, дрожание земли под ногами. Таким нам предстал Коккольский водопад. Как написано в табличке - перепад высоты 80 метров. Скажу честно - высота не чувствовалась, а вот то, что делает вода за множество лет, какие каналы, дорожки промыла в камнях - это поражало. Да что там! Посмотрите сами

А рядом с водопадом находится Нижний лагерь. Когда-то здесь жили и работали люди. Было много построек, срубы из лиственницы. Теперь остатки домиков. В них обычно селятся расторопные туристы. Да еще банька. На высоте 2600 и банька! Прямо подарок! Конечно это не комфортабельные Барские бани. Но нам было в кайф помыться, попариться и искупаться в речке Кокколь. А вечером у костра нам наконец-то показала свой лик Белуха. Чуть-чуть из-за гор самую свою вершину. В надежде, что наконец-то мы полюбуемся её красотой, мы уснули.

На утро сюрприз - погода испортилась. С вечера ни чего не предвещало такого оборота, барометр показывал стабильное давление. По приметам все должно быть ОК. Но оказалось, что Белуха и такие сюрпризы преподносит. По совету знакомых туристов мы решили пойти на Верхний лагерь, тем более там есть где укрыться от непогоды.

По пути вновь делали много снимков, любовались красотами и... промокли до самого основания. Дождь был щедрым, переходящим в снежную крупу, ветер швырял её в лицо. Колюче, холодно, мокро... И вот на перевале как-то неожиданно появились бараки (или это дома). Пришлось укрыться от непогоды и разводить прямо внутри костер. Ведь просто жизненно необходимо было согреться и обсохнуть. Скажу честно, жалко было отрывать доски, разбирать двери. Видно, что такие манипуляции проделали не одно поколение туристов. Когда-то поселение построили для вольнонаемных работников тыла, чтобы они в этих трудных условиях добывали молибден для военной промышленности. Основной источник этого металла был на Кавказе, а его заняли немцы. Вот и искали альтернативные месторождения. Потом Кавказ освободили, а добычу молибдена продолжали до 1957 года. Именно этот год последний стоит в накладных с этого месторождения. И теперь местные постройки дают приют туристам, и потихонечку разрушаются. А жаль... Ведь это просто музей под открытым небом.

Сохранились здесь и остатки обогатительной фабрики, автомобиль (просто чудо как он сюда попал), еще какие-то механизмы, назначение которых мужчины определили сразу. Я же до сих пор не могу запомнить, что же там такое было. В общем, какие-то железки, имеют историческое значение. Да, еще деревянные столбы для электропроводов. Их, этих столбов мало, но даже по ним можно понять, что здесь было электричество.

В общем, когда мы обогрелись, обсохли, то мужчины пошли удовлетворять свой исследовательский инстинкт - осматривали окрестности и остатки обогатительной фабрики. Мне же было не охота выходить из домика с костром на холодный ветер. Я ждала их у костра, хранила так сказать очаг. А мужчины порадовали меня "добычей" - принесли камни с породой, содержащей молибден. Ну как не похвалить таких добытчиков!

И сразу в путь, назад в Нижний лагерь. Там палатки, горячий чай, большой костер. По дороге вновь вымокли, даже прячась под огромными кедрами. Удивительно, что крона у них такая густая. Может идти длительный и сильный дождь, а земля и слой хвои под ними остается сухим. Спасали нас такие дедушки-кедры. Да только когда мы выходили на тропинку, то мокрая трава сразу норовила опутать наши ноги и руки и отдать всю влагу дождевую нашей одежде. В общем, после путешествия на Верхний лагерь мы сушились у костра несколько часов, а согреться пришлось порцией виски (что поделать - и это тоже есть у туристов).

Конечно при такой непогоде о виде на Белуху и речи не было. Все в черных низких тучах. Даже ниже нас все было закрыто туманом. Было немного грустно от этого. А мужчины не унывали. В горах даже непогода красива, потому и снимков опять было много. Туман здесь, туман там.... Облака закрывают одну гору, другую.... Капли дождя на хвоинках лиственниц.... Восхищаюсь своими спутниками! Умеют разглядеть красоту! Да еще показать её!

Ну что? Вот и новый день нашего путешествия. Утро туманное, утро сырое....

