Preah Khan, Камбоджа



    Многие были в Камбодже, многие просто заехали в Камбоджу, чтобы взглянуть на храмы Ангкора. Этой зимой мы пошли чуть дальше - поехали в очень удаленные развалины ангкорского периода.

    Наш самый экзотичный транспорт, везший нас 6 часов по гjрящему лесу. Встречайте: тыр-дыр!

    Транспорт / Камбоджа
    Транспорт // api-boliviano.livejournal.com

    6.01

    Насчет того, а какую бы жопу заехать в Камбодже, мы думали давно. И придумали просто великолепно. Мы в той самой жопе. В полной. То есть, наверное, бывает и полнее, но у нас самая что ни на есть настоящая жопа.

    Мы поехали смотреть самый крупный храмовый комплекс времен ангкорской империи. Он в жопе. Как до него добираться, мне было совершенно не понятно, поэтому для начала мы выписались из отеля, оставили там рюкзаки, и взяли тук-тук до автовокзала. На все вопросы типа "давайте купим билет вот прямо тут, а то на вокзале шумно" отвечали отказом.

    Ехать я решила до городка Stoeng (Стоун), от него на север по карте видна дорожка до храмов длиной примерно в 60 км. Первое предложение насчет автобуса поступило на 12:00 за 5 долларов. Отошли. Цена упала до 4. Я сказала "3", мужики не согласились. Далее 4 доллара и 12:30, и, наконец, автобус, в который садится народ. Вот оно. Живой, который наверняка поедет. 3 доллара и отправляется в 11:30, то есть уже. Полтора часа вполне комфортной езды в почти кондиционере - и мы в Стоуне. Автобус остановился, вокруг него столпились мужики..... и тут вылезли мы. Они заржали. Как-то совсем откровенно. Мы сказали, что нам бы в Та Сенг (это деревня возле храмов). Мужик сказал, надо брать мото-драйвера. Я ткнула пальцем в отъезжающий минибас: "а чего-нидь такое"? Не, такого нет... хотя погодите... ага, садитесь в этот.

    И вот мы уже около 3 часов трясемся по вполне вменяемому проселку мимо потрясающе живописных деревень. Дома на сваях, буйволы, тети готовят в сковородах на глиняных типа печках, как в Москве товарищи из южных республик лепешки пекут. Кучи разношерстных детей, повозки, запряженные буйволами, поляяяяяя... Лиса свернулась калачиком и заснула там, где по-моему можно только лежать, стонать и тихо страдать. Проспала полтора часа, проснулась, ей тут же местные тетки всучили кукурузу, которую она и съела. С Грихой поиграл почти весь минибас. Вообще, когда мы в него набивались, наша бабушка, не знающая, что этот транспорт не имеет конечного количества мест, спросила "а как мы туда влезем". Но все, естественно, влезли. Бабушка и Ленка сидели на одном сидении спереди, с Климом на руках, и периодами еще и с Грихой. Сашу втиснули во второй ряд к еще четырем человекам, меня в первый, там еще ехали 3 тетки, и одна бабка и девчушка сидели на ящике где-то между нами и водителей, так что бабку я всю дорогу ногой держала, чтоб она на Лису не села. А водитель ехал на одном месте с теткой-билетершей, функция которой заключается в открывании двери, если кто выходит, и сборе бабла в конце. Часа через 2, впрочем, народ стал выходить. Потом высадили и нас. Высадили, завели на двор к кому-то, посадили на плетеный стол. Минибас разгрузили. Приехали два монаха на мотике. Сказали, будут с нами по-английски говорить.

    Далее обсуждение наших планов. До Та Сенга еще 2 часа (что оказалось правдой), машины туда не ездят (оказалось неправдой), ибо дорога ужасная (оказалось полнейшей правдой). Цена за мотик 20 баксов. Говорю 10. Помялись, согласились на 15.

