Айвенго о Сенегале и Гамбии

Решение отправиться в Сенегал возникло от желания увидеть места легендарных автомобильных гонок, когда-то проходивших по эти местам. Западную часть Африки тоже хотелось отметить на своей карте путешествий, ну и не слишком далеко добираться, по сравнению с нашими предыдущими приключениями. Итак "Хочу в Сенегал", как было написано в одном из слоганов, посвященных этой стране на сайте одной из турфирм. Едем мы с компанией "Miracle", решили для себя дать ей еще шанс, несмотря на проблемы нашего предыдущего путешествия. Надо отдать должное, в этот раз "косяков" не было, хотя указанных в программе впечатлений мы не получили, но это уже не проблемы организующей стороны. В Дакар - столицу Сенегала прямых рейсов из России нет и лететь приходится с посадкой. Изначально у нас были заявлены Марокканские авиалинии, но в связи с изменениями билеты перебронировали на Турецкие авиалинии добавив нам один день отдыха даже без доплаты, чем мы были приятно удивлены.

Первый день 23.11

Итак летим Турецкими авиалиниями с посадкой в Стамбуле. Перелет до Стамбула в районе 3 часов, и далее в Дакар около 9 часов. По пути самолет делал незапланированную для нас посадку в Тунисе. Может по техническим, может по каким-то другим неведомым нам причинам. В основном на рейсе было местное население, русских в самолете, кроме нашей группы в 8 человек точно не было. Вообще за всю поездку по Сенегалу мы не встретили ни одного соотечественника (это вниманию тех, кто не любит встречаться за границей с соотечественниками). В Дакар мы прибыли в третьем часу утра. Довольно долго стояли в очереди на паспортный контроль. Местное население как-то ненавязчиво просачивалось сквозь нас в очереди и мы оказались последними пассажирами авиарейса, которые прошли через границу. Утешало лишь то, что кроме нашего рейса других не было. Аэропорт не спал, какие-то люди сновали туда-сюда, таксисты приглашали в свои машины. Но нас ждал русскоговорящий гид Папанджя. На микроавтобусе мы через минут сорок добрались до первого отеля "Almadies". Был уже четвертый час утра, хотелось отдохнуть, но на ресепшн отеля нас заставили заполнять карточки гостя, чему мы откровенно не обрадовались. Да еще появились какие-то комары, которых по идее не должно было быть. В ноябре в Сенегале начинается сухой сезон и комаров мы не ожидали, хотя в отелях над кроватями противомоскитные сетки имеются.

Немного подремали, поскольку уже в 9 утра у нас была первая экскурсия по городу Дакар. Городишко небольшой, миллиона на 2 жителей. Высоких зданий немного, архитектуры как таковой тоже нет. Мы прокатились по городу, послушали его историю, заехали в мастерскую по изготовлению картин из песка. Такую технику мы еще не встречали. На фанеру мастер намазывает клей и сверху сыплет разные виды песка, от черного до розового. Получаются интересные картины, которые не осыпаются даже от сильного удара. В одной из местных лавок поменяли валюту 1 USD = 460 FCFA (франки западной части Африки- валюта на несколько стран этой части континента). В аэропорту кстати курс был самый высокий. Также не принципиально было брать Евро или доллары - выигрыша не было.

В обед у нас был переезд на остров Гори на двухпалубной посудине (билет 5000 FCFA). Остров носит название еще "остров рабов", с этой самой западной части Африки вывозили рабов на Американский континент. Через 20 минут мы уже причаливали к острову. На острове находится форт, в котором сейчас небольшой краеведческий музей - не особо интересный. На самом острове есть еще дом рабов - небольшой музей, в котором сохранены камеры, где содержались рабы перед отправкой, коридор, заканчивающийся дверью в океан. Отсюда рабов уже загружали на корабль, который увозил их в неизведанное. Вообще рабство имело свои корни в самом африканском народе, которое самолично брало в плен другие племена, чтобы потом обменять их на оружие, бусы или другие безделушки у белых торговцев живым товаром. Остров сам по себе небольшой и интересен только своей историей.

