Впечатления от Малайзии



    Первые впечатления от Малайзии появляются еще в самолете: лайнер неспешно наклоняется в развороте, демонстрируя в иллюминаторы буровые вышки, торчащие среди океана, усатых жуков нефтеналивных танкеров, длинные ряды яхт вдоль прибрежного курортного городка, бесконечные ряды коробок заводских цехов и заливающую все доступное пространство вездесущую зелень.

    Снижаемся, кажется прямо в джунгли - и только когда до верхушек ровных рядов пальм можно коснуться рукой - самолет резко проваливается вниз и хватается за посадочную полосу. Иллюминаторы моментально заплывают косой дождевой сеткой - добро пожаловать в тропики.

    На улице постоянная температура порядка 34 градусов, которая ночью падает до +28, сохраняя постоянную влажность около 100%. Организм удивленно замирает, переваривая резку смену окружающей среды: сухой воздух самолета сменяется горячей уличной ингаляцией, насыщенной непривычными запахами, потом стерильной атмосферой зала прилета и в конце - натуральным морозом экспресса, соединяющего город с аэропортом. И про мороз - это не шутка, абсолютно весь общественный транспорт, за исключением, может, старых автобусов, радикально охлаждается. По моим прикидкам - кондиционеры выставлены градусов на 17. Как при этом не замерзают насмерть местные жители выяснить не удалось - подозреваю естественный феномен, эволюцию и суровый природный отбор.

    Аэроэкспресс - не худший способ добраться до города: 28 минут, пара поражающих контрастов между зеленым туннелем пальм еще 1 минуту назад и лесом небоскребов вот сейчас за окном - и мы в городе. Некоторые здания настолько причудливы, что угадать их предназначение можно только приблизительно.

    Причудливые здания / Малайзия
    Причудливые здания
    Скоростной транспорт / Малайзия
    Скоростной транспорт
    Магистральная трасса / Малайзия
    Магистральная трасса

    По своему экономическому развитию Малайзия значительно и далеко опережает своих соседей по ЮВА, являясь своеобразным магнитом для всех наций, живущих вокруг. Потому в стране, помимо титульной нации живет большой процент индусов, китайцев, индонезийцев, не говоря уже о выходцах из более бедных стран. Образованный человек должен знать малайский, китайский и английский языки - это программа минимум. На улице постоянно мелькают самые разные лица, самых разных цветов. Впрочем их не всегда видно - страна на 65% мусульманская, потому увидеть чадру не так и сложно. Ну а никаб - самая распространенная одежда, больше половины барышень в них постоянно. Молодежь, кстати позволяет себе вольности с этим предметом одежды - встречаются кислотные цвета, эмо-узоры и всякие другие отступления от классики) - выглядит очень необычно.

    Экономическое-же развитие определяет и уровень уличной жизни: здесь гораздо меньше лотошных торговцев, чем в том-же Таиланде, гораздо больше машин (несмотря на громадные заградительные пошлины), а люди гораздо менее улыбчивы и более поспешны. Хотя, если поискать - можно найти всё.

    Транспорт в Куала Лумпуре - тема для отдельного разговора: платные хайвеи пересекают практически всю страну, двух-трехуровневые развязки по всему городу, несколько видов общественного транспорта - от автобусов до линий монорельса.

    Впрочем многие жители предпочитают более скоростной вид транспорта... (Немного позже для этого съезда "клуба владельцев феррари" полиция перекрыла центральное кольцо города - устроив беспрепятственный проезд-дефиле. Оказавшись случайно рядом и пропустив начало заезда, я насчитал более сотни таких шустрых машинок. Это, кстати, к вопросу об уровне экономического развития страны)

    В качестве платы такое изобилие средств передвижения - город абсолютно не приспособлен для пешеходов. На городских магистральных трассах пешеходные переходы отсутствуют как класс, о подземных переходах никто не слышал - а пешеходных светофоров я насчитал на пальцах одной руки за все время путешествия. Отдельно стоит отметить абсолютную нелогичность улиц, множество холмов, на которых расположен город, неожиданные тупики и отсутствие тротуаров - так что даже если вы видите маршрут на карте, это вовсе не обозначает что он может быть достижим пешком. Иногда правда встречаются надземные пешеходные переходы, но уловить логику их размещения я не смог)

    Как и в любом азиатском городе, самое интересное всегда располагается в старых кварталах и в Чайна-сити. В Куала-Лумпуре этот район совпадает. Внешне - ничего особенного: ресторанчики с китайскими фонариками, уличные палатки с поддельными ролексами и сумками, торговцы снедью и любопытные туристы, которых здесь едва-ли гораздо меньше китайцев

    Чайна-сити / Малайзия
    Чайна-сити
    Переулки / Малайзия
    Переулки
    Множество религий / Малайзия
    Множество религий