    И вроде как мы уже вот согласились ехать, ибо дорого, но чего еще делать, но как-то отвлеклись на отойти пописать, заплатить за предыдущий бас (с нас попросили 10 долларов за всех, то есть по 2,5 доллара, что не много, но явно дороже, чем местные, но мы решили заплатить). А потом Ленка сказала, что возьмем 3 байка, а монашек сказал, что он так не хочет, и пусть мы возьмем 4, а мы сказали, что за 4 мы готовы заплатить 50 баксов, а не 60, как он хочет... А потом я сказала, что вот чей-то местные платят по 10 долларов (это были слова монашка, что типа для местных 10, а иностранцы платят по 20, но для нас всего 15). А монашек хлопая глазами ответил несколько не в кассу, что зато я вот ут такой весь англоговорящий, а без меня вы все ваще никуда, и это ж так ценно, что я тут вам стою ищу байки. А я сказала, что нам английский не нужен, нам надо 3 слова: Та Сенг, мото и 10 доллар.

    И тут случилось чудо - приехал следующий минибас, и нам сказали, что он едет в Та Сенг. И мы туда сели. И хором заорали "неееет!", когда в него засунулся монашек со словами "а давайте я поеду с вами, а то там никто по-английски не говорит". Потом он о чем-то компостировал мозги водителю долго. И потом мы поехали. Мы были счастливы, что протупили и дождались этого транспорта. Мне не жалко 15 долларов. Но по этой дороге на мото с детьми я ехать не хочу!!! Пузом мы скребли каждые 10 минут. Обгоняли запряженные быками повозки - они намного логичнее тут смотрятся, чем минибас. Деревень по дороге нету. Всем минибасом ели сушки из Москвы. Нас поили водой. А потом мы приехали. Нас выгрузили на центральной площади, ткнули пальцем в тетю, которой нас определили на житье (как раз стемнело), разгрузили минибас, провезли нас на нем еще 20 метров до дома тети.

    Далее нашли англоговорящего мальчика. Этот на вид милый. Очень стесняется говорить о деньгах. Сначала мы узнали, о чем ему парил мозг монашек. Он сообщил, что за минибас с нас хотят ПО 10 долларов, то есть 40. Мы развеселились, дали десятку, сказали, что ибо нефиг. Товарищи из минибаса отнеслись философски, десятку взяли, ругаться не стали, не из-за нас, в конце концов, машину гнали, а оплата более чем достойная. Далее приступили к вопросу, во что нам встанет ужин-ночевка-завтрак. Долгими мучениями вроде поняли, что "ап ту ю". Предложили по 5 баксов с носа, хозяева радостно согласились. Мне это начинает нравиться - удобно, когда можно самим решить, сколько мы готовы за что заплатить.

    Далее вечер. Мы сидим за массивным деревянным столом, развлекаем детей, ждем ужина, ходим в туалет и умываться (туалет на другом участке, там к нам подходила тетенька со словами "туморроу слип хир" - то есть конкуренция есть), умываться ковшом из бочки. А вокруг человек 20 в основном детей сидят и большими глазами нас разглядывают. Молча. Не подходят, пальцами не тычут. Только когда мы есть начали, они осмелели - стали из-за спины в Лисий PSP с "Томом и Джерри" заглядывать, а тетки Гриху подхватили. Еда была простая, но вкусная, бульон, курица, рис, немного овощей, какой-то очень вкусный соус с лимоном и травками, немного напомнил перуанское себиче. А теперь мы лежим на своих огромных кроватях где-то в темноте в самом центре вселенной, темнота эта стоит на сваях, а под нами что-то лает, бегает, топает, мычит, воркует, кукарекает... А утром мы пойдем любоваться на древние храмы. Я бы ужасно порадовалась, если б встретила тут белого ))) Но непохоже... Пока мне жутко нравится эта жопа. Посмотрим, каким местом она к нам обернется завтра!

    7.01

    Ха. Сегодня мы уже стремились ехать по вчерашней дороге на мотобайках. Но в итоге выбрали еще более убойный способ передвижения. Вчерашняя дорога кажется сказкой, а мы провели незабываемый кусок вечера в горящем лесу на издыхающем мотоблоке :)

    Но это не по порядку.