Второй день 24.11

Сегодня мы прощаемся со столицей и отправляемся на север страны. В Дакаре смотреть действительно было больше нечего. Мы направляемся в бывшую столицу страны - город Сен-Луи. Едем с остановкой на озере Ретба или "Розовым" озере, как его еще именуют в путеводителях. Интересно озеро микроорганизмами, которые обитают в нем. В зависимости от погоды или времени года они или поднимаются к поверхности или опускаются на дно. От этого процесса цвет озера меняется с ярко-розового до фиолетового. При нас особых изменений не наблюдалось, мы застали темно-коричневый цвет, но на открытках в магазинах действительно цвета разные.

Еще интересно место тем, что в этом районе финишировали автомобильные гонки в Дакар, в частности последняя "Амстердам-Дакар". В районе кемпинга куча брошенных машин, добравшихся до финиша, которые обратно в Европу везти просто нецелесообразно. У нас была поездка на военном джипе, "раздолбанном" в хлам настолько, что заводили его с веревки. Спидометра там не было наверное уже лет двадцать. Обычно такие поездки недолгие, так что мы особо не "заморачивались" насчет транспорта. Можно было взять напрокат багги (двухместный порядка 100 USD). Были еще мотоциклы, но тут желающих не оказалось. Отправились мы вокруг озера, из которого местное население добывает соль и все побережье усыпано соляными горками. Обогнув озеро мы выехали к океану и далее свернули в дюны, чтобы ощутить на себе вкус гонок "Париж-Дакар", взлетая на песчаные холмы и скатываясь вниз. В арабских странах поездки по дюнам конечно тоже есть, но нет того ощущения гонки, которое будоражит воспоминания о прошедших ралли.

Да еще немного про озеро. Там мы несомненно искупались. Вода держит замечательно, утонуть невозможно. Она не такая маслянистая, как в Мертвом море и нет осадка после купания, как в Соль-Илецке. Микроорганизмы особо не беспокоят.

После обеда мы уже никуда не сворачивая отправились в Сен-Луи. Дорога от озера составляет порядка 230 км, которые мы проехали за 4 часа. Периодически приходилось ехать по грунтовке, дороги оставляют желать лучшего. В городке Сен-Луи нас поселили в отель "Cap Saint Lous", который находится на оконечности песчаной косы, называемой местным населением "язык берберов". С одной стороны находится широченная песчаная коса, сплошь заваленная мусором. Столько мусора мы не видели ни в одной прибрежной стране. Индия конечно не уступит в этом, но у моря такое "зрелище" видели впервые. Даже не было желания гулять по пляжу, да и купаться в океане тоже.

Третий день 25.11

Сегодня у нас обзор департамента "Сен-Луи". Рано утром мы выехали в орнитологический парк "Джудж", расположенный в 55 километрах от города, на границе с Мавританией. Парк расположен в излучине реки Сенегал, покрыт болотами и представляет по описанию путеводителей рай для птиц, которых мы и должны были лицезреть. Было довольно прохладно и мы пожалели, что не взяли с собой куртки. Пришлось согреваться изнутри, благо в нашей группе "оно" было. Где-то около часа мы кружили на 15-местном баркасе по протокам, выискивая птиц, но лишь одинокие цапли прятались в прибрежных зарослях, да стаи уток, вспугнутые ревом мотора, улетали в сторону болот. В конце маршрута мы добрались до бетонной площадки, на которой грелось множество пеликанов. Здесь их действительно было огромное количество, наверное не меньше 500 особей. Мы конечно считать их не пытались, сфотографировали и отправились в обратный путь. К обеду вернулись в город, где перекусили в местной столовке, атакуемые мухами в огромном количестве. Местный персонал был вынужден стоять рядом и махать чем-попало, чтобы мы смогли как-то поесть. Обед был порядка 6000-8000 FCFA на человека.

После обеда нас провезли по старому городу обзорной экскурсией на повозке запряженной лошадкой. В городке, как и в Дакаре никаких архитектурных особенностей нет - маленькие двухэтажные дома, без стекол, иногда и без жалюзей. Нищета повсеместная. Местное население занимается рыбной ловлей и пойманную рыбу утром продают, а в обед уже солят и сушат на деревянных помостах, устроенных вдоль всего побережья. Запах стоит специфический.

