Эгейское побережье Турции

Вошедшая в мое сердце этой зимой мечта побывать в Турции еще и еще скребла и напоминала о себе день ото дня, и чем ближе к отпуску, тем настойчивее. Как живые стояли перед глазами волшебные суровые картины восточной Анатолии, расписанные Гюнаем в рекламных целях во время прошлой поездки по античным объектам туретчины. Особенно волновала мысль о возможности увидеть гору Арарат, где по слухам лежат останки ноева ковчега. Только вот с "восточкой" никак не согласовывался наш график отпусков. Что ж, будем "ставить реальные цели" - решила я и стала узнавать о других турах. "Эгейское побережье Турции" намечалось как раз в возможные для меня сроки. Вопрос с отпуском, таким образом, решился положительно. Правда в путешествие пришлось отправляться одной, подруги ничем помочь не могли: у одной- муж, у другой -свадьба, у третьей- программа похудения, на которую уходят немалые деньги, у четвертой - проверка с прокуратурой... Я решила, что справлюсь и одна, заказала сингл, купила купальник и полетела в Стамбул.

Еще в Пулково-2 я обратила внимание на милую темноволосую девушку с косой, которая в компании турецких молодых мужчин оживленно разговаривала по-турецки, рассматривала альбом с фотографиями. В самолете мы сидели рядом, и я поняла, что она россиянка. Азербайджанка или татарка, занимается музыкой и язык изучила при мусульманском обществе совершенно бесплатно. Едет в Турцию в гости к друзьям. Уже в аэропорту Стамбула в ожидании, когда по ленте поползет наш багаж, мы вдруг услышали волшебную музыку: это наша попутчица, окруженная турками, сидела на краешке соседней багажной ленты и играла на инструменте, похожем на нашу мандолину, что-то совершенно восточное. Мелодия шла за мелодией, иногда турки дружно вторили хором. Так лирично под национальную музыку начался наш вояж.

Багаж получен, очередь проштамповать паспорта. Визы для россиян отменили ещё в феврале, поэтому в этот раз мой паспорт украсился круглой печатью модели "Почта России" - только конечно с другими словами. Турецкими.

За контролем стоят, как обычно, встречающие. Наш "господин Васви" (зимой он звался просто Василий) - самый узнаваемый: у него потрясающая улыбка и теплый взгляд, ну и табличка с названием фирмы естественно. Тут же возле него и остальные питерцы, прибывшие этим рейсом: пара "за 50" и мужчина, показавшийся мне знакомым. Господин Васви хватает мой чемодан и быстро ведет нас к микроавтобусу на парковке, не забывая при этом вести вежливую беседу о погоде и туризме в Турции.

Отель оказался тот же, что и в прошлый раз, комнатка так же небольшая. Юноша из обслуги принес в номер огромный сэндвич вместо ужина (в ресторане уже ужин давно закончился) и банку персикового сока. Гулять в одиночку по ночному Стамбулу не хотелось. Приняла душ, поковыряла булку, глоток сока и спать. Завтра нас ждут великие дела!

Утром за завтраком вижу господина Васви в компании седовласого аккуратного мужчины интеллигентного вида, в очках в металлической оправе, на нем светлая рубашка и серые брюки. Какой приятный человек. У нас в Питере так выглядят и так себя держат преподаватели ВУЗов. "Наверное, это и есть наш гид! Преподаватель стамбульского Университета! Ура!", - подумала я. "Наивная чукотская девочка"! Это оказался наш водитель...

А гид в несерьезной красной футболке и темными очками в белой оправе на лбу покуривал возле автобуса. Туристов было всего 9 человек на микроавтобус. Поэтому ехать было легко и комфортно. Кондиционер работал исправно, но на серпантинах, когда наш престарелый шумахер закладывал поворотики, то и дело поглядывая в пропасть - достаточно ли она глубока, что ли? - меня все равно прошибал холодный пот.

После завтрака отъезжаем из Стамбула. Стамбул отпускает не сразу. 15 миллионный город, огромное количество машин, мотоциклов, автобусов, то и дело создающих заторы в узких улочках. Множество пешеходов, выныривающих из-под колес почему-то живыми и невредимыми. По выделенной полосе (как у нас на Лиговке) ходит то ли трамвай, то ли длинный автобус. Причем ходит этот транспорт по лондонским правилам- левостороннего движения, чтобы двери были обращены к толпе на остановках. Какое-то бесконечное вавилонское столпотворение! Нет, Стамбул слишком велик для меня...