    А по порядку мы с трудом выскребли себя из-под пологов, и спустились на землю в прямом смысле - спали-то на сваях. Нас опоили чаем, растворимым кофе и накормили примерно как вчера, но без бульона, а овощей было больше. Прекрасно. У меня по крайней мере прошел живот, беспокоившийся последние пару дней. Прекрасная, здоровая (и вкусная! что немаловажно) пища, и никаких кока-кол и сэндвичей. Прошлись по поселку в целях покупки растворимых макарон и конфет (чем еще кормить детей днем на развалинах, мы не придумали), и отправились в путь - к развалинам огромного храмового комплекса Прей Кан Кампонг Свай (Preah Khan Kompong Svay). До него идти 2 километра, мы отринули все предложения по провозу нас на мотобайках или такси и пошли пешком. Тем более, что так хотелось пофотографировать чумазых детей и теток в пестрых одежках. И мы даже почти дошли, но нас догнали мальчишки из дома, где мы останавливались на ночь на том, что бабушка назвала гордым словом "мотоблок", а местные впоследствии величали "тыр-тыр"'ом. Мы сошлись на ласковом "тарахрелка". Это телега, запряженная мотором на длинных палках. Смешной транспорт.

    На нем мы и доехали последние метров 200 до развалин, оплатили по 5 долларов за вход мужику, который как раз перед нами приехал на мотоцикле, поулыбались толпе детей человек в 30, которые тоже только что обогнали нас на мотоциклах, и пошли лазить. Развалины шикарные. Сохранились они средненько, однако есть очень достойные башни, ворота, все заросло и покрыто травой и листьями. Красивые деревья. Никого нет вокруг. Мы исследовали руины, а Саша в какой-то момент стал служить развлечением детей, которые тоже прибежали за нами. К чести детей, поразвлекавшись минут 15, они всем скопом свалили, оставив нас наедине с камнями, вечностью, историей и так далее. На входе, кстати, стоит щит, гласящий, что данное минное поле (а в Камбодже вся страна - одно минное поле) разминировали японцы в 2006 году. То есть выходит, что когда я была в Камбодже в прошлый раз, я б еще даже если нашла об этом месте какие-то сведения, не смогла бы его посетить, потому как оно было полностью заминировано. Меня поразила эта мысль. Позже мы по развалинам, которые были разминированы и в 2007 году. И ведь сколько еще земли покрыто минами! А сколько среди них всего красивого и интересного! (Про печальную сторону вопроса писать не буду). На том же моноблоке нас довезли до небольшого храмчика на северном конце водного резервуара. Храмчик средненький, зато по дороге в резервуаре живописно плавали тетки на бревнах.

    Пожалуй, мне больше нечего написать о храмах Прей Кан. Они интересны, живописны, приятны. Они в лесу, с тени, по ним можно долго лазить. И, конечно, они являются достойным завершением самой поездки к ним. Хотя сама поездка, пожалуй, даже более увлекательна и живописна, чем храмы. Хорошее приключение, достаточно удаленное от цивилизации и толп туристов, чтобы не пожалеть на него пары дней. Мы остались довольны! Хотя даже не представляли, какой великолепный финальный аккорд нам предстоит.

    Вернувшись в деревню, решили пытаться уехать сегодня же, чтобы к вечеру добраться куда-нибудь еще (варианты были в Сием Риеп или в Tbeng Meanchey, откуда можно было пытаться самостоятельно доехать до развалин Koh Ker). Единственный найденный микроавтобус никуда не собирался, являлся передвижным магазином и такси работать желания не изъявил. Транспортный минибас ожидался в 7 утра. Единственный грузовик Урал собирался спать до завтра. За мотоциклы до Стоуна с нас хотели по 30 долларов и в цене не падали (а чего им падать, им хотелось, чтоб мы еще на одну ночь остались), а до Пном Дека, до которого вроде как было ехать не 60 км, как до Стоуна, а всего 35, нам выразительно глазами показали, что ничего не ездит по причинам состояния дороги.

    Однако, когда мы озвучили, что за мотоциклы согласны платить только по 15, оказалось, что это как раз цена до Пном Дека. Еще спустя некоторое время туда же предложили ехать на "тыр-дыре" за 30 баксов со всех. Далее цены никак не менялись.

    Еще днем мы смеялись над вариантом путешествия на тыр-дырке, а теперь рассматривали его на полном серьезе. А рассмотрев, еще и согласились.