Четвертый день 26.11

Одного дня нам вполне хватило и на Сен-Луи. Мы едем дальше вглубь страны на восток. Первый переезд в 190 км до города Туба. Город известен своей мечетью, второй по величине на западе Африки. Нас переодели в приличную одежду, чтобы мы не оскорбляли мусульман своим видом и мы прошли на ее территорию. Сооружение очень красивое, в основном из розового мрамора, привезенного из Португалии и Италии. На территории только нельзя находиться вместе мужчинам и женщинам, так что даже совместной фотографии нам с моей дамой сделать не удалось. Далее мы проехали 105 км до города Каолак. где перекусили за 7500 FCFA. Кормят прилично, мясо в основном баранина.

Еще 65 км пути и мы в экологическом лодже "Keur Saloum", расположенным на берегу реки Saloum. Здесь впервые не было комаров, не говоря уже о мухах. Здесь впервые мы также искупались в бассейне лоджа, а то в Дакаре и Сен-Луи было довольно прохладно для купания. Здесь же мы похоже уже согрелись после России.

Пятый день 27.11

Экологический лодж "Keur Saloum" посещают в основном любители рыбной ловли. Для них есть рыболовные снасти и наживка. Спиннинг стоит по-моему 2000 FCFA в день. За наживку тоже платят отдельно. Утром нас отвезли вдоль мангровых зарослей на остров Сипо, где живет местное население со своей королевой, по своему виду напоминавшую уборщицу из какой-нибудь провинциальной школы. Живет население в соломенных хижинах, на весь остров одна солнечная батарея, заряда которой хватает на один радиоприемник. Питаются устрицами и рыбой.

Надолго нас там не хватило. Такое ощущение, что туристов везут в места, где они должны проникнуться духом сострадания и сделать все возможное, чтобы скрасить денежными вливаниями быт местного населения.

По пути обратно мы остановились, чтобы половить рыбу. Пара человек из группы арендовали спиннинги. Кое-что удалось поймать, так по мелочи, не для фотографии. С обеда мы взяли в аренду байдарку за 2000 FCFA в час и поехали кататься по местным протокам. Течение реки было медленное и особо напрягаться не приходилось. Мы высадились на какой-то необитаемый остров, исцарапались о сухой колючий кустарник и вернулись в лодж. Вечером владельцы лоджа (бельгийцы по моему) устроили небольшой концерт местной труппы с танцами под барабаны.

Шестой день 28.11

Сегодня мы временно покидаем страну для посещения еще одного государства Гамбии, расположенной внутри Сенегала. 25 км пути и мы на границе. Микроавтобус сразу облепили менялы. В Гамбии местные деньги - "Даласи".

1 USD = 27 D, 1 Евро = 36 D. В Банжуле курс был чуть лучше, на пару единиц, не больше. После менял пошли продавцы орехов и бананов, потом просто попрошайки. Гид ходил с нашими документами на паспортный контроль в одноэтажное здание, пока мы ожидали в микроавтобусе. За визу заплатили по 1000 D с человека. Обычный штамп в паспорте на разовый въезд. Далее мы приехали до городка, откуда на пароме должны были переплыть реку Гамбия, которая пересекает всю страну с востока на запад. Паром единственный способ перебраться с берега на берег, потому что мостов через реку Гамбию просто нет. Власти Сенегала предлагали построить мост, но гамбийцы против. Нам стало ясно почему, когда мы увидели, что творится на паромной переправе. Куча автомобилей, ожидающих своей очереди, какие-то лица, снующие и предлагающие пройти без очереди. Тут же предлагают какую-то "траву". В общем местно достаточно криминальное. У нас правда проблем не было - все было довольно дружелюбно. Наш багаж, привязанный на крыше микроавтобуса, доехал в целости и сохранности к нашему удивлению.

Удивлению потому, что нам пришлось проходить на паром отдельно от микроавтобуса. Он остался ждать своей очереди "без очереди". Мы же вместе с местным населением, набившимся на паром, стояли под жаркими лучами на железной палубе судна. Доплыли мы до столицы Гамбии - города Банжула за 40 минут. Городок невысокий, бедный. Там мы отправились в ресторан, где пообедали за 350-400 D с человека. Велено было ожидать микроавтобуса, который должен был прибыть со следующим паромом . В ожидании сходили на ближайший рынок посмотреть на товары. В продаже был такой ширпотреб, который бывает у нас на блошиных рынках. Очень много было мастерских, где мужчины и женщины со швейными машинками что-то "мастырили". Здесь нам впервые за все время показали где можно купить магниты - местное творчество, вырезанное из дерева подобие хижины, с надписью черной тушью и магнитом, вделанным в дерево, каким-то кустарным способом. Весь этот "hand made" стоил по 100-150 D за штуку.