Наш "Мерседес" с успехом пробивается через эту плоть огромного города и вот он - Босфор!

Мост через Босфор был построен в 1973 году, но вид, который открывается в этом месте пролива, наш гид Мелик обнаружил на картине Айвазовского "Закат в Константинополе" в нашем Эрмитаже. Айвазовский некоторое время жил и работал у султана Абду Азиза в Стамбуле. Зимой во время экскурсии во дворце Долмабахчи мы видели много его картин.

По дороге знакомимся с гидом и между собой. Пока мы вблизи Стамбула, Мелик с успехом говорит по-русски, и мы начинаем к нему проникаться симпатией. Когда он погружается в размышления от очередного вопроса, у него смешно выпячивается нижняя губа. Но хочу заметить, что чем дальше мы находимся от столицы, тем реже наш Мелик пытается размышлять и тем меньше русских слов удается ему вспомнить, и тем чаще его рассказ состоит из словесной паутины, которую он пытается выдать за информацию. Я научилась мысленно выключать звук на первых его десяти фразах, чтобы не запутаться в его паутине и не сойти с ума : "Более менее, как это сказать, соответственно упоминается в консультациях таким образом, просто я хотел сказать...".

Чтобы сократить путь едем через паромную переправу , паромчик небольшой, но на терминале их много и проблем уехать нет. Беру в буфете чай за одну турецкую лиру и наслаждаюсь видами на Босфор. Пути с полчаса, и уже выезжаем с терминала в сторону города Бурса.

Бурса - это первая столица Османской империи.

Город кажется старинным, в нём остановилось время где-то в начале прошлого века. Очень много людей, одетых не по- европейски. Другие стрижки, другие лица. Женщины одеты в жару в свои "коконы". Это платье, брюки, плащ с отложным воротником, на голове платок, под ним шапочка. Забавное зрелище: идет парень в джинсах и футболке, ведет за руку свою "половину" в таком "коконе". У пожилых мужчин тюбетейки, пожилые женщины в шалях и забавных штанах с мотней почти у земли. Экзотика, однако.

В Бурсе смотрим мечеть 14-го века (конечно, снимаем у входа обувь), известную фонтаном посередине храма. В мечети на стенах изречения из Корана и ещё какие-то знаковые надписи арабской вязью. Эти надписи называются ТУГРЫ и представляют собой нечто вроде факсимиле султана, увековеченного в камне. Тугру султана Абду-Азиза я видела недавно среди военных трофеев российских императоров на царской даче "Александрия" в Петергофе. Там она прикреплена над дверьми в перевернутом виде в знак поражения турок.

Около большой картины с загогулиной истово коленопреклоненно молятся женщины. Что за картина, Мелик и предположить не может и снова включает свою словомешалку : "Соответственно как это Вам сказать, просто..." , потом заходим ещё в одну мечеть, в ней идет ремонт, сыро и от ковров пахнет только что снятыми с ноги кроссовками. Эта мечеть века 15-го. Дальше- в усыпальницу каких-то восточных владык всю в зеленых и синих изразцах. Входим в полумрак, там мерцают несколько саркофагов тоже в синем и зеленом , красиво.. Тут Мелик владык знает по именам, но конфликт культур - мне их имен не запомнить. Все они были османскими султанами.

На старинном шелковом рынке Коза Хан мы разбредаемся по верхней галерее поглазеть ассортимент, гид вниз по лестнице - попить кофе в саду. Для того, чтобы что-то выбрать и купить что-то подлинно шелковое из Бурсы на сувенир не хватает времени. Шарфик, что мне понравился, радует биркой "made in China". Фотографируемся на фоне старинных арочек и витрин и едем в соседний город обедать.

Турецкий день тянется долго. Долго обедаем, долго едем, долго ищем дорогу в Сард. На одном перекрестке Мелик машет рукой : "Там город Акхисар... В нём родился мой профессор по эстетике. Такая нежная душа!" И добавляет: " И ещё там самые красивые девушки".

К развалинам Сарда - столицы древнего государства Лидия, где правил царь Крез, и где были изготовлены первые в истории золотые монеты как средство для товарно-денежных отношений, мы приехали, когда тени стали уж совсем длинными. Часов, наверное, в 7 вечера. На стоянке пусто, Мелик пошёл поискать охранников. Один из них вышел и впустил нас на территорию музейного комплекса. Бродить среди руин в тишине на закате дня мне нравится. Я немного отстала от группы, иду среди древних колонн, которые обычно обозначают главную улицу, и читаю надписи на стенах отрытых, но недореставрированных зданий вдоль этой главной улицы. Надписи на турецком и английском. "Ресторан", "Баня", "Лавка купца такого-то". Надписи современные, для посетителей музея. Многое уже реставрировано. Мелик часто упоминает род Кочи (могу ошибиться), который много средств вкладывает в реставрацию древних руин по всей Турции.