    И вот мы катимся по сельской дороге на мотоблоке. Телега как телега, едет со скоростью километров 10 в час на третьей передаче. Правда очень скоро появились две речки, на спусках и подъемах нас высаживали, потом были деревья сверху, которые доходчиво намекнули на то, что минибас тут точно не мог проехать еще и из-за них, потом дорога приобрела странные очертания, попа и копчик начали ругаться матом, Гриша спал, мы подпрыгивали на досках. Вот такой дороги я не видела уже точно никогда в жизни. Периодами колея терялась в траве выше нашего роста, оная трава хлестала по морде, мы куда-то пробирались, Клим спал. Потом вокруг начал тлеть лес. Сначала тлеть, потом стали довольно часто показываться языки пламени. Местами горели деревья. Наших мальчиков это не смущало, как ни странно. Нас как бы тоже. Тыр-дыр гордо преодолевал препятствия, я в очередной раз благословляла тот момент, когда мы не поехали на мотоциклах, ветки по морде, одно колесо вниз уух, моя и Ленина попа отбита, второе колесо ууууух, отбита Сашина и бабушкина попа, дети спят. Часа 2,5 мы ехали вполне ничего. Мы даже веселились. Только потом стало очень темно, колесо прорвалось, мы продолжили путь на ободе и максимум второй передаче - третья не тянула никак. Славный тыр-дыр явно издыхал, мы ехали с полной темноте, вооруженные одной фарой и фонариком по горящему местами лесу, и сколько еще ехать, оставалось загадкой. Мы, правда, встретили по дороге несколько людей и в приложении к ним несколько домов. Но это еще до того, как тыр-дырчик поломался. Но километров 5-6 в час он все же катился. Катился и катился, попа и спина совсем приняли квадратную форму, небо черное, шикарное, все созвездия видны, как на ладони! Луна. Языки пламени. Мы примерно прикидывали, как тут спать, и понимали, что спать тут никак, и если что, то надо все же идти до населенного пункта. Однако через 4,5 часа после отъезда наша тележка доехала до жизни, до людей, до дороги, до городка с названием Пном Дек, находящемся в 35 км восточнее Та Сенга на трассе Компонг Том - Tbeng Meanchey.

    Счастье. Вот оно какое. Дерьмовая дорога. Вот она оказывается какая. А не та, что вчера. Вчера замечательная была.

    Далее алгоритм разработался такой. Подходим туда, где стоит любая легковушка, говорим "такси Компонг Том". Народ реагирует радостно, цену ломит большую. Торгуется плохо, посылаем. Собственно во втором же месте дядя уговорился на желаемые 50 баксов с машины, выгнал свой минибас, и далее 2 часа мы все спали в минибасе, катившемся по чему-то типа мелкой стиральной досочки. А в Компонг Томе мы просто подошли к какому-то отелю и спросили у портье-охранника, сколько стоит такси в Сием-Риеп. Он сказал "50", мы спросили, а как бы за 40, он позвонил, через 5 минут приехала легковушечка, и еще 2 часа мы спали уже катясь по прекрасному асфальту. Полвторого ночи мы стали счастливыми обладателями двух комнат в нашем отеле, забились в горячий душ, потом врубили интернет, и к двум ночи счастье мое было ну прямо полным-полнейшим, и я почти жалела, что мы решили не искать ничего на свою жопу по направлению Tbeng Meanchey.

    О, а уж пыль-то, летевшая на нас в микроавтобусе по дороге туда! Это не пыль, оказывается, была, а пылюшечка, пылечка... А вот тот слой пыли, который с нас отваливался, когда мы вылезли из тыр-дыра, вот это была уже настоящая пыль!!!

    Еще фотографии тут: http://api-boliviano.livejournal.com/253610.html

    Полный отчет об азиатской зимовке тут: http://api-boliviano.livejournal.com/261138.html

    api_boliviano
    14/06/2011 22:13


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Камбоджи

    19.10.23 В Камбодже появился новый аэропорт у Ангкора
    25.09.23 В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесли много новых объектов
    25.11.22 Куда россияне могут полететь на пляж зимой
    31.10.22 Пляжный отдых в Юго-Восточной Азии осенью и зимой 2022–2023 года
    25.10.22 Камбоджа сняла все антикоронавирусные ограничения на въезд
    08.12.21 Отдых в декабре — какие страны открыты для туристов из России
    23.11.21 Камбоджа открылась для российских туристов
    11.04.18 В аэропорт Пномпеня запущены поезда
    28.02.18 В Камбодже открылся роскошный отель Rosewood
    19.05.17 Тариф дня: Россия - Камбоджа у Emirates - от 25042 рублей