Видно только на несколько метров от себя. И какое завораживающее зрелище как этот туман поднимается! Клубясь, закипая, бурля! Вот уже кусочки голубого неба и солнце пробивается сквозь молоко тумана. И всё ушло! Воздух просто звенит от чистоты. Трудно передать словами и фотографиями всю палитру ощущений. Это и звуки, и запахи, и ощущение кожей легкого прикосновения ветерка, панорамность видов. Даже самые продвинутые программы по монтажу панорам на могут отразить всего. Здесь надо быть, чувствовать, всем телом, всей душой!

Погода наладилась и мы решили сходить к истокам Берели. Еще одна белая река. Берет своё начало она из-под Берельского ледника, протекает у подножия Белухи. Словно омывает её чудесные ножки. И течет по своей долине, образует вот такие петли и впадает в Бухтарму.

Белые реки здесь из-за того, что вытекают они из-под движущихся ледников. Пока идет процесс таяния, то лед двигаясь перетирает камни, породы между собой и мелкие частицы этих пород окрашивают реки в белый цвет. Это позже, когда устанавливается холодная погода, в сентябре, лед прекращает своё движение и река становится прозрачной. Но нам не дано увидеть этого процесса. Мы ведь здесь еще три дня. А пока наш путь к истокам Белой Берели. По пути встречаются нам "знаки", оставленные рериховцами. На Теплом озере выложены из камней какие-то кучки, восьмерки и что-то еще. Не вдавалась в значение этих знаков, да и как-то не интересно было. Ну не поддерживаю я этого культа Белухи, молиться точно ей не хотела как чему-то мистическому. Озеро Теплое было действительно теплым. В него не впадает ни каких ручьев, и нет вытекающих. Вода не проточная, но удивительно, что прозрачная, не заиленная. Видимо сказывается высота и холодный климат. Дальше было "открытие" Белухи. Не в смысле, что она нам открылась. Эти белоснежные вершины мы уже издалека увидели и облаков почти не было. Открылась нам вся панорама. Белуха вся, как есть. Ледники, осыпи, морены... Я пошутила, что по таким моренам легко дойти до середины горы. На что мои спутники объяснили мне как "чайнику", что прогулка по этим вполне пристойным местам чревата очень большими опасностями и без знания техники передвижения туда лучше не соваться. Я притихла. Так вот с чего начинаются сложности подъёмов на такие горы. А дальше просто любовалась.

Масштабы! Ведь по данным ученых 1/3 всех льдов Алтайских гор сосредоточена на Белухе. Опять же какая огромная работа льда, камней, силы тяжести и Бог его знает еще! И всё это постоянно в движении. Не видимое глазу, но по тому, что и как расположено, можно судить, что всё движется. Посмотрите сами на те дороги из льда и камней. Именно из них состоят морены - "насыпи" у подножия ледников.

А еще там есть "молельный камень" - место, где приходят поклоняться Белухе, молятся (одну из таких молитв даже кто-то заботливо оставил, вдруг не знают КАК правильно молиться этой горе), просят здесь Белуху исполнить желания, оставляют пожертвования. Не хочу иронизировать - вдруг задену чьи-то религиозные чувства. Скажу про себя - я не молилась и желания не загадывала. Просто любовалась Природой. Здорово, что такое место есть на Земле и я могу эту красоту увидеть. Наконец истоки Белой Берели. Тоже удивительное место. Из далека кажется, что это малюсенький такой ледяной гротик.

Вблизи же этот грот был с человеческий рост, движение здесь тоже очевидно. Когда делали фотографии, то вода подмыла лед и большая глыба упала в метре от нас. Если бы кто-то был вблизи, то мало бы не показалось. Если бы вообще выжил. А так всё мирно и безопасно. И чертовски красиво! На каменных осыпях росли удивительные розовые цветы. Знать бы их название...

В общем, Белухой мы налюбовались вдоволь, попили чайку и пошли вновь в Нижний лагерь. По пути еще раз сфотографировали Коккольский водопад. Он был еще более грандиозен, ведь после дождей вода в реке поднялась. А на утро наш путь вновь к Сарсенбаю. На самом деле правильное название этот местечка Сейсенбай. Был такой бай, по его имени и назвали селение. А туристы как-то так переименовали и теперь на всех картах значится Сарсенбай. Пусть будет так...