В Сарде хорошо сохранились остатки храма Артемиды с алтарем-жертвенником, гимназиума, синагоги, есть мозаики на полах. Посреди маленького бассейна стоит вазон с изящными ручками. В бассейне плавает змея. А вдоль древней улицы растут абрикосы.

На обратном пути возникает вопрос, как могли древние лидийцы взгромоздить эти камни друг на друга? Без подъемных кранов и прочей строительной техники. Оказывается, есть версия, что жрецы умели менять на время плотность материи. Пошаманили, сделали камень легким, поставили, куда надо, и вернули вес камню снова. Ирина в Питере по ТВ такое слышала. А так как других более правдоподобных версий нет, то верим и этой.

Ночевать едем в город Саэлихли неподалеку от руин Сарда. Ужинаем по-турецки: суп, второе, салат, десерт, фрукты, пиво. Ужас! С таким набитым пузом идти в номер не тянет, и мы с Сашей ( никак не могу вспомнить, где я его раньше видела) отправляемся на вечерний моцион по городу. Городские улицы неплохо освещены, витрины светятся, но ценников на товарах в витринах нет. В витринах магазинов женской одежды манекены, одеты в платочки по всем мусульманским правилам. Много забегаловок на десяток мест, парикмахерских ( вывеска "куафюр") на пару кресел. И везде мужчины, мужчины, мужчины.. . Эх, Дмитриеву бы сюда.. Пусть бы посмотрела-порадовалась!

Мужчины пьют чай, читают газеты, играют в настольные игры, неспешно беседуют, куаферы бреют клиентов, кто-то просто сидит на пороге своего дома. А мы гуляем по центральным улицам, мимо фонтанов и памятника рабочему, отливающему золотые монеты, до тех пор, пока не становится уж совсем поздно.

Почти каждое утро отъезд в 7-30. Дороги предполагаются длинные, по жаре ехать труднее. Берем курс сначала на город Тире, потом на Сельджук. На мигающий красный светофор на ж/д переезде ни одна машина не остановилась. Мы тоже не торопясь перевалили через пути, так и не увидев поезда. Ещё путевое наблюдение: светофоры вне населенных пунктов не тратят время на желтый свет: за красным сразу загорается зеленый.

На третий день нашего путешествия в автобусе, идущем на обгон, я наконец-то увидела японские лица. Обычно японцы везде поспевают раньше россиян. Значит ли их появление только сейчас, что те древности, которые мы осматривали до того, не имеют большого значения для истории или, что мы просто посетили офигенный эксклюзив, про который японцам пока ничего не известно? Надеюсь на второе.

Весь день мы мотаемся по развалинам древних городов, лазаем по каменным амфитеатрам, одеонам , храмам языческих богов (Мелик называет их "погаными". Это может по-болгарски? ) и камням - останкам древних сооружений Милета, Приены, Дидим. Много раз вспоминаем про маршрут по Восточной Анатолии. Таня смеется : "Это Вам репетиция, если собираетесь туда ехать. Там нужна хорошая физическая форма". Да, с формой у меня средне. Саша и Мелик по очереди, то затаскивают меня на какую-нибудь плиту, то ловят внизу, когда я воплю: - Ой, держите меня семеро! Но надо сказать тренировки делают своё дело, и к концу дня в некоторых сложных местах я справляюсь самостоятельно.

В Милете сохранились театр, баня- спортзал юной правительницы, хорошо восстановлена мечеть 15-го века. Опять на деньги именитого рода, говорит нам Мелик.

Жители древнего Милета много плавали по морям и основывали все новые и новые колонии. Доподлинно известно, что наша Одесса была заложена милетцами.

Прогретые солнцем осколки античных колонн, дивной красоты барельефы, бесконечные саркофаги, давно утратившие лежавший когда-то в них прах, и алые маки между старых плит- всплески живого в мертвых городах, всё это вызывает душевный трепет и ощущение вечности.

Камни храма Апполона из Дидим вывозились на строительство Стамбула. То-то мне показалась знакомой Медуза Горгона на одном из громадных камней. Точно такие же лежат в основании колонн подземного резервуара для воды в Стамбуле. Возможно, именно из Дидим их туда и привезли.