Больше на рынке нам делать было нечего и мы пошли к ресторану, где нас уже искал гид. Похоже микроавтобус раньше позднего вечера не ожидался и нас на такси отправили в отель "Аtlantic" 4*. Отель шикарный, по сравнению с тем, где мы были и как оказалось впоследствии где будем. Хороший большой бассейн, выход на пляж. И самое главное пляж был чистым, о чем мы уже начали забывать.

Седьмой день 29.11

Сегодня мы отправляемся в заповедник Абуко, где должны обитать птицы - около 200 видов. На входе даже предоставляют в аренду бинокли. Видимо только с помощью бинокля и можно было кого-то увидеть. Мы были без бинокля и никого не заметили.Гуляли по тропе, проложенной среди лиан, мимо термитников. Дошли до небольшого зооуголка, в котором за решеткой бегали обезьяны, а в другом вольере содержались гиены с грифами. На этом первая часть нашей экскурсии была завершена и мы отправились в другое местечко Бакау, где содержатся священные крокодилы "Катчикалли". В чем их святость мы не поняли. Водоем, в котором они содержатся весь зарос ряской. Лежащие на берегу крокодилы напоминали поросшие мхом заброшенные экспонаты зоологического музея. Периодически крокодилы меняли свое местоположение. Удивительно, но рядом с ними можно было сфотографироваться.

В других местах, где мы бывали это было довольно рискованное мероприятие и не везде туристов допускали. А здесь все разгуливали мимо рептилий, чуть не наступая им на голову. К обеду мы вернулись в отель и пошли загорать. Температура воды в океане была 30 градусов, воздуха 36 градусов по Цельсию. Все бы хорошо, но появился какой-то мелкий гнус, который довольно ощутимо кусался и российская мазь от москитов на них совершенно не действовала.

Восьмой день 30.11.

Сегодня мы исследуем очередной национальный парк Макасуту - пальмовый лес, перемежающийся зарослями лиан, чем то напоминающий наш вчерашний заповедник. Так же как и накануне обещанного обилия птиц мы так и не увидели. Нас провезли на пироге по протокам, среди мангровых зарослей, которые были просто усеяны устрицами. Далее прошли пешком до шалаша местного гамбийского шамана 90 лет от роду, которому дано разрешение жить в этом национальном парке и который предсказывал нам будущее, глядя на отражение в зеркале, помахивая козьей ножкой. По пути на одного члена нашей группы напала группа бабуинов, так что он спасся от них запрыгнув на пальму, изрядно повеселив всю группу.

Днем нас заставили оплатить местный ужин по 300 D под деревянным навесом. Пока мы перекусывали местный фольклорный ансамбль пытался что-то изобразить, но на клубном деревенском уровне. Вечером мы съездили в казино, которых оказалось достаточное количество в клубном центре Банжула. Как оказалось мы жили у порта, практически на отшибе от основной ночной жизни. Таксист взял 600 D за машину. Мы ехали где-то около получаса от отеля и пока мы играли в казино он нас еще 2 часа ждал. Машина конечно была вся "ушатанная", но доехали мы без происшествий. На выезде из одного района в другой стоят сплошные военные посты, которые останавливают все движущие средства для проверки. Туристов не трогают, но ночью все это малоприятно.

Девятый день 01.12.

С Гамбией покончено, нам надо как-то выбраться отсюда обратно в Сенегал. Путь такой же, только паромом из Банжула в Барр.паром вмещает лишь 14 легковых автомобилей или 2-3 большегрузных автомобиля. Гид в этот раз платил видимо уже всем, поскольку рядом с нашим микроавтобусом постоянно находились какие-то сопровождающие, которые махали руками, организовывая очередь "вне очереди". Платить приходилось видимо в районе 100 USD, потому что проезжали одни джипы. Вот с такой очередью "вне очереди" нам пришлось стоять около 1,5 часов, хотя мы выехали рано утром. Но тем не менее у нас все получилось и мы пересекли реку Гамбия. По дороге из порта мы заехали в деревню Джафферек, некое подобие острова Гори, но на другой территории. Все не так масштабно, как в Сенегале, но учитывая местные байки, по видимому все население в то время занималось работорговлей.