Заночевали мы в прилично оборудованном месте. Беседка для того, чтоб покушать сидя на лавках и за столом. Вполне чистый (удивительно!!!) туалет. Правда пришлось предварительно собрать целый пакет мусора и бутылок всех калибров. Наш коллега из Польши просто не мог выдержать такого варварского отношения к природе и организовал нас на мини-субботник по уборке территории. На утро нам предстоял брод через Берель. С виду она мирная, спокойная. А оказалось, что перебродить её довольно опасно. Рискуешь быть сбитым с ног, а при наличии рюкзака за спиной потом сложно подняться из бушующего потока. Слава Богу всё обошлось, мы держась друг за друга перешли коварную речку и попрощались с ней. Дальше был перевал. Места красивые, дикие, то и дело нам дорогу преграждали упавшие деревья. И Тадеуш просто не переставал фотографировать их. А меня все удивляло "Чего же он нашел в этих дебрях? Не лучше ли фотографировать какие-то бархатные долины, красивые без сучков и сухих веток деревья и т.д". А в ответ слышала "Какой прекрасный лес!". Это потом я поняла, что ту правильность линий, чистоту подстриженных лужаек иностранцы видят с рождения. Леса в Европе как парки, девушки там гуляют в туфлях на каблуках, а через мааалюсенькие ручейки везде перекинуты мостики. В общем это не природа как есть в своей подлинности, а рукотворные парки. А настоящая природа там, где нет логики, где всё просто есть, просто живет или умирает. Есть хоть маленькие условия для продолжения жизни - и всё, пошел рост. Нет этих условий - умирает. И никаких обид, условий как жить и расти. Совершенное несовершенство.

В этом и прелесть. И это надо не просто понять (опять человеческая логика), а прочувствовать каждой клеточкой тела.

На повезло, мы оказались в таком месте, где осознавание этого несовершенного совершенства пришло просто само. Это место - долина Черной Берели. Выше нашей стоянки был каскад водопадиков, зажатый в небольшие скалы, потом тихая заводь и сразу резкий сброс, где река набирает скорость. Пока переходили в брод реку рыба нахально плескалась прям под ногами, выскакивала по 3-4 раза подряд. И какая рыба! Хариус! Очень осторожная, пугливая. А тут просто бесстыдство такое! И где же наши удочки?! И спасибо местному рыбаку - угостил-таки рыбкой. Ах, какая вкусная уха получилась! Ммммм.... Да еще в такой красотище! Разве может сравниться ужин в самых шикарных ресторанах с ужином у костра, с дымящейся ухой и райским уголком настоящей природы? Это слова нашего польского друга. Поверьте, ему есть с чем сравнивать.

Уходить не хотелось... Даже сборы утренние все неосознанно затягивали. Было уже 11 часов, впервые мы вышли на маршрут так поздно. Наверное было предчувствие того, что самое красивое мы уже видели. Перевал Радостный одолели быстро. Там и тропа не такая разбитая конскими копытами, да и уже давала знать тренированность за 14 дней походной жизни. А еще наши рюкзаки стали значительно легче. Ведь поход заканчивался.

Увы, перевал Радостный для нас был не радостным. Появилась сотовая связь и когда мы связались с человеком, который обещал нам показать Рахмановские ключи, он сказал, что его планы изменились и он в городе. Так, экскурсия по санаторию отпадает. Жаль... Дальше появились горы бутылок и мусора, которые оставили отдыхающие санатория. И это было уже печально... Последний взгляд и фотографии Белухи и мы пошли вниз. Само озеро Рахмановские ключи сверху очень живописно, так уютненько расположилось между гор, ровная поверхность воды, отражение неба. Лишь кое-где небольшой ветерок наморщит гладь озера и снова зеркало воды отражает облака и небо. Красиво...

А потом нещадно вторгается цивилизация. Ведь сверху сам санаторий очень хорошо видно, а потом и слышно. Голоса людей, музыка, шум машин... Все это после двух недель тишины и природных звуков оглушает, подавляет, прижимает к земле. Пропадает то ощущение полета в котором пребывали во время нашего похода. И только здесь понимаешь, что там ты был в раю, а здесь иная жизнь. Но в неё приходится возвращаться и приспосабливаться. Лишь фотографии да воспоминания возвращают тебя в то прекрасное время, где ты был, жил и был свободен ... С этим ресурсом и живешь, до новых походов.

И в заключении хочу сказать словами нашего польского друга: "Лучше наших гор нету!"