После полудня едем обедать в придорожную кафешку. Опять все вкусно и по деньгам. Вместе с напитками около 10 турецких лир или 7,5 долларов. После обеда брожу по маленькому магазинчику рядом с кафе. Покупаю вяленый инжир с орешками. Похоже на густой мармелад. В магазинчик входит мальчик лет 8-и с круглым подносом, на котором стоят стаканчики с чаем и сахарница. Беру у него чай, хочу расплатиться, а он говорит: FREE. Угощают!

По плану у нас вечернее купание в Бодруме, поэтому торопимся доехать туда поскорее. Отель оказался метрах в трехстах от моря, а галечный пляж - он же линия кафешек и ресторанчиков всех мастей. Столики вперемешку с пляжными диванчиками и шезлонгами. Таня и Мелик занимают места за столиком, а остальная публика радостно устремляется к воде. Кроме нас больше никто уже не купается. После купания присоединяюсь к нашим за столиком. Сидим душевно, пьем пиво Эфес , говорим ни о чем. О жизни... А временами молчим. Хорошо помолчать вместе, когда тебя понимают. На обратном пути зашли в книжный магазин. Я по объявлению: "Большой выбор книг на русском языке". Мне показали полку. Там три романа Айзека Азимова, два русско-турецких разговорника и Букварь. М-да.

Мелик зачитался и остался в этом магазине надолго, а мы с Таней пошли своей дорогой.

После ужина большой компанией идем гулять по пешеходной зоне. Улочки в Бодруме узенькие, средневековые, толпа в них трудно помещается, тесновато. Магазины открыты, публика дефилирует, огни горят, из баров музыка. Русской речи почему-то не слышно. Это настораживает. Света мечется из магазина в магазин. У неё приступ шопоголизма. Саша следует за ней: у него, похоже, закончились чистые рубашки. А остальные, и я в том числе, глазеем на витрины. Лень даже прицениваться. Очень много красивых чисто белых вещей, из легких тончайших тканей. В Бодруме эти сарафанчики на пышных телах дам постбальзаковского возраста смотрятся логично, но для Питера - это исподнее, ночнушки.

Вышли к морю, полюбовались на яхты, подышали йодом, потом зашли в магазинчик за водой. В Турции воду из-под крана пить нельзя, только бутилированную. Нашли в потемках отель, сверяясь по туристскому Навигатору. Это такой прибор, которым "зацепляешь" место начала движения, чтобы потом туда вернуться. Леонид с ним по грибы на машине ездит, но и для поиска отеля в Турции он тоже годится. Хотя бы как развлечение.

На следующее утро пробежались на пляж искупаться до завтрака, море шикарное, а город еще только просыпается. На улицах моют мостовые и тротуары, тянут тележки с продуктами в кафе и магазины. Туристов не видно. Спят после ночных дискотек.

Во дворе нашего отеля немаленькая группа женщин под командой фитнес-тренера с воодушевлением разминается под музыку . Вот неутомимые! Накануне днем по приезду мы пробирались с чемоданами через их ряды..

За завтраком уже появились и другие туристы. Здороваются : "ДОбро рАно!" Ага- братья славяне!

После завтрака наша группа сначала едет в "чудо света" (какое там по счету?) - мавзолей царя Мавзолуса, который построила для него безутешная вдова Артемисия II. Запомнила высоту- 44,8 метров. Сильно для античности! Сейчас вокруг раскопа ходят туристы и смотрят на остатки мавзолея сверху вниз. При раскопе маленький музейчик с фрагментами былого великолепия и иллюстративным материалом и макетом . Честно говоря, можно было и пропустить эти развалины. Груды камней и толпы туристов, потому что мавзолей в черте города Бодрума. Самое главное в Бодруме для меня - это крепость Св. Петра. Огромная, красивая по архитектуре, с внутренними садиками с цветами и павлинами, бастионами, переходами, залами и комнатами. С Музеем подводной археологии и памятником подводному археологу -водолазу.

Прекрасный вид с крепостной стены на море и корабли. В давние времена эта крепость служила "станцией", как говорил Мелик, для крестоносцев и паломников на пути в Палестину. После полудня доезжаем в Мармарис. Главное желание - пляж! Таня с Меликом устраиваются с пивом и сигаретами возле столика под тентом, я сначала иду окунуться. У берега море грязное, плавает трава морская и всякая муть, но если пройти метров пять, то можно купаться с удовольствием.