    Но стоит свернуть в один из темных незаметных переулков и ты оказываешься в абсолютно другом мире, недоступном объективу фотоаппарата и большинству осторожных европейцев. Сплошная крыша из ржавого железа накрывает все пространство между рядами задних дворов, отсекая свет и излишнее внимание. Зато жизнь здесь бьет ключом- все пространство занято импровизированными столами, на которых жарят еду на балонных горелках, торгуют прыгающей еще рыбой, гортанно кричащие торговки суют пучки свежей зелени, выливают воду из таза, в котором мыли посуду, здесь-же рядом режут чью-то тушу, заставляя брезгливо отодвинуться обедающих за соседним столом. Через ряды передают тарелки с еще дымящейся едой, деньги за купленный набор посуды, на чьей-то голове плывет корзина с овощами - и над всем этим стоит гул толпы, смешанный с дымом жаровен и редкими лучами солнца, пробивающимися сквозь щели в крыше. Изюминку вносят открытые сточные канавы, тянущиеся по обочинам улочки, под стенами домов, между ног посетителей и столов - туда попадает все, что не нашло употребления на рынке - от дождевой воды до рыбьих кишок. А в полуметре отсюда, в приоткрытых задних дверях виден другой мир - редкие мелкие дворики, дымящие палочки у семейного алтаря, глянцевый календарь на стене и дремлющие бабушки в кресле.

    В принципе, благодаря своему размещению - Малайзия вобрала в себя практически все аспекты культур соседних стран, создав действительно уникальную комбинацию. Это же касается и еды - здесь можно найти всё - от кухни горного Непала до японских суши и европейских блюд. Впрочем основная масса народу в рестораны не заглядывает и предпочитает питаться в уличных забегаловках. Как правило, это угол первого этажа, лишенный стен. Внутри находится десяток передвижных лотков, каждый из которых специализируется на своем блюде - лапша-ли это, или-же острый суп с десятком гарниров внутри. На улице стоят пластиковые столы, за которыми и сидят посетители в ожидании собственноручно заказанных блюд. Очень вкусно и крайне травматично для нежного европейского глаза:

    Вот здесь виден весь цикл приготовления еды - от газовых балонов и лотка повара, до тазиков с грязной посудой. Чуть позже придет специальный китаец, зальет в тазик мыла, поболтает палкой, сполоснет посуду водой из шланга и метнет ее на следующий столик для новых клиентов: кушать подано!

    Кроме еды, Малайзия вобрала в себя множество религий - здесь есть анклавы практически всех основных верований. Громадные мечети (не забываем, что ислам - доминирующий), буддистские ступы, христианские церкви, расписанные китайскими иероглифами - всему есть место.

    Кроме того, неподалеку от Куала Лумпура расположена главная индуистская святыня за пределами Индии - комплекс храмов Batu Caves.

    Пещеры там действительно есть, и чтобы добраться до них - необходимо преодолеть почти 3 сотни ступеней, уходящих вверх под углом добрых 30 градусов.

    Учитывая температуру, влажность и солнце - мне пришлось сделать две остановки. Думаю у некоторых пожилых попутчиков этот подъем занял весь день. Несмотря на спортивные условия, народу внутри много, службы идут.

    Batu Caves / Малайзия
    Batu Caves
    В храме / Малайзия
    В храме
    Жилье / Малайзия
    Жилье

    Ну и возвращаясь к немного более приземленной теме жилья. Англичане, покидая Малайзию - оставили после себя не только инфраструктуру, но и некоторые привычки. Так, каждый уважающий себя человек должен жить в частном доме. Посколько места немного и жилье достаточно дорогое (средняя квартира стоит больше 100 тысяч баксов, а домик - от 150), то частные домики строят блоками по 100-200 штук, в одну линию. Общей площадью чуть больше конуры и передним двориком чуть больше размеров одного авто. Зато новые спальные районы застраиваются комплексами 20-30 этажных домов, с внутренним двором-колодцем и парковкой на нижних 5-6 этажах.

    Даже лишенная тайской искренней добродушности и индийского расгильдяйства, Малайзия сейчас наверное одна из лучших стран для открытия Азии. Такую концентрацию захватывающих дух мест для посещения (от мангровых лесов и дайвинга на островах (о Пенанге и Лангкави стоит будет рассказать отдельно) до горных чайных плантаций) сложно найти где-либо еще с подобным уровнем цивилизации.

    _73_
    19/05/2011 13:32


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Малайзии

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    20.02.24 Air Asia объявила масштабную распродажу авиабилетов
    31.01.24 "Туркменские авиалинии" предлагают стыковочные рейсы в Малайзию и Вьетнам
    12.12.23 Для поездки в Малайзию нужно будет заполнить онлайн-анкету
    28.11.23 AirAsia объявила скидки в 22 процента на все рейсы
    27.11.23 Air Asia начнет совершать рейсы между Куала-Лумпуром и Алма-Атой
    22.09.23 flydubai начнет летать из Дубая на Лангкави и Пенанг
    19.09.23 Batik Air начнет летать из Куала-Лумпура в Ташкент
    25.11.22 Куда россияне могут полететь на пляж зимой