Далее уже наш путь лежал в курортное место Сали. Ехать нужно было всего 250 км, но из-за разбитых дорог добирались около 6 часов. Подводя итоги по Гамбии можно отметить, что смотреть там абсолютно нечего, только время терять. Для постановки штампа о пребывании в Гамбии, достаточно просто пересечь границу, проехаться по местным деревенькам и обратно в какую-нибудь другую страну.

Десятый день 02.12.

Сегодня мы отправляемся в еще один заповедник "Бандия" где все-таки надеемся увидеть африканских животных. Парк расположен поблизости от городка Сали, ехали мы минут 20. В заповеднике нас возили на открытом джипе и здесь мы наконец увидели хоть что-то из животного мира. К нам выходили бородавочники, зебры, антилопы и жирафы. Хищников на территории парка нет и поэтому парнокопытные ничего не боятся. Территория парка составляет 15 ГА, огорожена решеткой и животным отсюда не выбраться, правда они особо и не стремятся. Особенно долго мы искали двух черных носорогов, которые запрятались под деревья и отдыхали в тени.

Выйти из машины здесь нам не разрешили, хотя в других местах парка проблем не было. Мы сфотографировались у 1000 летнего баобаба, стоящего посреди парка. Дерево очень большого обхвата. В сувенирном месте парка мы наконец обнаружили магниты с Сенегалом, которые мы безуспешно пытались найти все время нашего путешествия. Магниты эти, как и Гамбийские, кустарного производства, но что уж есть. По пути из парка в наш отель "Savana" 3* заехали на рынок в прилегающий к Сали городок Мбур, но кроме обилия грязи на улицах больше ничего не впечатлило.

Предпоследний день 03.12

Сегодня у нас свободный день от экскурсий. Нам никуда не надо отправляться, можно просто лежать под солнцем. Пляжи в Сали песчаные, относительно неширокие, но народа на пляже особо нет, так что гулять можно спокойно. Лежаки стоят в основном на территории отеля. Пляжи чистые, видимо в этом районе их все-таки убирают . Делать в районе особо нечего, магазины вечером уже в 18 часов, после захода солнца, уже закрыты.

В отеле никакой анимации нет, поэтому каждый предоставлен самому себе. телевизоры в номере есть, но показывают каналов 15 не больше, в основном на французском языке. Было поблизости казино, но оно открывалось ближе к 22 часам и работало не каждый день. В Сенегале в казино мы не попали. Отель сам по себе конечно убогенький, нам не понравился. Хорошо, что наш тур подходит к завершению.

Последний день 04.12

Ну вот и последний день. погода стояла чудесная, не сильно жарко, океан теплый, спокойный. Мы закупались сувенирами и подарками по мелочи. Покатались на скутере за 30 Евро - 20 минут. Вечером собрались на пляже группой отметить завершение нашего путешествия. Вечером в 22 часа за нами прислали микроавтобус и мы поехали 60 км в аэропорт Дакара. Вылет у нас был намечен на 2 часа утра и до этого времени мы походили по магазинам. Косметика была так себе, а спиртное даже дешевле чем в Шереметьево. Обратный путь у нас был Турецкими авиалиниями 7 часов до Стамбула (5400 км) и далее в Москву. Подводя итоги можно отметить, что в этот раз "Miracle" выполнил обещанное и не испортил путешествия.

Тур получился больше этнографическим, запомнился обилием грязи в Сенегальских поселениях, островом Гори, багги в окрестностях розового озера, огромное количество баобабов и главный итог "Больше не хочу в Сенегал", хотя мы ни о чем не жалеем в декабре месяце 2011 года.

Айвенго
    18/01/2012 00:27

Новости из Гамбии

10.01.23 Гамбия и Сенегал отказались от антиковидных ограничений
    26.12.15 Визовая политика стран: итоги 2015 года
    10.03.15 В Сьерра-Леоне почти победили Эболу
    20.02.15 Все больше стран мира упрощает визовые режимы
    20.01.15 Гамбия отменила визы для туристов из России
    02.07.14 Роспотребнадзор предупреждает: в Западной Африке - вспышка лихорадки Эбола