Официанты бегают между загорающими, заказываю у мальчишки Эфес и разглядываю жареные тушки вокруг. Тетки загорают топлесс, зрелище не для слабонервных. Мало того, что неэстетично, но и просто опасно для здоровья. Красно-коричневые тела, местами прожженные до мяса - тут и там. Ужас и кошмар! Фрагменты Ада!

После пляжа разошлись по номерам , чтобы чуть позже пойти прогуляться. По телевизору показывают "Серафиму прекрасную", щелкаю пультом и нахожу турецкий канал с видовой передачей про Петербург. Шикарные виды, Ростральные колонны, Зимняя канавка, Нева.. Но песня за кадром меня убила наповал! Видимо искали мелодию, близкую турецкому сердцу. Слова никто и не переводил... В общем текст: "Прилип он, словно колючка, прицепился он, словно клещ. Но его маленькая штучка - самая лучшая в мире вещь!" И это на фоне Эрмитажа, Летнего сада, мостов, рек и каналов Петербурга повторяется раз двадцать. Хотя может и слова для турок в самый раз?

Вскипятила чайник, заварила чай и пошла поглазеть на публику с балкона. Променад и пляж под окнами. Солнце клонится к закату, но напротив отеля все еще предлагаются прогулки на кораблике и подъем на воздушном шаре. На соседнем балконе Саша смакует красное вино. Пришлось чай оставить до лучших времен и напроситься на дегустацию турецких вин. Вино славное, только вот ни бокалов, ни стаканов в номерах не оказалось, пили из своей посуды: у меня стаканчик всегда в чемодане с собой, а Саша срезал верхушку у пластиковой бутылочки из-под воды, получился манерный бокал.

После ужина у отеля встретила Мелика:
    - Госпожа ХХХ, будет ли Вам интересно прогулка на лодке?
    -Конечно ДА!
    -У Михая есть лодка, узнаю, может быть, он мне даст ключ.
    Возвращается разочарованный: - Не дал. Госпожа ХХХ, может быть выпьем кофе?
    -Спасибо, Мелик, нет.

Подходит Михай, он неплохо говорит по-русски, понять можно: " У Мелика нет прав на управление лодкой. Выходить в море можно, только имея права" . Я понимающе улыбаюсь, пытаясь изобразить сожаление на лице.

Тут из отеля выходят все "наши" и мы идем искать "Улицу баров и дискотек", оставив Мелика пить кофе на террасе. Мармарис вечером - сплошная тусовка. Толпы отдыхающих компаниями, семьями , парочками и поодиночке бродят по набережной, сидят в ресторанах, зажигают на дискотеках. Все это под звездным небом и при начинающемся лунном затмении. На набережной увидели человека с телескопом, но и не вооруженным глазом было видно, как на луну наплывает земная тень. Это событие слегка отвлекало от ночной жизни курортного города, хотя на эстрадах ресторанов во множестве выступали разные аниматоры, загорелые блондинки, похожие на мою одноклассницу Ленку, пили шампанское в компании турецких джентельменов. Ленка, хоть и из нашего класса, но выглядит в жизни моложе лет на двадцать и обожает Мармарис. Поэтому я пялилась на этих девиц, надеясь встретить нашу "райскую птичку", но ..увы!

Зато мы забрели в рынок и не сразу оттуда смогли выбраться. Рынок расходился по домам, турки везли телеги с товарами на склады, магазины закрывались, но в один меховой магазинчик мы все же зашли, как Таня сказала "Приколоться". Там она с видом московской стервы- барыни разогнала продавцов в поисках коричневой дубленки нужного фасона, те терялись, доставали нелепые вещи странных цветов, совсем непохожих на коричневый, пытались убедить её, что это то, что ей нужно. Таня раздражалась все больше... Вся эта фантасмагория закончилась, когда пришла русскоговорящая весёлая тетка, отослала идиотов-продавцов, Тане сказала :-" Вы что, со мной драться будете?" И живенько нашла пару-тройку подходящих дубленок. Таня переключила программу с "приколоться" на " прицениться" и хотя она так ничего и не выбрала, но с теткой они расстались дружески.

Дальше мой писательский пыл остыл и про то, как мы ездили купаться и кормить гигантских черепах, как валялись в радоновой грязи, как ели голубых крабов , запивая турецким сухим вином, как я торговалась в Стамбуле, как гуляли по Паммукале ночью, распугивая собак, как Света застряла у мощей Николая Чудотворца, надиктовывая ему в дырочку список своих желаний- в общем много про что осталось незаписанным. Может быть я и вернусь к этой поездке, хотя вряд ли- что прошло, то прошло..